Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ КЛИМАТОГЕОГРАФИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ'

ВЛИЯНИЕ КЛИМАТОГЕОГРАФИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
148
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
КЛИМАТОГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / ШКОЛЬНИКИ / ДАЛЬНИЙ ВОСТОК РОССИИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Лигута Анна Владимировна, Лигута Владимир Филиппович

В статье представлен анализ влияния климатогеографических факторов юга Дальнего Востока на сезонную динамику работоспособности и некоторые функциональные показатели, определяющие ее, у школьников 14 - 15 и 16 - 17 лет г. Хабаровска. Установлено, что наиболее неблагоприятным физиологически является летний период выраженного муссона, оказывающий существенное негативное воздействие на основные показатели функциональных систем. Наиболее благоприятными периодами являются конец лета, осень и первая половина зимы, о чем свидетельствует положительная динамика функциональных показателей. Обосновывается значимость корректив в построении процесса физического воспитания школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Лигута Анна Владимировна, Лигута Владимир Филиппович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF CLIMATIC AND GEOGRAPHICAL FACTORS ON THE PHYSICAL CONDITION OF SCHOOLCHILDREN IN THE RUSSIAN FAR EAST

The article presents an analysis of the influence of climatic and geographical factors of the south of the Far East on the seasonal dynamics of performance and some functional indicators that determine it in schoolchildren aged 14-15 and 16-17 years in Khabarovsk. It is established that the most unfavorable physiologically is the summer period of pronounced monsoon, which has a significant negative impact on the main indicators of functional systems. The most favorable periods are the end of summer, autumn and the first half of winter, as evidenced by the positive dynamics of functional indicators. The significance of corrections in the construction of the process of physical education of schoolchildren is proved.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ КЛИМАТОГЕОГРАФИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ»

УДК 796.001.3

ВЛИЯНИЕ КЛИМАТОГЕОГРАФИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ШКОЛЬНИКОВ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ

THE INFLUENCE OF CLIMATIC AND GEOGRAPHICAL FACTORS ON THE PHYSICAL CONDITION OF SCHOOLCHILDREN IN THE RUSSIAN FAR EAST

Лигута Анна Владимировна

кандидат педагогических наук учебный отдел

Дальневосточный юридический институт МВД России

г. Хабаровск, Россия Liguta Anna Vladimirovna PhD., educational department Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russia

Khabarovsk, Russia

Лигута Владимир Филиппович

кандидат педагогических наук, профессор кафедра физической подготовки Дальневосточный юридический институт МВД России

г. Хабаровск, Россия Liguta Vladimir Philippovich PhD., professor department of physical training The Far Eastern Law Institute of Ministry of Internal Affairs of Russia,

Khabarovsk, Russia

Аннотация. В статье представлен анализ влияния климатогеографических факторов юга Дальнего Востока на сезонную динамику работоспособности и некоторые функциональные показатели, определяющие ее, у школьников 14-15 и 16-17 лет г. Хабаровска. Установлено, что наиболее неблагоприятным физиологически является летний период выраженного муссона, оказывающий существенное негативное воздействие на основные показатели функциональных систем. Наиболее благоприятными периодами являются конец лета, осень и первая половина зимы, о чем свидетельствует положительная динамика функциональных показателей. Обосновы-вается значимость корректив в построении процесса физического воспитания школьников.

Abstract. The article presents an analysis of the influence of climatic and geographical factors of the south of the Far East on the seasonal dynamics of performance and some functional indicators that determine it in schoolchildren aged 14-15 and 16-17 years in Khabarovsk. It is established that the most unfavorable physiologically is the summer period of pronounced monsoon, which has a significant negative impact on the main indicators of functional systems. The most favorable periods are the end of summer, autumn and the first half of winter, as evidenced by the positive dynamics of functional indicators. The significance of

corrections in the construction of the process of physical education of schoolchildren is proved.

Ключевые слова: климатогеографические факторы, физическое состояние, школьники, Дальний Восток России

Keywords: climatic and geographical factors, physical condition, schoolchildren, Russian Far East

Дальневосточный регион России характеризуется сложными, подчас экстремальными, климатогеографическими, экологическими и социальными факторами, несомненно, влияющими на состояние здоровья населения, особенно детей и подростков.

Основатель отечественной физиологии И. М. Сеченов в 1861 году сформулировал свой знаменитый тезис о единстве организма и окружающей среды, который не только лег в основу современной биологии и медицины, но до сих пор является мощным импульсом для новых направлений во многих исследованиях. Он писал: «Организм без внешней среды, поддерживающей его существование, невозможен, поэтому в научное определение организма должна входить и среда, влияющая на него» [8]. Из всего изложенного видно, что организм и среда представляют собой не только диалектическое единство, но и целостность.

