Закон и право. 2022. № 4. С. 32-34. Law and legislation. 2022;(4):32-34.
Научная статья УДК 342
https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-4-32-34
NIION: 1997-0063-4/22-188 MOSURED: 77/27-001-2022-4-388
Изменения порядка проведения административного контроля в сфере организации и осуществления государственных закупок в 2022 году
Анна Юрьевна Вершинина
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Кировской области»,
Киров, Россия, Anna-Tarlavina@yandex.ru
Аннотация. Начало 2022 года ознаменовалось вступлением в силу колоссального по масштабам изменений оптимизационного пакета поправок в Закон о контрактной системе. Изменения затронули практически все этапы закупок, включая и порядок административного контроля государственных закупок. В статье рассмотрены ключевые изменения порядка проведения административного контроля в сфере организации и осуществления государственных закупок, произошедшие в начале 2022 года.
Ключевые слова: административный контроль, контрактная система, государственные закупки.
Для цитирования: Вершинина А.Ю. Изменения порядка проведения административного контроля в сфере организации и осуществления государственных закупок в 2022 году // Закон и право. 2022. № 4. С. 32—34. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-4-32-34.
Original article
Changes in the procedure for administrative control in the organization and implementation of public procurement in 2022
Anna Yu. Vershinina
Federal Budgetary Healthcare Institution «Center of Hygiene and Epidemiology in the Kirov Region», Kirov, Russia, Anna-Tarlavina@yandex.ru
Abstract. In 2022 , an optimization package of amendments to the Law on the Contract System came into force. The changes affected all stages of procurement, including control of public procurement. This article discusses the key changes in administrative control in the organization and implementation of public procurement that occurred at the beginning of 2022.
Keywords: administrative control, contract system, public procurements.
For citation: Vershinina A.Yu. Changes in the procedure for administrative control in the organization and implementation of public procurement in 2022 // Law and legislation. 2022; (4) :32—34. (In Russ.). https:// doi.org/10.24412/2073-3313-2022-4-32-34.
Оптимизационный пакет поправок [2] в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ (далее — Закон о контрактной системе) [1] законодательно закрепил планы по совершенствова-
© Вершинина А.Ю. М., 2022.
нию контрактной системы, изложенные в Концепции по совершенствованию системы закупок [3] и направленные на развитие добросовестной конкуренции [4].
Изменения затронули как порядок осуществления самой процедуры закупки — от планирования до исполнения контракта, так и внесли значительные корректировки в порядок контроля государственных закупок.
ЗАКОН И ПРАВО • 04-2022
Следует отметить, что изменения механизма процедуры закупки, такие, как отказ от документации, изменение порядка рассмотрения заявок и проведения электронного аукциона, на первыш взгляд непосредственно не связаны с порядком осуществления контроля закупок, но на практике, безусловно, отразятся на работе контролирующих органов.
Например, из Закона о контрактной системе исключены самые сложные и часто обжалуемые способы определения поставщиков — дву-хэтапные конкурсы, конкурсы с ограниченным участием и запросы предложений, поскольку на практике эти процедуры дублировали процедуру проведения открытого конкурса. Полагаем, что благодаря исключению ряда процедур нагрузка на контролирующие органы значительно сократится.
В то же время оптимизационный пакет поправок предусматривает непосредственные изменения и самого порядка проведения административного контроля в сфере организации и осуществления государственных закупок. Рассмотрим наиболее значимые из них.
1. Расширился круг подконтрольных субъектов.
Антимонопольная служба (ФАС) давно планировала распространить контроль закупок еще и на банки, выдающие банковские гарантии для обеспечения участия в закупках.
С 2022 г. выдавать такие гарантии смогут не только банки, но и иные гарантийные организации, поэтому гарантия теперь именуется «независимой», а банки и гарантийные организации станут субъектами контроля.
2. Сократился перечень процедур, контролируемых ФАС.
Оптимизационный пакет поправок исключил из сферы действия главы 6 Закона о контрактной системе закупки у единственного поставщика. Если ранее участники могли обжаловать действия (бездействие) заказчика, в том числе осуществленные и при проведении закупок, регламентированных ст. 93 Закона о контрактной системе, то теперь жаловаться можно только на конкурентные закупки.
Следует отметить, что закупки у единственного поставщика, предусмотренные пунктами 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, которые осуществляются в электронной форме с использованием электронных площадок на сумму, не превышающую 3 млн руб., фактически приравнены к конкурентным процедурам, и антимонопольные органы уполномочены рассматривать жалобы на такие закупки.
3. Существенно изменился порядок подачи жалобы.
Знаковым событием в сфере контроля закупок является переход на электронное обжалование.
С 1 января 2022 г. жалобу на электронную процедуру можно будет подать только через Единую информационную систему в сфере закупок (ЕИС).
При этом если участник все-таки подаст жалобу старым способом — лично или через электронную почту, такая жалоба не будет рассматриваться по правилам Закона о контрактной системе, а будет являться обращением о нарушении антимонопольного законодательства.
