Научная статья на тему 'НЕРВНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ ВОДИТЕЛЕЙ ВО ВРЕМЯ УПРАВЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЕМ'

НЕРВНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ ВОДИТЕЛЕЙ ВО ВРЕМЯ УПРАВЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЕМ Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
255
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — А И. Вайсман

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE NEURO-EMOTIONAL STRAIN OF DRIVERS AT THE TIME OF CAR DRIVING

On the basis of results of the chronometric observations, the determination of the con centration of sodium and potassium in saliva, that of adrenalin and all the group of adrenalin like substances in the blood and the constant registration of the electrocardiogram of the drivers in the course of all the shift, the author showed that a high neuro-emotional strain was caused by their work. Recommendations are made on the means of diminishing the neuro-emotional strain of workers of this occupation.

Текст научной работы на тему «НЕРВНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ ВОДИТЕЛЕЙ ВО ВРЕМЯ УПРАВЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЕМ»

УДК 612.745.8:612.821.31:в5в. 13

Канд. мед. наук А. И. Вайсман

НЕРВНО-ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ НАПРЯЖЕНИЕ ВОДИТЕЛЕЙ ВО ВРЕМЯ УПРАВЛЕНИЯ АВТОМОБИЛЕМ

Горьковский научно-исследовательский институт гигиены труда и профзаболеваний

Принимая во внимание, что концентрация натрия и калия в слюне является весьма чувствительным показателем воздействия различных стрессоров (Р. М. Баевский, Т. Д. Сеченова; БаЛо) мы провели соответствующие исследования. Установлены статистически достоверное (1=2,6) увеличение содержания натрия (на 33,3 %) и тенденция к увеличению содержания калия (на 4,3 %) в слюне у водителей автомобилей к концу рабочего дня г. Следует указать, что направление обнаруженных нами сдвигов противоречит хорошо известной суточной динамике содержания этих веществ в слюне. По данным Р. М. Баевского и Т. Д. Сеченовой, оно резко увеличивается в 7—9 ч утра (время проведенного нами обследования водителей до работы), а в остальное время суток существенно ниже и не испытывает заметных колебаний. Следовательно, увеличение, вопреки суточному ритму, концентрации натрия и калия в слюне водителей произошло под влиянием профессиональной деятельности и может свидетельствовать о существенном нервно-эмоциональном напряжении, которое они испытывают при вождении автомобиля.

Для количественной оценки нервно-эмоционального напряжения важное значение мы придавали непрерывной регистрации электрокардиограммы (ЭКГ) в течение всего времени вождения автомобиля. Судя по литературным источникам (В. В. Парин и Р. М. Баевский; ЕНета и г1еШи13, и др.), информативность электрокардиографических данных для оценки эмоционального состояния человека весьма высока, а, по мнению В. В. Розенблата, «частота пульса, бесспорно, является несравненно более чувствительным показателем физиологического напряжения, чем потребление кислорода и вообще любой другой параметр. Здесь она вне конкуренции».

Регистрацию ЭКГ 2 проводили в течение 2 мин до работы, затем в течение всего рабочего дня, за исключением перерывов на обед. Анализ полученных ЭКГ позволил установить уменьшение вольтажа, уплощение зубца Т и снижение сегмента Б Г ниже изолянийГДо данным М. Н. Русановой, такие изменения встречаются ^з^оровых при значительных эмоциональных нагрузках. По нашим данным, сердечные сокращения учащались уже в первые секунды после того, как испытуемый занимал рабочее место в кабине; это сохранялось в течение всего времени вождения автомобиля. Относительное учащение сердечных сокращений отмечалось при пересечении перекрестков, преодолении подъемов, резких поворотах, торможениях, при следовании мимо постов госавтоинспекции (даже при отсутствии на них сотрудника ГАИ). ,

Большой интерес представляют записи биотоков сердца в ситуациях, близких к аварийным. Сердечные сокращения в этих случаях учащались до 140 в минуту, что сопоставимо с аналогичными показателями интенсивности эмоциональных реакций у представителей хорошо изученных профессиональных групп с ярко выраженным нервно-эмоциональным характером труда (В. П. Соловьева и А. С. Юрченко, и др.).

