Научная статья на тему 'Государственная национальная политика РСФСР и СССР в период становления и закрепления советской власти на Камчатке'

Государственная национальная политика РСФСР и СССР в период становления и закрепления советской власти на Камчатке Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
84
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАМЧАТКА / KAMCHATKA / НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / NATIONAL POLICY / ЭТАПЫ НАЦИОНАЛЬНОЙ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИТИКИ / STAGES OF NATIONAL POLICY IMPLEMENTATION / КОРЕННЫЕ МАЛОЧИСЛЕННЫЕ НАРОДЫ СЕВЕРА / INDIGENOUS SMALL-NUMBERED PEOPLES OF THE NORTH

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кириллова Алина Игоревна

Статья посвящена периодизации советской национальной политики на Камчатке, выявлению основных этапов и их характерных черт. Особое внимание уделяется государственной политике по отношению к КМНС (коренным малочисленным народам Севера) полуострова в первые годы советской власти, то есть начальному периоду совет- ской национальной политики. Выявлены основные цели и методы ее реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE NATIONAL POLICY OF RSFSR AND USSR DURING THE PERIOD OF ESTABLISHMENT AND STRENGTHENING OF THE SOVIET POWER IN KAMCHATKA

The article is devoted to the periodization of Soviet national policy in Kamchatka, revealing of the main stages and their characteristic features. Special attention is paid to the state policy regarding the indigenous small-numbered peoples of the North living in the peninsula during the first years of the Soviet Power, i.e. the initial period of the Soviet national policy. Its basic goals and implementation methods are revealed.

Текст научной работы на тему «Государственная национальная политика РСФСР и СССР в период становления и закрепления советской власти на Камчатке»

вистской агитации и пропаганды. Коммунизму, понимаемому как царство справедливости и труда, в восприятии первых его строителей не было альтернативы. Возникающий в годы революции образ будущего отвечал вековым чаяниям широких общественных масс. А поскольку именно эта энергия, освобожденная от пут прежнего социального строя, являлась главной силой радикальных перемен, неудивительно, что основой для образа «светлого будущего»

стали главные ценности простого народа — справедливость и труд. Поэтому для глубокого осмысления революционных процессов современные исследователи должны обращаться к разнообразным источникам личного характера. Анализ информации из таких источников позволит взглянуть на проблему трансформации общественного сознания через изменение сознания индивидуального.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Государственный архив Камчатского края. — Ф. 497. — Оп. 1. — Д. 3.

2. Государственный архив Хабаровского края. — Ф. П-44. — Оп. 1. — Д. 199.

3. Желтикова И. В. Природа образа будущего // Булгаковские чтения Сборник научных статей по материалам

VII Всероссийской научной конференции с международным участием / Под общ. ред. Л. И. Пахарь. — Орел: Картуш, 2013. — С. 238.

4. Желтикова И. В. Образ будущего — варианты возможного. — URL: http://www.runivers.ru/philosophy/

logosphere/398781/#comments (дата обращения 31.05.2017)

УДК 94(571.66).084:323.1

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РСФСР И СССР В ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ И ЗАКРЕПЛЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ НА КАМЧАТКЕ

А. И. Кириллова

Статья посвящена периодизации советской национальной политики на Камчатке, выявлению основных этапов и их характерных черт. Особое внимание уделяется государственной политике по отношению к КМНС (коренным малочисленным народам Севера) полуострова в первые годы советской власти, то есть начальному периоду советской национальной политики. Выявлены основные цели и методы ее реализации.

Ключевые слова: Камчатка, национальная политика, государственная политика, этапы национальной реализации политики, коренные малочисленные народы Севера

STATE NATIONAL POLICY OF RSFSR AND USSR DURING THE PERIOD OF ESTABLISHMENT AND STRENGTHENING OF THE SOVIET POWER IN KAMCHATKA

А. I. Kirillova

The article is devoted to the periodization of Soviet national policy in Kamchatka, revealing of the main stages and their characteristic features. Special attention is paid to the state policy regarding the indigenous small-numbered peoples of the North living in the peninsula during the first years of the Soviet Power, i.e. the initial period of the Soviet national policy. Its basic goals and implementation methods are revealed.

