Научная статья на тему 'Управление аборигенами Камчатки в досоветский и советский периоды: цели и итоги'

Управление аборигенами Камчатки в досоветский и советский периоды: цели и итоги Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
131
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Камчатка / аборигены / управление / досоветский и советский периоды. / Kamchatka / aborigines / management / pre-soviet and soviet periods.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Н В. Толкачева

В статье анализируются цели и итоги управления коренными этносами Камчатки в царский и советский периоды. В досоветский период сменилось несколько подходов к управлению: прямое колониальное, косвенное, согласно «Уставу об инородцах» 1822 г., а к концу XIX – началу XX в. была сделана попытка «обрусения инородцев». Итоги политики этого периода были больше отрицательными. В советский период сменилось два подхода – вначале учитывались особенности аборигенов, затем автохтонные этносы интегрировались в новую общность – советский народ. За годы Советской власти коренное население сделало скачок от первобытности к современной цивилизации, однако не без потерь в хозяйственной и духовно-культурной сферах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF KAMCHATKAN INDIGENOUS POPULATION DURING PRE-SOVIET AND SOVIET PERIODS: GOALS AND RESULTS

The goals and results of management of native Kamchatkan peoples during tsarist and soviet periods are analyzed in the paper. Several approaches to manage were undertaken during pre-soviet time: a direct colonial, indirect based on ''The Charter on Non-Russians'' of 1822, and by the end of 19th – beginning of 20th century an attempt was made ''to Russify non-Russians''. The results of such policy were rather negative. During soviet time two approaches replaced each other – at first peculiarities of aborigines were taken into account but then indigenous ethnoses were subjected to integration to a new community – soviet people. In the years of Soviet government indigenous peoples made a leap from primeval state to civilization, however with some losses in the economic and spiritual-cultural spheres.

Текст научной работы на тему «Управление аборигенами Камчатки в досоветский и советский периоды: цели и итоги»

УДК 94(47):908(571.66)

Н.В. Толкачева

Камчатский государственный технический университет, Петропавловск-Камчатский, 683003 e-mail: [email protected]

УПРАВЛЕНИЕ АБОРИГЕНАМИ КАМЧАТКИ В ДОСОВЕТСКИЙ И СОВЕТСКИЙ ПЕРИОДЫ: ЦЕЛИ И ИТОГИ

В статье анализируются цели и итоги управления коренными этносами Камчатки в царский и советский периоды. В досоветский период сменилось несколько подходов к управлению: прямое колониальное, косвенное, согласно «Уставу об инородцах» 1822 г., а к концу XIX - началу XX в. была сделана попытка «обрусения инородцев». Итоги политики этого периода были больше отрицательными. В советский период сменилось два подхода - вначале учитывались особенности аборигенов, затем автохтонные этносы интегрировались в новую общность - советский народ. За годы Советской власти коренное население сделало скачок от первобытности к современной цивилизации, однако не без потерь в хозяйственной и духовно-культурной сферах.

Ключевые слова: Камчатка, аборигены, управление, досоветский и советский периоды.

N.V. Tolkacheva

Kamchatka State Technical University, Petropavlovsk-Kamchatsky, 683003 e-mail: [email protected]

MANAGEMENT OF KAMCHATKAN INDIGENOUS POPULATION DURING PRE-SOVIET AND SOVIET PERIODS: GOALS AND RESULTS

The goals and results of management of native Kamchatkan peoples during tsarist and soviet periods are analyzed in the paper. Several approaches to manage were undertaken during pre-soviet time: a direct colonial, indirect based on ''The Charter on Non-Russians'' of 1822, and by the end of 19th - beginning of 20th century an attempt was made ''to Russify non-Russians''. The results of such policy were rather negative. During soviet time two approaches replaced each other - at first peculiarities of aborigines were taken into account but then indigenous ethnoses were subjected to integration to a new community - soviet people. In the years of Soviet government indigenous peoples made a leap from primeval state to civilization, however with some losses in the economic and spiritual-cultural spheres.

Key words: Kamchatka, aborigines, management, pre-soviet and soviet periods.

К приходу русских людей в Сибирь у Российского государства уже имелся богатый опыт управления аборигенами, базировавшийся на практике, применявшейся здесь ранее монголами.

