Научная статья на тему 'ИЗМЕНЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТУЗЕМНОЙ ЖЕНЩИНЫ В ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ И ЗАКРЕПЛЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ НА КАМЧАТКЕ'

ИЗМЕНЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТУЗЕМНОЙ ЖЕНЩИНЫ В ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ И ЗАКРЕПЛЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ НА КАМЧАТКЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
41
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАМЧАТКА / KAMCHATKA / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / NATIONAL POLICY / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / STATE POLICY / КМНС / INDIGENOUS SMALL-NUMBERED PEOPLES OF THE NORTH

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кириллова Алина Игоревна

Статья посвящена проблеме вовлечения женщин коренных этносов в общественную и политическую жизнь. Автор выявляет методы воздействия для проведения преобразований среди женщин-туземок. Для сравнения в ста- тье описано положение женщин-туземок в досоветский период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHANGE IN ABORIGINAL WOMAN STATUS DURING THE PERIOD OF ESTABLISHMENT AND STRENGTHENING OF THE SOVIET POWER IN KAMCHATKA

The article is devoted to the problem of involving women who belonged to indigenous ethnic groups in social and polit- ical life. The author reveals methods of impact for conducting reforms in the aboriginal women's domain. For the purpose of comparison the status of aboriginal women in the pre-Soviet period is described in the article.

Текст научной работы на тему «ИЗМЕНЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТУЗЕМНОЙ ЖЕНЩИНЫ В ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ И ЗАКРЕПЛЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ НА КАМЧАТКЕ»

и деятельность Комсода была свернута, меры национальной политики стали жестче, произошел переход на второй этап реализации советской национальной политики на Камчатке и в СССР в целом.

В целом, в первые годы социалистического строительства национальная политика в туземных районах СССР была умеренной, комплексной и направленной на изучение образа жизни населения и улучшение его быта. Для этих целей создавалась сеть административно-территориальных образований, культбаз, в различных учебных заведениях страны велось обучение

специалистов-представителей коренных народностей.

Формирование новых учреждений самоуправления — родовых, а позже туземных и сельских Советов — способствовало активной интеграции коренного населения в советское общество, внедрению в его жизнь новых ценностей и идеологии. Создание сети ТузРИКов также обусловило возникновение первых стационарных населенных пунктов у кочевых этносов и положило начало их оседания на землю, появление новых занятий (птицеводство, мясо-молочное скотоводство, земледелие).

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Кириллова А. И. Государственная национальная политика на начальном этапе советизации эвенов Камчатки: на примере Быстринского района — Петропавловск-Камчатский: КамГУ им. Витуса Беринга, 2013. — 197 с.

2. Национальная политика // Политический словарь. Исторический словарь. [электронный ресурс] — URL: http://mirslovarei.eom/content_pol/nacionalnaja-politika-660.html#ixzz2jaPbrTtO (дата обращения 09.11.2013)

3. РГИА ДВ. — Ф.Р-2333. — Оп. 1. — Д. 92. — Л. 46-47.

4. РГИА ДВ. — Ф.Р-2333. — Оп. 1. — Д. 92. — Л. 83.

5. РГИА ДВ. — Ф.Р-3138. — Оп. 1. — Д. 105. — Л. 20.

6. Тураев В. А. Хозяйственно-культурная дифференциация коренных народов Дальнего Востока в исторической ретроспективе // Типологии культуры коренных народов Дальнего Востока России: материалы к ис-торико-этнограф.атласу: сб. науч. тр. — Владивосток: Дальнаука, 2003. — С. 3-38.

УДК 94(571.66).084.2-055.2

ИЗМЕНЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТУЗЕМНОЙ ЖЕНЩИНЫ В ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ И ЗАКРЕПЛЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ НА КАМЧАТКЕ

А. И. Кириллова

Статья посвящена проблеме вовлечения женщин коренных этносов в общественную и политическую жизнь. Автор выявляет методы воздействия для проведения преобразований среди женщин-туземок. Для сравнения в статье описано положение женщин-туземок в досоветский период.