Л. П. Гримак и В. А. Пономаренко приводят результаты исследования некоторых вегетативных функций у испытуемых, которым в состоянии гипноза внушали, что они совершают прыжок с парашютом. При этом на «старте» пульс учащался на 5—15, а при «свободном падении» — до 110—120 в минуту. Те же авторы отметили у некоторых испытуемых вместо учащения пульса в «свободном падении» урежение его до 60—70 в минуту.

1 Анализы слюны проводила Е. С. Парфенова.

2 Запись ЭКГ производили при помощи специально разработанной портативной системы магнитной записи (Л. И. Татаренко и соавт.).

В наших исследованиях, проводимых в реальной производственной обстановке, во всех без исключения ситуациях, в той или иной степени приближавшихся к аварийным, обнаруживалось учащение сердечных сокращений. Однако в ряде случаев зарегистрировано существенное урежение пульса в самом начале ситуации, предшествующее резкому учащению его. Причем такое урежение сопровождалось поведенческой реакцией типа «замирания» с последующей серией активных действий по ликвидации угрозы аварии.

Известно, что одним из эффективных методов оценки функционального состояния организма человека во время производственной деятельности является вычисление автокорреляционной функции динамического ряда длительностей сердечных циклов (П. И. Гуменер и В. И. Печерская), Применение этого метода для оценки величины эмоционального напряжения у водителей автомобилей также дало положительные результаты.

При оценке эмоциональных реакций следует иметь в виду и их положительную роль в адаптации организма водителя к окружающей среде, в обеспечении достаточно быстрой интеграции различных систем организма для деятельности, направленной на предупреждение аварийной ситуации или самой аварии. В то же время высокое нервно-эмоциональное напряжение является одним из основных фактирив н райвитки_у1омд,ения водителя. Поездка на современном автомобиле неизбежно сопровождается воздействием на водителя серии нервно-эмоциональных раздражителей. Когда их воздействие становится чрезмерно выраженным, водители могут реагировать на них снижением качества профессиональной деятельности, которая в иных условиях достаточно эффективна.

Значительные сдвиги в течении обменных процессов и деятельности внутренних органов, происходящие под нервно-эмоциональными воздействиями, способствуют возникновению и развитию многочисленных заболеваний, особенно органов кровообращения (гипертоническая болезнь, ише-мическая болезнь сердца, атеросклероз), пищеварения (язвенная болезнь) и нервной системы, в частности неврозов (Н. С. Лащенко и соавт.).

Возникает необходимость разработки рекомендаций по снижению нервно-эмоционального напряжения водителей. Такие рекомендации, основанные на многолетнем опыте изучения этой профессиональной группы, могут быть разбиты на несколько групп. В первую очередь они касаются системы обучения и воспитания водителей. Сочетание достаточно длительной специальной подготовки на тренажерах и вождение автомобиля в реальных условиях с инструктором, физической подготовки и воспитания волевых качеств способствует поддержанию достаточной устойчивости нервно-эмоциональной сферы водителя. Не менее важными являются разработка и широкое применение научно обоснованной методики медицинского, психологического и физиологического отбора кандидатов на водительскую профессию.

Снижению нервно-эмоционального напряжения водителей должны помочь правильное, психологически обоснованное устройство дорог (ширина, покрытие, цвет, количество и характер дорожных знаков, пешеходных переходов, контрольных постов, перекрестков, переездов и т. д.), конструкция кабины автомобиля и оснащение рабочего места водителя (достаточная обзорность, соответствующие эргономическим требованиям кресло, органы управления и т. д., удовлетворительные гигиенические условия). Существенную пользу может принести широкая пропаганда правил уличного движения среди населения при помощи всех средств массовой информации.

