УДК 171.71 + 371.74
Н. М. Попова, Н. Н. Куинджи, Н. В. Ильина
РАБОТОСПОСОБНОСТЬ [И РЕЖИМ ДНЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ
ШКОЛЫ
ПРИ ОБУЧЕНИИ ПО НОВЫМ ПРОГРАММАМ
Институт гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, Москва
Важной реформой в просвещении, как известно, было введение в начальную школу новой программы, позволившей сократить период начального обучения с 4 до 3 лет. В связи с интенсификацией труда учащихся перед гигиенистами поставлена задача — оценить влияние учебной нагрузки по новым программам на функциональное состояние организма младших школьников в динамике всего периода их обучения в начальной школе.
Для решения этой задачи проводились наблюдения в 1—3-х классах нескольких школ Москвы, Горького и Костромы, занимающихся по новым программам. Особенности организации учебной работы с первоклассниками, связанные с их адаптацией к школьным условиям, показаны В. М. Зуб-ковой.
Для изучения динамики функционального состояния центральной нервной системы на протяжении учебных занятий мы использовали корректурную методику, апробированную во многих гигиенических исследованиях. Корректурные задания предлагали школьникам после каждого урока на протяжении учебной недели каждой учебной четверти. Кроме обычно принятой обработки свыше 10 тыс. корректурных проб, применяли комплексную оценку каждой работы с учетом скорости и точности ее выполнения. Давали оценку сдвига в динамике урока (С. М. Громбах и соавт.). В те же периоды исследования у группы учащихся определяли критическую частоту световых мельканий, мышечной силы, мышечной выносливости; систематически измеряли артериальное давление. Анализировали текущую успеваемость учащихся. В каждую четверть учебного года проводили анкетный опрос о режиме дня школьников. Под наблюдением находилось 277 школьников, из них 149 — на протяжении 3 лет.
Дневная динамика работоспособности у школьников 2-х классов характеризовалась увеличением скорости работы на 2-м уроке, снижением — на 3-м и повышением — на 4-м уроке. Что касается точности выполнения корректурных заданий, то со 2-го урока она ухудшалась (<=6) и оставалась низкой до конца учебного дня, несколько улучшаясь лишь на 4-м уроке. Та же закономерность отмечалась и в количестве работ без ошибок. Следовательно, можно предположить, что утомление у школьников 2-го класса начинает нарастать со 2-го урока.
В 3-х классах незначительное снижение работоспособности также начиналось со 2-го урока, продолжалось на 3-м и максимально снижалось на 4-м уроке. Это подтверждают все количественые (число просмотренных знаков, число ошибок на 500 знаков, процент работ без ошибок) и качественные (соотношение хороших и плохих работ, процент благоприятных сдвигов) параметры оценки корректурных проб. Изменения статистически достоверны. В отличие от второклассников у учащихся 3-х классов работоспособность с самого начала дня ухудшалась за счет параллельного снижения как точности, так и скорости работы, что свидетельствует более глубоком утомлении. Работоспособность учащихся 2-х классов к конце учебного года не снижалась по сравнению с его началом (см. рисунок). Реакция же физиологических функций этих школьников на годовую учебную нагрузку говорила о незначительном снижении функциональной способности коры (увеличивалась величина снижения критической частоты световых мельканий с 3,2 до 4,1 усл. ед; /=1,7) и появлении неблагоприятного
Учс(ные четверти ^¡а ¡ЗИЛ"
Годовая динамика работоспособности учащихся 2— 3-х .классов.
Количество неблагоприятных сдвигов (а — 2-й класс; б — 3-Я класс). Число ошибок на 500 знаков. / — 2-й класс; 4 — 3-й класс. Процент работ без ошибок: 2 — 2-й класс; 6 — 3-й класс. Соотношение хороших и плохих работ: 3 — 2-й класс; 6 — 3-й класс. Количество неблагоприятных сдвигов: 7 — 2-й класс; в — 3-й класс.
