Научная статья на тему 'Трудности процесса советизации Командорских алеутов в 1924-1926 гг'

Трудности процесса советизации Командорских алеутов в 1924-1926 гг Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
228
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛЕУТСКИЙ РАЙОН / КАМЧАТКА / ВОЛРЕВКОМ / СОВЕТИЗАЦИЯ / КОМАНДОРСКИЕ АЛЕУТЫ / ALEUTIAN REGION / KAMCHATKA / VOLOST' REVOLUTIONARY COMMISSARIAT / SOVIETIZATION / THE COMMANDER ISLANDS ALEUTIANS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кириллова Алина Игоревна

Данная статья посвящена проблеме становления советской властина Командорских островах (зоне расселения алеутов в России) Камчатской области в 1924-1926 гг., основана на документах и материалах Государственного архива Камчатского края. Автор прослеживает становление советских органов управления, успешность их функционирования. Особое внимание уделяется сложностям и срывам в ходе данного процесса, их причинам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOVIETIZATION OF THE COMMANDER ISLANDS’ ALEUTIANS IN 1924-1926

This article is devoted to the problem of the Soviet power development in the Commander Islands (Russia’s Aleutians area of habitation) of the Kamchatskaya Oblast in 1924-1926. It is based on the documents and materials of the State Archive of the Kamchatskiy Krai. The author traces the formation of the Soviet power authorities and their effectiveness. The main difficulties and failures of this process as well as their reasons are specially emphasized.

Текст научной работы на тему «Трудности процесса советизации Командорских алеутов в 1924-1926 гг»

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. ГАХК. — Сборник узаконений и распоряжений правительства ДВР 01.12.20- 31.12.21. ст. 114, 115. — С. 262 (инв. N 72).

2. ГАХК. — Ф. П-44. — Оп. 1. — Д. 111 — ЛЛ. 20-76.

3. ГАХК. — Ф. П-44. — Оп. 1. — Д. 14.

4. ГАХК. — Ф. П-44. — Оп. 1. — Д. 199. — ЛЛ. 180-186.

5. ГАХК. — Ф. П-44. — Оп. 1. — Д. 406 — ЛЛ. 1-9.

6. ГАХК. — Ф. П-44. — Оп. 1. — Д. 408 — ЛЛ. 1-14.

7. ГАХК. — Ф. П-44. — Оп. 1. — Д. 410 — ЛЛ. 2-40.

8. За власть Советов на Камчатке: Сборник статей / Отв. ред. Рогозин. Петропавловск-Камч.: Кн. изд-во при газете «Камчатская правда», 1957. — 132 с.; За власть Советов: Документы и материалы / Отв. ред. Б. И. Мухачев. — Владивосток: Дальн. книж. изд-во, 1967. — 184 с.

9. Материалы Дальистпарта. ГАХК. — Ф. П-44. — Оп. 1-2. — 1359 единиц хранения.

10.Посадсков А. Л. Энциклопедия Сибири: Истпарт. — URL: http://irkipedia.ru/content/istpart_ istoricheskaya_enciklopediya_sibiri_2009 (дата обращения 25.02.2016)

11.Путеводители по архивам России. Путеводитель по фондам ГАХК. — URL: http://guides.rusarchives. ru/browse/gbfond.html?bid=113&fund_id=15949 (дата обращения 29.02.2016)

12.Путеводитель по фондам КГКУ «Государственный архив Камчатского края» / сост. Г. И. Серых, А. С. Сесицкая, Н. И. Сяо-Кон-мин. — Петропавловск-Камчатский, 2014. — 488 с.

13.Российский государственный архив дальнего Востока. Список фондов. — URL: http://rgiadv.ru/fonds/ spisok-fondov (дата обращения 29.02.2016 г.)

14. Шельдешев Э. М. Очерк истории исторической науки на Дальнем Востоке (Дальиспарт и его деятельность в 20-30-е гг.). — Хабаровск, 1995. — С. 96.

УДК (571.66).084.5(=561)

А. И. Кириллова

ТРУДНОСТИ ПРОЦЕССА СОВЕТИЗАЦИИ КОМАНДОРСКИХ АЛЕУТОВ В 1924-1926 гг.

