Научная статья на тему 'ИЗМЕНЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЕКТОРА ПРИГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА: ВЫЗОВЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ'

ИЗМЕНЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЕКТОРА ПРИГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА: ВЫЗОВЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
15
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
приграничное сотрудничество / Ленинградская область / Финляндия / программы приграничного сотрудничества / диверсификация / стратегические партнерства / cross-border cooperation / Leningrad Region / Finland / crossborder cooperation programs / diversification / strategic partnerships

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Олейник Наталья Михайловна

Приграничное сотрудничество Ленинградской области со странами ЕС динамично развивалось последние тридцать лет, однако наступивший геополитический кризис и вступление Финляндии в НАТО нарушило взаимовыгодное партнерство, что привело к резкому снижению товарооборота, закрытию границ и приостановке программ и проектов. Цель исследования состоит в рассмотрении генезиса практического сотрудничества Ленобласти и Финляндии, определении вызовов и перспектив сотрудничества с заинтересованными сторонами в новых экономических реалиях. Объект исследования — приграничная территория Ленобласти и Финляндии. Предмет — трансформация экономического взаимодействия государств приграничных регионов. В исследовании применялись методы: индукции, дедукции, сравнения, статистического анализа. В статье анализируются этапы приграничного сотрудничества, факторы, препятствующие эффективному взаимодействию, определяются вызовы, направления и перспективы взаимодействия с дружественными странами с учетом потенциальных возможностей региона. Обосновано, что смена вектора приграничного сотрудничества — ответ на остановку финансирования программ и проектов из-за политических и экономических разногласий, что привело к разрыву экономических связей с партнерами. Раскрыт новый вектор взаимодействия субъектов Ленобласти — «Север-Юг-Восток», сделаны выводы о необходимости построения новой модели сотрудничества в целях устойчивого развития региона. Научная новизна заключается в разработке рекомендаций, направленных на формирование успешных стратегических партнерств с регионами и дружественными странами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Олейник Наталья Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHANGING THE ECONOMIC VECTOR OF CROSS-BORDER COOPERATION: CHALLENGES, PROSPECTS

Border cooperation between the Leningrad Region and the EU countries has been dynamically developing for the last thirty years, but the onset of the geopolitical crisis and Finland’s accession to NATO disrupted the mutually beneficial partnership, which led to a sharp decline in trade turnover, border closure and suspension of programs and projects. The aim of the study is to examine the genesis of practical cooperation between the Leningrad Region and Finland, to identify the challenges and prospects of cooperation with stakeholders in the new economic realities. The object of the study is the border area of the Leningrad Region and Finland. Subject — transformation of economic interaction between the states of the border regions. The research applied the following methods: induction, deduction, comparison, statistical analysis. The article analyzes the stages of cross-border cooperation, factors that hinder effective interaction, identifies challenges, directions and prospects of interaction with friendly countries, taking into account the potential capabilities of the region. It is substantiated that the change of the vector of cross-border cooperation is a response to the stoppage of financing of programs and projects due to political and economic disagreements, which led to the breakdown of economic ties with partners. The new vector of interaction between the subjects of the Leningrad Region — «NorthSouth-East» — is revealed, and conclusions are drawn about the need to build a new model of cooperation for sustainable development of the region. Scientific novelty lies in the development of recommendations aimed at forming successful strategic partnerships with regions and friendly countries.

