Научная статья на тему 'Экономическая безопасность российского государства и управление рисками в условиях экономической нестабильности'

Экономическая безопасность российского государства и управление рисками в условиях экономической нестабильности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
131
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
риск-менеджмент / экономическая безопасность / экономика / теория безопасности / risk management / economic security / economy / security theory

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Владимир Артурович Кайтмазов

Создание условий социально-экономической стабильности и развития государства невозможно без необходимого уровня его безопасности. Вопросы обеспечения безопасности приобретают особую актуальность в условиях нарастающего глобального противостояния, проявления негативного воздействия экономических санкций и мировых кризисов. Череда кризисов свидетельствует о потере управляемости, усилении неравенства и потере социальной справедливости, ведет к нарастанию международной напряженности и точек вооруженных конфликтов ‒ наш мир превращается в мир рисков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Economic security of the Russian state and risk management in conditions of economic instability

The creation of conditions for social and economic stability and development of the state is impossible without the necessary level of its security. Security issues are becoming particularly relevant in the face of growing global confrontations, the negative impact of economic sanctions and world crises. A series of crises indicates a loss of manageability, increased inequality and a loss of social justice, leads to an increase in international tension and points of armed conflict ‒ our world is turning into a world of risks.

Текст научной работы на тему «Экономическая безопасность российского государства и управление рисками в условиях экономической нестабильности»

ECONOMIC SCIENCE

Научная статья УДК 33

https://doi.org/10.24412/2414-3995-2021-5-289-292 NIION: 2015-0066-5/21-122 MOSURED: 77/27-011-2021-05-321

Экономическая безопасность российского государства и управление рисками в условиях экономической нестабильности

Владимир Артурович Кайтмазов

Научно-исследовательский институт образования и науки, Москва, Россия, vk13289@yandex.ru

Аннотация. Создание условий социально-экономической стабильности и развития государства невозможно без необходимого уровня его безопасности. Вопросы обеспечения безопасности приобретают особую актуальность в условиях нарастающего глобального противостояния, проявления негативного воздействия экономических санкций и мировых кризисов. Череда кризисов свидетельствует о потере управляемости, усилении неравенства и потере социальной справедливости, ведет к нарастанию международной напряженности и точек вооруженных конфликтов - наш мир превращается в мир рисков.

Ключевые слова: риск-менеджмент, экономическая безопасность, экономика, теория безопасности

Для цитирования: Кайтмазов В. А. Экономическая безопасность российского государства и управление рисками в условиях экономической нестабильности // Вестник экономической безопасности. 2021. № 5. С. 289-292. https://doi.org/10.24412/2414-3995-2021-5-289-292.

Original article

Economic security of the Russian state and risk management in conditions of economic instability

Vladimir A. Kaitmazov

Research Institute of Education and Science, Moscow, Russian Federation, vk13289@yandex.ru

Abstract. The creation of conditions for social and economic stability and development of the state is impossible without the necessary level of its security. Security issues are becoming particularly relevant in the face of growing global confrontations, the negative impact of economic sanctions and world crises. A series of crises indicates a loss of manageability, increased inequality and a loss of social justice, leads to an increase in international tension and points of armed conflict - our world is turning into a world of risks.

Keywords: risk management, economic security, economy, security theory

For citation: Kaitmazov V. A. Economic security of the Russian state and risk management in conditions of economic instability // Bulletin of economic security. 2021;(5):289-92. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2414-3995-2021-5-289-292.

До настоящего времени сущность понятий «экономическая безопасность» и «экономическая безопасность региона» дополняется и расширяется [7; 6]. Также дискуссионной остается система индикаторов экономической безопасности региона и их пороговых значений [4]. Если регион - это часть территории государства, то состояние экономики государства в значительной степени зависит от экономики регионов, которая, в свою очередь, выступает фундаментом национальной безопасности. Регион способен отстаивать свои территориальные интересы и обеспечивать

© Кайтмазов В. А., 2021

экономическую безопасность за счет более рационального использования ресурсного потенциала, защиты внутреннего рынка и местного производителя, а также стимулирования инвестиционно-инновационных процессов [11].