Данная статья посвящена проблеме становления советской властина Командорских островах (зоне расселения алеутов в России) Камчатской области в 1924-1926 гг., основана на документах и материалах Государственного архива Камчатского края. Автор прослеживает становление советских органов управления, успешность их функционирования. Особое внимание уделяется сложностям и срывам в ходе данного процесса, их причинам.

Ключевые слова: Алеутский район, Камчатка, волревком, советизация, командорские алеуты.

A. I. Kirillova

SOVIETIZATION OF THE COMMANDER ISLANDS' ALEUTIANS IN 1924-1926

This article is devoted to the problem of the Soviet power development in the Commander Islands (Russia's Aleutians area of habitation) of the Kamchatskaya Oblast in 1924-1926. It is based on the documents and materials of the State Archive of the Kamchatskiy Krai. The author traces the formation of the Soviet power authorities and their effectiveness. The main difficulties and failures of this process as well as their reasons are specially emphasized.

Key words: Aleutian Region, Kamchatka, volost' revolutionary commissariat, Sovietization, the Commander Islands Aleutians

В начале ХХ в., на первом этапе социалистических преобразований, Камчатка была неоднородна: существовали относительно освоенные территории с более развитой социальной инфра-

структурой и высоким административным контролем, а также удаленные от центра и слабо контролируемые территории, где представители власти и церкви бывали несколько раз в год. По

этим причинам изучение процесса советизации Камчатки на начальном этапе является интересным. Одним из таких слабо контролируемых органами государственной власти районов Камчатки был Алеутский. Он компактно расположен на Командорских островах, поблизости от полуострова Камчатка. Острова были заселены по решению Российско-Американской компании (далее — РАК) в XIX в. завезенными с Алеутских островов алеутами. Данная территория интересна для изучения историками и этнографами также потому, что это единственная на территории Российской Федерации зона компактного проживания алеутов.

Алеуты — представители коренных малочисленных народов Севера. Алеуты (самоназвание алеут, унанган), коренное население Алеутских островов, живут в США (п-ов Аляска и прилегающие к нему острова, численность в США около 2 тыс. человек); в России проживают на Командорских о-вах (острова Беринга, Медный) — всего 592 чел. [2, с. 119]. В силу долгой изолированности от основной ветви алеутов и радикальных перемен в образе жизни, произошедших под влиянием процесса советизации и постсоветского развития, на сегодняшний день локальную группу алеутов, проживающую на Командорских островах, правомерно называть командорскими алеутами и выделять в обособленную этническую общность. По этим причинам в данной статье автор использует этноним «командорские алеуты».

Хронологические рамки статьи — 19241926 гг., период становления советской власти на Командорских островах и начальный этап советизации командорских алеутов, интеграции их в советское общество. Именно в эти годы произошли наиболее важные для начала процесса советизации события, был сформирован первый комплекс мер, направленных на упрочение позиций советской власти на островах.

В описываемый период на территории Алеутского района ещес досоветских времен существовала Командорская волость. Сама Командорская волость в 1924-1926 гг. состояла из 2-х населенных пунктов: с. Никольское (53 дома) и с. Прео-браженское (30 домов), расстояние между селами было 120 морских миль (расположены села на разных островах — о. Беринга — с. Никольское, о. Медный — с. Преображенское); почтовая связь с Камчаткой была только в период навигации, милиции не было (ее функции исполнял волостной революционный комитет) [16].

Советское правительство на начальном этапе советизации (освоения территории и создания здесь советских органов власти и привития населению социалистической культуры) столкнулось с целым рядом трудностей:

• удаленность территории от Петропавловска (административного центра региона) и труд-нодоступность для информирования населения (телеграфа и телефонной связи с островами не было);

• сохранение частных промыслов (с хищнической эксплуатацией ресурсов и вывозом продукции за рубеж) и частной торговли на островах;

• высокая зависимость населения островов от привозных товаров и отсутствие собственных продуктов питания (плодов земледелия и огородничества), кроме морепродуктов, дикоро-сов и яйца диких птиц;

• распространение среди населения инфекционных и хронических заболеваний (туберкулез, скарлатина, желудочно-кишечные инфекции и т. д.);

