Кириллова А.И.
Доцент кафедры истории и философии, кандидат исторических наук,
ФГБОУВО КамГУим. Витуса Беринга, г. Петропавловск-Камчатский.
Советизация командорских Алеутов в 1920-х гг: достижения и противоречия
Командорские алеуты - локальная этническая общность, проживающая на Командорских островах, Камчатский край. Острова были заселены по решению Российско-Американской компании (далее - РАК) в Х1Хв. завезенными с Алеутских островов алеутами. Данная территория интересна для изучения историками и этнографами также потому, что это единственная на территории Российской Федерации зона компактного проживания алеутов. Сегодня все население Алеутского района проживает на о. Беринга в с. Николькое, расположенное на о. Медный с. Преображенское было закрыто, а его жители переселены в 1970 г. Закрытие села связано с советской политикой оптимизации сети населенных пунктов. Численность командорских алеутов не превышает сегодня 500 чел., по данным Всероссийской переписи населения 2010 г. - 401 чел. [15].
В силу долгой изолированности от основной ветви алеутов и радикальных перемен в образе жизни, произошедших под влиянием процесса советизации и постсоветского развития, на сегодняшний день локальную группу алеутов, проживающую на Командорских островах, правомерно называть командорскими алеутами и выделять в обособленную этническую общность. Кроме того, в рамках проживания на о. Беринга и о. Медный сформировались диалекты алеутского языка - берин-говский (язык западной диалектной группы) и медновский, являющийся креолизованным языком с алеутской лексикой и смешанной русско-алеутской грамматической системой [1]. Также ученые отмечают, что особое географическое положение островов (труднодоступность территории даже на современном этапе развития - существует лишь пассажирское авиасообщение, сильно зависящее от метеоусловий) также способствовало сохранению самобытной культуры этногруп-пы. По этим причинам в данной статье автор использует этноним «командорские алеуты», образованный на основе зоны расселения этнической общности.
Под «советизацией» понимаются воплощение идей куль-
№
турной революции, коллективизация и развитие социально-экономической инфраструктуры региона. В силу преобладания коренного населения над пришлым, на начальном этапе социалистических трансформаций при реализации мер среди жителей Камчатки уместно также использовать понятие «национальная политика» на равных основаниях. При этом под национальной политикой традиционно понимаются предпринятые государством преобразования во всех сферах жизни коренных народов, населявших ту или иную территорию.
В начале XX в., на первом этапе социалистических преобразований, Камчатка была неоднородна: существовали относительно освоенные территории с более развитой социальной инфраструктурой и высоким административным контролем, а также удаленные от центра и слабо контролируемые территории, где представители власти и церкви бывали несколько раз в год. Именно такой территорией в 1920-х гг. и были Командорские острова. Добраться туда можно было лишь в период летней навигации, то есть 7-8 месяцев в году эта территория была полностью недоступна, а также информационно изолирована. По этим причинам процесс становления советской власти и воплощение ее идей является интересным для исследователей.
Советизация командорских алеутов, как и всех этнических сообществ, имела несколько магистральных линий: 1) изменение экономического уклада и внедрение новых занятий; 2) изменение административно-территориального устройства, переход к системе советов; 3) преобразования в культурно-бытовой сфере, включая идеологическую работу с населением.
Изначально советской властью была признана необходимость создания сети советов на местах, чтобы обеспечить унификацию системы управления на всей территории страны. Ведущим органом управления на местах были признаны советы, создаваемые на разных основаниях: родовых и территориальных. Позже они стали формироваться исключительно по территориальному признаку. Полностью советская власть на Камчатке утвердилась к 1923 г., а первые преобразования начались в 1924 г. Прежде всего они начались с изучения территории. В описываемый период на территории Алеутского района еще с досоветских времен существовала Командорская волость. Сама Командорская волость в 1924 - 1926 гг. состояла из 2-х населенных пунктов: с. Никольское (53 дома) и с. Преображен-ское (30 домов), расстояние между селами было 120 морских
миль (расположены села на разных островах - о. Беринга - с. Никольское, о. Медный - с. Преображенское); почтовая связь с Камчаткой была только в период навигации, милиции не было (ее функции исполнял волостной революционный комитет) [11]. При этом в центре региона, в Петропавловске, сведения о Командорской волости и ее населении были фрагментарны: Туземный Подотдел Камчатского Губревкома не имел данных о численности алеутов (основного населения волости в 1920-х гг.) [18], отмечая, что и все имевшиеся данные носили характер «исторической справки».
