Научная статья на тему 'Изменения на российском потребительском рынке в связи с принятием закона «о торговле»'

Изменения на российском потребительском рынке в связи с принятием закона «о торговле» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
249
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОН О ТОРГОВЛЕ / ТОРГОВАЯ ПЛОЩАДЬ / ИНДЕКС ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ЦЕН / РИТЕЙЛЕР / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ РЫНОК
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изменения на российском потребительском рынке в связи с принятием закона «о торговле»»

ИЗМЕНЕНИЯ НА РОССИЙСКОМ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОМ РЫНКЕ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ЗАКОНА «О ТОРГОВЛЕ»

Е.М. ЧЕРЕПАНОВА

В данной статье освещается влияние Федерального закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» на потребительский рынок. Рассматриваются такие аспекты, как динамика изменения цен, замещение импорта отечественной продукцией, рост торговых объектов и введение ограничений, которые накладывает закон о торговле.

Ключевые слова: Закон о торговле, торговая площадь, индекс потребительских цен, ритейлер, потребительский рынок.

Как известно, Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» разрабатывался несколько лет, и задолго до его принятия, отдельные статьи закона вызывали бурную дискуссию в предпринимательском сообществе. Причем все сходились во мнении, что этот закон невыгоден никому - ни производителям, ни ритейлерам, ни малому бизнесу, а главное, в итоге он может негативно сказаться на уровне цен, что совсем не выгодно покупателям. Тем не менее, 11 сентября 2009 года законопроект о торговле был принят в первом чтении, 16 декабря - во втором, и 18 декабря 2009 года - в третьем. Одним словом, как это часто бывает в нашей стране, общественное мнение услышано не было и 1 февраля 2010 года Федеральный закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» начал свое действие.

Каждый участник потребительского рынка столкнулся со сложностями в условиях функционирования нового ФЗ о Торговле в полную силу.

Пшено и крупа гречневая подорожали соответственно на 3,2% и 2,3%, яйца куриные, сахар-песок, масло подсолнечное - на 0,7-1,8%.

Цены на плодоовощную продукцию в среднем выросли на 1,7%, в том числе на капусту белокочанную свежую - на 4,5%, лук репчатый - на 3,1%, картофель - на 1,9% [1].

После продолжительного роста цены на топливо в Омской области снизились. За последний месяц зимы стоимость бензина в Омской области упала на 6,2% по сравнению с январем текущего года. Средняя цена за 1 литр составила 21 рубль 38 копеек, что на 1,5 рубля меньше января. За год, с февраля 2010 года, бензин подорожал в среднем на 0,6% [2].

Однако следует заметить, что по последним данным Росстата о средних ценах на продукты питания и ценовых рейтингах в субъектах Западной Сибири, Омская область продолжает сохранять за собой статус региона с наиболее низким уровнем цен на основные продукты питания.

По словам Льва Хасиса, Главного исполнительного директора X5 Retail Group, даже крупнейшей в России розничной сети стоит серьезных усилий обеспечить ассортимент и выполнить требования закона, сохранив при этом уровень дохода.

За целый год действия закона «О торговле» сети так и не научились его соблюдать, и продолжают закладывать в цены те расходы, которые запрещены новыми правилами. Такой вердикт вынесла Федеральная антимонопольная служба на Всероссийском съезде собственников независимых сетей. Торговцам грозят увеличением штрафов.

Закон о торговли ввели, но он не принес снижения цен на 10%-15%, как надеялись его авторы. Цены не снизились, а наоборот, выросли.

За период с 30 ноября по 6 декабря 2010г. индекс потребительских цен, по оценке Росстата, составил 100,2%, с начала месяца - 100,2%, с начала года - 107,8% (в декабре 2009г.: с начала месяца - 100,1%, с начала года - 108,5%, в целом за месяц - 100,4%) (табл. 1).