Текст научной работы на тему «ИЗМЕНЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЕКТОРА ПРИГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА: ВЫЗОВЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ»

Научная статья УДК 339.9 © Н. М. Олейник DOI: 10.24412/2225-82642024-1-110-115

Ключевые слова: приграничное сотрудничество, Ленинградская область, Финляндия, программы приграничного сотрудничества, диверсификация, стратегические партнерства Keywords: cross-border cooperation, Leningrad Region, Finland, cross-border cooperation programs, diversification, strategic partnerships

ИЗМЕНЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВЕКТОРА ПРИГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА: ВЫЗОВЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Олейник Н. М.1

Аннотация. Приграничное сотрудничество Ленинградской области со странами ЕС динамично развивалось последние тридцать лет, однако наступивший геополитический кризис и вступление Финляндии в НАТО нарушило взаимовыгодное партнерство, что привело к резкому снижению товарооборота, закрытию границ и приостановке программ и проектов. Цель исследования состоит в рассмотрении генезиса практического сотрудничества Ленобласти и Финляндии, определении вызовов и перспектив сотрудничества с заинтересованными сторонами в новых экономических реалиях. Объект исследования — приграничная территория Ленобласти и Финляндии. Предмет — трансформация экономического взаимодействия государств приграничных регионов. В исследовании применялись методы: индукции, дедукции, сравнения, статистического анализа. В статье анализируются этапы приграничного сотрудничества, факторы, препятствующие эффективному взаимодействию, определяются вызовы, направления и перспективы взаимодействия с дружественными странами с учетом потенциальных возможностей региона. Обосновано, что смена вектора приграничного сотрудничества — ответ на остановку финансирования программ и проектов из-за политических и экономических разногласий, что привело к разрыву экономических связей с партнерами. Раскрыт новый вектор взаимодействия субъектов Ленобласти — «Север-Юг-Восток», сделаны выводы о необходимости построения новой модели сотрудничества в целях устойчивого развития региона. Научная новизна заключается в разработке рекомендаций, направленных на формирование успешных стратегических пар-тнерств с регионами и дружественными странами.

'Олейник Наталья Михайловна — кандидат экономических наук, доцент кафедры безопасности, Северо-Западный институт управления РАНХиГС (Россия, г. Санкт-Петербург, Средний пр. В.О., д. 57/43) E-mail: oleynik-nm@ranepa. ru

ORCID: 0009-0000-13904808

Поступила в редакцию: 07.02.2024

CHANGING THE ECONOMIC VECTOR OF CROSS-BORDER COOPERATION: CHALLENGES, PROSPECTS

Natalia M. Oleinik

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, North-West Institute of Management RANEPA

Annotation. Border cooperation between the Leningrad Region and the EU countries has been dynamically developing for the last thirty years, but the onset of the geopolitical crisis and Finland s accession to NATO disrupted the mutually beneficial partnership, which led to a sharp decline in trade turnover, border closure and suspension of programs and projects. The aim of the study is to examine the genesis of practical cooperation between the Leningrad Region and Finland, to identify the challenges and prospects of cooperation with stakeholders in the new economic realities. The object of the study is the border area of the Leningrad Region and Finland. Subject — transformation of economic interaction between the states of the border regions. The research applied the following methods: induction, deduction, comparison, statistical analysis. The article analyzes the stages of cross-border cooperation, factors that hinder effective interaction, identifies challenges, directions and prospects of interaction with friendly countries, taking into account the potential capabilities of the region. It is substantiated that the change of the vector of cross-border cooperation is a response to the stoppage offinancing ofprograms and projects due to political and economic disagreements, which led to the breakdown of economic ties with partners. The new vector of interaction between the subjects of the Leningrad Region — «North-South-East» — is revealed, and conclusions are drawn about the need to build a new model of cooperation for sustainable development of the region. Scientific novelty lies in the development of recommendations aimed at forming successful strategic partnerships with regions and friendly countries.

