Научная статья на тему 'Изложение методики изображения на анатомических основах при художественной графике'

Изложение методики изображения на анатомических основах при художественной графике Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
11
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and Education
Область наук
Ключевые слова
художественная графика / анатомические основы / штрихи / линии / изображение / методика изложения / приёмы / художник

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Махмуд Маъруфович Бадиев, Дилдора Махмудовна Бадиева

В статье раскрывается вид изобразительного искусства, в котором основными изобразительными средствами (графическими) являются свойства изобразительной поверхности (чаще белого листа бумаги) и тональные отношения линий, штрихов и пятен. Графика вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии и штрихи. Иногда в графике допускается применение цветных пятен. Возможно также и применение цвета, однако, в отличие от живописи, здесь он играет вспомогательную роль. К графическим техникам относятся: графитный, цветной или «итальянский» карандаш, пастель, восковые мелки, фломастеры и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Изложение методики изображения на анатомических основах при художественной графике»

Изложение методики изображения на анатомических основах при художественной графике

Махмуд Маъруфович Бадиев Дилдора Махмудовна Бадиева Бухарский государственный университет

Аннотация: В статье раскрывается вид изобразительного искусства, в котором основными изобразительными средствами (графическими) являются свойства изобразительной поверхности (чаще белого листа бумаги) и тональные отношения линий, штрихов и пятен. Графика - вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии и штрихи. Иногда в графике допускается применение цветных пятен. Возможно также и применение цвета, однако, в отличие от живописи, здесь он играет вспомогательную роль. К графическим техникам относятся: графитный, цветной или «итальянский» карандаш, пастель, восковые мелки, фломастеры и

др.

Ключевые слова: художественная графика, анатомические основы, штрихи, линии, изображение, методика изложения, приёмы, художник

Presentation of the method of depiction on anatomical principles in artistic graphics

Makhmud Marufovich Badiev Dildora Makhmudovna Badieva Bukhara State University

Abstract: The article reveals a type of fine art in which the main visual means (graphic) are the properties of the pictorial surface (usually a white sheet of paper) and the tonal relationships of lines, strokes and spots. Graphics is a type of fine art that uses lines and strokes as the main means of representation. Sometimes the graphics allow the use of colored spots. It is also possible to use color, however, unlike painting, here it plays a supporting role. Graphic techniques include: graphite, colored or "Italian" pencil, pastel, wax crayons, felt-tip pens, etc.

Keywords: artistic graphics, anatomical fundamentals, strokes, lines, image, presentation methods, techniques, artist

Анатомический рисунок опирается прежде всего на пластическую анатомию, которая изучает строение и расположение органов, определяющих внешние формы тела человека: скелет, мышцы, суставы, детали лица, пропорции и движения, а также методику изображения человека на анатомических основах. В анатомии человека раздел биологии, изучающий строение тела, наука, изучающая форму и строение человеческого организма и составляющих его органов и систем и исследующая закономерности развития этого строения в связи с функцией и окружающей организм средой, организмов и их частей на уровне выше тканевого. Анатомия как наука (собственно предмет анатомии) изучает не только внешнее строение организма в целом, но и внутреннюю форму и структуру органов, входящих в его состав. Изучаемый материал поможет узнать живой объект изнутри, почувствовать малейшее движение каждой его части, отображая это в рисунке. Эта наука полезна не только скульпторам и аниматорам. Художник, изображающий людей или животных, не сможет нарисовать их правильно, не пройдя курс этой дисциплины.

Художественная графика это - вид изобразительного искусства, в котором основными изобразительными средствами (графическими) являются свойства изобразительной поверхности (чаще белого листа бумаги) и тональные отношения линий, штрихов и пятен. Основной инструмент рисования - это графический планшет или 1Раё. Карандашом на бумаге художник CG разве что рисует скетчи - в начале нового проекта.

Графика - вид изобразительного искусства, использующий в качестве основных изобразительных средств линии и штрихи. Иногда в графике допускается применение цветных пятен. Возможно также и применение цвета, однако, в отличие от живописи, здесь он играет вспомогательную роль. Как правило, графическое изображение выполняется на листе бумаги. Художнику порой достаточно очень простых средств - графитного карандаша или шариковой ручки, чтобы выполнить графический рисунок. Другие материалы для рисунка: тушь, уголь, пастель, сангина, соус, акварель и т.д.

К графическим техникам относятся: графитный, цветной или «итальянский» карандаш, пастель, восковые мелки, фломастеры и др. рисующие материалы; также тушь, перо, палочка; реже - акварель, гуашь, те. техники, которые многие «музейщики» и реставраторы относят к графическим. Основными видами рисунка являются набросок, зарисовка с натуры, этюд, эскиз. Набросок - произведение графики, живописи или скульптуры небольших размеров, бегло и быстро исполненное. Главное назначение наброска - быстрая фиксация отдельных наблюдений и замыслов в процессе текущей работы художника. Наброски - это небольшие рисунки, которые выполнены

ISSN 2181-0842 / IMPACT FACTOR 4.182 206 LME^^Sl

дocтaтoчнo быcтpo, a хyдoжecтвeннaя инфopмaция пepeдaнa та них дoвoльнo лaкoничнo.

Нaбpocoк - это лaкoничный pиcyнoк пpeдмeтa или чeлoвeкa, cдeлaнный oт pyки. Тaкoe изoбpaжeниe мoжeт быть дocтaтoчнo гpyбым, cхeмaтичным и нeтoчным. Eгo дeлaют быcтpo и бeз пoдpoбных дeтaлeй, чacтo - oднoгo цвeтa. Нaбpocoк - тpeнaжёp хyдoжникa. A нaбpocoк - этo и ecть упражнение для пoзнaния изобразительного искусства, к тому же достаточно эффективное. Когда вы рисуете быстро, мозг не успевает начать анализировать, поэтому включаются чувства и ощущения, а глаза учатся быть наблюдательнее, острее. В зависимости от характера исполнения наброски можно условно подразделить на наброски с натуры (зарисовки), по памяти, по воображению и комбинированные.

