воздухом в составе мелкодисперсных ТЧ2,5 [1]. Модальное значение Pb 0,05 мг/кг (22) значительно ниже ПДК (ПДК=3,0 мг/кг). У 38,5% студентов данный показатель выходил за рамки допустимых величин (>3,0 мг/кг). Pb и Cd способны проникать в организм человека в составе ТЧ атмосферного воздуха [1, 2]. Вероятно, обследованные нами студенты подвергаются воздействию Cd и Pb в дозах, которые не позволяют выявить признаки выраженного отравления, но при пролонгированном воздействии выявленной концентрации могут привести к нарушению механизмов гомеостаза.
ВЫВОДЫ
Условия стадиона «Спартак» г. Горно-Алтайска приближены к благоприятным для занятий спортом, остальные сравниваемые спортивные сооружения не соответствуют требованиям. О вероятной токсикологической нагрузке на организм студентов свидетельствует содержание в волосах кадмия и свинца, превышающее допустимые значения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Olumayede, E.G. Sequential Extractions and Toxicity Potential of Trace Metals Absorbed into Airborne Particles in an Urban Atmosphere of Southwestern Nigeria / E.G. Olumayede, T.F. Ediagbonya. - DOI: 10.1155/2018/6852165 // Scientific World Journal. - 2018. - No. 9.
2. Phi, T.Ha. Elemental Concentrations in Roadside Dust Along Two National Highways in Northern Vietnam and the Health-Risk Implication / T.Ha. Phi, P.M. Chinh, D.D. Cuong - DOI: 10.1007/s00244-017-0477-7 // Archives of Environmental Contamination and Toxicology. - 2017. - Vol. 74. - P. 46-55.
REFERENCES
1. Olumayede, E.G. and Ediagbonya, T.F. (2018), "Sequential Extractions and Toxicity Potential of Trace Metals Absorbed into Airborne Particles in an Urban Atmosphere of Southwestern Nigeria", Scientific World Journal, No. 9, DOI: 10.1155/2018/6852165.
2. Phi, T.Ha., Chinh, P.M. and Cuong, D.D. (2017), "Elemental Concentrations in Roadside Dust Along Two National Highways in Northern Vietnam and the Health-Risk Implication", Archives of Environmental Contamination and Toxicology, Vol. 74, pp. 46-55., DOI:10.1007/s00244-017-0477-7.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 08.08.2020
УДК 796.011
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В ГОРОДСКОЙ И СЕЛЬСКОЙ МЕСТНОСТИ ЮГА ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Анна Владимировна Лигута, кандидат педагогических наук, Дальневосточный юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, Хабаровск
Аннотация
В работе представлены материалы сравнительного анализа физической подготовленности городских и сельских школьников 7-17 лет Хабаровского края. Определена положительная возрастная динамика развития двигательных способностей, которая происходит гетерохронно. Выявлены более высокие результаты в проявлении некоторых двигательных способностей сельских школьников, чем у их городских сверстников. Критические периоды с наибольшими темпами прироста двигательных способностей совпадают или варьируют в пределах одного и того же возраста у школьников, проживающих в различных средовых условиях. Во всех возрастных группах городских и сельских школьников зафиксированы низкие показатели выносливости в сравнении со стандартами.
Ключевые слова: физическая подготовленность, городские и сельские школьники, двигательные способности, сравнительный анализ, нормы стандарта, темпы прироста.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.8.p184-189
COMPARATIVE CHARACTERISTICS OF THE PHYSICAL FITNESS OF SCHOOLCHILDREN LIVING IN URBAN AND RURAL AREAS OF SOUTH OF THE
KHABAROVSK TERRITORY
Anna Vladimirovna Liguta, the candidate of pedagogical sciences, Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Khabarovsk
Abstract
The article presents the materials of the comparative analysis of the physical fitness of urban and rural schoolchildren aged 7-17 years old in the Khabarovsk Territory. The positive age-related dynamics of the development of motor abilities, which occurs heterochronously, has been determined. There were revealed higher results in the manifestation of some motor abilities of rural schoolchildren than their urban peers. Critical periods with the highest rates of increase in motor abilities coincide or vary within the same age for schoolchildren living in different environmental conditions. In all age groups of urban and rural schoolchildren, low endurance indicators were recorded in comparison with standards.
