Научная статья на тему 'Изготовление этнографической куклы «На счастье» как средство исследования психологического благополучия человека (арт-исследование личных историй)'

Изготовление этнографической куклы «На счастье» как средство исследования психологического благополучия человека (арт-исследование личных историй) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1069
284
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный диалог
ВАК
ESCI
Ключевые слова
ИНТЕРМОДАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ ТВОРЧЕСКИМ ВЫРАЖЕНИЕМ / ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ КУКЛА / ПСИХОЛОГИЯ СЧАСТЬЯ / INTER-MODAL CREATIVE SELF-EXPRESSION THERAPY / ETHNOGRAPHIC DOLL / PSYCHOLOGY OF HAPPINESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Буренкова Елена Валентиновна

Предлагается схема арт-исследования личной истории клиента, опирающаяся на философию и методологию танцевально-двигательной терапии и интермодальной терапии творческим самовыражением. Представление схемы предваряется изложением философских и методологических основ арт-терапии, имеющей своим содержанием психотерапевтическую работу, затрагивающую понятие «благополучие». За основу берется предположение, что психологическое благополучие находится в тесной взаимосвязи с телесным благополучием. Разработка этого вида арт-исследования была начата автором статьи в связи с осмыслением строения этнографической куклы «На счастье», найденной при раскопках под г. Ржевом в слое X века. Изготовление подобного арт-объекта выступает как средство исследования психологического благополучия человека, создающего куклу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ethnographic Lucky Doll Making as Means of Studying Person’s Psychological Wellbeing (Art Study of Personal Stories)12Private Educational Institution of Higher Professional Education “Institute of Practical Psychology and Psychoanalysis” (Moscow)

The article suggests a scheme for art studying the patient’s personal story which draws upon the philosophy and methods of the dance/movement and inter-modal creative self-expression therapies. The scheme introduction is preceded by the description of philosophical and methodological grounds for the art therapy consisting in the psychotherapeutic work dealing with the Wellbeing notion. The scheme is based on the assumption that the psychological wellbeing is closely connected with the physical wellbeing. The author of the article started developing this kind of art study in view of understanding the structure of the ethnographic Lucky Doll found in the 10th century layer during excavation works near Rzhev. Such art object making serves as a material and a tool for studying the psychological wellbeing of the person that creates the doll.

Текст научной работы на тему «Изготовление этнографической куклы «На счастье» как средство исследования психологического благополучия человека (арт-исследование личных историй)»

УДК 159.923.2+616.89:7

Изготовление

этнографической куклы «На счастье» как средство исследования психологического благополучия человека (арт-исследование личных историй)

Е. В. Буренкова

Предлагается схема арт-исследования личной истории клиента, опирающаяся на философию и методологию танцевально-двигательной терапии и интермодальной терапии творческим самовыражением. Представление схемы предваряется изложением философских и методологических основ арт-терапии, имеющей своим содержанием психотерапевтическую работу, затрагивающую понятие «благополучие». За основу берется предположение, что психологическое благополучие находится в тесной взаимосвязи с телесным благополучием. Разработка этого вида арт-исследования была начата автором статьи в связи с осмыслением строения этнографической куклы «На счастье», найденной при раскопках под г. Ржевом в слое X века. Изготовление подобного арт-объекта выступает как средство исследования психологического благополучия человека, создающего куклу.

Ключевые слова: интермодальная терапия творческим выражением; этнографическая кукла; психология счастья.

Основное движение в нашей жизни -это движение к счастью.

Далай-лама XIV

Согласно индийской народной мудрости, счастье неизбежно.

И в повседневной жизни человек часто говорит о счастье или не-

счастье в отношениях, делах, о счастливой или несчастной судьбе и т. д. Так или иначе многие разговоры о жизни человека часто фокусируются вокруг такого многогранного и отчасти таинственного слова счастье.

М. Аргайл пишет, что счастье - обобщенный фактор человеческого опыта, который состоит из трех относительно независимых факторов: удовлетворенности жизнью, положительных эмоций и отсутствия отрицательных эмоций [Аргайл, 2003].

