ЕВРОПА: АРКТИЧЕСКОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
УДК 327.7
Елена КУДРЯШОВА Любовь ЗАРУБИНА
ПРОГРАММЫ ПРИГРАНИЧНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА КАК РЕСУРС СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ БАРЕНЦЕВА РЕГИОНА (на примере программы ""Коларктик")
Аннотация. Приграничное сотрудничество является одной из признанных моделей кооперации между странами, устойчивым механизмом диалога и значимой темой для исследования. Государства-соседи смогли выстроить немалое количество моделей трансграничного взаимодействия, направленных на решение общих вызовов, соприкасающихся на границе. Несмотря на изученность данного формата сотрудничества, конкретный инструментарий поддержки международного трансграничного партнёрства зачастую остаётся без внимания и заслуживает специального изучения. В данной статье в качестве аналитического кейса рассмотрена программа "Европейский инструмент соседства и партнёрства Коларктик", направленная на снижение периферийности северных районов Финляндии, Норвегии, Швеции и России, развитие сотрудничества и усиление экономического, социального и экологического потенциала Баренцева Евро-Арктического региона. На основе официальных, статистических и экспертных оценок проанализированы приоритеты и направления трансграничного проектного сотрудничества и даётся комплексная оценка эффективности программы "Коларктик 2007-2013". Кейс программы "Коларктик" также заслуживает внимания с точки зрения широкого охвата сфер взаимодействия в БЕАР и значительного опыта организации многосторонних проектов, нацеленных на решение экономических, транспортных, энергетических, экологических и гуманитарных вызовов региона. Программа зарекомендовала себя как успешный пример
© Кудряшова Елена Владимировна - доктор философских наук, профессор, ректор Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Адрес: 163060, Россия, Архангельск, наб. Северной Двины, 17. E-mail: [email protected] Зарубина Любовь Альбертовна - аспирант кафедры философии и социологии, начальник управления, заместитель проректора по международному сотрудничеству Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Адрес: 163060, Россия, Архангельск, наб. Северной Двины, 17. E-mail: [email protected] DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope420198596
сотрудничества и результативный инструмент поддержки межрегионального взаимодействия даже в условиях осложнения геополитической ситуации в Европе. В статье затрагивается ряд новых вызовов в определении приоритетов проектного сотрудничества на дальнейшую перспективу. Результаты данной работы могут быть использованы и учтены при дальнейшем участии организаций региона в программах приграничного сотрудничества, организации проектной деятельности, а также выработке региональных стратегий развития по различным областям, затронутым программой.
Ключевые слова: трансграничное сотрудничество, Баренцев Евро-Арктический регион, программа приграничного сотрудничества "Коларктик", международный проект.
Приграничные территории благодаря своему географическому положению обладают мощным потенциалом социально-экономического развития. Согласно Концепции внешней политики Российской Федерации1, развитие приграничного сотрудничества регионов выступает важным компонентом двусторонних отношений в области торговли и экономики, экологии, гуманитарных и прочих областей. Межрегиональное сотрудничество способствует решению отдельных вопросов межгосударственных отношений, сближению проживающих на приграничных территориях людей и созданию максимально возможных условий для усиления кооперации.
Приграничное сотрудничество играет значимую роль в укреплении доверия и взаимопонимания между Российской Федерацией и Европейским ^юзом: даже в условиях политической нестабильности кооперация в данном формате остаётся в целом продуктивной, что положительно влияет на развитие регионов и качество жизни населения.
Программы приграничного сотрудничества Россия - ЕС являются инструментом реализации совместных региональных проектов Российской Федерации с приграничными государствами Европейского ^юза, реализуемых на основе международных договоров Российской Федерации о финансировании и реализации программ.
В настоящее время ведётся работа по реализации семи программ приграничного сотрудничества Россия - ЕС на период 2014-2020 гг.: "Карелия", "Коларктик", "Россия - Латвия", "Россия - Литва", "Россия - Польша", "Россия - Эстония" и "Россия - Юго-Восточная Финляндия"2. Взнос России во все программы приграничного сотрудничества Россия - ЕС в период до 2020 г. составляет 86,9 млн евро, взнос ЕС - 173,7 млн евро и взнос государств ЕС - 51,2 млн евро3.
1 Концепция внешней политики Российской Федерации. Утверждена Президентом РФ В.В. Путиным 30 ноября 2016 г., пункт 106. Официальный сайт Министерства иностранных дел РФ. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2542248 (дата обращения: 04.04.2019).
