Научная статья на тему 'Изменения читательских интересов у школьников Югры (результаты мониторинга)'

Изменения читательских интересов у школьников Югры (результаты мониторинга) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
215
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНКЕТИРОВАНИЕ / РЕСПОНДЕНТЫ / ЧТЕНИЕ / ИНТЕРЕС / ГЕНДЕРНЫЕ РАЗЛИЧИЯ / ВОЗРАСТНЫЕ РАЗЛИЧИЯ / SURVEY / RESPONDENTS / READING / INTEREST / GENDER DIFF ERENCES / AGE DIff ER-ENCES

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Рудаков В.А.

В статье представлены результаты мониторинга по выявлению читательских предпочтений школьников Югры, видов досуга подростков, роли Интернета. Дан сравнительный анализ результатов исследований в 2015 и 2017 годах, изучено знание респондентами писателей Ханты-Мансийского автономного округа Югры, выявлены изменения в содержании досуга и выборе жанров художественной литературы в различных возрастных и гендерных группах обучающихся. Были сделаны следующие выводы: родители мало влияют на выбор книги, результаты исследований показали, что авторитет родителей в выборе книг у учащихся с возрастом падает. Одной из важнейших проблем современных обучающихся является обсуждение прочитанных книг: родители и учителя не занимают в этом процессе ведущих позиций. Школьники обсуждают прочитанную книгу, в первую очередь с друзьями и сверстниками. За два года отмечается снижение роли родителей и учителей в обсуждении книг, прочитанных обучающимися. В то же время выросла доля респондентов ни с кем не обсуждающих прочитанные литературные произведения. Тем самым снижается польза и результативность от прочитанной книги. Отсутствие обмена мыслями может привести к обеднению словарного запаса и кругозора обучающихся, неразвитости рефлексии и эмоциональной закрытости, замедлению формирования мыслительных процессов. Доля телевидения, журналов и газет как источников информации в 2017 году во всех классах примерно одинаковы, вместе с тем значимость газет и журналов с возрастом снижается: журналов, повышается роль социальных сетей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Рудаков В.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изменения читательских интересов у школьников Югры (результаты мониторинга)»

DOI: 10.26105/SSPU.2019.56.5.009 YAK 316.74:82(571.122) ББК 60.562.1 (2Рос-6Хан)

B.A. РУДАКОВ

V.A. RUDAKOV

ИЗМЕНЕНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКИХ ИНТЕРЕСОВ У ШКОЛЬНИКОВ ЮГРЫ (РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА)

CHANGES IN READING INTERESTS AMONG SCHOOLCHILDREN OF YUGRA (MONITORING RESULTS)

В статье представлены результаты мониторинга по выявлению читательских предпочтений школьников Югры, видов досуга подростков, роли Интернета. Дан сравнительный анализ результатов исследований в 2015 и 2017 годах, изучено знание респондентами писателей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, выявлены изменения в содержании досуга и выборе жанров художественной литературы в различных возрастных и гендерных группах обучающихся. Были сделаны следующие выводы: родители мало влияют на выбор книги, результаты исследований показали, что авторитет родителей в выборе книг у учащихся с возрастом падает. Одной из важнейших проблем современных обучающихся является обсуждение прочитанных книг: родители и учителя не занимают в этом процессе ведущих позиций. Школьники обсуждают прочитанную книгу, в первую очередь - с друзьями и сверстниками. За два года отмечается снижение роли родителей и учителей в обсуждении книг, прочитанных обучающимися. В то же время выросла доля респондентов ни с кем не обсуждающих прочитанные литературные произведения. Тем самым снижается польза и результативность от прочитанной книги. Отсутствие обмена мыслями может привести к обеднению словарного запаса и кругозора обучающихся, неразвитости рефлексии и эмоциональной закрытости, замедлению формирования мыслительных процессов. Доля телевидения, журналов и газет как источников информации в 2017 году во всех классах примерно одинаковы, вместе с тем значимость газет и журналов с возрастом снижается: журналов, повышается роль социальных сетей.

The article presents the results of monitoring in identifying the reader's preferences of Ugra students, leisure activities of adolescents and the role of the Internet. The comparative analysis of the research results in 2015 and 2017 is given, the knowledge of the writers of Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug - Ugra is studied, the changes in the contents of leisure and the choice of genres of fiction in different age and gender groups of students are revealed. The following conclusions were made: parents have little influence on the choice of a book, and the results of studies have shown that the authority of parents in choosing books among students decreases with age. One of the most important problems of modern students is the discussion of the books read: parents and teachers do not occupy leading positions in this process. First of all, schoolchildren discuss the read book with friends and peers. For two years, there has been a decline in the role of parents and teachers in the discussion of books read by students. At the same time, the number of respondents not discussing the read literary works with anyone has increased. This reduces the benefits and effectiveness of the read book. The lack of exchange of thoughts can lead to the impoverishment of the vocabulary and outlook of students, to lack of reflection and emotional closeness development and to slowing the formation of mental processes. The role of television, magazines and newspapers as sources of information in 2017 in all classes is about the same, at the same time, the importance of newspapers and magazines decreases with age: magazines, the role of social networks rises.

Ключевые слова: анкетирование, респонденты, чтение, интерес, гендерные различия, возрастные различия.

Key words: survey, respondents, reading, interest, gender differences, age differences.