Вопросы обеспечения экономической безопасности России в современных условиях геополитического кризиса являются первоочередными для органов исполнительной власти на всех уровнях, для таможенных служб и государственных институтов. Приграничный регион - это административно-хозяйственная единица, территория которой прилегает к государственной границе Российской Федерации, что закреплено в Федеральном Законе от 26 июля 2017 г. № 179-ФЗ «Об основах приграничного сотрудничества». Приграничная территория - это комплекс, включающий в себя территории приграничных субъектов РФ и муниципальных образований, а также определенные международными договорами иные территории. [1]. Приграничный регион является центром единого экономического пространства стран, расположенных вдоль границы, где каждая из сторон в процессе сотрудничества задействует свой потенциал, сохраняя при этом национальные и культурные особенности. Под приграничным сотрудничеством понимается взаимовыгодное взаимодействие субъектов сопредельных государств при соблюдении принципов: взаимоуважения и территориальной целостности; выполнения договорных обязательств; мирного разрешения споров; не нанесения ущерба интересам сопредельных государств с учетом особенностей их развития, разнородности, характера межгосударственных отношений [1]. Развитие приграничного сотрудничества в условиях изменения степени взаимодействия заинтересованных лиц по разную сторону границы требует корректировки с целью обеспечения экономической безопасности РФ, как в текущем, так и в стратегическом плане.

В настоящее время в список приграничных территорий включен 41 субъект, в том числе в Северо-Западном федеральном округе таких субъектов пять: Карелия, Калининградская, Ленинградская, Мурманская и Псковская области [2]. Площадь Северо-Западного федерального округа составляет 10% от территории РФ с численностью населения — 10%. СЗФО занимает второе место среди Федеральных округов по валовому региональному продукту, приграничное сотрудничество обеспечивало 12% товарооборота РФ в 2022 году, что говорит о высоком потенциале развития.

Ленобласть - один из приграничных регионов, граничащий с двумя государствами - Финляндией и Эстонией, входящими в Европейский Союз, входит в группу приоритетных геостратегических территорий. Отнесение к этой группе подчеркивает важность области как барьера для сохранения целостности государства и его устойчивого экономического развития, обеспечения социальной и демографической стабильности. Своевременное выявление угроз приграничных регионов минимизирует возможный ущерб развитию страны в целом. Социально-экономическое состояние Ленобласти характеризуется высокими темпами развития промышленности, экспортного производства, жилищного строительства, логистики, торговли, привлечения инвестиций и качества жизни. До недавнего времени приграничное сотрудничество со странами Европейского Союза развивалось на основе совместного финансирования, имело развитую инфраструкту-

ру и характеризовалось эффективностью реализацией программ и совместных проектов.

Развитие взаимодействия государств приграничных регионов началось с изменения геополитической системы в последнее десятилетие ХХ века, с модернизации нормативно-правовой базы международного сотрудничества между РФ и Финляндией. Так в «Договоре об основах отношений» от 20 января 1992 г. заложена система отношений юридического и экономического сотрудничества, которые на протяжении последующих тридцати лет активно развивались, несмотря на риски, имеющие место с каждой стороны. В 1996 году Финляндия вступает в ЕС и у России расширяются возможности приграничного сотрудничества в едином правовом поле, что закреплено в Рамочной конвенции Совета Европы, ратифицированной Россией в 2002 г. Как результат — создаются новые программы соседства с участием региональных и национальных властей по обе стороны границы с разработкой механизма финансирования проектов. Примером является программа содействия развитию экономических и политических связей ЕС со странами РФ «Tacis» на реализацию которой с 1991 по 2002 гг. страны Евросоюза выделили более 2,46 млрд евро [3]. Только Финляндия с 2000 по 2009 гг. инвестировала в Ленобласть 582 млн долларов, и как результат - Финляндия занимала 4-е место по экспорту и 7-е место по импорту продукции. Согласно Программе развития приграничного сотрудничества на 2009-2011 гг. приоритетными направлениями являлись: экономическая деятельность и предпринимательство; транспорт и связь; энергетика, включая обеспечение безопасности работы АЭС; лесное и сельское хозяйство; охрана окружающей среды; здравоохранение и социальное обеспечение; образование и гражданское общество; местное самоуправление; реагирование на чрезвычайные ситуации и ликвидация последствий стихийных бедствий; правовая и правоохранительная деятельность [4].