Испокон веков жизненные действия человека были направлены на получение всевозможных для себя и своей семьи благ - материального достатка, развития, роста социального благополучия и т. д. Удивительно, но человек чаще ищет счастье вне себя, в других людях, в различных привнесенных благах, а оно, как правило, всегда с ним, внутри его (в теле, душе, духе - их гармонии). В энциклопедии счастье трактуется как ‘этическое понятие, выражающее ощущение полноты жизни, глубокое удовлетворение своей деятельностью и результатами этой деятельности, ее общественным значением’ [БСЭ, т. 41, с. 381].

Счастье связывается с тремя аспектами человеческого бытия: физическим (телесным), психологическим и социальным благополучием. Они образуют континуум взаимных связей и реакций, обеспечивающих индивидуальный профиль каждой личности в пространстве отношений с другими людьми.

Остановимся подробнее на психологическом благополучии и его взаимосвязи с телесным. Рифф (Ryff, 1989) определил шесть факторов психологического благополучия: принятие себя; позитивные отношения с другими; независимость; контроль над обстоятельствами; наличие цели в жизни; личностный рост (см. об этом: [Аргайл, 2003]). Если определить эти понятия на «языке тела» (Body Language), то это ощущение силы Я (принятие себя, независимость); канализация импульсов (контроль над обстоятельствами, наличие

цели) и осознанные направленные выразительные действия человека, направленные на созидание (позитивные отношения с другими, личностный рост) (R. Laban, P. Hackney). Таким образом, можно выделить компоненты «счастья», укоренные в теле и связанные с ощущением психологического и телесного благополучия: вес, связанность, направленность. С благополучием и позитивным самоот-ношением, как правило, связывают следующее:

* вес (ощущение собственного веса тела - «Сила Я») как характеристика динамики;

* соединенность всех осей, проходящих через центр тела (вертикаль «макушка - копчик» и условные линии, соединяющие конечности: «правая рука - левая нога», «левая нога - правая рука»), как характеристика тела.

Следовательно, телесная гармония - это такое состояние тела, когда «все находится на своем месте» (P. Hackney), т. е. существует некий баланс, связанность между всеми его частями.

Целительная и созидательная сила творчества. Любая выразительная деятельность невозможна вне телесного проявления, она опирается в первую очередь на органы восприятия человека.

Феномен выразительного творчества неотделим от прочих явлений, составляющих жизнь человека и образующих своеобразный континуум, и одновременно самостоятелен, находится вне этого континуума. Особый статус творчества подтверждается тем, что выражение состояния «здесь-и-сейчас» позволяет получить некоторый оттиск привычных паттернов поведения человека и его взаимодействия с миром. Через каналы восприятия человек открывает для себя буквальную реальность, трансформируя ее благодаря воображению в имагинальную, которая открывает феномен буквальной реальности через метафоры и образы, звуки и ритмы, выразительные движения и действа, тем самым позволяет шагнуть за границы обыденного, за рамки «оценочного».

Органы восприятия (слуха, зрения, осязания, обоняния, кинестетических ощущений) включают в действие модальности воображения, такие как ритм, звук, движение, действие, слово, образ. Модальности воображения, в свою очередь, лежат в основе выразительных искусств: музыки, поэзии, изобразительного искусства, танца, театра. Таким образом, благодаря чувствительности органов восприятия и работе воображения у каждого человека рождается собственный язык совладания и взаимодействия с реальностью: преображая ее, находя точки соприкосновения с ней, человек получает возможность создавать собственную новую реальность.

«Воображение является интегрирующим началом интеллекта, побуждающим нас к творчеству за рамками привычного конвенционального дискурса, к рассмотрению нелогичных отношений, к следованию за видениями и интуицией и объединению разных форм опыта в единый конгломерат. <...> воображение перескакивает с одного объекта на другой, «схватывает» их суть, преображает их» [МакНифф, 2006, с. 303-304].