Опросы, проведенные в России социологическими службами Левада-Центра, ВЦИОМ и ФОМ на тему места в жизни россиян прессы, книг (бумажных и электронных), чтения и библиотек, свидетельствуют о снижении инте-

реса к чтению у взрослых и детей [4, 6, 7]. Согласно данным исследования Левада-Центра (2006 г.), среди 15-16-летних количество отрицательно относящихся к чтению втрое больше, чем среди 11-12-летних [7, с. 134]. Результаты опроса граждан России в 2015 году, когда в России был объявлен Год литературы, показали: 65% респондентов считают, что их знакомые читают сейчас меньше, чем 10-15 лет назад [4].

На проблему чтения влияет широкое распространение Интернета: расширяется коммуникативное пространство, увеличиваются источники и объемы информации, меняется формат и скорость её подачи, и т.д.

Чтение для школьников многими учеными рассматривается как когнитивный процесс, как явление духовной культуры с ценностно-смысловым содержанием [3]. Поэтому так важно знать, что читают обучающиеся, какие приоритеты имеют в выборе авторов и жанров, как школа и семья влияют на ценностные ориентации при выборе произведений художественной литературы. Педагогам необходимо иметь представление о различных факторах, влияющих на формирование культуры чтения, в том числе, особенности этого процесса в различных возрастных и гендерных группах. Значительный интерес у исследователей вызывает место и роль Интернета в организации досуга детей и подростков, а также в образовательном процессе.

Образовательный эффект от чтения художественной или научно-популярной литературы не является прямым, вместе с тем, ряд исследований подтвердили закономерные связи личностных особенностей с читательскими. Например, высокая продуктивность чтения связана с высокими показателями интеллектуального, эмоционально-волевого и коммуникативного развития личности [2, с. 11]. В педагогическом сообществе достаточно широко признан факт, что чтение художественной литературы в значительной степени влияет на нравственное становление личности.

Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок в 2015 и 2017 годах провел опрос, направленный на изучение чтения школьников в реальной и электронной средах. Результаты данного мониторинга представлены в настоящей статье.

Материалы и методы

С целью изучения отношения школьников Ханты-Мансийского автономного округа - Югры к чтению художественной литературы и выявления читательского интереса учащихся в рамках мониторинга мы провели в общеобразовательных учреждениях анкетирование учащихся: в октябре 2015 года и в марте-апреле 2017 года. Некоторые результаты исследования ранее были опубликованы [5, 8, 9, 10].

Анкета содержит 34 вопроса, из которых: 27 вопросов были с вариантами выбора ответа и 7 - с открытыми ответами.

Анкетирование проведено среди учащихся 5-11-х классов: в 2015 году опросом охвачены 655 респондентов, в 2017 году - 3028 человек.

Мы придерживаемся возрастной периодизации в развитии личности на основании трудов Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина и Э. Эриксона, согласно которой, наши респонденты относятся: к подростковому возрасту (1114 лет) - с явно выраженным подростковым кризисом (половое созревание, формируется понятийное и абстрактное мышление, утверждение своей индивидуальности и независимости, потребность в признании); раннему юношескому возрасту (14-18 лет) - со стремлением к самоопределению и самоутверждению, формированием мировоззрения, потребностью в любви и дружбе [11].

В настоящей статье представлен сравнительный анализ читательских предпочтений школьников за два года, в том числе, с учетом возрастных и гендерных различий. При обработке результатов мониторинга использована программа Vortex 8.

Результаты

В выборке пропорционально представлены учащиеся всех возрастных групп. Характеристика респондентов по годам и по классам в таблице 1.

Таблица 1

Характеристика респондентов по классам

В каком классе учишься? Число ответов

2015 г. 2017 г.

Кол-во чел-к в % Кол-во чел-к в %

5 класс 66 10,1 428 14,1

6 класс 107 16,3 467 15,4

7 класс 88 13,4 444 14,7

8 класс 128 19,5 461 15,2

9 класс 107 16,3 475 15,7

10 класс 68 10,4 321 10,6

11 класс 91 13,9 432 14,3

ИТОГО 655 100,0 3028 100,0

По гендерному признаку среди респондентов большинство составили девочки, что в основном отражает статистические данные по контингенту школьников Югры. Соотношение девочек и мальчиков в 2015 и 2017 годах было примерно одинаково (табл. 2).

Таблица 2

Характеристика респондентов по тендерному признаку

Значения 2015 г. 2017 г.

Кол-во чел-к % Кол-во чел-к %

Мальчик 280 42,7 1268 41,9

Девочка 375 57,3 1760 58,1

ИТОГО 655 100,0 3028 100,0

В содержании досуга у школьников в 2015 и 2017 годах больших различий нет: наибольшее количество респондентов выбрали три позиции - заниматься спортом, проводить время в Интернете и читать книги (табл. 3).

Таблица 3

Чем ты больше всего любишь заниматься?

Чем ты больше всего любишь заниматься? 2015 г., % 2017 г., %

Смотреть телевизор 28,1 27,1

Читать книги 42,7 40,7

Заниматься спортом 46,0 52,8

Проводить время в Интернете 48,9 51,9

Играть в компьютерные игры 28,9 24,2

Другое 26,3 20,0

Другое - гулять - 11,3

ИТОГО 221,7 227,9

Сравнивая данные по классам можно отметить, что от 5-го к 11-му классу в 2017 году выбор школьниками занятий спортом постепенно снижается, а проведение времени в Интернете - возрастает. В 2015 году такие закономерности не отмечаются. В группе 5-7-х классов доля игроков в компьютерные игры в 2017 году значительно ниже, чем в 2015 году. В целом мы можем отметить, что интерес к компьютерным играм у школьников снижается с возрастом, данная тенденция зафиксирована в итоговых результатах 2015 и 2017 годов.