Ключевые слова: Камчатка, национальная политика, государственная политика, КМНС

CHANGE IN ABORIGINAL WOMAN STATUS DURING THE PERIOD OF ESTABLISHMENT AND STRENGTHENING OF THE SOVIET POWER IN KAMCHATKA

А. I. Kirillova

The article is devoted to the problem of involving women who belonged to indigenous ethnic groups in social and political life. The author reveals methods of impact for conducting reforms in the aboriginal women's domain. For the purpose of comparison the status of aboriginal women in the pre-Soviet period is described in the article.

Key-words: Kamchatka, national policy, state policy, indigenous small-numbered peoples of the North

Досоветский период вызвал определенные ношения и положение женщин в семье, их роль

изменения в занятиях и культуре народов Кам- в обществе в имперский период оставалось не-

чатки. Однако, структура семьи, семейные от- изменным. Значительные перемены в жизнь

ИСТОРИЯ А. И. Кириллова

женщин-туземок принес именно советский период, что было связано с реализацией государственной национальной политики. Следует отметить, что на современном этапе достижения советской власти женщинами-представительницами КМНС активно используются.

Одной из особенностей Камчатки в первой четверти ХХ в. было значительное численное преобладание коренного населения над русскоязычным. По этой причине в описываемый период государственная политика тесно переплеталась с национальной, включая вопрос интеграции женщин-представительниц КМНС в жизнь советского общества. Для обозначения нерусских народностей, населявших Дальний Восток, в 1900-1920-х гг. использовались два термина «туземные народности» и «национальные меньшинства» [4]. Традиционно туземцами считались представители коренных народов, сохранившие уклад жизни, язык и культуру предков, а также активно осваивавшие территории своего проживания. Национальными меньшинствами (нацмен) называли представителей этносов, обитавших на территориях сопредельных государств (китайцы, корейцы и японцы), а также этносов, обитавших на территории Российской Империи, кроме русских, белорусов и украинцев (евреи, поляки, литовцы и др.). Позже в понятие «нацмен» включали только представителей крупных диаспор зарубежных этносов. Стоит отметить, что представители национальных меньшинств, чтобы быть причисленными к данной категории, должны были сохранять свой язык и культуру на достаточно высоком уровне. Делами туземных народностей и национальных меньшинств занимались специально созданные на Дальнем Востоке органы. Все представители этносов, относимых сегодня к КМНС, Правительством Дальневосточной республики причислялись к туземным народностям. По этой причине в данной статье мы будем использовать термин «туземка» в отношении к представительницам КМНС.

Несмотря на подчиненную роль женщины обществе (она не была основным добытчиком пропитания, не занималась разведением оленей, оказывая пастухам посильную помощь), дар шаманизма передавался по материнской линии. К тому же, помимо бытовых знаний, женщины были и хранительницами сакральных, в том числе, некоторых бытовых обрядов, знаний, ка-

ИЗМЕНЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТУЗЕМНОЙ ЖЕНЩИНЫ... сающихся взаимодействия человека и природы, и основ этноэкологии, могли быть главами семьи и рода в экстренных случаях [7].

Еще с самого раннего детства, лет с 4-5 девочек приобщали к хозяйственным действиям, показывая в ходе совместной деятельности, как правильно изготавливать ту или иную вещь. Ярким примером служат воспоминания М. П. Ло-мовцевой: «однажды мама сшила красивую вещь из оленьих камусов, я села рядом, попросила пошить, она дала мне иголку с ниткой, показала, как шить надо» [3].

Часть знаний детям давалась независимо от пола, поэтому и мальчики, и девочки к 7-8 годам способны были использовать чаут (или ма-ут) для управления стадом оленей, пасти оленей, переходить вброд речки, ездить на лошади, разводить костер, охотиться на дичь. Так, по данным Е. А. Папо и М. П. Ломовцевой, они уже к 6 годам умели держаться в седле, готовить пищу, собирать ягоды и коренья, помогали пасти оленей. Тем не менее, существовали определенные гендерно опосредованные различия в передаваемых знаниях: девочек готовили к роли чумработниц, способных помогать мужу по хозяйству. К женским знаниям относились приготовление пищи в чуме, собирательство (полезные коренья, целебные травы), шитье одежды и выделка шкур, работа бисером, стрижка медвежьей шерсти и оленьего ворса, основы медицинских знаний и т. п.

