Научная статья на тему 'ИЗМЕНЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА МВД РОССИИ В УСЛОВИЯХ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕФОРМИРОВАНИЯ'

ИЗМЕНЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА МВД РОССИИ В УСЛОВИЯХ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕФОРМИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
127
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и практика
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION / РЕФОРМА / REFORM / МИГРАЦИОННАЯ СЛУЖБА / MIGRATION SERVICE / АДМИНИСТРАТИВНАЯ РЕФОРМА / ADMINISTRATIVE REFORM / НОРМОТВОРЧЕСТВО / RULE-MAKING

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Белясов Сергей Николаевич

В статье автор проводит анализ этапов реформирования системы МВД России за последнее время, и показывает сильные и слабые стороны проводимых реформ. Показано, что в условиях административной реформы МВД России продолжает оставаться основным федеральным органом исполнительной власти в части обеспечения внутренней безопасности общества и государства, их защиты от противоправных посягательств, а также основным органом, осуществляющим нормативное регулирование на локальном уровне. Установлено, что по причине многочисленных изменений, вносимых в основные нормативные правовые акты, имеет место громоздкость ведомственного нормативного материала, а также моральная и правовая устарелость части нормативного материала. Его обновление не успевает за регулярно проводимыми в системе МВД России реформами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CHANGING OF THE ADMINISTRATIVE-LEGAL STATUS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA IN CONDITIONS OF ADMINISTRATIVE REFORM

In the author in the article analyzes the stages of reforming of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia in recent times and shows the advantages and disadvantages of the ongoing reforms. It is shown that in the conditions of administrative reform the Ministry of Internal Affairs of Russia is continues to be the main federal executive body in terms of ensuring the internal security of society and the state, protecting them from unlawful attacks, and also the main body that implements regulatory regulation at the local level. It is established that due to numerous changes introduced in the main regulatory legal acts, there is a cumbersome nature of departmental regulatory material, as well as moral and legal obsolescence of some of the normative material. Its updating does not keep pace with the regular reforms in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Текст научной работы на тему «ИЗМЕНЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА МВД РОССИИ В УСЛОВИЯХ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕФОРМИРОВАНИЯ»

похвале подчиненных не слишком часто, дабы не обесценивать в их глазах весьма эффективную и, при кажущейся внешней простате, действенную меру поощрения.

Конечная цель любого вида поощрения не столько награда конкретного публичного служащего за успешное решение определенной задачи, хотя данную цель поощрения преуменьшать, конечно, не следует, но своеобразный аванс на будущее, стимул не только для самого поощряемого, но и для других, которые, глядя на него, должны улучшить свою работу. При этом публичная устная похвала руководителя часто может оказать на государственного служащего значительно большее стимулирующее воздействие, чем даже материальное поощрение, скажем в виде персональной денежной премии. Следовательно, ее применение может даже помочь избежать некоторых негативных явлений, которые возникают при поощрении публичных служащих, особенно при применении материальных мер поощрения, например при реализации задачи обеспечения защиты прав и законных интересов граждан и организаций.

Литература и источники

1. Никитинский В.И. Эффективность норм трудового права. М., 1971. С. 58.

2. Овсянко Д.М. Государственная служба Российской Федерации. М., 2009. С. 192.

3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 №197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. №1 (ч. 1). Ст. 3.

4. Бахрах Д.Н. Административное право России. М., 2000. С. 362.

5. Волкова В.В. О механизме применения мер поощрения к государственным служащим // Бизнес в законе. 2012. №6. С. 62-65.

6. Ноздрачев А.Ф. Государственная служба: Учебник. М., 1999. С. 414.

7. Кокин Ю.П. Осовы политики доходов и заработной платы на перспективу // Человек и труд. 2001. № 1. С. 57.

8. Волгин Н.А. Доходы и занятость: мотивационный аспект. М., 1994. С. 23.

9. Яковлев Р.А. Концепция реформирования заработной платы. М., 1998. С. 27.

