Психологические науки
УДК 796.077:159.9
ИЗМЕНЕНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОК В ПРОЦЕССЕ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ
Александр Сергеевич Болдов, кандидат педагогических наук, доцент, Алексей
Витальевич Гусев, заведующий кафедрой, кандидат педагогических наук, доцент, Московский государственный психолого-педагогический университет, Москва;
Владимир Юрьевич Карпов, доктор педагогических наук, профессор, Российский государственный социальный университет, Москва; Наталья Григорьевна Пучкова, заведующая кафедрой, доцент, Московский архитектурный институт, Москва; Юрий Борисович Кашенков, старший преподаватель, Московский городской педагогический
университет, г. Москва
Аннотация
Исследование уровня психоэмоционального состояния спортсменов-любителей в процессе спортивной деятельности является актуальной психолого-педагогической проблемой. В статье приведены результаты исследования изменения самочувствия, уровня активности и настроения у студенток-волейболисток, принимающих участие в ежегодных студенческих соревнованиях. В процессе педагогического эксперимента была выявлена динамика всех трех признаков по окончании соревновательной деятельности у подавляющего большинства лиц исследуемой группы.
Ключевые слова: физическая культура, методика «САН», студент, спорт, спортивная деятельность, студенческий спорт.
CHANGING OF PSYCHOEMOTIONAL STATE IN THE PROCESS OF SPORTS DOING AT FEMALE STUDENTS
Alexander Sergeevich Boldov, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, Alexey Vitalievich Gusev, the candidate of pedagogical science, senior lecturer, department chairman, Moscow State University of Psychology and Education, Moscow; Vladimir Yurievich Karpov, the doctor of pedagogical science, professor, Russian State Social University, Moscow; Natalya Grigoryevna Puchkova, the senior lecturer, department chairman, Moscow Architectural Institute - MARKHI, Moscow; Yury Borisovich Kashenkov, the senior teacher, Moscow State Pedagogical University, Moscow
Annotation
The research of level of the psychoemotional condition of amateur athletes in the course of sports activity is a current psychological and pedagogical problem. Results of the research of change of health, level of activity and mood at the student's volleyball players participating in annual student's competitions are given in article. In the course of the pedagogical experiment, the dynamics of all three signs upon termination of competitive activity among the vast majority of members of the studied group has been revealed.
Keywords: physical culture, technique "SAM", student, sports, sports activity, student's sports.
ВВЕДЕНИЕ
При занятиях физической культурой и спортом, физические нагрузки вызывают перестройку различных систем и функций организма, меняется гормональный, и, как следствие, эмоциональный фон человека. Особенность и степень этих изменений зависит от мощности и характера двигательной активности, уровня здоровья индивида, его тренированности и физической подготовленности [2]. Физическая культура и занятия спортом имеют огромное значение для общего здоровья человека, его физического и психологического благополучия. При регулярных занятиях и выполнении спортивных упражнений появляются позитивные сдвиги в когнитивной сфере, улучшается внимание человека, его память, повышается успешность в обучении. Организм становится более крепким и
выносливым.
Множественные исследования свидетельствует о том, что существует связь между физической нагрузкой и психикой человека [2, 4-7]. Физические упражнения оказывают позитивное психологическое воздействие [5]. При исследованиях краткосрочных эффектов физических упражнений выявлены позитивные изменения в интеллектуальной сфере человека, улучшение внимания, оперативной памяти. Исследования длительного влияния физических упражнений на студентов показывает, что успешность обучения при невысоком и среднем уровне спортивного мастерства выше, чем у студентов, которые не занимаются спортом [3, 4]. Активизация кровообращения и глубокое дыхание способствуют снабжению мозга кровью, обогащенной кислородом, повышается способность человека сосредоточиться и сконцентрироваться. Правильно выполняемые движения способствуют снятию нервного напряжения, ощущению собственного здоровья. Вследствие этого человек испытывает радость: у него ничего не болит, нет никаких признаков недомоганий, все системы организма функционируют нормально. Это чувство радости создает хорошее настроение, повышает эмоциональный фон человека [6].
МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Исследование проводилось в 2017/2018 учебном году, в рамках проведения спортивных межфакультетских соревнований по волейболу Спартакиады МГППУ. В группу испытуемых вошло 12 девушек в возрасте от 18 до 20 лет, студенток 1-3 курсов, занимающихся волейболом. Студентки были представителями различных команд факультетов. Наличие или отсутствие спортивных разрядов по волейболу не учитывалось.
В исследовании использовалась методика опросника «САН: самочувствие, активность, настроение» (В.А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, В.Б. Шарай, М.П. Мирошников), направленного на оперативную оценку психоэмоционального состояния взрослого человека на момент обследования [1]. Опросник представлял собой таблицу, которая содержала 30 пар противоположных характеристик, отражающих исследуемые особенности психоэмоционального состояния (самочувствие, активность, настроение). На бланке ответа между полярными характеристиками располагалась рейтинговая шкала (3-2-1-0-1-23), на которой испытуемому предлагалось соотнести свое состояние с определенной оценкой на данной шкале. Испытуемым предлагалось заполнить таблицу 2 раза: до и после соревнований.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В ходе математической обработки полученных данных было выявлено, что у подавляющего большинства испытуемых по окончании соревнований, все три исследуемых признака имели более высокое значение, чем до начала игр (таблица 1).