2 Программы приграничного сотрудничества Россия - ЕС. Министерство экономического развития РФ. Официальный сайт. URL:
http://economy.gov.m/minec/activity/secüons/mps/programs (дата обращения: 22.04.2019).
3 РФ и ЕС заключили соглашения о программах приграничного сотрудничества. Агентство "Интерфакс". Официальный сайт. URL: https://www.interfax.ru/world/596253 (дата обращения: 20.05.2019).
Современная Европа, 2019, №4
Несмотря на значительный опыт изучения механизма приграничного сотрудничества [Осадчая, Ремизов, 2015; Бийжанока, 2015; Сергеев, Рыжкова, 2010; Межевич, 2009; Яровой, 2006; Сологуб, 2016; Зайков и др., 2017; Дружинин, 2017], конкретные инструменты поддержки межрегионального партнёрства зачастую остаются без внимания. В ключе развития международного партнёрства в Арктике и вклада программ поддержки в межрегиональную интеграцию на Севере, интерес для более детального изучения представляет кейс Баренцева Евро-Арктического региона (БЕАР).
Программы приграничного сотрудничества для северных территорий Финляндии, Швеции, Норвегии и северо-запада России начали реализовываться с 1996 г. (Баренц II А 1996-1999 гг., INTERREG III A Север 2000-2004 гг.), заложив основы и принципы работы по финансированию проектов. Согласно отчёту временной Рабочей группы Совета Баренцева Евро-Арктического региона по изучению финансовых механизмов сотрудничества в БЕАР [Financing of Barents Coopération..., 2015: 29], в настоящий период особо значимыми для развития проектов международной кооперации в регионе являются программы приграничного сотрудничества "Коларктик" и "Карелия", программы Interreg North, Interreg Baltic Sea Région Programme, Northern Periphery and Arctic Programme. Среди них наиболее эффективным инструментом партнёрства, в наибольшей степени отвечающим приоритетам и задачам развития региона и охватывающим всю территорию БЕАР, признана программа приграничного сотрудничества ЕС и России "Коларктик".
Реализация первого периода программы Европейского инструмента соседства и партнёрства "ЕИСП Коларктик 2007-2013" фактически была начата в 2010 г. с продлением проектов до конца 2015 г. и подведением окончательных итогов на уровне программного региона и в целом программ приграничного сотрудничества ЕС в 2017 г.
Целью данной статьи является представление результатов и проведение анализа эффективности первого периода программы "Коларктик" на основе опубликованных отчётных документов и экспертных мнений, а также вынесение рекомендаций по планированию проектов следующих периодов.
Территория программы "ЕИСП Коларктик" составляет порядка 2 млн км2 и включает губернию Лапландия (Финляндия), Норботтен (Швеция), Финнмарк, Тромс и Нурланд (Норвегия) и Мурманскую область, Архангельскую область и Ненецкий автономный округ (России), выступающих основными заявителями по проектам и получателями финансирования. Прилегающие территории -Остроботния в Финляндии, Вестерботтен в Швеции, Республика Карелия, Ленинградская область и г. Санкт-Петербург в России.
Общей целью Программы "Коларктик" является снижение периферийности приграничных регионов стран-партнёров и связанных с этим проблем, а также содействие развитию многостороннего приграничного сотрудничества в Баренцевом регионе путём усиления экономического, социального и экологического потенциала территорий, достигаемого за счёт реализации международных проектов развития территории по трём тематическим приоритетам программам (1) экономическое и социальное развитие; 2) общие вызовы; 3)
Современная Европа, 2019, №4
взаимодействие между людьми и формирование самобытности), в основу которых легли национальные и региональные стратегии развития стран-партнёров и ключевые программные документы развития Баренцева Евро-Арктического региона. Среди ключевых принципов реализации программы обозначено решение общих для региона вызовов посредством сотрудничества организаций из приграничных территорий, совместное планирование и реализация проектов, равное партнёрство и со-финансирование1.
Важным является тот факт, что Россия впервые приняла на себя равные с европейскими партнёрами финансовые обязательства по выделению средств на реализацию программы. Общий бюджет программы 2007-2013 гг. составил 95,06 млн евро, включая средства Европейского сообщества - 30,47 млн евро, государственное со-финансирование Финляндии и Швеции - 14,10 млн евро, норвежское финансирование - 14 млн евро, российское финансирование - 36,47 млн евро, а также средства частных компаний и партнёров по проекту (таблица 1).
Таблица 1.
