Научная статья на тему 'ИЗМЕНЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА'

ИЗМЕНЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ценности / профессиональная педагогическая деятельность / система ценностей / трансформация / цифровизация / персонификация / values / professional pedagogical activity / value system / transformation / digitalization / personification

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Диких Элина Радиковна

Статья посвящена обсуждению чрезвычайно важного аспекта реализации профессиональной педагогической деятельности ценностям, лежащим в ее основании. В содержании статьи рассматривается вопрос изменения профессиональных ценностей педагога в условиях перманентных трансформаций общества. Автором представлено обобщенное понимание термина «ценность». Рассмотрены аксиологические основы реализации профессиональной педагогической деятельности. Подробно рассматриваются две классификации профессиональных ценностей. В соответствии с каждой из них приводятся примеры профессиональных ценностей. Далее представлены тенденции развития общества, которые с точки зрения автора серьезно влияют на процесс изменения профессиональной деятельности педагога. В соответствии с выделенными тенденциями рассматриваются изменения в каждой из классификаций профессиональных педагогических ценностей. Приведены примеры ценностей. Описаны новые ценные составляющие содержания профессиональной педагогической деятельности в соответствии с выявленными ценностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Диких Элина Радиковна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to a discussion of an extremely important aspect of the implementation of professional pedagogical activity the values that lie at its basis. The content of the article examines the issue of changing the professional values of a teacher in the context of permanent transformations of society. The author presents a generalized understanding of the term “value”. The axiological foundations for the implementation of professional pedagogical activities are considered. Two classifications of professional values are discussed in detail. In accordance with each of them, examples of professional values are given. The following presents trends in the development of society, which, from the author’s point of view, seriously influence the process of changing the professional activity of a teacher. In accordance with the identified trends, changes in each of the classifications of professional pedagogical values are considered. Examples of values are given. New valuable components of the content of professional pedagogical activity are described in accordance with the identified values.

Текст научной работы на тему «ИЗМЕНЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА»

собой представителей пожилого населения и не следует за ними, а осваивает программу обучения вместе с ними на равных позициях.

Подобная позиция не всегда возможна для обучения людей иных возрастов. Однако для людей старшего возраста данная позиция реализуема за счет сформированной ими жизненной позиции. Они обладают жизненным опытом, профессиональными достижениями и психологической зрелостью, что в совокупности предполагает исключительно партнерские взаимные коммуникации.

Обозначенная характеристика в некоторых случаях представляет определенную сложность для преподавателя. Тем не менее, его позиция вне зависимости от собственного жизненного опыта и профессионального развития должна оставаться автономной ввиду того, что доя образовательного процесса чрезвычайно необходимо условное разделение социальных ролей в образовательном процессе. Построение коммуникации с учетом разделения социальных ролей и построения партнерских отношений потенциально могут привести к уникальной системе, в рамках которой ИКТ-компетенция перестает быть целью, трансформируясь в образовательную задачу.

Рассматриваемая система обучения представителей пожилого населения может быть апробирована на факультете информационных технологий Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Чеченский государственный университет имени A.A. Кадырова» (ФГБОУ ВО ЧГУ им. A.A. Кадырова) [9]. В рамках государственных программ, направленных на поддержку людей предпенсионного возраста университет может реализовать образовательное направление для участников данных программ с целью подготовки к последующей активной повседневной жизни.

Вторым направлением выступает профильные общественные организации, оказывающие поддержку пожилому населению. Преподаватели факультета информационных технологий имеют методические разработки для обучения людей старшего возраста, основанные на многолетних социологических и экономических исследованиях университета. В рамках обозначенных образовательных направлений предполагается разделение обучаемых людей старшего возраста на три малые группы в зависимости от степени подготовки и имеющихся навыков применения ПКТ.

Продолжительность обучения каждой малой группы в соответствии с уровнем ИКТ-компетенции варьируется от двух до четырех месяцев. По итогам обучения университет может выдавать сертификаты об окончании соответствующего модуля образовательной программы и успешном освоении объема знаний и навыков.

Система обучения представителей пожилого населения на базе ФГБОУ ВО ЧГУ им.А.А.Кадырова может стать пилотной и впоследствии масштабирована среди ведущих университетов других субъектов Российской Федерации (РФ). Обозначенное обучение способствует существенной информатизации общества Чеченской Республики, а в перспективе -других субъектов РФ.