Для повышения эффективности управления территориями населенными так называемыми туземными племенами, в их число включали и алеутов, было разработано «Временное положение о сельских революционных комитетах и сельских собраниях в Камчатской Губернии», утвержденное 16 февраля 1925 г. Согласно этого положения сельские революционные комитеты (сельревкомы) образовывались в селениях, насчитывавших свыше 25 дворов, однако, с учетом местных условий, эта цифра могла быть снижена до 10-15 дворов [10]. Таким образом, на описываемой территории создавались 2 сельских революционных комитета - в с. Николькое и с. Преображенское.
Для активного вовлечения коренных народов Сибири и Дальнего Востока в социалистическое строительство был создан особый Комитет содействия народностям Северных окраин при Президиуме Дальревкома, который должен был стимулировать экономическое, политическое и культурное развитие северян. Одним из первых предложений Комитета, принятых к реализации Дальревкомом, стало новое районирование и организация управления у туземных племен [17]. В ответ на циркуляры Дальревкома на полуострове был проведен ряд мер по выяснению возможного районирования, однако, в ситуации с командорскими алеутами иных вариантов районирования, кроме создания Алеутского национального района, в принципе не было. Предполагалось создание Алеутского туземного района, возглавлял который Туземный районный исполнительный комитет (ТузРИК). Однако, в силу неопытности местных кадров, работу нового ТузРИКа подчинить региональному центру, вести книги записи актов гражданского состояния (ЗАГС) он имел только в черновом варианте, отчеты отправлялись на правку в центр, и лишь после правки утверждались на месте [16]. Состав органов управления также утверждался в регио-
нальном центре. Лишь к 1928 г. было принято решение о предоставлении 1 голоса в Съезде Советов Камчатского округа (переименованная Камчатская губерния) алеутам [14], а 14 июля 1928 г. Алеутскому ТузРИКу были предоставлены бюджетные права, т.е. возможность распоряжаться районным бюджетом относительно самостоятельно [21]. В результате советских административно-территориальных преобразований был создан Алеутский национальный район, сформированы и обучены новые властные структуры, обеспечившие эффективную реализацию социалистических преобразований среди алеутов.
Еще с 1925 г. советские власти обратили внимание на развитие традиционных для алеутов промыслов морского зверя: отмечалось отсутствие учета промыслового инвентаря, хищническое истребление поголовья животных, отсутствие заботы промышленников о кадровых охотниках (завоз низкокачественного продовольствия, отсутствие ремонта домиков) [11]. Также властями предлагалось развитие песцового промысла, организация песцовой зверофермы на о. Топоркове и даже отказ от собачьего транспорта на островах для сохранения поголовья песцов [11]. Для повышения вылова рыбы население обязывали отказаться от традиционных ловушек на нерестовых реках [5] и начать развитие свиноводства и коневодства на о. Медный [2]. Для развития сельского хозяйства предлагалось создание кресткомов - крестьянских комитетов взаимопомощи, они были созданы на бумаге. В то же время за 1925-1926 гг. крестко-мами была проведена лишь единственная акция - вылов комсомольцами рыбы для больных [3], основной причиной срывов работы кресткомов называли нехватку денег, живой денежной массы в районе действительно не хватало. Выделенные этим обществам земельные участки [19] не использовались на Командорах в силу климатических особенностей островов и неумения населения заниматься сельским хозяйством. Таким образом, в 1920-х гг. все многие меры в основном носили декларативный характер и массового развитие сельское хозяйство, кооперация в артели и животноводство на островах не получили, кроме разведения песцов так называемым норным способом.
Развитие культурно-бытовой сферы и преобразование ее у командорских алеутов шло в 1920-х гг. значительно быстрее, хотя тоже сопровождалось рядом трудностей. Прибывший в 1925 г. утвержденный состав Командорского Волревкома, начал проводить в жизнь директивы советского правительства:
- благоустройство населенных пунктов и создание системы противопожарной безопасности [12];
- организовывать курсы по ликвидации безграмотности и малограмотности, проводить активную культпросвет работу (чтение лекций, организовывать клубы) [6];
- бороться за повышение качества жизни населения: ремонт жилых домов, повышение заработных, увеличение пищевых пайков и контроль качества продуктов, из которых они составлялись, совершенствование системы медицинского обслуживания и др. [11].
В то же время данные мероприятия сталкивались со значительными трудностями. Так, ремонт домиков населения, запрошенный в 1925 г., был отложен до 1926 г. при условии наличия денежных средств [9] и растянулся до 1928-1929 гг. Ведение делопроизводства в Волревкоме, а позже ТузРИКе было осложнено отсутствием канцелярских принадлежностей и бумаги, для документации с 1925 г. длительное время использовали «старые негодные бланки» [7]. По этой причине количество подлинных документов по истории Командорских островов в 1920-х гг. ограничено, также часть документов была утеряна в годы Великой Отечественной и Второй мировой войны. В ответ на запрос Преображенского сельревкома о создании на о. Медный школы и оплаты работы учителя в ней от Волревко-ма был получен ответ, что «ГубОНО лишних платных единиц не имеет и Дальрыба также отказалась принять на себя оплату труда учительнице» [8]. Вплоть до 1928 г. школа на о. Медном существовала на бумаге, однако, реально не функционировала. Это приводило и к срыву занятий по ликвидации безграмотности и малограмотности - они фактически не проводились. Лишь в июне 1928 г. был принят циркуляр об организации на Командорских островах избы-читальни (сама изба появилась к 1929 г.) и работе при ней киноустановки [20].
