водителем и пассажирами (изолированная кабина, бескассовое обслуживание) и т. д.
Наиболее рациональным мероприятием явилась бы разработка автоматического управления автомобилем с ограниченным участием в этом процессе водителя; за последним может быть оставлена, например, только функция стратегического выбора маршрута и возможность по его желанию отключать на определенных участках пути автоматику и вести автомобиль самостоятельно.
В заключение следует отметить, что даже частичное осуществление перечисленных мероприятий снизит нервно-эмоциональное напряжение водителей автомобилей и тем самым повысит безопасность движения, сохранит здоровье многим тысячам представителей этой профессии.
ЛИТЕРАТУРА. Баевский Р. М., Сеченова Т. Д. В кн.: Авиационная и космическая медицина. М., 1969, т. 1, с. 46. — Г р и м а к Л. П., П о н о -м а р е н к о В. А. Ж. высш. нервн. деят., 1967, в. 3, с. 408. — Гуменер П. И., Печерская В. И. Гиг. и сан., 1972, № 11, с. 38. — Л а щ е н к о Н. С., Дорофеева Е. Д., Азовская И. И. В кн.: Научная организация труда водителей автомобилей и безопасность движения. Л., 1972, с. 35.—Пар и н В. В., Баевский Р. М. В кн.: Достижения медицинской и биологической техники. М., 1971, с. 413. — Розенблат В. В. Радиотелеметрические исследования в спортивной медицине. МГ, 1967. — Русалова М. Н. Тезисы и реф. докл. 23-го совещания по проблемам высшей нервной деятельности. Горький, 1972, ч. 1, с. 80.—Соловьева В. П., Ю р ч е н к о А. С. Гиг. труда, 1971, № 4, с. 13. — Т а т а р е н к о Л. И., Киграманов Г. И., В а й с м а н А. И. и др. В кн.: Биологическая и медицинская электроника. Свердловск, 1972, ч. 1, с. 66. — Sa i to Н., J. Sci. Labour, 1966, v. 42, p. 427.
Поступила 3/VI 1974 Г.
THE NEURO-EMOTIONAL STRAIN OF DRIVERS AT THE TIME OF CAR DRIVING
A. /. Vaisman
On the basis of results of the chronometric observations, the determination of the con centration of sodium and potassium in saliva, that of adrenalin and all the group of adrenalin like substances in the blood and the constant registration of the electrocardiogram of the drivers in the course of all the shift, the author showed that a high neuro-emotional strain was caused by their work. Recommendations are made on the means of diminishing the neuro-emotional strain of workers of this occupation.
УДК tie.8-009.26-053.6*02:611-001«77
Канд. мед. наук Г. В. Колчана
ИЗМЕНЕНИЕ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ У ШКОЛЬНИКОВ, ПЕРЕНЕСШИХ РЕВМАТИЗМ
Ворошиловградский медицинский институт
Координацию движений рук у детей 4-х классов до и после уроков мы исследовали по методике, разработанной в Ворошиловградском медицинском институте В. А. Еренковым. Достоинства метода — полная объективность исследования и математическая точность учета данных, полученных в динамике (В. В. Гордеев; В. С. Косенко; Р. В. Пронина, и др.). Прибор для изучения координации движений рук состоит из подвесной доски, на которой смонтированы контактные устройства из 3 линий медной проволоки: первая проволока прямая, вторая — волнообразная и третья — ломаная. Контактные устройства крепят с помощью металлических столбиков. С обеих сторон каждого отрезка проволоки натянуты кусочки резиновой трубки для изоляции, на которых до и после исследования находятся контактные кольца. Линейные и кольцевые контакты включены в цепь постоянного тока с источником питания в 6 В. При соприкосновении контактного кольца с контактным устройством возникает электрический ток.
Координацию движений рук определяли следующим образом. Ученику предлагали рукояткой с контактным кольцом провести вдоль проволоки как можно быстрее, не касаясь ее. В ходе выполнения задания отмечали время, а каждое соприкосновение (ошибку) регистрировали электромеханическим счетчиком. Проведение кольца вдоль ровно натянутой проволоки (задание № 1) — наиболее простая проба исследования координации. Продвижение кольца вдоль волнообразной (задание № 2) и ломаной (задание № 3) проволоки — пробы более трудные. Испытуемые выполняли все 3 задания, что создавало состояние тонкой координации движений рук, а следовательно, состояние функции двигательного анализатора.