Распределение финансирования по приоритетам программы, млн евро
Финансирование ЕС Финансирование партнёров Национальное со-финансирование Всего
Приоритет 1 12,2 7,0 5,1 24,3
Приоритет 2 9,0 25,7 3,6 38,2
Приоритет 3 6,2 2,0 4,1 12,2
Техническое сопровождение 3,3 1,9 1,5 6,6
ВСЕГО 30,5 36,6 14,1 81,1
Источник: Georis P., Delcoure L., Levarlet F., Brignani N., Palloni P., Bonne M., Brophy P. Ex-post Evaluation of 2007-2013 ENPI CBC Programmes, Final Report.
По итогам четырёх конкурсов проектов одобрение и грантовую поддержку получил 51 проект, из них 48 стандартных проектов (standard projects) и 3 крупномасштабных инфраструктурных проекта (large-scale projects) [Myllyla, Cicero, 2015: 54]. Наибольшее количество заявок (60) и профинансированных проектов (22) было реализовано по приоритету "Экономическое и социальное развитие" (рисунок 2), что подтверждает актуальность и востребованность проектов по данному направлению. Соотношение количества заявок и одобренных к финансированию проектов по приоритету "Общие вызовы" и "Взаимодействие между людьми и формирование самобытности" составило 26 к 12 и 31 к 14 соответственно [Georis et al., 2018: 152].
В целом в программе приняло участие 33 420 человек из 801 организации 12 регионов и 202 муниципалитетов Финляндии, Норвегии, Швеции и России.
1 Joint Operational Programme, ENPI CBC Kolarctic 2007-2013. URL: www.kolarcticenpi.info (accessed: 20 December 2017).
Современная Европа, 2019, №4
Анализ активности участия партнёров и распределение проектов по странам-держателям показал, что наибольшее количество ведущих партнёров/основных грантополучателей принадлежит Финляндии (50% от всех заявок и одобренных проектов). Высокую степень конкурентоспособности проектов финских участников можно объяснить значительным предыдущим опытом участия финских партнёров в различных фандрайзинговых программах и наличием высоких компетенций в области управления международными проектами, позволяющих финнам принимать на себя обязательства по общей координации деятельности многостороннего проектного консорциума, администрированию и отчётности о выполнении проекта. Результативность заявок от норвежских и шведских организаций составила 8 и 6 профинансированных проектов соответственно. Россия, занимающая около 75% территории программы, стала лидером по количеству партнёров - членов консорциума по заявкам (274 или 44%) и одобренным проектам (134 или 46%), что говорит о живом интересе российских организаций к реализации проектов сотрудничества, высокой активности и потенциале выступать лидером проектных команд. Среди сдерживающих факторов усиления российского лидерства в проектах, на наш взгляд, можно назвать недостаточный опыт подготовки заявок и участия в международных проектах (25% организаций имели первый проектный опыт), языковые трудности, недостаточные компетенции в области проектного менеджмента, различия в бухгалтерских системах со странами ЕС, а также ограничения для органов власти по осуществлению валютных операций. На российской программной территории наиболее результативным регионом стала Мурманская область (45 проектов, в т.ч. в 5 как ведущий партнёр). Архангельская область участвовала в 20 проектах (в т.ч. в 4 как ведущий партнёр), Ненецкий автономный округ - в 4 проектах (в т.ч. в 1 как ведущий партнёр) (таблица 2).
Таблица 2.
Количество партнёров по странам
Страна Ведущий партнёр-заявитель Партнер проекта
Поданные заявки Одобренные проекты Поданные заявки Одобренные проекты
Швеция 15 6 79 39
Норвегия 18 8 101 45
Россия 20 12 276 134
Финляндия 52 25 169 72
Источник: Georis P., Delcoure L., Levarlet F., Brignani N., Palloni P., Bonne M., Brophy P. Ex-post Evaluation of 2007-2013 ENPI CBC Programmes, Final Report.
Структура участников программы распределяется следующим образом (таблица 3): наибольшее количество организаций-участников приходится на
Современная Европа, 2019, №4
государственные учреждения. Среди них следует особо выделить лидирующую роль университетов и научно-исследовательских учреждений в инициировании и внедрении проектов развития региона. Всего в проектах приняли участие 36 образовательных учреждений и исследовательских организаций из программной и прилегающей территории (в т.ч. Россия - 16 вузов и НИИ, Финляндия - 10, Норвегия - 8, Швеция - 2). Успешный 25-летний опыт научно-образовательного сотрудничества в Баренцевом регионе, наработанные партнёрские связи в предыдущих проектах, высокая степень интернационализации и роль университетов как региональных центров компетенций объясняют ведущие позиции образовательных и научных учреждений в программе. Помимо активного вхождения в проекты в качестве лидеров и членов консорциумов, университеты в значительной степени способствовали вовлечению региональных организаций в проекты и активизации их участия в программе. Так, например, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова в Архангельске организовал серию площадок по обсуждению наиболее востребованных в регионе проектов с приглашением представителей органов власти и специалистов разных секторов экономики, успешно реализовал курсы повышения квалификации по международному проектному менеджменту регионального уровня, семинары по обмену лучшими практиками реализации проектов "Коларктик".