Первый этап хронологически охватывает XVII - начало XVIII вв. Отношение к коренному населению объяснялось чисто практическим интересом, связанным с пополнением казны ясаком, который был важной статьей государственного дохода.

Система управления «инородцами» включала в качестве важнейшего элемента принцип их внутреннего самоуправления [1]. Вначале вся полнота власти на местах передавалась в руки воевод. Сбор ясака осуществлялся ясачными сборщиками. В результате ясачной реформы (1763-1769 гг.), в соответствии с которой упразднялся институт ясачных сборщиков и аманатст-во, функции сбора ясака передавались в руки «князцов» и старшин, при этом за исправность ясачных платежей отвечали не только административные лица, но и весь род в целом; разрешалась уплата ясака как пушниной, так и деньгами [2]. Данная система управления аборигенами оставалась практически неизменной до 1822 г.

В «Уставе об управлении инородцев», подготовленном М.М. Сперанским, была сделана попытка соединить консервативную направленность политики в отношении коренного населения с объективными потребностями в реформах [3], [4].

К концу XIX в. административные преобразования были направлены на усиление имперской полицейской опеки над автохтонами и на их скорейшее «слияние» с русским населением. Таким образом, на протяжении XVII-XIX вв. были реализованы несколько моделей управления - прямого и косвенного колониального управления, в XIX в. затем начался переход к управлению по крестьянскому образцу, а к концу XIX в. к ликвидации сословия «инородцев» как такового [5].

В результате досоветский период управления коренными народами Камчатки привел к следующим итогам.

1. Методы включения коренных жителей Камчатки в состав Русского государства не учитывали особенностей аборигенного населения, ительмены находились на стадии становления патриархально-родового строя, также не было родовой организации у коряков - и оседлых, и кочевых [6, с. 331, 323]. Аборигенам были непонятны требования об уплате ясака, насилие вызывало ответное сопротивление [7, с. 67-68]. Ясачная и подводная повинности, а также обслуживание экспедиций оказались непосильными из-за низкого уровня развития экономики аборигенов, они разоряли примитивное хозяйство коренных народов, к тому же это сопровождалось злоупотреблениями ясачных сборщиков, приказчиков и простых казаков [6, с. 90]. Разоряла коренные народы и неэквивалентная торговля.

2. Вооруженные столкновения, и в особенности эпидемии, привели к резкому сокращению численности населения, в особенности это коснулось ительменов и оседлых коряков.

3. В результате русского влияния изменился социальный строй камчатских аборигенов. Выделился слой тойонов - вождей, администраторов - сельских старост, их заместителей - есаулов, шел процесс социальной дифференциации, что вызывало в их среде социальные конфликты.

4. Миссионерская деятельность РПЦ на территории Камчатки имела двойственное значение. В XVIII в. добровольно принявшие крещение этносы Камчатки освобождались от ясака (правда, церковные требы стоили очень дорого). В XIX в. сибирские инородцы православной веры освобождались от рекрутчины и военной повинности (указом Николая I, 1833 г. и Александра II, 1874 г.). К рубежу XIX-XX вв. были обращены в православие ительмены, быстрин-ские эвены, алеуты, береговые коряки.

5. Важно отметить, что с присоединением к России коренные народы Камчатки испытали на себе благотворное влияние русского народа с его неизмеримо более высокой культурой [8, с. 155].

В хозяйство и быт ительменов, коряков, алеутов и эвенов вошли новые орудия труда, материалы, пищевые продукты, появились совершенно новые для коренного населения занятия -земледелие и стойловое животноводство.

Таким образом, вследствие колонизации Камчатки, у коренных народов полуострова произошли крупные изменения в демографической, экологической, экономической, этнокультурной сферах.

После победы Октябрьской революции принятая 2 ноября 1917 г. «Декларация прав народов России» на законодательном уровне объявляла равенство всех народов Российской Федерации [9].

В 1920-е гг. сформировалась патронажная политика, которая подразумевала постепенное выведение малых народов из самоизоляции и включение их в общероссийскую жизнь. Общее руководство национальным строительством в стране осуществлял Народный комиссариат по делам национальностей РСФСР (Наркомнац), 20 июня 1924 г. был создан Комитет Севера, в мае 1925 г. - Дальневосточный Комитет содействия народностям северных окраин.

