DOI: 10.12731/2218-7405-2014-6-25 УДК 159.99
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КУКЛОТЕРАПИИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ОСУЖДЕННЫМИ
Тельнова Л.Г.
Опыт применения отечественными и зарубежными психологами арттера-пии в работе с подростками, находящимися в конфликте с законом, доказывает эффективность ее методов. Из всех имеющихся арттерапевтических средств наиболее эффективным средством передачи представлений о себе, своих чувствах и установках является изготовленная подростком кукла. Иногда кукла символизирует сущность героя либо то начало в нем, которое должно быть раскрыто. При выборе материала для изготовления куклы учитываются два критерия: возможность вносить изменения в куклу без утраты общего эстетического впечатления и возможность большей степени импровизации при ее изготовлении. В связи с этим описываются преимущества глины, в том числе полимерной, перед другими материалами. Одним из результатом проводимых с подростками занятий стала представленная в статье схема анализа вылепленной из глины куклы на основе Арт-терапевтической шкалы формальных элементов. Далее описаны некоторые особенности кукол подростков, преступивших закон.
Ключевые слова: несовершеннолетние правонарушители; куклотерапия; схема анализа изобразительного продукта (куклы).
THE PUPPET THERAPY AS PSYCHOLOGICAL ASSISTANCE FOR
JUVENILE OFFENDERS
Telnova L.G.
Both foreign and Russian psychologists agree that art therapy has proved effective in working with children in conflict with the law. The most effective means of transferring ideas about themselves, their feelings and attitudes is doll made by teenagers. Sometimes a doll symbolizes the essence of the hero or something in his nature that needs to be discovered. Two criteria are taken into account when choosing the material for making dolls: the ability to make changes in the doll without sacrificing the overall aesthetic impression and the possibility of more improvisation in making a doll. In this regard, advantages of clay, including polymeric clay, over other materials are described in the article. The scheme of the analysis of a clay doll presented in article and based on FEATS has become one of the results of workshops with adolescents. Some peculiarities of teenagers' dolls are also described in the article.
Keywords: juvenile offenders; puppet therapy; scheme of the analysis of visual product (dolls).
В Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации утверждается необходимость разработки и развития психотерапевтического направления работы психолога, адаптации передового отечественного и зарубежного опыта работы [1]. В связи с этим становится возможным внедрение малоиспользуемых в практике уголовно-исполнительной системы, но доказавших свою эффективность в других областях психологической помощи некоторых методов арттерапии.
Применение арттерапевтических методик (имаготерапия, куклотерапия, библиотерапия) для смягчения выраженности нарушений поведения девиант-ных подростков считают эффективным Е.А. Медведева и ее коллектив [2]. Од-
нако, по их мнению, «в последние годы эти направления психолого-педагогической помощи подросткам с нарушениями поведения реализуются недостаточно. Большое внимание уделяется направлению, связанному с занятиями спортом, особенно с различными видами единоборств. Вряд ли это позволит решить задачи коррекции в полной мере, так как именно эти виды спорта часто способствуют агрессивному поведению» [Там же. С. 49].
Опыт зарубежных коллег в области в психологической помощи подросткам - правонарушителям доказывает эффективность использования искусства. Так, Estelle объясняет, что творческая терапия искусством может противодействовать отчуждению подростков. Арт-терапия, по самой своей природе, помогает подросткам обрести чувство силы и найти смысл в своем опыте [14]. Другой исследователь (Emunah) поясняет, почему арт-терапия особенно подходит для подростков. Она описывает подростковые годы как время интенсивности, сложности и потрясений, когда подросток изменяется умственно, эмоционально и физически. В эти бурные годы, по словам Emunah, крайне необходимо иметь возможность выражения в конструктивной и приемлемой форме интенсивный и сложный опыт. Таким образом, творческая терапия искусством обеспечивает подростка средством выражения "внутренней взрывоопасности подросткового возраста" [13]. О возможностях арттерапевтов в изменении личностных установок правонарушителей писал еще К. Тисдейл [10, с. 328]: «Чем лучше клиент - правонарушитель станет понятным для себя самого, чем лучше поймет эффекты собственной личности на окружающих, тем более он будет способен к осознанию своего возможного социально опасного поведения».
