Издержки и выгоды от интеграции Молдовы в ЕС и ЕврАзЭс
В статье раскрываются теоретические аспекты интеграции Молдовы в европейское пространство с учетом краткосрочных и долгосрочных планов. Также рассматриваются вопросы издержек и выгод от вхождения Молдовы в ЕС и ЕврАзЭС
Ключевые слова: интеграция Молдовы в ЕС и ЕврАзЭС, издержки и выгоды от интеграции, сотрудничество с Россией, Таможенный союз.
Н. П. Перчинская,
к. э. н., ведущий научный сотрудник Института экономики финансов и статистики (ИЭФС) Республики Молдовы
е-таИ:паХрегсЬ@уаЬоо.сот
со
о
СП
сп
< со
Несмотря на то, что Молдова стала независимой страной с 1990 г., постоянно усиливающийся процесс глобализации приводит ее к усилению экономической зависимости от внешнеэкономических связей. В республике на сегодняшний день отсутствует однозначное мнение в выборе западного или восточного вектора развития. В связи с этим хотелось бы попытаться изложить свое видение по поводу данного вопроса. Геополитический выбор Молдовы — это очень серьезное решение для республики и чтобы его сделать, необходимо все проанализировать, подсчитать все плюсы и минусы.
Молдова и Евросоюз
Сегодня актуальной задачей для Молдовы является без сильных потерь вписаться в мировое сообщество, занять в нем определенную нишу. Безусловно, Молдова не сможет на равноправной основе войти в современный мир до тех пор, пока четко не определится с вектором своего развития. Для граждан Молдовы вступление ЕС может иметь как положительные, так и отрицательные стороны. Необходимо учитывать, что самые выгодные ниши уже плотно заняты, и пробиться в элиту будет не просто и по времени быстро это не получится. Сейчас республика находится на пересечении интересов Востока и Запада. Интеграция Молдовы в Европейский Союз является ее стратегическим путем развития. Европейский Союз для Молдовы — основной стратегический партнер. Молдова — европейская страна, и поэтому ее будущее неразрывно связано с европейской цивилизацией.
Однако успешному сотрудничеству ЕС с Молдовой препятствуют многие барьеры: низкий уровень экономического развития страны, политическая нестабильность, бедность населения, территориальная
раздробленность. На сегодняшний день у Молдовы отсутствует взвешенная и выверенная концепция внешней политики. Следствием этого являются существующие и периодически возникающие новые проблемы, как на Западе, так и на Востоке. Молдова до сих пор не может определиться в своих внешнеполитических приоритетах.
Реструктуризация и переориентация всех сторон общественной и экономической жизни при интеграции Молдовы в европейское пространство требует больших издержек: материальных и финансовых, а также институциональных преобразований. Однако на перспективу Республика Молдова может получить также серьезные выгоды, поскольку европейская социально-экономическая структура является намного прогрессивнее отечественной.
При интеграции Молдовы в ЕС необходимо учитывать:
краткосрочные и долгосрочные эффекты;
• непосредственное соседство со странами, вступившими в Евросоюз, поскольку для него характерно проявление ряда специфических издержек и выгод;
• четко установить адресантов издержек и выгод, которые могут быть общеэкономическими, кластерными либо отдельных юридических и физических лиц;
• определить процесс плана адаптации к нормам и политике ЕС.
Понятие и структура издержек и выгод, вызываемых процессом европейской интеграции
В широком смысле, издержки, вызываемые процессом европейской интеграции, представляют собой совокупность затрат и потерь материального и не-
материального характера, генерируемых в ходе адаптации страны в институциональном, экономическом и социальном плане к нормам и политике ЕС. В соответствии с направленностью данного исследования нами рассматриваются только те виды издержек, которые имеют или могут получить стоимостную оценку.
Главное отличие между видами издержек и выгодами состоит в том, что первые являются необходимым условием процесса евроинтеграции, а вторые — его результатом.