• низкий уровень политической просвещенности и аполитичность коренного населения. Эти проблемы описывают и очевидцы начального этапа социалистического строительства на Командорских островах. Первый советский этнографический очерк, посвященный командорским алеутам, был написан Б. А. Редьков 1927 г. Особое внимание он уделяет экономической сфере жизни их общества. Он прожил на Командорских островах в течение 3-х лет, был помощником начальника промыслов. Б. А. Редько жил в тех же бытовых условиях, что и местные жители. Он отмечает, что в начале 1920-х гг. природные ресурсы эксплуатировались максимально, при этом завоз продуктов не был организован в должной мере, поэтому их приходилось выменивать у американских предпринимателей [2]. По данным Б. А. Редько население жило в антисанитарных условиях, были распространены простудные заболевания, болезни зубов и желудка. В целом, он отмечает неудовлетворительные бытовые условия на Командорских островах вначале 1920-х гг., слабую организацию снабжения продовольствием, а также хищническую эксплуатацию природных ресурсов.

Проблема удаленности Командорских островов и их информационной и транспортной труд-нодоступности сохранялась до середины ХХ в., до периода активного развития авиатранспорта

и радиовещания в регионе. Несмотря на появление авиации и радиовещания на Камчатке в 1937 г., широкодоступны для населения островов эти блага цивилизации стали в послевоенное время.

Для повышения управляемости и совершенствования советской власти на местах в 1925 г. Губернский революционный комитет Камчатской губернии 16 февраля принял «Временное положение о сельских революционных комитетах и сельских собраниях граждан», согласно которому сельревкомы (сокращенно от «сельский революционный комитет») создавались в каждом селении, где насчитывалось 25 дворов, но при местных условиях цифра могла быть снижена до 10-15 [3]. Таким образом, любой населенный пункт полуострова и прилегающих к нему островов оказывался охваченным советскими органами власти, что вело к формированию сети государственных учреждений на всех территориях с оседлым населением. В состав сельревкома входили 3 человека: председатель, заместитель председателя (для малых сельревкомов не избирался) и секретарь. Для упрочения советской власти и борьбы с контрреволюционерами в состав сель-ревкомов не могли быть избраны некоторые категории лиц [4]:

1) лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли;

2) лица, живущие на нетрудовой доход, как то: проценты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т. п.;

3) частные торговцы, торговые и коммерческие посредники;

4) монахи, духовные служители церквей и других религиозных культов;

5) служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов и охранного отделения ... служащие и агенты Колчаковской, Меркулов-ской и прочих контрразведок, члены Меркулов-ского национального и несоциалистических съездов и Дитериксовского земского собора...

В случае отсутствия кандидатов, соответствующих всем требованиям, члены сельревкомов могли назначаться председателями волостных революционных комитетов (сокращенно — во-лревкомы), которые в свою очередь назначались губернскими властями. Сельревкомы вели книги протоколов собраний и сходов, книги протоколов инспектировались в волревкомах, итоги собраний утверждались на уровне волревкомов. Также волревкомы копии утвержденных протоколов и решений сельревкомов переправляли

в центр губернии. Таким образом, в 1924-1925 гг. была выстроена четкая вертикаль власти, сформирована иерархия органов управления.

31 августа 1925 г. на Командорские острова на пароходе «Томок» прибыл волревком, утвержденный губернскими властями и приступил к исполнению своих обязанностей [5]. Одним из первых мероприятий его было упразднение досоветских органов власти: местные комитеты и союзы промышленников островов [6]. Также новый волревком начал активную борьбу за распространение советской системы управления в с. Никольское и Преображенское — там были сформированы крестьянские комитеты взаимопомощи (сокращенно — кресткомы), начали регулярно готовиться и распространяться циркуляры, направленные на решение бытовых проблем островов (профилактики эпидемий, экономии ресурсов и бумаги, создание пожарной команды и оснащение противопожарного сарая, возложение ответственности за пожары на частных владельцев, брошенных без присмотра печей, введение денежных штрафов за неисполнение циркуляров и т. д.).

Для решения продовольственных проблем волревком предпринимал попытки развития земледелия и огородничества в волости. Так, 24 сентября 1925 г. в Преображенский сельсовет были отправлены 3 книги на сумму 45 коп.: «Устройство потребительского огорода», «Основы разумного огородничества», «Крестьянская ленинская библиотечка»; книги были куплены за счет средств волревкома [7]. Также на островах была создана специальная волостная комиссия по развитию сельского хозяйства. В 1926 г. по приказу волревкома был проведен учет котикового стада островов, принято решение при котиковом и сивучьем промысле отказаться от коммерческих интересов, направить силы на сохранение лежбища [8]. Для совершенствования песцового промысла и разведения песцов (на островах практиковалось так называемое «норное разведение песцов», т. е. звери жили в норах на отведенной, охраняемой территории и их частично кормили, часть корма они добывали сами)принято решение ограничить количество собак в селах, чтобы собаки не нападали и не душили песцов, особенно молодняк [8].

