ОБЗОР ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
М.С. ТОЛСТОКУЛАКОВА
В статье представлен анализ современного состояния рынка товаров и услуг Омской области и социально-экономическое положение региона, значения основных показателей развития торговой сферы Омского региона. Для написания данной статьи использовалась информация с официальных сайтов Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Омской области и Омской торгово-промышленной палаты, а также материал, изложенный в учебной литературе, и издания периодической печати такие, как журнал «Современная торговля» и научный журнал «Вестник Российского государственного торгово-экономического университета».
Ключевые слова: потребительский рынок, тенденция, торговая сеть, Омская область, лидер, социально-экономическое развитие, статистические данные.
Важнейшим условием современной системы хозяйствования является потребительский рынок, эффективное развитие которого - одна из наиболее важных проблем становления рыночной экономики каждой страны. Потребительский рынок определяет экономическое состояние и развитие отдельного региона или в целом на-
циональной экономики. Одним из факторов, активно воздействующих на его формирование, является анализ основных экономических показателей.
Состояние социально-экономического развития Омского региона за 2009 год приведено в таблице 1.
Таблица 1. - Основные показатели социально-экономического развития Омской области в 2009 году
№ п/п Показатель Единица измерения Период Темп роста
2008 г. 2009 г. В процентах, % В натуральных показателях
А 1 2 4 3 5 6
1. Оборот розничной торговли млрд. руб. 164,3 167,8 102,1 3,5
2. - продовольственные товары млрд. руб. 79,6 79,8 100,2 0,2
3. - непродовольственные товары млрд. руб. 84,8 91,0 107,3 6,2
4. Оборот оптовой торговли млрд. руб. 298,5 263,3 88,2 -35,2
5. Объем платных услуг населению млрд. руб. 44,0 48,4 110,0 4,4
6. Оборот общественного питания млрд. руб. 8,0 6,1 76,3 -1,9
7. Индекс потребительских цен % - - - -
8. - на продовольственные товары % 116,8 103,8 88,9 -13
9. - на непродовольственные товары % 106,5 109,8 103,1 3,3
10. - на услуги % 113,1 109,3 96,6 -3,8
11. Среднедушевые денежные доходы руб. 13626,5 13940,3 102,3 313,8
12. Величина прожиточного минимума руб. 4450 4889 109,9 439
13. Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата руб. 13524,8 14780,5 109,3 1255,7
14. Численность постоянного населения на 1 января чел. 2017997 2014135 99,8 -3862
Общий объем продаж в розничном товаро- требительских товаров в обороте розничной тор-
обороте за 2009 год вырос в среднем на 2,1%, говли в Омской области представлена на рисун-
составив 167,8 млрд. рублей, в том числе продо- ке 1. Оборот оптовой торговли к концу 2009 года
вольственных товаров - на 0,2%, а непродоволь- уменьшился на 11,8% до 263,3 млрд. рублей.
ственных - на 70,3%. Доля каждого класса по-
2009 год 47%
Продовольственные товары
■ Непродовольственные товары ■ Непродовольственные товары
Рисунок 1. - Динамика структуры оборота розничной торговли в 2008-2009 гг.
В период с 2008 по 2009 гг. на 10% вырос по- венное влияние кризисные явления 2008 года
казатель объема платных услуг населению и в оказали на развитие общественного питания - к
2009 году составил 48,4 млрд. рублей. Сущест- концу 2009 года оборот общественного питания
2008 год
48%
52%
■ Продовольственные товары
сократился на четверть.
Цена в условиях рыночной экономики - важнейший экономический параметр, характеризующий деятельность предприятия и состояние региона или в целом страны. Анализ ценовых показателей производят при помощи индексного метода. Его сущность заключается в построении ряда экономически обоснованных относительных величин, на основе которых делаются выводы о состоянии торговой организации и ее ассортимента на рынке либо в определенный момент времени, либо за определенный период дея-
Омская служба статистики [3] обнародовала данные, согласно которых стоимость минимального продуктового набора в Омской области в январе составила 2428,47 рублей. Эта сумма оказалась самой низкой среди субъектов Сибирского федерального округа.
Стоимость фиксированного набора потреби-
В экономической системе доходы населения являются одним из показателей развития экономики. Доходы членов общества выявляют степень его благосостояния. В Омской области за последние года среднедушевые доходы неуклонно росли и к 2009 году составили 13940,3 рублей на человека, что на 313,8 рублей больше в сравнении с предыдущим годом. Среднемесячная номинальная заработная плата в расчете на одного работника составила 14780,5 рублей, а средняя величина прожиточного минимума выросла почти на 10% до 5108 рублей.