Таблица 3.
Типы организаций-участников проектов
Тип Ведущий партнёр % Партнёр %
Государственные учреждения 26 51 124 43
Местные и региональные органы власти 7 14 79 27
Национальные органы власти 2 4 2 1
НКО 11 21 58 20
Частный бизнес 5 10 23 9
Всего 51 100 290 100
Источник: Georis P., Delcoure L., Levarlet F., Brignani N., Palloni P., Bonne M., Brophy P. Ex-post Evaluation of 2007-2013 ENPI CBC Programmes, Final Report.
Из всех участвующих организаций разных типов рейтинг организаций-лидеров по количеству проектов (топ-5) распределился следующим образом: Лапландский университет прикладных наук, Финляндия (10 проектов); Лапландский университет, Финляндия (8); Кольский научный центр РАН, Россия (8); Технологический университет Лулео, Швеция (7); Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, Россия (6).
Активное участие в проектах органов власти всех уровней (всего 90 учреждений, в т.ч. 34 из России) в качестве заявителей и партнёров по проектам
Современная Европа, 2019, №4
прежде всего свидетельствует о соответствии целей программы и реализованных действий стратегическим задачам и "дорожным картам" развития территорий и государственной поддержке трансграничного сотрудничества. Поддержка и активная вовлечённость представителей органов власти разных уровней является одним из ключевых факторов успешности проектов, обеспечения внедряемости достигнутых результатов и их дальнейшей финансовой и организационной устойчивости, что подтверждается результатами реализации 3 крупномасштабных проектов, направленных на инфраструктурное развитие российской территории программы. Привлечённые инвестиции на общую сумму порядка 31,9 млн евро позволили реконструировать автомобильный пограничный пункт пропуска Борисоглебск в Мурманской области, автомагистраль, соединяющую Кандалакшу и Алакуртти с пограничным переходом Салла, осуществить перевод системы энергоснабжения НАО от углеводородного топлива к местным альтернативным источникам электроэнергии.
Роль участия в программе частного бизнеса крайне значима с точки зрения усиления инвестиционного характера проектов и внедрения результатов. Задача активизации участия малого и среднего бизнеса в программе, обеспечения связи между проектной деятельностью и масштабными региональными задачами по развитию экономики и производственных инноваций, внедрения инвестиционных и технологических решений является важной для обеспечения успешности программы во втором периоде и могла бы стать катализатором торгово-экономического партнёрства в Баренцевом регионе, которое в последние годы ослабло в силу ряда причин.
Изучение тематики реализованных проектов позволяет отметить широкий спектр решаемых задач в рамках установленных приоритетных направлений программы. Так, по направлению "Социальное развитие и благополучие" был реализован 21 проект по таким темам, как развитие культурного диалога, образование, социальная ответственность, дети и молодёжь, здравоохранение. Блок "Экономическое развитие" насчитывал 16 проектов: развитие предпринимательства и малого бизнеса, транспорт, туризм, развитие сельских территорий; 13 проектов были нацелены на укрепление сотрудничества в сфере охраны окружающей среды.
В целом тематический диапазон проектов достаточно велик, что способствовало укреплению приграничного сотрудничества в различных областях, вовлечению в совместную деятельность разных целевых групп, обмену идеями в более широком контексте между различными секторами. Наибольшее количество проектов программы представлено проектами социальной сферы, что соответствует приоритетам 2-й и 3-й программы. Следует также отметить, что задачи подготовки высококвалифицированных кадров для разных отраслей промышленности, проведения исследований по актуальным вопросам развития Крайнего Севера и Арктики решались в более чем 30 проектах, выступая актуальной "сквозной темой" для различных сфер деятельности.
