Научная статья на тему 'ИЗМЕНЕНИЯ ПУЛЬСА И АРТЕРИАЛЬНОГО ДАВЛЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ДНЯ'

ИЗМЕНЕНИЯ ПУЛЬСА И АРТЕРИАЛЬНОГО ДАВЛЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ДНЯ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
233
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — К. Георгиев, П. Балевски

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ИЗМЕНЕНИЯ ПУЛЬСА И АРТЕРИАЛЬНОГО ДАВЛЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ДНЯ»

активные изотопы в машиностроении. М., 1956. — Садовский П. В кн.: Вопросы ядерной энергетики. М., 1958, № 3, стр. 92. — Комар С. Радиоактивные изотопы в биологии и сельском хозяйстве. М., 1957. — Кэмпбэлл Д. О. В кн.: Материалы Международной конференции по мирному использованию атомной энергии. М., 1955, т. 9, стр. 676.— Tompkins Р. С., Bizzell О. М., Watson С. D., Indust. Eng. Chem., 1950, v. 42, p. 1475. — Tompkins P. C., Ibid., p. 1469.

Поступила 1/VII 1961 r.

HYGIENIC EVALUATION OF CONSTRUCTION MATERIALS AND OF MEASURES USED FOR THEIR DECONTAMINATION FROM RADIOACTIVE IRON

M. I. Gneushev, R. S. Kalinova

The article presents the results of experimental desactivation of certain construction and decoration materials contaminated with radioactive iron. The tests were performed on sylicate and organic glass plasticate 57—40, linoleum, stainless steel of the 1X18H9T, grade ceramic floor and glazed tiles. On the basis of the results obtained the authors recommend plasticate 57—40 organic glass, stainless steel and, wherever possible, sylicate glass to be used as finishing materials for radioactive laboratoris. The use of ceramic floor and glazed tiles should be reduced to a minimum since these materials are difficult to decontaminate. The desactivation of materials contaminated with radioactive iron, may be efficiently attained by their treatment with kerosene, alkaline potassium permanganate and final washing with reducing solutions (I and II solution) and with 9% solution of nitric acid.

-At -fr it

• » •

ИЗМЕНЕНИЯ ПУЛЬСА И АРТЕРИАЛЬНОГО ДАВЛЕНИЯ У ШКОЛЬНИКОВ В ТЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ДНЯ

Старший научный сотрудник К. Георгиев, младший научный сотрудник П. Балевски

Из института педагогики Болгарской академии наук

С целью изучения изменения пульса и артериального давления у учащихся различных классов в продолжение учебного дня, преимущественно при теоретических занятиях, были проведены наблюдения в течение недели в начале и конце каждой трети учебного года у 79 учеников 1-го, 3-го, 5-го, 7-го 9-го, 10-го и 11-го классов (по 10—12 человек из каждого класса, поровну мальчиков и девочек).

Артериальное давление измеряли аппаратом «Эркаметр» (ширина манжеты 14 см). Пульс исследовали в течение 30 секунд. Как пульс, так и артериальное давление исследовали в положении сидя за партой.

Проведенными исследованиями было установлено, что пульс в конце учебного дня при теоретических занятиях у большинства детей замедляется во всех возрастных группах: у девочек в среднем на 3—13 и у мальчиков на 2—11 ударов в минуту.

Таблица 1

Изменения пульса в конце учебного дня по сравнению

с исходными данными (в процентах)

Пульс у мальчиков Пульс у девочек

уча- неизменен- замедлен- уча- неизменен- замедлен-

щенный ный ный щенный jp'j ный ный

1-й 27 23 50 33 3 64

3-й 21 16 63 22 2 76

5-й 7 10 83 10 10 80

7-й 50 2 48 21 4 75

9-й 11 2 87 V 18 5 77

10-й 26 18 56 22 21 57

11-й 20 23 57 9 6 1 4 85

Из табл. 1 видно, что имеются случаи, когда пульс ускорялся или остался неизмененным. Только у 50% мальчиков 7-го класса наблюдается учащение пульса в конце учебного дня. Это, вероятно, связано с повышенной возбудимостью нервной системы в пубертатном периоде. Подтверждением этого объяснения могут служить результаты исследований типа высшей нервной деятельности учеников 7-го и 9-го классов речедвигательной методикой А. Г. Иванова-Смоленского. Оказывается, что ученики, у которых встречается учащение пульса в конце учебного дня, чаще принадлежат к возбужденному типу высшей нервной деятельности, а дети с замедленным пульсом — к тормозному типу.

/класс

^ <92 •

¿Ъ/ Л Ш17

час

V класс

X? класс

бремя

I Л Ш17 V ¿Ъ час

¿¡¿мерена я л у¿7 б с а

7 Л Ш17 7 час

% *

Рис. 1. Изменение пульса в продолжение учебного

дня.