Собственно творчество - это всегда выход за рамки привычного, за границы видимого и обыденного. Трансценденция полярности «известное - неизвестное» позволяет расширить рамки нелинейным способом, раскрывая потенциальные возможности как пространства в личности, так и человека в пространстве.

Согласно Аристотелю, «искусство - исцеляет», и особые, «помогающие» отношения между людьми также обладают целительной силой (К. Роджерс). Использование этой силы возможно и в контексте создания арт-объектов как произведения искусства (Expressive arts therapy) [Knill et al., 2005; МакНифф, 2006], и в контексте психотерапевтических практик отреагирования различного рода переживаний (Arts Therapy). Эти подходы базируются на следующих положениях:

* все люди обладают природной способностью к творчеству;

• экспрессивные искусства ведут нас в бессознательное;

• виды искусства взаимосвязаны через творчество;

• внутреннее и внешнее едины.

Личностный рост возможен в безопасном, поддерживающем окружении [Рождерс, 2004, с. 71].Творчество как деятельность включает в себя такие компоненты, как цель, содержание, формы, методы и средства.

Творческий подход к деятельности затрагивает все подструктуры личности, воздействуя на нее и трансформируя ее характеристики. Выразительная творческая деятельность обладает целительной силой, в ней есть источник созидания, создания из ничего, преобразования и упорядочивания хаоса.

Творчеству можно и нужно учиться. Существуют так называемые творческие экспрессивные методы, которые в психологии могут использоваться:

• как способ выразительности, используемый в качестве отреа-гирования внутреннего переживания вовне;

• как способ создания эквивалента переживания внутренней реальности путем многочисленных проб.

Для отражения эстетической реальности в отреагировании эмоционального переживания необходимо познакомить человека с базовыми навыками создания произведения искусства в той или иной модальности.

Для «исцеления» и развития нужно учиться создавать готовую продукцию - арт-объект. В этом случае мы говорим о творчестве как выразителе внутренней природы человека: «Когда искусство свободно от сковывающих и пагубных для него уз, оно обнаруживает настолько жесткую и бескомпромиссную логику, что автору произведения не остается ничего другого, как представить факты в соответствии с их внутренней природой, независимо от личных желаний или опасений» [Арнхейм, 1994].

Субъективное творчество проявляется в овладении новыми для данной личности способами познавательной деятельности, в открытии новых смыслов в прежней деятельности и способствует развитию рефлексии и самосознания. Основу творческой деятельности как развивающего пространства личности составляет развитие ее творческого потенциала, который проявляется в таких личностных новообразованиях, как способность открытия нового знания; появление новых мотивов, целей в деятельности; овладение новыми способами деятельности; расширение поля интеллектуальной активности; импровизационность как способность внезапно принимать решение; креативность как плодотворность в деятельности.

Данные личностные новообразования обогащают все компоненты деятельности человека: мотивационный, интеллектуально-логический, эмоционально-волевой, практически действенный.

Созидание невозможно без направленной активности: «Активность имеет универсальный характер, обеспечивая единство мира через взаимодействие, в том числе взаимодействие материального и идеального, живого и неживого. <...> Активность всегда имеет направленность, она связана с направленным энергетическим взаимодействием» [Волочков, 2007, с. 26], т. е. с деятельностью или взаимоотношением. А. Лэнгле писал: «Для Я требуется Ты. <...> Я лишь для себя самого не существует <.> есть только Я-ТЫ или Я-ОНО» [Лэнгле, 2006]. Познание себя возможно лишь в отражении или взаимодействии, в переживании себя в другом. Роль «другого» способно выполнять изготовляемое человеком изделие, например кукла.

О кукле. Кукла издревле является символом человека и -шире - знания о мироздании, отражающим особенности культуры народа, его обычаев, собственно того, что в психологии исследуется в пластах коллективного бессознательного. Кукла - отражение не только архаических истоков жизни предков, но и индивидуально-

сти ее автора, его личностных особенностей, переживаний. В то же время кукла - символ триединства времени, пространства и бытия. Поэтому в созданной человеком кукле запечатлены истории сознательного и бессознательного, осознанного и неосознаваемого.

