Научная статья на тему 'Изменение парадигмы научных взглядов на экономическую безопасность Российской Федерации'

Изменение парадигмы научных взглядов на экономическую безопасность Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
179
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экономическая безопасность / национальная безопасность / экономика / закон / государство / economic security / national security / economy / law / state

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Геворг Тевосович Малашенко

В динамичных условиях современной общественной жизни обеспечение национальной безопасности страны входит в круг наиболее приоритетных задач государственной политики, от успешной реализации которых зависит стабильное будущее развитие государства. Санкции стран Запада и США, пандемия, падение цен на нефть и снижение курса национальной валюты поставили вопрос обеспечения экономической безопасности страны достаточно остро, в связи с тем, что под их влиянием экономическая и политическая ситуация в России стала наименее стабильной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Changing the paradigm of scientific views on the economic security of the Russian Federation

In the dynamic conditions of modern public life, ensuring the country’s national security is one of the most priority tasks of State policy, the successful implementation of which determines the stable future development of the State. Western and US sanctions, pandemics, falling oil prices and the depreciation of the national currency raised the issue of ensuring the country’s economic security, due to the fact that under their influence the economic and political situation in Russia has become the least stable.

Текст научной работы на тему «Изменение парадигмы научных взглядов на экономическую безопасность Российской Федерации»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Научная статья УДК 342.4

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2021-5-158-162 NIION: 2015-0066-5/21-095 MOSURED: 77/27-011-2021-05-294

Изменение парадигмы научных взглядов на экономическую безопасность Российской Федерации

Геворг Тевосович Малашенко

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Москва, Россия,

malashenko.georg@gmail.com

Аннотация. В динамичных условиях современной общественной жизни обеспечение национальной безопасности страны входит в круг наиболее приоритетных задач государственной политики, от успешной реализации которых зависит стабильное будущее развитие государства. Санкции стран Запада и США, пандемия, падение цен на нефть и снижение курса национальной валюты поставили вопрос обеспечения экономической безопасности страны достаточно остро, в связи с тем, что под их влиянием экономическая и политическая ситуация в России стала наименее стабильной.

Ключевые слова: экономическая безопасность, национальная безопасность, экономика, закон, государство

Для цитирования: Малашенко Г. Т. Изменение парадигмы научных взглядов на экономическую безопасность Российской Федерации // Вестник экономической безопасности. 2021. № 5. С. 158-162. https://doi. org/10.24412/2414-3995-2021-5-158-162.

Original article

Changing the paradigm of scientific views on the economic security of the Russian Federation

Gevorg T. Malashenko

High School of Economics University, Moscow, Russian Federation, malashenko.georg@gmail.com

Abstract. In the dynamic conditions of modern public life, ensuring the country's national security is one of the most priority tasks of State policy, the successful implementation of which determines the stable future development of the State. Western and US sanctions, pandemics, falling oil prices and the depreciation of the national currency raised the issue of ensuring the country's economic security, due to the fact that under their influence the economic and political situation in Russia has become the least stable.

Keywords: economic security, national security, economy, law, state

For citation: Malashenko G. T. Changing the paradigm of scientific views on the economic security of the Russian Federation // Bulletin of economic security. 2021;(5):158-62. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2021-5-158-162.

Экономическая безопасность - экономическая регионов безопасность России представляет собой совокупность условий, созданных в экономическом субъекте, при которых обеспечивается защита от внутренних и внешних угроз, выполнение целей его функционирования (Л. И. Абалкин, А. И. Илларионов, Л. М. Кунбутаев, А. С. Минзов, С. В. Кортунов и др.). Классификация угроз экономической безопасности представлена в работах Л. И. Абалкина, Е. М. Бухвальда, А. А. Куклина, А. Л. Мызина,

© Малашенко Г. Т., 2021

Е. А. Олейникова, А. Г. Светлакова, В. К. Сенчагова, В. Л. Тамбовцева, А. И. Татаркина и др. [7, с. 116].