10. Лобцова О.В. Управление стимулированием труда гражданских служащих исполнительных органов государственной власти Читинской области. Дисс. ... канд. юрид. наук. Чита, 2007. С. 43.

References and Sources

1. Nikitinskij V.I. EHffektivnost' norm trudovogo prava. M., 1971. S. 58.

2. Ovsyanko D.M. Gosudarstvennaya sluzhba Rossijskoj Federacii. M., 2009. S. 192.

3. Trudovoj kodeks Rossijskoj Federacii ot 30.12.2001 №197-FZ // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2002. №1 (ch. 1). St. 3.

4. Bahrah D.N. Administrativnoe pravo Rossii. M., 2000. S. 362.

5. Volkova V.V. O mekhanizme primeneniya mer pooshchreniya k gosudarstvennym sluzhashchim // Biznes v zakone. 2012. №6. S. 62-65.

6. Nozdrachev A.F. Gosudarstvennaya sluzhba: Uchebnik. M., 1999. S. 414.

7. Kokin YU.P. Osovy politiki dohodov i zarabotnoj platy na perspektivu // CHelovek i trud. 2001. № 1. S. 57.

8. Volgin N.A. Dohody i zanyatost': motivacionnyj aspekt. M., 1994. S. 23.

9. YAkovlev R.A. Koncepciya reformirovaniya zarabotnoj platy. M., 1998. S. 27.

10. Lobcova O.V. Upravlenie stimulirovaniem truda grazhdanskih sluzhashchih ispolnitel'nyh organov gosudarstvennoj vlasti CHitinskoj oblasti. Diss. ... kand. yurid. nauk. CHita, 2007. S. 43.

ВОЛКОВА ВИКТОРИЯ ВЛАДИМИРОВНА - кандидат юридических наук, доцент кафедры административного и финансового права, Северо-Кавказский филиал Российского университета правосудия.

VOLKOVA, VICTORIA V. - Ph.D in Law, Assistant Professor, Department of administrative and financial law, North-Caucasian branch of Russian State University of Justice (www.truba.ru@mail.ru)

УДК 342.518

БЕЛЯСОВ С.Н.

ИЗМЕНЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОГО СТАТУСА МВД РОССИИ В УСЛОВИЯХ АДМИНИСТРАТИВНОГО РЕФОРМИРОВАНИЯ

Ключевые слова: Министерство внутренних дел Российской Федерации, реформа, миграционная служба, административная реформа, нормотворчество.

В статье автор проводит анализ этапов реформирования системы МВД России за последнее время, и показывает сильные и слабые стороны проводимых реформ. Показано, что в условиях административной реформы МВД России продолжает оставаться основным федеральным органом исполнительной власти в части обеспечения внутренней безопасности общества и государства, их защиты от противоправных посягательств, а также основным органом, осуществляющим нормативное регулирование на локальном уровне. Установлено, что по причине многочисленных изменений, вносимых в основные нормативные правовые акты, имеет место

громоздкость ведомственного нормативного материала, а также моральная и правовая устарелость части нормативного материала. Его обновление не успевает за регулярно проводимыми в системе МВД России реформами.

BELYASOV, S.N.

THE CHANGING OF THE ADMINISTRATIVE-LEGAL STATUS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA IN CONDITIONS OF ADMINISTRATIVE REFORM

Keywords: Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation, Reform, Migration service, administrative reform, rulemaking.

In the author in the article analyzes the stages of reforming of the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia in recent times and shows the advantages and disadvantages of the ongoing reforms. It is shown that in the conditions of administrative reform the Ministry of Internal Affairs of Russia is continues to be the main federal executive body in terms of ensuring the internal security of society and the state, protecting them from unlawful attacks, and also the main body that implements regulatory regulation at the local level. It is established that due to numerous changes introduced in the main regulatory legal acts, there is a cumbersome nature of departmental regulatory material, as well as moral and legal obsolescence of some of the normative material. Its updating does not keep pace with the regular reforms in the system of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