Следующим этапом приграничного сотрудничества ЕС и РФ становится разработка пятнадцати программ ENI CBC с финансированием 489-598 млн евро на 2014-2020 гг. В рамках приграничного сотрудничества Ленобласти и Юго-Восточной Финляндии разработаны три совместных международных программы, одна из которых — это Программа ENI CBC 2014-2020, в ее портфель включены проекты научных исследований в разных сферах деятельности. Инвестиции, выделенные на реализацию Программы составили 72,3 млн. евро, в том числе: РФ — 25%, Финляндия — 25%, страны ЕС — 50% [5]. Еще одним примером эффективного сотрудничества может служить Программа приграничного сотрудничества с Эстонией с 2014 по 2020 гг., с финансированием в 34,2 млн. евро.

Обобщая вышеизложенное можно утверждать, что Ленобласть в этот период, может быть отнесена к региону «локомотив»: валовой региональный продукт ежегодно показывает рост, имеется стратегия развития, сформированы партнерские отношения различных уровней власти, бизнеса, гражданского общества, наблюдается рост притока инвестиций, регион имеет высокий ресурсный потенциал, растёт товарообмен

и грузопоток, увеличивается количество гражданского населения, пересекающего границу, формируются новые туристические маршруты, реализуются экологические проекты. Конечно, практика приграничного сотрудничества имеет и недостатки, что выражается в низком финансировании муниципальных органов власти, нарушении сроков реализации проектов, низкой компетентности руководителей проектной деятельности на низовом уровне, низкой активности жителей приграничных территорий в реализации двухсторонних программ.

Последствия политических событий на Украине 2014 г. негативно отразились на взаимодействии государств приграничных регионов, что потребовало особого внимания к угрозам и рискам. Несмотря на ряд санкций, введенных из-за присоединения Крыма к России и последствий Covid-19, отношения добрососедства с Финляндией продолжали развиваться и носить стратегический и взаимовыгодный характер как на уровне власти и защиты национальных и территориальных интересов, так и в торгово-экономисткой деятельности. Но все же последствия пандемии отразилось на российско-финском товарообороте, что привело в 2020 году к его снижению на 30% или 9 млрд долларов США [6].

Анализируя опыт приграничного сотрудничества видим, что была сформирована правовая база с соблюдением барьерной функции границ и сотрудничества, обеспечена трансграничная безопасность выполнения программ, применялся стратегический подход к планированию и оценке рисков, взаимоотношения строились на принципах национальных интересов, партнерства и управленческой ответственности.

В марте 2022 года из-за разногласий, конфликтов и споров военно-политического, экономического и социального характеров указом президента РФ остановлено финансирование программ приграничного сотрудничества и торгово-экономические связи с иностранными партнерами и соседями прекращены. Ущерб для Ленобласти, как части РФ, а также для стран ЕС, и в первую очередь Финляндии, значителен. Так, на российском рынке в 2021 г. работало около 900 финляндских фирм, а вовлеченными в торговлю с Россией было порядка 7 тыс. компаний Финляндии [6]. В 2023

г. двусторонний обмен между Россией и Финляндией уменьшился от уровня 2020 года еще на 50%. Показатели среднемесячного уровня экспорта и импорта между двумя странами в феврале 2023 года составили €160 млн, что соответствуют данным 1999 года. Доля России в товарообороте Финляндии опустилась до исторического минимума в 2,6%, что соответствует уровню в 1940-х годах. Отметим, что в данных, которые приводит финская таможня на начало 2023 года не отражены последствия вступления Финляндии в НАТО и эксперты считают, что уход финских компаний с российского рынка продолжится [7]. Условия взаимодействия бывших партнеров продолжают ухудшаться, так, Финляндия завершила строительство участка забора на границе с Россией и в 2024 г. планирует возвести ограждения на 200 км границы с РФ. С сентября 2024 г. действует запрет на въезд автомобилей с российскими номерами в Финляндию, что привело к приостановке осуществления взаимных перевозок и расторжению соглашений сотрудничества. [8]. 24 января 2024 г. прекращено действие Соглашения о содействии приграничному сотрудничеству между странами [9].