Выводы. Таким образом, обучение представителей пожилого населения представляет собой отдельный пласт образовательного процесса. От преподавателя во многом зависит степень успешности освоения ими современных ПКТ, так как люди старшего возраста отличаются существенным профессиональным опытом и индивидуальными аспектами мировоззренческого характера. При обучении людей старшего возраста ИКТ-компетенции роль преподавателя трансформируется в наставническую, тьюторскую и координирующую. Корректное комбинирование педагогических приемов и технологий с учетом соблюдения поэтапности обучения позволит сохранить обозначенную роль преподавателя, которая не является доминирующей и нацелена на уважительное отношение к людям старшего возраста.

Литература:

1. Бордовский, Г.А. Образовательные технологии для государственной социальной поддержки пожилых людей: концептуальное обоснование / Г.А. Бордовский, О.Н. Эргашев, В.Н. Анисимов // Человек и образование. - 2021. - №. 2 (67). -С. 173-184

2. Глухов, В.В. Роль педагога в формировании современного образовательного пространства / В.В. Глухов, М.Н. Быкова //Педагогика, психология, общество: теория и практика. -2019. - №4. - С. 327-330

3. Григорьева, С.И. Социально-культурная реабилитация пожилых людей в школе третьего возраста / С.И. Григорьева, В.Н. Ггорова // Вестник науки. -2021,- Т.2. - №. 4 (37). - С. 5-14

4. Илалтдинова, Г.Ю. Роль педагога в цифровом мире образования / Г.Ю. Илалтдинова, C.B. Фролова // Нижегородское образование. -2019. -№. 2. - С. 34-39

5. Калегина, Ю.В. Содействие образовательно-профессиональному рестарту пожилых людей в образовательном процессе университета / Ю.В. Калегина, H.H. Кузьмина // Pedagogical Journal. - 2020. - №12. - С. 88-96

6. Петухова, И.С. Пожилые люди в сетевом пространстве / И.С. Петухова, И.В. Щекина // International Journal of Open Information Technologies.-2023. - T. 10.-№. 11. -C. 35-40

7. Профессиональные стандарты: сайт. -2023. - URL: https://fgosvo.ru/docs/ index/2 (дата обращения: 22.11.2023)

8. Татаринов, К.А. Непрерывное обучение в период поздней взрослой жизни / К.А. Татаринов, Г.Г. Орлова // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2021. - Т. 10. - №. 3 (36). - С. 204-207

9. Чеченский государственный университет им. A.A. Кадырова: сайт. - 2023. - URL: https://www.chesu.ru/7ysclid4p8zobvxhz346142491 (дата обращения: 22.11.2023)

10. Щанина, Г.В. Информационно-коммуникационные технологии как адаптационный ресурс пожилых людей в условиях информатизации российского общества / Г.В. Щанина // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. - 2021. - №. 63. - С. 131-144

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Диких Элина Радиковна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Омский государственный педагогический университет» (г. Омск)

ИЗМЕНЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЦЕННОСТЕЙ ПЕДАГОГА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ

ОБЩЕСТВА

Аннотация. Статья посвящена обсуждению чрезвычайно важного аспекта реализации профессиональной педагогической деятельности - ценностям, лежащим в ее основании. В содержании статьи рассматривается вопрос изменения профессиональных ценностей педагога в условиях перманентных трансформаций общества. Автором представлено обобщенное понимание термина «ценность». Рассмотрены аксиологические основы реализации профессиональной педагогической деятельности. Подробно рассматриваются две классификации профессиональных

ценностей. В соответствии с каждой из них приводятся примеры профессиональных ценностей. Далее представлены тенденции развития общества, которые с точки зрения автора серьезно влияют на процесс изменения профессиональной деятельности педагога. В соответствии с выделенными тенденциями рассматриваются изменения в каждой из классификаций профессиональных педагогических ценностей. Приведены примеры ценностей. Описаны новые ценные составляющие содержания профессиональной педагогической деятельности в соответствии с выявленными ценностями.

Ключевые слова: ценности, профессиональная педагогическая деятельность, система ценностей, трансформация, цифровизация, персонификация.