Расширения Европейского Союза структура издержек и выгод для государств ЦВЕ и Балтии определялась копенгагенскими критериями и для соответствующей страны. Безусловно, Маастрихтские условия присоединения к ЕС, определяющие численные макроэкономические критерии для стран-кандидатов, сохраняют и по сей день свое значение. При последнем расширении на первый план были выдвинуты такие качественные критерии как:
• стабильность институтов, гарантирующих демократию, власть закона, соблюдение прав человека, уважение и защиту прав меньшинств;
• наличие функционирующего рыночного хозяйства;
• способность противостоять конкурентному давлению и рыночным силам в рамках ЕС
• принятие институциональных и юридических норм ЕС, обеспечивающих выполнение обязательств членов ЕС (в том числе, в отношении создания политического, экономического и валютного союза) и др.
Факторы, которые определяют структуру издержек и выгод присоединения стран ЦВЕ и Балтии к ЕС будут справедливы и в отношении нашей республики по следующим причинам. Во-первых, Молдова, принадлежит к числу малых стран с незначительным удельным весом в мировом производстве и международной торговле и открытой экономикой. Во-вторых, в республике продолжаются процессы рыночной трансформации экономики и демократических преобразований в направлении адаптации к нормам и политикам Евросоюза.
Для того, понять, стоит ли Молдове участвовать только в процессе евроинтеграции необходимо четко разобраться в структуре самих издержек и выгод в процессе евроинтеграции.
По уровню проявления издержки от евроинтегра-ции условно можно разделить:
• на общественные издержки (государственные и местные);
• издержки частных предпринимателей;
• издержки населения. Общественные издержки формируются:
• Из издержек адаптации к нормам и политике ЕС. Они включают в себя затраты на создание или модификацию существующих институциональных структур, а также набор, подготовку и переподготовку кадров для этих структур. Это — административная реформа, модернизация судебной системы, приватизация общественного сектора экономики и т. д.
• Издержек модернизации национальной экономики. В данную категорию входят общественные затраты, относящиеся к модернизации производительных сил секторов экономики (рост технологического уровня, повышение стандартов качества продукции и услуг, инновационная деятельность и т. д.), повышению конкурентоспособности отечественных товаров и услуг, продвижению товаров и услуг национальных производителей на внешние рынки.
• Издержек, определяемых статусом страны члена ЕС. Этот вид затрат реализуется только после фактического вступления в Европейский Союз и состоит из взносов в совместный бюджет, участия в общих институциональных структурах и т. д. В процессе евроинтеграции часть этих затрат реализуется (при участии в совместных с ЕС программах в форме софинансирования).
• Издержек от внедрения и соблюдения стандартов, которые определяются европейскими нормами и политиками. Это затраты на модернизацию инфраструктуры транспорта; внедрение стандартов в области труда и социальной защиты, стандартов в области защиты прав потребителей, стандартов качества и окружающей среды. В данную категорию издержек входят также затраты и потери, вызываемые процессом либерализации движения населения, товаров, услуг и капитала (потери бюджета от снижения или отмены таможенных пошлин, введения безвизового режима въезда для граждан стран членов ЕС).
Издержки частных предпринимателей включают в себя:
• Значительную часть затрат на внедрение и соблюдение стандартов в области окружающей среды, охраны труда, качества продукции услуг и т. д. Издержки от либерализации движения населения, товаров, услуг и капиталов (повышение внутренних цен на сырье, полуфабрикаты, комплектующие; повышение минимальной оплаты труда; усиление конкурентного давления).
• Затраты на модернизацию производства, подготовку и переподготовку кадров, совершенствование маркетинга и менеджмента.
Издержки населения, вызываемые процессом ев-роинтеграции состоят:
• Из издержек от внедрения европейских стандартов и соответственно лишения льгот и привилегий в области жилищно-комунального хозяйства, пенсионного обеспечения, проезда в городском транспорте и т. д.
• Издержек от повышения цен на товары и услуги, стоимости медицинского обслуживания и образования и т. д.
Выгоды, возникающие в процессе евроинтеграции, представляют собой прирост совокупности материальных и нематериальных благ, получаемый в ходе адаптации страны в институциональном, экономическом и социальном плане к нормам и политикам Европейского союза.
1. На уровне общества в целом выгоды от процесса евроинтеграци и республики проявляются в следующем:
со
о
СП
сп
<
со О
со
о
СП
сп
<
со
• Пополнении и диверсификации финансовых ресурсов, доступа к различным европейским фондам в процессе интеграции и к структурным и объединенным фондам после вступления в ЕС.