Положение о взаимодействии организма с окружающей средой получило дальнейшее развитие в трудах И. П. Павлова, который значительно расширил и углубил понимание отношений между организмом и средой, включив в него представление о направляющем, регулирующем и формирующем влиянии среды на организм.

Наука в настоящее время располагает уже обширными знаниями о взаимодействии организма человека с окружающей средой. Уже много лет проводятся комплексные медицинские исследования по выявлению влияния погодных условий на организм человека в различных районах России. Ряд авторов в своих работах выявили тесную корреляционную взаимосвязь между некоторыми климатическими факторами и рядом заболеваний.

Имеются исследования, в которых обобщены материалы о влиянии различных климатических факторов и целых климатических областей на человека: холода, тропического климата, климата пустынь.

Влияние климата на спортивную работоспособность является одной из важнейших проблем современного спорта. Так, для расширения функциональных возможностей организма спортсмена в практике стали активно использовать тренировку в условиях недостатка кислорода (условия среднегорья). По этому вопросу имеется уже достаточно исследований, в которых отмечается положительное влияние горной тренировки на работоспособность спортсменов в обычных условиях.

Наряду с этим, одним из важнейших вопросов является совершенствование адаптационных возможностей человека. При этом необходимо учитывать биологическую норму адаптационных возможностей организма.

В этой связи сильно возрастает роль физических упражнений, как самого действенного неспецифического средства повышения адаптационных возможностей организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды.

Однако чрезмерная физическая нагрузка отрицательно влияет на устойчивость организма к действиям неблагоприятных факторов.

Рядом исследований установлено, что в процессе спортивной тренировки на организм спортсмена действуют метеорологические показатели (температура, влажность воздуха, солнечная радиация и другие). При высокой температуре воздуха лабильность сердечно-сосудистой системы значительно увеличивается, организм реагирует на нагрузку резким учащением пульса, дыхания, повышением максимально и понижением минимального давления и прочее.

В ряде исследований доказано, что при низких температурах понижается работоспособность организма, усиливается расход энергии, необходимой на поддержание теплового баланса организма.

С другой стороны большие затруднения испытывает организм спортсмена при тренировке в жаркое время года. При этом наблюдается усиленное потоотделение, которое существенно меняет водно-солевой обмен. Одновременно дополнительную нагрузку испытывает сердечно-сосудистая система. Влияние жары тем более выражено, чем длительней и интенсивней работа. И особенно возрастает действие физической нагрузки в условиях жаркого и влажного климата.

Одним из главных вопросов является изучение проблемы адаптации организма человека, в том числе и детского, к климатогеографическим условиям проживания на территории Севера и Дальнего Востока. Ряд авторов изучали особенности физического развития, двигательной и функциональной подготовленности детей школьного возраста в Республике Саха (Якутия), Норильске, Архангельске, Магадане, в Ненецком и Чукотском национальных округах. Было доказано, что в разных природно-климатических условиях в течение года наблюдается неодинаковый уровень двигательной активности и физической подготовленности детей [1,3,6,10].

Но в физическом воспитании не изжиты тенденции недооценки климатических воздействий на организм занимающихся. Особенно это проявляется в занятиях с детьми школьного возраста, при том, что в подростковом и юношеском возрасте организм человека находится в стадии незавершенного физического формирования. Поэтому любое воздействие физических упражнений является сильным раздражителем.

Задача учителей физической культуры состоит в том, чтобы умело организовать процесс адаптации к действиям различных факторов внешней среды. Соблюдение принципов умеренности и постепенности, повторности, учет возрастных особенностей, уровня подготовленности позволит найти рациональные пути для построения правильного процесса физического воспитания детей и подростков [7,9].

Исследование влияния климата Дальнего Востока на физическое состояние детей школьного возраста вызывает особый интерес также потому, что он является исключительно своеобразным. По замечанию И. П. Колоскова муссонный климат Дальнего Востока России существенно отличается от климата других частей нашей страны и по существу аналогов не имеет.