Annotation. The article is devoted to a discussion of an extremely important aspect of the implementation of professional pedagogical activity - the values that lie at its basis. The content of the article examines the issue of changing the professional values of a teacher in the context of permanent transformations of society. The author presents a generalized understanding of the term "value". The axiological foundations for the implementation of professional pedagogical activities are considered. Two classifications of professional values are discussed in detail. In accordance with each of them, examples of professional values are given. The following presents trends in the development of society, which, from the author's point of view, seriously influence the process of changing the professional activity of a teacher. In accordance with the identified trends, changes in each of the classifications of professional pedagogical values are considered. Examples of values are given. New valuable components of the content of professional pedagogical activity are described in accordance with the identified values.

Key words: values, professional pedagogical activity, value system, transformation, digitalization, personification.

Работа выполнена в рамках государственного задания на выполнение прикладной научно-исследовательской работы по теме «Формирование ценностных ориентаций будущих -учителей в процессе профессиональной подготовки» (Дополнительное соглашение Минпросвещения России и ФГБОУ ВО «ОмГПУ» №073-03-2023-018/7 от 09.11.2023 г.)

Введение. Ценностная основа является фундаментом реализации любой профессиональной деятельности. В нашем исследовании мы озаботились вопросами изменения ценностей педагогической деятельности современного педагога. Ценности не могут существовать вне логической целостной системы. Эта логическая система ценностей определяется в результате их взаимодействия между собой. Система ценностей в общем понимании это фундамент любой социальной общности. Именно ценностная основа определяет стабильность и иерархичность функционирования, обуславливает нормы и принципы взаимодействия между субъектами системы, обеспечивает устойчивость и иерархичность внутри системы. Очевидно, что одни и те же ценности могут быть характерны группе людей, объединенных по какому-либо признаку: национальному, культурному, религиозному, профессиональному и т.д. Вопросы, связанные с изучением феномена профессиональных педагогических ценностей были рассмотрены в работах многих исследователей (Т.К. Ахаян, З.И. Васильева, Ю.Б. Дроботенко, A.B. Кирьякова) Г51. Каждый из них предлагает свой подход к структурированию системы педагогических ценностей. Обратимся в нашем исследовании к структуре ценностей некоторых из них, а затем предпримем попытку сформулировать, каким образом изменятся ценности под влиянием трансформационных изменений современного общества.

Изложение основного материала статьи. Иерархия ценностей в исследованиях отечественных педагогов [3] выделяется на основании масштаба их существования и имеет следующую структуру:

1. Социально-педагогические ценности (ценности, которые транслируются и принимаются обществом). Эта группа ценностей определяет ценностные основания и нормы педагогической профессии в обществе. Например, к этой группе ценностей можно отнести отношение к роли педагога в обществе, статус педагогической профессии в обществе, ценность качества воспитания и обучения будущих граждан государства.

2. Профессионально-групповые ценности (ценности, которые регламентируют профессиональную педагогическую деятельность в рамках определенных образовательных институтов). Эта группа ценностей определяет ценностные основания и нормы педагогической профессии в выделенных образовательных институтах (школа, лицей, колледж, вуз). Например, к этой группе ценностей можно отнести стабильность и социальные гарантии педагога, осуществление профессиональной деятельности в рамках принятых нормативных документов, осознанное отношение и включенность в вопросы развития образовательной политики государства и др.

3. Личностно-педагогические ценности (ценности, которые отражают мировоззренческие характеристики личности педагога). Эта группа ценностей определяет ценностные основания осуществления профессиональной педагогической деятельности педагогом. Например, к этой группе ценностей можно отнести гуманистическую направленность взаимодействия педагога с участниками образовательного процесса, ориентацию педагога на саморазвитие, готовность к творческому решению профессиональных задач и др. И, С. 221.

Рассмотрим классификацию ценностей, в основу которой положен другой принцип - ориентиры профессиональной деятельности. Так, в классификации профессиональных педагогических ценностей В.А. Ддова [11 выделяются:

1. Ценности-идеалы (философские основы осуществления педагогической деятельности, идеальные представления о профессии педагога в современных реалиях мира и образования). Эта группа ценностей определяется такими ценностями как осознание важности профессиональной деятельности педагога в современных условиях, а также важности и значимости результатов его деятельности - качество образования (обучения и воспитания) детей как будущего государства.

