Научная статья на тему 'Научно-методическое сопровождение подготовки классных руководителей в современной системе образования: оценка изменений и перспектив'

Научно-методическое сопровождение подготовки классных руководителей в современной системе образования: оценка изменений и перспектив Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
141
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science for Education Today
Область наук
Ключевые слова
современная система образования / подготовка будущих педагогов / воспитание / научно-методическое сопровождение / классное руководство / вовлеченность / Modern education system / Training of future teachers / Moral education / Scientific and Methodological Support / Classroom Management / Involvement

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лаврентьева Зоя Ивановна, Кохан Нататья Владимировна, Мурзалимова Алма Жакимовна, Ромм Татьяна Александровна

Проблема и цель. Авторами исследуются вопросы научно-методического сопровождения подготовки будущих педагогов к реализации воспитательной деятельности в современной системе образования. Цель статьи – выявить изменения ведущих характеристик научно-методического сопровождения подготовки классных руководителей в современных условиях, определить его перспективы в контексте трансформации высшего образования. Методология. Исследование носит теоретический характер, включает анализ, обобщение теоретических подходов научно-методического сопровождения преподавателей вузов и эмпирических данных, полученных в ходе комплексного изучения содержания, форм и методов практики подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности. В качестве методологической основы выступили подходы психолого-педагогического сопровождения, научно-методического обеспечения, концепции вовлеченности, позволяющие зафиксировать успешные сферы и основные затруднения научно-методического сопровождения подготовки классных руководителей в учебной и внеаудиторной деятельности, определить перспективы научно-методического сопровождения в контексте трансформации высшего образования. Результаты. В работе выделены основные направления сопровождения: научно-методическая обеспеченность, вовлеченность студентов во внеаудиторные, научно-исследовательские проекты по проблемам классного руководства, адресная информационно-методическая поддержка; раскрыты противоречия между удовлетворенностью преподавателей существующим научно-методическим обеспечением и низкой оценкой студентов и руководителей образовательных организаций качества подготовки к работе классными руководителями в современной школе; определены особенности совершенствования научно-методического сопровождения в современных условиях, связанные с актуализацией сетевых форм, создающих мотивирующую среду для профессионального роста педагога, его самовыражения и педагогического творчества. Заключение. Исследование показало социально-педагогическую и профессиональную значимость научно-методического сопровождения подготовки классных руководителей в образовательной деятельности высших учебных заведений, реализующих программы подготовки педагогических кадров. В качестве ресурсов научно-методического обеспечения подготовки классных руководителей выступают новые методологические подходы к пониманию роли и места научно-методического сопровождения в вузе, инновационные, сетевые, интерактивные форматы подготовки, создание воспитывающей, открытой профессионально-ориентированной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лаврентьева Зоя Ивановна, Кохан Нататья Владимировна, Мурзалимова Алма Жакимовна, Ромм Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Scientific and methodological support for preparing classroom teachers in modern education system: Evaluation of changes and opportunities

Introduction. The authors investigate the current trends in scientific and methodological support of preparing future teachers for moral education activities. The aim of the article is to identify changes in the leading characteristics of scientific and methodological support of classroom teachers’ preparation in modern conditions and to determine its prospects in the context of higher education transformation. Materials and Methods. The study is theoretical in nature, includes the analysis and generalization of theoretical approaches to scientific and methodological support of university teachers and empirical data obtained in the course of a comprehensive study of the content, forms and methods of preparing future teachers for conducting moral educational activities. The study is based on the following methodological approaches: psychological and educational support, scientific and methodological support, and the concept of involvement, allowing to reveal the successful areas and the main difficulties in scientific and methodological support of classroom teachers' training in academic and extracurricular activities, and to identify the prospects of scientific and methodological support in the context of the transformation of higher education. Results. The paper identifies the main areas of support: scientific and methodological support, student extracurricular involvement, research projects on classroom management problems, targeted information and methodological support. The study reveals the contradictions between teachers’ satisfaction with existing scientific and methodological support and dissatisfaction of students and heads of educational settings with the quality of classroom teachers’ preparation in modern schools. The authors identify the characteristic features of improving the quality of classroom management in modern schools. Conclusions. The study has shown the socio-pedagogical and professional significance of scientific and methodological support of classroom teachers' preparation in higher educational institutions that provide teacher education programmes. New methodological approaches to understanding the role and place of scientific and methodological support in higher education institution, innovative, network and interactive formats of training, and creating educational open professional-oriented environment serve as resources of scientific and methodological support of classroom teachers’ preparation.

Текст научной работы на тему «Научно-методическое сопровождение подготовки классных руководителей в современной системе образования: оценка изменений и перспектив»

Science for Education Today

2023. Том 13. № 4

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

УДК 37.01+371+316.6

DOI: 10.15293/2658-6762.2304.04

Научная статья / Research Full Article Язык статьи: русский / Article language: Russian

Научно-методическое сопровождение подготовки классных руководителей в современной системе образования: оценка изменений и перспектив

З. И. Лаврентьева1, Н. В. Кохан1, А. Ж. Мурзалимова2, Т. А. Ромм1

1 Новосибирский государственный педагогический университет, Новосибирск, Россия 2 Северо-Казахстанский университет им. М. Козыбаева, Петропавловск, Республика Казахстан

Проблема и цель. Авторами исследуются вопросы научно-методического сопровождения подготовки будущих педагогов к реализации воспитательной деятельности в современной системе образования. Цель статьи - выявить изменения ведущих характеристик научно-методического сопровождения подготовки классных руководителей в современных условиях, определить его перспективы в контексте трансформации высшего образования.

Методология. Исследование носит теоретический характер, включает анализ, обобщение теоретических подходов научно-методического сопровождения преподавателей вузов и эмпирических данных, полученных в ходе комплексного изучения содержания, форм и методов практики подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности. В качестве методологической основы выступили подходы психолого-педагогического сопровождения, научно-методического обеспечения, концепции вовлеченности, позволяющие зафиксировать успешные сферы и основные затруднения научно-методического сопровождения подготовки классныхру-ководителей в учебной и внеаудиторной деятельности, определить перспективы научно-методического сопровождения в контексте трансформации высшего образования.

Результаты. В работе выделены основные направления сопровождения: научно-методическая обеспеченность, вовлеченность студентов во внеаудиторные, научно-исследовательские проекты по проблемам классного руководства, адресная информационно-методическая поддержка; раскрыты противоречия между удовлетворенностью преподавателей существующим научно-методическим обеспечением и низкой оценкой студентов и руководителей образовательных организаций качества подготовки к работе классными руководителями в современной школе;

Финансирование проекта: Исследование выполнено в рамках реализации государственного задания Министерства просвещения Российской Федерации № 073-03-2022-037 по теме «Разработка научно-методического сопровождения подготовки классных руководителей и кураторов студенческих групп в условиях внедрения программы воспитания».

Библиографическая ссылка: Лаврентьева З. И., Кохан Н. В., Мурзалимова А. Ж., Ромм Т. А. Научно-методическое сопровождение подготовки классных руководителей в современной системе образования: оценка изменений и перспектив // Science for Education Today. - 2023. - Т. 13, № 4. -С. 77-99. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2304.04

Н Автор для корреспонденции: Зоя Ивановна Лаврентьева, lzi53@mail.ru

© З. И. Лаврентьева, Н. В. Кохан, А. Ж. Мурзалимова, Т. А. Ромм, 2023

© 2011-2023 Science for Education Today Все права защищены

Science for Education Today 2023. Том 13. № 4 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762

определены особенности совершенствования научно-методического сопровождения в современных условиях, связанные с актуализацией сетевых форм, создающих мотивирующую среду для профессионального роста педагога, его самовыражения и педагогического творчества.

Заключение. Исследование показало социально-педагогическую и профессиональную значимость научно-методического сопровождения подготовки классных руководителей в образовательной деятельности высших учебных заведений, реализующих программы подготовки педагогических кадров. В качестве ресурсов научно-методического обеспечения подготовки классных руководителей выступают новые методологические подходы к пониманию роли и места научно-методического сопровождения в вузе, инновационные, сетевые, интерактивные форматы подготовки, создание воспитывающей, открытой профессионально-ориентированной среды.

Ключевые слова: современная система образования; подготовка будущих педагогов; воспитание; научно-методическое сопровождение; классное руководство; вовлеченность.