а — мальчики; б — девочки.

У учеников 1-го, 5-го и 11-го классов исследования проводились после каждого урока, чтобы установить динамику пульса в течение учебного дня (рис. 1).

На рис. 1 видно, что в продолжение учебного дня пульс все больше замедляется, но в предпоследнем или последнем учебном часу останавливается на одном уровне или слегка учащается. Интересно, что в начале трети учебного года наблюдается некоторое учащение пульса в последнем учебном часу (по сравнению с предпоследним учебным часом), в то время как в конце трети такое относительное учащение пульса констатируется еще в предпоследнем учебном часу.

Максимальное артериальное давление в конце учебного дня по сравнению с исходным положением перед учебными занятиями понижается, а минимальное чаще повышается, вследствие чего амплитуда артериального давления в конце учебного дня понижается у всех исследованных возрастных групп (табл. 2).

Как при изменении пульса, так и в отношении артериального давления имеются случаи, когда амплитуда увеличивается или остается неизменной.

У учеников возбудимого и уравновешенного типа уменьшение амплитуды артериального давления встречается реже, чем у инертного и тормозного типов, но из-за малого числа исследованных учеников вопрос требует дальнейшего изучения. Изменения артериального давления после каждого учебного часа показали, что до третьего учебного часа существует тенденция к более выраженному снижению максимального

Таблица 2

Изменения артериального давления в конце учебного дня по сравнению с исходным положением перед учебными занятиями (в миллиметрах ртутного столба)

Класс Давление у девочек Давление у мальчиков

максимальное минимальное 1 амплитуда максимальное минимальное амплитуда

I II III. I II III I II III I II III I II III I II III

1-й 98 85 — 13 56 54 —2 42 31 — 11 98 92 —6 59 61 +2 39 31 —8

3-й 125 120 —5 89 87 —2 36 33 —3 131 128 —3 91 90 — 1 40 38 —2

5-й 110 106 4 70 72 +2 40 34 —6 106 101 —5 62 69 +7 44 32 — 12

7-й 104 102 —2 67 69 +2 37 33 4 109 104 —5 69 72 +3 40 32 — 8

9-й 118 110 —8 65 65 0 53 45 —8 110 106 4 67 70 +3 43 36 — 7

10-й 118 112 —6 69 72 +3 49 40 9 117 112 —5 69 73 +4 48 39 — 9

11-й 130 124 —6 77 80 +3 54 44 —9 122 115 —7 70 74 +4 52 41 —11

Примечание. I — перед занятиями; II—после занятий; III — разница.

Таблица 3

Изменение артериального давления на протяжении учебного года

х Классы Время исследования Максимальное артериальное давление Минимальное артериальное давление Амплитуда

мальчики девочки мальчики девочки мальчики девочки

« • Ж • ю • • « Ю « • • <5 • ю • « • <2 • Ю « • <5 • « • Ю « • <г • <2 • Ю С •

Перед занятиями . . 98 110 130 98 106 • 122 56 70 77 59 62 70 42 40 53 > 39 44 52

После 1 часа .... 98 109 128 95 104 119 57 69 80 59 62 70 41 40 48 36 42 49

» 2 часов .... 93 109 125 93 104 117 58 71 79 59 65 73 35 38 46 34 39 44

» 3 » .... 93 103 122 93 101 111 59 73 80 63 66 71 34 30 42 30 35 41

» 4 » .... 85 107 128 92 100 115 54 74 81 61 67 72 31 34 47 31 33 42

» 5 » .... - 106 124 — 101 115 -- 72 80 69 74 - 34 44 - 32 41

и, наоборот, к повышению минимального артериального давления. В результате этого амплитуда артериального давления уменьшается с каждым часом. На четвертом или пятом учебном часу чаще наблюдается меньшее увеличение амплитуды артериального давления по сравнению с третьим учебным часом (табл. 3).

В начале учебной трети года незначительное увеличение амплитуды артериального давления появляется во время последнего учебного часа, в то время как в конце трети это явление наблюдается еще во время предпоследнего учебного часа (рис. 2).

Итак, в течение учебного дня при изучении теоретических предметов пульс учеников замедлен, а амплитуда артериального давления уменьшается вследствие понижения максимального и повышения мини-мального артериального давления.

Включение в учебную программу часов физического воспитания, ручного труда или практических занятий изменяет динамику пульса и артериального давления в продолжение учебного дня. В дни с ручным трудом и физкультурой пульс и амплитуда артериального давления в конце учебного дня являются менее выраженными.

Подобные результаты получаются и при включении в учебную программу дня практических занятий по политехническим предметам.

