3. Krivoruchenko, O.V. Methods of estimation of bodily condition of sportsmen of different qualification, specialized in run on short and middle distances / O.V. Krivoruchenko // Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports. - 2012. - № 5. - P. 83-85.
4. Health benefits of tennis / B.M. Pluim, J.L. Groppel, D. Miley et al. // Br J Sports Med. -2018. - № 52. - P. 201-202.
REFERENCES
1. Cherkashin, I.A., Krivoruchenko, E.V., Gavrilyev, S.I. and Ularov, A.P. (2017), "Influence of physical loads on the functional state of men with overweight and obesity", Theory and practice ofphysical culture, No. 7, pp. 41-43.
2. Groppel, J. and DiNubile N. (2009). "Tennis: For the health of it!". The Physician and sport medicine, No. 37 (2), pp. 40-50.
3. Krivoruchenko, O.V. (2012), "Methods of estimation of bodily condition of sportsmen of different qualification, specialized in run on short and middle distances", Pedagogics, psychology, medical-biologicalproblems of physical training and sports, No. 5, pp. 83-85.
4. Pluim, BM. Groppel, JL, Miley, D, et al. (2018), "Health benefits of tennis", Br J Sports Med, No. 52, pp. 201-202.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 15.07.2020
УДК 796.011
ИЗМЕНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ МУЖЧИН ВТОРОГО ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА, ПОСЕЩАЮЩИХ ЗАНЯТИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТЕННИСА
Сергей Ильич Гаврильев, старший преподаватель, Якутская государственная сельскохозяйственная академия; Илья Афанасьевич Черкашин, доктор педагогических наук, профессор, Якутская государственная сельскохозяйственная академия, СевероВосточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Якутск, Московская государственная академия физической культуры, Малаховка
Аннотация
Введение. Адаптация к физическим нагрузкам во время игры в теннис приводит к позитивным изменениям в мышцах, сухожилиях и связках. Цель исследования - выявление влияния на уровень физической подготовленности мужчин второго зрелого возраста регулярных занятий оздоровительной направленности с элементами тенниса. Методика и организация исследования. В исследовании приняли участие 60 мужчин второго зрелого возраста (40-49 лет), которые были разделены на экспериментальную и контрольную группы по 30 человек в каждой. Обе группы были однородны по таким показателям как возраст, масса тела, длина тела и индекс массы тела (ИМТ). Педагогический эксперимент продлился год, во время которого для представителей экспериментальной группы был внедрен разработанный цикл оздоровительных занятий с элементами тенниса. Педагогическое тестирование проведено дважды - до и по окончанию педагогического эксперимента. Результаты исследования и их обсуждение. У представителей экспериментальной группы статистически достоверно выросли все семь показателей общей физической подготовленности (р <0,05, р <0,01), а также все показатели специальной физической подготовленности у (р < 0,05). В контрольной группе в конце эксперимента четыре из семи показателей общей физической подготовленности статистически достоверно измелись по отношению к исходным данным.
Выводы. Применение двух программ - нами разработанного цикла оздоровительных занятий с элементами тенниса и предложенного фитнес-центром на протяжении одного года положительно отразились на общей физической подготовленности занимающихся мужчин второго зрелого возраста (40-49 лет). У занимающихся по программе фитнес-центра положительные достоверные изменения коснулись силы и гибкости (р<0,05, р<0,01). В то время как у мужчин, регулярно посещающих занятия оздоровительной направленности с элементами тенниса, достоверно изменились после эксперимента все показатели общей и специальной физической подготовленности. У них
статистически достоверно повысились в отличии от занимающихся по программе фитнес-центра показатели быстроты и ловкости.