Согласно информационно-аналитической базы данных «keep. eu», видим, что в ней представлены все проекты, программы приграничного сотрудничества, реализуемые при помощи ЕС [10]. Программы разбиты на четыре периода. Для СЗФО в каждый период времени реализовывалась разная линейка проектов с примерным количеством партнеров в 300 человек. В период 2007-2013 гг.,2014-2020 гг. все запущенные проекты выполнены. Программный период 2021-2027 гг. был остановлен частично в 2022 г. и полностью в 2023 г. с совокупным долгом в 6 млн. евро. Статистические данный за период 2021-2023 с сайта keep.eu удалены вследствие политически мотивированным выходом бывших партнеров из проектов приграничного сотрудничества. В таблице 1 приведены сведения о проектной деятельности за 20 лет сотрудничества [10].

Несмотря на разрыв межгосударственных связей со многими странами Евросоюза, РФ стала активно развивать сотрудничество с дружественными странами в экономической, научно-технической, социально-культурной, экологической и других сферах. Испытав все трудности негативных последствий антироссийских

Таблица 1

Проекты приграничного сотрудничества СЗФО и Финляндии

Период действия программы приграничного сотрудничества Кол-во проектов Общее кол-во проектов % выполнения проектов Кол-во партнеров проекта

Программа 2000-2006 гг. Юго-Восточная Финляндия — Россия (FI-RU) 126 155 81,3 310

Программа 2007-2013 гг. Юго-Восточная Финляндия — Россия ЕИСП ПГС 55 55 100 289

Программа 2014-2020 гг. Юго-Восточная Финляндия — Россия ENICBC 71 71 100 320

Программы 2021-2027 гг. Интеррег - - - -

ограничений Ленобласть сумела сохранить и увеличить экономический потенциал, о чем говорит рост индекса промышленного производства на 7,4% и объема инвестиций в основной капитал на 13% по итогам января-ноября 2023 года к аналогичному периоду прошлого года. [11]. В условиях, когда заморожены программы сотрудничества с ЕС, необходимо диверсифицировать контакты через поиск взаимовыгодного сотрудничества с другими субъектами с целью сделать экономику Ленобласти более устойчивой к колебаниям и рискам. Процесс диверсификации приграничного региона — это многослойный, и достаточно сложный процесс реализуемый в рамках межгосударственного сотрудничества, но с изменением вектора с Севера на Юг и Восток. Используя положительный опыт приграничного сотрудничества с Финляндией и существующий потенциал, Ленобласть нацелена на развитие и построение надежных и качественных отношений с дружественными странами: Китаем, Турцией, Таджикистаном, Киргизией, Монголией, Белоруссией, что свидетельствует о начале нового этапа в развитии области. Наблюдается трансформация приграничного сотрудничества в межрегиональное и международное, что способствует формированию условий для динамичного развития экономики региона. Межре-

Участие Правительства Л

гиональное сотрудничество развивается в рамках заключенных соглашений о экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве Ленобласти с субъектами РФ, через формирование нормативно-правовой базы, анализом рисков и разработкой механизма взаимодействия участников [11]. На конец 2023 года в Агентстве экономического развития региона находится 152 проекта с участием иностранных партнеров из двадцати стран, что в 2 раза больше по сравнению с предыдущим годом. В таблице 2 приведены сведения о сотрудничестве с иностранными государствами, заключенными в 2023 г. [12].

В ноябре 2023 г. в Санкт-Петербурге прошел V Международный муниципальный форум стран БРИКС+, на котором обсуждались вопросы обмена практиками управления территориями, стратегического партнерства, изменения сотрудничества и оперативного взаимодействия субъектов в разных областях, обеспечения безопасности жизнедеятельности, развития экспортно-импортного взаимодействия и сотрудничества в целях устойчивого развития экономик стран, что подтверждает переход на новый этап сотрудничества. В рамках реализации национальных и региональных проектов, в частности регионального проекта «Системные меры содействия международной коопе-

Таблица 2

юбласти в международном сотрудничестве, 2023 г.