Постановка проблемы

Развитие современного образования не мыслится без развития ценностно-смысловых основ его осуществления, что тесно связано с возрастанием значимости системы воспитания, которая в современных условиях находится в процессе изменения форматов ее реализации с учетом внедрения в практику работы школ рабочих программ воспитания, и, как следствие, существенного повышения роли и значения классного руководства [1]. Вместе с тем обнаруживается противоречие между усложнением требований к деятельности классного руководителя и недостаточным уровнем подготовленности педагогов к выполнению функций классного руководителя в современных обстоятельствах.

С 2021 по 2023 гг. опубликовано более 35 статей о подготовке студентов к воспитательной деятельности. Ключевые направления содержания публикаций касаются: конструирования проактивной подготовки (Е. М. Хар-ланова, С. В. Рослякова [2]), воспитательной

деятельности в современных социокультурных условиях (Л. А. Бордонская, Е. А. Игумнова [3]), традиций и инноваций в подготовке студента как организатора воспитательной среды (М. А. Кувырталова [4]), освоения студентами субъектно-ориентиро-ванных технологий (А. Н. Миронова [5]), формирования готовности будущего педагога к конструированию содержания воспитательного проекта (О. В. Куртеева [6]), профессиональной субъектности студентов педагогического вуза в воспитательной деятельности (В. В. Абрамова, Т. А. Ромм [7], А. А. Пенькова1) и т. п.

В теории и практике обращают внимание на то, как включение в образовательный процесс ресурса внеучебной деятельности в форматах студенческого самоуправления, клубной активности (P. Buckley, P. Lee [8]) способствует не только творческой самореализации студентов, но и формирует у них необходимые в профессиональном смысле соци-

1 Пенькова А. А. Модель формирования профессиональной субъектности студентов педагогического вуза в воспитательной деятельности // Теория и практика современного воспитания и обучения: матери-

алы всероссийской научно-практической конференции с международным участием / науч. редактор А. Н. Махинин. - Воронеж: Воронежский государственный педагогический университет, 2022. -С. 276-280.

© 2011-2023 Science for Education Today

Все права защищены

78

2023. Том 13. № 4

альные навыки коммуникации, сотрудничества. Создаваемые средствами неформального образования коммуникативные площадки становятся эффективным инструментом получения профессионального опыта [9]. Адаптация образовательного содержания учебных программ под потребности студентов с опорой на самостоятельный опыт с применением активных методов обучения (Ю. Н. Корешникова, И. Д. Фрумин [10]) предполагает изменение стиля преподавания в сторону развития критического мышления, саморегуляции, применения полученных знаний на практике (R. Pithers, R. Soden [11], A. Tsang [12]). Их перечень (L. Darling-Hammond, M. E. Hyler, M. Gardner [13]) расширяется за счет развития сетевых и партнерских отношений c педагогами-практиками, экспертной поддержки, ко-учинговых технологий, совместных проектов учителей и студентов, которые способствуют развитию обратной связи, рефлексии. Интеграция базовых принципов геймификации и эмпирических принципов обучения (А. Глоба [14]) способна усиливать вовлеченность и обеспеченность студентов переживанием взаимодействия с физическим миром, закрепляя пережитый эмоциональный опыт.

Однако исследователи (Н. Л. Селиванова, П. В. Степанов [15], М. В. Шакурова [16] и др.) фиксируют не только позитивные, но и сохраняющиеся негативные явления, «которые отчасти являются следствием неудовлетворительной подготовки будущего учителя к наиболее сложной сфере его профессиональной деятельности - воспитанию» [15, с. 42], психологическую и методическую неготов-

ISSN 2658-6762

ность к успешному выполнению профессиональной деятельности будущих педагогов [17]. По мнению М. В. Шакуровой, в образовательной практике в вузе присутствует эффект «иллюзорной причинности», связанный с уверенностью, что подготовить к воспитательной деятельности можно только организацией участия студентов в разных социальных практиках творческой, волонтерской и другой направленности [16, с. 74].

Очевидно, что вопросы подготовки будущих педагогов к реализации воспитательной функции тесно связаны с более широким проблемным полем профессионально-личностного развития специалиста, определяются качеством его научно-методического сопровождения. Сопровождение как научная категория, по мнению исследователей2, представляет собой целостный процесс, систему способов и методов специально организованной профессиональной деятельности, обеспечивающей сохранение устойчивости, активизацию потенциала и стимулирование прогресса. В соответствие с направленностью и содержанием сопровождения оно дифференцируется на самые разные виды: техническое, социальное, медицинское, правовое, психологическое, педагогическое и т. п.3 Вне зависимости от области применения сопровождение трактуется как оказание профессиональной помощи тем, кто в ней нуждается, кто оказывается в ситуации кризисов, рисков, затруднений, препятствий, снижения возможностей [18, с. 292]. Целью и смыслом сопровождения выступает преодоление препятствий, снижение рисков, усовершенствование, повышение качества, оптимальности, эффективности феноменов и

http://sciforedu.ru

2 Яковлев Е. В., Яковлева Н. О. Сопровождение как педагогический феномен // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2010. - №2 4. - С. 75.

3 Варзанова М. А. Сопровождение как средство преодоления педагогами сопротивления инновационной

деятельности // Педагогика и психология современного образования: теория и практика: материалы конференции «Чтения Ушинского», 2-3 марта 2017 г. Ч. 2. - Ярославль: РИО ЯГПУ, 2017. - С. 99-102.

© 2011-2023 Science for Education Today

Все права защищены

79

2023. Том 13. № 4

процессов. Несмотря на то, что в педагогике феномен научно-методического сопровождения рассматривается достаточно широко4, актуальной становится проблема обоснования эффективности и совершенствования научно -методического сопровождения в подготовке будущих педагогов к воспитательной деятельности.

Цель статьи - выявить изменения ведущих характеристик научно-методического сопровождения подготовки классных руководителей в современных условиях: раскрыть теоретические подходы к анализу научно-методического сопровождения преподавателей вузов; зафиксировать успешные сферы и основные затруднения научно-методического сопровождения подготовки классных руководителей в учебной и внеаудиторной деятельности; определить перспективы научно-методического сопровождения в контексте трансформации высшего образования.

Методология исследования

Методологической основой изучения характера научно-методического сопровождения преподавателей вузов выступают: теории сопровождения (Л. М. Шипицына, М. А. Жданова, Е. И. Казакова5), научные подходы к изучению специфики научно-методического сопровождения (Е. А. Александрова [19], О. В. Давлятшина6, М. В. Певзнер7), концепции сопровождения подготовки классных руководителей (Т. А. Ромм8), идеи научно-методического обеспечения учебной деятельности (В. А. Адольф [20], Л. И. Кундозерова9), научные предположения о вовлеченности студентов во внеаудиторную деятельность, направленную на освоение методов профессиональной деятельности (Н. Г. Малошонок, К. А. Вилкова10, И. А. Щеглова [21]), сужде-

4 Научно-методическое сопровождение персонала школы: педагогическое консультирование и супер-визия: монография / М. Н. Певзнер, О. М. Зайченко, В. О. Букетов, С. Н. Горычева [и др.]; под ред. М. Н. Певзнера, О. М. Зайченко. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого; Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов, 2002. -316 с.

5 Шипицина Л. М., Жданова М. А., Казакова Е. И. Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка: пособие для учителя. -М.: Владос, 2003. - 528 с.

6 Давлятшина О. В. Психолого-педагогическое условие научно-методического сопровождения как фактор профессионально-личностного развития педагогов // Концепт. - 2015. - № 8.

7 Научно-методическое сопровождение персонала

школы: педагогическое консультирование и супер-

визия: монография / М. Н. Певзнер, О. М. Зайченко,

В. О. Букетов, С. Н. Горычева [и др.]; под ред.

М. Н. Певзнера, О. М. Зайченко. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого; Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов, 2002. -316 с.

8 Ромм Т. А. Научно-методическое сопровождение в практике воспитательной деятельности классных руководителей // Классный руководитель и куратор студенческой группы: обновление стратегии и методики подготовки. Материалы всероссийской научно -практической конференции с международным участием / под редакцией З. И. Лаврентьевой. - Новосибирск, 2022. - С. 40-47.

9 Кундозерова Л. И. Научно-методическое обеспечение учебных дисциплин в вузе // Теория и практика научных исследований. Психология, педагогика, экономика и управление. - 2019. - № 2. - С. 32-51.

10 Измерение учебной вовлеченности студентов как инструмент оценки качества российского высшего образования: информационный бюллетень / Н. Г. Малошонок, К. А. Вилкова; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2022. - 44 с.