Keywords: physical fitness, urban and rural students, motor abilities, comparative analysis, standard norms, growth rates.
ВВЕДЕНИЕ
Исследование двигательных способностей школьников, проживающих в различных регионах нашей страны, привлекает особое внимание многих ученых [1, 4, 5, 7, 8]. Это связано с тем, что система физического воспитания должна осуществляться с учетом климатогеографических, социально-экономических, экологических и национальных особенностей проживания [3, 6]. Физическая подготовленность детей, подростков и молодежи определяется уровнем развития двигательных способностей и характеризует их физическое здоровье, которое является одним из основных объектов проекта Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2030 года, в которой предусмотрено повышение роли физической культуры и спорта в системе образования, в том числе обновление методик проведения учебно-тренировочных занятий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся [9].
Целью исследования, результаты которого приводятся в статье, является сравнение физической подготовленности школьников, проживающих в городской и сельской местности юга Хабаровского края.
ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
Анализировалось состояние физической подготовленности 4582 учащихся средних общеобразовательных школ юга Хабаровского края, из них 1149 мальчиков и 1141 девочка, проживающих в Хабаровске, и 1147 мальчиков и 1145 девочек, проживающих в сельских населенных пунктах.
Для диагностики физической подготовленности применялись тестовые упражнения: сгибание и разгибание рук в упоре лежа (отжимание), прыжок в длину с места, поднимание туловища из положения, лежа на спине за 30 с, удержание тела в висе на перекладине на согнутых руках, наклон вперед из положения, сидя, бег на 1000 м [2]. Данные двигательные тесты позволили определить динамику возрастно-половых изменений физической подготовленности школьников, темпов прироста двигательных способностей в зависимости от среды проживания и провести сравнение со среднероссийскими нормативными стандартами.
Обработка результатов проводилась с помощью компьютерной программы по 11 возрастным группам с 7 до 17 лет. Работа выполнена в рамках проведения мониторинга физической подготовленности школьников Хабаровского края.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Анализируя представленные в таблицах 1 и 2 результаты исследования, следует отметить, что в возрастной динамике наблюдается улучшение показателей развития двигательных способностей школьников, проживающих в разных средовых условиях, но она происходит неравномерно и носит гетерохронный характер.