По состоянию на 11 января 2011 года Омская область занимала первые-вторые места в рейтинге городов Сибири по уровню минимальных потребительских цен по 20 из 24 (83 %) основных видов продуктов, перечень которых утвержден Правительством РФ:

1.Первое место - по 13 видам продуктов: на хлеб ржаной и ржано-пшеничный, куры, свинину, баранину, рыбу мороженую, творог жирный, сахар, пшено, макаронные изделия из муки высшего сорта, капусту, морковь и лук репчатый;

2.Второе место - по 7 видам продуктов: на говядину, крупу гречневую, молоко пастеризованное, масло сливочное, масло подсолнечное, хлеб и хлебобулочные изделия из пшеничной муки 1 и 2 сортов, яйца куриные [3].

Не произошло и заметного замещения импорта отечественной продукцией. Импорт продтоваров (в суммовом выражении) в Россию из стран дальнего зарубежья за 8 месяцев 2010 года вырос по сравнению с аналоговым периодом

Таблица 1. - Индекс потребительских цен за период с 30 ноября по 6 декабря

К предыдущей дате регистрации цен, % За период с начала месяца, % Среднесуточный прирост цен

С 1 по 6 декабря 2010г.,% справочно

Ноябрь 2010г.,% Декабрь 2009г.,%

А 1 2 3 4 5

Индекс потребительских цен (оценка) 100,2 100,2 0,035 0,027 0,013

Источник: Федеральная служба государственной статистики

2009 года на 12, 5% (общая сумма импорта выросла на 34,4%) [4].

В последние годы в Российской Федерации наблюдается рост общего количества торговых объектов как в продовольственной, так и в непродовольственной розничной торговле. Если в 2002 году их количество составляло 305 тыс. ед. и 132,5 тыс. ед., соответственно, то к 2007 году эти показатели выросли до 322 тыс. ед. и 158,5 тыс. ед., соответственно.

При этом низкая динамика роста количества торговых объектов (1,0 - 3,6% в год) компенсируется более активным увеличением площадей современных форматов торговли. Так, в 2002 году площади супермаркетов, гипермаркетов и дискаунтеров в Российской Федерации составляли 13 м на 1000 человек, в 2008 году обеспеченность площадями современных форматов выросла до 73 м на 1000 человек, что соответствует среднегодовому темпу роста в 33% [5].

На сегодняшний день в городе Омске представлены практически все форматы современного бизнеса, повышается качество торговых площадей - улучшаются такие параметры, как технологическое оснащение, комфорт, логистика.

Продолжается развитие комплексных торговых центров, таких как «Триумф», «Маяк», «Континент» и др.

Особенно активно развиваются сети по реализации бытовой техники, материалов для ремонта квартир, средств мобильной связи, продовольственных товаров. Сегодня наиболее заметны на омском рынке сетевые торговые компании: «Леруа Мерлен», «CASTORAMA», «МЕГА», «IKEA», «Ашан», «М-Видео», «Эльдорадо», «Эксперт», «Технософия», «Евросеть», «OBI», «DIXIS», «Divi-zion», а также розничные сетевые структуры «МЕТРО Кэш энд Кэрри», «Лента», «Холидей».

В продовольственной торговле эффективно работают омские сети «Астор», «Наш магазин», «Ваш дом».

Сформировалась сеть специализированных автоцентров: «Рено-Омск», «Ауди-центр»,

«Форд-Омск», «Субару-центр», «Автоцентр

Барс», «Альянс», «Тойота-центр», «Стайер», «Сот Моторс» и другие [6].

Показатель обеспеченности населения торговыми площадями в городе Омске на 1000 жителей составляет около 530 кв.м. (табл. 2).

Таблица 2. - Обеспеченность населения торговыми площадями по административным округам города Омска

Округ Численность населения Объем торговых площадей, кв.м. Обеспеченность торговыми площадями, кв.м/1тыс.чел.

А 1 2 3

Кировский 238300 301400 1265

Ленинский 201700 26800 133

Октябрьский 164500 7200 44

Центральный 268900 232100 863

Советский 25430 28800 113

Итого по городу 1127700 596300 529

Источник: Инвестиционный паспорт г.Омска за 2010г.

Закон о торговле накладывает ограничения на расширение продуктовых розничных сетей в пределах муниципального образования, где рыночная доля сети превышает 25 %, запрещает любые бонусы от поставщиков, кроме скидки за объем, ограниченной 10 % от оборота, а также ограничивает максимальный период отсрочки платежа в зависимости от категории и срока годности товара. Но опасения по поводу негативного эффекта закона о торговле на развитие продуктовых розничных сетей оказались преувеличенными.