Вместе с тем, востребованными и перспективными остаются проекты в области развития малого и среднего бизнеса, управления территориями, транспорта и логистики, туризма. Не в полной мере охваченными в первом периоде остались не менее актуальные для Баренцева региона вопросы обращения с твёрдыми
Современная Европа, 2019, №4
отходами, управления водными ресурсами, управления границами, что было учтено при планировании второго периода программы. В частности, были скорректированы тематические фокусы программы от социально-культурных проектов к темам развития ключевых отраслей промышленности, внедрению прорывных технологических решений, созданию "умных" городов, утилизации отходов, развитию международных туристических маршрутов, предотвращению и ликвидации природных и антропогенных катастроф.
Таким образом, анализ полученных результатов первого периода программы "Коларктик" показал, что все целевые количественные индикаторы проектов были достигнуты и в ряде случаев перевыполнены. Согласно результатам опроса исполнителей проектов, проведённого финским Центром региональных исследований 8РЛТ1Л1, 89% участников ответили, что поставленные задачи были ими выполнены полностью или в большей степени, а проекты на 95% отвечали потребностям и стратегиям развития Баренцева региона и задачам наращивания приграничного взаимодействия. Большая часть респондентов констатировали, что решение задач проектов было бы невозможно без взаимодействия с партнёрами по обе стороны границ.
За период реализации проектов в 2011-2015гг. были достигнуты следующие количественные результаты (таблица 4), которые убедительно свидетельствуют о том, что программа зарекомендовала себя как успешный пример приграничного сотрудничества, доказала безусловную эффективность и внесла значительный
Таблица 4.
Основные результаты программы "ЕИСП - Коларктик" по количественным индикаторам
Индикатор Количество
1. Количество созданных профессиональных сетей сотрудничества, шт. 375
- в т.ч. между предприятиями малого и среднего бизнеса, шт. 111
2. Количество молодых людей, принявших участие в проектах, чел. 3 000
3. Количество организованных образовательных и информационных мероприятий, шт. 673
4. Количество мероприятий, способствующих адаптации территорий и людей к негативным последствиям изменения климата, шт. 63
5. Количество человек, принявших участие в образовательной деятельности, чел. более 13000
6. Количество опубликованных научных отчётов и результатов исследований, шт. 309
7. Количество внедренных образовательных программ/курсов/модулей, шт.; 182
8. Количество разработанных и внедренных технологических решений по использованию возобновляемой энергии и экономии энергетических ресурсов, шт. 31
1 Ex-post Evaluation of the Kolarctic ENPI CBC Programme, Centre for Regional Research University of Eastern Finland, 2015, p. 33.
Современная Европа, 2019, №4
9. Количество коммерческих продуктов для нужд коренного населения, шт. 23
10. Количество представленных новых услуг для жителей региона, шт. 88
11. Количество проведенных информационных мероприятия об общих вызовах в Баренцевом регионе, шт. 262
12. Количество опубликованных печатных материалов по проблемам окружающей среды региона, шт. 298
13. Количество организованных культурных и спортивных мероприятий и их участников из числа жителей региона, шт./чел. 176/276 000
вклад в развитие Баренцева региона, сохранения и повышения уровня благосостояния территории в социальном, экономическом и экологическом аспектах, принесла реальную пользу населению территории БЕАР.
В настоящее время идет реализация второго периода программы Европейского инструмента соседства "ЕИС Коларктик 2014-2020" с общей суммой финансирования 63,4 млн евро (в т.ч. 12,4 млн евро со стороны Российской Федерации). По итогам трёх проведённых конкурсов было подано 139 заявок, из них одобрено к финансированию 26 проектов (12 проектов у Норвегии, 8 - у Финляндии, 3 - у России и 3 - у Швеции как ведущих партнёров). Начало реализации проектов было отложено ввиду определённых технических и административных сложностей согласования программы сторонами, окончательно разрешённых с принятием в июле 2018 г. соответствующего постановления Правительства Российской Федерации о ратификации соглашения1. Реализация проектов началась в конце 2018 г., итоги программы будут подведены в 2022 г.
Таким образом, программы приграничного сотрудничества и проектная деятельность являются значимыми инструментами социально-экономического развития приграничных регионов, укрепления добрососедства между странами и международной интеграции. Программа "Коларктик" стала новой платформой интенсификации и углубления трансграничной кооперации в Баренцевом Евро-Арктическом регионе. Широкий тематический диапазон и многосторонний масштаб реализованных проектов способствовал укреплению приграничного сотрудничества во многих сферах, созданию новых форматов сотрудничества и профессиональных сетей, повышению осведомлённости об общих вызовах региона.