По гендерному признаку выявлены следующие различия: мальчики предпочитают значительно чаще девочек играть в компьютерные игры, а девочки чаще мальчиков выбирают чтение книг, другие занятия (табл. 4). Мы отмечаем в обеих гендерных группах рост в 2017 году доли школьников, занятых спортом, и снижение доли игроков в компьютерные игры.

Таблица 4

Чем ты больше всего любишь заниматься? (% от «Кто ты?»)

Чем ты больше всего любишь заниматься? Кто ты?

Мальчик Девочка

2015 г. 2017 г. 2015 г. 2017 г.

Смотреть телевизор 27,5 27,2 28,5 27,0

Читать книги 27,1 28,6 54,4 49,3

Заниматься спортом 50,0 60,1 42,9 47,6

Проводить время в Интернете 48,9 47,2 48,8 55,3

Играть в компьютерные игры 49,6 45,2 13,3 9,1

Другое 20,0 12,8 30,9 25,2

Другое - гулять - 10,6 - 11,7

ИТОГО 223,9 231,7 220,0 225,1

Примечание. Поскольку каждый опрошенный мог дать несколько ответов одновременно, сумма % в ИТОГО может быть больше 100%.

Отношение школьников к чтению за два года существенно не изменилось: подавляющее большинство респондентов во всех классах ответили, что любят читать, но на это им не хватает времени (табл. 5).

Таблица 5

Как ты относишься к чтению?

Чем ты больше всего любишь заниматься? 2015 г., % 2017 г., %

Не представляю жизнь без чтения 4,7 4,3

Мне нравиться читать, я много читаю 17,3 14,2

Люблю читать, но не хватает времени 40,6 40,0

Читаю для выполнения задания только то, что необходимо для учебы 23,5 22,0

Иногда читаю что-нибудь легкое, чтобы развлечься 14,8 17,4

Читаю только для получения информации 10,7 9,6

Не люблю читать, скучное занятие 4,1 3,3

Чтение сейчас никому не нужно 1,2 0,9

Другое 2,3 2,5

ИТОГО 119,8 114,3

Мы отмечаем, что дефицит времени на чтение с возрастом растет, достигая максимума в 10-11-м классах. Полагаем, что эти данные отражают чрезмерную учебную загруженность учащихся, достигающую максимума к выпускному классу. Каждый третий школьник читает только то, что необходимо для выполнения учебного задания или получения информации. Необходимо отметить, что больше половины респондентов (около 60%) положительно относятся к чтению художественной литературы, примерно 47-49% видят в чтении практическую пользу для обучения. На ненужность чтения и нелюбовь к нему указали всего 5% респондентов. Таким образом, наше исследование указывает на то, что чтение художественной литературы и других книг остается востребованным у школьников различного возраста.

Опрос россиян показал, что 55% респондентов имеют в домашней библиотеке до 100 книг или не имеют их вовсе, а свыше 300 книг - всего 30% [4]. Современная тенденция сокращения книг в домашней библиотеке, находит подтверждение и в нашем исследовании: за два года на 4% выросла доля школьников, имеющих дома менее 50 книг (табл. 6).

Таблица 6

Сколько книг у тебя в домашней библиотеке?

Варианты ответов 2015 г., % 2017 г., %

Менее 50 книг 55,4 59,7

От 50 до 300 книг 37,6 32,5

Более 300 книг 7,0 5,3

Нет - 2,5

ИТОГО 100,0 100,0

Ответы на вопрос «Сколько книг в среднем ты читаешь в месяц (не по школьной программе)?» показали, что отмечается рост доли тех, кто читает 3-4 книги или больше четырех книг в месяц (на 2%), а также пользователей аудиокниг и цифровых форматов (почти на 3%). В то же время, на 1,4% сократилась доля школьников, совсем не читающих книг (табл. 7).

Таблица 7

Сколько книг в среднем ты читаешь в месяц (не по школьной программе)?

Варианты ответов 2015 г., % 2017 г., %

Одну-две 46,6 43,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Три-четыре 18,0 20,1

Больше четырех 11,5 13,6

Не читаю 11,3 9,9

Не читаю, а слушаю аудиокниги или читаю через планшет 10,8 13,5

ИТОГО 100,0 100,5

Примечание. Поскольку каждый опрошенный мог дать несколько ответов одновременно, сумма % в ИТОГО может быть больше 100%.

Многие исследователи отмечают «переселение» молодежи в Интернет. По данным Левада Центра в 2009 и 2011 гг. число регулярно читавших интернет-издания лиц составляло 14% и 20%. Самая активная возрастная группа, использующая этот источник информации - молодёжь в возрасте от 17 до 30 лет [1, с. 58].

Результаты ответов респондентов на вопрос «Что ты обычно читаешь в Интернете?» показывают, что школьники чаще всего интересуются

новостями (47%) и записями в сообществах (42%), при этом за два года доля последних значительно выросла (на 12%). Ничего не читают в Интернете всего 2% респондентов. Незначительное количество обучающихся интересуются в Интернете сайтами современных писателей, телепрограммами, журналами (табл. 8). Возрастные различия наиболее ярко проявляются в том, что школьники 5-7-х классов меньше, чем старшеклассники проявляют себя в интернет-сообществах, на форумах и реже посещают тематические сайты. Вместе с тем, они чаще старшеклассников интересуются компьютерными играми. Из приведенных данных можно сделать вывод, что Интернет стал важным источником информации и средством досуга для школьников различного возраста, но содержание интереса достаточно явно отражает возрастные особенности: старшеклассники чаще включаются в сообщества, более активны на форумах; младшие подростки больше увлечены компьютерными играми.