Изменения произвольной координации изучали в динамике учебного дня, недели, каждой четверти учебного года у детей здоровых и больных ревматизмом в неактивной фазе. Для этого к учащимся во внеприступном периоде ревматизма из этого же класса (основная группа) подбирали здоровых сверстников (контрольная группа). С этой целью были разработаны анкеты для родителей и классного руководителя, которые позволяли дать характеристику каждому ребенку. Учитывали социально-бытовые факторы, общее развитие школьника, его любимый школьный предмет, типологические особенности его нервной системы. Выполнено 8532 исследования (в контрольной группе 3918 и в основной — 4614).
Результаты анализировали по времени выполнения проб и числа касаний при этом. Полученные после вариационно-статистической обработки материалы оценивали по сдвигам средних показателей исходных и конечных величин в динамике учебного дня, недели, четверти учебного года. Кроме того, применяли комплексную оценку каждого выполненного задания (по способу, предложенному С. М. Громбахом, 1970, для оценки дозированных работ). Для этого составили схему, учитывающую скорость работы и число касаний (точность работы).
Полученные данные показывают, что заметного изменения времени выполнения задания № 1 в динамике учебного года и недели в конце уроков у здоровых школьников не отмечается ни в одной из четвертей. Только при усложнении пробы (задание № 2) скорость работы в отдельные дни уменьшается. У детей, больных ревматизмом, в динамике учебного дня и недели зафиксировано колебание скорости работы — уменьшение (чаще в третьей четверти) и увеличение (в первом полугодии). Это можно объяснить суточным ритмом физиологических функций, указывающим на неустойчивость работоспособности. Но закономерного снижения времени выполнения пробы в динамике учебного дня, недели, учебного года, говорящего о снижении работоспособности, нет.
Точность работы, которая может свидетельствовать о наступлении утомления, подвержена более заметным колебаниям. В отдельные дни в конце уроков выявлялось ее ухудшение, а в начале уроков, напротив, — улучшение. Наиболее частое ухудшение точности наблюдалось в третьей четверти. Это одинаково касается как школьников, больных ревматизмом, так и здоровых, поэтому в отдельные дни несколько чаще по сравнению с исходными данными у детей основной группы возникало утомление в конце уроков в результате умственной деятельности. Закономерного же ухудшения точности по сравнению с исходными данными, которое могло бы указывать на накопление утомления к концу учебного года, не обнаружено ни по одной пробе.
У детей основной группы число хорошо и плохо выполненных работ (задание № 1) по сравнению с исходными данными ни в одной из четвертей не изменилось. Однако в третьей четверти уменьшилось число хорошо выполненных работ (задание № 2) или увеличилось число плохо выполненных работ (задание № 3).
Сравнивая полученные при комплексной оценке данные основной и контрольной групп, мы нашли, что здоровыми школьниками больше заданий выполнено с хорошей координацией движений во второй четверти и меньше—
в четвертой четверти. Однако достоверных различий в выполнении заданий в конце уроков не установлено.
Коэффициент К (соотношение хороших и плохих работ) используется многими исследователями для характеристики основных корковых процессов. Мы установили, что качество протекания корковых процессов по исходным величинам от четверти к четверти снижалось как у больных ревматизмом, так и у здоровых школьников. В конце уроков отмечались аналогичные колебания коэффициента К в обеих группах, т. е. снижение во второй и увеличение в четвертой четверти.
Сравнение коэффициента К между группами мы попытались провести по разнице сдвигов между началом и концом уроков в каждой учебной четверти. Полученные опыты приведены в таблице.
Мы видим, что снижение коэффициента К в конце уроков у детей, больных ревматизмом, по сравнению со здоровыми сверстниками не всегда происходит в пользу последних.
Нет оснований считать, что у детей во внеприступном периоде ревматизма в процессе учебной деятельности резко падает работоспособность или происходит накопление утомления.
В целях проведения более углубленного анализа учитывали хорошую и плохую скорость, хорошую и плохую точность выполнения заданий. При выполнении задания № 1 здоровыми школьниками лишь во второй четверти уменьшилось число работ, проделанных с хорошей скоростью и точностью, и увеличилось число работ с плохой скоростью, а в третьей четверти возросло только число работ, проделанных с плохой скоростью. При выполнении других заданий отмечено лишь увеличение плохой точности в третьей четверти В основной группе только в первой четверти к концу уроков уменьшилось число работ, выполненных с хорошей скоростью и точностью, что может быть связано и с освоением методики. А в третьей четверти при выполнении заданий № 2 и 3 ухудшилась точность или скорость. В динамике учебного года в контрольной и основной группах в начале и конце уроков обнаружены колебания тех или иных показателей, но закономерного их улучшения или ухудшения не установлено.
Выводы
1. Координация движений под влиянием учебного процесса к концу учебного года достоверно не изменяется ни у здоровых школьников, ни у больных ревматизмом.