Таким образом, становится важным помощь подросткам, как девиантным, так и делинквентным, в изменении своего отношения, как к себе, так и к окружающим, в изменении своих установок. Причем, немаловажную роль в этом процессе, наряду с другими, традиционными, методами воспитания и коррекции, могут сыграть средства арт-терапии, или терапии искусством.
Наиболее эффективным средством передачи представлений о себе, своих чувствах нам представляется кукла. По утверждению Васиной Е.Н. [4], кукла как продукт художественного творчества взрослого человека выступает в его самосознании в качестве части «Я», вынесенной вовне, на объект окружающей действительности. «В создании куклы каждый раз затрагивается тема интеграции порядка и хаоса, поиска идентичности и ее экспрессивного выражения через создание объекта для рефлексии», - пишет Е.В. Буренкова [3]. Иногда кукла символизирует сущность героя либо то начало в нем, которое должно быть раскрыто. Создавая «исцеляющую куклу», выступающую в качестве метафоры тех качеств, которые необходимо культивировать автору куклы, он (автор), по утверждению А.И. Копытина и Б. Корт [6], может стать здоровым и гармоничным.
Таким образом, мы можем не только исследовать с помощью изготовленной клиентом куклы его самосознание, мотивы, чувства, но и, внося в куклу изменения, корректировать их. И здесь важной становится возможность вносить изменения в куклу без утраты общего эстетического впечатления: важно именно ВНОСИТЬ изменения, а не изготавливать куклу заново. Наличие такой возможности становится критерием для отбора материала. Еще одним критерием становится возможность большей степени импровизации при изготовлении куклы. На наш взгляд, этим двум критериям соответствуют пластические материалы (глина, полимерные пластики).
«Глина - лучше карандашей и красок, потому что из нее получается реальная вещь, которую можно взять в руки и которой можно поиграть» [7, с. 17]. Описывая преимущества природной глины перед другими материалами, А.М. Лельчук отмечает, что внимание человека, работающего с ней, не отвлекается на разные цвета, поэтому появляется возможность сосредоточиться именно на пространственных особенностях работы. Размер же произведений ограничивается лишь собственными умениями человека, силой рук и сопротивлением материала. Учет этих ограничений помогает научиться правильно оценивать ре-
альные трудности. «Кроме того, - пишет далее А.М. Лельчук, - он осознает естественную необходимость ограничивать свои желания и привыкает к внутренней дисциплине» [Там же. С. 18]. По мнению А.М. Лельчука [7, с. 22], работа с любым материалом может идти «на прием» и «на передачу»: в первом случае материал «отдает» природную энергию, во втором - «принимает» имеющийся у автора произведения избыток энергии, позволяет «разбудить и поощрить собственные внутренние силы ребенка, помочь ему эффективно... творить, изменять окружающий мир.» [Там же. С. 23]. Именно во втором случае чаще всего используются искусственные, ненатуральные материалы. Дополнительно продумывается инструкция испытуемым. Авторы проекта «Куклы в тюрьме» говорят о том, что кукла - это визуальная метафора реальной жизни. Кукла - это своеобразное зеркало, в котором общество и каждый человек отдельно может объективно взглянуть на себя. Кукла имеет возможность «сломать» имеющиеся у человека барьеры [14].