Климат г. Хабаровска, где осуществлялись наши исследования, как и всей южной части Дальнего Востока, муссонный. Для него характерна резко выраженная сезонная контрастность климатических условий: сухая морозная с постоянными

ветрами зима и чрезмерно влажное теплое лето. Эти контрасты объясняются влиянием зимнего (сибирского) и летнего (тропического) муссонов. Первым описал и дал классификацию климата муссонной Восточной Азии известный русский климатолог А. И. Воейков, который понятие «муссон» определил таким образом: «существенными признаками муссонов я считал, что зимой ветер дует изнутри материка к Тихому океану и следствием этого является сухость воздуха, ясность неба и малое количество осадков, а летом ветер дует с теплых морей на материк, принося тучи и дожди» [2].

Самым продолжительным сезоном в Хабаровске является зима. Она длится около 4,5 месяцев, начинается в первой декаде ноября и заканчивается обычно в середине-конце марта. Зима в Хабаровске отличается морозной, в большинстве случаев, ясной погодой и может быть разделена на три периода. Первый период зимы (ноябрь - первая половина декабря) - малоснежный с преобладанием морозной погоды, сопровождающейся значительными скоростями ветра. В этот период нередко наблюдаются сильные ветра со скоростью более 15 м/с. Хотя температура воздуха днем редко опускается ниже 20 градусов мороза, ветреная погода создает ощущение очень холодной. Середина зимы (вторая половина декабря - первая половина февраля) - наиболее холодный период года. В это время преобладает сильно и значительно морозная погода с повышенным атмосферным давлением и его перепадами 6-10 и более мб в сутки.

Весовое содержание кислорода в воздухе (в гр на м3) в зимний период имеет наибольшую в году величину (329-335 г/м3).Температура воздуха днем нередко опускается ниже 20-25 градусов, ночью морозы могут достигать -30-35, а в очень холодные зимы они бывают - 40 градусов. Хотя Хабаровск находится на одной параллели с Волгоградом, Винницей, Будапештом, Веной, Парижем, погодные условия здесь несравнимы с условиями этих городов. Например, средне январская температура Хабаровска равна - 22-24, тогда как в названных городах Европы -5-7 градусов. Во втором периоде зимы высота снега составляет 10-15 см на открытых местах и 20-30 см в лесу, что обычно достаточно для занятий лыжным спортом.

В конце зимы сказывается приближение весны. Постепенно повышается температура воздуха, в конце февраля днем бывает оттепель, но в целом еще преобладают морозы. Из-за низкой высоты стояния солнца над горизонтом около трех месяцев в году отмечается недостаток ультрафиолетовой радиации, которая оказывает многообразное биологическое влияние на живые организмы. Зимой повышается уровень температуры тела, тонус симпатической нервной системы, кровяное давление и тонус сосудов, увеличивается потребление кислорода и основной обмен [5].

Весна в Хабаровске начинается с третьей декады марта, что совпадает с установлением положительных дневных температур и началом таяния снега. Во второй половине апреля температура воздуха переходит через плюс 5 градусов, днем повышается до 10-15 градусов, а в наиболее теплые весны бывают настоящие летние дни, когда температура воздуха достигает 20-25 градусов тепла. В конце мая совершается окончательный переход к лету. Температура воздуха даже ночью редко опускается ниже 8-10 градусов; днем поднимается до 18-22 градусов. Весовое

содержание кислорода в воздухе весной понижается по сравнению с зимой, имея значения 290-300 г/м3 на равнинах.

Конец весны и начало лета (вторая половина мая-июня) наиболее солнечная часть теплового периода. В это время наблюдается высокая напряженность солнечной радиации, мало уступающей соответствующим величинам в Крыму. Лето продолжается в Хабаровске около 3,6 месяцев. В летние месяцы понижается весовое количество кислорода в воздухе до 260-280 г/м3. Минимальные величины содержания кислорода в воздухе отмечаются в дни жаркой и влажной погоды. Бесспорно, что учет этого фактора в процессе физического процесса крайне необходим. Начиная с конца июня температура воздуха в отдельные дни поднимается до 25-30 градусов при высокой относительной влажности воздуха. Образуются «погоды перегрева», «парниковой» жары - характерное явление юга Дальнего Востока. Большинство людей чувствует себя угнетенно, расслаблено, жизненный тонус понижен. Этот теплый и влажный сезон характеризуется снижением у людей температуры тела, снижением потребления кислорода и основного обмена, повышением тонуса блуждающего нерва (ваготонией), снижением кровяного давления (особенно диастолического), понижением тонусов сосудов, некоторым ускорением или замедлением скорости кровотока, замедлением пульса и незначительным учащением дыхания. Во время действия летнего муссона наблюдаются выраженные изменения со стороны крови, уменьшается содержание гемоглобина, снижается число эритроцитов, понижается максимальная и минимальная осмотическая устойчивость эритроцитов, снижается реакция оседания эритроцитов. Летом по сравнению с зимой одна и та же физическая нагрузка приводит к более выраженному миогенному лейкоцитозу; восстановительный период при этом удлинен [5].