сдвига со стороны сердечно-сосудистой системы. Последнее проявлялось в снижении пульсового давления у школьников в конце учебного года, причем в 60% случаев оно происходило за счет повышения минимального артериального давления.
Сохранение высокого уровня работоспособности у второклассников до конца учебного года обеспечивается, по-вндимому, относительно нормальным режимом ночного сна, который у значительного числа их по длительности соответствовал физиологической норме. Этим они отличались от всех других обследованных контингентов школьников. Нормальный по длительности сон снимал дневное утомление и препятствовал его накоплению. Работоспособность учащихся 3-х классов к концу учебного года снижалась в основном за счет ухудшения точности работы, т. е. показателя, характеризующего тормозные процессы в коре. Наряду с ухудшением точности работы увеличивалось в четвертой четверти и1 число школьников, выполняющих дозированные задания неудовлетворительно и плохо, снижалось соотношение хороших и плохих работ, больше становилось учащихся с неблагоприятными сдвигами работоспособности (см. рисунок). Изменения статистически значимы.
Все полученные показатели физиологических функций в конце учебного года также имели тенденцию к ухудшению: снижался единый показатель работоспособности при статических напряжениях (¿=2,2), снижалась средняя величина критической частоты световых мельканий (¿ = 1,8) и возрастало число учащихся, у которых это снижение наблюдалось; снижалось пульсовое давление, причем в 41% случаев это происходило за счет повышения минимального артериального давления.
Существенным дополнением к оценке динамики работоспособности школьников могут служить данные о режиме приготовления домашних заданий учащимися 2-х и 3-х классов. Следует отметить, что от года к году и на протяжении каждого учебного года больше становится школьников, отказывающихся выполнять домашние уроки. Особенно существенно увеличивается этот контингент на протяжении 3-го года обучения. Так, процент учащихся, не делающих домашних уроков, возрастает в 3-м классе с 4,2% в первой четверти до 25,8% в четвертой. Полученные данные могут служить косвенным показателем нарастания утомления к концу учебного года и в динамике 3-х лет обучения.
На основании комплексной оценки корректурных работ, выполненных в исходном состоянии при первых утренних исследованиях в начале каждого учебного года, школьники были отнесены нами к трем группам. 1-я группа характеризуется высокой работоспособностью (с преобладанием работ с отличной и хорошей оценкой), 2-я группа — средней работоспособностью (с преобладанием удовлетворительных работ) и 3-я группа — низкой работоспособностью (с преобладанием неудовлетворительных и плохих работ). В целом среди наблюдаемых школьников на 3-м году обучения ухудшается качество работ: число неудовлетворительных и плохих работ
увеличивается с 20,8 до 31,3% и соответственно уменьшается количество хороших и удовлетворительных (табл. 1).
Если в 3-й группе 3-го класса распределение работ по качеству их выполнения по сравнению со 2-м классом практически остается постоянным и отмечается лишь некоторая тенденция к их улучшению, то в 1-й и 2-й группах школьников на 3-м году обучения по сравнению со 2-м годом существенно увеличивается количество неудовлетворительных и плохих работ. Данные распределения работ по комплексной оценке школьников 2-й группы 3-х классов сближаются с таковыми в 3-й группе.
Под влиянием всех учебных занятий в 3-х классах отмечается несколько больше неблагоприятных сдвигов работоспособности, чем во 2-х классах (37,3% вместо 33,5% при 15 ООО наблюдений), в том числе больше сдвигов, указывающих на выраженное утомление (22,3% вместо 17%). Утомление, обнаруживаемое в динамике учебного дня, накапливаясь по мере обучения, приводит к тому, что часть детей ухудшает свою групповую принадлежность, переходя из 1-й группы во 2-ю или даже 3-ю или из 2-й в 3-ю группу.