Партнер Цель сотрудничества Сферы взаимных интересов

Республика Таджикистан Осуществление международных и внешнеэкономических связей в торгово-экономической, научно-технической и социально-культурной сферах на принципах стратегического партнерства. Сферы: промышленность, инвестиции, агропромышленный комплекс, строительство, дере-вопереработка, культура, туризм, молодежная политика, торговля, спорт, здравоохранение, образование.

Киргизская Республика Дальнейшее сотрудничество между странами Развитие отношений в торгово-экономической, научно-технической и социально-культурной сферах в том числе: образование, культура, туризм.

Монголия Подготовка к выстраиванию тесного взаимодействия на международном уровне Сферы: сельское хозяйство, лесная промышленность, культура, туризм, спорт, образование, социальная и трудовая интеграция.

Турция Дальнейшее сотрудничество. Лидер в экспортно-импортных отношениях. Развитие торгово-экономических и гуманитарных отношений, рост товарооборота (5,5 раз за I полугодие 2023 г.). Сферы: легкая промышленность, автомобильная отрасль, строительство.

Республика Казахстан Дальнейшее сотрудничество. Ключевой партнер. По итогам I полугодия 2023 г. — второе место по товарообороту, экспорту, импорту Межрегиональное взаимодействие: агропромышленный комплекс, культура, туризм, образование, молодежная политика.

Белоруссия Экономическое и деловое сотрудничество. Рост товарооборота (19% — 2022 г., 25% — I полугодие 2023 г). Сферы: машиностроение, сельское хозяйство, логистика, культура, взаимодействие по обеспечению продовольственной безопасности

Китай Выстраивание надежных и качественных отношений с передовой экономикой мира. Сферы: автомобилестроение, производство медицинских изделий, современные технологии

Индия Развитие товарооборота, увеличение количества деловых контактов. Сферы: морские контейнерные перевозки через порты Ленобласти и Санкт-Петербурга, логистика

Республика Южная Осетия Развитие многопланового сотрудничества Сферы: торгово-экономическая, научно-техническая и социально-культурная.

Республика Абхазия Взаимодействие с РФ и Ленинградской областью Сотрудничество в агропромышленном комплексе.

рации и экспорта» в 2024 г. предприятиям-экспортерам Ленобласти открывается безвозмездный доступ на международные торговые площадки: Alibaba.com, B2Brazil и Lazada Group. Размещение на зарубежных маркетплейсах позволит компаниям выйти на новые рынки, найти новых зарубежных партнеров, привлечь инвестиции. Так, в 2023 г. Центр поддержки экспорта помог разместиться 19 компаниям на международных электронных площадках [13].

Таким образом, анализ регионального аспекта приграничного сотрудничества Ленобласти показал:

1) период тесного взаимодействия субъектов Ленобласти со странами ЕС и в первую с Финляндией играл важную роль в социально-экономическом развитии региона. Участие в программах приграничного сотрудничества являлось стратегически важным инструментом для развития экономики, политики, социальных отношений стран. Изменение общего экономико-политического климата привело к приостановке и пересмотру практик сотрудничества;

2) основными вызовами изменения взаимоотношений на межгосударственном уровне явились: наступление Covid-19, негативные последствия на макро и микро-уровне; введение экономических санкций; разрыв логистических цепочек с партнерами стран Евросоюза; процессы деглобализации; приостановка международных инвестиционных проектов; снижение ВВП; ухудшение состояния бюджетной сферы; ухудшение мировых экономических трендов; снижение цен на мировых товарных рынках; снижение мирового спроса на товары; рецессия в развитых странах; ужесточение санкций; рост инфляции; вступление Финляндии в НАТО, закрытие границ, усиление барьерной функции и др. [14].