© 2011-2023 Science for Education Today

Все права защищены

80

2023. Том 13. № 4

ния о необходимости сопровождения преподавателей вузов (М. В. Шакурова [16], Т. Т. Ще-лина11, И. Д. Демакова12).

Принципиально важным теоретическим постулатом сопровождения выступает признание субъектной позиции самого сопровождаемого: сопровождающий лишь создает условия, насыщает обстановку, подготавливает почву, чтобы его «визави» принял самостоятельное решение о выходе из затруднительной ситуации, смог разглядеть перспективы и определить ресурсы [19]. Субъект-субъектная основа сопровождения актуализирует эмоционально-межличностные взаимодействия, в которых происходит поддержка собственной мотивации в процессе создания ситуаций успеха, выбора. Развитие личностного ресурса в профессиональном развитии педагога, «когда стимулом становится комплекс личных, социальных и организационных целей и ценностей» [22, с. 53], становится ключевым аспектом. В педагогической сфере научно-методическое сопровождение направлено на мотивирование, стимулирование, активизацию педагогических работников на использование научно обоснованных и наиболее эффективных способов обучения, воспитания и социализации личности. Субъектами научно-методического сопровождения выступают, с одной стороны, педагогические работники, с другой - специалисты, выполняющие особые профессиональные функции: научно-исследовательские коллективы, методические советы, профессиональные объединения, методические структурные подразделения.

ISSN 2658-6762

В нашем случае речь идет о научно-методическом сопровождении подготовки классных руководителей, т. е. о сопровождении педагогов высших учебных заведений. В данном контексте научно-методическое сопровождение - это создание условий, при которых профессиональная деятельность и ее субъекты удерживаются в рамках научных концепций и тесным образом связываются с производственной практикой [23]. Целью научно-методического сопровождения выступает повышение качества профессиональной деятельности на основе опережающих научных идей и передовых инновационных практик. Спецификой такого сопровождения выступают рекомендательный характер, системность и ориентация на индивидуальные запросы профессионала к профессионалам. В качестве ведущих направлений исследования сопровождения следует выделить научно-методическую обеспеченность, вовлеченность студентов в воспитательные практики вуза, адресную информационно-методическую поддержку.

Научно-методическая обеспеченность вслед за В. А. Адольфом [20], Н. Н. Рудь [24], В. И. Сопиным [25], А. П. Тряпицыной с соавторами [26] понимается как наличие необходимых средств для организации и реализации процесса обучения, создание условий для эффективной и результативной образовательной деятельности, повышения квалификации педагогов высших учебных заведений. Научно-методическому обеспечению отводится роль сохранения научного вектора получения знаний, удерживания образования в рамках национальных интересов и суверенитета страны.

http://sciforedu.ru

11 Щелина Т. Т. О системном подходе к воспитанию

студентов в контексте их личностно-профессиональ-ного развития в вузе // Новая психология профессионального труда педагога: от нестабильной реальности к устойчивому развитию. - М.: Психологический институт РАО, 2021. - С. 77-81.

12 Демакова И. Д. Воспитательная деятельность педагога в условиях парадигмального сдвига: методологический аспект // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2014. - № 5. - С. 137-151.

© 2011-2023 Science for Education Today

Все права защищены

81

2023. Том 13. № 4

Содержание научно-методического обеспечения включает в себя методологические, дидактические и методические разработки, учебную и учебно-методическую литературу, авторские учебно-методические комплексы, электронные информационные носители (запись вебинаров, открытых лекций, мастер-классов, методических материалов персональных страниц преподавателей), присутствие в социальных сетях и интернет-пространстве. В. И. Со-пин [25] выделяет этапы создания научно-методического обеспечения: научное обоснование подходов и принципов создания методического продукта; проектирование и разработка учебно-методической документации и материалов; методическое применение в образовательной практике. Субъектная позиция преподавателей в процессе создания и реализации научно-методического обеспечения заключается в том, чтобы гарантировать осознанное отношение к выбору теоретических опор образования, развивать гуманистический подход во взаимодействии со студентами, внедрять интерактивные методы обучения, ориентироваться на насущные запросы общества и образовательных организаций.

Поскольку целевая установка подготовки педагогов к реализации задач воспитания направлена на формирование профессиональной позиции педагога как воспитателя, в вузе важно создавать такое пространство, которое развивает, сохраняет интерес, мотивацию и эмоциональное позитивное отношение будущих педагогов к воспитательной деятельности как профессиональной и способствует накоплению опыта продуктивного профессионального поведения. Для этого возможно и

ISSN 2658-6762

нужно идти по пути дополнения аудиторной учебной работы внеаудиторной, внеучебной, обеспечивающей вовлеченность студентов и преподавателей в решение профессиональных задач. Представления о студенческой вовлеченности (G. D. Kuh [27], A. W. Astin [28], A. C. McCormick, J. Kinzie, R. M. Gonyea [29]) в большей степени сосредоточены на успешности студентов в учебной деятельности в связи с социальным статусом университета. Отечественные исследователи (Н. Г. Малошо-нок, К. А. Вилкова13, И. А. Щеглова [21]) связывают данный феномен с практикой оценки деятельности вузов, с развитием критического мышления. Это позволило выделить в отдельный тип внеучебную вовлеченность, для которой характерно участие студентов в различных формах активности, которую предлагает университет: волонтерство, спорт, культурные и художественные мероприятия, научно-исследовательская работа и т. п. Данное определение тесно связано с идеями теории социального воспитания об организованной жизнедеятельности коллектива в образовательной организации, которую А. В. Мудрик14 рассматривает как базу накопления социального опыта, создающую возможность для развития человека. Организация жизнедеятельности вуза создает такие условия для взаимодействия личности и общества, которые могут способствовать реализации студентами активности, побуждаемой потребностями разного уровня, в том числе потребностями профессиональной самореализации. Создание таких условий составляет содержательное ядро воспитательной работы 15: концепция воспитательного пространства (Н. Л. Селиванова и др.

http://sciforedu.ru

13 Измерение учебной вовлеченности студентов как

инструмент оценки качества российского высшего

образования: информационный бюллетень / Н. Г. Ма-лошонок, К.А. Вилкова; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2022. - 44 с.

14 Мудрик А. В. Социальная психология воспитания (избранные социально-психологические очерки). -М.: Изд-во МПСУ, 2017. - С. 249.

15 Примерная программа воспитания в образовательной организации высшего образования. - Воронеж,

© 2011-2023 Science for Education Today

Все права защищены

82

2023. Том 13. № 4

[15]), фиксирует значимость формирования корпоративной идентичности (М. В. Шакурова [16]) как поддерживаемого чувства, осознания сопричастности и референтности сту-денческо-преподавательского сообщества вуза и профессионального общества социальных партнеров, их ценностно-смыслового единства. Идея событийного подхода в воспитании (Д. В. Григорьев16, И. Ю. Шустова [30] и др.) обосновывает необходимость складывания и функционирования событийных общностей в вузе, которые становятся источником профессионально-личностного развития студентов, для чего важна организация ярких, запоминающихся профессионально-ценностных и субъективно значимых событий. Развитие студенческой вовлеченности осуществляется путем развития разнообразных воспитательных практик, в которых складывается агентность (J. Silva, S. Corse [31]) - активная самостоятельность, способность человека к действию, способность выступать в качестве самостоятельного агента и делать осознанный и свободный выбор. Она насыщает образовательное пространства вуза значимой с точки зрения профессии и субъективных предпочтений студентов жизнью, создает возможность для развития мягких компетенций, рефлексивной позиции, что обеспечивает развитие ключевого профессионального навыка - навыка организации совместной деятельности.

Методологической основой адресной информационно-методической поддержки при подготовке педагогических кадров, которая заключается в своевременном информировании о современных тенденциях, новых технологиях, создании пространства для обмена опытом, выступает соблюдение принципов

ISSN 2658-6762

персонификации, вариативности и мобильности научно-методического сопровождения профессорско-преподавательского состава. Персонификация (Э. Ф. Зеер, Ю. А. Сыченко [32]) предусматривает выявление профессиональных затруднений и соответствующих задач профессионального развития в целях обеспечения единого подхода к осуществлению предметной и методической подготовки будущих учителей. Механизмом решения данных задач может выступать определение и реализация индивидуальной траектории развития на основе выявленного образовательного запроса. Актуальной становится «сборка» практик психолого-педагогической направленности в единую систему и обеспечение преемственности между ними, подготовка преподавателей к реализации рабочих программ дисциплин модуля воспитательной деятельности. Вариативность обеспечивается возможностью выбора преподавателями высших учебных заведений форм и способов профессионального развития. Мобильность определяется оперативным реагированием на приоритетные направления развития российского образования, изменяющиеся запросы педагогических коллективов, классных руководителей и управленческих кадров.