Среди алеутов православие укоренилось гораздо прочнее, чем среди кочевых народов полуострова. Поэтому процесс секуляризации церковного имущества и борьбы с религией здесь проходил несколько сложнее. Например, среди быстринских эвенов этот процесс прошел легко: имущество церкви было конфисковано, передано советам, групп верующих создано не было, более того церковная палатка в 1924 г. была отдана под школу. Оседлые алеуты к началу 1920-х гг. имели построенную деревянную церковь, на островах был организован приход. Причем, небольшой молельный дом существовал и на о. Медный. Поэтому
в 1924-1925 гг. на Командорах было две группы людей, которые признавали себя верующими, организовывали инициативные группы верующих, вписывались в особые списки. Группы верующих управляли конфискованным церковным имуществом и их деятельность подвергалась тщательным проверкам [13]. Такая верность христианству и религиозность населения связана с миссионерской деятельностью православной церкви, активной работе Иннокентия Вениаминова среди алеутов. По данным отчетов и протоколов советов Алеутского района в здании сельского совета о.Беринга проводились так называемые «религиозные спевки», в связи с чем районным властям предписывалось ужесточить контроль за правопорядком [4]. Само здание бывшей церкви на о.Беринга было отдано под клуб, но клуб в 1924 - 1926 гг. не работал, кружковая работа с населением не велась. По данным протоколов вплоть до 1928 г. клубная и кружковая работа не проводилась совсем и была налажена лишь к 1933 г. была относительно налажена эта работа, хотя и не без недочетов [14].
В целом изменения в культурно-бытовой сфере среди командорских алеутов шли в 1920-х гг. достаточно медленно, что было связано с удаленностью Командорских островов не только от центральных властей, но и даже от центра губернии, позже округа. Происходившие изменения заложили прочный фундамент для дальнейших советских преобразований в 1930-х гг., которые уже стали необратимыми. По этой причине 1920-е гг. рассматриваются как поворотный момент в развитии общества командорских алеутов и время начала радикальных трансформаций. Долгое время практически исключенные из жизни российского общества алеуты Командорских островов сохраняли некоторые элементы самобытной традиционной культуры (все же их быт значительно отличался от образа жизни предков - жизнь в деревянных домах европейского типа, работа на промыслах за вознаграждение, хищнический промысел морского зверя и китов, глубокая христианизация): алеутский язык, некоторые культы и праздники, традиционную одежду и промысловые орудия. Активная советская национальная политика, нацеленная на интеграцию всех этнических сообществ в единое экономическое и социо-культурное пространство способствовала значительным изменениям в образе жизни алеутов, годами скорость изменений возрастала.
Процесс советизации столкнулся с целым рядом барьеров, кроме крайней удаленности и изолированности территории: пол-
ная зависимость населения от привозного продовольствия (на островах не было сельского хозяйства и животноводства) и промышленных товаров (никаких производств, кроме промыслов морского зверя там не было); последствия длительной хищнической эксплуатации природных ресурсов частными предпринимателями в XIX - нач. XX вв.; крайне неблагоприятная санитар-но-эпидимеологическая обстановка на островах (в замкнутом пространстве и среди локальной группы людей инфекции распространялись крайне быстро, локализовать очаги болезней было практически невозможно); низкий уровень политической просвещенности и аполитичность коренного населения в сочетании с глубокой религиозностью. Все эти факторы значительно снижали скорость процесса советизации в 1920-х гг., однако, комплексность мер государства и интенсивные воздействия обеспечили успех интеграции командорских алеутов в советское общество.
Из достижений процесса советизации следует особо отметить совершенствование качества системы здравоохранения, повышение качества жизни населения за счет улучшения бытовых условий, развитие сети образовательных и культурных учреждений. На современном этапе советизация коренных народов Севера Сибири и Дальнего Востока нуждается в дополнительном исследовании и переоценке. Данное исследование может быть продолжено и существенно дополнено.
Список сокращений и аббревиатур:
Волревком - волостной революционный комитет;
ГубОНО - губернский отдел народного образования;
ГАКК - Государственный архив Камчатского края;
Губревком - губернский революционный комитет;
Крестком - крестьянский комитет взаимопомощи;
РАК - Российско-Американская компания;
Сельревком - сельский революционный комитет;
ТузРИК - туземный районный исполнительный комитет.