Также для улучшения качества питания и быта населения волревком ходатайствовал и настаивал на улучшении снабжения населения (создании регулярных завозов продовольствия), пере-

воде населения на денежную оплату труда (до этого времени работники промыслов от владельцев промыслов получали продуктовые пайки, в состав которых входили зачастую недоброкачественные продукты) [9]. При этом, как отмечал волревком в своих отчетах и протоколах, отсутствие денег в селах тормозило развитие крестко-мов (кассы взаимопомощи были пусты). Все так же в 1926 г. самым оптимальным вариантом решения продовольственной проблемы советские власти видели развитие сельского хозяйства: огородничества и скотоводства (на острова было предложено завезти коз, свиней и крупный рогатый скот).

Не менее важной проблемой, с которой столкнулись советские власти, было состояние здоровья командорских алеутов. Так, по данным фельдшерской службы за июль 1925 — март 1926 гг. было принято и обследовано 1122 чел. на о. Беринга, из лиц старше 14 лет здоровых лишь 30 % [10]. Самыми распространенными болезнями были признаны: кожные болезни (из-за антисанитарных условий проживания), ревматизм, болезни органов пищеварения и глаз. В качестве меры борьбы с заболеваемостью медики предлагали устройство сети больниц: больницы и на о. Беринга, и на о. Медный, проведение профилактических бесед и работы с населением с целью предотвращения половой распущенности и инцеста, а также так называемый «обмен кровей», т. е. межэтнические браки, сокращение эндогамии в пределах алеутских родов [10].

Низкий уровень политической просвещенности и аполитичность населения советские власти планировали преодолевать путем реализации комплекса мер: реализация мер по отделению церкви от государства на островах, создание сети изб-читален, школ для детей и курсов по ликвидации безграмотности и малограмотности, проведение бесед с населением по заданной государством тематике. В сентябре 1925 г., сразу после приезда утвержденного волревкома на Командорские острова, было принято решение активизировать культпросвет работу: открыть избу-читальню, проводить в ней научные лекции, организовать комиссию по ликвидации неграмотности и начать работу клубов [11]. Так, на о. Беринга под клуб было отдано здание бывшей церкви, но клуб в 1924-1926 гг. не работал.

Для повышения грамотности населения, активизации работы с молодежью предпринимались попытки создания школы на о. Медном, так 01

октября 1925 г. Преображенский сельсовет подал ходатайство об оплате труда учительницы, но оно было отклонено в силу отсутствия лишних платных единиц, Дальрыба также отказалась оплачивать труд учительницы [12]. По этой причине формально созданная в 1925 г. школа о. Медный на самом деле не функционировала, в 1926 г. на Командорскую волость была заложена также одна школа — школа о. Беринга. Так как курсы ликбеза зачастую были привязаны к школьным учреждениям и проводились учителями, то на о. Медный в 1924-1926 гг. работы по ликвидации безграмотности и малограмотности практически не велись. Существовавшая и работавшая школа о. Беринга испытывала значительные трудности: не хватало письменных принадлежностей, охват школьным образованием был неполным, ликбез работал недостаточно [13].

Тем не менее, культпросвет работа среди населения проводилась самим волревкомом, но согласно плана и указаний сверху, инициативы снизу, от самого волревкома, практически не было. Так, 16 декабря 1925 г. пришла телеграмма от отдела корреспонденции РОСТА, согласно которой 20 декабря в рамках празднования Революции 1905 г. необходимо было провести митинги и подготовить доклады по заданным темам: «Ужасы царизма, социально-политические причины, вызвавшие революцию 1905 г., итоги и свершения революции»..., «Значение 1905 г. (пробуждение самосознания, разочарованность царизмом, рост уверенности в своих силах и необходимость союза рабочих и крестьян)», «1905 г. как ступень к семнадцатому году» [14]. Беседы проводились также о ситуации в Китае, вопросе о КВЖД, внешнеполитическом положении советского государства, важности вовлечения женщин, особенно женщин-туземок, в общественную и общественно-политическую жизнь [19].