Анализ совершенствования научно-методического сопровождения подготовки классных руководителей в условиях внедрения программ воспитания был осуществлен на основе:

а) рабочих программ дисциплин, направленных на подготовку классных руководителей в условиях внедрения программ воспитания в педагогических (Москва, Новосибирск, Красноярск) и классических университетах (Кострома, Саратов, Иркутск);

http://sciforedu.ru

2023. - 36 с. URL: 16 Григорьев Д. В. Развитие культуры воспитания в об-

https://elibrary.ru/item.asp?id=53969549 разовании. - М.: «Перо», 2022. - 492 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

© 2011-2023 Science for Education Today Все права защищены

Science for Education Today 2023. Том 13. № 4 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762

б) программ и проектов внеаудиторной деятельности студентов, направленных на освоение методов работы классного руководителя;

в) фондов научной и методической литературы библиотеки Новосибирского государственного педагогического университета (397 источников с 1970 по 2022 гг. библиографического указателя «Воспитание в образовательных организациях»);

г) анкетирования на платформе Google преподавателей, ведущих подготовку классных руководителей, из педагогических и классических вузов разных регионов России (79 человек);

д) интервьюирования преподавателей Новосибирского государственного педагогического университета, ведущих подготовку классных руководителей (36 человек);

е) включенного наблюдения;

ж) материалов научно-методических комплексов преподавателей Новосибирского государственного педагогического университета, осуществляющих дисциплины подготовки классных руководителей;

з) деятельности Совета по психолого-педагогическому образованию Новосибирского государственного педагогического университета;

и) отчетов студентов по педагогической практике в качестве классных руководителей;

к) сайтов, предлагающих помощь профессорско-преподавательскому составу по подготовке классных руководителей.

Исследование проводилось в течение 2022-2023 гг.

Результаты исследования

Анализ по выделенным параметрам позволил установить следующие данные.

Характеристика уровня научно-методической обеспеченности подготовки будущих

классных руководителей показала сложившуюся практику учебно-методического содержания по указанным вопросам: преимущественно нормативно-правовую направленность учебно-методических пособий и учебников по работе классного руководителя, представленных в открытом доступе в сети Интернет, затрагивающих в основном вопросы функционала деятельности классного руководителя, технологий организации классных часов и мероприятий с обучающимися в классе. В рейтинг по частоте повторяемости в рабочих программах дисциплин, обеспечивающих подготовку классных руководителей, вошли темы по организации жизнедеятельности класса как детского коллектива, направлениям воспитательной работы с классом, технологиям диагностики, планирования и анализа деятельности классного руководителя, работе классного руководителя с родителями.

Поскольку время издания учебно-методических комплексов и методических пособий датированы в основном 2018-2022 гг. (т. е. до внедрения рабочих программ воспитания и реализации ядра педагогического образования), вне пределов научно-методического обеспечения остаются вопросы актуальных проблем современного воспитания: «Разговоры о важном», взаимодействие классных руководителей с советниками директоров по воспитанию, деятельность детских общественных организаций.

В содержании научно-методической обеспеченности подготовки будущих классных руководителей сохраняется диспропорция по количеству часов, отведенных на подготовку к воспитательной деятельности (в разных вузах это от 16 контактных часов в один семестр и до 72 часов в течение учебного года); содержание рабочих программ дисциплин разнопланово, сконцентрировано не более чем на трех-четырех темах (при том, что

2023. Том 13. № 4

перечень компетенций достигает шести-семи, что трудно реализуемо при осуществлении программ с небольшим количеством часов). Не более чем в 10 % рабочих программ дисциплин предложены актуальные темы по реализации рабочей программы воспитания, работе классного руководителя с детьми с особыми образовательными потребностями. Ни в одной из анализируемых программ не были представлены темы по работе классного руководителя с учителями-предметниками, работающими в классе, и по работе с детскими общественными объединениями.

Несмотря на это, больше 50 % участников опроса отметили удовлетворенность существующим в вузах и открытом информационном пространстве научно-методическим обеспечением (учебники, учебные пособия, практические разработки занятий, УМК) организации учебного процесса по проблемам воспитания.

Отмечая успешность в сфере подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности, 73,4 % респондентов в качестве успешных тем, обсуждаемых со студентами в процессе подготовки их к работе классными руководителями назвали работу с родителями; 69,9 % - изучение методики создания коллектива класса; 58,2 % - особенности индивидуальной работы с обучающимися. В качестве наиболее популярных по преподаванию методик работы классного руководителя названы: методика коллективной творческой деятельности, методика организации проектов, методика классного часа, а среди успешных технологий подготовки классных руководителей -решение кейсов (69,6 %), имитационные и деловые игры (64,6 %), разработка проектов (68,2 %).

При этом данные зафиксировали следующие негативные тенденции.

ISSN 2658-6762

В качестве курса по выбору, посвященного работе классного руководителя, всего 2 % опрошенных преподавателей, 11 % опрошенных студентов указали, что темы классного руководства вообще не рассматривают на своих занятиях.

Такие актуальные проблемы, как «Методика разговора о важном», поднимались на занятиях только у 30,4 % преподавателей.

Использование цифровых технологий в работе классного руководителя со студентами обсуждали лишь 30,4 % преподавателей; меньше 1 % набрали актуальные темы о современных технологиях вовлечения обучающихся в деятельность детских общественных объединений, обучение студентов инновационным технологиям работы с классом (в том числе информационным); обучение методике работы с трудными подростками осуществлялось только в 29,1 % случаев.

Крайне редко использовались такие технологии подготовки классных руководителей, как разработка программ воспитания (1,3 %), организация интерактивных форм работы (дискуссии, тренинги коммуникации), предупреждение буллинга (1,3 %).

На уровень подготовки влияет степень собственной активности и опыта преподавателей в указанной деятельности. Только 22,8 % преподавателей возглавляют студенческие клубы и объединения, развивающие навыки работы с детьми. 43 % преподавателей сами не имели опыта работы классными руководителями, 13,9 % работали классными руководителями только один год. Если учесть стаж работы в вузе, то обнаруживается, что достаточный опыт (от пяти и более лет) классного руководства у оставшихся 43,1 % преподавателей относится к периоду советской школы или началу 1990-х гг.

http://sciforedu.ru

© 2011-2023 Science for Education Today

Все права защищены

85

Science for Education Today 2023. Том 13. № 4 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762

За последние пять лет 43 % опрошенных не являлись руководителем психолого-педагогических практик, связанных с подготовкой студентов к реализации деятельности классного руководителя в школе.

Сказанное позволяет сделать вывод о недостаточном представлении особенностей классного руководства в современной школе у преподавателей вуза. Если учесть, что при внедрении ядра педагогического образования практика классного руководства является обязательной и планируется проводится одновременно на всех направлениях обучения студентов, то в ее организацию будут включены практически все преподаватели, т. е. и те, кто такими практиками давно не руководил.

Анализ вовлеченности студентов во внеаудиторную деятельность, направленную на освоение методов работы классного руководителя показал достаточно высокий уровень совместных действий во внеучебном пространстве, которые прямо или опосредованно оказывают влияние на формирование профессиональных компетенций будущих педагогов как воспитателей: преподаватели являются организаторами отдельных событий в вузе, методика которых может быть использована в работе классного руководителя (50,6 %); руководят студенческими объединениями, развивающими навыки работы с детьми (72,2 %); ведут занятия по программам дополнительного профессионального педагогического образования (повышение квалификации, профессиональная переподготовка (44,3 %). При этом наиболее распространенными формами студенческих объединений выступают традиционные вожатские клубы, театральные студии, клубы веселых и находчивых, в которых принимают участие преимущественно более активные студенты, мотивированные на личностный и профессиональный рост. Вместе с тем не было получено ни одного положительного ответа об

объединениях будущих классных руководителей, которые создал сам преподаватель.

Роль методического сопровождения в оказании помощи в решении затруднений в подготовке классного руководителя. В связи с реализацией ядра педагогического образования в вузах, ведущих подготовку классных руководителей, создаются методические объединения, учебно-методические советы и организуется деятельность центров профессиональной компетентности. В качестве ведущих тем обсуждения выступают вопросы соотношения содержания рабочих программ дисциплин по педагогике и методике работы классного руководителя, создания УМК по реализации учебных дисциплин, методика создания комплекса проверочных заданий, методика организации педагогической практики, методика проведения интерактивных занятий со студентами.