Одним из важнейших показателей, характеризующих состояние потребительского рынка, является численность населения, непосредственно влияющая на объем потребляемых товаров и услуг. В Омской области численность населения за последние пять лет постоянно сокращалась, однако проявляется тенденция замедления темпов ее сокращения. На 1 января
2010 года в Омской области проживало 2 млн. 12 тыс. 92 человека.
За последние годы торговая отрасль стала одним из наиболее активно развивающихся секторов экономики Омской области, оказывающим существенное влияние на поддержание общеэкономического роста. В 2008 - 2009 гг. многократно увеличилось количество международных торговых сетей, открывших свои представительства в регионе.
По данным Омскстата [1], доля предприятий
тельности компании. В 2009 году индекс цен потребительского рынка на продовольственные товары составил 103,8%, на непродовольственные - 109,8%, на платные услуги населению -109,3%. С следует отметить, что Омская область, согласно последним данным Росстата, продолжает сохранять за собой статус региона среди субъектов Западной Сибири с наиболее низким уровнем цен на основные продукты. [2]
В таблице 2 приведены данные о среднегодовой стоимости потребительской корзины и минимального набора продовольственных товаров.
тельской корзины в Омской области выросла до 7781,38 рублей. Его средняя цена по Российской Федерации составляет 9072,71 рублей. В Сибирском федеральном округе средняя цена такого набора - 8327,7 рублей. [3]
Структура потребительских расходов на товары и услуги представлена в таблице 3.
торговли среди субъектов малого и среднего предпринимательства в Омске составляет 26%. Эксперты Омской торгово-промышленной палаты (ТПП) классифицируют торговые сети Омского региона по различным национальным уровням. [1]
Международные торговые сети:
- METRO Cash & Carry, которая является торговым подразделением основанного в Германии холдинга METRO Group;
- крупнейший европейский ритейлер формата DIY (товары для дома и ремонта) магазин британской сети Castorama;
- немецкая компания OBI.
В 2009 году было завершено строительство многофункционального торгово-коммерческого и развлекательного центра «МЕГА МОЛЛ». На 130 тыс. кв. метров разместилось более 150 магазинов, в том числе якорные арендаторы: шведская компания «ИКЕЯ», французские сети «Auchan», «Leroy Merlin», немецкая сеть «Media Markt».
Региональные торговые сети:
- по продаже пищевых продуктов - «ОША» (российская компания, ассоциация торговопромышленных предприятий «Группа «Оша» ), сети супермаркетов «Астор», «Омич и К», «Наш магазин»;
- магазины промышленных товаров - «Пар-фюм Лидер» (омская сеть магазинов парфюмерии и косметики), «СпотрМастер» (ведущий поставщик товаров для спорта и активного отдыха на территории России и стран СНГ), «Спортлан-
Таблица 2. - Стоимость потребительской корзины
№ п/п Показатель Единица измерения Период
2008 г. 2009 г. 2010 г. январь 2011 г.
А 1 2 3 4 5 6
1. Средняя стоимость фиксированного набора потребительских товаров и услуг руб. 5855,1 6627,7 7070,2 7781,4
2. Средняя стоимость минимального набора продуктов питания руб. 1855,7 1897,0 2023,7 2428,5
Таблица 3. - Структура потребительских расходов домашних хозяйств
№ п/п Показатель Доля в структуре расходов, %
А 1 2
1. Покупка продуктов питания 39,4
2. Покупка непродовольственных товаров 35,2
3. Покупка алкогольных напитков 1,9
4. Оплата услуг 23,5
дия» (сеть спортивных магазинов в России и странах СНГ).
Современный этап развития экономики характеризуется внедрением организационных инноваций и нового технического обеспечения для повышения эффективности как товаропроводящей сети, так и для совершенствования рыночной инфраструктуры. В Омском регионе сегодня активно внедряются новые и совершенствуются действующие форматы торговых предприятий [5], приобретающие популярность у населения: супермаркеты, гипермаркеты, дискаунтеры. В 2009 году было завершено строительство таких крупных торговых комплексов, как «Северное сияние», «Континент-3», «Кит-интерьер», «Рубин». Однако эксперты Омской ТПП выявляют и другую особенность, заключающуюся в развитии сети небольших магазинов пошаговой доступности.