Как отмечают современные этнологи, социологи и этнопсихологи, женщина в семье всегда играла роль «тихого лидера» независимо от того, кто возглавляет род — мужчина или женщина. По данным Людмилы Даниловой, этнолога и социолога Якутии, «женщина всегда ответственна за выживание рода... в полной семье она была подчинена мужчине. Но в случае несчастья она могла возглавить род и вести управление им» [7].

Из-за необходимости сотрудничать с русскоязычным населением, а также после обращения в православие эвены вынуждены были изучать русский язык. В конце XIX — начале XX в. языку обучали в тигильской школе, которая располагалась слишком далеко от их кочевий [2]. В приходской школе на Командорских островах алеутов также обучали грамоте. В Миль-ковском остроге камчадальские дети также имели возможность получить начальное образова-

HISTORY А. I. Kirillova CHA

ние. Однако, с ранних лет дети помогали родителям, а к 11-12 годам уже трудились наравне со взрослыми. Следовательно, не все имели возможность доучиваться. Кроме того, образование получали только мальчики, обучение девочек не считалось обязательным.

Советская трансформация социокультурной жизни имела несколько направлений: унификация общества на базе единого языкового и культурного стандарта, рационализация общественного сознания, замена традиционного мировоззрения на научное (предлагалось объяснять все природные и социальные явления с научной точки зрения, используя научный материализм К. Маркса и Ф. Энгельса), превращение индивида / гражданина, а не общины / семьи в базовую единицу общества. Не менее важными изменения оказались и в поведении, социальных ролях мужчины и женщины. Согласно идеям «культурной революции», мужчины и женщины получали одинаковое образование и равный доступ к культурным благам, а также в равной степени имели право на участие в общественной жизни. Основными инструментами реализации идей «культурной революции» на начальном этапе советизации стали школы для детей и курсы по ликвидации неграмотности и малограмотности (сокращенно ликбезы) для взрослого населения.

На начальном этапе реализации идей культурной революции советские власти столкнулись с тем, что существовали значительные отличия в передаче опыта для мальчиков и девочек: им передавались различные знания, соответствующие сформированной гендерной модели поведения и социальной роли. В обучении девочек и женщин туземные этносы не видели никакой необходимости, поэтому их неохотно отдавали в школы, а женщины-туземки плохо посещали ликбезы.

Одной из форм проведения в жизнь идей «культурной революции» в усадьбах и табунах была организационно-массовая работа: выпуск стенгазет и боевых листков, проведение бесед с населением, организация социалистических праздников — 7 ноября, 1 мая, день рождения и день смерти В. И. Ленина, день создания Красной Армии (23 февраля) и др. Не менее важным праздником считалось и 8 марта, основной целью его празднование было вовлечение женщин-туземок в общественное строительство. В качестве

IN ABORIGINAL WOMAN STATUS DURING THE PERIOD... сценариев празднования предлагались: устраивать в этот день материальные помощи женщине туземке-беднячке, приурочить к этому дню организацию женской артели или запись туземок в члены кооператива [6]. Именно празднование 8 марта как особого только женского праздника позволяло вовлекать женщин-туземок в общественно-политическую жизнь, приобщать их к новым занятиям (чтение, выступление на публике, освоение новых профессий).

Помимо социалистических праздников, на территории района проводились так называемые ярмарки, на которых продавались изделия, называемые «мягкая рухлядь», изготавливаемые для образованных туземных советов (далее — тузсоветов) местными мастерицами. По указаниям тузсоветов женщины изготавливали шапки, кукули, торбаза длинные и короткие, чижи, рукавицы, кухлянки. Доходы от их продажи шли на благоустройство создаваемых советских поселков. У тузсоветов «мягкую рухлядь» заказывали райисполком и райком партии [1], и выплачивали за нее определенную сумму. Такой вид работ позволял вовлечь женщин-туземок в экономическую деятельность советского государства, продемонстрировать значимость их деятельности и дополнительно стимулировать их к освоению новой роли в обществе.