• Выгодах от участия в различных европейских структурах в процессе интеграции, получении преференций в торговле. После вступления: от полноправного членства, участия в едином рынке, валютном союзе и т. д.
2. На уровне экономических агентов выгоды состоят:
• В выгодах от преференций во внешней торговле со странами - членами ЕС, в дальнейшем от участия в едином рынке.
• Упрощении доступа к новым и новейшим технологиям, притоке инвестиций, повышению возможностей вложений капиталов в результате либерализации движения населения, товаров, услуг и капитала.
• Улучшении делового климата, снижении уровня коррупции, бюрократизма и т. д.
3. Население получает выгоды от проведения следующих мероприятий:
• повышения уровня оплаты труда, больших возможностей выбора места и условий труда, улучшения охраны труда;
• повышения уровня здравоохранения и улучшения состояния окружающей среды;
• совершенствования правоохранительной системы, снижения уровня коррупции и бюрократизма;
• совершенствования системы социальной защиты и пенсионного обеспечения.
Следует отметить, что фактически выгоды возникающие в процессе интеграции аккумулируются на уровнях экономических агентов и населения, тогда как на уровне государства происходит лишь накопление ресурсов и их распределение и осуществление затрат (по крайней мере в теории) в целях роста благосостояния всего общества.
Издержки и выгоды Молдовы от соседства с Украиной
В этой связи, целесообразно выделить этап непосредственного соседства со странами, вступившими в Евросоюз, поскольку для него характерно проявление ряда специфических издержек и выгод. При вступлении с 1 января 2007 г. Румынии в ЕС отношения Молдовы с этой страной претерпели существенные изменения, связанные с ее новым статусом. Это повлекло за собой ряд специфических издержек и предоставило ряд определенных возможностей для получения выгод. Приближение вплотную ЕС к молдавским границам создает не только блага и дополнительные возможности, для экономики Молдовы и отдельных граждан, но и определенные проблемы. Опыт предыдущих расширений Европейского Союза показал наличие в кратко и среднесрочном периодах специфических эффектов порождающих издержки и выгоды в экономиках стран становящихся непосредственными соседями ЕС. К таким факторам относятся: замена условий внешней торговли определенных двухсторонними до-
говорами на единые тарифы и нормы ЕС; изменения в приграничной торговле; повышение инвестиционной привлекательности стран - соседей ЕС; изменение в соответствие с нормами и правилами ЕС режима пересечения границы гражданами третьих стран.
Полноценная интеграция Молдовы в экономические и политические структуры объединенной Европы невозможна без добрососедских отношений с Украиной. Украина является ведущим по объему внешней торговли партнером Молдовы, а также посредником в Приднестровском конфликте. Сейчас для Молдовы в отношениях с Украиной приоритетными направлениями являются [3]:
• завершение работ по организационно-правовому оформлению восточных границ, что существенно усложняется из-за нерешенности Приднестровского конфликта;
• решение проблем молдавской собственности на территории Украины;
• улучшение и расширение торговли между двумя странами.
Для Молдовы чувствительность прекращения действия договоров о свободной торговле существенно ослаблена автономными торговыми преференциями. Являясь членом ВТО, наша республика может не опасаться антидемпинговых мер.
Полагаем, что по многим позициям конкурентоспособность молдавских товаров может, возрасти в связи с принятием новыми членами ЕС европейских социальных стандартов и норм защиты окружающей среды.
Более серьезную проблему для молдавского экспорта представляет соблюдение требований сертификации и контроля качества продукции в соответствии с европейскими нормами и стандартами. Особенно это касается сельскохозяйственной продукции, которая составляет важнейшую часть отечественного экспорта. Европейские стандарты в этой области касаются как качества самого продукта, так и условий его производства. Молдова уже испытывала проблемы при запрете экспорта в Россию продукции животноводства и особенно вина.
Предыдущее расширение Евросоюза привело к существенному росту приграничной торговли с сопредельными странами - не членами ЕС [2]. В настоящее время цены в Румынии постепенно подтягиваются к европейским, а торговый бум продолжает находиться в приграничных районах Молдовы. Из-за большой протяженности территории Молдовы в направлении севера на юг вдоль румынской границы, влияние этого фактора распространяется практически на всю республику. Воздействие торгового бума на социально-экономическую ситуацию в Молдове неоднозначно: с одной стороны расширение приграничной торговли вызывает повышение деловой активности, с другой — рост спроса на внутреннем рынке неизбежно приводит к повышению цен. А это сказывается на уровне жизни населения республики [1].