Все вышесказанное было положено в основу психологических занятий с воспитанниками Ижевской воспитательной колонии, которые проводились в течение двух лет с целью коррекции деструктивных смысловых установок: изменение взгляда на мир, на себя, изменение образа Я и образа мира (когнитивный компонент установок), изменение эмоционального отношения к себе, к миру (аффективный компонент установок). Встречи с воспитанниками велись в форме тематически ориентированной группы, предполагающей большую степень структурированности, «которая достигается, главным образом, за счет использования тем, затрагивающих общие интересы и проблемы участников» [5, с. 39]. Краткосрочная арт-терапия, проводимая в форме тематически ориентированной группы, особенно эффективна в работе с подростками, имеющими эмоциональные или поведенческие нарушения [8]. Помимо различных арттера-певтических упражнений («Образ и пластика настроения», моделирование мира, рисование каракулей и др.), центральное место заняла лепка фигуры человека (куклы). Для лепки была использована полимерная самозатвердевающая
глина «Carioca Art Deco» белого цвета. При определенных условиях хранения глина позволяет вносить изменения в изготовленную фигуру несколько раз. Ее текстура предполагает лепку предметов высотой около 15 см без использования внутреннего каркаса. Объекты, влепленные из этого пластика, можно раскрашивать гуашью.
С целью структуризации описания изобразительного продукта (куклы) и последующего анализа общих и значимых признаков нами была разработана рабочая схема (таблица 1). За основу была взята Арт-терапевтическая шкала формальных элементов (FEATS) [12].
Таблица 1
Рабочая схема анализа изобразительного продукта (куклы)
№ п/п Группа критериев Критерий
1 Процесс лепки Отношение к материалу для лепки
Гармоничность (степень соразмерности элементов фигуры)
Порядок изготовления (с чего начинают, чем заканчивают)
Изменения замысла в процессе лепки
Количество попыток (учитывается технологический аспект: замысел остается прежним, а фигура переделывается по причине недовольства автором техникой исполнения)
Комментарии автора в процессе изготовления
2 Особенности скульптуры Размер (высота фигуры в см)
Интеграция - взаимосвязанность элементов (качество соединения деталей, выглаживание)
Логика (наличие случайных, не связанных с содержанием задания элементов изображения)
Реализм (степень правдоподобия)
Степень детализации
Соответствие пола фигуры полу автора
Устойчивость
Статичность позы
Анатомические особенности фигуры
3 Особенности цвета Выраженность цвета (какая часть поверхности куклы была раскрашена)
Яркость цвета, его интенсивность
Используемые цвета (по М. Люшеру)
Прорисовка лица
Необходимо отметить, что вышеприведенная схема - лишь опора для анализа творческого продукта воспитанника. Наиболее важным и ценным результатом является не то общее, что можно выявить в работах подростков, а то индивидуальное, что позволяет автору куклы взглянуть на себя по-новому, осознать барьеры, а главное, ресурсы своего развития, скорректировать свое отношение к себе и к миру.
И все же, проанализировав 18 законченных работ делинквентных подростков (ребята прошли программу от начала и до конца; куклы остальных для данной статьи не анализировались), мы можем говорить о некоторых общих особенностях. Так, предложенный процесс (лепка) и материал (полимерная глина) отторжения не вызывает. Это же нельзя отнести к глине природной: три человека выразили неприязнь по причине того, что глина «грязная». Вылепленные фигуры редко бывают гармоничными (только в трети случаев): в основном, наблюдаются изменения размеров различных частей тела, что можно интерпретировать, взяв за основу признаки, описанные в «Рисунке человека» [9]. Авторы в 17 случаях изобразили человека мужского пола, только один подросток сознательно вылепил «матрешку», при этом эта кукла оказалась наиболее интересной, проработанной. Среди анатомических особенностей куклы можно выделить отсутствие кистей в 13 работах, впалую грудь у 11 кукол и впалую спину у 7. У многих фигурок отсутствуют уши и шея. Можно предположить, что в своих куклах несовершеннолетние правонарушители отразили свое нежелание (или неумение) слушать, контролировать собственные импульсы, проблемы во взаимодействии с окружающими и социальной адаптации. Впалые грудь и спина могут свидетельствовать о подавлении эмоций (вероятнее всего, ярости, печали), об отсутствии поддержки окружающих.