Key-words: Kamchatka, national policy, stages of national policy implementation, indigenous small-numbered peoples of the North

Досоветский период вызвал определенные изменения в занятиях и культуре народов Камчатки, особенно ительменов и алеутов, что было связано с интенсивными контактами с русским населением у первых и переселением на новые

территории у вторых. Тем не менее, они не были столь радикальны, как перемены, обусловленные влиянием перехода к советскому строю. Прежде всего это было связано с тем, что именно после 1917 г. власти сформулировали концеп-

ИСТОРИЯ А. И. Кириллова ГОСУДА

цию государственной политики по отношению к коренным народам Севера Сибири и Дальнего Востока, четко определили их как субъект правоотношений и начали реализовать на всех территориях систему целенаправленных мероприятий, которые должны были привести к определенному (ожидаемому) результату: интеграции коренных малочисленных народов Севера (далее — КМНС) в социально-экономическую и культурную жизнь страны.

Все преобразования носили систематический и направленный характер и исходили от государства, т. е. шли реформы «сверху». По этой причине широко используется термин «государственная политика», обозначающий систему мер, предпринимаемых государством для интеграции народов Севера в советское общество и экономического освоения региона. В силу преобладания коренного населения над пришлым на начальном этапе социалистических трансформаций при реализации мер среди КМНС уместно также использовать понятие «национальная политика». Оно включает в себя и особые меры проведения преобразований, и привилегии, предоставленные государством народам Севера. Политические словари трактуют национальную политику как «политику государства по отношению к различным национальностям, живущим в одной стране. В разное время и в разных государствах может менять характер от национального террора («погромы», этнические чистки и т. п.), искусственной ассимиляции до предоставления полной культурной и частично политической автономии различным народам в рамках единого государства. То есть по своей сути, национальная политика — это политика многонационального государства по отношению к проживающим в государстве народам» [2]. В историческом аспекте под национальной политикой понимается «принятое в бывшем СССР и в Российской Федерации обозначение государственной политики в отношении этнических групп (национальностей) и в сфере регулирования межэтнических отношений» [2].

Советская национальная политика на Камчатке может быть разделена на несколько этапов:

1) начальный 1917 — начало 1930-х гг.: становление концепции национальной политики, определение места КМНС в экономическом и культурном пространстве страны, их положения в социальной структуре, набора прав и обя-

ШАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РСФСР И СССР... занностей; реализация первых мер, направленных на советизацию обществ коренных народов;

2) активной интеграции середина 19301953 гг.: усиленная советизация КМНС (создание оседлых населенных пунктов и колхозов с колхозными усадьбами, активное обучение русскому языку и идеологическая работа в рамках ликбезов, жесткое подавление сопротивления переменам, постепенный отказ от учета особенностей каждого из этносов и территорий их проживания);

3) ревизии первых достижений советизации 1953-1970-е гг.: смягчение курса на полную культурную интеграцию, при этом курс на социальную и экономическую интеграцию не был смягчен, колхозная система продолжала свое дальнейшее развитие, представители КМНС были так же полно вовлечены в политическую жизнь и в вопросах материальной культуры интеграция жителей шла достаточно активно;

4) возрождение культурной специфики КМНС 1970-1991-е гг.: повышается интерес к элементам традиционной духовной культуры северян (танцы, песни, фольклор, языки), появляются коллективы национальных танцев, начинается «собирание» фольклора и описание традиционных ремесел, появляются локальные этнографические музеи, в органах местного самоуправления обязательным становится наличие представителей местной этнической интеллигенции и тружеников, появляется долгосрочная концепция КМНС (с 1989 до 2005 года).

