Научная статья на тему 'ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ МЕХАНИЗМОВ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ВЫЗОВОВ'

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ МЕХАНИЗМОВ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ВЫЗОВОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее педагогическое образование / экосистема университета / образовательный процесс / проектная деятельность / higher pedagogical education / university ecosystem / educational process / project activity

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Днепровская Ольга Александровна, Слесаренко Наталья Владимировна

Статья посвящена проблеме развития высшего педагогического образования на современном этапе с учетом запросов общества и государства к системе подготовки педагогических кадров и к качеству этой подготовки. С целью повышения качества педагогического образования был разработан механизм обеспечения единства образовательного пространства будущих педагогов проект «Ядро высшего педагогического образования». Цель проекта заключается в обеспечении единых подходов к содержанию практической, методической и предметной подготовки педагога и условиям её реализации в любом вузе страны. Методологическими основами данного проекта являются: укрепление единого образовательного пространства подготовки педагогов; актуализация задач воспитания и развития личности в учебной и во внеучебной деятельности. При этом предполагается усиление профессиональной направленности и деятельностного характера подготовки. Для успешной реализации проекта необходима ориентация научных исследований на актуальные задачи развития общего образования. В статье описывается опыт внедрения проектной деятельности в образовательный процесс педагогического университета. Предложены основные мероприятия по корректировке учебных планов, содержания учебных дисциплин и программ практик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Днепровская Ольга Александровна, Слесаренко Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the problem of the development of higher pedagogical education at the present stage, taking into account the demands of society and the state for the system of teacher training and the quality of this training. In order to improve the quality of pedagogical education, a mechanism was developed to ensure the unity of the educational space of future teachers the project "Core of Higher Pedagogical Education". The aim of the project is to provide unified approaches to the content of practical, methodological and subject-specific teacher training and the conditions for its implementation in any university in the country. The methodological foundations of this project are: strengthening the unified educational space for teacher training; actualization of the tasks of personal education and development in educational and extracurricular activities. At the same time, it is assumed to strengthen the professional orientation and the activity nature of training. For the successful implementation of the project, it is necessary to focus scientific research on the actual tasks of the development of general education. The article describes the experience of implementing project activities in the educational process of a pedagogical university. The main measures for the adjustment of curricula, the content of academic disciplines and practice programs are proposed.

Текст научной работы на тему «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДИН ИЗ МЕХАНИЗМОВ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ВЫЗОВОВ»

Профессионально-групповые ценности с высокой долей вероятности станут обогащены ценностями, связанными с осознанием важности процессов персонификации образования: образовательного процесса, образовательной и воспитательной среды, готовность к созданию условия для осуществления персонификации образования.

Личностно-педагогические ценности, очевидно, дополняются ценностями, связанными с осознанием и принятием педагогом важности и значимости идеи принятия особенностей и потребностей обучаемых в образовательном процессе, а также развитием идей гуманистического подхода в организации образовательного процесса (не просто учитываем особенности и потребности обучаемого, но и создаем максимально продуктивные условия для достижения качественного образовательного результата, показатель достижения качества образования обучаемым в этом смысле является ключевым).

Ценности-идеалы в описанных условиях будут дополнены ценностями, связанными с безусловным принятием личности ребенка и собственных возможностей в решении любых проблем, связанных с необходимостью учета потребностей обучаемого в образовательном процессе.

Ценности-нормы в рамках развития обозначенной траектория развития общества, очевидно, будут соотноситься с принятием педагогом базовой установки на гуманистический характер педагогической деятельности и безусловное принятие потребностей и особенностей обучающегося с одной стороны, а с другой - объективную необходимость изменения своей профессиональной деятельности с позиций ее развития в русле персонификации образования. Важность и значимость идей персонификации образования, а также осознание принципов этих процессов, в этой группе ценностей должны стать ведущими, так как именно эти ценности являются базовыми в достижении высокого качества образования.

Ценности-цели определяют осознание ценности нелинейных (персонифицированных) образовательных траекторий для достижения цели обучения всех категорий обучающихся, ценности профессионального кругозора для расширения возможностей использования образовательных ресурсов, площадок, образовательных и информационных технологий для достижения качественного образовательного результата.