В середине октября температура воздуха начинает заметно понижаться, меняется и характер погоды. Увеличивается повторяемость солнечных погод. Конец лета и начало осени является в муссоном климате наиболее благоприятным периодом с мягкими, теплыми устойчивыми солнечными погодами. Лето заканчивается. Днем температура воздуха еще высокая (17-19 градусов). В начале октября, а иногда и в конце сентября заморозки становятся устойчивыми, погода днем большей частью солнечная, температура воздуха достигает 10-12 градусов тепла. В конце октября температура воздуха переходит через ноль, а в конце декады ноября наступает зима, образуется устойчивый снежный покров - устанавливается морозная погода.

Таким образом, в климатофизиологическом отношении для района Хабаровска выделяются следующие основные особенности: избыточно влажное, теплое и даже жаркое лето, приводящее к умеренной относительной гипоксии; предпосылки к сезонному (летом) гиповитаминозу и соответствующим сдвигам в красной крови на фоне избыточной ваго-инсулярной (анаболической) активности. Зимой значительно выражен фактор переохлаждения с перевозбуждением симпатико-адреналиновых механизмов и катаболических процессов; общая гиперреактивность.

Исходя из выше изложенного, авторы предполагают, что своеобразные климатические факторы юга Дальнего Востока существенным образом должны влиять на

всю ритмику физиологических функций и работоспособность школьников на протяжении годичного цикла, к рассмотрению которого мы переходим.

В работе были поставлены следующие задачи:

1. Исследовать сезонную динамику физического состояния и работоспособности школьников г. Хабаровска.

2. Полученные показатели сопоставить с основными погодно-сезонными особенностями г. Хабаровска - типичного пункта относящегося к зоне выраженного муссонного влияния юга Дальнего Востока.

3. Наметить пути совершенствования процесса физического воспитания школьников г. Хабаровска с учетом местных климата-физиологических особенностей.

Исследования проводились в течение года (с октября 2018 по сентябрь 2019 года) на базе общеобразовательной школы г. Хабаровска с участием 28 школьников (подростков), из них 14-15 лет - 15 человек и 15-16 лет - 13 человек, относящихся к основной медицинской группе. Планирование и проведение учебных занятий по физической культуре (три раза в неделю) осуществлялось в соответствии с Государственным стандартом образования по физической культуре средней (полной) общеобразовательной школы [4]. В период летних каникул учащиеся три раза в неделю посещали занятия по общей физической подготовке в организованной группе при школе.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

1. Анализ и обобщение научно-методической литературы по данной проблеме.

2. Педагогические контрольные испытания: бег на 60 м, 1000 м.

3. Определение физических качеств и работоспособности: становая и кистевая динамометрия, прыжок вверх по Абалакову. степ-тест PWC170.

4. Медико-биологические методы исследования: пульсометрия (ЧСС), проба с задержкой дыхания на выдохе, спирометрия (ЖЕЛ), пневмотахометрия (ПТМ), показатели артериального кровяного давления (АКД), максимальное потребление кислорода (МПК), рефлексометрия (простая зрительно-моторная реакция), теппинг-тест, зрительно-поисковая реакция (по таблицам Шульте).

5. Анализ климата по многолетнему ходу погод Е.Г. Чулкова [11].

Наши исследования мы начали с изучения некоторых показателей функции ЦНС у школьников. С этой целью были использованы рефлексометрия - простая зрительно-моторная реакция (оценка функционального состояния ЦНС и анализаторов), теппинг-тест - максимальная частота движений кисти (оценка функционального состояния двигательной сферы и силы нервной системы) и скорость зрительно-поисковой реакции по Шульте (оценка объема внимания).

Анализ полученных результатов свидетельствуют об увеличении показателей теппинг-теста в зимнее время, в летний период наблюдается некоторая тенденция его замедления (таблица 1).