В. Я. Пропп писал о том, в русской народной сказке фигурируют куколки, которые занимают среднее положение между «волшебными помощниками» и «волшебными предметами» и часто играют роль заместителя человека (сказочного персонажа), так же, как у разных народов куклы изготавливаются в случае смерти одного из членов семьи и замещают покойника [Пропп, 2004, с. 285]. Е. Н. Семенова отмечает: «Традиционные куклы всегда сопутствовали духовной жизни, а не товарно-денежным отношениям. Она есть “миф в свёрнутом виде”» [Семенова]. Исследователи отмечают, что кукол разных народов объединяют общечеловеческие идеи и ценности: идеи преемственности в родстве, семейственности, родительской опеки, почитания предков [Дайн и др., 2008, с. 12-15]. У каждой куклы своя функция, своя роль. Есть куклы обереговые, обрядовые, игровые.

Через посредство куколок передается знание о «мифологической модели триединого и четырехстороннего мироздания»: «При всех этнографических различиях везде кукла являла собой мифологическую формулу мироустройства, отражая самую суть вселенского кругооборота в природе и жизни человека. Простейшая трехчастная фигурка, перетянутая по месту шеи и перепоясанная, строилась по схеме триединого мира: небесного(верхнего), земного (среднего) и подземного (нижнего). Крестовидные куклы указывали еще и на четыре направления света» [Дайн, 2008, с. 14] . Кукла способна передавать «из поколения в поколение по наследству код древнего мироустройства <...> являясь переходным мостиком между материей и духом, кукла соединяла в себе представления о бытии и небытии, о жизни и смерти» [Там же ] Создавая куклу, человек взаимодей-

ствует с символической природой мира, решая важные вопросы, касающиеся представления о бытии, отношениях, жизни, традициях.

Как уже говорилось, каждый арт-объект, изготовленный человеком, и в частности кукла, есть персонифицированный символ, отражающий качества личности создателя и особенности его отношений с миром. Кукла является проекцией человеческой телесности в ее эмоциональной, личностной, культуральной и физической уникальности. Так, Е. В. Васина отмечает, что людям свойственно идентифицировать себя с неодушевленным объектом: у детей можно наблюдать интериоризационную и экстериоризационную идентификацию с любимой игрушкой, у взрослых - экстериоризацион-ную идентификацию с куклой [Васина, 2006].

Создание куклы в своем роде является динамическим и видимым процессом рефлексии как над схемой и образом тела, так и над собственным пониманием мира - «картой Мира». Любая кукла в основе своей имеет определенную схему - строение. Имеют значение ее элементы: шар (шары), столбик, крест, мешочек и т. д. Части ее тела часто соединяются крестообразно (косым крестом), обматываются нитками. Анатомия тряпичной куклы согласуется с телесной архетипичностью:

• столбушка (столбец, полено, чурка, щепка) и закрутка (скрутка, скатка, скалка) представляет собой стержень как основу мироздания;

• крестушка или крестец - символ единства четырех сторон света, четырех стихий (косой крест, которым соединяются части, является символом плодородия);

• набивная кукла-мешочек - символ триединого мира верхнего (небесного), среднего (земного) и нижнего (подземного), тела, духа и души [Дайн, 2008].

Кроме схемы тулова, каждая кукла, как правило, наделяется автором характеристиками, отражающими ту или иную часть его

личности. Во время изготовления куклы возникает «диалог» с ней, и это взаимодействие является проекцией диалога между частями личности автора.