Ограничение рыночной доли 25 % не является препятствием для дальнейшей экспансии ритейлеров. Так, розничные сети не превысили установленную законом предельную долю в 25 %, за исключением нескольких небольших муниципальных районов (Магнит) и Санкт-Петербурга (Х5). Одобрение Федеральной Антимонопольной Службы приобретения Х5 сети магазинов "Копейка" лишь с небольшими ограничениями (требуется закрыть или продать менее 30 из почти 700 магазинов сети) является дополнительным доказательством того, что казавшееся суровым антимонопольное положение закона в существующем виде не будет являться серьезным препятствием для развития сетей в ближайшее время [7].

Мы ожидаем, что другие ограничения закона

(касающиеся размера бонусов и сроков платежей) также не окажут существенного влияния на операционные показатели компаний. И Компании розничной торговли продолжат демонстрировать высокие темпы роста в 2011 г. При этом можно выделить различные факторы, которые станут основными причинами роста для различных категорий ритейлеров.

Мы полагаем, что рост выручки розничных сетей, занимающихся торговлей продуктами питания, будет происходить за счет увеличения торговых площадей и роста инфляции, в то время как ритейлеры непродовольственных товаров и ресторанные сети покажут рост продаж, который будет связан с возобновлением открытий новых торговых точек, постепенным восстановлением общих покупательских трендов, а также эффектом низкой сравнительной базы, наблюдавшейся до 2-й половины 2010 г.

В целом мы уверены, что обе категории ритейлеров покажут существенное ускорение роста в 2011 г., однако дальнейшие перспективы будут связаны в том числе с возможностью удержания темпов увеличения торговых площадей, уровня инфляции в стране, а также с влиянием макроэкономических факторов на покупательскую способность населения (рис. 1)

50

40

20

ЗО

10

О

Магнит Дикси МВидео Росинтер

■ 2009 ■ 2010 ■ 2011

- включая консолидацию Копейки с 01.01 2011

Рисунок 1. - Динамика продаж Х5, Магнит, Дикси, М. Видео, Росинтера (2009-2011гг.), % год к году Источник: оценка Аналитического департамента Банка Москвы

Подводя итог, следует отметить, что новый закон о торговле не решает множество существующих проблем, однако регулировать рынок розничной торговли, безусловно, необходимо.

Литература:

1. «Об индексе потребительских цен за период с

30 ноября по 6 декабря 2010года» // Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. URL: http://www.gks.ru (дата

обращения 15.12.2010).

2. «Авитаминоз» бензинных цен // Омский портал

недвижимости. 2011. - 9 марта [Электронный ресурс]. URL: http://www.omskrielt.com/

news_read.php?readmore=9204 (дата обращения 09.03.2011).

3. «Цифры. Статистика. О средних потребительских ценах на продовольственные товары в сибирских регионах за первую декаду 2011 года» // Министерство экономики Омской области [Электронный ресурс]. URL: http://www.mec.omskportal.ru (дата обращения 27.02.2011).

4. «ФТС: импорт в Россию из дальнего зарубежья вырос на 12,5%» // Данные Федеральной таможенной службы. - 2010. - 20 октября [Электронный ресурс]. URL: www.yarmarka.net/ (дата обращения 16.12.2010).

5. Проект «Стратегия развития торговли в Российской Федерации на 2010 - 2015 годы и период до 2020 года» // Министерство промышленности и торговли Российской Федерации. - М:, 2010 (дата обращения 05.01.2011).

6. «Инвестиционный паспорт города Омска» //

Официальный портал Администрации города Омска. - Ом:, 2010 [Электронный ресурс]. URL: http://www.admomsk.ru/web/guest/progress/invpass port (дата обращения 17.01.2011).

7. «Потребительский сектор и розничная торговля: В 2011 год с осторожным оптимизмом» // Фи-нам.т - инвестиционная компания. - 2010. - 14 декабря [Электронный ресурс]. URL: http://www.finam.ru/ (дата обращения 27.02.2011).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.