2. В третьей учебной четверти по сравнению с остальными чаще всего наблюдается ухудшение координации движений.
ЛИТЕРАТУРА. Гордеев В. В. Влияние сеансов дозированной окси-генотерапии на высшую нервную и психическую деятельность детей, больных ревмокардитом и хореей. Автореф. дисс. канд. Донецк. 1969. — Е р е н к о в В. А. Ж- невро-патол. и психиатр., 1966, в. I, с. 51. — К о с е н к о B.C. Состояние мотор но-статисти-ческой функции при ревматизме у детей. Автореф. дисс. канд. Днепропетровск, 1969. — Пронина Р. В. Влияние димедрола на функции центральной нервной системы при хорее, ревмокардите и хроническом тонзиллите у детей. Автореф. дисс. канд. Ворошиловград, 1972.
Поступила 25/1X 1974 г.
Разница сдвигов коэффициента К между началом и концом уроков у школьников основной и контрольной группы
Четверть Контрольная группа (М) Основная группа (М,) М, —М
Первая -0,22 —0,81 —0,59
Вторая -1,3 —0,11 + 1,19
Третья —0,25 -0,1 +0,14
Четвертая +0,42 +0,21 —0,21
CHANGES IN THE COORDINATION OF MOVEMENTS IN SCHOOL CHILDREN WITH
RHEUMATISM
G. V. Kolchina
An analysis oi investigation results obtained showed that neither decrease of working capacity nor accumulation o7 fatigue was noted in both healthy children and those with rheumatism in the course of studies as compared with their original state of the beginning of the school year.
УДК 616-006-092.9: & 15.014.426
Канд. мед. наук Д. Д. Браун
ВЛИЯНИЕ АНТИОКСИДАНТОВ ПОЛИОЛЕФИНОВ НА ИНДУКЦИЮ ОПУХОЛЕЙ
БЕНЗ(А)ПИРЕНОМ
Московский научно-исследовательский институт гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана
В современных условиях изучение различных сторон канцерогенного действия синтетических полимерных материалов, предназначенных для контакта с пищевыми продуктами, является актуальной задачей. Особый интерес представляют исследования, направленные на выявление особенностей химического бластомогенеза и оценку роли в процессе новообразования отдельных ингредиентов полимерных материалов, которые могут мигрировать в пищевые продукты. Среди различных веществ, используемых в составе полимерных материалов, все большее внимание привлекают ан-тиоксиданты. Поскольку они являются типичными ингибиторами окислительных реакций, правомерно предположить, что эти соединения, блокируя процессы превращения канцерогенного агента в организме, в принципе могут препятствовать реализации опухолевого роста.
В предыдущих работах (1968, 1971) нами отмечено ослабление действия канцерогена при изучении коканцерогенности вытяжек из полиолефи-нов, содержащих некоторые антиоксиданты группы замещенных фенолов. Разносторонними экспериментальными исследованиями последних лет (Г. Б. Плисс и соавт.) убедительно доказана возможность торможения блас-томогенной активности такого известного канцерогена, как о-аминоазотолу-ол, введением животным ряда антиоксидантов (в том числе соединений типа замещенных фенолов). Эти наблюдения дали первые обнадеживающие результаты и подтвердили целесообразность дальнейших поисков.
Влияние антиоксидантов полиолефинов на индукцию опухолей бенз(а)-пиреном мы исследовали на нелинейных мышах. Литературные данные (Л. М. Шабад; И. М. Нейман, и др.) свидетельствуют о высокой чувствительности этих животных к различным канцерогенам. В качестве возможных ингибиторов канцерогенеза изучали антиоксиданты, используемые в составе полиолефинов для подавления процессов термоокислительной деструкции макромолекул полимера: САО—6 (2,2-тио-бис-4-метил-6-трет-бутилфенол) и 2246 (2,2-метилен-бис-4-метил-6-трет-бутилфенол). Для опытов брали изделия из полиэтилена высокой плотности (низкого давления) марки 20 506-007 и полипропилена марки 02П10/003, содержащих максимальное количество (до 1%) одного из названных антиоксидантов. Животные получали водные и жировые вытяжки из полиэтиленовых и полипропиленовых изделий жесткого емкостного типа, которые не были в употреблении. По данным санитарно-химических исследований, такие изделия отдают в модельные среды больше органических веществ, чем изделия других видов (например, пленочные или покрытия) или те же изделия после первой и последующих обработок модельными средами. Вытяжки вводили в рацион подопытных животных одновременно вместо воды, растительного масла масличных культур и рыбьего жира, исходя из физиологической структуры рациона мышей.