Сегодня многие государства мира первоочередной задачей ставят обеспечение национальной безопасности за счет обеспечения, в первую очередь, экономической безопасности. Такая же ситуация и по автономным территориям. Относительно самостоятельные регионы разрабатывают в рамках общегосу-

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

дарственной стратегии экономической безопасности свои стратегии, в которых более четко представлены территориальные интересы и приоритеты. Для относительно самостоятельных регионов в отечественной практике существует проблема недостаточной определенности регионального уровня в системе национальной безопасности и несовершенство существующей правовой базы, что усложняет процесс развития региональной экономики. Поскольку в результате трансформации экономики изменяются условия формирования необходимых ресурсов, у регионов внутри государства появляется необходимость самоопределения в общей системе воспроизводственных связей.

Экономическую безопасность обособленного региона можно рассматривать и как систему отношений собственности, экономических интересов, правовых и рыночных регуляторов деятельности хозяйствующих субъектов, функционирующих на данной территории. Структуры регионального управления представляются как субъекты, а объектами - нормы и принципы общественных, трудовых и экономических отношений. Через экономический интерес и свою гражданскую позицию в этой системе представлены наемные работники, прочее население.

На всех уровнях управления экономикой важным является разработка и реализация Концепции экономической безопасности как официальной системы взглядов на экономические интересы, принципы, средства и способы их реализации с целью защиты экономической системы от внутренних и внешних угроз.

Целью современных экономических реформ должно стать экономически безопасное устойчивое развитие региона [5; 10, с. 46, 48]. По нашему мнению, важнейшими управленческими инструментами выступают:

A) выявление реальных и будущих угроз; устранение их последствий и предупреждение;

Б) исследование причин и факторов возникновения и развития угроз экономической безопасности;

B) разработка механизмов обеспечения экономической безопасности, что и является приоритетными направлениями развития регионального управления экономикой.

При исследовании вопросов экономической безопасности региона в статье использованы труды ученых Л. Абалкина, И. Богданова, В. Богомолова, А. Возженикова, С. Глазьева, А. Гранберга, Н. Ер-мошенко, С. Казанцева, Т. Клебановой, О. Куклина,

A. Одинцова, Е. Олейникова, В. Панькова, Г. Па-стернак-Таранущенко, В. Савина, В. Сенчагова,

B. Тамбоцева, А. Татаркина и др. Значимость рассматриваемой проблемы обусловлена, в том числе, и хронически недостаточным вниманием к проблемам

экономической безопасности со стороны региональных властей. Актуальной является разработка эффективных методологических подходов к обеспечению экономической безопасности региона.

Большинство авторов склоняются к мысли, что такое сложное явление как безопасность в сфере экономики представляет собой устойчивое и поступательное развитие экономики. Значительное количество ученых определяет экономическую безопасность как независимость экономической политики государства и состояние экономики, что можно отнести к результатам процесса обеспечения экономической безопасности. Экономическая безопасность органически сочетается с динамичным развитием экономической системы [1].

Из характеристик экономической системы достаточно часто выделяется уровень социальной сферы, в том числе, уровень и качество жизни населения. На наш взгляд, данная качественная характеристика и результат функционирования пространственных социально-экономических систем (государство, регион) является самым точным оценочным показателем уровня экономической безопасности этих систем. На микроуровне социальная сфера выступает только фактором развития экономики. По результатам обобщения результатов исследований экономическая безопасность представляется как противодействие угрозам, защита интересов субъектов и как состояние институциональной инфраструктуры.

Д. В. Трошин определил значимые факторы, которые негативно влияют на социальную сферу и представляют угрозу экономическому суверенитету страны:

- большой разрыв между ценой на рабочую силу и цен на товары и услуги широкого потребления;

- бедность и ее рост;

- чрезмерная дифференциация доходов; чрезмерно низкий уровень жизни;

- угроза генетическому фонду нации;

- низкий уровень организации гражданского общества;

- отсутствие социального контроля над властью;

- массовая миграция населения, что справедливо и сегодня [9, с. 56].

