Научная статья на тему 'ИЗМЕНЕНИЯ В ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ В ОТНОШЕНИИ ЗАСТРОЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ, ПОДЛЕЖАЩИХ РАЗВИТИЮ'

ИЗМЕНЕНИЯ В ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ В ОТНОШЕНИИ ЗАСТРОЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ, ПОДЛЕЖАЩИХ РАЗВИТИЮ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
21
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ ЗАСТРОЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ / ДОГОВОР О РАЗВИТИИ ЗАСТРОЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ / КОМПЛЕКСНОЕ И УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ ТЕРРИТОРИИ / ДОГОВОР О КОМПЛЕКСНОМ РАЗВИТИИ ТЕРРИТОРИИ / ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ / ПРОЕКТЫ ПЛАНИРОВКИ И ПРОЕКТЫ МЕЖЕВАНИЯ ТЕРРИТОРИИ / АВАРИЙНЫЙ И ВЕТХИЙ ЖИЛОЙ ФОНД

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кавардакова О. А.

Статья посвящена внесениям изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, вступившим в силу с 1 января 2017 года, касающихся градостроительной деятельности в части совершенствования регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории и обеспечения комплексного и устойчивого развития территорий. Рассмотрены новые механизмы развития застроенных территорий и модернизация процесса по управлению развитием застроенных территорий, порядок и условия принятия решений в отношении таких территорий и заключение договоров о развитии застроенных территорий и о комплексном развитии территорий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHANGES IN URBAN PLANNING LAWS IN RELATION TO BUILT-UP AREAS TO BE DEVELOPED

The article is devoted to amending the town planning code of the Russian Federation, which entered into force on 1 January 2017 concerning urban activities in terms of improving regulation for the preparation, coordination and approval of documentation for territory planning and for integrated and sustainable development of territories. We consider the new mechanisms of development of built-up areas and upgrading of the process for managing the development of built-up areas, the procedure and conditions for decision-making in respect of such territories and the conclusion of agreements on development of built-up areas and on complex development of territories.

Текст научной работы на тему «ИЗМЕНЕНИЯ В ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ В ОТНОШЕНИИ ЗАСТРОЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ, ПОДЛЕЖАЩИХ РАЗВИТИЮ»

промышленной территории в последние годы превратился в современный район жилой и коммерческой застройки.

Кавардакова О.А. магистрант 2 курса

кафедра региональной, муниципальной экономики и управления Уральский государственный экономический университет

Россия, г. Екатеринбург

Kavardakova O.A.

Undergraduate

2 course, Department of regional, municipal Economics and management

Ural state economic University Russia, Ekaterinburg

ИЗМЕНЕНИЯ В ГРАДОСТРОИТЕЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ В ОТНОШЕНИИ ЗАСТРОЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ, ПОДЛЕЖАЩИХ

РАЗВИТИЮ

CHANGES IN URBAN PLANNING LAWS IN RELATION TO BUILT-UP AREAS TO BE DEVELOPED Статья посвящена внесениям изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, вступившим в силу с 1 января 2017 года, касающихся градостроительной деятельности в части совершенствования регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории и обеспечения комплексного и устойчивого развития территорий. Рассмотрены новые механизмы развития застроенных территорий и модернизация процесса по управлению развитием застроенных территорий, порядок и условия принятия решений в отношении таких территорий и заключение договоров о развитии застроенных территорий и о комплексном развитии территорий.

The article is devoted to amending the town planning code of the Russian Federation, which entered into force on 1 January 2017 concerning urban activities in terms of improving regulation for the preparation, coordination and approval of documentation for territory planning and for integrated and sustainable development of territories. We consider the new mechanisms of development of built-up areas and upgrading of the process for managing the development of built-up areas, the procedure and conditions for decision-making in respect of such territories and the conclusion of agreements on development of built-up areas and on complex development of territories.

Ключевые слова (развитие застроенных территорий, комплексное и устойчивое развитие территории, комплексное развитие территории, договор о развитии застроенных территорий, договор о комплексном развитии территории, органы местного самоуправления, проекты планировки и проекты межевания территории, аварийный и ветхий жилой фонд)

Keywords (built-up area development, integrated and sustainable development

of the territory complex development of the territory, the contract on development of built-up areas, the Treaty on integrated development of the territory, local authorities, project planning and project surveying the territory, emergency and dilapidated housing)

3 июля 2016 года был принят Федеральный закон № 373-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории и обеспечения комплексного и устойчивого развития территорий и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации», который полностью исключил основания для принятия решений о развитии застроенных территорий в части объектов, не соответствующих градостроительным регламентам территориальных зон. При развитии застроенной территории, в границах которой расположены исключительно аварийные многоквартирные жилые дома, экономическая и градостроительная составляющие являлись неблагоприятными, что в большинстве случаев приводило к сокращению успешно реализуемых проектов по процедуре развития застроенных территорий.