Цветовые решения также достаточно однообразны - используются, в основном, черный, синий, красный и желтый цвета (даются в порядке уменьшения частоты встречаемости). Согласно исследованиям В.М. Элькина [11], выбор черного цвета говорит о проблемности, глубинно тревожном восприятии
мира, синий цвет соответствует состоянию созерцания, покоя. Красный цвет -мир огня, страстей, этот цвет помогает активно преодолевать жизненные препятствия. Желтый цвет отражает образ радостно смеющегося мировосприятия. Если в первую очередь выбирается желтый цвет, то это говорит о явном желании освобождения и надежде на счастье. При этом наиболее информативным является сочетание цветов в отдельно взятой фигурке. Чаще всего черный цвет сочетается с синим, коричневым, что отражает тревожное, депрессивное состояние подростка. Встречались фигурки, где интенсивный черный цвет компоновался с не менее интенсивным красным.
Процесс лепки и его результат (кукла) становятся наглядным отображением самоотношения подростка, которое (и образ, и самоотношение) можно корректировать. Процесс этот тонкий, неторопливый и потому достаточно длительный. Однако, полученные на сегодняшний день результаты показывают перспективность использования помимо прочих воспитательных и коррекци-онных средств приемов куклотерапии (как арттерапевтического направления).
Список литературы
1. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года. Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 г. № 1772-р.
2. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская. М.: Издательский центр «Академия», 2001. 248с.
3. Буренкова Е.В. Тряпичная кукла как отражение человеческой телесности // Телесные метафоры и их значение в жизнедеятельности человека. URL: http://psyjournals.ru/psytel2009/issue/40817_full.shtml (дата обращения: 9.07.2010).
4. Васина Елена Николаевна. Отраженное "Я" в структуре самосознания: Дис. ... канд. психол. наук: 19.00.01. Москва, 2006. 218с.
5. Копытин А.И. Многообразие форм арт-терапевтической работы/ Практикум по арт-терапии // Под ред. А.И. Копытина. СПб: Питер, 2000. 448с.
6. Копытин А.И., Корт Б. Создание талисманов в арт-терапии. URL: http://mental.ru/directions/detail.php?ID=2057 (дата обращения: 19.07.2010).
7. Лельчук А.М. Глина с характером. Как научить детей лепить из глины и понять язык детского творчества. СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011. 154с.
8. Мауро М. Использование арт-терапии в формировании идентичности подростка / Практикум по арт-терапии // Под ред. А.И. Копытина. СПб: Питер, 2000. 448с.
9. Маховер К. Проективный рисунок человека / пер. с англ. М.: Смысл, 1996. 158с.
10. Тисдейл К. Арт-терапия в работе с осужденными / Практикум по арт-терапии // Под ред. А.И. Копытина. СПб: Питер, 2000. 448с.
11. Элькин В.М. Четыре цветовых программы жизни и их тени. URL: http://psy.su/interview/2096/ (дата обращения: 7.09.2011).
12. Donna J. Betts A systematic analysis of art therapy assessment and rating instrument literature. URL: http://www.art-therapy.us/images/Donna_Betts.pdf (дата обращения 7.07.2012).
13. Nori J. Muster. A Four-Phase Treatment Design for Juvenile Sex Offenders. URL: norimuster.com/writing/thesis1.html (дата обращения: 13.12.2011).
14. Puppets in Prison. URL: http://www.puppetry.info/using/PuppetsinPrison.html (дата обращения: 6.10.2011).
References
1. Kontseptsiya razvitiya ugolovno-ispolnitel'noy sistemy Rossiyskoy Feder-atsii do 2020 goda. Utverzhdena rasporyazheniem Pravitel'stva Rossiyskoy Federatsii ot 14 oktyabrya 2010 g. № 1772-r [The concept of development of the penitentiary
system of the Russian Federation until 2020. Approved by the RF Government on October 14, 2010].