За последние десять лет в Российской Федерации активно проводится административное реформирование, которое позволяет повысить эффективность функционирования органов исполнительной власти посредством изменения их структуры, штатов, полномочий в рамках совершенствования механизмов реализации деятельности. В частности, с 2011 года по настоящее время проводится одна из крупнейших реформ органов внутренних дел системы МВД России. Следует отметить, что проведение административной реформы повлияло на реализацию административного статуса Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Необходимо отметить, что МВД России реализует административно - правовой статус, в том числе посредством законодательного регулирования, по вопросам, а именно:

1) ведомственное нормотворчество - издание локальных актов;

2) нормотворчество, в рамках межведомственного сотрудничества с другими органами государственной власти (так называемая пересекающаяся компетенция);

3) на этапе подготовке проекта нормативного акта, МВД России может выступать в качестве независимого органа антикоррупционной экспертизы [1].

В связи с проводимой реформой, в частности, с изменением системы и структуры МВД России, в реализации нормотворческой функции министерства имеются определенные проблемы. Среди них:

- громоздкость ведомственного нормативного материала в силу большого числа несистематизированных актов по одному и тому же предмету регулирования и по причине многочисленных изменений, вносимых в основные акты;

- противоречивость и коллизионность ведомственных норм, и не только между собой, но и с актами большей юридической силы, а также с актами других ведомств;

- моральная и правовая устарелость части нормативного материала, поскольку его обновление не успевает за постоянно проводимыми в системе МВД России реформами и т.д. [2, c. 158-159].

В этой связи, министерству необходимо провести работу по устранению указанных недостатков, имеющихся в организации и осуществлении нормотворческой деятельности. Важной является также задача по правовому обеспечению переданных МВД России функций упраздненных Федеральной службы по контролю наркотиков и Федеральной миграционной службы.

Анализ нормативных правовых актов показывает, что за период с 2011 года по настоящее время неоднократно вносились изменения в перечень полномочий МВД России. Так, в 2011 году МВД России осуществляло свыше 60 направлений деятельности, а в 2016 году - уже 109 направлений. Расширение сферы деятельности при одновременном

сокращении штатной численности центрального аппарата МВД РФ (с 9264 единиц до 6714, в том числе сотрудников ОВД РФ - с 8000 до 5966 человек, и федеральных государственных гражданских служащих - 719 до 663 человек) может повлечь негативные последствия в виде нехватки квалифицированных кадров и снижения эффективности выполняемых министерством функций.

Ряд исследователей считает, что в системе органов МВД России, на протяжении уже многих лет, наблюдается стабильность негативных явлений, таких как, непрофессионализм руководящих кадров системы МВД России, недостаточность исполнительской дисциплины сотрудников. Помимо обозначенных негативных явлений, главным вопросом остается вопрос об оперативном решении организационных задач [3, с. 58].

Указанные проблемы негативно отражаются на реализации МВД России своего административно-правового статуса.

Следующим фактором возникновения проблем административно - правового статуса МВД России является регулярное изменение системы и структуры МВД России. В частности, за период с 1998 г по настоящее время:

- в ходе реформирования из ведения МВД России с 1 сентября 1998 г. была изъята уголовно-исполнительная система, теперь она подчиняется министерству юстиции Российской Федерации;

- Государственная противопожарная служба в 2001 г., была передана в ведение МЧС России.

- в рамках совершенствования деятельности государства по противодействию незаконному обороту наркотических и психотропных веществ, в сентябре 2002 году был образован специальный государственный орган по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, который создан при МВД России.

В марте 2003 года, очередной реформе подвергся данный комитет, и теперь он стал называться Государственный комитет Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Спустя год, данный комитет получил новое название Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, а впоследствии переименован в Федеральную службу РФ по контролю за оборотом наркотиков. В 2016 г., по Указу Президента №156, ФСКН передает свои полномочия МВД России. Образуется новое структурное подразделение - Главное управление по контролю за оборотом наркотиков Министерства внутренних дел Российской Федерации.

- с 1 июля 2003 г. в структуре МВД России была образована Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям, вместо которой в 2004 году был образован Департамент экономической безопасности (в настоящее время - Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции).