Следовательно, обозначение дневной динамики пульса и артериального давления в учебные дни с теоретическими занятиями может служить базой, по которой можно судить о благоприятном воздействии некоторых мероприятий, имеющих целью облегчение учебной деятельности

56 - 55

$4 ' 5г\

5г • \

¿о : А

I46 -

-

40 -

3d

Мальу у /г a

\<?5

/Jefiov к и

л я с уг е : 7 F Ш Ж у</е6//0г& часа

11

л осл е: / J Д7 /Г 7 ууеЯлогя </ос¿2

учащихся путем включения в учебную программу занятий физкультурой, часов ручного труда, практических занятий, продленных перемен и пр. В будущем следует уточнить границы изменения пульса и артериального давления под влиянием гигиенических мероприятий, которые следует считать благоприятными.

Для доказательства того, что изменения пульса и артериального давления учащихся в продолжение учебного дня обусловлены учебными занятиями, были проведены исследования пульса и артериального давления нескольких групп учеников в те же часы во время зимних и летних каникул, т. е. при отсутствии учебной нагрузки. Оказывается, чтс в конце учебного года пульс чаще замедляется, во время каникул в эти же часы пульс часто оказывается учащенным или неизмененным.

В то время как в конце учебного года чаще происходит повышение минимального артериального давления, во время каникул, наоборот,

минимальное давление чаще снижается или остается без изменений, так что амплитуда артериального давления в конце учебного дня уменьшается вследствие понижения максимального артериального давления и повышения минимального, а при отсутствии учебной нагрузки амплитуда артериального давления слегка уменьшается исключительно за счет сниженного максимального артериального дав-

Рис. 2. Изменения амплитуды артериального даз- ^ения ления в продолжение учебного дня (в миллимет- " т?'

pax ртутного столба). ьстественно, установ-

а-начало третей; в - конец сроков. ЛеННЫе ИЗМенеНИЯ ПуЛЬСа И

артериального давления у учащихся в продолжение учебного дня следует объяснять не только учебной работой, но и целым комплексом неблагоприятных Факторов школьной среды. Несомненно, влияет и неподвижное положение тела в продолжение учебного дня.

Можно предполагать,^что изменения пульса и артериального давления учащихся в конце учебного дня зависят от эмоционального фактора, связанного с наступлением конца учебных занятий. Известное влияние на пульс и артериальное давление учащихся оказывает изменение состава воздуха и микроклимата классной комнаты (К. Георгиев и сотрудники).

Констатированные изменения пульса и артериального давления у учащихся во время учебных занятий могут быть объяснены с позиции учения И. П. Павлова. Под воздействием учебной нагрузки в коре мозга появляются очаги возбуждения, которые индуцируют отрицательную фазу подкорковых центров, в данном случае на сосудисто-двигательный и сердечно-регуляторный центр, в результате чего пульс замедляется, а пульсовое давление снижается. Этому способствует и почти неподвижное положение тела в течение учебных занятий. К концу занятий продолжительная нагрузка одних и тех же областей коры головного мозга (анализаторов) ведет к развитию охранительного торможения, которое индуцирует (по механизму положительной индукции) возбудительную фазу в подкорковых центрах и двигательном анализаторе. С помощью этого физиологического механизма уставшие клетки мозга ускоряют процесс своего восстановления, так как, как доказал И. М. Сеченов, восстановление уставших клеток осуществляется быстрее не от пассивного

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

отдыха, а когда включаются в действие другие, не уставшие области мозга. Эта повышенная возбудимость подкорковой области и двигательного анализатора в последние учебные часы при наших исследованиях выражается в учащении пульса и увеличении пульсового давления по сравнению с третьим учебным часом, а также с двигательным беспокойством учащихся.

Незначительное учащение пульса и увеличение амплитуды артериального давления к четвертому или пятому учебному часу является выражением I, возбуждающей, стадии усталости. Как известно, ряд авторов признает существование двух стадий усталости: I — возбуждающая, II — тормозящая (Л. С. Богаченко, В. Я. Кряжев и др.). К концу учебного дня большая часть учащихся находится, по мнению Л. С. Богаченко, в возбуждающей стадии усталости. У остальных, которые являются чаще детьми с тормозным типом высшей нервной деятельности, возбуждающая стадия усталости не проявляется. Она переходит прямо во II, тормозящую, стадию,. В. Я. Кряжев говорит о I стадии «охранительного возбуждения», которая предшествует II стадии охранительного торможения. Относительное учащение пульса и относительное увеличение амплитуды артериального давления в конце учебного дня проявляется в начале каждой трети в последнем учебном часу, а в конце третей — в предпоследнем часу, и свидетельствует, что в конце третей усталость среди учащихся наступает быстрее, чем в начале. /

Полученные результаты дают представление о приблизительной продолжительности учебных занятий в различных классах. Ученики 1-го класса могут плодотворно работать только в течение 3 учебных часов, 5-го класса — в продолжение 3—4 уроков. В конце третей продолжительность эффективных занятий становится еще более ограниченной.