Экономической безопасности в научной литературе уделено достаточно много внимания: это понятие рассматривают на разных уровнях организационно-хозяйственной деятельности, в разных сферах жизнедеятельности. Интерес «подогревается» новыми официальными документами, принятыми на государственном уровне. Последним таким документом стала Стратегия экономической безопасно-

JURISPRUDENCE

сти РФ на период до 2030 года, которая направлена на обеспечение противодействия вызовам и угрозам экономической безопасности, предотвращение кризисных явлений в ресурсно-сырьевой, производственной, научно-технической и финансовой сферах, а также на недопущение снижения качества жизни населения [6].

В целях проведения мониторинга экономической безопасности рассматривают разные модели оценки экономической безопасности:

- динамическую/индикативную (сравнение показателей с базовым/пороговым уровнем),

- сравнительную (определение рейтинга по конкурирующим экономическим системам),

- комплексную (определение интегрального показателя и его уровня по соответствующей шкале),

- ресурсно-функциональной (оценка влияния ресурсов по установленным критериям),

- градационную (установление градаций: опасно/неопасно) оценки.

К внутренним угрозам экономической безопасности можно отнести такие угрозы, которые возникают в самом объекте управления уровнем экономической безопасности (недостаток финансовых ресурсов, информации, технико-технологического и материального обеспечения, высокий износ основных средств, низкая квалификация работников и специалистов, слабая организация управления и т. п.), внешние угрозы экономической безопасности приходят из вне объекта, из его внешнего окружения (спрос и предложение на продукт, климат, ценообразование у конкурентов и контрагентов, уровень налогообложения, государственная экономическая политика, курс рубля и уровень ключевой ставки и т. п.).

Причем, степень вероятности причинения ущерба/вреда носит существенный характер в принятии управленческого решения, что требует качественного проведения оценки риска в определении и разработке соответствующих программ, прогнозов, стратегий развития, а также в создании механизма защиты от внутренних и внешних угроз, то есть организации устойчиво функциональной системы экономической безопасности в целях определения степени угрозы и проектирования возможных последствий от их наступления или реализации. Для наглядности представления показателей рисков часто на практике применяют «карту рисков» или матрицу рисков, которая строится на основе качественной и количественной оценке рисков.

В целях оценки экономической безопасности рассматривают такие показатели, которые охватывают такие сферы, как:

- функционально составляющие экономической безопасности (инвестиционные, внешнеэкономические, производственные, инновационные, финансовые);

- по охвату (показатели мезо-, макро, микроуровня экономики, безопасности личности);

- по качеству (индикаторы, пороговые значения, индексы), по уровню влияния (внешние, внутренние);

- по социально-экономическому воздействию (продовольственные, демографические, криминальные;

- трудовые показатели, показатели уровня жизни и доходов населения).

Методологию оценки экономических рисков рассматривали такие авторы, как Ю. А. Слепцова и Р. М. Качалова, применение индексного метода в оценке риска уровня экономической безопасности -В. К. Сенчагов и С. Н. Митяков. При этом многие авторы склоняются к определению нормального уровня риска, так как в условиях конкурентной борьбы без риска невозможно создавать базу наращивания доходов. Так И. Н. Санникова, Т. А. Рудакова, Э. В. Та-тарникова отмечают положительное значение риска в получении дополнительных экономических выгод по сравнению с прогнозом или альтернативными вариантами развития экономической системы.

Механизм управления рисками включает систему разработки, организации, реализации и корректировки процессов, происходящих в экономической системе объекта (инженерно-технических, экономических, социальных, организационных и т. п.) в целях снижения угроз (потенциальных, выявленных, ликвидации уже понесенного урона). В системе управления уровнем экономической безопасности желательно иметь несколько критериев, по оценке каждого риска. Однако в каждом конкретном случае такое положение весьма проблематично, что создает условия необходимости создания схемы поведения при отклонении индикаторов по основным угрозам возникновения рисков.

В современной фазе состояния мировой экономической системы - перехода от глобализации, взаимозависимости и международной конкуренции к распаду ее на отдельные панрегионы, с высоким уровнем напряженности между странами и регионами (с растущими торговыми, историческими, финансовыми, экономическими, расовыми и национальными конфликтами), растут экономические риски.