Наиболее часто упоминаемые темы для перспектив повышения квалификации выглядят следующим образом: «Интерактивные методы подготовки студентов к работе классными руководителями», «Организация педагогических практик студентов», «Внеучебная деятельность студентов как условие подготовки классных руководителей», «Научно-методическое сопровождение подготовки классных руководителей». Это свидетельствует о том, что содержание деятельности методических объединений охватывает ограниченный круг вопросов, связанных с профессиональными затруднениями преподавателей.

Преподаватели вузов обозначили потребность в научно-методическом сопровождении проведения практики, связанной с классным руководством в новом формате (74,7 %), особенно по вопросам взаимодействия классного руководителя со всеми участниками образовательного процесса и, прежде всего, с родителями (49,4 %), использования цифровых

2023. Том 13. № 4

технологий в воспитательной работе классного руководителя (44,2 %). Значительное число участвующих в опросе указали на необходимость сопровождения научной работы со студентами по проблеме воспитательной деятельности в школе, в том числе при подготовке курсовых работ и ВКР, организации научно-методических секций студенческих конференций (60,8 %).

Опыт последних лет, активное внимание к вопросам совершенствования воспитательных компетенций будущих педагогов позволили выделить инновационные практики научно-методического сопровождения подготовки классных руководителей с оказанием адресной информационно-методической поддержки преподавателям вуза. Их направленность связана с погружением преподавателей вуза в ситуацию осознанного проектирования рабочих программ по воспитательной работе, что может способствовать объективной оценке затруднений у преподавателей, выявлению эффективного опыта, стимулированию готовности использовать свой личностный и профессиональный потенциал.

Аудит профессиональных затруднений в рамках реализации модуля воспитательной деятельности и разработка актуальных рекомендаций. С точки зрения научно-методической обеспеченности, имея в качестве ресурса программу воспитания, стратегические документы в области воспитательной практики, через консультации, собеседования на предметных кафедрах выявляется степень включения этих документов в содержание рабочих программ модуля воспитательной деятельности, готовность и способность преподавателей работать с этим материалом, аргументированно

ISSN 2658-6762

продвигать его, искать способы для осознанного освоения данных ресурсов студентами.

Мониторинг реализации рабочих программ в рамках модуля воспитательной деятельности, в ходе которого определяется влияние программ на готовность студентов к воспитательной деятельности. Отражение современных тенденций развития воспитания, обновление ресурсов и источников подготовки студентов к воспитательной деятельности с использованием современных информационных технологий, цифрового контента.

Профессионально экспертное сообщество из преподавателей вуза, педагогов общеобразовательных организаций, участники которого выступают экспертами воспитательных систем, программ воспитания, конкурсов профессионального мастерства; экспертный совет является совещательным органом в целях получения объективных данных о состоянии воспитательных практик в школах. Презентация экспертному сообществу студенческих проектов воспитательных практик, социального взаимодействия.

Цикл вебинаров по обмену опытом Академии Минпросвещения по тематике, которая связана с школьными воспитательными систе-

17

мами17.

Результаты прикладных исследований по актуальным направлениям воспитания на основе государственных заказов, анализа затруднений в рамках психолого-педагогических практик отдельных студентов, классных руководителей в школах. Актуализирована необходимость включения дидактических решений в области воспитания в процесс предметно-методической подготовки будущего педагога, расширение опыта организации мето-

http://sciforedu.ru

17 Федеральный сегмент ЕФС. URL: https://ap-

kpro. ru/federalnyy -segment-efs/ © 2011-2023 Science for Education Today Все права защищены

Science for Education Today 2023. Том 13. № 4 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762

дической поддержки проектной и исследовательской деятельности студентов в области воспитательных практик.

Проведение региональных мероприятий по обмену опытом, содержательной экспертизе концептуальных документов по воспитанию; (установочный, проектный семинар, фокус-группа, семинар-практикум, переговорная площадка, форум, стратегическая, форсайт-сессия). Данные образовательные события могут быть спланированы в произвольной связке (в зависимости от тематики встречи): преподаватель вуза - студент - классный руководитель - заместитель директора по воспитательной работе - обучающийся - родитель) как одно-двухдневные профессиональные интенсивы на базе вуза по определению лидеров мнений, моделированию образа потребительского образовательного продукта с точки зрения студента, классного руководителя, экспертизы программ воспитания, подготовки «Разговоров о важном», проектированию конструктивных форматов взаимодействия участников образовательных отношений.

Заключение

Подготовка будущих педагогов к выполнению задач воспитания требует решений, позволяющих преодолеть сохраняющийся разрыв между целевыми ориентирами по обеспечению личностно-профессионального развития будущего специалиста на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей российского общества и реализацией воспитательного потенциала вузовской жизнедеятельности, но также между существующей системой подготовки в вузе и актуальной воспитательной деятельностью школы.

Исследование показало, что научно-методическое сопровождение подготовки классных руководителей сохраняет свою социально-педагогическую и профессиональную

значимость в образовательной деятельности высших учебных заведений, реализующих программы подготовки педагогических кадров. Его успешность зависит от уровня и качества научно-методической обеспеченности реализации рабочих образовательных программ; включенности студентов во внеаудиторную деятельность, направленную на развитие компетенций организации воспитательной деятельности с детьми; вовлеченности студентов в научно-исследовательские проекты по проблемам классного руководства; повышения квалификации профессорско-преподавательского состава.

Готовность к повышению качества научно-методической обеспеченности подготовки студентов к работе классными руководителями актуализируется внедрением ядра педагогического образования, стимулируется поощрением практики внедрения инноваций в профессиональную деятельность.

Требования к уровню и качеству научно-методической обеспеченности подготовки классных руководителей существенно повышается в связи с внедрением в практику образовательных организаций программ воспитания, «Разговоров о важном» и введения должности советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями.

Обнаруживается противоречие между удовлетворенностью преподавателей существующим научно-методическим обеспечением и низкой оценкой студентов и руководителей образовательных организаций качества подготовки к работе классными руководителями в современной школе, вследствие чего можно сделать вывод об отсутствии у преподавателей умения проводить рефлексию занятий, о слабой организации мастер-классов, от-

Science for Education Today 2023. Том 13. № 4 http://sciforedu.ru ISSN 2658-6762

крытых занятий и других способов повышения качества подготовки классных руководителей.

Проблемной зоной остается слабое знание преподавателями опыта работы классных руководителей в современной школе, обнаруживается низкий уровень участия вузовских преподавателей в разработке методических материалов для образовательных организаций, редко встречаются совместные препода-вательско-студенческие исследования по проблемам классного руководства. Это свидетельствует о необходимости создания научно-методического сопровождения взаимодействия вуза с образовательными учреждениями на системном уровне.

Преподаватели слабо заинтересованы в организации постоянной и разнообразной внеаудиторной деятельности, направленной на обучение студентов методикам воспитательной работы; в основном поддерживается деятельность актива или ведется индивидуальное сопровождение студентов, принимающих участие в профессиональных конкурсах. Научно-методическое сопровождение не создает условий для изменения (корректировки) сложившихся у педагога подходов в организации внеучебной деятельности со студентами, слабо представлена методика работы с помощью современных интернет-технологий.

Наблюдается низкий уровень включенности преподавателей как в формальные (повышение квалификации, переподготовка), так и в неформальные (участие в семинарах, мастер-классах, тренингах, конференциях, встречах общественно-профессиональных

объединений и пр.) формы обучения. Предпочтительными остаются самообразование, осуществляемое посредством чтения учебной литературы, просмотра познавательных видеороликов, общения со специалистами в своей области.

В качестве ресурсов научно-методического обеспечения подготовки классных руководителей выступают: новые методологические подходы к пониманию роли и места научно-методического сопровождения в вузе; инновационные рабочие программы дисциплин; создание учебников, учебно-методических пособий и учебно-методических комплексов; владение методиками интерактивного обучения студентов; внедрение в практику подготовки инновационных технологий проектирования индивидуальных программ подготовки классных руководителей по запросу студента или образовательной организации.