- Федеральная миграционная служба (ФМС), включенная в структуру центрального аппарата МВД России в 2002 г., затем была переподчинена Правительству РФ для повышения эффективности государственного управления в миграционной сфере, а затем ликвидирована в 2016 г. и ее полномочия переданы МВД России по той же причине [4. с. 7693], с образование Главного управления по вопросам миграции МВД РФ [5].

Для правового регулирования деятельности вновь образованных подразделений разработаны и приняты приказы МВД России от 15 апреля 2016 г. № 192 [6] и от 23 апреля 2016 г. № 209, которыми утверждены положения об этих подразделениях.

Так, Указом Президента РФ от 5 апреля 2016 г. № 157 «Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации» ряд функций МВД России были переданы Федеральной службе войск национальной гвардии РФ. Указ определяет и внутреннюю структуру национальной гвардии Российской Федерации. Во вновь созданную организацию включены: центр специального назначения вневедомственной охраны МВД России; специальные отряды быстрого реагирования территориальных органов МВД России;

Центр специального назначения сил оперативного реагирования; вневедомственная охрана и др. подразделения органов МВД России.

В целях исключения дублирования полномочий был принят Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» [7].

В целом, мы видим, что «формирование структуры федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации практически целиком зависит от усмотрения действующего Президента РФ, и при этом он как глава государства ни перед кем не отчитывается о целесообразности принятого решения, даже если изменение структуры федеральных органов исполнительной власти не принесло ожидаемых результатов» [8, с. 115-122].

Учитывая изложенное, полагаем целесообразным закрепить в законодательстве принцип обоснованности формирования конкретной структуры федеральных органов исполнительной власти, в частности, МВД России.

Изменение административно-правового статуса министерства и проблемы его реализации происходит и в связи с введением новых функций МВД России. Так, в настоящее время МВД России осуществляет функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере внутренних дел, в связи с чем, МВД России принимает активное участие в обсуждении проекта государственной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности», а также законопроекта «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». В МВД России постоянно ведется работа по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности органов внутренних дел, в рамках которой уже разработаны и реализуются специальные государственные программы. Например, в системе МВД России ведутся мероприятия по федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах» [9], а также по государственной программе «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» [10] (Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 345).

Итак, в условиях административной реформы МВД России продолжает оставаться основным федеральным органом исполнительной власти в части обеспечения внутренней безопасности общества и государства, их защиты от противоправных посягательств, а также основным органом, осуществляющим нормативное регулирование на локальном уровне.

Проблемами реализации административно-правового статуса МВД России в настоящее время являются:

- локальная нормотворческая деятельность органов МВД России - по причине многочисленных изменений, вносимых в основные нормативные правовые акты имеет место громоздкость ведомственного нормативного материала, а также моральная и правовая устарелость части нормативного материала, поскольку его обновление не успевает за регулярно проводимыми в системе МВД России реформами;

- учитывая, что практика формирования органов исполнительной власти в целом зависит от предпочтения Президента РФ и при этом он как глава государства ни перед кем не отчитывается о целесообразности принятого решения, полагаем целесообразным закрепить в законодательстве принцип обоснованности формирования структуры МВД Российской Федерации.

Литература и источники

1. Приложение №2 Приказ МВД РФ от 24 февраля 2012г. №120 «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в системе МВД России» // Российская газета. 2012. 18 мая. № 112.

2. Черников В.В. Нормотворческая функция МВД России // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2016. № 5. С.158-159.

3. Пашин В.М., Кобозев A.A. Проблемы кадровой доктрины в системе МВД России // Административное и муниципальное право. 2013. № 1. С. 5S.

4. Хлусов Т.М. Министерство внутренних дел как федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации и его функции (в исторической ретроспективе 1991-2010 гг.) // Правовое поле современной экономики. 2015. № 1. С.76-93.

5. Указ Президента РФ от 5 апреля 2016 №156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» // Собрание законодательства РФ. 2016, № 15. Ст. 2071.

6. Приказ МВД России от 15.04.2016 № 192 (ред. от 23.12.2016) «Об утверждении Положения о Главном управлении по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71293558/ (дата обращения 12.12.2017 г.)