Таблица 8

Что ты обычно читаешь в Интернете?

Варианты ответов 2015 г., % 2017 г., %

Новости 47,5 47,7

Телепрограммы 9,5 7,1

Информацию об известных личностях 20,0 24,0

Книги 26,3 28,3

Журналы 9,8 7,3

Записи на форумах 16,5 13,2

Записи в сообществах 30,5 42,5

Сайты, посвященные определенной теме 22,3 27,0

О компьютерных играх 17,9 19,8

О спорте 28,1 30,8

Юмор 27,2 39,7

О фильмах, актёрах 26,9 35,7

Литературные сайты (о книгах, писателях и т.д.) 12,7 12,4

Сайты современных писателей 5,6 6,4

Энциклопедии 13,0 12,9

Не читаю, там мало интересного 2,7 2,3

Другое 3,1 4,3

ИТОГО 320,0 361,5

Примечание. Поскольку каждый опрошенный мог дать несколько ответов одновременно, сумма % в ИТОГО может быть больше 100%.

Школьники интересуются книгами различных жанров, исключение составляют мистика и ужасы. Жанровые предпочтения при чтении художественной литературы у школьников распределились следующим образом: первое место в рейтинге занимает фантастика, далее - рассказы о путешествиях и приключениях, стихи и детективы (табл. 9). За два года среди любимых жанров существенно выросла доля детективов, книг о спорте, психологии, о сверстниках и современной жизни. В два раза снизилась доля тех, кто вообще не любит читать. Все эти данные свидетельствуют о росте интереса школьников к чтению художественной литературы.

Что тебе нравиться читать?

Варианты ответов (можно отметить любые нужные ответы из списка) 2015 г., % 2017 г., %

Стихи 29,6 32,9

Сказки 18,5 17,7

Рассказы о путешествиях и приключениях 33,1 36,8

Фантастику 50,5 56,9

О природе и животных 15,3 16,5

О профессии 7,3 8,1

Ужасы, мистика - 0,9

О психологии 8,5 19,2

Детективы 17,7 30,9

О жизни замечательных людей 16,9 9,2

О спорте 11,5 23,8

О технике 13,3 15,1

О войне 15,7 23,1

О космосе 16,8 17,0

Русская классика 12,2 13,9

Зарубежная классика 14,2 16,8

Модные романы 12,1 11,7

О сверстниках, о дружбе 11,8 20,5

О современной жизни 18,9 26,7

Другое 11,0 2,5

Вообще не люблю читать книги 3,8 1,9

ИТОГО 339,5 402,3

Примечание. Поскольку каждый опрошенный мог дать несколько ответов одновременно, сумма % в ИТОГО может быть больше 100%.

Интересы школьников к различным жанрам меняются по мере их личностного развития, с 5 класса по 11 класс отмечается: существенное снижение доли сказок (с 33% до 8%), книг о природе и животных (на 12%); рост интереса к произведениям о современной жизни, о психологии, к русской и зарубежной классике. Во всех классах примерно одинаков интерес к фантастике, стихам, книгам о войне и технике.

Гендерные различия наиболее ярко проявляются в том, что девочки отдают предпочтение модным романам, а также книгам о современной жизни, русской и зарубежной классике, стихам. Мальчики чаще девочек выбирают книги о технике, войне, спорте и космосе. Кроме этого, мальчики чаще девочек отмечают, что не любят читать книги (табл. 10).

Таблица 1 0

Что тебе нравиться читать? (гендерные различия, %)

Варианты ответов Кто ты?

Мальчик Девочка

2015 г. 2017 г. 2015 г. 2017 г.

1 2 3 4 5

Стихи 25,0 24,8 33,1 38,7

Сказки 19,6 15,1 17,6 19,6

Фантастику 48,9 55,8 51,7 57,7

Окончание табл. 10

1 2 3 4 5

Рассказы о путешествиях и приключениях 29,6 34,6 35,7 38,4

О природе и животных 13,2 14,8 16,8 17,7

О профессии 8,6 7,2 6,4 8,8

Ужасы, мистика - 0,9 - 0,9

О психологии 6,8 12,0 9,9 24,4

Детективы 15,4 24,6 19,5 35,5

О жизни замечательных людей 9,3 5,7 22,7 11,7

О спорте 14,6 33,6 9,1 16,8

О технике 20,4 32,2 8,0 2,8

О войне 28,2 33,8 6,4 15,3

О космосе 22,5 21,9 12,5 13,5

Русская классика 9,3 9,4 14,4 17,2

Зарубежная классика 7,1 9,3 19,5 22,3

Модные романы 3,9 1,6 18,1 19,0

О сверстниках, о дружбе 5,0 6,9 16,8 30,3

О современной жизни 12,5 13,6 23,7 36,1

Другое 6,1 2,6 14,7 2,4

Вообще не люблю читать книги 4,6 3,5 3,2 0,7

ИТОГО 311,4 364,0 360,5 429,9

Примечание. Поскольку каждый опрошенный мог дать несколько ответов одновременно, сумма % в ИТОГО может быть больше 100%.

Роль родителей в выборе книги для чтения своего ребенка остается низкой, доля школьников давших ответ, что родители им помогают в этом выборе, составляет 35-36%. Мы отмечаем, что от 5-го к 11-му классу снижается доля учащихся, советующихся с родителями в выборе книги.