Таблица 1

Динамика показателей ЦНС школьников по определяющим месяцам

сезонов года

Теппинг-тест, Зрительно-поисковая Рефлексометрия,

Месяц кол. раз за минуту реакция, с м/с

14-15 лет 16-17 лет 14-15 лет 16-17 лет 14-15 лет 16-17 лет

1. Октябрь 336,1±8,3 339,6±9,2 47,6±1,6 44,4±2,9 2279±33,1 2133±44,6

2. Январь 388,0±9,8 368,8±5,3 37,7±1,2 36,9±1,6 2081±39,5 2051±57,3

3. Апрель 363,9±5,7 355,8±7,5 36,1±1,9 37,8±2,0 2205±49,2 2123±40,6

4. Июль 362,0±4,2 357,8±4,8 41,2±1,8 40,9±2,4 2240±34,1 2241±51,3

Р 1-2 < 0,01 < 0,05 < 0,01 < 0,05 < 0,05 > 0,05

Р 1-3 < 0,05 > 0,05 < 0,01 < 0,05 > 0,05 > 0,05

Р 1-4 > 0,05 > 0,05 < 0,01 > 0,05 > 0,05 > 0,05

Р 2-3 > 0,05 < 0,05 > 0,05 > 0,05 < 0,05 > 0,05

Р 2-4 < 0,05 < 0,05 < 0,05 < 0,05 < 0,05 < 0,05

Р 3-4 > 0,05 > 0,05 < 0,05 > 0,05 > 0,05 > 0,05

Наиболее статистически достоверно эта закономерность проявляется при сравнении крайних контрастных сезонов года - середина зимы и середина лета.

Зрительно-поисковая реакция наиболее замедленная в начале учебного года, максимально укорачивается в конце зимы и весной, а летом вновь заметно ухудшается, замедляется. Та же закономерность отмечается и при рассмотрении показателей зрительно-моторной реакции.

Таким образом, отмечается тенденция к некоторому несоответствию их с ожидаемыми педагогическими результатами.

Согласно общепринятых в спортивной физиологии положений, можно считать доказанным, что наиболее чутко реагирует на любые внешние воздействия кардио-респираторная система организма, для оценки функционального состояния которой предложено максимальное количество наиболее широко используемых в системе физического воспитания тестов. Именно поэтому наши дальнейшие наблюдения были посвящены изучению сезонной динамики показателей кардиореспираторной системы в сопоставлении с определяющими месяцами сезонов года.

Анализ показателей кардиореспираторной системы вновь дает нам подтверждение наметившейся выше закономерности. Частота пульса и уровень артериального кровяного давления постепенно снижаются от зимы к лету (таблица 2).

Причем у школьников 14-15 лет различия в ЧСС и АКД изменяются значительнее, чем у школьников 16-17 лет. Время задержки дыхания летом укорачивается. Наоборот, показатели ЖЕЛ, пневмотахометрии, в целом, возрастали в летнее время по сравнению с зимой. Это свидетельствует об активизации функций внешнего дыхания в сезон жарких и влажных погод, сопровождающихся на Дальнем Востоке снижением парционального напряжения кислорода в воздухе. Особое значение в комплексе тестов мы придавали динамике величин МПК. Этот показатель, дающий наиболее благоприятные величины весной, к началу летнего муссона заметно уменьшается. Таким образом, вся динамика используемых нами функциональных показателей кардиореспираторной системы достаточно

убедительностью подтверждает некоторое ухудшение ее функций у школьников-дальневосточников в летний период времени.

Таблица 2

Динамика функциональных показателей кардиореспираторной системы школьников 14-15 лет по определяющим месяцам сезонов года

Месяц ЧСС, уд/мин ЗД выдохе,с ЖЕЛ, л ПТМ, л АКД, мм/рт/ст. МПК, мл МПК/Р, мл/кг

вдохе выдохе мак. мин.

14-15 лет

1.Октябрь 72,4±2,0 20,8±1,8 2,8±0,12 3,8±0,28 3,9±0,26 110,3±2,1 61,0±1,8 2496±96,9 569±28,1

2. Январь 78,2±2,3 26,6±2,8 2,9±0,17 3,6±0,18 3,9±0,26 114,5±2,5 63,5±1,2 2504±80,8 573±16,0

3. Апрель 80,5±2,0 22,6±1,5 3,0±0,10 4,8±0,20 4,4±0,30 110,1±1,2 61,0±1,3 2709±78,0 635±22,7

4. Июль 74,4±1,5 18,1±1,5 3,1±0,18 4,9±0,19 4,2±0,18 103,5±1,7 59,4±1,7 2649±71,2 536±19,3