Введение локдауна оказало влияние на экономику многих стран мира, что отразилось на повышении на повышение банкротства многих предприятий и физических лиц, росту конкуренции, усилению негативных тенденций в отдельных сферах экономики, прежде всего в секторе высоких технологий (кибер-преступность и мошенничество), экономической информации (промышленный шпионаж), незаконного оборота капитала и денежных средств (крупный бизнес выводит капитал, мелкий уходит от налогообложения). Страны, в условиях неопределенности и кон-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

фликтности, пытаются поддерживать уровень жизни населения, используя все необходимые инструменты для его сохранения, создавая необходимый уровень экономической безопасности, изменяя во внутреннем экономическом контуре тенденции развития отдельной территории. Уровень экономической безопасности региона проявляется через создание устойчивой экономической системы региона в рамках установленных показателей (индикаторов) экономической безопасности (эталонные показатели уровня жизни, создания добавочной стоимости, формирования регионального бюджета и т. п.), которые интегрированы в систему управления социально-экономическим развитием региона. В функционировании данного механизма опираются на несколько подходов:

- организация работы в рамках федерального законодательства в сфере экономической безопасности;

- ретроспективная оценка экономической безопасности региона;

- оценка ущерба и его составляющих от последствий угроз экономической безопасности региона;

- создание моделей причинно-следственных связей между угрозами и ущербом экономике региона;

- выделение сфер региональной экономики наиболее подверженных угрозам и проблемам;

- создание реестра участников системы экономической безопасности региона, функций и объектов управления;

- выработка стратегии обеспечения защиты от рисков и угроз, программ принимаемых мер защиты, разработка алгоритма взаимодействия всех уровней управления экономической безопасности региона.

Экономическая безопасность - одна из важных составляющих национальной безопасности. Согласно Стратегии экономической безопасности РФ на период до 2030 года обеспечение экономической безопасности служит основой реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации [5]. Экономическая безопасность включает такие уровни, как международная, национальная, региональная, предприятия (организации), личности. В то же время она представляет собой единство государства, общества и личности на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. В системе национальной безопасности экономическая безопасность отвечает за создание устойчивой экономической системы на внутреннем контуре через создание необходимых условий эффективного экономического роста и развития национальной экономики, а внешняя экономическая безопасность направлена на создание условий противостояния внешним экономическим угрозам, негативному воздействию внешних игроков рынка, мировому финансовому кризису.

Особенностью современной экономики является то, что любой объект находится в рискованной зоне

функционирования. Отсюда выявление, идентификация и своевременная нейтрализация негативных явлений, которые могут принести непоправимый ущерб хозяйственной системе, становится насущной задачей соответствующих структур управления.

На сегодняшний день имеется множество методологий исследования рисков и угроз, которые оказывают воздействие на уровень экономической безопасности объекта любого уровня. При этом понятие риска отражает возможность или вероятность наступления потенциальной угрозы, которая может принести соответствующий ущерб. Угроза представляется как комплекс разнообразных рисков и его воздействие на повышение силы опасности уничтожения/разрушения экономической системы в целом или ее элементов, которая в системе экономической безопасности представляется как негативное явление, создающее препятствия по экономическому развитию, повышению использования производственного и трудового потенциала, наращиванию социальной деструктивной ситуации, неэффективности использования природных ресурсов, дисбаланса в финансовой сфере.

Следует отметить, что безопасность в научной литературе понимается как: состояние защищенности; отсутствие риска; отсутствие опасности; условия отсутствия воздействия различного рода угроз; способность обеспечивать устойчивое развитие; способность сохранять свою сущность; ситуация спокойствия; свойство системы, построенной на принципах устойчивости, саморегуляции, целостности.