2. Ценности-нормы (базовые установки осуществления педагогической деятельности, обязательства педагога перед самим собой, профессиональным сообществом) Эта группа ценностей может быть представлена активностью педагога в саморазвитии, гуманистическим отношением к людям, соблюдением прав учеников и своих собственных прав.

3. Ценности-цели (позиции, декларируемые в нормативных документах федерального, муниципального, школьного уровней). К этой группе ценностей могут быть отнесены реализация личностно-ориентированного обучения, обучение в логике системно-деятельностного подхода, единые подходы к содержанию конструирования воспитания, статус педагога.

4. Ценности-средства (установки, определяющие уровень профессионализма и качества профессиональной деятельности педагога). Эта группа ценностей может быть представлена активностью в осуществлении профессионального саморазвития, ориентированность на включенность в профессиональное сообщество, готовность к участию в проектах, ориентацию на получение образования, легкость в принятии решений, гибкость в решении проблем.

Опираясь на исследования A.B. Кирьяковой [21, отметим, что каждая историческая эпоха характеризуется специфическим набором и иерархией ценностей, система которых выступает в качестве наиболее высокого уровня социальной регуляции. Ценности проявляются в практике реальных социальных отношений; а также осмысливаются и формулируются членами общества как ценностные категории, нормы, цели, идеалы, которые, в свою очередь, через сознание и духовно-эмоциональное состояние людей и социальных общностей оказывают обратное воздействие на все сферы человеческой жизни. Очевидно, исходя из этого понимания жизненного цикла ценностей, структура и содержание

ценностей не может быть статичным на протяжении долгого периода времени. Ценностные иерархические системы формируются и изменяются одновременно с качественными изменениями общества.

Рассмотрим тенденции, которые обуславливают изменения в современном обществе, и одновременно с этим попытаемся описать те изменения, которые происходят с профессиональными ценностными ориентациями современных педагогов.

1. Запрос на быстрое решение задач в условиях нестабильного мира является с нашей точки зрения одной из главных особенностей и серьезным вызовом общества современному человеку. Сегодня горизонт планирования и прогнозирования становится все менее далеким: практически нет гарантий, которые бы однозначно могли определить ту социальную ситуацию, в которой будет находиться человек даже на недалекую перспективу. Рассмотрим, как дополняться ценностные основания профессиональной деятельности педагога в соответствии с выявленным трендом.

Социально-педагогические ценности дополняются осознанием новых ролей педагога: наставника, тренера, тьютора, блогера и т.д. Эти роли будут определяться той локальной задачей, которую педагог должен быть готов решать. Кроме этого, ценным становится готовность педагога к выполнению разных неожиданных задач. Оперативность и скорость их выполнения будет определять ценность сотрудника, а также демонстрировать уровень соответствия педагога современным требованиям.

Профессионально-групповые ценности будут представлены осознанием педагогом важности и значимости осуществление собственного непрерывного образования и повышения квалификации. Одновременно с этим, встает запрос перед системой образования: необходимость создания программ микроквалификации. Готовность к созданию таких программ, коротких и под конкретный профессиональный запрос, очевидно, будет конкурентным преимуществом перед коллегами.

Личностно-педагогические ценности в заданном контексте могут быть дополнены ценностью ориентации на активное освоение образовательного пространства и мотивированную готовность к решению возникающих задач, а также информированность и системное мышление в отношении поиска и определения ресурсов и механизмов решения конкретной задачи.

Обращаясь к трансформации содержания ценностей в классификации В.А. Ддова [1], рассмотрим, какими ценностями может быть она дополнена.

К ценностям-идеалам будет относиться осознание важности в быстром решении оперативных задач, а также принятие факта того, что конкурентоспособность педагога, в том числе, определяется готовностью к решению разных задач в условиях непрерывных изменений мира.

Ценности-нормы могут быть представлены осознанностью и конструктивным подходом к принятию новых задач, осознанием новых собственных профессиональных ролей, принятием причинно-следственных связей, которые повлияли на изменения профессиональной педагогической деятельности.

Ценности-цели с нашей точки зрения определяются осмыслением важности и личностной мотивированной готовности активной включенности в решение задач, появление которых невозможно спрогнозировать. Качество и скорость решения этих задач будут также определять конкурентоспособность педагога.