Для эффективного повышения научно-методического сопровождения подготовки классных руководителей можно использовать сетевые формы: образовательные сайты, педагогические сообщества, позволяющие стать участниками сетевых профессиональных сообществ, обладающих большим эффектом повышения воспитательной компетентности классного руководителя. Научно-методическое сопровождение будет отвечать современным требованиям, если будет создана мотивирующая среда для профессионального роста педагога, его самовыражения и педагогического творчества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андриенко Е. В., Попова О. С., Ромм Т. А. Классное руководство как элемент социального воспитания российских школьников в контексте анализа исследований образования // Science for Education Today. - 2022. - Т. 12, J№ 4. - С. 73-91. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2204.04 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49425110

2. Харланова Е. М., Рослякова С. В., Сиврикова Н. В., Пашко Т. Г., Соколова Н. А. Изучение оценки студентов как этап конструирования проактивной подготовки к воспитательной деятельности // Science for Education Today. - 2021. - Т. 11, № 4. - С. 46-63. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2104.03 URL: https://www.eli-brary.ru/item.asp?id=46513825

3. Бордонская Л. А., Игумнова Е. А., Левданская Ю. Ю., Попова Н. Н., Серебрякова С. С. Результаты исследования мнения будущих педагогов о воспитательной деятельности в современных социокультурных условиях // Современные проблемы науки и образования. -2022. - № 5. - С. 59. DOI: http://dx.doi.org/10.17513/spno.32149 URL: https://www.eli-brary.ru/item.asp?id=49767199

4. Кувырталова М. А. Традиции и инновации в практической подготовке будущего педагога как организатора воспитательной среды // Вестник Набережночелнинского государственного педагогического университета. - 2021. - № S2-1. - С. 214-218. URL: https://www.eli-brary.ru/item.asp?id=46463338

5. Миронова А. Н. Освоение студентами бакалавриата субъектно ориентированных технологий // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2022. - Т. 28, № 4. - С. 83-88. DOI: http://dx.doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-4-83-88 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50421925

6. Куртеева О. В. Технология формирования готовности будущего педагога к конструированию содержания воспитательного проекта // Перспективы науки и образования. - 2021. -№ 2. - С. 176-186. DOI: http://dx.doi.org/10.32744/pse.20212.12 URL: https://www.eli-brary.ru/item.asp?id=45804539

7. Абрамова В. В., Ромм Т. А. Становление профессиональной субъектной активности будущих педагогов в сфере воспитания // Социально-политические исследования. - 2022. -№ 2. - С. 139-151. DOI: http://dx.doi.org/10.20323/2658-428X-2022-2-15-139-151 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49232044

8. Buckley P., Lee P. The impact of extra-curricular activity on the student experience // Active Learning in Higher Education. - 2021. - Vol. 22 (1) - P. 37-48. DOI: https://doi.org/10.1177/1469787418808988

9. Ефимова Г. З., Зюбан Е. В., Кичерова М. Н., Муслимова Е. О. Парадоксы неформального образования студентов // Интеграция образования. - 2019. - № 2. - С. 303-321. DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.095.023.201902 URL: https://eli-brary.ru/item.asp?id=37820734

10. Корешникова Ю. Н., Фрумин И. Д. Профессиональные компетенции педагога как фактор сформированности критического мышления студентов // Психологическая наука и образование. - 2020. - Т. 25, № 6. - С. 88-103. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2020250608 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44469087

11. Pithers R., Soden R. Critical thinking in education: a review // Educational Research. - 2000. -Vol. 42 (3). - P. 237-249. DOI: https://doi.org/10.1080/001318800440579

12. Tsang A. The value of a semi-formal peer mentorship program for first-year students' studies, socialization and adaptation // Active Learning in Higher Education. - 2023. - Vol. 24 (2). - P. 125138. DOI: https://doi.org/10.1177/1469787420945212

13. Darling-Hammond L., Hyler M. E., Gardner M. Effective Teacher Professional Development. Research Brief. - Palo Alto, CA: Learning Policy Institute, 2017. - 76 p. URL: https://learningpoli-cyinstitute.org/product/effective-teacher-professional-development-brief

© 2011-2023 Science for Education Today

Все права защищены

90

Science for Education Today

2023. Том 13. № 4

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

14. Глоба А. Гибридная модель для вовлечения студентов в практические онлайн-занятия // Вопросы образования. - 2022. - № 3. - С. 7-35. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2022-3-7-35 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49593231

15. Селиванова Н. Л., Степанов П. В. Подготовка будущего педагога как воспитателя: теоретическое обеспечение // Образование и саморазвитие. - 2018. - Т. 13, № 2. - С. 42-52. DOI: http://dx.doi.org/10.26907/esd13.2.07 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=36335288

16. Шакурова М. В. Влияние «иллюзорной причинности» на качество подготовки будущих педагогов к воспитательной деятельности // Отечественная и зарубежная педагогика. - 2019. -Т. 2, № 1. - С. 62-75. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=384974 62

17. Самодерженков А. Н., Карданова Е. Ю., Сатова А. К., Орел Е. А., Куликова А. А., Момбиева Г. А., Казахбаева Г. И., Дуйсенбаева А. О. Оценка психологической готовности студентов педагогических вузов к профессиональной деятельности // Вопросы образования. - 2021. -№ 3. - С. 114-137. DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-3-114-137 URL: https://eli-brary.ru/item.asp?id=46598601

18. Сенаторова К. П. Понятие «сопровождение» как педагогическая категория // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. - 2020. - Т. 9, № 3. - С. 289-295. DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2020-9-3-289-295 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44069385

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Александрова Е. А. Научно-методическое сопровождение педагогов // Ярославский педагогический вестник. - 2020. - № 6. - С. 14-21. DOI: https://doi.org/10.20323/1813-145X-2020-6-117-14-21 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44652105

20. Адольф В. А. Организационно-методическое обеспечение наставничества в профессиональ-

ной подготовке будущих педагогов // Народное образование. - 2022. - № 3. - С. 115-120. DOI: https://doi.org/10.52422/01306928_2022_3_115 URL: https://eli-

brary.ru/item.asp?id=48685836

21. Shcheglova I. A. An student engagement in extracurricular activities facilitate the development of

their soft skills? // Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. - 2019. - No. 6. -P. 111-121. DOI: https://doi.org/10.14515/monitoring.2019.6.07 URL: https://eli-brary.ru/item.asp?id=41870052

22. Мурзалинова А. Ж., Булатбаева К. Н., Альмагамбетова Л. С., Иманов А. К. Непрерывное про-

фессиональное развитие педагогов в условиях сдвига образовательной парадигмы // Сибирский педагогический журнал. - 2023. - № 1. - С. 49-60. DOI: https://doi.org/10.15293/1813-4718.2301.05 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50348048

23. Вейдт В. П. Научно-методическое сопровождение педагога: содержание и направления дея-

тельности // Калининградский вестник образования. - 2022. - № 3. - С. 14-24. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49521555

24. Рудь Н. Н. Научно-методическое обеспечение образовательного учреждения по организации

воспитательного процесса // Управление образованием: теория и практика. - 2013. - № 3. -С. 68-81. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20299948

25. Сопин В. И. Научно-организационное и научно-методическое обеспечение дополнительного

профессионального образования // Человек и образование. - 2014. - № 4. - С. 43-48. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22970359

26. Козырев В. А, Радионова Н. Ф., Тряпицына А. П. Научное обеспечение развития педагогиче-

ского образования в России // Вестник Герценовского университета. - 2007. - № 2. - С. 3437. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16496277

© 2011-2023 Science for Education Today Все права защищены

Science for Education Today

2023. Том 13. № 4

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

27.Kuh G. D. The National Survey of Student Engagement: Conceptual and empirical foundations // Using NSSE in institutional research. New Directions for Institutional Research / R. M. Gonyea & G. D. Kuh (Eds.). - 2009. - P. 5-20. DOI: https://doi.org/10.1002/ir.283

28.Astin A. W. Student involvement: A developmental theory for higher education // Journal of college student personnel. - 1984. - Vol. 40. - P. 518-529. URL: https://www.middle-sex.mass.edu/ace/downloads/astininv.pdf

29. McCormick A. C., Kinzie J., Gonyea R. M. Student engagement: Bridging research and practice to

improve the quality of undergraduate education // Higher education: Handbook of theory and research / Paulsen M. B. Dordrecht: Springer, 2013. - P. 47-92. DOI: https://doi.org/10.1007/978-94-007-5836-0_2

30.Шустова И. Ю. Событийный подход к воспитанию школьников // Вестник Томского государственного университета. - 2019. - № 438. - С. 186-193. DOI: https://doi.org/10.17223/15617793/438/25 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37182738

31. Silva J., Corse S. Envisioning and enacting class mobility: The routine constructions of the agentic

self // American Journal of Cultural Sociology. - 2018. - Vol. 6 (2). - P. 231-265. DOI: https://doi.org/10.1057/s41290-017-0026-x

32. Зеер Э. Ф., Сыченко Ю. А. Актуальные проблемы профессиологии образования (по материа-

лам нетворкинга «Профессиология: проекция в будущее») // Профессиональное образование и рынок труда. - 2021. - № 3. - С. 112-122. DOI: https://doi.org/10.52944/PORT.2021.46.3.011 URL: https: //elibrary.ru/item .asp?id=46617280

Поступила: 29 мая 2023 Принята: 05 июля 2023 Опубликована: 31 августа 2023

Лаврентьева Зоя Ивановна: сбор эмпирического материала, написание разделов статьи «Введение», «Результаты». Кохан Нататья Владимировна: сбор материалов, литературный обзор. Мурзалимова Алма Жакимовна: сбор материалов, оформление текста статьи. Ромм Татьяна Александровна: организация исследования, интерпретация результатов.