Одним из направлений работы властей провозглашалось самое активное вовлечение женщины-туземки в общественную жизнь, причем, помимо ликбезов и обязательных норм пошива теплых вещей предлагалась и кружковая работа как одна из форм «втягивания женщин в общественную жизнь» [5]. Предлагалось создание бытовых кружков, например, по рукоделию, но не традиционному шитью кухлянок и обработке шкур, а ткачеству, вышивке и т. д.

Таким образом, советская культурная революция в туземных обществах Камчатки и Дальнего Востока имела одну специфичную приоритетную задачу — вовлечение женщин-туземок в общественно-политическую и культурную жизнь, превращение их в полноправных граждан наравне с мужчинами. Полное уравнение мужчин и женщин, освоение ими одинакового стандартного набора знаний и активность во всех сферах жизни общества, возможность освоения новых профессий шли вразрез с традиционным устройством и распределением социальных ролей по гендерному признаку. По этой

причине для реализации идей культурной революции были необходимы особые методы воздействия, комплексный подход к их реализации. В качестве основных ретрансляторов новых идей были избраны такие социальные институты как школы (для детей) и ликбезы в сочетании с кружковой работой (для взрослых). Также происходило постепенное вовлечение туземок в экономическую жизнь советского государства. Наиболее рельефно результаты этих социалистических преобразований стали заметны не

в 1920-х гг. (в период установления и укрепления советской власти), и даже не в 1930-х гг., а в 1941-1945 гг., когда мужчины-туземцы были призваны в армию, а оставшиеся женщины активно освоили «мужские» профессии, получили места в советах, начали формировать женские общественные организации. Однако, без преобразований первых советских лет и постепенной трансформации социальной роли женщины, эти изменения 1940-х гг. были бы неосуществимы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. ГАКК — Ф.Р-487. — Оп. 1. — Д. 3. — Л. 23.

2. Из архивов К. C. Черканова // Материалы этнографической экспедиции в село Анавгай 13-21 марта 2005 г.

3. Ломовцева М. П. Мир глазами детей в раннем детстве [электронный ресурс] Систем. требования: Adobe Acrobat Reader. Режим доступа: www.siberean-studies.org (дата обращения 15.08.2011)

4. РГИА ДВ — Ф.Р-737 — Оп. 1. — Д. 39. — Л. 231.

5. РГИА — Ф.Р-3138 — Оп. 1. — Д. 105. — Л. 96, 96 об.

6. РГИА — Ф.Р-3138 — Оп. 1. — Д. 105. — Л. 97.

7. Толман Н. В родовом гнезде женщина — тихий лидер // Абориген Камчатки. — 18 марта. — 1998. — С. 2, 7.

УДК 94(571.66).084.3

АРЕСТЫ СТОРОННИКОВ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ НА КАМЧАТКЕ В 1918 г.

В. В. Колесникова

В статье представлена попытка рассмотреть процесс политической борьбы между сторонниками и противниками большевизма на Камчатке на основе материалов Государственного архива Камчатского края.

Ключевые слова: Великая российская революция, большевики, Петропавловск-Камчатский, Петропавловская городская Дума, Областной (городской) Совет

ARRESTS OF THE SOVIET POWER SUPPORTERS IN KAMCHATKA IN 1918

V. V. Kolesnikova

The paper presents an attempt to view the process of political struggle between the supporters and opponents of Bolshevism in Kamchatka on the basis of the Kamchatsky Krai State Archive data.

Key-words: Great Russian Revolution, Bolsheviks, Petropavlovsk-Kamchatsky, Petropavlovsk City Duma, Regional (City) Council

Октябрь 1917 г. стал поворотным в истории Российского государства: временем, когда рухнули старые порядки, а на их месте началась закладка новых устоев, строительство нового общества. Революция, свершившаяся в центре страны, не разрешила всех существовавших противоречий, но и на долгий период расколола общество на два противоборствующих лагеря: сторонников большевизма и их противников.

Бурные революционные события в центральной России не обошли стороной и регионы, не стала здесь исключением и Камчатка. Революционное движение на Камчатке являлось предметом исследования в советский период [например 2, 3]. Большое внимание вопросам террора в годы революции и гражданской войны на Камчатке уделено в работе В. П. Пустовита [4]. Несмотря на появившиеся работы, посвященные

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.