Ценности-средства будут включать активность и гибкость в выборе методов, средств, стратегий и сценариев обучения, готовность к осуществлению самообразования по вопросам осуществления персонификации образовательного процесса, использование возможностей гибридного обучения для достижения качества обучения.

Выводы. Таким образом, можем сделать вывод о том, что аксиологические основы педагогической деятельности по-прежнему остаются фундаментальной основой, определяющей не только содержание этой деятельности, но и ее результаты. Безусловно, с течением времени меняются социальные условия, в которых педагогическая деятельность реализуется. В связи с этими изменениями трансформируются и ценности, лежащие в основе профессиональной педагогической деятельности. В нашем исследовании мы пришли к выводу о серьезном влиянии на педагогическую профессию таких тенденций развития общества, как запрос на быстрое решение задач в условиях нестабильного мира, цифровая трансформация общества и запрос на учет индивидуальных особенностей и потребностей личности в любых социально-обусловленных процессах. Эти изменения можно рассматривать как новые контексты, в которых протекает профессиональная деятельность педагога, и именно они влияют на изменения ценностных основ этой деятельности.

Литература:

1. Дроботенко, Ю.Б. Изменения профессиональной подготовки студентов педагогического вуза в условиях модернизации педагогического образования Российской Федерации: дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.08 / Дроботенко Юлия Борисовна. - Омск, 2017. - 519 с.

2. Кирьякова, A.B. Теория ценностей - методологический базис аксиологии образования / A.B. Кирьякова // Электронное научное издание «Аксиология и инноватика образования»: [сайт], 2010. - № 1. - URL: http://www.orenport.ru/axiology/ docs/3/3.pdf (дата обращения: 4.09.2023)

3. Сластёнин, В.А. Педагогика / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, E.H. Шиянов. - Москва: Академия, 2008. - 576 с.

4. Суйкова, O.A. Как влияет трансформация ценностных основ общества на изменение профессиональных ценностей педагога / O.A. Суйкова // От цифровизации к цифровой трансформации: материалы VI Международной научно-практической конференции. - Миасс, Челябинск: Челябинский институт развития профессионального образования, 2022. -С. 425-429

5. Ценностно-смысловые ориентиры деятельности педагога в условиях цифрового общества: Монография / [С.Г. Алексеев и др.]; под ред. Н.В. Чекалевой. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2022. - 400 с.

Педагогика

УДК 378

кандидат педагогических наук, доцент Днепровская Ольга Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Благовещенский государственный педагогический университет» (г. Благовещенск); кандидат педагогических наук, доцент Слесаренко Наталья Владимировна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Благовещенский государственный педагогический университет» (г. Благовещенск)

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДИН НЗ МЕХАНИЗМОВ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ВЫЗОВОВ

Аннотация. Статья посвящена проблеме развития высшего педагогического образования на современном этапе с учетом запросов общества и государства к системе подготовки педагогических кадров и к качеству этой подготовки. С целью повышения качества педагогического образования был разработан механизм обеспечения единства образовательного пространства будущих педагогов - проект «Ядро высшего педагогического образования». Цель проекта заключается в обеспечении единых подходов к содержанию практической, методической и предметной подготовки педагога и условиям её реализации в любом вузе страны. Методологическими основами данного проекта являются: укрепление единого образовательного пространства подготовки педагогов; актуализация задач воспитания и развития личности в учебной и во внеучебной деятельности. При этом предполагается усиление профессиональной направленности и деятельностного характера подготовки. Для успешной реализации проекта необходима ориентация научных исследований на актуальные задачи развития общего образования. В статье описывается опыт внедрения проектной деятельности в образовательный процесс педагогического университета. Предложены основные мероприятия по корректировке учебных планов, содержания учебных дисциплин и программ практик.

Ключевые слова: высшее педагогическое образование, экосистема университета, образовательный процесс, проектная деятельность.