Конечно же, в рамках празднования 100-летия Революции наиболее привлекательным и интересным является именно первый этап. Несмотря на то, что события 1917 г. оказали значительное влияние на развитие всех этнических сообществ на территории РСФСР, рассматривать события в отрыве от их дальнейшей динамики невозможно, т. к. достижения любой революции наиболее полно «раскрываются» уже после завершения самих революционных событий и с началом реализации государством системы преобразований. По этой причине рационально изучать весь начальный этап советской национальной политики на Камчатке в комплексе.

В его рамках также возможно выявить под-периоды:

а) декларативный 1917-1922 гг. — становление советской власти, все директивы носили в реальности лишь заявительный характер и на

HISTORY А. I. Kirillova STATE NA

практике в силу активных революционных событий в административном центре полуострова и на прилежащих территориях выполнены быть не могли в районах, населенных КМНС, сохранявших образ жизни предков;

б) исследовательский 1923-1925 гг. — изучение современного на тот момент состояния территорий полуострова, народов, их населяющих, культурной и экономической жизни КМНС, их социальной стратификации, а также готовности к социалистическому строительству;

в) практический 1925 — середина 1930-х гг.: административно-территориальное переустройство и создание сначала кочевых родовых советов, а потом быстрая их смена территориальными сельскими советами, вовлечение КМНС в колхозное строительство, завоз новых культур и видов животных, привитие населению азов птицеводства, коневодства, свиноводства, разведения крупного рогатого скота и земледелия (в открытом и закрытом грунте), создание особых органов, направленных на адаптацию КМНС к новому образу жизни (Районные Инте-гралсоюзы, кооперативы, фактории госторга и заготконторы и т. д.).

Декларативный период напрямую связан именно с документацией и документационным обеспечением процесса советизации. Удаленность Камчатки от центра, кочевой образ жизни значительной части коренного населения осложняли проведение преобразований и требовали от государства значительных ассигнований и комплексного подхода. Эта же системность требовалась и в нормативно-правовых актах всех уровней. Условно нормативные источники, связанные со становлением и развитием советского государства на полуострове Камчатка можно разделить на несколько блоков:

1) законодательные акты по вопросам государственной политики по отношению к коренным малочисленным народам Севера (они касались не только данного региона, но и всех территорий страны, населенных малочисленными этническими группами);

2) распоряжения и иные документы губернской (позже областной) власти и местных органов власти, регламентирующие мероприятия по отношению к коренным малочисленным народам Севера (издавались властями регионального и локального уровня, дублируя и поясняя общегосударственные акты).

L POLICY OF RSFSR AND USSR DURING THE PERIOD...

При этом смена правительств, административно-территориального подчинения Камчатки (она была и составной частью ДВР, и потом вошла в состав Дальневосточного края РСФСР), отсутствие устойчивых транспортных коммуникаций с территориями, населенными коренными народами, приводили к тому, что многие документы, дойдя до пункта назначения, быстро теряли силу, отменялись или нуждались в уточнении и дополнении, что не повышало уровень доверия местного населения властям. Кроме того, нормативные документы принимались в спешке и со значительным опозданием по сравнению с другими регионами страны (так, «Декрет об отделении церкви от государства и школы от церкви» был принят 2 февраля 1918 г., а в национальных районах полуострова пояснения по его реализации и первые положения, подкрепляющие его реализацию — в 1924-1926 гг.). То есть в 1918-1920-х гг. он фактически декларировал намерения государства для КМНС, но никак на местах не исполнялся и даже не отслеживалось качество его исполнения.

Второй период — исследовательский — начался уже после установления и упрочения советской власти на полуострове. Из-за значительного преобладания в регионе коренного населения над русским, по данным А. М. Пименова, обследовавшего жизнь туземного населения Камчатки в 1923-1924 гг. с целью изучить возможности землеустроения (разграничения волостей и составление карты региона) населения, «на долю туземцев оседлых и кочующих выпадает из 36 159 человек 7/8 всего состава» [5]. По этой причине одним из основных направлений государственной политики СССР на Камчатке становится национальная политика. Камчатский Губревком также понимал значение туземного фактора в развитии региона, поэтому в 1923 г. появился Туземный подотдел, функциями которого стали изучение коренного населения, подготовка предложений по улучшению жизни туземцев, организация родовых советов, пропаганда среди них идей социализма, а также взаимодействие с другими ведомствами в вопросах землеустроения, здравоохранения и культурно-бытового обслуживания населения. Первым председателем подотдела стал Милет Михайлович Слободчиков [1, с. 71].

