Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СРОКОВ НАЧАЛА И КОНЦА УЧЕБНОГО ГОДА В УСЛОВИЯХ КЛИМАТА ЮЖНЫХ РАЙОНОВ СССР'

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СРОКОВ НАЧАЛА И КОНЦА УЧЕБНОГО ГОДА В УСЛОВИЯХ КЛИМАТА ЮЖНЫХ РАЙОНОВ СССР Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
30
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СРОКОВ НАЧАЛА И КОНЦА УЧЕБНОГО ГОДА В УСЛОВИЯХ КЛИМАТА ЮЖНЫХ РАЙОНОВ СССР»

Выводы

1. В то время как несколько лет назад вопрос о вредном действии отдельных видов пыли мог быть разрешен лишь на основании изучения заболеваемости, теперь можно уже экспериментальным путем с довольно большой достоверностью определять фибротическое действие различных видов ¡пыли. Эти данные могут оказывать значительную помощь гигиенистам и техническим работникам в области предупреждения пнев-мокониозов.

2. Патологоанатомические исследования оказывают помощь клинической диферендиа^пьной диагностике при определении прогноза и дают возможность классифицировать пневмокониозы с морфологической точки зрения. Исследование белков крови уже теперь с успехом может быть применено на практике для этой цели.

3. Изучение различных видов пыли патологоанатомическими методами, их сравнение, изучение механизма действия силикатов, изменения функций ретикуло-эндотелиальной системы и изучение механизма образования соединительнотканных волокон в связи с кристаллической структурой, а также попытки, направленные на уменьшение поверхностной активности кристаллов, обнадеживают нас в деле достижения дальнейших результатов и выяснения отдельных важных теоретических вопросов.

Поступила 28/XII 1954 г

-А- -й- -й-

ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СРОКОВ НАЧАЛА И КОНЦА УЧЕБНОГО ГОДА В УСЛОВИЯХ КЛИМАТА ЮЖНЫХ РАЙОНОВ СССР

Доцент А. И. Канчели, кандидат медицинских наук 3. 3. Ковзиридзе Из кафедры школьной гигиены Тбилисского медицинского института

Одной из актуальных задач школьной гигиены,, еще недостаточно-разрешенных, является создание здоровой воздушной среды в классных комнатах во время учебных занятий. Особенно важен этот вопрос в условиях юга.

Климат южной полосы Советского Союза, особенно Средней Азии и Закавказья, резко отличается от климата других областей и районов СССР. Вследствие сильного нагревания этих ра'йонов летом тут формируются материковые массы воздуха субтропического типа и лето характеризуются сильной жарой со средней температурой в июле и августе от 27° до 30°, максимум 50°. В результате излучения сильно нагретой земной поверхности, а также усиленной солнечной радиации к началу учебного года в сентябре, особенно в первой его половине, продолжает еще стоять высокая температура воздуха.

Указанные климатические особенности южной полосы создают в сентябре дискомфортные микроклиматические условия в классных комнатах, препятствующие нормальному ведению занятий в школах.

С целью изучения микроклиматических условий классных комнат и их влияния на самочувствие и работоспособность учащихся мы проводили наблюдения в начале и в конце учебного года в школах Тбилиси в продолжение 3 лет (1951," 1952 и 1953). Наблюдения вели во вновь выстроенных 2 школах и четвертых классах, расположенных на втором этаже и ориентированных на северо-восток.

Оборудование классных комнат и их техническое и санитарное состояние были удовлетворительны. Площадь на одного учащегося в классе— 1,42—1,47 м2, объем — 5,32—5,55 м3. Освещение хорошее, световой коэфициект—1 : 4,3—1 :5,1. Затеняющие факторы отсутствовали. Вентиляция естественная. Выход из классов — в боковой, хорошо проветриваемый коридор.

Занятия двухсменные, начало — в 8 часов 30 минут и конец — в 17—18 часов в зависимости от класса (время местное).

Наблюдения проводили при открытых окнах в продолжение всего учебного дня ежедневно как в начале учебного года с 1 по 30 сентября, так и после роспуска учащихся, с 20 мая по 20 июня.