Необходимость приобщения к процессу преобразований экономики и социальных отношений коренных народов Камчатки требовала глубокого изучения их хозяйства, быта и языка. В 19261927 гг. много сведений об аборигенах было получено в ходе проведения на Камчатке Приполярной переписи. С 1930 г. этнографическое изучение аборигенных народов Камчатки проводилось сотрудниками Пенжинской культбазы А.Г. Апполовым, Н.Н. Билибиным, В.М. Крыловым, Е.П. Орловой. Огромный вклад в этнографию и лингвистику коряков внес С.Н. Стебницкий.

В 30-е гг. ставилась и решалась задача модернизации традиционного уклада жизни коренных народов Камчатки, искусственного приближения их социально-экономического и политического уровня к уровню современных мировых наций. В этот период начался этап «советизации», этническое самоуправление замещалось государственным. Советское руководство разделило все

народы Сибири на отдельные группы и, соответственно, придало им разные формы и уровни автономии. 10 декабря 1930 г. был образован Корякский национальный округ, а в 1932 г. - Алеутский и Быстринский районы Камчатской области [10, с. 67]. Впервые за всю свою историю коренные народы Северо-Востока получили свои национально-государственные объединения.

После ряда корректировок данная система управления к середине 40-х гг. полностью устоялась и просуществовала почти без изменений до 1991 г. Первоначально создание национальных округов имело положительное значение, позволяло оперативно вовлекать северные окраины в новые условия жизни и ликвидировать отсталость. В то же время с момента их образования государственно-правовое развитие народов Севера приостановилось.

В 1930-е гг. интересы народов Севера были подчинены потребностям развития государства. Изменился статус управления аборигенами. Если в 1920-е гг. вопросы жизни и развития северян решались на уровне ВЦИК и ЦК ВКП(б), то в 1930-е гг. управление ими вначале передали на уровень региона, а затем и в руки районных партийных и советских органов. В 1935 г. был ликвидирован Комитет Севера, что привело к ухудшению положения малочисленных народов [11, с. 10].

Процесс коллективизации на Камчатке привел к подрыву уклада жизни и хозяйства аборигенов. Сплошная коллективизация сопровождалась насильственным переводом кочевого населения на оседлый образ жизни.

В мае 1925 г. постановлением пленума Комитета Севера была признана целесообразной организация на Крайнем Севере культбаз - комплексных и культурно-просветительных учреждений, которые создавались в наиболее отдаленных и наименее обжитых районах. В 1930 г. была основана Пенжинская культбаза Корякского национального округа.

Одним из важнейших направлений культурной политики Советского государства стала ликвидация неграмотности населения. В течение 1932-1936 гг. создавалась письменность для народностей Дальнего Востока, в 1936-1938 гг. она была переведена с латиницы на кириллицу. Только за семь лет, с 1926 по 1932 гг., расходы на нужды школьного образования на Камчатке возросли более чем в 14 раз. В 1933 г. в Корякском округе было 42 школы, в которых училось 1 545 учащихся [12, с. 45]. Среди трудностей можно отметить отсутствие учителей, знающих язык аборигенов, в частности, в 1930-1931 гг. в Корякии работало только 13 учителей из представителей местных народов [13, с. 40].

Наряду с развитием просвещения (ликбезы, красные яранги) в 30-е гг. открывались национальные педагогические училища, в частности на Камчатке, - в Тигиле.

В начале культурных преобразований обучение детей оленеводов велось в кочевых школах. Но в 1931 г. Комитет Севера призвал к укреплению и расширению сети школ-интернатов, которые были восприняты местным населением настороженно. Оленеводы не соглашались на выезд своих детей из стойбищ. А дети не хотели покидать родителей. Для них перемены в жизни проходили очень болезненно [13, с. 42]. Развал семейных устоев коренных северян, ломка вековых родовых взаимоотношений, разрыв связи поколений во многом обусловлены интернатской формой обучения детей. Кроме того во время культурной революции на Севере недостаточно учитывались этнопсихологические особенности коренных народов [13, с. 40].

На начальном этапе советская власть, «отстаивая свободу национального развития, на деле последовательно претворила в жизнь этот важнейший принцип» [14, с. 290]. В конце 20-х-30-х гг. курс на развитие национальных языков и национальной культуры был свернут. Провозглашенная в стране установка на слияние наций привела к тому, что основное внимание было уделено интернационализации культуры северных народов в ущерб развитию национального в их культурах. С 1959 по 1979 гг. языки аборигенов Камчатки не преподавались в школах и стали забываться.