Оценить экономическую безопасность на макроуровне можно по следующим показателями:

- степень реализации правительством намеченных целей экономической политики;

- действенность гарантий внешнеэкономической безопасности;

- уменьшение доли «теневой» экономической деятельности; конкурентоспособность экономики: устойчивость и надежность системы, способность выдерживать внутренние и внешние угрозы экономической безопасности.

ECONOMIC SCIENCE

Любая социально-экономическая система как объект экономической безопасности является сложной и имеет индивидуальные цели функционирования. Целью современного государства является обеспечение социального равновесия, экономической стабильности и развития. В результате обеспечения экономической безопасности гарантируется:

- защита экономических интересов и сохранение экономического суверенитета, обеспечивающего независимость объекта и его внешнеполитического курса;

- реализация экономических интересов объекта с учетом интересов общества и личности [1].

Государственное регулирование экономической и социальной политики регионов должно обеспечить целостность хозяйственного комплекса страны, создание относительно равных условий жизнедеятельности населения различных регионов, развивать экономическую интеграцию регионов и поддерживать наиболее депрессивные территории [2].

Для региона экономическая безопасность - это задача регионального управления по обеспечению и сохранению принятого уровня благосостояния населения за счет развития ресурсного потенциала на основе организации продуктивных связей между всеми субъектами хозяйствования на конкретной территории. Регион может быть полностью или относительно (в случае, если регион - часть государства) автономным хозяйственным комплексом и функционировать как целостная территориально-экономическая единица.

Государственный и региональный уровень экономической безопасности в основных позициях схожи, есть общая цель, а именно: стабильное социально-экономического развитие территории и достижение максимально высокого уровня жизни населения. К микроуровню относят экономику предприятия и личности. Эго базовый уровень экономики региона и государства, и почти все экономические преобразования, по существу, направлены на улучшение функционирования отдельных предприятий, их объединений и предпринимательства.

Для предприятия экономическая безопасность -это самоокупаемость, что представляет собой не только покрытие затрат за счет доходов, но и получение достаточной для развития прибыли. Самодостаточность оценивается широкой (разветвленной) системой показателей, которые задают параметры использования ресурсов, технологий, знаний, информации, обуславливают определенную организацию производства и управления экономикой и обществом.

Для формирования эффективной социально ориентированной экономики необходимо объединить нормотворческую деятельность на территориальном

уровне, активные действия органов местной власти и самоуправления [8]. Действия государства (правительства) существенно корректируют действие экономических законов на всех этапах социально-экономического развития страны, а, следовательно, и ее экономическую безопасность.

Экономическая безопасность региона имеет общие корни и такую же природу, что и экономическая безопасность государства. Экономическая безопасность государства и региона близкие по значению понятия, и последнюю логично рассматривать в соответствии с сущностью и базовыми элементами первой. Л. Абалкин в своем исследовании отмечает, что экономическая безопасность страны выступает как высшая ценность лишь при условии, что она гарантирует стабильность и устойчивый рост в каждом из регионов. В. Тамбовцев в своей работе прослеживает связь между понятиями экономической безопасности государства, региона и субъектов предпринимательства и обосновывает, что состояние экономической системы являются первичным звеном в системе экономической безопасности. А. Татаркин и группа авторов под экономической безопасностью региона понимают совокупность свойств экономической системы региона, обеспечивающих стабильность, устойчивость. поступательный характер развития региона, определенную независимость и одновременно интеграцию с экономикой государства в условиях дестабилизирующего влияния угроз разного вида [3, с. 49].

В ходе комплексного исследования проблемы экономической безопасности, можно сделать следующие выводы:

а) одной из основных причин неэффективности современных преобразований является недостаточное внимание проблеме экономической безопасности;

б) экономическая безопасность является основой воспроизводственного процесса (производство - распределение - обмен - потребление);

в) формирование системы экономической безопасности позволяет выявлять факторы стимулирования развития экономики и разрабатывать эффективную стратегию выхода из экономического кризиса;

г) эффективность обеспечения экономической безопасности определяется результатами процессов социально-экономической трансформации;

д) в системе обеспечения национальной экономической безопасности регион занимает центральное место, прежде всего, по возможностям экономического воздействия на другие уровни экономической безопасности.