Ключевые слова: рекреация, теннис, сила, быстрота, гибкость, ловкость, педагогическое тестирование, оценка.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.7.p65-70
CHANGES IN PHYSICAL FITNESS OF MEN OF THE SECOND MATURE AGE WHO ATTEND HEALTH-IMPROVING CLASSES WITH ELEMENTS OF TENNIS Sergei Ilich Gavrilyev, the senior teacher, Yakut State Agricultural Academy; Ilia Afanasievich Cherkashin, the doctor of pedagogical sciences, professor, Yakut State Agricultural Academy, North-Eastern Federal University, Yakutsk, Moscow State Academy of Physical Culture, Mala-
khovka
Abstract
Introduction. Adapting to physical activity while playing tennis leads to the positive changes in the muscles, tendons, and ligaments. The purpose of the study is identification of the influence on the level of physical fitness of men of the second mature age of regular health-improving activities with elements of tennis. Methodology and organization of research. The study involved 60 men of the second mature age (40-49 years), who were divided into experimental and control groups of 30 people each. Both groups were similar in terms of age, body weight, body length, and body mass index (BMI). The pedagogical experiment lasted for a year, during which the developed cycle of health classes with elements of tennis was introduced for representatives of the experimental group. Pedagogical testing was conducted twice-before and after the pedagogical experiment. Research results and discussion. All seven indicators of general physical fitness (p <0.05, p <0.01) and all indicators of special physical fitness (p < 0.05) increased statistically significantly for the representatives of the experimental group. In the control group, at the end of the experiment, four out of seven indicators of overall physical fitness were statistically significantly changed in relation to the initial data. Conclusions. The use of two programs-we developed a cycle of wellness classes with elements of tennis and the proposed fitness center for one year had a positive impact on the overall physical fitness of men of the second mature age (40-49 years). Those who are engaged in the fitness center program have positive significant changes in strength and flexibility (p <0.05, p <0.01). While in men who regularly attend health - improving classes with elements of tennis, all indicators of general and special physical fitness significantly changed after the experiment. They have statistically significantly increased in contrast to those engaged in the program of the fitness center the indicators of speed and dexterity.
Keywords: recreation, tennis, strength, speed, flexibility, dexterity, pedagogical testing, assessment.
ВВЕДЕНИЕ
Игра в теннис позволяет развивать силу различных мышц ног. Постоянно выполняемые во время игры выпады, отталкивания или прыжки способствуют развитию мышц ног, в отличие от многих других видов деятельности. Занятия теннисом способствуют развитию не только быстроты, но и координации, что позволяет управлять своим телом в любом возрасте [2]. Адаптация к физическим нагрузкам во время игры в теннис приводит к позитивным изменениям в мышцах, сухожилиях и связках [4].
Теннисисты развивают отличную зрительно-моторную координацию, так как им постоянно приходится чувствовать расстояние между ними и мячом. Благодаря игре в теннис улучшается костная ткань. Кости перестраиваются в ответ на механическое воздействие на них. Кость, которая подвергается нагрузке, становится крепче. Теннис создает динамические нагрузки на костную систему организма человека и положительно влияет на костеобразование, также здоровье скелета и общую прочность костей [2].
Хотя теннис специалисты считают видом спорта с минимальным риском развития тяжелых травм у занимающихся, травмы у занимающихся случаются [2 ,4]. У людей, играющих в теннис, в рекреационных целях от 21% до 45% травм произошло в верхней ко-
нечности, от 31% до 67% травм произошло в нижней конечности, и от 3% до 20% травм произошло в туловище или голове. Лодыжка, бедро, плечо, локоть, нижняя часть спины наиболее часто подвергаются травмам. Напряжение мышц, сопровождаемое воспалением и растяжением связок, является наиболее распространенным типом травм. Как правило, травмы нижних конечностей отличаются острым течением, а травмы верхних конечно -стей в большей степени являются хроническими [2, 4]. Уровень травматизма можно свести к минимуму с помощью рационального построения оздоровительных занятий с элементами тенниса [1, 3]. При планировании физической нагрузки необходимо учитывать не только пол и возраст, состояние здоровья, но и уровень физической подготовленности и функционального состояния занимающихся.
МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В исследовании приняли участие 60 мужчин второго зрелого возраста (40-49 лет), которые были разделены на экспериментальную и контрольную группы по 30 человек в каждой. Обе группы были однородны по таким показателям как возраст, масса тела, длина тела и индекс массы тела (ИМТ). Педагогический эксперимент продлился год, во время которого для представителей экспериментальной группы был внедрен разработанный цикл оздоровительных занятий с элементами тенниса. Мужчины занимались 3 раза в неделю, одно занятие длилось 90 мин. Особенность занятий заключалась в том, что мужчины параллельно развивали физические качества, повышая аэробные возможности и техническое мастерство игры в теннис. Применяли на занятиях элементы тенниса (имитация, отдельные упражнения, упражнения на стенке, одиночные и парные игры). Сочетали их с другими физическими упражнениями (аэробной и анаэробной направленности, направленных на развитие силы, ловкости, быстроты, координации, общей выносливости). Представители контрольной группы занималась по другой программе в большей степени, делая акцент на развитие такого физического качества как сила. Их занятия проводились на базе фитнес-центра (г. Якутск). Продолжительность и кратность занятий в неделю была идентичной с экспериментальной группой. Педагогическое тестирование проведено дважды - до и по окончанию педагогического эксперимента.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Внутригрупповой анализ результатов педагогического тестирования, направленного на получения информации об общей и специальной физической подготовленности в экспериментальной группе, и общей физической подготовленности мужчин контрольной группы продемонстрировал, что по окончании педагогического эксперимента, значительные изменения отмечены в обеих группах. У представителей экспериментальной группы статистически достоверно выросли все семь показателей общей физической подготовленности (р<0,05, р<0,01), а также все показатели специальной физической подготовленности у (р < 0,05). В беге на 60 м в конце эксперимента средний по группе показатель снизился на 1,24 с, что составило 10,7% (р < 0,05). В прыжке в длину улучшение отмечено на 19 см (р < 0,05), а в тесте на быстроту ловли линейки показатель снизился на 6 см (р < 0,01). Изменение изучаемых показателей в среднем по группе составило 8,6% и 29,5% соответственно. На 9,9 % повысился результат в тесте, направленном на определение силы мышц брюшного пресса - подъем прямых ног до угла 900 из исходного положения лежа на спине, где средний показатель после педагогического эксперимента вырос в 2 раза. Также в среднем по группе вырос показатель в сгибании и разгибании рук в упоре лежа на 4 раза, что соответствует 15,8% (р < 0,05). Выраженные изменения показателей общей физической подготовленности коснулись теста на определение гибкости, показатель вырос на 57,1% и подтягивания из виса на высокой перекладине - прирост составил 52,0 % (р<0,01). Положительная динамика в конце эксперимента также прослеживается в показателях специальной физической подготовленности мужчин эксперимен-
тальной группы. Прирост результатов по восьми специальных тестам в среднем по группе составил 9-15% (р < 0,05).
В контрольной группе в конце эксперимента четыре из семи показателей общей физической подготовленности статистически достоверно измелись по отношению к исходным данным. Средний показатель наклона вперёд из положения стоя на гимнастической скамье вырос на 24,6% (р < 0,05). Три показателя, характеризующие силовые способности достоверно изменились. Показатели подъема прямых ног до угла 900 из исходного положения лежа на спине, а также показатель сгибания и разгибание рук в упоре лежа за 30 с возросли в среднем по группе на 14,5% и 17,7% соответственно (р < 0,05). Выражено изменился показатель количества подтягивания, который вырос с четырех до семи раз в среднем по группе, что составило 75 % соответственно (р < 0,01).
По 15 параметрам определены средние оценки физической подготовленности мужчин второго зрелого возраста экспериментальной группы до и по окончанию педагогического эксперимента (рисунок 1). Если в начале эксперимента компоненты физической подготовленности находились на уровне от низкого до среднего, то по окончанию эксперимента диапазон уровней изменился на средний - высокий.