Р 1-2 > 0,05 < 0,05 > 0,05 > 0,05 > 0,05 > 0,05 > 0,05 > 0,05 > 0,05

Р 1-3 < 0,05 > 0,05 > 0,05 < 0,01 < 0,05 > 0,05 > 0,05 < 0,05 < 0,05

Р 1-4 > 0,05 > 0,05 > 0,05 < 0,01 > 0,05 > 0,05 > 0,05 > 0,05 > 0,05

Р 2-3 > 0,05 > 0,05 > 0,05 < 0,01 < 0,05 > 0,05 > 0,05 > 0,05 > 0,05

Р 2-4 > 0,05 < 0,01 > 0,05 < 0,01 > 0,05 < 0,01 < 0,01 > 0,05 > 0,05

Р 3-4 < 0,05 > 0,05 > 0,05 > 0,05 < 0,05 > 0,05 > 0,05 > 0,05 > 0,05

16-17 лет

1.Октябрь 73,9±2,3 24,0±3,6 3,0±0,15 4,9±0,45 4,5±0,19 116,9±3,2 62,7±1,8 2852±52,8 61,5±16,6

2. Январь 72,4±1,7 33,4±2,6 3,7±0,19 3,4±0,34 4,7±0,14 119,2±2,1 65,0±2,1 2955±96,7 53,8±11,9

3. Апрель 74,7±2,1 27,9±1,7 3,7±0,12 5,3±0,29 4,7±0,15 110,8±3,0 63,1±1,7 3624±73,9 69,8±12,1

4. Июль 79,3±1,7 19,0±1,2 3,8±0,19 5,2±0,35 4,5±0,32 105,0±4,4 61,3±4,2 2959±78,1 64,7±17,4

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Р 1-2 > 0,05 < 0,05 < 0,05 > 0,05 > 0,05 > 0,05 > 0,05 > 0,05 > 0,05

Р 1-3 > 0,05 > 0,05 < 0,01 > 0,05 > 0,05 < 0,05 > 0,05 < 0,01 < 0,05

Р 1-4 > 0,05 > 0,05 > 0,05 > 0,05 > 0,05 < 0,01 > 0,05 > 0,05 > 0,05

Р 2-3 > 0,05 < 0,05 > 0,05 > 0,05 > 0,05 < 0,05 < 0,05 < 0,01 < 0,05

Р 2-4 > 0,05 < 0,01 > 0,05 > 0,05 > 0,05 < 0,01 < 0,05 > 0,05 < 0,05

Р 3-4 > 0,05 < 0,01 > 0,05 > 0,05 > 0,05 < 0,05 > 0,05 < 0,01 < 0,05

Все изложенные закономерности функционирования кардиореспираторной системы при математической обработке дают достаточно достоверные статистические величины при сравнении показателей по определяющим месяцам сезона, январь-июль.

Динамика некоторых показателей работоспособности и физических качеств по определяющим месяцам сезонов года представлена в таблице 3.

Как следует из таблицы 3, показатели качества силы (кистевая и становая динамометрия) в целом закономерно возрастающие под влиянием физических упражнений, в летний муссонный период дают ухудшение, что проявляется в систематическом снижении регистрирующих цифр. Взрывной прыжок по Абалакову наиболее четко дает ухудшение в июле, с высокой степенью достоверности (Р<0,05). Подобная динамика зарегистрирована и по пробе PWC170. Обращает на себя внимание тот важный факт, что эти показали функционального состояния школьников, их работоспособность и отдельные физические качества также проявляют описанную динамику статистически достоверно, как и отдельные физиологические тесты, описанные выше.

Дополнительное подтверждение полученных результатов исследования, дают и показатели контрольных тестов бега на 60 и 1000 м (таблица 4).

Таблица 3

Динамика функциональных показателей PWC 170 и некоторых физических качеств школьников по определяющим месяцам сезонов года