Респонденты достаточно оптимистично ответили, что чтение для них удовольствие и развлечение, каждый пятый школьник назвал чтение необходимостью, всего 5% рассматривают чтение как наказание (табл. 11).

Таблица 11

Чтение для тебя:

Варианты ответов 2015 г., % 2017 г., %

Удовольствие 39,5 41,9

Обязанность 10,2 10,0

Развлечение 32,1 40,1

Наказание 5,6 4,9

Необходимость 21,4 21,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Другое 2,9 3,6

ИТОГО 111,7 121,6

Примечание. Поскольку каждый опрошенный мог дать несколько ответов одновременно, сумма % в ИТОГО может быть больше 100%.

Приведенные данные указывают на достаточно значимую роль книги в организации досуга обучающейся молодежи Югры.

Возрастные различия в оценке чтения незначительны, их изменения не имеют линейной закономерности и требуют дополнительного исследования.

Важность чтения понимают все школьники, наибольшее количество респондентов выбрали ответ «чтение расширяет кругозор человека» - 61,8% в 2015 году и 73,2% в 2017 году; вторую позицию занимает ответ «чтение помогает стать образованным человеком» - 45,5% в 2015 году и 54,7% в 2017 году. За два года примерно на 10% выросла доля школьников, выбравших ответ «чтение это способ провести время с пользой» (табл. 12).

Таблица 1 2

Как ты считаешь, почему так важно читать?

Варианты ответов 2015 г., % 2017 г., %

Чтение расширяет кругозор человека 61,8 73,2

Чтение помогает в учебе 33,9 34,8

Чтение помогает при подготовке к экзаменам 29,9 32,2

Чтение - это способ провести время с пользой 31,9 42,4

Чтение помогает стать образованным человеком 45,5 54,7

Это способ завести новых друзей и интересных знакомых 7,0 6,9

Другое 1,2 3,0

Нет ответа 6,6 -

ИТОГО 217,9 247,3

Примечание. Поскольку каждый опрошенный мог дать несколько ответов одновременно, сумма % в ИТОГО может быть больше 100%.

Таким образом, результаты мониторинга показывают рост понимания школьниками важности и нужности чтения для получения образования и личностного развития.

Несмотря на активное внедрение в школьную жизнь цифровых технологий высока доля школьников, предпочитающих читать книгу в бумажном виде: 62% в 2015 году и 68% в 2017 году. Вместе с тем, растет и доля респондентов, предпочитающих электронную или аудиокнигу: 32,2% в 2015 году и 38,7% в 2017 году. Результаты мониторинга отражают ситуацию, при которой один вид книг не вытесняется другим, а дополняет возможности читателя.

Интерес к журналам значительно ниже, чем к книгам: не читают журналы один из десяти респондентов. Мы попытались выявить тематику журналов, интересующих школьников, а также тематические интересы у мальчиков и девочек. Эти интересы различаются, как и при выборе книги: девочки предпочитают «глянцевые» журналы, а мальчики - автомобильные и спортивные. По другим жанрам значимых расхождений нет, но мы отмечаем, что достаточно много школьников просматривают журналы развлекательного характера - с кроссвордами, комиксами, юмористические. За два года у респондентов существенно вырос интерес к комиксам и снизился -к журналам автомобильным, о природе и животных.

Существенную роль в понимании художественного произведения и расширении читательского кругозора играет обсуждение прочитанной книги. Это важно и с позиции формирования грамотной, развернутой, аргументированной речи обучающегося. Школьники обсуждают прочитанную книгу, в первую очередь - с друзьями и сверстниками. За два года отмечается снижение роли родителей и учителей (крайне низкое участие) в обсуждении книг, прочитанных подростками. В то же время выросла доля респондентов (до 33,9%) ни с кем не обсуждающих прочитанные произведения (табл. 13).

С кем ты обсуждаешь прочитанные книги?

Варианты ответов 2015 г., % 2017 г., %

С родителями 31,3 28,3

С друзьями 48,9 48,9

С учителем 13,1 11,8

В Интернете (на форумах, блогах) 6,9 8,9

Ни с кем не обсуждаю 28,2 33,9

ИТОГО 128,4 131,8

Примечание. Поскольку каждый опрошенный мог дать несколько ответов одновременно, сумма % в ИТОГО может быть больше 100%.

Респонденты в своем большинстве считают, что современным школьникам не нравится читать книги. Достаточно большое количество опрошенных, дали одновременно два ответа: «Да, нравится» и «Школьники больше заняты компьютерными играми, чем чтением» (табл. 14). Мы обратили внимание, что у младших подростков (5-6 класс) значительно больше, чем у старшеклассников, за два года снизилась доля выбравших ответ, что школьникам нравится читать.

Таблица 1 4

Как ты считаешь, современным школьникам нравится читать?

Варианты ответов 2015 г., % 2017 г., %

Думаю, нет 47,0 56,7

Да, нравится 22,1 16,1

Школьники больше заняты компьютерными играми, чем чтением 35,1 39,5

Нет ответа 7,3 -

ИТОГО 111,5 112,3

Примечание. Поскольку каждый опрошенный мог дать несколько ответов одновременно, сумма % в ИТОГО может быть больше 100%.