3) экономические и политические условия потребовали изменения вектора взаимоотношений субъектов на межгосударственном уровне и на уровне приграничных территорий, что явилось причиной интенсификации межрегионального взаимодействия со сменой географии деловых партнеров, выстраивания

транспортно-логистических коридоров по осям «Север-Юг», «Север-Восток», поиск и начало сотрудничества с дружественными странами;

4) для достижения целей устойчивого социально-экономического развития страны, ее территориальной целостности в условиях высокой степени неопределенности, непредсказуемости и риска встаёт вопрос о поиске новых методов взаимодействия заинтересованных сторон в сотрудничестве.

Опираясь на выше представленные выводы, учитывая предшествующий опыт приграничного взаимодействия и изменение экономического вектора сотрудничества определим направления деятельности Ленобласти, ориентированные на формирование успешных стратегических партнерств с регионами и дружественными странами:

— совершенствование нормативно-правовой базы обеспечения сотрудничества, методологии управления проектами, программно-проектного подхода;

— перенос опыта проектно-ориентированной деятельности Ленобласти на формирование новой системы взаимоотношений с дружественными странами посредством цифровизации и применения гибких практик управления проектной деятельностью;

— поиск взаимовыгодного сотрудничества с заинтересованными сторонами, расширение сотрудничества со странами БРИГС+, как нового вектора экономического сотрудничества;

— совершенствование института сотрудничества с дружественными странами на принципах партнерских отношений и горизонтальных связей с регионами, разработка модели комбинированного финансирования проектов.

Таким образом, изменение экономического вектора приграничного сотрудничества Ленобласти, осмысление процессов перехода на новый уровень взаимодействия с дружественными странами является актуальной темой для дальнейших исследований как одного и факторов обеспечения экономической и национальной безопасности региона и Российской Федерации.

Список источников

1. Концепция приграничного сотрудничества в Российской Федерации, 7.10.2020 г. № 2577-р) [Электронный ресурс] // Правительство России. URL: http://static.government.ru/media/files/MnASiQeMZvg94D1jToaVcdAy XzgFpGAC.pdf (дата обращения: 10.01.2024).

2. Перечень приграничных субъектов Российской [Электронный ресурс] // Федерации Министерство экономического развития РФ. URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/9a4436e6e6049c8989585d53c7i7585d/ perechen_prigranichnyh_subektov_rf.pdf (дата обращения: 12.01.2024).

3. Что такое Tacis. Программа содействия развитию экономических и политических связей Европейского союза [Электронный ресурс] // «Коммерсантъ». URL: https://www.kommersant.ru/doc/330469 (дата обращения: 10.01.2024)

4. У Финляндии и Ленобласти громадье совместных планов [Электронный ресурс] // 47 новостей. URL: https://47news.ru/articles/26894/ (дата обращения: 20.01.2024).

5. What are the ENI CBC programmers? [Электронный ресурс] // Tesim. URL: https://interregtesimnext.eu/ about-eni-cbc/ (дата обращения: 25.01.2024).

6. О предстоящих переговорах Министра иностранных дел России С.В. Лаврова с Министром иностранных дел Финляндии П. Хаависто [Электронный ресурс] // Министерство иностранных дел РФ. URL: https://www. mid.ru/ru/foreign_policy/news/1415824/ Министерство иностранных дел РФ (дата обращения: 18.01.2024).

7. Байназаров Э. Товарооборот: что происходит с торговлей России и Финляндии [Электронный ресурс] // Известия. URL: https://iz.ru/1505818/elnar-bainazarov/tovaropovorot-chto-proiskhodit-s-torgovlei-rossii-i-finliandii (дата обращения: 20.01.2024).

8. Финляндия объявила о запрете на въезд автомобилей с российскими номерами [Электронный ресурс] // РБК. URL: https://www.rbc.ru/politics/15/09/2023/650435099a79471544b71e8b (дата обращения: 11.01.2024).