Новый механизм, введенный Федеральным законом от 03.07.2016 № 373-ФЗ (комплексное и устойчивое развитие территорий), должен был стать не перспективой, а новым дополнительным инструментом для реновации застроенных территорий, на которых нет аварийного жилого фонда. К сожалению, на сегодняшний день отсутствует практическая точка зрения и поэтому можно прогнозировать переориентирование частных инвестиций из социально-важных проектов, предусматривающих расселение граждан их аварийных многоквартирных домов, в новые проекты, которые основаны на механизме комплексного и устойчивого развития территорий в соответствии с Федеральным законом

от 03.07.2016 № 373-ФЗ.

В первой редакции законопроекта предусматривалась только идеология развития промышленных территорий, основанная на противоречивых основаниях, к моменту принятия законопроекта его концепция кардинально изменилась.

Проанализируем данный закон и рассмотрим главные аспекты его разработки.

В соответствии с вышеуказанным законом в Градостроительный кодекс Российской Федерации вносится понятие «деятельность по комплексному и устойчивому развитию территории» в целях обеспечения наиболее эффективного использования территории, в дальнейшем законодатель начинает развивать это понятие и устанавливать требования к документам по планировке территорий, их составу и содержанию, исходя из принципа комплексного развития территории. Кроме того, уточняются формулировки и терминология, используемые при их подготовке.

В частности, вводятся понятие «линейный объект», «красные линии», указанных в пункте 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, и понятие «элемент территории общего пользования и иные подобные элементы» (пункт 35 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации), также внесены и другие новые термины, а некоторые существующие формулировки представлены в новой редакции. Данные новации одновременно являются упрощением требований к обязанностям по разработке документов по планировке территории, так и ужесточением требований к составу и содержанию указанной документации в случае необходимости их разработки.

Хочется также отметить то, что законодательство определило требования к органам федеральной или муниципальной власти к главам поселений, городских округов по внесения изменений в правила землепользования и застройки в части размещения объектов федерального значения, именно в случае отсутствия таковых в правилах землепользования и застройки в течение тридцати дней со дня получения такого требования без проведения публичных слушаний. Рассматриваемая норма дает возможность определения оперативного решения градостроительных задач при размещении объектов капитального строительства за счет бюджетных средств различных уровней. Кроме того, уточняются случаи обязательности разработки документов по планировке территории, а также их состав, содержание и порядок посредством внесения изменений в статью 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Указанные внесения изменений определяют требования к составу материалов инженерных изысканий для подготовки документации (в том числе проектной), что обусловлено необходимостью устранения большинства проблем в отношении потери фондов инженерных изысканий в последние десятилетия.

Наконец, четко рассматривается реализуемое право самостоятельно принимать решение о разработке проектов планировки территорий именно участниками правоотношений по договорам о развитии застроенных территорий, комплексном освоении территории, правообладателями линейных объектов, субъектами естественных монополий, но за счет собственных и бюджетных денежных средств.

Также, нововведением в градостроительное законодательство является уточнение статуса и содержания градостроительного плана земельного участка как документа архитектурно-строительного проектирования, определение срока его действия, установление сроков действия градостроительных планов земельного участка и ранее выданных для проектирования градостроительных планов до введения в действие Федерального закона от 03.07.2016 № 373-ФЗ.

Подводя итог, можно сделать следующий вывод - все изменения, внесенные в Градостроительный кодекс Российской Федерации, посвящены подготовке и утверждению документов по планировке территории, сроков и порядка их реализации, и продолжают тенденцию к вертикальным решениям

уполномоченных органов в отношении бюджетных объектов и их либерализации в случае инициативных действий различных участников инвестиционных проектов.

Использованные источники:

1. Градостроительный кодекс Российской Федерации;

2. Федеральный закон № 373-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования регулирования подготовки, согласования и утверждения документации по планировке территории и обеспечения комплексного и устойчивого развития территорий и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».

Кавардакова О.А. магистрант 2 курса

кафедра региональной, муниципальной экономики и управления Уральский государственный экономический университет

Россия, г. Екатеринбург

Kavardakova O.A.

Undergraduate

2 course, Department of regional, municipal Economics and management

Ural state economic University Russia, Ekaterinburg

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ И АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ МЕХАНИЗМА ПО УПРАВЛЕНИЮ РАЗВИТИЕМ ЗАСТРОЕННЫХ ТЕРРИТОРИЙ LEGAL ASPECTS AND ANALYSIS OF IMPLEMENTATION MECHANISM FOR MANAGING DEVELOPMENT OF THE BUILT UP

TERRITORIES

Статья посвящена основным ключевым правовым аспектам в градостроительной деятельности, а именно в отношении управления развитием застроенных территорий. Рассмотрены установленные в соответствии с действующим законодательством требования относительно реализации механизма по управлению развитием застроенных территорий, проанализирована работа субъектов Российской Федерации по принятию решений о развитии застроенных территорий,

а также выявлены проблемы в управлении развитием застроенных территорий.

The article is devoted to key legal aspects in urban planning, namely in relation to the management of development of built-up areas. Considered installed in accordance with the current legislation requirements for the implementation of the mechanism for managing the development of built-up areas, analyzed the work of constituent entities of the Russian Federation for decision-making about the development of built-up areas, as well as the problems identified in managing the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.