Следовательно, при рассмотрении такого обращения у антимонопольного органа не будет возможности приостановить закупку, как это происходит при рассмотрении жалоб в соответствии с Законом о контрактной системе.
Усиление роли ЕИС при проведении закупок обусловило законодательное закрепление приоритета документов и информации, размещенных на официальном сайте.
Так, теперь антимонопольные органы не будут запрашивать у подконтрольного субъекта документы, если они размещены на официальном сайте, а в случае разночтений между предоставленными документами и документами, размещенными в ЕИС, приоритет будут иметь последние. Это правило приобретает особое значение при исчислении времени начала совершения административного правонарушения, так как дата утверждения бумажного варианта извещения или документации зачастую предшествует дате официального опубликования таких документов.
Одним из главных преимуществ подачи жалоб исключительно через Единую информационную систему ФАС видит сведение к минимуму вероятности возврата из-за формальных нарушений при составлении жалобы. Система автоматически будет заполнять информацию, необходимую для подачи жалобы, и осуществит ее автоматический контроль; кроме того, участники и заказчики будут в режиме реального времени получать информацию обо всех этапах рассмотрения жалобы в личном кабинете.
Возможность подачи жалобы через ЕИС в тестовом режиме реализована с 2021 г., при этом в ФАС отмечается снижение в 1,5 раза отказов в принятии к рассмотрению жалоб, поданных посредством ЕИС [5].
4. Появился институт универсальной предварительной квалификации.
С целью борьбы с профессиональными жалобщиками ФАС разработало уникальный механизм универсальной предварительной квалификации.
ЬДМ & ЬБ^БЬДТЮМ • 04-2022
Специальная квалификация уже знакома заказчикам и участникам — подать заявку на определенную социально значимую закупку могут только те участники, которые соответствуют определенным критериям.
Универсальная же квалификация касается всех без исключения участников при закупках с начальной максимальной ценой более 20 млн руб. На такие закупки подать заявку и жалобу смогут только участники с опытом исполнения в размере не менее 20%.
ФАС отмечает, что институт универсальной предварительной квалификации будет способствовать развитию добросовестной конкуренции и усовершенствованию контроля за закупками. Однако спорным остается требование о подтверждении опыта оказания услуг для прохождения квалификации только одним контрактом, или договором.
Напомним, что первым существенным шагом в борьбе с профессиональными жалобщиками стал запрет на подачу жалоб участниками, включенными в реестр недобросовестных поставщиков. Проведя мониторинг поступивших в ФАС жалоб, ведомство отмечает, что их общее количество в 2021 г. сократилось на 20%, что, по мнению ФАС, связано со снижением числа профессиональных жалобщиков и повышением профессионализма заказчиков [5].
Анализ оптимизационного пакета поправок в Закон о контрактной системе позволяет сделать вывод, что совершенствование контрактной системы идет по пути упрощения и ускорения процедур закупок, цифровизации и усиления роли Единой информационной системы при проведении закупок. Указанные тенденции нашли отражение и в изменения порядка административного контроля в сфере организации и осуществления государственных закупок с 2022 г.
Список источников
1. Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных
нужд» от 05.04.2013 № 44-ФЗ // http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW
2. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 02.07.2021 № ЗбО-ФЗ // http:// www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW
3. Распоряжение Правительства РФ от 31.01.2019 № 117-р «Об утверждении Концепции повышения эффективности бюджетных расходов в 2019 — 2024 годах» // http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW
4. Новости ФАС. Изменения в Закон о контрактной системе с 1 января 2022 года будут способствовать развитию добросовестной конкуренции // URL: https://fas.gov.ru/news/31683
5. Новости ФАС. Руководитель ФАС рассказал о результатах контрольной деятельности ведомства в сфере закупок в 2021 году // URL: https://fas.gov.ru/news/31569
References
1. Federal Law «On the contract system in the field of procurement of goods, works, services for state and municipal needs» dated 05.04.2013 № 44-FZ // http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW
2. Federal Law № 360-FZ of 02.07.2021 «On Amendments to Certain Legislative Acts of the Russian Federation» // http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW
3. Decree of the Government of the Russian Federation dated 31.01.2019 № 117-r «On approval of the Concept of improving the efficiency of budget expenditures in 2019 — 2024» // http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW
4. FAS news. Amendments to the law on the contract system from January 1, 2022 will contribute to the development of fair competition // URL: https://fas.gov.ru/news/31683
5. FAS news. The head of the FAS spoke about the results of the agency's control activities in the field of procurement in 2021 // URL: https://fas.gov.ru/ news/31569
Информация об авторе
Вершинина А.Ю. — заместитель начальника отдела планово-экономического обеспечения и государственных закупок
Information about the author
Vershinina A.Yu. — deputy head of the department of planning and economic support and public procurement
Статья поступила в редакцию 25.01.2022; одобрена после рецензирования 08.03.2022; принята к публикации 14.03.2022.
The article was submitted 25.01.2022; approved after reviewing 08.03.2022; accepted for publication 14.03.2022.
ЗАКОН И ПРАВО • 04-2022