Сопоставляя данные таблиц 5 и 14, мы видим расхождение в ответах на вопросы, связанные с оценкой школьниками чтения. Отвечая на вопрос (табл. 5) респонденты в большинстве отмечают, что им нравится читать. В то же время они отмечают, что школьникам не нравится читать. Мы полагаем, что разные оценки связаны с позицией респондента: в первом случае он оценивает свое отношение к чтению, а во втором - отношение других обучающихся. Можно предположить, что на вторую оценку существенное влияние оказывает, так называемое, общественное мнение, в том числе, устойчивое представление учителей, что школьники не любят читать, а увлечены компьютерными играми.

В рамках мониторинга нас интересовало, кого из региональных авторов читают школьники. В своем большинстве (75-76%) обучающиеся не знают писателей и поэтов Югры, чаще они называют писателей и поэтов ханты и манси: Е. Айпина, А. Конькову, Ю. Шесталова, А. Тарханова, Ю. Вэлла. В 2017 году больше, чем в 2015 году, респонденты называли русских авторов из Югры (табл. 15).

Каких писателей и поэтов ХМАО - Югры ты знаешь?

Варианты ответов 2015 г., % 2017 г., %

Е. Айпин 10,2 6,4

Ю. Шесталов 2,2 4,7

А. Конькова 3,8 4,3

А. Тарханов 3,8 2,2

Ю. Вэлла 1,9 2,1

М. Вагатова 0,3 1,8

М. Анисимкова 0,8 1,1

М. Шульгин - 1,0

Л. Такташева 1,9 1,0

В. Козлов - 0,8

Н. Смирнов - 0,7

В. Мазин 0,6 0,6

В. Чирухин - 0,5

В. Андреев - 0,5

Другие авторы 14,1 11,0

Не знаю, нет ответа 76,6 75,0

ИТОГО 116,2 113,7

Примечание. Поскольку каждый опрошенный мог дать несколько ответов одновременно, сумма % в ИТОГО может быть больше 100%.

Результаты опроса показывают, что знание писателей и чтение их произведений не всегда совпадают: из всех респондентов всего 10,8% ответили, что читали произведения писателей и поэтов ханты и манси. Но на следующий вопрос назвать эти произведения дали ответ 7% школьников. Мы отмечаем значительные расхождения между знанием имени автора и чтением его произведений: в 3-6 раз по различным авторам (табл. 16).

Таблица 1 6

Знают и читали произведения писателей и поэтов ханты и манси

Писатели и поэты ханты и манси Знают (чел./в %) Читали (чел./в %)

2015 г. 2017 г. 2015 г. 2017 г.

Е. Айпин 32/4,9 195/6,4 8/1,2 45/1,65

Ю. Шесталов 7/1,1 141/4,7 0 22/0,7

А. Конькова 12/1,8 129/4,3 7/1,1 37/1,2

А. Тарханов 12/1,8 68/2,2 1/0,2 13/0,4

М. Шульгин 1/0,2 30/1,0 1/0,2 10/0,3

М. Вагатова 1/0,2 54/1,8 0 20/0,7

Из прочитанных произведений чаще называли «В тени старого кедра», «Ханты, или Звезда Утренней Зари», «Божья матерь в кровавых снегах», «У гаснущего очага», «Я слушаю землю» Е.Д. Айпина; «Рябиновый пир» А.С. Тарханова; «Сказки бабушки Аннэ» А.М. Коньковой.

Опрос показал, что школьники называют в основном авторов из своего города или района, что можно объяснить знакомством с творчеством писателей в рамках внеурочной работы библиотекаря, классного руководителя.

Среди любимых авторов во всех возрастных группах безоговорочным лидером является А.С. Пушкин, это можно объяснить тем, что его произведения изучаются в рамках программы на уроках литературы с 5-го по 11-й

класс. Мы распределили всех названных авторов и приведенные в анкетах литературные произведения по жанрам, а также выделили российских и зарубежных писателей и поэтов (табл. 17).

Таблица 1 7

Любимые книги школьников по жанрам (сводные данные в %)

Жанры Зарубежные авторы Российские авторы Рейтинг

2015 г. 2017 г. 2015 г. 2017 г. 2015 г. 2017 г.

Классическая литература (в т.ч. из программы по литературе) 3,2 4,9 29,5 31,0 1 1

Боевик, детектив, военная проза 0,9 1,1 1,2 0,6 7 7

Приключения, путешествия 3,7 2,7 - - 6 6

Утопии, антиутопии 1,9 0,9 - - 8 10

Мистика, ужасы, хоррор 1,1 1,5 - - 10 8

Научная фантастика 1,0 0,3 0,6 - 9 13

Фэнтези, историко-приключен-ческий 4,4 6,8 0,6 0,9 3 3

Любовный роман 0,4 0,7 0,5 0,6 11 9

Социально-психологический роман, драма 3,3 5,5 0,8 0,4 4 4

Психология, философия, научно-популярная литература 0,4 0,6 - - 12 11

Комиксы, манга, манхва - 0,4 - - 13 12

Детская литература, сказки 2,4 2,8 4,3 2,7 2 5

Другие жанры современных писателей 3,0 7,3 0,8 3,8 5 2

ВСЕГО 25,7 35,5 38,3 40,0

Общие ответы

Компьютерная игра, книги о животных и др. 1,5 1,2

Их много (книг) - 1,3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нет ответа 43,7 33,1

ИТОГО 109,2 112,1

Примечание. Поскольку каждый опрошенный мог дать несколько ответов одновременно, сумма % в ИТОГО может быть больше 100%.