Таблица 1 - Результаты _ методики «САН» до и после спортивных игр
Показатели Самочувствие Активность Настроение %-ное отношение
До игр X 5,05 4,88 4,85 66
Ме 5,2 4,95 5,3
т 1,5 1,4 1,8
Ех 3,04 -0,33 -0,6
Лв -1,43 -0,42 -0,56
После игр X 5,53 5,05 5,34 84
Ме 6 5,4 5,65
т 1,25 1,28 1,24
Ех 0,43 0,12 -1,62
Лв -1,14 -1,14 -0,18
Благоприятное состояние до начала игр было отмечено у 66% испытуемых, а после игр у 84%. Среднее значение по шкале «самочувствие» среди всех испытуемых до игр
Х=5,05 баллов, после игр Х=5,53; по шкале «активность» - до игр Х=4,88 балла, после игр Х=5,05, по шкале «настроение» - до игр Х=4,85 балла, после игр Х=5,34.
Медианное значение показателей по шкалам распределилось следующим образом: «самочувствие» - до игр оказалось больше среднего на 0,15 балла (Ме=5,2), а после на 0,47 балла (Ме=6); «активность» - до игр больше среднего на 0,07 балла (Ме=4,95), а после на 0,35 балла (Ме=5,4); «настроение» - до игр больше среднего на 0,45 балла (Ме=5,3), а после на 0,31 (Ме=5,65). Согласно значениям эксцесса и асимметрии, по показателю «самочувствие», до игр выявлено явное наличие плохого самочувствия (Ех=3,04 и Аб=-1,43), которое достоверно улучшилось после игр (Ех=0,43 и Аб=-1,14), хотя и незначительно. По показателю «активность» до игр выявлено наличие достаточно нейтрального уровня готовности к активным действиям (Ех=-0,33 и Аб=-0,42), тогда как после игр этот уровень достоверно уменьшился (Ех=0,12 и Аб=-1,14), как нам кажется, в результате наступившего утомления. По показателю «настроение» до игр выявлено наличие нейтрального настроения (Ех=-0,6 и Аб=-0,56), тогда как после их проведения оно повысилось, хоть и ненамного (Ех=-1,62 и Аб=-0,18).
Рисунок 1 - Показатель «самочувствие» до и после спортивных игр
Согласно рисунку 1, отражающему бальные значения показателя «самочувствие», достоверно выявлено наличие положительной динамики в оценке респондентами собственного самочувствия после участия в межфакультетских соревнованиях. Только лишь 4 и 7 испытуемые показали некоторое снижение уровня самочувствия в той или иной степени (4-й респондент в большей, а 7-й - в меньшей).
Рисунок 2. - Показатель «активность» до и после спортивных игр
Согласно рисунку 2, отражающему бальные значения показателя «активность», выявлено наличие у большинства испытуемых (8 человек) повышения готовности к активной деятельности в абсолютных величинах (баллах), тогда как, согласно табличным значениям, уровень имеет явную тенденцию к уменьшению в группе (Ех=0,12 и Аб=-1,14) от начальных значений из-за утомления. У респондентов под номерами 4, 6, 7 и 11 (4 человека) самооценка готовности к активной деятельности после игр выявила наличие осознанного утомления. Эффект не состыковки показателей может быть объяснен влиянием высокого эмоционального фона соревнований.
Рисунок 3 - Показатель «настроение» до и после спортивных игр
Согласно рисунку 3, отражающему бальные значения показателя «настроение», выявлено наличие у большинства испытуемых (8 человек) достаточно сильной положительной динамики в повышении настроения после проведенных соревнований, где обусловленность этой динамики вызвана, по нашему мнению, либо занятием командой респондента тех или иных призовых мест, либо внутренним ощущением удовлетворения от выполненной деятельности. Направленность исследования не дала нам возможность выяснить достоверные причины. В обратном случае, 3 респондента обнаружили у себя снижение уровня настроения по тем или иным причинам, а один респондент (4) обнаружил отсутствие какой-либо динамики показателей.
ВЫВОДЫ
Полученные результаты исследования подтверждают положительное влияние высокого эмоционального фона соревновательной деятельности на психоэмоциональное состояние студенток вуза психологической направленности. Проведение спортивных соревнований любительского уровня среди студенческой молодежи, при должной организации, на высоком эмоциональном уровне способствует повышению самооценки спортсменов-любителей, получению ими положительного психологического подкрепления, что естественным образом, повышает их настроение.
ЛИТЕРАТУРА
1. Барканова, О.В. Методики диагностики эмоциональной сферы : психологический практикум. Вып. 2 / О.В. Барканова. - Красноярск : Литера-принт, 2009. - 237 с.