Экономическая безопасность присуща социально-экономическим системам, и поэтому представленные выше определения характеризуют ее в полной мере с акцентом на социально-экономическую природу явления. Сложные процессы, происходящие в социально-экономических системах, протекают под воздействием различных факторов - как положительных, так и отрицательных. Для стратегического планирования безопасного социально-экономического развития возникает необходимость учета такого влияния. Формирование теоретико-методологических и теоретических походов к диагностике экономической безопасности для выявления основных угроз и вызовов позволит повысить устойчивость экономики, обеспечить стабильный экономический рост, поддерживать, а в дальнейшем и наращивать, инновационный потенциал развития экономики [7, с. 118].

В социально-экономической истории всех мировых цивилизаций можно найти примеры всех трех разновидностей теневой экономической деятельности. Однако степень их развития может существенно варьироваться в зависимости от того, насколько органичны для той или иной цивилизации институты правового общества. Поэтому для комплексного анализа современных форм криминализации в России обще-

JURISPRUDENCE

ства и экономики необходимо знать историческую перспективу, т. е. понимать, какие разновидности теневой экономики глубже укоренены в «генокоде» российской цивилизации, а какие слабее.

Эпохи развития общества влияют на угрозы экономической безопасности. Рассмотрим, как меняются угрозы в соответствии с типами обществ, выделенных Д. Беллом. В основном выделяют два вида угроз экономической безопасности: внешние и внутренние [4]. За период с 1998 по 2016 гг. вектор действия угроз меняется: преобладают то внутренние, то внешние угрозы. Характер угроз становится системным, т. е. действие угрозы может разрушить социально-экономическую систему в целом или перевести ее на новый уровень развития. В настоящее время большую роль играют внешние системные угрозы. Примером таких угроз являются санкции, отставание от мирового цивилизованного развития [2].

Международный валютный фонд в докладе по мировой экономике представил прогноз, в котором указано, что Россия увеличит отставание как от развития государств Запада, так и от развивающихся стран из-за структурной однобокости экономики, нефтяной зависимости и деградации инвестиционного климата. Например, А. Кудрин заявил, что Россия в 10 раз отстала от передовых экономик мира в сфере развития современных технологий, что гарантирует стране низкие темпы роста на годы вперед. Основу экономического роста в мире в ближайшие 10-15 лет составит развитие цифровой экономики. Для России с ее стареющим населением и сокращением числа трудоспособных граждан развитие технологий и модернизация - единственный способ выйти на темпы роста, близкие к мировым (3-4 % в год). В условиях нарастания, а также появления новых угроз экономической безопасности усиливается необходимость диагностирования их воздействия на социально-экономическое развитие регионов России [1].

Угрозы и опасности ухудшают экономическое положение страны, региона или субъекта бизнеса и, конечно же, снижают уровень экономической безопасности, например, снижение доходов отражается на качестве жизни населения, потеря платежеспособности может запустить процедуру банкротства, рост цен и безработица приведут к социальному потрясению в обществе. Поэтому необходимо уметь правильно оценивать риски и угрозы, вовремя находить средства и инструменты для их нейтрализации, то есть эффективно управлять ими [8].

Список источников

1. Куклин, А. А., Быстрай, Г. П., Охотников, С. А., Васильева, Е. В. Экономическая томография: возможность предвидеть и реагировать на социально-эконо-

мические кризисы // Экономика региона. 2015. № 4. С. 40-53. doi 10.17059/2015-4-4.

2. Куклин, А. А. Экономическая безопасность регионов : теоретико-методологические подходы и сравнительный анализ // Фундаментальные исследования. 2014. № 6-1. С. 142-145 [Электронный ресурс]. URL:http://fundamental-research.ru/ru/article/ view?id=:34127 (дата обращения: 23.11.2021).

3. Латов, Ю. В. Национальная экономическая безопасность в историческом контексте // Историко-экономические исследования. 2007. Т. 8. № 1. С. 5-6.

4. Светлаков, А. Г. Экономическая безопасность : учебное пособие / Под общей ред. Н. А. Свет-лаковой. Пермь : ФГОУ ВПО «Пермская ГСХА», 2010. 328 с.