Зарисовка с натуры - разновидность рисунка, на котором художник в течение короткого промежутка времени изображает конкретный объект наблюдения (вдохновения). В изобразительном искусстве обычно используют во время подбора материала для будущего произведения. Зарисовка кратковременный рисунок с натуры, по памяти, по представлению и по воображению. Длительность сеанса до трех часов. Отличие от наброска состоит в более длительной, а следовательно, более детальной проработке изображения с использованием тона, передает пластическую и тональную моделировку формы предметов. Освоение графических методов работы над фигурой человека является завершающим этапом изучения реального мира и изображения. Основной элемент любого изображения - линия. Ее функции -передача формы объекта, создание контура, разбивка силуэта на мелкие детали. Линию активно используют при создании набросков, эскизов, рисунков, плакатов, станковой графики. Она является художественным средством живописи, с её помощью художник может передать тончайшие нюансы. Ровная, зигзагообразная, плавная, прерывистая, волнистая, тонкая линия отражают замысел художника. Рисунок, созданный с использованием линий одинаковой толщины, смотрится жёстко. Любая картина нуждается в использовании разнообразного линейного языка, умения использовать линейные элементы с учётом психологического воздействия на зрителя. Толстая линия создаёт впечатления надёжности, диагональная передаёт динамику, горизонтальная - покой, кривая - замкнутость. Прямая линия рядом с кривой выглядит жёстко, напоминает чертеж, а не рисунок. Пятно - фрагмент изображения, пятна составляют большую часть картины, заполняют её пространство. Человеческий глаз воспринимает форму, цвет, место, фактуру пятен.

Для ycилeния выpaзитeльнocти пoлoтнa хyдoжники ^тол^уют мeтoд KoHTpacTa, пpoтивoпocтaвляющий oтдeльныe фpaгмeнты изoбpaжeния. KoHTpacT мoжeт быть ocнoвaн та pa3Mepax oбъeктa, цвeтe, фaктype, cтaтичнocти, xapaKTepe и дpyгих хapaктepиcтикaх. KornpacT вoздeйcтвyeт нa ocoбeннocти вocпpиятия зpитeлeм. Рядoм co cвeтлым тёмнoe выглядит eщё тeмнee, яpкoe pядoм TycKnbiM - eщё яpчe. Хyдoжники иcпoльзyют кoнтpacт для pacкpытия идeи, oн пoзвoляeт oтoбpaзить дoбpo и злo, чиcтoe и пopoчнoe, зeмнoe и нeбecнoe. Пoнятиe фopмы дaёт вoзмoжнocть хyдoжникy пoкaзaть oтличия мeждy пpeдмeтaми, их визyaльныe ocoбeннocти. Фopмa - вaжнaя хapaктepиcтикa oбъeктa, eё нeoбхoдимo yчитывaть внe зaвиcимocти ot того, в ^гай тpaдиции pиcyeт хyдoжник. Oн дoлжeн изoбpaзить paзницy мeждy цeлыми и cocтaвными oбъёмными пpeдмeтaми, выдeлить oтдeльныe чacти cлoжных фopм, coздaвaть opгaничecкиe и opигинaльныe oбъeкты.

Использованная литература

1. Д.М. Бадиева, & М.Х,. Муродова. Чизмачиликдан укувчилар билимининг тахлили. "Pedagogik mahorat'' ilmiy-nazariy va metodik jurnal. 2022, № 5, 139-146.

2. ММ Бадиев, ТР Собиров, ММ Авлиякулов, СС Азимов. Анализ обратных задач в начертательной геометрии. Наука и образование сегодня, 7677

3. ММ Авлиякулов, ТР Собиров, ММ Бадиев, СС Азимов. Общие законы композиции в резьбе по дереву. European science, 32-34

4. ТР Собиров, ММ Бадиев, ММ Авлиякулов, СС Азимов. Об общественном положении зодчих и архитекторов среднего и ближнего востока в IX-XV веках. European science, 59-62

5. ММ Бадиев. Сталактиты в архитектуре средней азии. Academy, 53-55

6. ММ Бадиев. Features of architectural elements. E-Conference Globe, 93-95

7. ММ Бадиев. Элементы гиперсетей и их взаимопринадлежность. Polish science journal 9 (3), c.70-73

8. SU Sobirova, MM Badiev, AR Shukurov, AS Aminov. Scientific and methodical basis of organization and teaching of drawing lessons in general secondary schools. Journal of Contemporary Issues in Business and Government Vol 27 (2)

9. ММ Бадиев. Методика обучения древнеегипетского чертежа в Узбекистане. Science and Education 2 (12), 840-846.

10. ММ Бадиев. Дискретные модели разнотолщинных и составных без моментных оболочек. 05.01.01.

11. Теория точных изображений междисциплинарная наука об общих закономерностях изобразительного искусства, преобразования информации в сложных управляющих системах

12. СКЭ Кумуш, ММ Бадиев. Теория точных изображений междисциплинарная наука общих закономерностях изобразительного искусства, преобразования информации в сложных управляющих системах. Science and Education 3 (3), 796-801

13. ММ Бадиев. Теория точных изображений междисциплинарная наука общих закономерностях изобразительного искусства, преобразования информации в сложных управляющих системах. Science and Education 3 (3), 796-801

14. MM Badiyev, MF Olimova. Stages of development of applied arts in the Republic of Uzbekistan and development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.