Выявилась четкая связь уровня успеваемости с принадлежностью школьников к группам работоспособности. Из материалов 2 лет наблюдений за текущей успеваемостью младших школьников и анализа достаточно представительного объема данных видно (табл. 2), что во 2-й группе показатели ее (среднегодовой оценочный балл, процент соотношения хороших и плохих оценок) выше, чем в 3-й группе, а в 1-й группе выше, чем во 2-й. От года к году обнаруживается тенденция к ухудшению успеваемости, причем в 1-й группе снижается количество отличных и хороших
я
=г
X Л
ч ^
о а
та ^
Ь £
О
ев
V Ч
О ж
ю о
5
о
и
0
X
1 о с
£ (О
с. е с о о ж
-а
э
с
К Я
х
3
а.
>»
н
£ л о.
X
1 в а я
X X
3
г
ев *
§£я
«X X
>.а и о х в
Е ■Н £
-Ц
со
О —+1 '
о)
<N<35 О» 00
ч ч а V о ь Чх
>ч О.
—_ 00 О сч" 00 (С со со со
с.
о и
сч сч — со сч сч
сч_ оо_ со — со'сч"
4 о оо
5 я » о.
сч __
со со 5 со ют
Ш л
Ч Ч ц
§ г; я
V о X п
6 •н г
"й
,00
о "й О» 8
I СО
§ я
£3
ч ч >.о.
г-. о>
СЧ ^ СО
оо оо.-» 5* эт °
N. со"
со сч"
I
я
о.
о
СТ>
О» О со тт 5 оо
со ю —•
щ О
с*
? 7 ?
— сч со
Таблица 2
Показатели учебной успеваемости младших школьников по группам работоспособности
и году обучения
Группа работоспособности Учащиеся 2-х классов Учащиеся 3-х классов
количество отметок количество пятерок и четверок (в %) количество двоек и единиц (в %) средний годовой оценочный балл количество отметок количество пятерок и четверок (в %) количество двоек и единиц (в %) средний годовой оценочный балл
абс. % абс. %
1-Я 2-Я 3-Я 4 807 7 568 2 708 100 100 100 79,8 68,2 53,7 2,6 4,8 8,5 4,18 3,92 3,66 6 255 9 308 1 784 100 100 100 72,8 63,3 53,6 2,9 6,9 9,1 4,01 3,83 3,64
Всего... 15 083 100 69,3 4,8 3,92 1 7347 100 65,7 5,7 3,82
оценок, во 2-й группе увеличивается количество плохих оценок, в 3-й группе показатели успеваемости изменяются меньше, так как они находятся и во 2-м классе на достаточно низком уровне.
Таким образом, в целом показатели успеваемости от 2-го к 3-му году обучения снижаются, что коррелирует с изменением функционального состояния организма и работоспособности школьников по годам обучения.
Учет бюджета времени младших школьников выявляет значительные нарушения возрастных гигиенических нормативов длительности основных элементов режима дня. Сопоставление наших данных с аналогичными материалами Института физиологии детей и подростков АПН СССР, полученными в экспериментальных условиях, когда осуществлялась «специальная подготовка педагогов (М. В. Антропова), убеждает в том, что в других массовых школах, перешедших на трехлетнее начальное обучение, наблюдается еще большее нарушение длительности приготовления уроков, процент детей, выполняющих домашние задания в нормативное время, еще ниже (в 1-м классе 17,7% против 30%, во 2-м — 30,1 % против 45%, в 3-м — 53,6% против 69%).
По нашим данным, наряду с большой учебной нагрузкой, связанной с относительной неподвижностью школьников, в режиме их дня преобладают виды деятельности со столь же малым механическим и колорическим эффектом, сюда относится длительное просиживание у телевизоров (60%), чтение художественной литературы (56,5%), занятия по художественно-эстетическому воспитанию (11%) и так называемые тихие игры (40,2%). Только 6% школьников начальных классов занимается в спортивных секциях. Следовательно, обучение по новым программам, увеличившее длительность домашних заданий, в сочетании с недостатками режима дня младших школьников способствует состоянию гиподинамики учащихся, несвойственной возрасту наблюдаемых детей.