До эксперимента По окончанию эксперимента
Я
О
I ■ ■
2 2 2 2 2 2 2 1 1
I I IП| I I I I I I I I
1
10
11
12
13
14
15
Упражнения
Рисунок 1 - Оценка уровня физической подготовленности мужчин второго зрелого возраста (40-49 лет) до и после эксперимента, в среднем по группе (экспериментальная группа): 1 - бег 60 м по движению (с), 2 - прыжок в длину с места (м), 3 - ловля падающей линейки (см), 4 -наклон вперёд из положения стоя на гимнастической скамье (см), 5 - подъем прямых ног до угла 90° из исходного положения лежа на спине (количество раз), 6 - сгибание и разгибание рук в упоре лежа за 30 с (количество раз), 7- подтягивание из виса на высокой перекладине (количество раз), 8 - форхэнд (4 удара, с), 9 - бекхэнд (4 удара, с), 10 - броски набивного мяча 4 кг двумя руками справа (4 броска, с), 11 - броски набивного мяча 4кг двумя руками слева (4 броска, с), 12 - форх-энд на теннисной стенке за 15 с (количество ударов), 13 - бекхэнд на теннисной стенке за 15 с (количество ударов), 14 - подбивание мяча справа с лета без отскока на теннисной стенке за 10 с (количество ударов), 15 - под-бивание мяча слева без отскока на теннисной стенке за 10 с (количество ударов)
У представителей контрольной группы после педагогического эксперимента значительно вырос уровень силовой подготовленности. До начала эксперимента уровень физической подготовленности в среднем по группе соответствовал ниже среднего, а по окончанию вырос до среднего уровня (рисунок 2).
Сравнительный анализ уровня общей физической подготовленности обеих групп после педагогического эксперимента показал, что у представителей экспериментальной группы в среднем по группе более высокому уровню соответствует быстрота, быстрота реагирования, скоростно-силовые способности, гибкость (рисунок 3). Однако два из трех показателя силы, определяемые подтягиваем из виса на высокой перекладине и подъемом прямых ног до угла 90° из исходного положения лежа на спине, у представителей контрольной группы отвечали уровню выше среднего.
Обращает на себя внимание низкий уровень скоростно-силовой подготовленности у мужчин контрольной группы, определяемый прыжком в длину с места. В экспериментальной группе показатели в данном тесте в среднем по группе соответствовали уровню выше среднего. В целом, проведенный анализ уровня общей физической подготовленности по результатам педагогического тестирования представителей обеих групп показал,
5
4
4
3
0
что выше уровень у мужчин экспериментальной группы.
После эксперимента До эксперимента
Подтягивание из виса на высокой перекладине,
количество раз Сгибание и разгибание рук в упоре лежа за 30 с, количество раз Подъем прямых ног до угла 90 из исходного положения лежа на спине, количество раз Наклон вперёд из положения стоя на гимнастической скамье, см
Ловля падающей линейки, см
Прыжок в длину с места, м
Бег 60 м по движению, с
0 1 2 3 4 5
Оценка, баллы
Рисунок 2 - Оценка уровня физической подготовленности мужчин второго зрелого возраста (40-49 лет) до и после эксперимента, в среднем по группе (контрольная группа)
Контрольная ^Экспериментальная
Подтягивание из виса на высокой перекладине,
количество раз Сгибание и разгибание рук в упоре лежа за 30 с, количество раз Подъем прямых ног до угла 90 из исходного положения лежа на спине, количество раз Наклон вперёд из положения стоя на гимнастической скамье, см
Ловля падающей линейки, см Прыжок в длину с места, м Бег 60 м по движению, с
0 1 2 3 4 5
Оценка, баллы
Рисунок 3 - Оценка уровня физической подготовленности мужчин второго зрелого возраста (40-49 лет) экспериментальной и контрольной групп после эксперимента, в среднем по группе
ВЫВОДЫ
Применение двух программ - нами разработанного цикла оздоровительных занятий с элементами тенниса и предложенного фитнес-центром на протяжении одного года положительно отразились на общей физической подготовленности занимающихся мужчин второго зрелого возраста (40-49 лет). У занимающихся по программе фитнес-центра положительные достоверные изменения коснулись силы и гибкости (р<0,05, р<0,01). В то время как у мужчин, регулярно посещающих занятия оздоровительной направленности с элементами тенниса, достоверно изменились после эксперимента все показатели общей и специальной физической подготовленности. У них статистически достоверно повысились показатели быстроты и ловкости в отличие от занимающихся по программе фитнес-центра.