Ценности-средства будут расширены ценностями, связанными с активностью и готовностью не только участвовать в краткосрочных курсах повышения квалификации или других формах (нефомальных и информальных) образования педагога, но и способность выявить собственные профессиональные дефициты и составить программу по их восполнению. Именно эта готовность к быстрому анализу собственной деятельности, рефлексивные способности педагога являются очень ценными в условиях постоянной смены профессиональных задач и вызовов.

2. Цифровая трансформация общества не может не повлиять на изменения ценностных основ педагогической деятельности [41. Цифровизация образования коренным образом меняет подходы и смыслы организации образовательного процесса, а значит - профессиональную педагогическую деятельность и ценностные основания этой деятельности.

Социально-педагогические ценности обуславливают новый взгляд на образование в условиях цифровых изменений: равный доступ к образовательным ресурсам, средам и инфраструктуре, возможность обучения с использованием цифровых технологий, ценность и преимущества онлайн обучения и обучения в гибридном формате.

Профессионально-групповые ценности представлены осознанным принятием необходимости осуществления профессиональной деятельности педагога в новых условиях, изменение требований к профессиональной деятельности с учетом тренда цифровой трансформации образования, а также готовность к реализации новых ролей (тьютора, модератора, проводника) в цифровом образовательном пространстве.

Личностно-педагогические ценности определяют позитивное отношение к использованию цифровых инструментов в профессиональной деятельности, готовность к саморазвитию и самообразованию в направлении трансформации собственной деятельности с учетом требований цифровой трансформации.

Ценности-идеалы будут дополнены осознанием педагогом объективной необходимости реализации профессиональной деятельности в логике новых философских оснований цифровизации образования, коренные изменения, связанные с цифровой трансформацией образования и необратимых процессах, влияющих на профессиональную педагогическую деятельность.

Ценности-нормы представлены осознанием необратимости цифровых изменений и пониманием возможностей цифровых средств, механизмов и инструментов в достижении целей профессиональной педагогической деятельности.

Ценности-цели определяют готовность педагога реализовывать профессиональную деятельность в условиях цифровой трансформации образования, ориентацию в содержании государственных программ и проектов, связанных с этой трансформацией.

Ценности-средства будут включать способность педагога использовать цифровые образовательные ресурсы в собственной деятельности, способность к созданию современных интерактивных образовательных ресурсов, способность к экспертному оцениванию, отбору и использованию уже ранее созданных цифровых образовательных ресурсов в собственной профессиональной деятельности.

3. Запрос на учет индивидуальных особенностей и потребностей в любых социальных процессах является серьезным вызовом образованию. Кроме этого, становится практически невозможным достигнуть высокого уровня качества образования, не принимая во внимание личностные особенности и потребности человека.

Социально-педагогические ценности в описанных условиях будут дополнения ценностями осмысления и принятия новых персонифицированных подходов к осуществлению профессиональной педагогической деятельности в обществе, принятие чрезвычайной важности и сложности этой деятельности, а также развитие доверия к профессиональной деятельности педагога, выстроенной на гуманистических основаниях и идеях.

Профессионально-групповые ценности с высокой долей вероятности станут обогащены ценностями, связанными с осознанием важности процессов персонификации образования: образовательного процесса, образовательной и воспитательной среды, готовность к созданию условия для осуществления персонификации образования.

Личностно-педагогические ценности, очевидно, дополняются ценностями, связанными с осознанием и принятием педагогом важности и значимости идеи принятия особенностей и потребностей обучаемых в образовательном процессе, а также развитием идей гуманистического подхода в организации образовательного процесса (не просто учитываем особенности и потребности обучаемого, но и создаем максимально продуктивные условия для достижения качественного образовательного результата, показатель достижения качества образования обучаемым в этом смысле является ключевым).

Ценности-идеалы в описанных условиях будут дополнены ценностями, связанными с безусловным принятием личности ребенка и собственных возможностей в решении любых проблем, связанных с необходимостью учета потребностей обучаемого в образовательном процессе.

Ценности-нормы в рамках развития обозначенной траектория развития общества, очевидно, будут соотноситься с принятием педагогом базовой установки на гуманистический характер педагогической деятельности и безусловное принятие потребностей и особенностей обучающегося с одной стороны, а с другой - объективную необходимость изменения своей профессиональной деятельности с позиций ее развития в русле персонификации образования. Важность и значимость идей персонификации образования, а также осознание принципов этих процессов, в этой группе ценностей должны стать ведущими, так как именно эти ценности являются базовыми в достижении высокого качества образования.