Кукла напрямую активизирует модальности воображения и формирует так называемый эстетический отклик, издревле обладающий терапевтической силой. Созидание само по себе является методом, пробуждающим активность личности. Возможно, именно поэтому творчество часто осознается как исцеляющее средство. «“Человек -существо эстетическое” <...> исследования по нейроэстетике показывают, что этот признак генетически закреплен специфическими функциями коры головного мозга и проявляется в форме существования механизмов порождения эстетического удовольствия [Тулупов, Шевандрин, 2000, с. 50]

Технология арт-исследования. Автором статьи была разработана и апробирована технология артистического исследования отношений личности через арт-объект - куклу, выполненную или в народных традициях, или авторским способом. В основе предлагаемой технологии лежат методы танцевально-двигательной психотерапии и интермодальной терапии творческим выражением. Мы опирались на следующие положения:

• существует телесное бессознательное, согласующееся с психическим бессознательным;

• обращение к телесности позволяет оживить и проявить актуальные переживания человека в двигательном и творческом выражении;

• отсутствие строгой инструкции, регламентирующей изготовление куклы, позволяет обнаружить искажения или особенности в карте мира клиента;

• символическая природа куклы актуализует переживания клиента;

• создание куклы является процессом Со-Творчества, актуализирующим внутриличностную и межличностную коммуникацию.

Методологической базой двигательного выразительного исследования послужила концепция телесности О. В. Лавровой, выдвинувшей гипотезу о том, что телесное бессознательное имеет принципиально ту же структуру, что и бессознательное вообще, и обладает теми же свойствами (трансформации, формообразования, а также связью с коллективным и индивидуальным опытом) [Лаврова, 2006], и концепция П. Книлла и Ш. МакНиффа об исцеляющей силе искусства.

Работа начинается с двигательного разогрева, главной целью которого является пробуждение телесной чувствительности и выразительности тела как важного инструмента в исследовании са-моотношения и мировосприятия. Анализ и изменения происходят в процессе диалога автора куклы со своим творением. Танцевальнодвигательная психотерапия позволяет соединить творение с выразительным движением, тем самым позволяя участникам «оживить» в спонтанном движении и игре куклу, используя при этом архаический язык выразительных жестов и ритмов. Двигательная история, создаваемая участниками с помощью телесных ощущений и вновь выстроенных связей «движения - ощущения (чувства) - смыслы», часто является ключом к помогающим отношениям и к ресурсу здоровой части личности.

Кроме того, поскольку тулово куклы символизирует мироздание, опыт изготовления этого арт-объекта возвращает человека к нормам жизни и построения отношений, собственного понимания мира в целом.

Археологическая находка: этнографическая кукла «На счастье». Кукла «На счастье» (или «Ржевское счастье»), сделанная изо льна, была найдена во время раскопок древнего Ржева в слое X века. Эта кукла является по своей сути уникальным символом телесного отражения благополучия в его психологическом и физическом аспектах. Сохраняя и передавая через делание «нехитрое знание» о

«строении счастья», она помогала женщинам в бытии и созидании. Для изготовления подобной куклы необходимо следующее: «Понадобится квадратик льняной ткани. <...> Делаем из него скаточку. Два конца - это две будущие ножки. <.> Затем скаточку-трубочку с башмачками складываем пополам и наверху (на перегибе) делаем головку - обматываем место головки паклей, ветошью и оформляем в шар, довольно большой и крепенький. <...> Такой же квадрат на головку, накладываем его треугольником и завязываем как у Вепской куколки. <.> Далее одеваем - сарафанчик из цветной ткани. <.> После - делаем волосы. Косичка должна быть достаточно длинной, до пяточек. Кукла стоит, опираясь на косу» [Хабышева, 2010].

Как можно заметить, схема тулова куклы соответствует схеме соединения осей, описанной П. Хэкни [Hackney, 1998, с. 73]. Это, в свою очередь, подтверждает важность следующих характеристик: веса (опоры) как «силы Я» (кукла в вертикали своей опирается на свою Косу) и связности конечностей тулова.

Интересно, что данное знание имеет под собой многовековую основу. Во-первых, ситуация, когда человек мастерит куклу, (т. е. собственно ее изготовление, «делание») позволяет диагностировать схему тулова человека, создающего куклу. Во-вторых, изучение истории создания собственной куклы позволяет ее автору увидеть карту своих отношений с окружающим миром и самим собой.