Таблица 1 - Средние показатели физической подготовленности мальчиков, проживающих в городе и сельской местности (М±т)_
Возраст (лет) Местность Тест
Отжимание (кол-во раз) Прыжок в длину с ме-ста(см) Поднимание туловища (кол-во раз) Вис на перекладине (сек) Наклон вперед (см) Бег 1000 м (сек)
7 Город 13,9±0,4 119,0±1,6 14,4±0,5 10,5±0,1 3,9±0,5* 397,0±6,2*
Село 16,8±0,3 130,8±1,8 16,1±0,5 12,5±0,5 6,0±0,8 383,7±8,5*
Р <0,01 <0,01 <0,05 <0,01 <0,05 >0,05
8 Город 15,0±0,2 130,9±1,6 15,0±0,3 14,0±0,6 3,0±0,6* 376,0±5,1*
Село 18,5±0,5 134,5±2,0 17,2±0,4 15,8±0,7 6,5±0,4 354,6±9,1*
Р <0,01 >0,05 <0,01 >0,05 <0,01 <0,05
9 Город 17,2±0,3 143,1±1,4 16,2±0,5 15,0±0,5 3,2±0,5* 356,0±3,8*
Село 22,3±0,4 143,2±2,1 20,1±0,8 18,9±0,4 7,0±0,7 321,6±7,2*
Р <0,01 >0,05 <0,01 <0,01 <0,01 <0,01
10 Город 22,3±0,5 152,3±1,4 17,1 ±0,2 19,8±0,2 4,6±0,6* 347,0±3,2*
Село 23,0±0,7 161,1±2,2 22,2±0,7 21,2±0,8 8,1±0,5 307,0±6,9*
Р >0,05 <0,05 <0,01 >0,05 <0,01 <0,01
11 Город 23,5±0,2 163,7±1,3 19,4±0,3 23,2±0,4 6,0±0,5* 300,0±2,0*
Село 24,4±0,5 163,9±1,9 22,9±0,5 24,2±0,5 8,9±0,9 291,6±7,5*
Р >0,05 >0,05 <0,05 >0,05 <0,05 >0,05
12 Город 24,7±0,3 174,7±1,5 20,3±0,4 28,5±0,3 6,2±0,6* 279,0±5,1*
Село 27,8±0,6 174,5±1,7 23,6±0,8 30,5±0,7 9,7±0,8 281,3±7,9*
Р >0,05 >0,05 <0,05 <0,05 <0,05 >0,05
13 Город 28,8±0,2 190,0±1,6 22,2±0,3 37,4±0,5 7,9±0,5* 258,0±4,9*
Село 29,3±0,4 187,7±1,5 25,4±0,9 36,8±0,9 9,4±0,7 270,1±6,5*
Р >0,05 >0,05 <0,05 >0,05 >0,05 >0,05
14 Город 30,9±0,3 201,4±1,8 23,5±0,2 38,9±0,4 7,7±0,4* 248,0±2,5*
Село 30,8±0,7 197,0±2,1 25,8±0,6 38,3±0,5 10,3±0,5 269,9±6,7*
Р >0,05 >0,05 <0,05 >0,05 <0,05 <0,05
15 Город 33,7±0,4 206,9±2,1 24,1±0,5 42,7±0,5 8,6±0,6* 235,0±3,2*
Село 37,0±0,8 208,6±1,8 26,2±0,2 46,7±0,7 11,2±0,9 249,1±7,2*
Р <0,05 >0,05 <0,05 <0,05 <0,05 >0,05
16 Город 39,9±0,3 220,6±1,7 26,6±0,2 53,1±0,4 10,3±0,5* 220,0±3,5*
Село 41,7±0,5 228,9±1,6 27,0±0,7 50,2±0,8 12,6±0,8 235,1±7,4*
Р <0,05 <0,05 >0,05 <0,05 <0,05 >0,05
17 Город 44,0±0,4 234,9±2,1 26,9±0,4 57,3±0,5 10,1±0,7* 215,0±3,1*
Село 48,2±0,4 231,4±1,9 27,6±0,5 54,9±0,8 13,9±0,7 229,5±8,2*
Р <0,01 >0,05 >0,05 <0,05 <0,05 >0,05
* - средние показатели ниже нормативных стандартов РФ
Таблица 2 - Средние показатели физической подготовленности девочек, проживающих в городе и сельской местности (М±т)_