Согласно протоколам волревкома, отделение церкви от государства произошло на Командорских островах в 1924 г., на территории было 2 группы верующих (о. Беринга и о. Медный), общим числом 54 чел. [16]. Эти же общины управляли имуществом церкви, фактически же они были лишены права собираться. В 1926 г. «религиозные спевки» были объявлены правонарушением и волревком и сельревкомы обязаны были ужесточить контроль за общественным порядком [17]. Однако, в 1924-1926 гг. религиозные общины собирались, еще играли важную роль в формировании сознания общественности,

что подтверждает факт борьбы советских органов власти с их собраниями. Ответом советских властей на работу религиозных общин стало также создание ячеек советских общественных и общественно-политических организаций: пионерской, комсомольской, партийной, ОСОАВИА-ХИМа, ДОДД и др.

В целом в 1924-1926 гг. в среде командорских алеутов происходило становление и укрепление советской власти, создание советских органов управления территорией. Шло активное распространение советской культуры и идеологии. Основным способом ретрансляции советских ценностей были массовые беседы с населением, митинги, организация и проведение советских праздников. В своей деятельности Командорский волревком сталкивался со значительными труд-

ностями, связанными, прежде всего, с финансированием и практическим отсутствием денежного обращения на островах, их удаленностью от центра. Тем не менее, советизация у алеутов шла значительно быстрее, чем в центре и на севере Камчатки, в силу их оседлого образа жизни и попыток советских властей решить бытовые проблемы населения (ремонт домов, продовольственное снабжение, предоставление медицинской помощи). Эти меры советских властей формировали положительный образ советской власти среди алеутов и способствовали ускоренному процессу советизации. Во многом меры советских властей способствовали закреплению населения на Командорских островах и предотвратили постепенное вымирание командорских алеутов.

СПИСОК СОКРАЩЕНИИ И АББРЕВИАТУР

Волревком — волостной революционный комитет ГАКК — Государственный архив Камчатского края Губревком — губернский революционный комитет ДОДД — добровольное общество друзей детства КВЖД — Китайская восточная железная дорога

ОСОАВИАХИМ — Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству РАК — Российско-Американская компания РОСТА — Российское телеграфное агентство Сельревком — сельский революционный комитет

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИИ СПИСОК

1. Редько Б. А. Алеуты Командорских островов // Производительные силы Дальнего Востока. — Вып. 5., Хабаровск-Владивосток, 1927. — С. 69-112.

2. Феденок Ю. Н. Коренные малочисленные народы Севера: проблемы современного развития (Аналитический обзор) // Этнокультурные процессы в России на рубеже ХХ-ХХ1 веков. — М.: ИНИОН, 2006. — С. 116-141

3. ГАКК. — Ф. Р-187. — Оп. 1. —Д. . — Л. 5.

4. ГАКК. — Ф. Р-187. — Оп. 1. —Д. . — Л. 6-6 Об.

5. ГАКК. — Ф. Р-187. — Оп. 1. — Д. 1 . — Л. 11.

6. ГАКК. — Ф. Р-187. — Оп. 1. — Д. 1 . — Л. 12.

7. ГАКК. — Ф. Р-187. — Оп. 1. — Д. 1 . — Л. 58.

8. ГАКК. — Ф. Р-187. — Оп. 1. — Д. 1 . — Л. 120, 120 об.

9. ГАКК. — Ф. Р-187. — Оп. 1. — Д. 1 . — Л. 126.

10. ГАКК. — Ф. Р-187. — Оп. 1. — Д. 1 . — Л. 124, 124 об.

11. ГАКК. — Ф. Р-187. — Оп. 1. — Д. 1 . — Л. 47 об.

12. ГАКК. — Ф. Р-187. — Оп. 1. — Д. 1 . — Л. 60.

13. ГАКК. — Ф. Р-187. — Оп. 1. — Д. 1 . — Л. 84, 84 об.

14. ГАКК. — Ф. Р-187. — Оп. 1. — Д. 1 . — Л. 81.

15. ГАКК. — Ф. Р-187. — Оп. 1. — Д. 1 . — Л. 99, 99 об.

16. ГАКК. — Ф. Р-187. — Оп. 1. — Д. 1 . — ЛЛ. 117-128.

17. ГАКК. — Ф. Р-187. — Оп. 1. — Д. 1 . — ЛЛ. 136-137.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.