На этапе двигательного и вербального диалога человек, как правило, выбирает субъективно значимое в зависимости от этапа жизненного пути, от внутренних переживаний и актуальных потребностей. Появление куклы всякий раз вызывает разные чувства: не только умиление и радость, но и большое удивление, так как это всегда - тайна, и не всегда то, что было задумано, (ментальный образ) совпадает с созданным (воплощенным образом).

Арт-исследования личных историй через изготовление арт-объекта «Кукла “На счастье”». Создание этнографической куклы

«На счастье» проходит в три этапа: а) собственно телесный разогрев, направленный на выстраивание телесной связанности, и «разогрев» как подготовка к арт-деятельности - выбор ткани и других материалов; б) создание куклы под руководством ведущего группы; в) исследование собственноручно изготовленного арт-объекта через взаимодействие с ним - изучение схемы тулова, диалог, презентация, танец.

Данное исследование проводилось в рамках арт-мастерских в течение 2012 года. В нем приняли участие 67 человек (женщины в возрасте от 20 до 57 лет, проживающие в различных регионах РФ). Основной целью являлось нахождение связи между телесными компонентами, определяющими психологическое благополучие, и характеристиками тулова созданной куклы «На счастье»: устойчивость как сила Я, связанность частей тела, направленность конечностей.

Так, обращалось внимание, во-первых, на соотнесение динамических характеристик тела и динамики (телесная связанность, вес как устойчивость, баланс), во-вторых, на соотнесение высказываний участниц о том, как они субъективно оценивают свое психологическое благополучие, и характеристик тулова созданной ими куклы.

Анализ результатов показал, что существует достоверная связь между качественной оценкой проявленности телесной связанности и связанности частей тулова созданной куклы (г=0,64, р=0,01). Менее тесная, неочевидная связь обнаружена между оценочными высказываниями участниц и характеристиками строения тулова изготовленных ими кукол (г=0,35, р=0,05), что, возможно, объясняется недостаточным уровнем телесной осознанности, однако последний параметр в описанном исследовании специально не изучался.

Таким образом, в ходе исследования была подтверждена связь между телесными характеристиками испытуемого и особенностя-

ми строения тулова изготовленной им куклы, также обнаружено соответствие выше обозначенных параметров с такими категориями психологического благополучия, как принятие себя, независимость, позитивные отношениями с другими.

Созидание и творчество, выстраивание телесного баланса, осознание собственной силы входят в ряд источников человеческого счастья.

Не только принятие себя, но и использование источников позитивных эмоций, таких как применение художественных и других умений, обращение к различным видам искусства, к религии, наблюдениям над окружающей природой, а также отдых и релаксация [Аргайл, 2003], позволяют человеку «встретиться со счастьем».

Литература

1. Аргайл М. Психология счастья [Электронный ресурс] : [пер. с англ.] / М. Аргайл. - 2-е изд. - Санкт-Петербург : Питер, 2003, 272 с. - Режим доступа : http://www.scorcher.ru/art/happiness/Argyle.php.

2. Арнхейм Р. Искусство как терапия [Электронный ресурс] / Р. Арн-хейм - Режим доступа : http://www.aquarun.ru/psih/tvor/tvor36.html. 1994.

3. Большая советская энциклопедия : в 51 томе / гл. ред. С. И. Вавилов и др. - 2-е изд. - Москва : Большая советская энциклопедия, 1949-1957. -Т. 1-51.

4. Васина Е. Н. Отраженное «Я» в структуре самосознания: автореферат диссертации ... кандидата психологических наук / Е. Н. Васина. - Москва : Институт психологии РАН, 2006. - 22 с.

5. Волочков А. А. Активность субъекта бытия : интегративный подход / А. А. Волочков ; Перм. гос. пед. ун-т. - Пермь : Изд-во Перм. гос. пед унта, 2007. - 376 с.

6. Дайн Г Л. Русская тряпичная кукла : культура, традиции, технология / Г. Л. Дайн, М. Б. Дайн. - Москва : Культура и традиция, 2008. - 120 с.