Май Июнь

20\21\22\23Щг5\26\27\28\29\30\31\1 \2 [3 \1\5\С\7 \8 \9 \I0\II\I2\I3\H \15\I6\I7\I8\I9\20

Сентябрь

1 2 3 4 5 6 7 в 9 10 // 12 а н 15 ■16 17 18 19 20 21 22 23 2А 25 26 27\28 29 30

29°

7Я° ч

гг к

26° \ /

25° Чх" 1 , / V

21° 1 1

23° Л л. <-\ 1

22° л 1 А V г V

21° \ ' 1 ✓ \ \ л \ *— У / V

20° V л / \ -ч л V / V /

!9° / V 'V V V •у л,

1в° л 1. V

17' V

-Температура, воздуха, в сентябре ----Температура Воздуха в мае и июне

Рис. 1. Средние показатели температуры воздуха в классных комнатах школ Тбилиси за 1951, 1952, 1953 гг. в мае, июне и в сентя&ре.

Проведенные наблюдения дали следующие результаты:

1. Средняя температура воздуха в классах во время учебного дня (от 9 до 18 часов) при открытых окнах в первой половине сентября была равна 26,7° (средняя максимальная 29°), а во второй половине сентября— 21,3° (средняя максимальная 23,8°), средняя же температура воздуха с 20 мая по 9 июня, т. е. после роспуска учащихся, в тех же классах (без учащихся) была 20,7° (средняя максимальная 23,3°), а с 10 по 20 июня — 22,5° (средняя максимальная 27°). Следовательно, в первой половине сентября температура в классах на 6° выше, чем с 20 мая по 9 июня, и на 4,2° выше, чем с 10 июня по 20 июня.

Эти данные показывают, что средняя температура воздуха в классах в первой половине сентября намного выше, чем во второй половине м.ач и в первой половине июня. Разность показателей колеблется в пределах от 3,3 до 6° (рис. 1).

Изучение изменений температуры воздуха в отдельные часы дня показало, что средняя температура воздуха в классах в первой половине сентября к 9 часам утра равнялась 23,3° (средняя максимальная 25,5°), далее она начинала интенсивно повышаться и к 15 часам достигала 27,3° (средняя максимальная 30,9").

Совершенно иная картина наблюдалааь с 20 мая по 9 июня, когда средняя температура воздуха к 9 часам утра была равна 18,1° (средняя максимальная 20,2°), а к 15 часам дня достигала 21,9° (средняя максимальная 25,6°) (рис. 2).

Таким образом, средняя температура воздуха в классах в первой половине сентября к 9 часам утра была выше на 5,2°, а к 15 часам дня —

на 5,4°, чем с 20 мая по 9 июня, т. е. после роспуска учащихся. Почти аналогичную картину получаем при сравнении средних температурных показателей первой десятидневки сентября с данными с 10 по 20 июня. Полученньгае нами температурные показатели подтверждаются данными Тбилисской обсерватории за последние 10 лет.

Следует отметить, что, несмотря на ведение занятий при открытых окнах, средняя температура воздуха в классах почти всегда превышала температуру' наружного воздуха в пределах 0,7—1,3°, что объясняется присутствием 40 школьников в классе.

В соответствии с температурой средние показатели относительной влажности в классах в первой половине сентября (55,6%) почти совпадали с данными периода с 20 мая по 10 июня (56,6%) с колебанием в пре-

-Температура воздуха. ----Температура Воздуха

в сентябре в мае и июне

Рис. 2. Средние показатели динамики почасовой температуры воздуха в классных комнатах школ Тбилиси за 1951, 1952, 1953 гг. в мае,

июне и в сентябре.

делах 48,2%—65,3%. Таким образом, существенной разницы в показателях относительной влажности между указанными периодами не отмечается. Показатели относительной влажности в классах, особенно в сентябре, несколько выше данных наружного воздуха, что объясняется присутствием учащихся и усилением потери влаги при повышенной температуре.