Annotation. The article is devoted to the problem of the development of higher pedagogical education at the present stage, taking into account the demands of society and the state for the system of teacher training and the quality of this training. In order to improve the quality of pedagogical education, a mechanism was developed to ensure the unity of the educational space of future teachers - the project "Core of Higher Pedagogical Education". The aim of the project is to provide unified approaches to the content of practical, methodological and subject-specific teacher training and the conditions for its implementation in any university in the country. The methodological foundations of this project are: strengthening the unified educational space for teacher training; actualization of the tasks of personal education and development in educational and extracurricular activities. At the same time, it is assumed to strengthen the professional orientation and the activity nature of training. For the successful implementation of the project, it is necessary to focus scientific research on the actual tasks of the development of general education. The article describes the experience of implementing project activities in the educational process of a pedagogical university. The main measures for the adjustment of curricula, the content of academic disciplines and practice programs are proposed.

Key words: higher pedagogical education, university ecosystem, educational process, project activity.

Введение. В настоящее время высшее педагогическое образование ориентировано на обеспечение единых подходов к содержанию предметной, методической и практической подготовки педагога и условиям её реализации в любом вузе страны, и следовательно, на формирование единых профессиональных компетенций.

Осуществление образовательной деятельности вуза в рамках проекта «Ядро высшего педагогического образования» требует от педагогического университета разработки и внедрения новых подходов к формированию образовательных программ высшего образования, основанных на адаптивной модели опережающей подготовки педагогических кадров с учетом формирования гибких компетенций и выстраивания персонифицированных образовательных маршрутов. Благовещенский государственный педагогический университет является победителем программы стратегического академического лидерства «Приоритет - 2030». В рамках программы были определены стратегические цели университета, ориентированные на преобразование образовательной, научно-исследовательской, молодежной и других сфер деятельности университета.

Исходя из указанных вызовов, целью исследования является: описание модели новой экосистемы педагогического университета, направленной на повышение качества подготовки выпускников по образовательным программам ВО через комплексное внедрение проектной деятельности в условиях действующих ФГОС ВО.

Изложение основного материала статьи. Школа является заказчиком и партнером педагогического образования. Ясно, что его содержание должно соответствовать ФГОС общего образования, программам школьных предметов, быть ориентированным на новые учебники и современные образовательные ресурсы [2].

Основным документом, регламентирующим деятельность образовательных учреждений, является Федеральный государственный образовательный стандарт. В нем определены предметные, метапредметные и личностные результаты освоения образовательной программы, а также условия ее реализации.

Основная образовательная программа, в соответствии с ФГОС, должна обеспечивать создание условий для разработки и подготовки к защите индивидуальных проектов обучающихся, для участия обучающихся в различных формах исследовательской и проектной деятельности, а также обеспечить практическую направленность проводимых исследований.

Программа должна содержать описание целей и задач, особенностей, основных направлений, планируемые результаты учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся.

В процессе реализации основной образовательной программы обучающимся должны быть созданы условия для выполнения индивидуального проекта в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом.

Таким образом, необходимы значительные изменения в подготовке современного педагога, формируя у них «основные компетенции, необходимые для обеспечения реализации требований Стандарта и успешного достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы» [4].

Согласно методическим рекомендациям, сформулированным в проекте «Ядро высшего педагогического образования», в структуре подготовки будущего педагога выделяется модуль учебно-исследовательской и проектной деятельности, который нацелен на формирование исследовательских и проектных навыков, требуемых для написания курсовых работ и проектов, выпускных квалификационных работ, а также работ аналитического и прикладного характера [3]. Предполагается, что при изучении дисциплин модуля студенты не только овладеют навыками осуществления проектно-исследовательской деятельности, но и научатся организовывать ее в образовательных учреждениях.

В методических рекомендациях по разработке структуры и содержания педагогического образования определены объем, формы отчетности и место проведения дисциплин и практик по данному модулю (таблицы 1, 2).

Таблица 1

Модуль учебно-исследовательской и проектной деятельности

Наименование дисциплины Количество зачетных единиц

Методы исследовательской и проектной деятельности 3

Методы математической обработки данных 3

Таблица 2

Рекомендуемый минимальный объем практик по модулю

Наименование модуля Зачетные единицы

Обязательная часть Часть, формируемая участниками образовательных отношений Минимальное количество

Модуль учебно-исследовательской и проектной деятельности 9 9

По нашему мнению, распределение дисциплин и практик согласно методическим рекомендациям, сформулированным в проекте «Ядро высшего педагогического образования», представленное в таблице 3, не в полной мере способствует эффективной организации проектной деятельности в педагогическом вузе. Дисциплины основных образовательных программ, предполагающие формирование компетенций в области учебно-исследовательской и проектной деятельности, должны быть предусмотрены в каждом семестре. Непрерывное включение студентов в проектную деятельность позволит им накопить опыт, сформировать компетенции и культуру проектной работы [1].