Программа создала трансграничную операционную среду и возможности для развития диалога, понимания общих задач и согласованных действий государственных, региональных и муниципальных органов власти совместно с профессиональными сообществами для целей сбалансированного развития территорий. Мощный импульс развития получило взаимодействие в сфере образования и науки. Университеты выступили центрами компетенций и драйверами развития трансграничной кооперации в различных областях
1 О ратификации Соглашения о финансировании и реализации программы приграничного
сотрудничества "Коларктик" на период 2014-2020 годов: Федер. закон Рос. Федерации от
3 авг. 2018 г. № 284-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 26 июля 2018 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 28 июля 2018 г. URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/58205 (дата обращения: 30.09.2018).
Современная Европа, 2019, №4
деятельности. Привлечённые в регион интеллектуальные ресурсы и финансовые инвестиции позволили выработать и внедрить новые идеи, технологии, методы и практики, отвечающие потребностям жителей региона и способствующие обеспечению стабильности территории. Проекты социально-культурной направленности в целом привели к улучшению атмосферы культурного понимания, расширению межкультурного диалога и развитию "Баренц-идентичности". Программа позволила привлечь новых участников сотрудничества из разных областей деятельности, и, что особенно значимо, молодёжь региона, понимающую общие потребности и вызовы региона и готовую к дальнейшей кооперации.
В целом, программа "Коларктик" придала новый импульс сотрудничеству на Севере и позволила организовать его на качественно новом уровне как в межрегиональном, так и межгосударственном масштабе. Вклад данного инструмента для развития приграничных территорий очевиден и имеет особую актуальность в текущей геополитической ситуации, а также большой потенциал для развития.
Список литературы
Бийжанока Э.К. (2015) Российско-казахское приграничье: социологический анализ, Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз, № 6 (42), с. 224-231.
Геращенко Л.И., Рыжкова И.В. (2013) Международная проектная деятельность современного университета как фактор развития регионального туризма (на примере международного проекта "BART: частно-государственное партнёрство в сфере туризма в Баренц-регионе"), Пространство и время, альм., т. 3, вып. 13, с. 79-85.
Дружинин П.В. (2017) Особенности развития приграничных регионов, Регионология, т. 25, № 2 (99), с. 200-216.
Зайков К.С., Калинина М.Р., Кондратов Н.А., Тамицкий А.М. (2017) Инновационный вектор экономического развития северных и арктических территорий России и стран Северной Европы, Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз, № 3 (10), с. 59-77.
Кудряшова Е.В., Зарубина Л.А., Сивоброва И.А. (2019) Вызовы и возможности трансграничного инвестиционного сотрудничества в Арктическом регионе, Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз, т. 12, № 1, с. 39-52.
Кукаренко Н.Н., Воробьева Е.А. (сост.) (2013) Сотрудничество в Баренцевом Евро-Арктическом регионе в сфере образования и науки как источник регионального развития, сб. материалов конф., Северный (Арктический) федеральный университет им. М. В. Ломоносова, Архангельск, Россия.
Межевич Н.М. (2009) Приграничное сотрудничество и практика деятельности еврорегионов на Северо-Западе России и в Республике Беларусь, Информационное бюро Совета министров северных стран в Санкт-Петербурге, Санкт-Петербург, Россия.
Осадчая О.П., Ремизов Д.В. (2015) Основные формы организации приграничного сотрудничества, Рубцовский индустриальный институт, Рубцовск, Россия.
Подоплёкин А.О. (2012) Россия и потенциал сотрудничества арктических циркумполярных стран, Вестник Северного (Арктического) федерального университета, Серия "гуманитарные и социальные науки", № 6, с. 12-18.
Рыжкова И.В. (2015) Международный проект в кросс-культурном пространстве: о некоторых аспектах проектной деятельности в структуре современного российского гуманитарного вуза (на примере международного проекта "Дети Арктики"), Пространство и время, альм., т. 8, вып. 1. Пространство и время образования. URL: 2227-9490e-aprovr_e-ast-1.2015.46 (дата обращения: 30.08.2018).
Сергеев А.М., Рыжкова И.В. (2010) Специфика интернационализации высшей школы в рамках "Северного измерения", Балтийский регион, № 3(5), с. 33-49.
Современная Европа, 2019, №4
Сологуб А.П. (2016) Роль проектной деятельности в общественно-политическом конструировании региона Балтийского моря, дис. ... канд. полит. наук, Санкт-Петербург, Россия.
Яровой Г.О. (2006) Трансграничная региональная интеграция в Европе. Проблемы и перспективы развития "внешних " еврорегионов на примере еврорегиона "Карелия ", дис. ... канд. полит. наук, Санкт-Петербург, Россия.