Изучение степени влияния микроклиматических условий на организм учащихся показало, что высокая температура воздуха в первой половине сентября вызывала потерю веса у большинства школьников, выразившуюся более резко у детей, прибывших из курортных, дачных и сельских местностей и не адаптированных к высокой температуре. Из наблюдавшихся нами 148 практически здоровых школьников в первой половине сентября потеряли в весе '81,9%, из них в первую неделю — 61,4%, а во вторую — 38,6%.

Потеря веса выразилась в следующих величинах: от 0 до 400 г — 49,8%, от 400 до 800 г — 35,7%, от 800 г и выше — 14,5%.

На потерю веса безусловно оказывали влияние и другие факторы, как перемена среды, обстановки, режима и др., но основной причиной, надо полагать, являлась высокая температура воздуха, усиливающая потерю организмом влаги, и нарушение водно-солевого баланса организма, способствующее анемизации пищеварительного тракта, снижению кислотности желудочного сока, и ряд других явлений, влияющих на потерю аппетита.

Из числа учащихся, снизивших вес в первой половине сентября, во второй половине остались при своем весе 27,8%, а 17,9% начали восстанавливать первоначальный вес. Последнее можно объяснить как снижением температуры воздуха во второй половине сентября, так и постепенной адаптацией организма к метеорологическим условиям и режиму.

Наблюдения над частотой пульса и дыхания показали, что в первой половине сентября в связи с высокой температурой на 3-м и 4-м уроке V 66,4% учащихся пульс учащался в среднем на 8—12 ударов, а учащение дыхания на 3—5 было у 60,2% школьников. Во второй половине сентября при сравнительно низкой температуре воздуха учащение пульса отмечалось у 28% тех же детей, а учащение дыхания — у 25,4% школьников. Полученные показатели частоты пульса и дыхания не указывают на резкие физиологические сдвиги, но отражают влияние повышенной температуры воздуха на организм учащихся, особенно в перзой половине сентября.

Влияние температурных факторов подтверждается также показателями кровяного (артериального) давления. Установлено, что в первой половине сентября к концу занятий (первая смена) по сравнению с утренними показателями кровяное давление снижалось на 7—9 мм ртутного столба у 47,2% школьников, тогда как во второй половине сентября эти показатели у большинства детей выравнивались и отмечалось незначительное снижение лишь у 12,9% учащихся.

По данным наблюдений в первой половине сентября, у 76,9% школьников отмечалось видимое потоотделение, причем у большинства из них нательное белье было влажное, тогда как во второй половине сентября потоотделение отмечалось лишь у 19,4% школьников.

Надо полагать, что в первой половине сентября теплопродукция преобладала над теплопередачей и имели место признаки перегрева организма.

Известно, что нарушения физиологических процессов в организме, возникающие от неблагоприятных факторов среды, в данном случае микроклиматических, способствуют ухудшению самочувствия и работоспособности. По нашим данным, в первой половине сентября у большинства школьников отмечалось ухудшение самочувствия по сравнению со второй половиной сентября.

Так, в первой половине сентября из наблюдаемых школьников на 3—4-м уроке жаловались на жару 70,4%, на духоту — 27,2%, на усталость— 24%, на головную боль и головокружение — 28,8% и на понижение усвояемости — 30,4%.

Более удовлетворительные данные мы получили во второй половине сентября: лишь 28,8% школьников жаловались на жару, 4,8% — на духоту, 6,4% — на усталость, 6,4% — на головные боли и головокружение и 12,8% — на понижение усвояемости.

На наш письменный запрос о сроках начала учебного года почти все педагоги ответили, что целесообразнее учебный год начинать не ранее 15—20 сентября, компенсируя эти дни продлением срока учебного года в мае и начале июня.

В результате проведенных нами наблюдений мы приходим к выводу, что в южных районах СССР, в частности, в Закавказье, более целесообразно начинать учебный год не ранее 15 сентября и заканчивать его весной на 15 дней позже, не сокращая количества установленных учебных дней в году.

Поступила 15Д 1954 г.

-й- -йг -й-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.