В 1912 г. на Камчатке работали два врача (в основном в Петропавловске), медицинская помощь осуществлялась 12 фельдшерами, 10 медсестрами и четырьмя повивальными бабками (заметим, тогда в составе Камчатки была и Чукотка). Отсутствие медперсонала, а следовательно, и достаточной лечебной сети заставляло население севера Камчатки, преимущественно коренное и, особенно, кочевое, обращаться за помощью к доморощенным медикам: знахарям и шаманам [15, с. 347]. С 1924 г. на Севере в течение нескольких лет действовали разъездные «врачебно-обследовательные» отряды Российского общества Красного Креста (РОКК) и комиссариата здравоохранения, они положили начало культурному развитию и приобщению людей к чистоте и опрятности. К 1930 г. медицинское обслуживание было налажено в большинстве населенных

пунктов области, где проживало коренное население. В 1932 г. в КНО действовало 4 медицинских пункта. За пять лет, с 1931 по 1935 гг., расходы на медицинские нужды жителей Корякского округа выросли в 11 раз [16, с. 187]. В 1965 г. в КНО работало 125 врачей, или 28 врачей на 10 тыс. населения, и 284 представителя среднего медицинского персонала - 80 человек на 10 тыс. человек, что было выше общесоюзных показателей [10, с. 152]. Налаживание медицинской помощи привело к росту численности коренных народов.

В 80-е гг. наметились новые подходы к государственному управлению малочисленными народами Севера. Шли поиски специфических национальных форм и методов хозяйственной организации (внедрение системы «традиционного природопользования» для жизнеобеспечения коренных этносов), местного самоуправления, решения проблем социальных, экономических, в культурной сфере. Однако ожидаемых положительных изменений в жизни народов Севера и, конкретно Камчатки, не произошло. Напротив, резкое ухудшение социально-экономической ситуации в России в целом привело к катастрофическому до крайних форм возможности выживания ухудшению положения коренных народов, в первую очередь, в транспортно изолированных от обжитых районах [17, с. 8].

В советское время все коренные жители потеряли ряд льгот, которыми они пользовались прежде - уменьшенное налогообложение, отсутствие воинской повинности и др. Но, одновременно, почти все народы обрели свою письменность, больше возможностей получения любого уровня образования, современную медицину и т. д.

За десятилетия советской власти коренное население Камчатки прошло путь, равный не одному тысячелетию.

В то же время деградация среды обитания, ускоренное разрушение этнического своеобразия, самобытной национальной культуры, утрата бесценных знаний освоения экологической ниши [18] привели часть аборигенов к иждивенчеству, алкоголизму, росту преступности.

В годы перестройки и радикальных реформ этносы Камчатки вошли в полосу глубокого системного кризиса, особо обострившегося в настоящее время [19].

Оценивая итоги управления коренным населением Камчатки в царской России и СССР, следует отметить, что по ряду показателей они были положительными.

1. После установления царской власти в XVIII в. и в периоды, когда на Камчатке прекращались эпидемии (XVIII, XIX и XX вв.), численность коренного населения росла, но, к примеру, восстановить количество ительменов, проживавших на полуострове до прихода русских, не удалось.

2. Национальное самосознание, культуру этносов удалось сохранить.

3. Элементы автономии существовали как в царское время (национально-конфессиональная), так и национально-территориальная в советское время.

4. К концу XVIII в. не было допущено крупных вооруженных выступлений коренного населения Камчатки против русской власти [1].

В настоящее время стоит задача сохранить уникальные культуры коренных этносов Камчатки, являющиеся ценностями для человечества. Это задача не только самих аборигенных народов, выросшее самосознание которых пробудило их желание решать самим накопившиеся проблемы, но и государства. Проблемы управления малочисленными коренными народностями Севера сегодня - часть проблем государственной политики северов и национальной политики РФ.

Литература

1. Скобелев С.Г. Коренные народы Сибири: опыт управления в Российской империи и СССР (XVII-XX вв.) // Сибирская заимка, 1998 - 1999 г. - URL: http://www.zaimka.ru/ power/skobelev5.shtml (дата обращения 23.03. 2019.).