Среди любимых школьниками книг предпочтение отдано российским авторам, в том числе, классической литературе (31%), изучаемой на уроках. Далее в рейтинге любимых следующие жанры: фэнтези, социально-психологический роман, приключения, детская литература. Низкий уровень интереса к научной фантастике, боевикам и военной прозе, мистике и ужасам.

Прежде всего, обращаем внимание, что за два года значительно снизилась (на 10,6%) доля школьников, не давших ответ на вопрос «Укажи свою любимую книгу или любимого автора». Это также косвенно указывает на рост интереса учащихся к чтению. Из современных авторов, пишущих для подростков и юношества, школьники предпочтение отдали зарубежным. Следует ли данный факт объяснять тем, что российских авторов недостаточно? Скорее всего, нет, но данный результат нуждается в дополнительном исследовании.

Из российских авторов чаще всего называли Л.Н. Толстого, Н.В. Гоголя, С.А. Есенина, М.Ю. Лермонтова, М.А. Булгакова, А.П. Чехова и других.

В этом выборе обучающихся проявляется важная роль уроков литературы в формировании читательской культуры и, как следствие, ценностных ориентиров. Из зарубежных авторов лидером является Дж. Роулинг, доля выбравших данного автора выросла с 2,3% в 2015 году до 4,0% в 2017 году.

Таким образом, читаемая школьниками художественная литература в основном отражает требования педагогов при прохождении учебной программы по литературе. Вместе с тем некоторая часть читаемых произведений (преимущественно зарубежных авторов) отвечает психологическим запросам подростков в эмоциональности, переживаниях, поисках способов преодоления преград в процессах социализации и самопознания - Джон Грин, Джоан Роулинг, Стэйс Крамер, Рэй Брэдбери, Джоджо Мойес, Джек Лондон и другие.

Ответы на следующий вопрос показывают, что обучающиеся из Югры необходимую информацию получают в основном из Интернета и социальных сетей, при этом их роль за два года существенно выросла (табл. 18).

Таблица 1 8

Из какого источника ты получаешь необходимую тебе информацию?

Варианты ответов 2015 г., % 2017 г., %

Газеты 9,2 8,7

Журналы 11,8 11,7

Радио 4,6 5,4

Телевидение 29,0 31,6

Интернет 73,6 80,6

Социальные сети 31,9 45,5

Другое 1,7 9,0

Нет ответа 6,7 -

ИТОГО 168,4 192,6

Примечание. Поскольку каждый опрошенный мог дать несколько ответов одновременно, сумма % в ИТОГО может быть больше 100%.

Доля телевидения, журналов и газет, как источников информации, в 2017 году во всех классах примерно одинаковы. Вместе с тем, значимость газет и журналов с возрастом снижается: журналов - с 17,5% в 5 классе до 6,3% в 11 классе, газет - с 11% до 6,3%. С увеличением возраста школьников повышается роль социальных сетей - с 34,3% в 5 классе до 52,1% в 11 классе.

Обобщение и заключение

За два года в содержании досуга у школьников изменений не произошло, лидируют три позиции - заниматься спортом, проводить время в Интернете и читать книги. Выявлена закономерность: с увеличение возраста школьников выбор ими занятий спортом постепенно снижается, а проведение времени в Интернете - возрастает.

В организации досуга мы отмечаем следующие гендерные различия: мальчики предпочитают играть в компьютерные игры, а девочки чаще мальчиков выбирают чтение книг и другие занятия (музыка, танцы).

Отношение школьников к чтению за два года не изменилось: подавляющее большинство респондентов любят читать, но на это им не хватает времени, максимум дефицита времени приходится на 10-11-е классы. Эти данные указывают на чрезмерную учебную загруженность учащихся.

Для большинства школьников Югры чтение является «удовольствием» и «развлечением», достаточно часто эти ответы назывались вместе. Незначительное количество учащихся рассматривают чтение как «наказание».

Школьникам нравится читать фантастику, стихи, рассказы о путешествиях и приключениях, детективы. Мы отмечаем достаточно устойчивый интерес к стихам. Фантастику любят школьники всех возрастных и тендерных групп. Чтению книг о войне, спорте, технике предпочтение отдают мальчики. Девочки и девушки предпочитают стихи, книги о современной жизни, сверстниках и модные романы. С увеличением возраста школьников наблюдается рост интереса к произведениям о современной жизни, психологии, к русской и зарубежной классике.

За два года выросла доля школьников, назвавших любимое произведение или автора. Интересы в жанровом выборе книг зависят от возраста, вместе с тем, у обучающихся одного возраста нет «общей» любимой книги. А.С. Пушкин - самый выбираемый и читаемый во всех возрастных группах, но названы произведения из школьной программы по литературе. Среди любимых авторов преобладают российские, при этом, большинство из произведений изучаются на уроках литературы и относятся к русской классике. Таким образом, роль уроков литературы чрезвычайно значима в формировании у школьников интереса к чтению.

Обучающиеся, в своем большинстве, не знают писателей и поэтов Югры, в том числе, из числа коренных малочисленных народов Севера, и не читают их произведения. В этом видится недостаточная работа библиотек -школьных, муниципальных, государственных.

Родители мало влияют на выбор книги, результаты исследований показали, что авторитет родителей в выборе книг у учащихся с возрастом падает.