Обеспечение экономической безопасности связано с взаимодействием государственного регулирова-

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

ния и рыночных регуляторов, защитой общих и собственных интересов.

Список источников

1. Аверин, А. В., Погодина, И. В., Авдеев, Д. А. Органы государственной и муниципальной власти в социальных сетях : цели присутствия // «Государственная власть и местное самоуправление». 2019. № 6.

2. Албогачиев, А. А. Аномия в ингушском обществе: социальная и политическая характеристика / В сборнике : Вузовское образование и наука / Материалы региональной научно-практической конференции. 2007. С. 221-225.

3. Албогачиев, А. А. Возраст грандиозных планов // Аккредитация в образовании. 2014. № 8 (76).

4. Албогачиев, А. А. Политические и экономические предпосылки возникновения сословно-пред-ставительских органов в Европе / В сборнике : Сборник научных трудов Ингушского государственного университета. Ингушский государственный университет. Магас, 2002. С. 31-44.

5. Бартон Т., Шенкир У., Уокер П. Комплексный подход к риск-менеджменту : стоит ли этим заниматься. М., 2003.

6. Ворожихин, В. В. Определение экономической безопасности для управления инновационным развитием страны // «Безопасность бизнеса». 2018. № 1.

7. Герасимов, П. А. О концептуальном подходе кафедры к теоретической категории «экономическая безопасность» // «Безопасность бизнеса». 2009. № 1.

8. Каллагов, Т. Э. К вопросу о совершении правонарушений в сфере государственной гражданской и муниципальной службы // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2014. № 4 (35). С. 93-96.

9. Трошин, Д. В. Подход к типологии и классификации угроз и рисков экономической безопасности Российской Федерации // «Безопасность бизнеса». 2018. № 1.

10. Шишаков, А. Корпоративный риск-менеджмент. Азбука для юриста // Корпоративный юрист. 2008. № 7.

11. https://investments.academic.ru/1354/%D0%A0 %D0%B8%D1%81%D0%BA.

References

1. Averin, A. V., Pogodina, I. V., Avdeev, D. A. State and municipal authorities in social networks : the goals of presence // «State power and local self-government». 2019. № 6.

2. Albogachiev, A. A. Anomia in Ingush society : social and political characteristics / In the collection : University education and science / Materials of the regional scientific and practical conference. 2007. P. 221-225.

3. Albogachiev, A. A. Age of grandiose plans // Accreditation in education. 2014. № 8 (76).

4. Albogachiev, A. A. Political and economic prerequisites for the emergence of estate representative bodies in Europe / In the collection : Collection of scientific works of Ingush State University. Ingush State University. Magas, 2002. P. 31-44.

5. Barton, T., Shenkir, W., Walker, P. An integrated approach to risk management : is this worth doing. M., 2003.

6. Vorozhikhin, V. V. Definition of economic security for managing the country's innovative development // «Business security». 2018. № 1.

7. Gerasimov, P. A. On the conceptual approach of the department to the theoretical category «economic security» // «Business security». 2009. № 1.

8. Kallagov, T. E. On the issue of committing offenses in the field of state civil and municipal service // Academic works of the Russian Academy of Lawyers and Notaries. 2014. № 4 (35). P. 93-96.

9. Troshin, D. V. Approach to typology and classification of threats and risks to economic security of the Russian Federation // «Business security». 2018. № 1.

10. Shishakov, A. Corporate risk management. ABC for Lawyer // Corporate Lawyer. 2008. № 7.

11. https://investments.academic.ru/1354/%D0%A0 %D0%B8%D1%81%D0%BA.

Информация об авторе

В. А. Кайтмазов - младший научный сотрудник Научно-исследовательского института образования и науки.

Information about the author V. A. Kaitmazov - Junior Researcher of the Research Institute of Education and Science.

Статья поступила в редакцию 07.10.2021; одобрена после рецензирования 17.11.2021; принята к публикации 07.12.2021.

The article was submitted 07.10.2021; approved after reviewing 17.11.2021; accepted for publication 07.12.2021.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.