Начальным этапом работы туземного подотдела был сбор информации об этническом со-

ИСТОРИЯ А. И. Кириллова ГОСУДА

ставе региона, численности и образе жизни коренных народов. В отчете перед Камчатским Губревкомом о работе подотдела за 1923-1924 гг. подчеркивалось, что в их распоряжении статистические данные за 1914 г., взятые из отчетов губернаторских начальников. Однако к 1924 г. эти данные не отражали действительности и являлись исторической справкой [3]. Поэтому одной из важнейших задач туземного подотдела становится сбор актуальной статистической информации. При ограниченном штате сотрудников и финансировании этот процесс шел достаточно медленно. Очень быстро национальный вопрос приобрел общегосударственную значимость в силу необходимости хозяйственного освоения Сибири и Дальнего Востока, поэтому Дальневосточному революционному комитету было поручено «провести работу по организации управления туземных племен» [4]. Также для активизации преобразований у кочевых народов Дальнего Востока 12 мая 1925 г. при Президиуме Дальревкома был создан Комитет содействия народностям северных окраин (сокращенно — Комсод или «Комитет Севера»). Одной из важнейших задач Комсода считалось «содействие планомерному устроению малых народностей Севера в хозяйственно-экономическом, административно-судебном и культурно-санитарном отношении» [6, с. 35-36]. Одним из важнейших аспектов деятельности Комсода стала подготовка значительного количества нормативных документов, регламентирующих административно-территориальное устройство, судебные процедуры, нормативы регистрации и мониторинга численности населения, нормы снабжения коренного населения товарами первой необходимости и правила ведения торговых операций.

В целях изучения этнического состава и экономических укладов разных этносов в Сибири и на Дальнем Востоке в 1925-1926 гг. была проведена Приполярная перепись, которая помимо простой записи численности населения включала в себя этнографическое исследование народов. В туземных отделах и подотделах трудились командированные специалисты-статистики, которые собирали и обрабатывали материалы. На Камчатке в туземном подотделе статистиками работали К. И. Бауэрман и Е. П. Орлова, выезжавшие в районы обитания кочевых и оседлых этносов. К. И. Бауэрман также рабо-

ЗНАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА РСФСР И СССР... тал в качестве уполномоченного при организации родовых советов в Быстринском районе, а Е. П. Орлова учителем в школе того же района. Таким образом, и в самом Туземном подотделе Камчатки кадры часто ротировались, иногда наблюдалась нехватка специалистов в связи с их переброской для работы в национальных районах. Несмотря на это, в 1925-1926 гг. происходил переход от исследовательского к практическому подпериоду начального этапа советской национальной политики на Камчатке.

В конце 1920-1930-х гг. с появлением курса на индустриализацию и коллективизацию произошли изменения в ряде вопросов, связанных с национальной политикой. Так, с 1928 г. началось свертывание привилегий нацменьшинств. Были отменены специализированные кредиты для национальных (этнических) хозяйств, их нужды должны были удовлетворяться на общих основаниях, сокращены должности специализированных уполномоченных. В этот период происходило постепенное слияние двух ранее различных понятий «туземные народности» и «нацмен» (под первым понимали КМНС и коренное население территорий, а под вторым — выходцев с территорий соседних государств, живших на советской территории, для Дальнего Востока это были китайцы, корейцы и т. д.). Обе эти категории населения стали обозначать понятием «нацмен». В результате обозначения административных органов «Тузсовет» было заменено на «Нацсовет», а территориальные единицы «туз-районы» на «нацрайоны». В 1930-е гг. созданные ранее культбазы (зоны в тундре, где кочевое население могло бесплатно получить медицинское обслуживание, сдать пушнину, купить необходимые товары, а также посмотреть фильмы на передвижной киноустановке, посетить избу-читальню, баню и т. д.) не могли уже отвечать всем нуждам растущего государства, поэтому возникла необходимость создания сети оседлых национальных населенных пунктов с соответствующей административной и социальной инфраструктурой. Начавшееся колхозное движение было достаточно активным, но в силу «перегибов» советских работников в 1933-1934 гг. замедлилось. Отсутствие оседлых населенных пунктов замедляло процесс советизации. Все это привело к тому, что к середине 1930-х гг. правительство оказалось не удовлетворено скоростью преобразований и их результатами