References
Biyzhanoka E.K. (2015) "Russian-Kazakhstan boundary: sociological analysis" [Rossiysko-kazakhskoye prigranich'ye: sotsiologicheskiy analiz], Ekonomicheskiye I sotsial'nye peremeny: fakty, tendentsiii, prognoz [Economic and social changes: facts, trends, forecasts], no. 6 (42), pp. 224-231.
Druzhinin P.V. (2017) "Features of development of the near-border regions" [Osobennisti razvitiya prigranichnych regionov], Regionologiya [Regionology], vol. 25, no. 2 (99), pp. 200-216.
Financing of Barents Cooperation. Report of the BEAC Ad Hoc Working Group on Financial Mechanism Study (2015) Ministry for Foreign Affairs of Finland, Helsinki, Finland.
Georis P., Delcoure L., Levarlet F., Brignani N., Palloni P., Bonne M., Brophy P. (2018) Ex-post Evaluation of2007-2013 ENPICBC Programmes, Final Report. Brussels, vol. I: Main Report. January 2018.
Gerashchenko L.I., Ryzhkova I.V. (2013) "International Project Activities of the Modern University as a Factor of Regional Tourism Development (by the Example of International Project 'BART: Public-Private Partnership in Barents Tourism") [Mezhdunarodnaya proektnaya deyatel'nost' sovremennogo universiteta kak faktor razvitiya regional'nogo turizma (na primere mezhdunarodnogo proekta "BART: chastno-gosudarstvennoe partnerstvo v sfere turizma v Barents-regione")], Prostranstvo i vremya: al'manakh, vol. 3, no. 13, pp. 79-85.
Kukarenko N.N., Vorob'eva E.A. (eds.) (2013) "Cooperation in the Barents Euro-Arctic Region in the sphere of Education and Science as a Source of Regional Development" [Sotrudnichestvo v Barentsevom Evro-Arkticheskom regione v sfere obrazovaniya i nauki kak istochnik regional'nogo razvitiya]. Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov, Arkhangelsk, Russia.
Mezhevich N.M. (2009), "Cross-border cooperation and Euroregion activity practice in the Russian North-west and Republic of Belarus " [Prigranichnoye sotrudnichestvo i praktika deyatelnosti evroregionov na Severo-Zapade Rossii I v Respublike Belarus'], Informatsionnoye buro Soveta ministrov Severnyh stran v Sankt-Peterburge, Saint Petersburg, Russia.
Myllyla M. and Cicero V. (2015) Fiftyone: Information about 51 Kolarctic ENPI CBC Projects. Lulea Grafiska AB, Lulea.
Osadchaya O.P., Remizov D.V. (2015) "Main forms of cross-border cooperation organization" [Os-novnye formy organizatsii prigranichnogo sotrudnichestva]. Rubtsovsk industrial institute, Rubtsovsk, Russia.
Pavlenko V.I., Podoplekin A.O. (2016) "Program Instruments of the Arctic States' Policy in the Sphere of Arctic Area Research" [Programmnye instrumenty politiki priarkticheskikh gosudarstv v oblasti issledo-vaniy Arktiki]. Federalizm, no. 1, pp. 155-166.
Podoplekin A.O. (2012) "Russia and potential of cooperation between Arctic Circumpolar countries" [Rossiya i potentsial sotrudnichestva arkticheskikh tsirkumpolyarnykh stran]. Vestnik Severnogo (Arktich-eskogo) federal'nogo universiteta. Seriya "gumanitarnye i sotsial'nye nauki" [Vestnik of Northern (Arctic) Federal University. Series "Humanitarian and Social Sciences"], no. 6, pp. 12-18.
Sergeev A.M., Ryzhkova I.V. (2010) "Higher school internationalization features within "Northern Dimension" framework" [Spetsifika internatsionalizatsii vyschei shkoly v ramkah "Severnogo izmereniya"], Baltiyskiy region [Baltic region], no. 3(5), pp. 33-49.
Ryzhkova I.V. (2015) "International Project in Cross-Cultural Space: On Some Aspects of the Project Activity in the Structure of Modern Humanitarian Russian Institution of Higher Learning (on the Example of International Project "ArctiChildren")" [Mezhdunarodnyy proekt v kross-kul'turnom prostranstve: o nekotor-ykh aspektakh proektnoy deyatel'nosti v strukture sovremennogo rossiyskogo gumanitarnogo vuza (na primere mezhdunarodnogo proekta "Deti Arktiki")], Prostranstvo i vremya: al'manakh, vol. 8, no. 1. Prostranstvo i vremya obrazovaniya, available at: 2227-9490e-aprovr_e-ast-1.2015.46 (accessed: 30 August 2018).