Таблица 3

Примерный учебный план модуля учебно-исследовательской и проектной деятельности

Наименование Форма контроля с номером семестра Номера семестров для изучения

Зачет Зачет с оценкой

Методы исследовательской и проектной деятельности 4/5 4/5

Методы математической обработки данных 6 6

Научно-исследовательская работа (получение первичных навыков научно-исследовательской работы) 4/6 4/6

Производственная практика, научно-исследовательская работа 8, 10 8, 10

С целью формирования компетенций, необходимых для развития проектного мышления, считаем необходимым включить в учебный план такие дисциплины и практики, которые позволят студентам:

- получить навыки проведения научно-исследовательской работы, организации совместной деятельности и управления совместной деятельностью, опыт взаимодействия в проектных командах и управления ими;

- получить знания о типологии и классификации проектов, этапах проектирования, способах представления результатов (продуктов) проектной и исследовательской деятельности;

- овладеть умениями проводить самоанализ, диагностику собственных компетенций;

- получить знания о принципах организации, сущности и функциях, особенностях, достоинствах и преимуществах проектно-исследовательской деятельности в школе.

Для решения данной задачи предлагаем включить в учебный план дисциплины «Основы научно-исследовательской и проектной деятельности», «Проектный практикум», а также в качестве учебных практик - технологическую практику (проектную) и практику по получению первичных навыков научно-исследовательской работы, в качестве производственной практики - научно-исследовательскую работу (преддипломную практику) (таблица 4). Главная идея заключается в том, чтобы обучение научно-исследовательской и проектной деятельности было непрерывным, начиная со 2 курса.

Таблица 4

Распределение дисциплин по семестрам, с указанием объема

1 семестр 2 семестр

1 курс

2 курс Основы научно-исследовательской и проектной деятельности -2 з.е.

3 курс Проектный практикум - 2 з.е. Технологическая практика (проектная) - 3 з.е.

Практика по получению первичных навыков научно-исследовательской работы - 3 з.е.

4 курс Проектный практикум - 2 з.е. Технологическая практика (проектная) - 3 з.е.

5 курс Научно-исследовательская работа (преддипломная) - 6 з.е.

Дисциплина «Основы научно-исследовательской и проектной деятельности» (4 семестр) направлена на получение первичных знаний об организации, проведении, представлении результатов научного исследования; способствует

формированию и развитию компетенций в области организации проектной деятельности; дает представление об организации и осуществлении проектно-исследовательской деятельности в школе.

Дисциплина «Проектный практикум» (5, 7 семестры) направлена на формирование у студентов компетенций, позволяющим им овладеть навыками использования специфических практических методов при разработке и реализации различных типов проектов.

Практика по получению первичных навыков научно-исследовательской работы (6 семестр) направлена на развитие у студентов способности к поиску, объективной оценке научной информации, самостоятельным теоретическим и практическим суждениям и выводам, формирование умения решать профессиональные задачи на основе научных знаний, способности самостоятельно осуществлять научно-исследовательский поиск в инновационных условиях.

Программой практики предусмотрены следующие виды работ:

1. Написание и подготовка к публикации научной статьи.

2. Подготовка выступления и презентации для участия в студенческих научно-практических конференциях.

3. Сбор и интерпретация экспериментальных и эмпирических данных.

4. Математическая обработка результатов эксперимента.

5. Подбор тем проектов, обоснование их актуальности.

6. Разработка и защита проекта.

Технологическая практика (проектная) (6, 8 семестры) позволит сформировать у студентов общее представление о содержании, формах, методах и направлениях профессиональной деятельности при выполнении проектов; систематизировать, закрепить, развить и практически применить знания, умения и навыки профессиональной деятельности в области разработки и руководства проектами и управления инновациями. В 8 семестре предполагается проведение практики на базе образовательных учреждений с целью обеспечения деятельности по написанию и защите индивидуальных проектов школьниками.