Одной из важнейших проблем современных обучающихся является обсуждение прочитанных книг: родители и учителя не занимают в этом процессе ведущих позиций. Школьники обсуждают прочитанную книгу, в первую очередь - с друзьями и сверстниками. За два года отмечается снижение роли родителей и учителей в обсуждении книг, прочитанных обучающимися. В то же время выросла доля респондентов ни с кем не обсуждающих прочитанные литературные произведения. Тем самым снижается польза и результативность от прочитанной книги. Отсутствие обмена мыслями может привести к обеднению словарного запаса и кругозора обучающихся, неразвитости рефлексии и эмоциональной закрытости, замедлению формирования мыслительных процессов.

Интернет является важным источником информации и используется обучающимися чаще, чем телевидение, газеты и журналы. Наибольшее количество респондентов в Интернете читают новости, достаточно активны школьники в интернет-сообществах, при этом роль Интернета возрастает по мере взросления школьников.

Электронная книга является новым средством культурной коммуникации, но она пока не вытесняет бумажный аналог в школьной среде. Общий вывод таков: чтение осознается обучающимися как ценность.

Литература

1. Беляева Н.Е. Молодёжь и чтение художественной литературы: цифровая среда // Молодые в библиотечном деле. 2015. № 2. Февр. С. 57-65.

2. Бородина В.А. Психологические методы в изучении читательского развития // Библиосфера. 2008. № 2. С. 18-23

3. Галактионова Т.Г. Чтение школьников как социально-педагогический феномен открытого образования: проблемы исследования // Известия РГПУ им. А.И. Герцена, 2006. № 6 (14). С. 177-190.

4. Год литературы и чтение. В России - Год литературы. Станут ли люди больше читать? // ФОМ. Режим доступа: https://fom.ru/kultura-i-dosug/12272 (дата обращения: 15.10.2018).

5. Исламова Ю.В. Особенности круга чтения школьников Ханты-Мансийского автономного округа - Югры // Коренные малочисленные народы Севера,

Сибири и Дальнего Востока: традиции и инновации: материалы дистанц. науч.-практ. конф. XV Югорские чтения (Ханты-Мансийск, 20 декабря 2016 г.). Тюмень: Формат, 2017. С. 91-126.

6. Любимые книги: что читают россияне? // Пресс-выпуск № 3776 ВЦИОМ. Режим доступа: https://infographics.wciom.ru/theme-archive/society/religion-lifestyle/culture/ article/ljubimye-knigi-chto-chitajut-rossijane.html (дата обращения: 15.10.2018).

7. Общественное мнение-2009. Ежегодник. М.: Левада-Центр, 2009. 252 с.

8. Рудаков В.А. Читательские интересы школьников Югры // Педагогические и социологические аспекты образования: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 25 апреля 2018 г.), ФГБОУ ВО «Чувашский гос. ун-т им. И.Н. Ульянова» / ред.: Л.А. Абрамова, И.Е. Поверинов, С.Ю. Семенова. Чебоксары: Изд. дом «Среда», 2018. С. 350-352.

9. Рудаков В.А. Результаты исследования читательских интересов школьников из числа коренных малочисленных народов Югры // Вестник угроведе-ния. 2018. Т. 8. № 3. С. 586-595.

10. Рудаков В.А. Что читают школьники и учителя Югры? // Образование Юго-рии, 2018. Вып. № 3 (49). С. 77-83. Режим доступа: http://obr-ugoria.ru.

11. Столяренко Л.Д. Основы психологии. М.: Проспект, 2012. 464 с.

References

1. Belyaeva N.E. Youth and reading fiction: digital environment, Young people in library business, 2015, N 2, pp. 57-65.

2. Borodim VA. Psychological methods in the study of the reader's developmentб Bibliosphere, 2008, N 2, pp. 18-23.

3. Galaktionova T.G. Reading students as a socio-pedagogical phenomenon of open education: problems of research, Izvestiya RSPU named A.I. Herzen, 2006, N 6 (14), pp. 177-190.

4. The year of literature and reading. In Russia the Year of literature. Will people read more? Public opinion foundation. Available at: https://fom.ru/kultura-i-dosug/12272 (date accessed: 15.10.2018).

5. Islamovа Yu.V Characteristics of reading pupils of Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug-Ugra, Indigenous peoples of North, Siberia and the Far East: traditions and innovations: materials of the distance scientific-practical conference XV Ugra reading (20 Dec 2016, Khanty-Mansiysk). Tyumen: LLC "Format", 2017. 300. pp. 91-126.

6. Favorite books: what do Russians read? Press issue N 3776 All-Russian center for the study of public opinion. Available at: https://infographics.wciom.ru/ theme-archive/society/religion-lifestyle/culture/article /ljubimye-knigi-chto-chi-tajut-rossijane.html (date accessed: 15.10.2018).

7. Public opinion-2009. Yearbook. Moscow, Levada Center, 2009. 252 p.

8. Rudakov VA. Readers' interests of schoolchildren of Ugra, Pedagogical and sociological aspects of education: Materials of the International scientific-practical conference, Cheboksary, April 25, 2018, Chuvash state University. I.N. Ulyanov". Ed.: L.A. Abramova, I.E. Poverino, S.Yu. Semenova. Cheboksary: Publishing. House "Wednesday", 2018, pp. 350-352.

9. Rudakov VA. The Results of a study of the reading interests of students from among the indigenous peoples of Ugra, Bulletin of Ugric studies, 2018. Vol. 8. N 3, pp. 586-595.

10. Rudakov VA. reading students and teachers of the Ugra? Education Ugoria: Network scientific-methodical journal, 2018. Issue N 3 (49). pp. 77-83. Available at: http://obr-ugoria.ru.

11. Stolyarenko L.D. Fundamentals of psychology. Moscow: Prospect, 2012. 464 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.