2. Болдов, А.С. Формирование интереса к физкультурно-оздоровительной деятельности у студентов специальных медицинских групп : коллективная монография / А.С. Болдов, А.В. Гусев, В.Ю. Карпов. - Москва : Перспектива, 2017. - 131 с.
3. Исследование внешних и внутренних психологических причин отсутствия мотивации студентов к занятиям по физической культуре в вузе / А.С. Болдов, А.В. Гусев, К.Б. Илькевич, В.И. Ша-рагин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 4 (146). - С. 275-281.
4. Ильин, Е.П. Психомоторная организация человека / Е.П. Ильин - СПб. : Питер, 2003. - 384
с.
5. Ковтун, А. А. Влияние физической культуры и спорта на психофизиологическое состояние студентов / А.А. Ковтун, Н.В. Москаленко // Физическое воспитание студентов. - 2012. - № 3. - С. 8386.
6. Черепкова, Н.В. Влияние спорта на психику человека. Сборник статей [Электронный ресурс] / Н.В. Черепкова, И.А. Хлюстова ; Ставропольский государственный университет. - 2008. - Режим доступа: http ://conf-v.narod.ru/Xlustova.pdf (дата обращения: 29.09.2018).
7. Boldov, A.S. Phonosemantic analysis of the attitudes of psychology students towards physical exercise and sports / A.S. Boldov, A.V. Gusev, V.Yu. Karpov // Materials of Economic and Social Development (Book of Proceedings), 25th International Scientific Conference on Economic and Social Development "XVII International Social Congress (ISC-2017)", 30-31 October 2017, Moscow. - Moscow, 2017. - P. 364370.
REFERENCES
1. Barkanova, O.V. (2009), Methods of diagnosis of emotional areas: psychological workshop, Vol.2, "Litera-print", Krasnoyarsk.
2. Boldov, A.S., Gusev, A.V. and Karpov, V.Yu. (2017), Formation of interest to sports and recreational activity at students of special medical groups, collective monograph, Perspective, Moscow.
3. Boldov, A.S., Gusev, A.V., Ilkevich, K.B. and Sharagin, V.I. (2017), "Research of the external and internal psychological reasons of absence of motivation of students to classes in physical culture in higher education institution", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 146, No. 4, pp. 275281.
4. Ilyin, E.P. (2003), Psychomotor human organization, Publishing house "Piter", St. Petersburg.
5. Kovtun, A.A. and Moskalenko, N.V. (2012), "The influence of the physical culture and sports in the student's psychophysiological state", Student's physical culture, No.3, pp.83-86.
6. Cherepkova, N.V. and Khlyustova, I.A. (2008), "Influence of sports on the human psyche", A collection of articles, available at: http://conf-v.narod.ru/Xlustova.pdf.
7. Boldov, A.S., Gusev, A.V. and Karpov, V.Yu. (2017) "Phonosemantic analysis of the attitudes of psychology students towards physical exercise and sports", Materials of Economic and Social Development (Book of Proceedings), 25th International Scientific Conference on Economic and Social Development - "XVII International Social Congress (ISC-2017)", 30-31 October 2017, Moscow, pp. 364-370.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 29.09.2018
УДК 159.9
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДИКТОРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЕНЕДЖЕРОВ ПО ПРОДАЖАМ
Валерий Михайлович Голянич, доктор медицинских наук, профессор, Александр Феодосьевич Бондарук, кандидат психологических наук, Санкт-Петербургский государственный институт культуры (ФГБОУ ВО СПбГИК),
Татьяна Валентиновна Тулупьева, кандидат психологических наук, доцент, Санкт-Петербургский институт информатики и автоматизации Российской академии
наук (СПИИРАН), Санкт-Петербург
Аннотация
В статье представлены результаты исследования ценностно-интенциональных и психодинамических характеристик личности как предикторов профессиональной компетентности менеджеров по продажам. Показано, что способствующими формированию профессиональной компетентности ценностно-интенциональными предикторами являются ориентация на лидерство и направленность на позитивные внутригрупповые взаимоотношения, а психодинамическими -коммуникативные свойства и интерперсональная активность. Установлена лимитирующая роль в формировании профессиональной компетентности ценностной оппозиции «конформность-стимуляция».
Ключевые слова: профессиональная компетентность, психологические предикторы, ценностная оппозиция, менеджеры по продажам.
VALUABLE AND PSYCHODYNAMIC DETERMINANTS OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF SALES MANAGERS
Valery Mikhaylovich Golyanich, the doctor of medical sciences, professor, Alexander Feodosyevich Bondaruk, the candidate of psychological sciences, St. Petersburg State Institute of Culture, Tatiana Valentinovna Tulupyeva, the candidate of psychological sciences, senior lecturer, St. Petersburg Institute for Informatics and Automation of the Russian Academy of Sciences
Annotation
The article discovers the survey results of the value-intentional and psychodynamic dimensions of the personality as predictors of the professional competence for sales managers. It is testified that value-