2. Элерт А.Х. Взаимоотношения с аборигенами в XVIII - первой четверти XIX в. // Электронный журнал «Освоение Сибири» [Электронный ресурс]. - URL: http://www.sibheritage. nsc.ru) Источник: https://historylib.org/historybooks/Istoriya-Sibiri-KHrestomatiya/10 (дата обращения: 23.03. 2019.).

3. Конев А.Ю. Система административного управления у коренных народов СевероЗападной Сибири в XVIII - начале XX вв. [Электронный ресурс]: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Самара, 1994. - URL: http://cheloveknauka.com/sistema-administrativnogo-upravleniya-u-korennyh-narodov-severo-zapadnoy-sibiri-v-xviii-nachale-xx-vv (дата обращения: 23.03. 2019.).

4. Коновалов И.А. Политико-правовой статус коренного населения Сибири в «Уставе об управлении инородцев» 1822 года // Genesis: исторические исследования. - 2018. - № 1. - С. 20-27.

5. Герасимов Г.И. Идеалистическая история России (середина XIX - начало XX вв.) [Электронный ресурс]. - Тула, 2013. - URL: http://padabum.com/d.php?id=75385 (дата обращения: 23.03. 2019.).

6. Общественный строй у народов Северной Сибири. XVII - начало XX вв. / Отв. ред. И.С. Гурвич и Б.О. Долгих. - М.: Наука, 1970. - 454 с.

7. Непомнящая М.М. Методы управления аборигенным населением Камчатки в XVII -XVIII веках и их последствия // Культурно-историческое развитие народов Камчатки: Сб. докл. межд. науч.-практ. конф. - Петропавловск-Камчатский: Изд-во Камчатского гос. пед. ин-та, 1999.- С. 66-68.

8. Старкова Н.К. Ительмены. Материальная культура XVIII в. - 60-е годы XX века. Этнографические очерки / Отв. ред. Ю.А. Сем. - М.: Наука, 1976. - 166 с.

9. Декларация прав народов России 2 ноября 1917 г. // Собрание узаконений РСФСР. -1917. - № 2. - Ст. 18.

10. Кузаков К.Г. Ожившая тундра (Социализм и судьбы народов Севера Дальнего Востока). -Владивосток: Дальневосточное книжное изд-во, 1973. - 200 с.

11. Гурвич И.C. Еще раз к вопросу о переходе малых народов Севера и Дальнего Востока к социализму // Вопросы истории КПСС. - 1964. - № 9. - С. 9-12.

12. Кузаков К.Г. Минуя стадию капитализма. - Петропавловск-Камчатский: Дальневосточное книжное изд-во, 1968. - 61 с.

13. Пыхтеева И.В. Смешение шипящих и глухих... Итоги и уроки культурных преобразований, осуществленных за годы советской власти у малочисленных народов Камчатки // Куда плывет Камчатка?: Сб. ст. - Петропавловск-Камчатский, 1993. - С. 39-48.

14. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М., Чернобаев А.А. Политическая история Российского государства: Учеб. для вузов. - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. - 487 с.

15. Князькина Т.А. Медицинские кадры Камчатки в первой половине ХХ в. // Вопросы истории Камчатки / Отв. ред. С.В. Гаврилов. Вып. 1. - Петропавловск-Камчатский: КамчатГТУ, 2005. - С. 347-368.

16. Грицай И.В. Оценка состояния здоровья коренных народов Камчатки к началу 90-х годов прошлого века // Вестник Камчатского государственного технического университета. - 2004. - № 3. - С. 187-191.

17. Моисеев Р.С. Об одной тенденции в развитии народов Севера в Камчатской области // Культурно-историческое развитие народов Камчатки: Сб. докл. межд. науч.-практ. конф. - Петропавловск-Камчатский: Изд-во Камчатского гос. пед. ин-та, 1999. - С. 7-11.

18. Петрашева В.В. Ценностный аспект познания традиционных культур народов Камчатки // Культурно-историческое развитие народов Камчатки: Сб. докл. межд. науч.-практ. конф. -Петропавловск-Камчатский: Изд-во Камчатского гос. пед. ин-та, 1999. - С. 90-93.

19. Гореликов А.И. Коренные малочисленные народы Дальнего Востока в условиях советской модернизации 30-х гг.: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. - Комсомольск-на-Амуре, 2004. - 25 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.