Возраст (лет) Местность Тест
Отжимание (кол-во раз) Прыжок в длину с места (см) Поднимание туловища (кол-во раз) Вис на перекладине (сек) Наклон вперед (см) Бег 1000 м (сек)
7 Город 7,8±0,5* 112,4±1,5 13,2±0,5 6,9±0,3 6,6±0,7 428±6,2*
Село 10,4±0,3 122,1±1,7 15,1±0,7 9,8±0,5 7,1±0,5 391±7,5*
Р <0,05 <0,05 <0,05 <0,01 >0,05 <0,05
Возраст (лет) Местность Тест
Отжимание (кол-во раз) Прыжок в длину с места (см) Поднимание туловища (кол-во раз) Вис на перекладине (сек) Наклон вперед (см) Бег 1000 м (сек)
8 Город 8,6±0,3* 120,4±1,3 14,6±0,7 7,1±0,5* 5,4±0,8* 409±7,4*
Село 11,5±0,5 124,1±1,8 16,6±0,5 11,8±0,7 7,7±0,3 378±8,1*
Р <0,01 >0,05 <0,05 <0,01 <0,05 <0,05
9 Город 10,6±0,6 128,7±1,5* 14,9±0,4 10,3±0,2* 5,5±0,5* 406±7,9*
Село 12,8±0,4 133,2±2,5 18,4±0,8 15,2±0,4 8,9±0,6 360±7,7*
Р <0,05 >0,05 <0,05 <0,01 <0,05 <0,05
10 Город 11,5±0,4 134,1±1,7* 16,7±0,6 10,9±0,4* 6,4±0,3* 387±6,5*
Село 14,3±0,3 148,8±2,2 20,6±0,3 17,4±0,8 10,0±0,4 342±8,5*
Р <0,01 <0,01 <0,01 <0,01 <0,01 <0,05
11 Город 14,4±0,5 150,8±1,6* 17,6±0,5 15,7±0,5* 8,6±0,4* 356±6,3*
Село 14,8±0,8 156,1±2,4 22,9±0,5 15,9±0,3* 10,6±0,7 336±8,9*
Р >0,05 >0,05 <0,01 >0,05 <0,05 >0,05
12 Город 14,1±0,2 151,3± 1,9* 16,6±0,4 18,5±0,6* 9,7±0,6* 319±7,1*
Село 16,3±0,7 162,4±1,9 22,4±0,8 15,8±0,6* 11,7±0,3 322±9,2*
Р <0,05 <0,05 <0,01 <0,05 <0,05 >0,05
13 Город 17,0±0,4 169,6±2,1* 18,2±0,2 20,3±0,4* 13,9±0,4 309±5,4*
Село 17,5±0,5 167,3±1,8 23,2±0,7 19,8±0,4* 13,8±0,5 320±9,7*
Р >0,05 >0,05 <0,01 >0,05 >0,05 >0,05
14 Город 16,6±0,2 176,5±1,7* 19,5±0,3 22,7±0,3* 12,4±0,5 290±4,7*
Село 16,1±0,4 169,4±2,1 23,0±0,5 20,2±0,7* 12,5±0,8 316±8,5*
Р >0,05 <0,05 <0,01 <0,05 >0,05 <0,05
15 Город 16,1±0,2 163,0±1,8* 21,2±0,6 23,6±0,2* 13,9±0,7 285±7,2*
Село 17,6±0,7 171,2±2,4* 25,4±0,4 25,6±0,5* 14,8±0,6 316±7,8*
Р <0,05 <0,05 <0,01 >0,05 >0,05 <0,05
16 Город 15,9±0,3 175,0±2,1* 22,9±0,6 31,3±0,6* 16,2±0,8 280±7,0*
Село 15,0±0,4 173,5±2,2* 25,2±0,9 22,8±0,8* 16,0±0,4 299,4±7,4*
Р >0,05 >0,05 <0,05 <0,01 >0,05 >0,05
17 Город 16,5±0,4 172,6±1,9* 23,6±0,7 31,3±0,8* 17,3±0,7 265±6,8*
Село 16,2±0,2 172,8±2,0* 25,4±0,7 22,8±0,4* 16,4±0,6 292±8,1*
Р >0,05 >0,05 >0,05 <0,01 >0,05 >0,05
* - средние показатели ниже нормативных стандартов РФ
Критические периоды с наибольшими темпами прироста в развитии двигательных способностей, как у мальчиков, так и у девочек отмечены в младшем и среднем школьном возрасте (таблица 3).