Месяц Динамометрия, кг Прыжок по Абалакову, см PWC 170, кг/м/мин

кистевая становая

14-15 лет

1.Октябрь 28,9±1,7 77,7±4,8 38,5±1,6 738,9±68,8

2. Январь 37,4±1,3 87,0±5,2 42,8±4,5 743,7±47,0

3. Апрель 37,9±1,5 90,7±4,1 48,1±2,5 864,0±46,0

4. Июль 36,8±1,4 87,4±4,2 41,4±1,1 846,7±42,5

Р 1-2 < 0,01 > 0,05 > 0,05 > 0,05

Р 1-3 < 0,01 < 0,05 <0,05 < 0,05

Р 1-4 < 0,05 < 0,05 > 0,05 > 0,05

Р 2-3 > 0,05 > 0,05 > 0,05 > 0,05

Р 2-4 > 0,05 > 0,05 > 0,05 > 0,05

Р 3-4 > 0,05 > 0,05 <0,05 > 0,05

16-17 лет

1.Октябрь 36,6±2,6 110,0±9,1 42,9±2,3 948,3±89,8

2. Январь 45,7±2,9 115,8±6,4 45,0±2,7 1008,7±56,8

3. Апрель 46,4±2,2 112,0±6,0 51,5±5,5 1402,5±62,3

4. Июль 38,3±2,3 92,5±10,2 44,0±3,6 1011,3 ±69,5

Р 1-2 < 0,05 > 0,05 > 0,05 > 0,05

Р 1-3 < 0,05 > 0,05 < 0,05 < 0,01

Р 1-4 > 0,05 > 0,05 > 0,05 > 0,05

Р 2-3 > 0,05 > 0,05 > 0,05 < 0,01

Р 2-4 > 0,05 < 0,05 > 0,05 > 0,05

Р 3-4 < 0,05 > 0,05 < 0,05 < 0,01

Таблица 4

Результаты контрольных испытаний школьников по определяющим месяцам

сезонов года

Месяц Бег на 60 м, с Бег на 1000 м, с

14-15 лет 16-17 лет 14-15 лет 16-17 лет

1. Октябрь 8,75±2,3 8,56±2,0 259,5± 2,3 232,3±2,5

2. Январь 8,54±2,1 8,44±1,8 256.3±2,1 228,1±2,0

3. Апрель 8,50±1,9 8,40±2,2 248,4±1,9 219,8±2,4

4. Июль 8,50±2,4 8,43±2,4 254,8±2,4 227,0±2,6

Р 1-2 < 0,05 < 0,05 > 0,05 > 0,05

Р 1-3 < 0,05 < 0,05 < 0,01 < 0,01

Р 1-4 < 0,05 < 0,05 > 0,05 > 0,05

Р 2-3 > 0,05 > 0,05 < 0,05 < 0,05

Р 2-4 > 0,05 > 0,05 > 0,05 > 0,05

Р 3-4 > 0,05 > 0,05 < 0,05 < 0,05

Полученные данные свидетельствуют о тенденции некоторого ухудшения показателей бега летом у школьников различного возраста.

Таким образом, анализ проведенных исследований позволяет сделать некоторые обобщения, свидетельствующие о том, что поздней осенью и в первую поло-

вину зимы, как правило, резко возрастает работоспособность школьников, что сопровождается значительной оптимизацией проб, используемых в работе. В последующем все эти показатели несколько снижаются и сохраняются на довольно устойчивом уровне во вторую половину зимы и весенние месяца. Наиболее низкие показатели функциональных проб и физических качеств зарегистрированы летом в разгар летнего муссона. При этом в большинстве случаев отмеченные сдвиги оказываются более выраженными у школьников 14-15 лет, чем в старшей группе (16-17 лет).

Бесспорно, что выявленные нами специфические влияния своеобразного муссонного юга Дальнего Востока на функциональные показатели, физическую работоспособность и физические качества школьников должны быть учтены при организации всего процесса физического воспитания, и возможно, даже потребуют определенной коррекции методики использования физических упражнений.

Литература

1. Вишневский, В. А. Приспособительные и компенсаторные реакции учащихся ХМАО-Югры на природно-климатические и социально-экономические факторы / В. А. Вишневский, В. В. Апокин // Теория и практика физической культуры. - 2011. - № 3. - С. 83-86.

2. Воейков, А. И. Климат области муссонов Восточной Азии / А. И. Воейков // СПб. : Имперское Русское географическое общество, 1880. -186 с.

3. Лигута, В. Ф. Физическая подготовленность и темпы прироста физических качеств школьников северных районов Хабаровского края / В. Ф. Лигута, А. В. Лигута // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта, -2018. - № 6 (160). - С. 101-106.

4. Матвеев, А. П. Программы общеобразовательных учреждений. Физическая культура: 5-11 классы / А. П. Матвеев. - Москва : Просвещение. - 2007. -142 с.

5. Матюхин, В. А. Биоклиматология человека в условиях муссонов / В. А. Матю-хин. - Ленинград : Наука. Ленинградское отделение, 1971. - 221 с.

6. Нестеров, В. А. Этапность развития физических качеств у детей школьного возраста, проживающих в различных климатогеографических условиях / В. А. Нестеров // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. -1998. - № 1. - С. 15-17.

7. Пономарев, В. В. Региональный подход к физкультурному образованию школьников, проживающих в условиях Крайнего Севера : автореф. ... д-ра пед. наук. Омск, 2000. - 48 с.