Важное значение имеет правильная организация труда водителей, призванная не допустить их чрезмерного утомления и тем более переутомления. Сюда относится создание благоприятного психологического климата в коллективах автопредприятий, доброжелательных взаимоотношений между водителями и руководителями автопредприятий, работниками автомобильной инспекции и контролерами на маршруте, сокращение контактов между

водителем и пассажирами (изолированная кабина, бескассовое обслуживание) и т. д.

Наиболее рациональным мероприятием явилась бы разработка автоматического управления автомобилем с ограниченным участием в этом процессе водителя; за последним может быть оставлена, например, только функция стратегического выбора маршрута и возможность по его желанию отключать на определенных участках пути автоматику и вести автомобиль самостоятельно.

В заключение следует отметить, что даже частичное осуществление перечисленных мероприятий снизит нервно-эмоциональное напряжение водителей автомобилей и тем самым повысит безопасность движения, сохранит здоровье многим тысячам представителей этой профессии.

ЛИТЕРАТУРА. Баевский Р. М., Сеченова Т. Д. В кн.: Авиационная и космическая медицина. М., 1969, т. 1, с. 46. — Г р и м а к Л. П., П о н о -м а р е н к о В. А. Ж. высш. нервн. деят., 1967, в. 3, с. 408. — Гуменер П. И., Печерская В. И. Гиг. и сан., 1972, № 11, с. 38. — Л а щ е н к о Н. С., Дорофеева Е. Д., Азовская И. И. В кн.: Научная организация труда водителей автомобилей и безопасность движения. Л., 1972, с. 35.—Пар и н В. В., Баевский Р. М. В кн.: Достижения медицинской и биологической техники. М., 1971, с. 413. — Розенблат В. В. Радиотелеметрические исследования в спортивной медицине. МГ, 1967. — Русалова М. Н. Тезисы и реф. докл. 23-го совещания по проблемам высшей нервной деятельности. Горький, 1972, ч. 1, с. 80.—Соловьева В. П., Ю р ч е н к о А. С. Гиг. труда, 1971, № 4, с. 13. — Т а т а р е н к о Л. И., Киграманов Г. И., В а й с м а н А. И. и др. В кн.: Биологическая и медицинская электроника. Свердловск, 1972, ч. 1, с. 66. — Sa i to Н., J. Sci. Labour, 1966, v. 42, p. 427.

Поступила 3/VI 1974 Г.

THE NEURO-EMOTIONAL STRAIN OF DRIVERS AT THE TIME OF CAR DRIVING

A. /. Vaisman

On the basis of results of the chronometric observations, the determination of the con centration of sodium and potassium in saliva, that of adrenalin and all the group of adrenalin like substances in the blood and the constant registration of the electrocardiogram of the drivers in the course of all the shift, the author showed that a high neuro-emotional strain was caused by their work. Recommendations are made on the means of diminishing the neuro-emotional strain of workers of this occupation.

УДК tie.8-009.26-053.6*02:611-001«77

Канд. мед. наук Г. В. Колчана

ИЗМЕНЕНИЕ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ У ШКОЛЬНИКОВ, ПЕРЕНЕСШИХ РЕВМАТИЗМ

Ворошиловградский медицинский институт

Координацию движений рук у детей 4-х классов до и после уроков мы исследовали по методике, разработанной в Ворошиловградском медицинском институте В. А. Еренковым. Достоинства метода — полная объективность исследования и математическая точность учета данных, полученных в динамике (В. В. Гордеев; В. С. Косенко; Р. В. Пронина, и др.). Прибор для изучения координации движений рук состоит из подвесной доски, на которой смонтированы контактные устройства из 3 линий медной проволоки: первая проволока прямая, вторая — волнообразная и третья — ломаная. Контактные устройства крепят с помощью металлических столбиков. С обеих сторон каждого отрезка проволоки натянуты кусочки резиновой трубки для изоляции, на которых до и после исследования находятся контактные кольца. Линейные и кольцевые контакты включены в цепь постоянного тока с источником питания в 6 В. При соприкосновении контактного кольца с контактным устройством возникает электрический ток.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.