ЛИТЕРАТУРА
1. Влияние физических нагрузок на функциональное состояние мужчин с избыточной массой тела и ожирением / И.А. Черкашин, Е.В. Криворученко, С.И. Гаврильев, А.П. Уларов // Тео-
рия и практика физической культуры. - 2017. - №7. - С. 41-43.
2. Groppel, J. Tennis: For the health of it! / J. Groppel, N. DiNubile // The Physician and sport medicine. - 2009. - № 37 (2). - P. 40-50.
3. Krivoruchenko, O.V. Methods of estimation of bodily condition of sportsmen of different qualification, specialized in run on short and middle distances / O.V. Krivoruchenko // Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports. - 2012. - № 5. - P. 83-85.
4. Health benefits of tennis / B.M. Pluim, J.L. Groppel, D. Miley et al. // Br J Sports Med. -2018. - № 52. - P. 201-202.
REFERENCES
1. Cherkashin, I.A., Krivoruchenko, E.V., Gavrilyev, S.I. and Ularov, A.P. (2017), "Influence of physical loads on the functional state of men with overweight and obesity", Theory and practice ofphysical culture, No. 7, pp. 41-43.
2. Groppel, J. and DiNubile N. (2009). "Tennis: For the health of it!". The Physician and sport medicine, No. 37 (2), pp. 40-50.
3. Krivoruchenko, O.V. (2012), "Methods of estimation of bodily condition of sportsmen of different qualification, specialized in run on short and middle distances", Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports, No. 5, pp. 83-85.
4. Pluim, BM. Groppel, JL, Miley, D, et al. (2018), "Health benefits of tennis", Br J Sports Med, No. 52, pp. 201-202.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 21.07.2020
УДК 796.964
АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КРАЕВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА «ХАБАРОВСКИЙ КРАЕВОЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ХОККЕЯ С МЯЧОМ»
Сергей Викторович Галицын, доктор педагогических наук, профессор, Олег Зуфарович Зиганшин, доцент, председатель федерации хоккея с мячом Хабаровского края, Павел Анатольевич Ткаченко, кандидат педагогических наук, доцент, Александр Викторович Белозеров, заместитель директора по спортивной подготовке, Павел Дмитриевич Попов, преподаватель, Дальневосточная государственная академия физической культуры,
Хабаровск
Аннотация
Работа посвящена анализу показателей кадрового, материально-технического, финансового обеспечения Краевого государственного автономного учреждения «Спортивная школа «Хабаровский краевой центр развития хоккея с мячом»» (КГАУ СШ ХКЦРХМ), которое осуществляет процесс подготовки хоккеистов с мячом с 2014 года. В ходе исследования была изучена динамика численности занимающихся, а также проанализированы статистические отчетные материалы по форме 5-ФК по КГАУ СШ ХКЦРХМ за период с 2015 по 2019 гг. Были получены результаты основных показателей подготовки спортивного резерва и соревновательных процессов за последние 5 лет.
Ключевые слова: хоккей с мячом, спортивная школа, спортивный резерв, спортивная подготовка.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.7.p70-72
ANALYSIS OF PERFORMANCE INDICATORS FOR ACTIVITIES OF THE REGIONAL STATE AUTONOMOUS INSTITUTION SPORTS SCHOOL "KHABAROVSK REGIONAL CENTER FOR THE DEVELOPMENT OF BANDY"
Sergey Viktorovich Galitsyn, the doctor of pedagogical sciences, professor, Oleg Zufarovich Ziganshin, the senior lecturer, chairman of the Khabarovsk territory bandy federation, Pavel