Выводы
1. Наблюдения выявили утомление младших школьников, особенно у учащихся 3-х классов, завершающих период начального обучения. Утомление учащихся 3-х классов диагностировалось всеми использованными методами исследования по показателям работоспособности, функционального состояния центральной нервной системы и успеваемости,
2. Развивающая система обучения, положенная в основу новой программы, обнаружила большее расслоение контингента школьников младшего возраста по характеру и уровню работоспособности. Утомление сказалось главным образом на группе школьников с высокой и средней работоспособ-
ностью, составляющих основную часть класса. Расслоение учащихся на группы работоспособности требует большей индивидуализации занятий.
3. Установлена нерациональная организация режима дня младших школьников, указывающая на преобладание в нем статического компонента.
ЛИТЕРАТУРА. Антропова М. В. Тезисы и автореф. научных докл. Объединенной сессии общих собраний Академии мед. наук СССР и Академии педагогических наук СССР. Рига, 1971, с. 12.— Громбах С. М., Сапожникова Р. Г., 1 л у ш к о в а Е. К- и др. Труды Ин-та гигиены детей и подростков. МЗ СССР. М., Г970, в. 2, с. 111.—Зуб ко в а В. М. Гиг. и сан., 1973, № 1, с. 36.
Поступила 28/1V 1972 г.
WORKING CAPACITY AND DAILY REGIMEN OF PUPILS IN A PRIMARY SCHOOL WITH A NEW TEACHING PROGRAM
N. M. Popova, N. N. Kuindzhi, N. V. llyina
The authors detected fatigue in the younger school children, especially those of the 3rd form, who were finishing the period of primary education. The fatigue was most pronounced in the group of school pupils with high and average working capacity, that constituted the majority of the class. This was due to the irrational organization of the daily regimen of the younger schoolchildren with prevalence of the static component.
УДК 6 12. 766.1:65 8.311.44]: 69.057
Канд. биол. наук А. А. Шабурян, И. Д. Паронян
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ КРИТЕРИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПРИГОДНОСТИ К ПРОФЕССИИ МОНТАЖНИКА-ВЫСОТНИКА
Институт гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, Москва
В настоящее время весьма актуальными являются научно обоснованная профессиональная ориентация и профессиональный отбор. Особенно важно это в отношении тех профессий, при которых несоответствие физиологических возможностей организма связано с ущербом для здоровья, а в ряде случаев и с риском для жизни. Сюда относится, в частности, профессия монтажника-высотника. Непригодность к ней отмечается у 20— 40% лиц, обучающихся ей. Тем не менее до сих пор не разработано физиологических критериев отбора к этой профессии.
В результате детального изучения профессии и анализа литературных данных был установлен комплекс физиологических функций, к которым предъявляются наибольшие требования в этом виде труда. Сюда вошли особенности высшей нервной деятельности — силы, уравновешенности и подвижности основных нервных процессов, взаимодействия корково-подкор-ковых структур головного мозга, а также анализаторы — двигательный, тактильный, вестибулярный и эмоциональная сфера. Силу нервной системы определяли методом, описанным В. Д. Небылицыным, подвижность — методом М. Р. Рабиновича, уравновешенность нервных процессов— методом «реакции на движущийся объект». Особенности взаимодействия корко-во-подкорковых образований головного мозга исследовали по выраженности вегетативного компонента условнорефлекторной реакции на предъявление второсигнальных (словесная инструкция) и первосигнальных (световых) раздражителей. Двигательный анализатор изучали методом оценки координации движений в пространстве и координации усилий. Функциональное состояние тактильного анализатора оценивали путем определения порогов чувствительности методом Мак-Ворта. Для определения функционального состояния вестибулярного анализатора приводили вести-було-моторные и вестибуло-вегетативные пробы по методу Воячека. Эмоциональную сферу изучали по показателям пульса, тремора и координации