9. Заявление МИД России в связи с прекращением действия Соглашения о содействии приграничному сотрудничеству между РФ и Финляндской Республикой [Электронный ресурс] // Министерство иностранных дел Российской Федерации. URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/1912192/ (дата обращения: 11.01.2024).

10. Информационно-аналитическая база данных Keep.eu [Электронный ресурс] // URL:https://keep.eu/ (дата обращения: 11.01.2024).

11. Социально-экономическое положение Санкт-Петербурга и Ленобласти в январе-ноябре 2023 года. [Электронный ресурс] // Петростат. URL: https://78.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/kd_112023.pdf (дата обращения: 15.01.2024).

12. Новости [Электронный ресурс] // Комитет по внешним связям Ленобласти. URL: https://inter.lenobl.ru/ru/ news/ (дата обращения: 01.02.2024).

13. Нацпроекты: экспортерам Ленобласти — доступ на международные торговые площадки [Электронный ресурс] // Правительство Ленобласти. URL: https://lenobl.ru/ru/dlya-smi/news/69632/ (дата обращения: 02.02.2024).

14. Олейник Н. М. Современное состояние применения проектного управления в муниципальных органах власти // Муниципальное управление в новых реалиях: современные вызовы и возможности: материалы Всерос. науч.-практ. конф. Челябинск: Челяб. фил. РАНХиГС, 2023. С. 91-101.

References

1. Concept of cross-border cooperation in the Russian Federation, 7.10.2020 № 2577-r) Government of Russia. 2020. URL: http://static.government.ru/media/files/MnASiQeMZvg94D1jToaVcdAyXzgFpGAC.pdf.

2. List of border subjects of the Russian Federation. Federation Ministry of Economic Development of the Russian Federation. 2023. URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/9a4436e6e6049c8989585d53c7f7585d/perechen_ prigranichnyh_subektov_rf.pdf.

3. What is Tacis. The program to promote the development of economic and political relations of the European Union. «Kommersant». 2002. URL: https://www.kommersant.ru/doc/330469.

4. Finland and Leningrad Region have a lot of joint plans. 47 news. 2009. URL: https://47news.ru/articles/26894/.

5. What are the ENI CBC programmers? Tesim. 2023. URL: https://interregtesimnext.eu/about-eni-cbc/.

6. About the forthcoming negotiations of the Minister of Foreign Affairs of Russia S.V Lavrov with the Minister of Foreign Affairs of Finland P. Haavisto. Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation. 2021. URL: https://www. mid.ru/ru/foreign_policy/news/1415824/ Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation.

7. Baynazarov E. Commodity turnover: what is happening to trade between Russia and Finland. Izvestia. Novosti. = News. News. 2023. (In Russ.).

8. Finland announced a ban on the entry of cars with Russian license plates. RBC. 2023. URL: https://www.rbc.ru/ politics/15/09/2023/650435099a79471544b71e8b.

9. Statement of the Ministry of Foreign Affairs of Russia in connection with the termination of the Agreement on Facilitating Cross-Border Cooperation between the Russian Federation and the Republic of Finland. Ministry of Foreign Affairs of the Russian Federation. 2023. URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/news/1912192/.

10. Information-analytical database Keep.eu. 2023. URL: https://keep.eu/.

11. Socio-economic situation of St. Petersburg and the Leningrad Region in January-November 2023. Petrostat. URL: https://78.rosstat.gov.ru/storage/mediabank/kd_112023.pdf.

12. News. Committee for External Relations of the Leningrad Region. 2023. URL: https://inter.lenobl.ru/ru/news/.

13. National projects: exporters of the Leningrad Region — access to international trading platforms. Government of the Leningrad Region. 2024. URL: https://lenobl.ru/ru/dlya-smi/news/69632/

14. Oleynik N. M. Current state of application of project management in municipal authorities // Municipal management in new realities: modern challenges and opportunities: materials of the All-Russian Federation. scientific-practical conf. Chelyabinsk: Chelyab. Phil. RANEPA, 2023. pp. 91-101.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.