8. Сеченов, И. М. Физиология нервной системы /И. М. Сеченов.-Ленинград : Наука. Ленинградское отделение, 1866. - 292 с.

9. Синявский, Н. И. Повышение двигательной активности детей 6-7 лет, проживающих в природно-климатических условиях Среднего Приобья / Н. И. Синявский, М. Е. Снигур // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2010 - № 5. - С.20-24.

10. Суханова, И. В. Сезонные изменения морфофункциональных параметров у юношей Магадана с различным уровнем двигательной активности / И. В. Суханова // Физиология спорта. - 2009. - № 1. - С. 24-26.

11. Чулков, Е. Г. Биоклиматограмма как метод изучения метеотропной корреляции в детской патологии / Е. Г. Чулков // Вопросы педиатрии и хирургии

детского возраста. Хабаровск, 1971. - С. 56-60.

References

1. Vishnevskiy V. A., Apokin V. V. Prisposobitel'nye i kompensatornye reaktsii uchashchikhsya KhMAO-Yugry na prirodno-klimaticheskie i sotsial'no-ekonomicheskie faktory [Adaptive and compensatory reactions of students of the Khanty-Mansi Autonomous Okrug to natural-climatic and socio-economic factors]. Teoriya i praktika fizicheskoy kul'tury - Theory and practice of physical culture, 2011, no. 3, pp. 83 - 86.

2. Voeykov A. I. Klimat oblasti mussonov Vostochnoy Azii [Climate of the monsoon region of East Asia]. St. Petersburg, Imperial Russian Geographical Society, 18806186 p.

3. Liguta V. F., Liguta A. V. Fizicheskaya podgotovlennost' i tempy prirosta fizicheskikh kachestv shkol'nikov severnykh rayonov Khabarovskogo kraya [Physical fitness and growth rate of physical qualities of schoolchildren of the northern regions of the Khabarovsk Territory]. Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta - Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft, 2018, no. 6 (160), pp. 101 -106.

4. Matveev A. P. Programmy obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdeniy. Fizicheskaya kul'tura: 5-11 klassy [Programs of general education institutions. Physical education: 5-11 classes]. Moscow, Education Publ., 2007, 142 p.

5. Matyukhin V. A. Bioklimatologiya cheloveka v usloviyakh mussonov [Human bioclimatology in monsoon conditions]. Leningrad: Science. Leningrad branch Publ., 1971, 221 p.

6. Nesterov V. A. Etapnost' razvitiya fizicheskikh kachestv u detey shkol'nogo vozrasta, prozhivayushchikh v razlichnykh klimatogeograficheskikh usloviyakh [Stages of development of physical qualities in school-age children living in different climatic and geographical conditions]. Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka - Physical culture: upbringing, education, training, 1998, no.1, pp. 15 -17.

7. Ponomarev V. V. Regional'nyy podkhod k fizkul'turnomu obrazovaniyu shkol'nikov, prozhivayushchikh v usloviyakh Kraynego Severa. Avtoref. d-ra ped. nauk [Regional approach to physical education of schoolchildren living in the Far North. Autoref. dr. ped. sci.]. Omsk, 2000, 48 p.

8. Sechenov I. M. Fiziologiya nervnoy sistemy [Physiology of the nervous system]. Leningrad: Science. Leningrad branch Publ., 1866, 292 p.

9. Sinyavskiy N. I., Snigur M. E. Povyshenie dvigatel'noy aktivnosti detey 6-7 let, prozhivayushchikh v prirodno-klimaticheskikh usloviyakh Srednego Priob'ya [Increase in physical activity of children of 6-7 years living in climatic conditions of the Average of Priobye]. Fizicheskaya kul'tura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka - Physical education: upbringing, education, training, 2010, no. 5, pp. 20-24.

10. Sukhanova I. V. Sezonnye izmeneniya morfofunktsional'nykh parametrov u yunoshey Magadana s razlichnym urovnem dvigatel'noy aktivnosti [Seasonal changes in morphofunctional parameters in young men Magadan with different levels of motor activity]. Fiziologiya sporta -Physiology of sports, 2009, no. 1, pp. 24-26.

11. Chulkov E. G. Bioklimatogramma kak metod izucheniya meteotropnoy korrelyatsii v detskoy patologii [Bioclimatogram as a method for studying meteotropic correlation in children's pathology]. Voprosy pediatrii i khirurgii detskogo vozrasta [Questions of Pediatrics and surgery of children].. Khabarovsk, 1971, pp. 56-60.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.