Федеральные торговые сети:
- по продаже продуктов пищевых - санкт-петербургская «Лента», два красноярских «АЛПИ», новосибирская сеть «Холидей Классик»;
- по продаже промышленных товаров -«Эльдорадо», «Эксперт», «М-Видео», «Домотех-ника», «LG», «Евросеть», «Divizion», «Россита», калининградский «Бауцентр», казанская сеть «DOMO», «Цифроград».
Летом 2010 года с целью развития конкурентной среды на омском потребительском рынке и пропаганды современных эффективных форм и методов работы проводился областной конкурс «Лидеры потребительского рынка Омской области - 2010». [4] Организаторами конкурса выступили Министерство экономики Омской области, Омский региональный фонд поддержки и развития малого предпринимательства, Ассоциация развития малого и среднего предпринимательства Омской области. Жюри конкурса [6] отметило, что его победители полностью отвечают требованиям по качеству обслуживания посетителей, по насыщенности и ассортименту товаров и ценовой политике.
Лучшими предприятиями в сфере торговли и общественного питания в номинациях стали:
«Лидер среди супермаркетов - 2010» — супермаркет «Кормушка», Кормиловский район;
«Лучший универсальный магазин - 2010» -магазин «Елена», г. Омск (ООО торговая фирма «Елена») и салон-магазин «Для любимой», Нововаршавский район, (ИП РЕЗЬКОВ А.С);
«Лидер среди рынков - 2010» - ООО «Казачья слобода», г. Омск;
«Лидер среди ресторанов - 2010» - ресторан «Клуб деловых людей» (ООО «Коммерческая компания «Омск»);
«Лидер среди кафе (кулинарий) г. Омска -2010» - кафе «Монплезир» (ООО «Элис») и «Кафе-Кондитерская» (ИП УГНЕНКО О.Б);
«Лидер среди кафе (кулинарий) Омской области - 2010» - ООО «Эдем», Полтавский район.
Анализируя материал статьи, можно сделать вывод, что в Омской области экономическая си-
туация складывается благоприятно и характеризуется дальнейшим увеличением темпов экономического роста. Однако построение цивилизованного рынка невозможно без изучения его особенностей и структуры, анализа его современного состояния и учета потребительских предпочтений и возможностей, а также без отношения к потребителю как к полноправному участнику коммерческой деятельности.
Американский маркетолог Малкольм Гладу-эли высказал замечательную мысль: «Экономика 21 века - «экономика избытка». Всего стало слишком много: вещей, информации, услуг, даже денег... По-настоящему ценным ресурсом является внимание потребителей». Именно на внимание потребителей должна быть ориентирована коммерческая деятельность торговых организаций и предприятий.
Литература:
1. Аналитический доклад «Обзор основных тенденций развития России и Омской области в 2009 году» // Омская торгово-промышленная палата. - 2010. - 31 мая [Электронный ресурс]. иРЬ: http://www.omsktpp.ru/rus/?q=node/1259 (дата обращения: 02.03.2011).
2. Власти Омской области призывают сдерживать рост цен на продукты // Новости онлайн. -2011. - 4 февраля [Электронный ресурс]. и^: http://omsk1.ru/newsline/360923.html (дата обращения: 23.02.2011).
3. В Омской области самая низкая стоимость по-
требительской продуктовой корзины // Информационное агентство «Деловой Омск». - 2011. - 18 февраля [Электронный ресурс]. и^:
http://infomsk.ru/news/1345v_omskoy_oblasti_sama
ya_nizkaya_stoimost___potrebitelskoy_produktovoy_
ко^^ (дата обращения: 05.03.2011).
4. Конкурс «Лидеры потребительского рынка Ом-
ской области - 2010» // Омская торговопромышленная палата. - 2010. - 22 июня [Электронный ресурс]. иРЬ:
http://www.omsktpp.ru/rus/konkurs_lider (дата обращения: 06.03.2011).
5. Короткова Т.Л. Коммерческая деятельность: учебник / под ред. Н.К. Моисеевой. - М.: Финансы и статистика, 2007.- 416 с.: ил.
6. Мураев И.Г. За роль Колумба в экономической
географии области // Бизнес курс: электронный журнал. - 2010. - 4 августа [Электронный ресурс]. иРЬ:
http://www.bk55.ru/magazine/archive/2010/193/1438 5/ (дата обращения: 19.02.2011).
7. Панкратов Ф.Г. Коммерческая деятельность: Учебник для вузов. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003. 504 с.
8. Половцева Ф.П. Коммерческая деятельность: Учебник. М..: ИНФРА-М, 2003. 248 с. (Серия «Высшее образование»).