Ценности-цели определяют осознание ценности нелинейных (персонифицированных) образовательных траекторий для достижения цели обучения всех категорий обучающихся, ценности профессионального кругозора для расширения возможностей использования образовательных ресурсов, площадок, образовательных и информационных технологий для достижения качественного образовательного результата.

Ценности-средства будут включать активность и гибкость в выборе методов, средств, стратегий и сценариев обучения, готовность к осуществлению самообразования по вопросам осуществления персонификации образовательного процесса, использование возможностей гибридного обучения для достижения качества обучения.

Выводы. Таким образом, можем сделать вывод о том, что аксиологические основы педагогической деятельности по-прежнему остаются фундаментальной основой, определяющей не только содержание этой деятельности, но и ее результаты. Безусловно, с течением времени меняются социальные условия, в которых педагогическая деятельность реализуется. В связи с этими изменениями трансформируются и ценности, лежащие в основе профессиональной педагогической деятельности. В нашем исследовании мы пришли к выводу о серьезном влиянии на педагогическую профессию таких тенденций развития общества, как запрос на быстрое решение задач в условиях нестабильного мира, цифровая трансформация общества и запрос на учет индивидуальных особенностей и потребностей личности в любых социально-обусловленных процессах. Эти изменения можно рассматривать как новые контексты, в которых протекает профессиональная деятельность педагога, и именно они влияют на изменения ценностных основ этой деятельности.

Литература:

1. Дроботенко, Ю.Б. Изменения профессиональной подготовки студентов педагогического вуза в условиях модернизации педагогического образования Российской Федерации: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08 / Дроботенко Юлия Борисовна. - Омск, 2017. - 519 с.

2. Кирьякова, A.B. Теория ценностей - методологический базис аксиологии образования / A.B. Кирьякова // Электронное научное издание «Аксиология и инноватика образования»: [сайт], 2010. - № 1. - URL: http://www.orenport.ru/axiology/ docs/3/3.pdf (дата обращения: 4.09.2023)

3. Сластёнин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, E.H. Шиянов. - Москва: Академия, 2008. - 576 с.

4. Суйкова, O.A. Как влияет трансформация ценностных основ общества на изменение профессиональных ценностей педагога / O.A. Суйкова // От цифровизации к цифровой трансформации: материалы VI Международной научно-практической конференции. - Миасс, Челябинск: Челябинский институт развития профессионального образования, 2022. -С. 425-429

5. Ценностно-смысловые ориентиры деятельности педагога в условиях цифрового общества: Монография / [С.Г. Алексеев и др.]; под ред. Н.В. Чекалевой. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2022. - 400 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Днепровская Ольга Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Благовещенский государственный педагогический университет» (г. Благовещенск); кандидат педагогических наук, доцент Слесаренко Наталья Владимировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Благовещенский государственный педагогический университет» (г. Благовещенск)

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ МЕХАНИЗМОВ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ВЫЗОВОВ

Аннотация. Статья посвящена проблеме развития высшего педагогического образования на современном этапе с учетом запросов общества и государства к системе подготовки педагогических кадров и к качеству этой подготовки. С целью повышения качества педагогического образования был разработан механизм обеспечения единства образовательного пространства будущих педагогов - проект «Ядро высшего педагогического образования». Цель проекта заключается в обеспечении единых подходов к содержанию практической, методической и предметной подготовки педагога и условиям её реализации в любом вузе страны. Методологическими основами данного проекта являются: укрепление единого образовательного пространства подготовки педагогов; актуализация задач воспитания и развития личности в учебной и во внеучебной деятельности. При этом предполагается усиление профессиональной направленности и деятельностного характера подготовки. Для успешной реализации проекта необходима ориентация научных исследований на актуальные задачи развития общего образования. В статье описывается опыт внедрения проектной деятельности в образовательный процесс педагогического университета. Предложены основные мероприятия по корректировке учебных планов, содержания учебных дисциплин и программ практик.

Ключевые слова: высшее педагогическое образование, экосистема университета, образовательный процесс, проектная деятельность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.