Современная Европа, 2019, №4
Sologub A.P. (2016) "The Role of Project Activities in the Socio-Political Formation of the Baltic Sea Region" ["Rol' proektnoy deyatel'nosti v obshchestvenno-politicheskom konstruirovanii regiona Baltiyskogo morya"], Ph.D. thesis, St. Petersburg state university, Saint Petersburg, Russia.
Yarovoy G.O. (2006) Cross-border regional integration in Europe. Problems and perspectives of developing the "external" Euroregions: Euroregion "Karelia " case [Transgranichnaya regional'naya integratsiya v Evrope. Problemy i perspektivy razvitiya "vneshnich" evroregionov na primere evroregiona "Kareliya"], Ph.D. thesis, St. Petersburg state university, Saint Petersburg, Russia.
Zaikov K.S., Kalinina M.R., Kondratov N.A., Tamitskii A.M. (2017) "The innovation vector of economic development of Northern and Arctic territories of Russia and Nordic countries" [Innovatsionnyi vektor ekonomicheskogo razvitiya severnykh i arkticheskikh territorii Rossii i stran Severnoi Evropy], Ekonomicheskie i sotsial'nyeperemeny: fakty, tendentsii, prognoz, № 3 (10), pp. 59-77.
Zaykov K.S., Kalinina M.R., Tamitskiy A.M., Saburov A.A., Shepelev E.A. (2016) "Scientific and Ed u-cational Space in the Arctic: Norway" [Nauchno-obrazovatel'noe prostranstvo Arktiki: Norvegiya"], Arktika i Sever, no. 23, pp. 144-170.
Zhuravlev P.S., Zaretskaya O.V., Podoplekin A.O., Repnevskii A.V. (2015) "Arctic in the system of international cooperation and rivalry" [Arktika v sisteme mezhdunarodnogo sotrudnichestva i sopernichestva], Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov, Arkhangelsk, Russia.
Cross-border Cooperation Programmes as a Resource of Social and Economic Development of Barents Region (Case of ENPI Kolarctic Programme)
Authors: Kudryashova E., Doctor of Sciences (Philosophy), Professor, Rector of the Northern Arctic Federal University named after M.V. Lomonosov. Address: 17, Severnaya Dvina Emb., Arkhangelsk, Russia, 163060. E-mail: [email protected]
Zarubina L., Postgraduate Student, Department of Philosophy and Sociology, Head of Department, Deputy Vice Rector for International Cooperation, Northern Arctic Federal University named after M.V. Lomonosov. Address: 17, Severnaya Dvina Emb., Arkhangelsk, Russia, 163060. E-mail: [email protected]
Abstract. Cross-border cooperation is viewed as one of the most recognized models of international cooperation between the countries, a sustainable mechanism of developing the dialogue and current research topic. Neighboring states have managed to build a number of cross-border cooperation models aimed at solving common challenges encountered in the border area. Despite the fact that cross-border cooperation has been addressed in quite a number of research papers, the concrete cooperation tools remain unstudied and deserve special attention. The article considers the Kolarctic European Neighborhood Partnership Programme / ENPI CBC Programme 2007-2013 as an analytical case. The overall Programme objective to reduce periphery of the northern territories of Finland, Norway, Russia and Sweden, intensifying cooperation and developing economic, social and ecological potential of the Barents Euro-Arctic Region. The performed analysis of the official documents, statistics obtained and interviews given by experts and projects participants enabled to analyze the priorities and directions of the project cooperation as well as provide complex assessment of the effectiveness of Kolarctic Programme. The case of Kolarctic CBC Programme brings attention of researchers due to its complex effect on various aspects of cross-border cooperation in BEAR and its valued experience in organizing multilateral projects aimed at solving economic, logistic, energy, environmental and humanitarian challenges. The Programme has proved itself as success story and highly effective interregional cooperation tool even in complicated geopolitical circumstances in Europe. The article addresses a number of new challenges of defining priorities of projects based cooperation for future perspective. The results of the study can be utilized in planning further participation of regional organizations in the cross-border cooperation programmes, organizing project work and elaborating and implementing regional development strategies in the areas covered by the Programme.
Современная Европа, 201 9, №4
Key words: cross-border cooperation, Barents Euro-Arctic Region, Kolarctic ENPI CBC Programme, international project.
DOI: http://dx. doi. org/10.15211/soveurope420198596
Современная Европа, 2019, №4