Список литературы:
1. Алеуты // Суляндзига Р.В., Кудряшова Д.А., Суляндзига П.В. Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Обзор современного положения. - М., 2003. - 142 с. [Электронная версия] URL: http://www. raipon.info/peoples/aleuts/aleuts.php/ (дата обращения: 17.03.2017 г.).
2. ГАКК Ф.Р-187 оп.1 д.1 л.125.
3. ГАКК Ф.Р-187 оп.1 д.1 л.128.
4. ГАКК Ф.Р-187 оп.1 д.1 л.137.
5. ГАКК Ф.Р-187 оп.1 д.1 л.142.
6. ГАКК Ф.Р-187 оп.1 д.1 л.47 об.
7. ГАКК Ф.Р-187 оп.1 д.1 л.50.
8. ГАКК Ф.Р-187 оп.1 д.1 л.60.
9. ГАКК Ф.Р-187 оп.1 д.1 л.71.
10. ГАКК Ф.Р-187 оп.1 д.1 лл. 5-6.
11. ГАКК Ф.Р-187 оп.1 д.1 лл.117-129.
12. ГАКК Ф.Р-187 оп.1 д.1 лл.52-53.
13. ГАКК Ф.Р-187 оп.1 д.1 лл.76,76 об.
14. ГАКК Ф.Р-187 оп.1 д.З л.2.
15. Материалы Всероссийской переписи 2010 г. Приложение 7. Национальный состав населения по субъектам Российской Федерации [Электронная версия] URL: http://www.google.ru/url?url=http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/demo/ per-itog/tab7.xls&rct=j&frm=l&q=&esrc=s&sa=U&ved=0ahUKEwiw_NGcwNzSAhVE jCwKHSf5BkYQFggUMAA&usg=AFQjCNHlxFuLNEU-ZngYj5IdvwMVONJdyg (дата обращения: 17.03.2017 г.).
16. РГИА ДВ Ф.Р-2333 оп.1 д.113 л.39.
17. РГИА ДВ Ф.Р-2333 оп.1 д.92 л.83.
18. РГИА ДВ Ф.Р-2333 оп.1 д.92 лл.46-47.
19. РГИА ДВ Ф.Р-2413 оп.4 д.21 л.84.
20. РГИА ДВ Ф.Р-2413 оп.4 д.841 л.68.
21. РГИА ДВ Ф.Р-2413 оп.4 д.841 л.73.
22. РГИА ДВ Ф.Р-2413 оп.4 д.899 л.2.
Bibliography
1. Aleuts // Suljandziga RV., Kudryashova D.A., Sulyandziga P.V. Indigenous minorities of the North, Siberia and the Far East of the Russian Federatioa Review of the current situation. - M., 2003. -142 p. [Electronic version] URL: http://www.raipoainfo/peoples/aleuts/aleuts.php/ (17.03.2017).
2. GAKK FR-187 op.l d.l 1.125.
3. GAKK FR-187 op.l d.l 1.128.
4. GAKK FR-187 op.l d.l 1.137.
5. GAKK FR-187 op.l d.l 1.142.
6. GAKK FR-187 op.l d.l 1.47 r.
7. GAKK FR-187 op.l, 1 L.50.
8. 8. GAKK FR-187 op.l, 1 h. 60.
9. GAKK FR-187 op.l d.l 1.71.
10. GAKK F.-187 op.l, 1 p. 5-6.
11. GAKK F.-187 op.l, 1, p.117-129.
12. GAKK F.-187 op.l, 1, p.52-53.
13. GAKK FR-187 op.l d.l p.76, 76 vol.
14. GAKK FR-187 op.l d.3 1.2.
15. Materials of the All-Russia Census of 2010 Annex 7. The national composition of the population by constituent entities of the Russian Federation [Electronic version] URL: http://www.google.com/ url?url=http://www.gks.ru/ Free_doc / new_site / population / demo / per_item / tab7jds & ret = j & frm = 1 & q = & esrc = s & sa = U & ved = 0ahUKEwiw_NGcwNzSAhVEjCwKHSf5BkYQFg-gUMAA &usg = AFQjCNHlxFuLNEU-ZngYj5IdvwMVONJd)^ (date of circulation: 17.03.2017).
16. RGIA DV F.-2333 op.l d.1131.39.
17. RGIA DV F.-2333 op.l d.92 1.83.
18. RGIA DV F.-2333 op.l d.92 pp.46-47.
19. RGIA DV F.-2413 op.4 d.211.84.
20. RGIA DV F.-2413 op.4 d.8411.68.
21. RGIA DV F.-2413 op.4 d.8411.73.
22. RGIA DV F.P-2413 op.4 д.899 л.2.