Все авторы ознакомились с результатами работы и одобрили окончательный вариант рукописи.

Информация о конфликте интересов:

Авторы декларируют отсутствие явных и потенциальных конфликтов интересов в связи с публикацией данной статьи

© 2011-2023 Science for Education Today Все права защищены

Заявленный вклад авторов:

Science for Education Today

2023. Том 13. № 4

http://sciforedu.ru

ISSN 2658-6762

Информация об авторах

Лаврентьева Зоя Ивановна

доктор педагогических наук, профессор, кафедра педагогики и психологии,

институт истории, гуманитарного, социального образования, Новосибирский государственный педагогический университет, ул. Вилюйская, 28, 630126, Новосибирск, Россия. ORCID ID: http://orcid.org/0000-0001-9428-497X E-mail: lzi53@mail.ru

Кохан Нататья Владимировна

кандидат педагогических наук, доцент, кафедра управления образованием, институт непрерывного образования,

Новосибирский государственный педагогический университет, ул. Вилюйская, 28, 630126, Новосибирск, Россия. ORCID ID: http://orcid.org/0000-0003-3735-4382 E-mail: nkokhan@mail.ru

Мурзалимова Алма Жакимовна

доктор педагогических наук, профессор,

кафедра педагогики и психологии,

Северо-Казахстанский университет им. М. Козыбаева,

ул. Пушкина, 86, 150000, Петропавловск, Республика Казахстан.

ORCID ID: http://orcid.org/0000-0003-2388-5481

E-mail: m_alma60@mail.ru

Ромм Татьяна Александровна

доктор педагогических наук, профессор, зав. кафедрой, кафедра педагогики и психологии,

институт истории, гуманитарного, социального образования, Новосибирский государственный педагогический университет, ул. Вилюйская, 28, 630126, Новосибирск, Россия. ORCID ID: http://orcid.org/0000-0001-5566-0418 E-mail: tromm@mail.ru

© 2011-2023 Science for Education Today Все права защищены

DOI: 10.15293/2658-6762.2304.04 Research Full Article / Article language: Russian

Scientific and methodological support for preparing classroom teachers in modern education system: Evaluation of changes and opportunities

Zoya I. Lavrentyeva E3 Natalya V. Kochan1, Alma Zh. Murzalinova2, Tatyana A. Romm1

1 Novosibirsk State Pedagogical University, Novosibirsk, Russian Federation

2 M. Kozybaev North Kazakhstan University, Petropavlovsk, Republic of Kazakhstan

Abstract

Introduction. The authors investigate the current trends in scientific and methodological support of preparing future teachers for moral education activities. The aim of the article is to identify changes in the leading characteristics of scientific and methodological support of classroom teachers' preparation in modern conditions and to determine its prospects in the context of higher education transformation.

Materials and Methods. The study is theoretical in nature, includes the analysis and generalization of theoretical approaches to scientific and methodological support of university teachers and empirical data obtained in the course of a comprehensive study of the content, forms and methods of preparing future teachers for conducting moral educational activities. The study is based on the following methodological approaches: psychological and educational support, scientific and methodological support, and the concept of involvement, allowing to reveal the successful areas and the main difficulties in scientific and methodological support of classroom teachers' training in academic and extracurricular activities, and to identify the prospects of scientific and methodological support in the context of the transformation of higher education.

Results. The paper identifies the main areas of support: scientific and methodological support, student extracurricular involvement, research projects on classroom management problems, targeted information and methodological support. The study reveals the contradictions between teachers' satisfaction with existing scientific and methodological support and dissatisfaction of students and heads of educational settings with the quality of classroom teachers' preparation in modern schools. The authors identify the characteristic features of improving the quality of classroom management in modern schools.

Acknowledgments

The study was financially supported by the Ministry of Education of the Russian Federation by a state assignment. Project No. 073-03-2022-037 ("Development of scientific and methodological support for the training of class supervisors and curators of student groups in the implementation of the educational program").

For citation

Lavrentyeva Z. I., Kochan N. V., Murzalinova A. Zh., Romm T. A. Scientific and methodological support for preparing classroom teachers in modern education system: Evaluation of changes and opportunities. Science for Education Today, 2023, vol. 13 (4), pp. 77-99. DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2304.04

H Corresponding Author: Zoya I. Lavrentyeva, lzi53@mail.ni

© Zoya I. Lavrentyeva, Natalya V. Kochan, Alma Zh. Murzalinova, Tatyana A. Romm, 2023

Conclusions. The study has shown the socio-pedagogical and professional significance of scientific and methodological support of classroom teachers' preparation in higher educational institutions that provide teacher education programmes. New methodological approaches to understanding the role and place of scientific and methodological support in higher education institution, innovative, network and interactive formats of training, and creating educational open professional-oriented environment serve as resources of scientific and methodological support of classroom teachers' preparation.

Keywords

Modern education system; Training of future teachers; Moral education; Scientific and Methodological Support; Classroom Management; Involvement.

REFERENCES

1. Andrienko E. V., Popova O. S., Romm T. A. Class tutoring in Russian schools as a part of social education: The analysis of educational studies. Science for Education Today, 2022, vol. 12 (4), pp. 73-91. (In Russian) DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2204.04 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49425110

2. Kharlanova E. M., Roslyakova S. V., Sivrikova N. V., Pashko T. G., Sokolova N. A. Studying students' opinions as a stage of designing proactive preparation for providing moral education. Science for Education Today, 2021, vol. 11 (4), pp. 46-63. (In Russian) DOI: http://dx.doi.org/10.15293/2658-6762.2104.03 URL: https: //www .elibrary.ru/item .asp?id=46513825

3. Bordonskaya L. A., Igumnova E. A., Levdanskaya Yu. Yu., Popova N. N., Serebryakova S. S. Research of the opinion of future teachers on educational activity in modern socio-cultural conditions. Modern Problems of Science and Education, 2022, no. 5, pp. 59. (In Russian) DOI: http://dx.doi.org/10.17513/spno.32149 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49767199

4. Kuvyrtalova M. A. Traditions and innovations in the practical training of the future teacher as an organizer of the educational environment. Bulletin of Naberezhnye Chelny State Pedagogical University, 2021, no S2-1, pp. 214-218. (In Russian) URL: https: //www .elibrary.ru/item .asp?id=46463338

5. Mironova A. N. Mastering of subject-oriented technologies by undergraduate students. Bulletin of Kostroma State University. Series: Pedagogy. Psychology. Sociokinetics, 2022, vol. 28 (4), pp. 8388. (In Russian) DOI: http://dx.doi.org/10.34216/2073-1426-2022-28-4-83-88 URL: https: //www .elibrary.ru/item .asp?id=50421925

6. Kurteeva O. V. Technology of formation of future pedagogue's commitment to designing the educational project content. Prospects of Science and Education, 2021, no. 2, pp. 176-186. (In Russian) DOI: http://dx.doi.org/10.32744/pse.202L2.12 URL: https: //www .elibrary.ru/item .asp?id=45804539

7. Abramova V. V., Romm T. A. Formation of professional subjective activity of future teachers in the field of upbringing. Socio-Political Research, 2022, no. 2, pp. 139-151. (In Russian) DOI: http://dx.doi.org/10.20323/2658-428X-2022-2-15-139-151 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=49232044

8. Buckley P., Lee P. The impact of extra-curricular activity on the student experience. Active Learning in Higher Education, 2021, vol. 22 (1), pp. 37-48. DOI: https://doi.org/10.1177/1469787418808988