и деятельность Комсода была свернута, меры национальной политики стали жестче, произошел переход на второй этап реализации советской национальной политики на Камчатке и в СССР в целом.

В целом, в первые годы социалистического строительства национальная политика в туземных районах СССР была умеренной, комплексной и направленной на изучение образа жизни населения и улучшение его быта. Для этих целей создавалась сеть административно-территориальных образований, культбаз, в различных учебных заведениях страны велось обучение

специалистов-представителей коренных народностей.

Формирование новых учреждений самоуправления — родовых, а позже туземных и сельских Советов — способствовало активной интеграции коренного населения в советское общество, внедрению в его жизнь новых ценностей и идеологии. Создание сети ТузРИКов также обусловило возникновение первых стационарных населенных пунктов у кочевых этносов и положило начало их оседания на землю, появление новых занятий (птицеводство, мясо-молочное скотоводство, земледелие).

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Кириллова А. И. Государственная национальная политика на начальном этапе советизации эвенов Камчатки: на примере Быстринского района — Петропавловск-Камчатский: КамГУ им. Витуса Беринга, 2013. — 197 с.

2. Национальная политика // Политический словарь. Исторический словарь. [электронный ресурс] — URL: http://mirslovarei.eom/content_pol/nacionalnaja-politika-660.html#ixzz2jaPbrTtO (дата обращения 09.11.2013)

3. РГИА ДВ. — Ф.Р-2333. — Оп. 1. — Д. 92. — Л. 46-47.

4. РГИА ДВ. — Ф.Р-2333. — Оп. 1. — Д. 92. — Л. 83.

5. РГИА ДВ. — Ф.Р-3138. — Оп. 1. — Д. 105. — Л. 20.

6. Тураев В. А. Хозяйственно-культурная дифференциация коренных народов Дальнего Востока в исторической ретроспективе // Типологии культуры коренных народов Дальнего Востока России: материалы к ис-торико-этнограф.атласу: сб. науч. тр. — Владивосток: Дальнаука, 2003. — С. 3-38.

УДК 94(571.66).084.2-055.2

ИЗМЕНЕНИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТУЗЕМНОЙ ЖЕНЩИНЫ В ПЕРИОД СТАНОВЛЕНИЯ И ЗАКРЕПЛЕНИЯ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ НА КАМЧАТКЕ

А. И. Кириллова

Статья посвящена проблеме вовлечения женщин коренных этносов в общественную и политическую жизнь. Автор выявляет методы воздействия для проведения преобразований среди женщин-туземок. Для сравнения в статье описано положение женщин-туземок в досоветский период.

Ключевые слова: Камчатка, национальная политика, государственная политика, КМНС

CHANGE IN ABORIGINAL WOMAN STATUS DURING THE PERIOD OF ESTABLISHMENT AND STRENGTHENING OF THE SOVIET POWER IN KAMCHATKA

А. I. Kirillova

The article is devoted to the problem of involving women who belonged to indigenous ethnic groups in social and political life. The author reveals methods of impact for conducting reforms in the aboriginal women's domain. For the purpose of comparison the status of aboriginal women in the pre-Soviet period is described in the article.

Key-words: Kamchatka, national policy, state policy, indigenous small-numbered peoples of the North

Досоветский период вызвал определенные ношения и положение женщин в семье, их роль

изменения в занятиях и культуре народов Кам- в обществе в имперский период оставалось не-

чатки. Однако, структура семьи, семейные от- изменным. Значительные перемены в жизнь

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.