Научно-исследовательская работа (преддипломная) (10 семестр), в процессе которой студенты проводят теоретическое и эмпирическое исследование по теме выпускной квалификационной работы (ВКР) и представляют анализ полученных результатов, позволяет окончательно сформировать компетенции в области научно-исследовательской деятельности.

Организованная подобным образом проектная деятельность в процессе реализации основных образовательных программ подготовки будущих педагогов позволит:

- повысить мотивацию и вовлеченность студентов в образовательный процесс;

- вовлечь студентов в инновационную деятельность и как следствие сформировать у них проектные компетенции;

- выявить талантливых студентов, способных реализовать себя в проектах различных уровней;

- приобрести обучающимися знания, умения и опыт организации научно-исследовательской и проектной деятельности в образовательных учреждениях;

- привлечь работодателей и представителей реального сектора экономики к реализации образовательного процесса;

- сформировать культуру проектной деятельности.

Все вышесказанное обеспечит формирование у студентов комплекса универсальных и профессиональных компетенций, и, как следствие, будет способствовать повышению качества подготовки педагогических кадров.

Выводы. Для достижения стратегической цели развития университета необходима трансформация образовательной политики, ориентированная на повышение уровня практико-ориентированности образовательных программ, персонализированность и вариативность учебных модулей для удовлетворения образовательных запросов обучающихся. Это возможно на основе изменения форм и содержания образования, исходя из потребностей региона и реального сектора экономики, с включением в учебные планы проектной деятельности (с привлечением работодателей к разработке реальных инновационных проектов в смешанных проектных командах).

Основными мероприятиями по внедрению проектной деятельности в учебные планы является:

- изменение компонентов образовательной программы по направлениям и профилям подготовки;

- изменение формата и технологий проведения учебных занятий;

- формирование партнерской сети, вовлечение в образовательный процесс всех возможных стейкхолдеров;

- подготовка и сопровождение деятельности преподавателей, реализующих проектную деятельность.

Внедрение предлагаемой модели новой экосистемы педагогического университета в образовательный процесс позволит сориентировать его на результат как образовательный продукт в условиях создания деятельностной среды.

Таким образом, предлагаемая трансформация образовательного процесса, не противоречащая идее единого подхода к содержанию предметной, методической и практической подготовки педагога («Ядро высшего педагогического образования»), сделает возможным реализацию различных образовательных, научно-исследовательских, социокультурных, международных культурно-образовательных проектов, позволяющих объединить образовательные организации области и региона в единый педагогический кластер. Что, в свою очередь, сделает педагогический вуз центром педагогического образования региона.

Литература:

1. Методические рекомендации для образовательных организаций высшего образования по формированию экосистемы, направленной на развитие практик сопровождения обучающихся при подготовке и защите выпускных квалификационных работ в формате «Стартап как диплом». - URL: https://new.tstu.tver.ru/documents/a40r6fBio6.PDF (дата обращения: 10.04.2023)

2. Муштавинская, И.В. Методические рекомендации для руководителей общеобразовательных организаций и методических объединений учителей по организации проектной деятельности в рамках реализации ФГОС среднего общего образования / И.В. Муштавинская, М.Б. Сизова. - URL: https://rcneftegorck.ru/wp-content/uploads/2020/08/metod,-rekomendaczii_ind.-proekt-soo_2019.pdf (дата обращения: 10.04.2023)

3. Письмо Минпросвещения России от 14.12.2021 N АЗ-1100/08 "О направлении информации (вместе с Методическими рекомендациями по подготовке кадров по программам педагогического бакалавриата на основе единых подходов к их структуре и содержанию (Ядро высшего педагогического образования))". - URL: https://legalacts.ru/doc/pismo-minprosveshchenija-rossii-ot-14122021-n-az-110008-o-napravlenii/ (дата обращения: 10.04.2023)

4. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования". - URL: https://docs.edu.gov.ru/document/bfflceabdc94110049a583890956abbfa (дата обращения: 10.04.2023)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.