Таблица 3 - Критические периоды развития двигательных способностей школьников
Двигательные способности Местность Воз раст
7 8 8 9 9 10 10 11 11 12 12 13 13 14 14 15 15 16 16 17
Силовая выносливость мышц рук Город д м д м д м д м
Село д м д д м д м д м м
Скоростно-силовые Город м м д д м д
Село д м д д м м
Силовая выносливость мышц живота Город д д м м д д м
Село д м д м д д м д
Силовая выносливость мышц рук Город м д м д м д м д м д
Село м д м д д м д д
Гибкость Город м д м д д м д м д
Село д м д м д д д м м
Выносливость Город м д м д м д д
Село м м д д д м д
м - мальчики; д - девочки; мд - мальчики и девочки
В одном и том же климатогеографическом районе они варьируют в пределах одного и того же возраста у школьников, проживающих в сельской или городской местности. Рассматривая средние показатели двигательных способностей мальчиков и девочек раз-
ной местности проживания можно отметить, что большинство из них соответствуют или превышают всероссийские стандарты. Исключение составляют показатели гибкости и выносливости городских мальчиков, которые ниже стандартов во всех возрастных группах. У мальчиков сельской местности данная закономерность проявляется только в показателях выносливости.
У городских школьниц показатели силовой выносливости мышц рук в возрасте 7-8 лет, скоростно-силовых способностей в 9-17 лет, силовой (статической) выносливости мышц рук в 8-17 лет, гибкости в 8-12 лет и выносливости в 7-17 лет ниже, чем нормативы по РФ. У девочек сельской местности ниже нормативов отмечены показатели в ско-ростно-силовых способностях в возрасте 15-17 лет, силовой (статической) выносливости мышц рук в 11-17 лет и выносливости в 7-17 лет.
Сравнительный анализ физической подготовленности школьников города и села выявил ряд возрастных различий в уровне развития двигательных способностей. Из общего количества показателей физической подготовленности, мальчики сельской местности достоверно превосходят своих городских сверстников в 35 случаях (53,0%), городские в 3 случаях (4,5%), по остальным величинам нет достоверных различий.
Данная закономерность наблюдается при сравнении исследуемых показателей у девочек. Достоверное превосходство сельских школьниц отмечено в 33 случаях (50,0%), городских в 7 случаях (10,6%), по остальным показателям девочки существенно не отличаются.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, анализ полученных результатов позволил установить, что динамика показателей физической подготовленности у школьников, проживающих в городской и сельской местности, имеет ряд существенных возрастных отличий. Школьники сельской местности по большинству показателей двигательных способностей превосходят своих сверстников из городской местности. Полученные результаты имеют практическое значение для улучшения организации и проведения школьной физической культуры, физкультурно-оздоровительных мероприятий и более целенаправленного применения средств и методов физического совершенствования.
ЛИТЕРАТУРА
1. Блинков, С.Н. Сравнительный анализ физической подготовленности сельских и городских школьниц 7-17 лет Ульяновской области / С. Н. Блинков, С. П. Левушкин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 8 (116). - С. 16-21.
2. Вавилов, Ю. Н. «Игры народов планеты» - шаг в будущее / Ю.Н. Вавилов, А.Ю. Вавилов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2010. - № 4. - С. 5-7.
3. Лигута, В.Ф. Оценка состояния кондиционной физической подготовленности школьников / В. Ф. Лигута, А. В. Лигута // Проблемы современного педагогического образования. Серия : Педагогика и психология. - 2016. - Вып. 53. - Ч. 4. - С. 42-53.
4. Лигута, В.Ф. Физическая подготовленность и темпы прироста физических качеств школьников северных районов Хабаровского края / В.Ф. Лигута, А.В. Лигута // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 6 (160). - С. 101-106.
5. Лигута, В.Ф. Мониторинг многолетней динамики показателей физической подготовленности мальчиков, проживающих в разных средовых условиях, поступающих в первый класс / В. Ф. Лигута // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 7 (161). - С. 151-155.
6. Лигута, В.Ф. Многолетняя динамика физической подготовленности выпускниц средних школ Хабаровского края по результатам мониторинга / В.Ф. Лигута // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 11 (165) - С. 167-171.