Следовательно, четвертый учебный час в младших классах и пятый, а тем более шестой учебный час в старших классах проводятся при проявлениях усталости в коре головного мозга, поэтому эффект от преподавания в эти часы гораздо меньше.

Выводы

1. Несмотря на большую неустойчивость пульса и артериального давления у учащихся всех возрастных групп, выявлены закономерные изменения этих показателей в течение учебного дня с теоретическими предметами, а именно: с каждым учебным часом пульс замедляется, максимальное артериальное давление снижается, а минимальное повышается, в результате чего амплитуда артериального давления все больше уменьшается. Только в конце учебного дня наблюдается легкое учащение пульса и повышение амплитуды артериального давления, которое, вероятно, является выражением I, возбуждающей, стадии усталости.

2. При включении в учебную программу часов физического воспитания, ручного труда и практических занятий замедление пульса и уменьшение амплитуды артериального давления выражены меньше.

3. При отсутствии учебной нагрузки (во время каникул) в такие же часы исследований пульс чаще ускоряется, максимальное и минимальное артериальное давление снижается, амплитуда артериального давления почти не изменяется.

4. Изменения пульса и артериального давления в продолжение учебного дня можно поставить в связь с типологическими и возрастными особенностями у учащихся, больше выраженными у девочек, чем у мальчиков.

ЛИТЕРАТУРА

Богаченко Л. С. Труды Ин-та высшей нервной деятельности. Серия пато--физиол., 1956, т. 2, стр. 57. — Иванов-Смоленский А. Г. Методика исследования условных рефлексов у человека. М., 1953. — Кряжев В. Я. Труды 2-й научной

4 и

конференции по возрастной морфологии и физиологии. М., 1955, стр. 27.— Георгиев К., Иванова 3. Изв. на Ин-та за физическ. възпитание и ушлишна хигиена, 1959, кн. 5, стр. 59. — Г о ц е в Т., Иванова А. В кн.: Годишник на медицинската • академия «Вълко Червенков» 1949/50. София, 1950, стр. 1.

Поступила 14/УШ 1961 г.

# ^

О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ школьников С ОТКЛОНЕНИЯМИ СО СТОРОНЫ ОРГАНОВ ЗРЕНИЯ И СЛУХА

* ч.

Кандидаты медицинских наук В. М. Левин и Э. С. Рутенбург

Из отдела рабочей молодежи Ленинградского института гигиены труда

и профессиональных заболеваний

Перестройка народного образования и приобщение школьников к труду ставят перед школьными врачами и врачами, обслуживающими подростков, ответственные задачи по осуществлению врачебной профессиональной консультации.

Результаты наблюдений в ряде районов Ленинграда показали, что объем профессионально-консультационной работы в школе значителен и что наибольшее количество затруднений и ошибок при определении •пригодности школьников к той или иной работе у врачей возникает в связи с отклонениями со стороны органа зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата и нервной системы. ,

Углубленное обследование учащихся старших классов средних общеобразовательных школ 4 районов Ленинграда, проведенное в детских поликлиниках под нашим (совместно с О. Б. Барским) руководством, показало, что значительное количество школьников нуждается в профессионально-консультационных ограничениях к тому или иному виду деятельности в связи с обнаруженными у них функциональными или органическими отклонениями в состоянии здоровья. Большинство этих подростков практически здорово и трудоспособно, поэтому, ограничивая тот или иной вид труда, необходимо подобрать для них наиболее целесообразную профессию, которая бы не только не усугубляла имеющихся у них отклонений, но и оказала бы корригирующее, оздоровительное влияние на состояние их здоровья.

По нашим данным, а также наблюдениям ряда авторов (А.Г.Цейтлин, Г. К. Торопова), наиболее частыми среди подростков отклонениями со стороны здоровья являются аномалии рефракций, болезни верхних дыхательных путей, болезни органа слуха, нарушение осанки и функциональные отклонения со стороны нервной системы. Степень выраженности указанных отклонений определяет характер профессионально-консультационных рекомендаций.

В табл. 1 мы приводим данные о частоте некоторых патологических отклонений у школьников старших классов Ленинграда и ¿Москвы и о частоте профессионально-консультационных ограничений при этих отклонениях, установленных нами по результатам обследования 2244 школьников Ленинграда, по сравнению с данными А. Г. Цейтлина и Г. К. Тороповой, обследовавшими 571 школьника.

Ряд отклонений, приведенных в табл. 1, является убедительным подтверждением того, что направление школьников на производственное обучение без врачебного профессионально-консультационного заключения недопустимо.

При определении профессиональной пригодности подростков мы руководствовались: 1) приказом министра здравоохранения СССР и министра трудовых резервов Союза ССР за № 701/196 от 8—19/VIII

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.