5. Серебрякова, Т. Ю., Тимофеева, Н. Ю. Экономическая безопасность и угрозы : сущность и подходы к определению // Вестник НГУЭУ. 2013. №o3. С. 237-246.

6. Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года. Утв. Указом Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208.

7. Формирование каркаса экономической безопасности в аспекте обеспечения устойчивого развития региона / Под науч. ред. члена-корреспондента РАН В. И. Чичканова, д-ра экон. наук А. А. Куклина. Екатеринбург : Институт экономики УрО РАН, 2017.

8. Экономическая безопасность: теоретические и практические подходы : монография / С. М. Сапож-никова, Н. В. Рейхерт. Чебоксары : ИД «Среда», 2021. 120 с.

References

1. Kuklin, A. A., Bystray, G. P., Okhotnikov, S. A., Vasilyeva, E. V. Economic tomography: the opportunity to anticipate and respond to socio-economic crises // Economics of the region. 2015. No. 4. P. 40-53. doi 10.17059/2015-4-4.

2. Kuklin, A. A. Economic security of regions: theoretical and methodological approaches and comparative analysis // Fundamental research. 2014. No. 6-1. P. 142-145 [Electronic resource]. URL: http:// fundamental-research.ru/ru/article/view?id=:34127 (case date: 23.11.2021).

3. Latov, Yu. V. National economic security in a historical context // Historical and economic research. 2007. T. 8. No. 1. P. 5-6.

4. Svetlakov, A. G. Economic security : a textbook / Under the general ed. N. A. Svetlakova. Perm : FGOU VPO «Perm GSHA», 2010. 328 pages.

5. Serebryakova, T. Yu., Timofeeva, N. Yu. Economic security and threats : essence and approaches to definition // Bulletin of NSUEU. 2013. No. 3. P. 237-246.

6. Economic Security Strategy of the Russian Federation for the period up to 2030. Approved by

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Decree of the President of the Russian Federation of May 13, 2017 No. 208.

7. Building the Framework of Economic Security for Sustainable Development in the Region / Under Science. ed. Member-Correspondent of the Russian Academy of Sciences V. I. Chichkanov, Dr. Econ. sciences

A. A. Kuklin. Yekaterinburg : Institute of Economics, Ural Branch of the Russian Academy of Sciences, 2017.

8. Economic security: theoretical and practical approaches : monograph / S. M. Sapozhnikov, N. V. Reichert. Cheboksary : ID «Wednesday», 2021. 120 p.

Информация об авторе

Г. Т. Малашенко - старший преподаватель Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», Заместитель директора Высшей школы юриспруденции и администрирования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», магистр юриспруденции, доктор делового администрирования (Singapore, UK).

Information about the author

G. T. Malashenko - Senior Teacher of the High School of Economics University, Deputy Head of the High School of Jurisprudence and Administration of the High School of Economics University, Magister of Jurisprudence, Doctor of Administration (Singapore, UK).

Статья поступила в редакцию 24.11.2021; одобрена после рецензирования 29.11.2021; принята к публикации 10.12.2021.

The article was submitted 24.11.2021; approved after reviewing 29.11.2021; accepted for publication 10.12.2021.

Экономическая

безопасность

Экономическая безопасность. Учебник. Под ред. С. С. Маиляна, Н. Д. Эриашвили. 3-е изд., перераб. и доп. 503 с. Гриф УМЦ «Профессиональный учебник». Гриф НИИ образования и науки.

Учебник дает комплексное представление о сущности экономической безопасности современного государства, в том числе о ее основных показателях, критериях и пороговых значениях, разработанных ведущими экономистами.

Особое внимание уделяется теоретическим и методологическим основам экономической безопасности Российской Федерации по таким основным разделам, как государственное регулирование экономики, состояние дел в реальном секторе экономики, инвестиции и инновации, социальная политика и уровень жизни, финансы и государственный долг, внешняя экономика, экономическое регулирование в области экологической безопасности и др.

Для студентов, обучающихся по специальностям экономики и управления, преподавателей экономических вузов, а также работников органов государственного и муниципального управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.