7. 7. Мызан, Г.И. Двигательные способности школьников Хабаровского края : монография / Г.И. Мызан, Н.Н. Чекулаев // Хабаровск : [б. и.], 2002. - 86 с.
8. Нестеров, В.А. Этапность формирования физического состояния человека в различных климатогеографических условиях : монография / В.А. Нестерова. - Хабаровск : [б. и.], 1998. - 97 с.
9. Проект «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2030 года» : Министерство спорта Российской Федерации. - URL : https://minsport.gov.ru/activities/proekt-strategii-2030/ (дата обращения 24.08.2020).
REFERENCES
1. Blinkov, S.N. and Levushkin, S.P. (2015), "Comparative analysis of physical fitness of rural and urban Schoolgirls 7-17 years of age in the Ulyanovsk region", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 116, No 6, pp. 16-21.
2. Vavilov, Yu.N. and Vavilov, A.Yu. (2010), "Games of the peoples of the planet" - a step into the future", Physical culture: education, education, training, No 4, pp. 5-7.
3. Liguta, V.F. and Liguta, A.V. (2016), "Assessment of the state of conditioned physical fitness of schoolchildren", Problems of modern pedagogical education. Series. Pedagogy and psychology, Issue 53, Part 4, pp. 42-53.
4. Liguta, V.F. and Liguta, A.V. (2018), "Physical fitness and growth rates of physical qualities of schoolchildren in the northern districts of the Khabarovsk territory", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 160, No 6, pp. 101-106.
5. Liguta, V.F. ( 2018), "Monitoring of long-term dynamics of indicators of physical fitness of boys living in different environmental conditions, entering the first class", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 161, No 7, pp. 151-155.
6. Liguta, V.F. (2018), "Long-term dynamics of physical fitness of graduates of secondary schools of the Khabarovsk territory according to the results of monitoring", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 165, No 11, pp. 167-171.
7. Myzan, G.I. and Chekulaev, N.N. (2002), Motor abilities of schoolchildren of the Khabarovsk territory: monograph, Khabarovsk.
8. Nesterov, V.A. (1998), Stages of human physical state formation in various climatic and geographical conditions: monograph, Khabarovsk.
9. Ministry of sport of Russian Federation (2020), The Project "Strategy for the development of physical culture and sports in the Russian Federation until 2030", available at: https://minsport.gov.ru/activities/proekt-strategii-2030/.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 24.08.2020
УДК 796.015.6:612
СОПРЯЖЕННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПОТРЕБЛЕНИЯ КИСЛОРОДА И АРТЕРИАЛЬНОГО ДАВЛЕНИЯ У СПОРТСМЕНОВ В ОТВЕТ НА РАЗЛИЧНЫЕ ЭРГОМЕТРИЧЕСКИЕ НАГРУЗКИ
Фанис Азгатович Мавлиев, кандидат биологических наук, старший научный сотрудник, Андрей Сергеевич Назаренко, кандидат биологических наук, доцент, Шамиль Рашидо-вич Еникеев, старший преподаватель, Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Казань; Наталья Викторовна Рылова, доктор медицинских наук, профессор, Казанский государственный медицинский университет, Казань; Андрей Владимирович Жолинский, кандидат медицинских наук, директор, Федеральный научно-клинический центр спортивной медицины и реабилитации, Москва
Аннотация
Введение. Артериальное давление, как комплексный показатель системы кровообращения, в ряде случаев может быть лимитирующим фактором, определяющим уровень потребления кислорода во время физической активности. Это может проявляться в сопряженных изменениях давления и потребления кислорода в ответ на различного рода эргометрические нагрузки. В то же время, величины артериального давления будут повышаться не только адекватно выполняемой нагрузке (мощности), но и адекватно характеру выполняемой эргометрической локомоции, в связи, с чем необходимо производить раздельный анализ данных в зависимости от характера используемого метода эргометрии. Цель исследования - анализ сопряженных изменений показателей потребления кисло-