2. Artpedagogika i artterapiya v spetsial'nom obrazovanii [Art pedagogy and art therapy in special education]: Ucheb. dlya stud. sred. i vyssh. ped. ucheb. zavedeniy / E.A. Medvedeva, I.Yu. Levchenko, L.N. Komissarova, T.A. Dobro-vol'skaya. M.: Izdatel'skiy tsentr «Akademiya», 2001. 248p.
3. Burenkova E.V. Tryapichnaya kukla kak otrazhenie chelovecheskoy tele-snosti [A rag doll as a reflection of human corporeality] // Telesnye metafory i ikh znachenie v zhiznedeyatel'nosti cheloveka. http://psyjournals.ru/psytel2009/issue/40817_full.shtml (accessed July 9, 2010).
4. Vasina Elena Nikolaevna. Otrazhennoe "Ya" v strukture samosoznaniya [The reflected "I" in the consciousness structure]: Diss. cand. of psychologigal sciences: 19.00.01. [Moskva], 2006.
5. Kopytin A.I. Mnogoobrazie form art-terapevticheskoy raboty [Variety of forms of art therapy work] / Praktikum po art-terapii // Pod red. A.I. Kopytina. SPb: Piter, 2000. 448p.
6. Kopytin A.I., Kort B. Sozdanie talismanov v art-terapii [Create talismans in art therapy]. http://mental.ru/directions/detail.php?ID=2057 (accessed July 19, 2010).
7. Lel'chuk A.M. Glina s kharakterom. Kak nauchit' detey lepit' iz gliny i po-nyat' yazyk detskogo tvorchestva [Clay with character. How to teach children to sculpt in clay and to understand the language children's creativity.]. SPb.: Rech'; M.: Sfera, 2011. 154p.
8. Mauro M. Ispol'zovanie art-terapii v formirovanii identichnosti podrostka [The use of art therapy in the formation of the identity of a teenager] / Praktikum po art-terapii / Pod red. A.I. Kopytina. SPb: Piter, 2000. 448p.
9. Machover K. Proektivnyy risunok cheloveka [Personality projection in the drawing of the human figure] / per. s angl. M.: Smysl, 1996. 158p.
10. Tisdeyl K. Art-terapiya v rabote s osuzhdennymi [Art Therapy in working with prisoners] / Praktikum po art-terapii / Pod red. A.I. Kopytina. SPb: Piter, 2000. 448p.
11. El'kin V.M. Chetyre tsvetovykh programmy zhizni i ikh teni [Four color life programs and their shadows]. http://psy.su/interview/2096/ (accessed September 7, 2011).
12. Donna J. Betts A systematic analysis of art therapy assessment and rating instrument literature. http://www.art-therapy.us/images/Donna_Betts.pdf (accessed July 7, 2012).
13. Nori J. Muster. A Four-Phase Treatment Design for Juvenile Sex Offenders. norimuster.com/writing/thesis1.html (accessed December 13, 2011).
14. Puppets in Prison. http://www.puppetry.info/using/PuppetsinPrison.html (accessed October 6, 2011).
ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ
Тельнова Лариса Геннадьевна, заведующая Отделением психолого-педагогической помощи
Республиканский центр психолого-педагогической помощи населению «Берег»
ул. Воткинское шоссе, 110а, г. Ижевск, 426039, Россия
e-mail: mishkal 11@mail. ru
SPIN-код в SCIENCE INDEX: 8932-7290
DATA ABOUT THE AUTHOR
Telnova Larisa Gennadievna, head of the Psychological and Pedagogical Department
Republican Center for psychological assistance to the population "Bereg" 110a, ul. Votkinskoe shosse, Izhevsk, 426039, Russia e-mail: mishka111@mail. ru
Рецензент:
Богданова Светлана Валентиновна, к.псх.н., преподаватель филиала НОУ ВПО «Московский психолого-социальный университет» в г. Ижевске