7. Лаврова О.В. Концепция телесности в интегративной психотерапии [Электронный ресурс] / О. В. Лаврова - Режим доступа : http://www.adhoc-coaching.spb.ru/pub/koncepciya_ telesnosti.htm.

8. Лэнгле А. Жить аутентично: как, несмотря ни на что, стать самим собой? [пер. С.Кривцовой] [Электронный ресурс] / А. Лэнгле //

Existenzanalyse. - 1999. - № 1. - S. 26-34. - Режим доступа : http://rl-online. ru/articles/1-05/290.html.

9. МакНифф Ш. Творчество за рамками привычного : расширение возможностей психологических исследований с помощью искусства / Ш. МакНифф // Арт-терапия - новые горизонты / под ред. А. И. Копытина. -Москва : Когито-Центр, 2006. - С. 303-318.

10. Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки / В. Я. Пропп ; Санкт-Петербург. гос. ун-т. - Санкт-Петербург : Изд-во Санкт-Петербург, ун-та, 1996. - 365 с.

11. Роджерс Н. Путь к целостности : человеко-центрированная терапия на основе экспрессивных искусств / Н. Роджерс // Психологическое консультирование и психотерапия : сборник статей / сост. А. Б. Орлов. -Москва : Вопросы психологии, 2004. - С. 65-73.

12. Семёнова Е. Н. Проблемы в понимании различных видов тряпичной куклы [Электронный ресурс] / Е. Н. Семенова // Тряпичная кукла и ее виды. - Режим доступа : http://www.rukukla.ru/article/masterwork/semenova/ trapi4naa_kukla_i_ee_vidy.htm.

13. Тулупов И. И. Психоэстетика как метод исследования сферы выражения личности / И. И. Тулупов, Н. И. Шевандрин // Вопросы психологии. -2000. - № 6. - С. 49-56.

14. Хабышева И. Кукла на Счастье (Ржевское счастье) [Электронный ресурс] / И. Хабышева - Режим доступа : http://www.rukukla.ru/article/trya/ happydoll.htm.

15. Hackney Р. Making Connections : Total Body Integration Through Bartenieff Fundamentals / Р. Hackney. - London : Routledge, 1998. - 257 р.

16. Knill P. J. Principles and Practice of Expressive Arts Therapy : Towards a Therapeutic Aesthetics/ P. J. Knill, E. G. Levine, S. K. Levine. - London : Jessica Kingsley Publishers, 2005. - 264 р.

© Буренкова Е. В., 2012

Ethnographic Lucky Doll Making as Means of Studying Person's Psychological Wellbeing (Art Study of Personal Stories)

E. Burenkova

The article suggests a scheme for art studying the patient's personal story which draws upon the philosophy and methods of the dance/movement and inter-modal creative selfexpression therapies. The scheme introduction is preceded by the description of philosophical and methodological grounds for the art therapy consisting in the psychotherapeutic work dealing with the Wellbeing notion. The scheme is based on the assumption that the psychological wellbeing is closely connected with the physical wellbeing. The author of the article started developing this kind of art study in view of understanding the structure of the ethnographic Lucky Doll found in the 10th century layer during excavation works near Rzhev. Such art object making serves as a material and a tool for studying the psychological wellbeing of the person that creates the doll.

Key words: inter-modal creative self-expression therapy; ethnographic doll; psychology of happiness.

Буренкова Елена Валентиновна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры общей психологии, государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Педагогический институт имени В. Г. Белинского Пензенского государственного университета» (Пенза), доцент кафедры танцевально-двигательной психотерапии, негосударственное образовательное частное учреждение высшего профессионального образования «Институт практической психологии» (Москва), [email protected].

Burenkova, E., PhD in Psychological Sciences, associate professor, Department of General Psychology, State Educational Institution of Higher Professional Education “Penza State Pedagogical University named after V. G. Belinsky” (Penza), associate professor, Department of Dance/Movement Therapy, Private Educational Institution of Higher Professional Education “Institute of Practical Psychology and Psychoanalysis” (Moscow), [email protected].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.