7. Мониторинг законодательства. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://42.мвд.рф/Novoe_v_zakonodatelstve_v_sfere_dejateln. (дата обращения 12.12.2017 г.)

S. Коломейцева AX. К вопросу о статусе и функциях федеральных органов исполнительной власти // Вестник СГЮА 2017. № 1 (114). С.115-122.

9. Постановление Правительства РФ от 03.10.2013 № S64 (ред. от 11.10.2016) «О федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах» // Собрание законодательства РФ. 2013. №41. Ст. 51S3.

10. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 № 345 (ред. от 31.03.2017) «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности» // Собрание законодательства РФ. 2014. № 1S (часть IV). Ст. 2188.

References and Sources

1. Prilozhenie №2 Prikaz MVD RF ot 24 fevralya 2012g. №120 «Ob organizacii provedeniya antikorrupcionnoj ehkspertizy normativnyh pravovyh aktov i proektov normativnyh pravovyh aktov v sisteme MVD Rossii» // Rossijskaya gazeta. 2012. 18 maya. № 112.

2. CHernikov V.V. Normotvorcheskaya funkciya MVD Rossii // Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N.I. Lobachevskogo. 2016. № 5. S.15S-159.

3. Pashin V.M., Kobozev A.A. Problemy kadrovoj doktriny v sisteme MVD Rossii // Administrativnoe i municipal'noe pravo. 2013. № 1. S. 5S.

4. Hlusov T.M. Ministerstvo vnutrennih del kak federal'nyj organ ispolnitel'noj vlasti Rossijskoj Federacii i ego funkcii (v istoricheskoj retrospektive 1991-2010 gg.) // Pravovoe pole sovremennoj ehkonomiki. 2015. № 1. S.76-93.

5. Ukaz Prezidenta RF ot 5 aprelya 2016 №156 «O sovershenstvovanii gosudarstvennogo upravleniya v sfere kontrolya za oborotom narkoticheskih sredstv, psihotropnyh veshchestv i ih prekursorov i v sfere migracii» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2016, № 15. St. 2071.

6. Prikaz MVD Rossii ot 15.04.2016 № 192 (red. ot 23.12.2016) «Ob utverzhdenii Polozheniya o Glavnom upravlenii po voprosam migracii Ministerstva vnutrennih del Rossijskoj Federacii» // Rezhim dostupa: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71293558/ (data obrashcheniya 12.12.2017 g.)

7. Monitoring zakonodatel'stva. [EHlektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: https://42.mvd.rf/Novoe_v_zakonodatelstve_v_sfere_dejateln. (data obrashcheniya 12.12.2017 g.)

8. Kolomejceva A.G. K voprosu o statuse i funkciyah federal'nyh organov ispolnitel'noj vlasti // Vestnik SGYUA. 2017. № 1 (114). S.115-122.

9. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 03.10.2013 № S64 (red. ot 11.10.2016) «O federal'noj celevoj programme «Povyshenie bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya v 2013 - 2020 godah» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2013. №41. St. 51S3.

10. Postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15.04.2014 № 345 (red. ot 31.03.2017) «Ob utverzhdenii gosudarstvennoj programmy Rossijskoj Federacii «Obespechenie obshchestvennogo poryadka i protivodejstvie prestupnosti» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2014. № 1S (chast' IV). St. 2188.

БЕЛЯСОВ СЕРГЕЙ НИКОЛАЕВИЧ - кандидат юридических наук, доцент кафедры публичного права Государственного гуманитарно-технологического университета

BELYASOV, SERGEY N. - Ph.D. in Law, Associate Professor, Department of the Public Law, State University of Humanities and Technology (Belyasov_sergei@mail.ru)

УДК 342.9

ТАРАН О.А.

ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ ВЕДЕНИЯ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ

Ключевые слова: административная ответственность, ведение субъектов Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, комиссии по делам несовершеннолетних, законы субъектов Российской Федерации.

В статье рассматривается закрепление на правовом уровне предметов ведения субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях. Отмечается, что с учетом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.