Science for Education Today

2023, vol. 13, issue 4 http://en.sciforedu.ru/ ISSN 2658-6762

9. Efimova G. Z., Zyuban E. V., Kicherova M. N., Muslimova E. O. Paradoxes of students' nonformal education. Integration of Education, 2019, no. 2, pp. 303-321. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.15507/1991-9468.095.023.201902.303-321 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37820734

10. Koreshnikova Yu. N., Froumin I. D. Teachers' professional skills as a factor in the development of students' critical thinking. Psychological Science and Education, 2020, vol. 25 (6), pp. 88-103. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2020250608 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44469087

11. Pithers R., Soden R. Critical thinking in education: A review. Educational Research, 2000, vol. 42 (3), pp. 237-249. DOI: https://doi.org/10.1080/001318800440579

12. Tsang A. The value of a semi-formal peer mentorship program for first-year students' studies, socialization and adaptation. Active Learning in Higher Education, 2023, vol. 24 (2), pp. 125-138. DOI: https://doi.org/10.1177/1469787420945212

13. Darling-Hammond L., Hyler M. E., Gardner M. Effective Teacher Professional Development. Research Brief, Palo Alto, CA: Learning Policy Institute, 2017, 76 p. URL: https://learningpolicyinstitute.org/product/effective-teacher-professional-development-brief

14. Globa A. Hybrid model for tutorial Engagement. Educational Studies Moscow, 2022, no 3, pp. 735. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2022-3-7-35 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49593231

15. Selivanova N. L., Stepanov P. Preparation of a future teacher as a social and moral educator: A theoretical underpinning. Education and Self-development, 2018, vol. 13 (2), pp. 45-52. (In Russian) DOI: http://dx.doi.org/10.26907/esd13.2.07 URL: https: //elibrary.ru/item .asp ?id=36335288

16. Shakurova M. V. Influence of "illusory causality" on quality of preparation of the future teachers to educational activity. Domestic and Foreign Pedagogy, 2019, vol. 2 (1), pp. 62-75. (In Russian) URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38497462

17. Samoderzhenkov A. N., Kardanova E. Yu., Satova A. K., Orel E. A., Kulikova A. A., Mombiyeva G. A., Kazakhbaeva G. I., Duisenbayeva A. O. Measuring teacher students' psychological readiness for professional life. Educational Studies Moscow, 2021, no 3, pp. 114137. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.17323/1814-9545-2021-3-114-137 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46598601

18. Senatorova K. P. The concept of "support" as a pedagogical category. News of Saratov University. A new series. Series: Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2020, vol. 9 (3), pp. 289-295. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.18500/2304-9790-2020-9-3-289-295 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44069385

19. Aleksandrova E. A. Scientific and methodological support of teachers. Yaroslavl Pedagogical Bulletin, 2020, no. 6, pp. 14-21. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.20323/1813-145X-2020-6-117-14-21 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=44652105

20. Adolf V. A., Kondratyuk A. I., Kondratyuk T. A., Zaitseva M. S. Organizational and methodological support of mentoring in the professional training of future teachers. National Education, 2022, no. 3, pp. 115-120. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.52422/01306928_2022_3_115 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=48685836

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

21. Shcheglova I. A. An student engagement in extracurricular activities facilitate the development of their soft skills? Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes, 2019, no. 6, pp. 111-121. DOI: https://doi.org/10.14515/monitoring.2019.6.07 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=41870052

2023, vol. 13, issue 4 http://en.sciforedu.ru/

ISSN 2658-6762

22. Murzalinova A. Zh., Bulatbaeva K. N., Almagambetova L. S., Imanov A. K. Continuous professional development of teachers in the context of a shift in the educational paradigm. Siberian Pedagogical Journal, 2023, no. 1, pp. 49-60. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.15293/1813-4718.2301.05 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=50348048

23. Veidt V. P. Scientific and methodological support of the teacher: Content and directions of activity. Kaliningradskij Vestnik Obrazovaniya, 2022, no. 3, pp. 14-24. (In Russian) URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=49521555

24. Rud N. N. Scientific and methodological support of the educational institution for the organization of educational process. Education Management: Theory and Practice, 2013, no. 3, pp. 68-81. (In Russian) URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20299948

25. Sopin V. I. Scientific, organizational and methodical support of additional vocational education. Man and Education, 2014, no. 4, pp. 43-48. (In Russian) URL: https: //www .elibrary.ru/item .asp?id=22970359

26. Kozyrev V. A., Radionova N. F., Tryapitsyna A. P. Scientific support for the development of pedagogical education in Russia. Bulletin of the Herzen University, 2007, no. 2, pp. 34-37. (In Russian) URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=16496277

27. Kuh G. D. The National Survey of Student Engagement: Conceptual and empirical foundations. In: R. M. Gonyea & G. D. Kuh (Eds.). Using NSSE in institutional research. New Directions for Institutional Research, 2009, pp. 5-20. DOI: https://doi.org/10.1002/ir.283

28. Astin A. W. Student involvement: A developmental theory for higher education. Journal of College Student Personnel, 1984, no. 40, pp. 518-529. URL: https://www.middlesex.mass.edu/ace/downloads/astininv.pdf

29. McCormick A. C., Kinzie J., Gonyea R. M. Student engagement: Bridging research and practice to improve the quality of undergraduate education. Higher education: Handbook of theory and research / Paulsen M. B. Dordrecht: Springer, 2013, pp. 47-92. DOI: https://doi.org/10.1007/978-94-007-5836-0_2

30. Shustova I. Yu. A co-existence approach to character building at school. Tomsk State University Journal, 2019, no. 438, pp. 186-193. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.17223/15617793/438/25 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37182738

31. Silva J., Corse S. Envisioning and enacting class mobility: The routine constructions of the agentic self. American Journal of Cultural Sociology, 2018, vol. 6 (2), pp. 231-265. DOI: https://doi.org/10.1057/s41290-017-0026-x

32. Zeer E. F., Sychenko Y. A. Actual problems of the professionology of education (based on the materials of the networking "professionology: Projection into the future"). Professional Education and the Labor Market, 2021, no. 3, pp. 112-122. (In Russian) DOI: https://doi.org/10.52944/PORT.2021.46.3.011 URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=46617280

Submitted: 29 May 2023 Accepted: 05 July 2023 Published: 31 August 2023

© ®

This is an open access article distributed under the Creative Commons Attribution License which permits unrestricted use, distribution, and reproduction in any medium, provided the original work is properly cited. (CC BY 4.0).

© 2011-2023 Science for Education Today

All rights reserved

2023, vol. 13, issue 4 http://en.sciforedu.ru/ ISSN 2658-6762

The authors' stated contribution:

Zoya I. Lavrentyeva

Contribution of the co-author: collection of empirical material and writing sections of the article "Introduction", "Results". Natalya V. Kochan

Contribution of the co-author: collection of materials, literary review. Alma Zh. Murzalinova

Contribution of the co-author: collection of materials, design of the text of the article. Tatyana A. Romm

Contribution of the co-author: organization of the study, interpretation of the results.

All authors reviewed the results of the work and approved the final version of the manuscript.

Information about competitive interests:

The authors declare no apparent or potential conflicts of interest in connection with the publication of this article

Information about the Authors

Zoya Ivanovna Lavrentyeva

Doctor of Pedagogical Science, Professor, Department of Pedagogical Science and Psychology, Novosibirsk State Pedagogical University, Vilyuyskaya, 28, 630126, Novosibirsk, Russian Federation. ORCID ID: http://orcid.org/0000-0001-9428-497X E-mail: lzi53@mail.ru

Natalya Vladimirovna Kochan

Candidate of Pedagogical Science, Associate Professor,

Department of Education Management,

Institute of Continuing Education,

Novosibirsk State Pedagogical University,

Vilyuyskaya, 28, 630126, Novosibirsk, Russian Federation.

ORCID ID: http://orcid.org/0000-0003-3735-4382

E-mail: nkokhan@mail.ru

Alma Zhakimovna Murzalinova

Doctor of Pedagogical Science, Professor,

Department of Pedagogical Science and Psychology,

M. Kozybaev North Kazakhstan University,

86 Pushkin Street, 150000, Petropavlovsk, Republic of Kazakhstan.

ORCID ID: http://orcid.org/0000-0003-2388-5481

E-mail: m_alma60@mail.ru

Tatyana Aleksandrovna Romm

Doctor of Pedagogical Science, Professor, Department of Pedagogical Science and Psychology, Novosibirsk State Pedagogical University, Vilyuyskaya, 28, 630126, Novosibirsk, Russian Federation. ORCID ID: http://orcid.org/0000-0001-5566-0418 E-mail: tromm@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.