Приближение границ ЕС непосредственно к Молдове открывает возможности для расширения и развития сферы услуг, однако многое будет зависеть от мобильности молдавского бизнеса. Востребован-
ными могут оказаться услуги по транспортировке, обработке грузопотоков и экспедированию грузов, консалтинговые и банковские услуги, но они должны быть более привлекательными для бизнеса, чем в соседних странах.
Введение визового режима во взаимоотношениях с Румынией повлиял на миграционные процессы, в том числе рабочей силы. Отмена безвизового режима пересечения границы с Румынией, послабления в визовом режиме с отдельными странами и ЕС в целом, при одновременном ужесточении мер по отношению к нелегальным эмигрантам, сказывается на уровне миграции. [1]. Отток рабочей силы из республики сохранится.
Неизбежное сближение цен Молдовы и ЕС затронет все слои общества, но сильнее всего в отрицательном плане скажется на бюджетниках, которых практически не коснется изменение цен на рынке труда.
Государство является носителями издержек, оно отчуждено от дележа выгод, поскольку оно не занимается коммерческой деятельностью. Все выгоды распределяются среди населения, то есть выгоды получают собственники как юридические и прочее население как физические лица.
Массовая миграция рабочей силы в ближнее и дальнее зарубежье (гастарбайтеры) привела к дефициту ее на внутреннем рынке труда.
Вхождение в Евросоюз будет иметь для РМ ряд положительных и отрицательных последствий, которые сгруппированы в таблице.
Возможные положительные последствия вступления Молдовы в ЕС:
• усилится безопасность границ Молдовы (ЕС будет заинтересован в данном вопросе);
• более глубоким станет приграничное сотрудничество со странами ЦВЕ, которое будет способствовать увеличению объемов приграничной торговли и реализации совместных проектов. В результате становления в этих странах институтов рыночного регулирования, действующих в ЕС, произойдет сокращение объемов контрабандной деятельности, разные формы теневых операций, что позволит увеличить поступления денежных средств в государственный бюджет Молдовы.
Общая граница с Евросоюзом откроет широкие возможности для развития торгово-транзитной инфраструктуры:
• Увеличится экспорт продукции. Объединенный рынок европейских стран с населением более 450 млн человек станет самым крупным в мире потребителем молдавских товаров. Адаптация Молдовы к единой системе таможенных правил повысит экспортную конкурентоспособность отечественной продукции.
• Оживится деловая активность (темпы прироста ВВП). Это будет связано с расширением экспорта, которое произойдет в связи вступлением в силу автономных торговых преференций и налоговыми стимулами.
Появятся и другие возможности:
• легальной миграции и передвижения людей;
• интеграции в транспортную, энергетическую и телекоммуникационную сети ЕС;
• интеграции в европейское исследовательское пространство, что позволит участвовать в крупнейших научных проектах, финансируемых из фондов ЕС (7 рамочной программы и других фондов);
• доступа к современным высоким технологиям, новым методам хозяйственного управления в условиях глобализации;
• реализации крупных проектов на развитие трех направлений инфраструктуры, которая является основой для эффективной, конкурентоспособной постиндустриальной экономики.
Первое направление развития инфраструктуры относится к следующим областям:
• здравоохранение (оснащение современным медицинским оборудованием больниц и поликлиник, проведение ежегодной профилактики всего населения),
• просвещение (всеобщая компьютеризации школ);
• наука (переоснащение исследовательской базы Академии наук).
Второе направление развития инфраструктуры:
• создание сети высокоскоростных дорог, станций автообслуживания,
• коренная модернизация энергосистем,
• применение новейших способов экономии электроэнергии.
Третье направление развития инфраструктуры:
• обеспечение подачи тепла,
• очистка питьевой воды,
• переработка мусора и отходов.
Расширение и качественное улучшение рынка грузоперевозок. По прогнозам молдавских экспертов товарооборот Восток - Запад до 2010 г. составит $158млрд, часть которых может поступить в Молдову. При заключении соглашения ЕС об использовании отечественного потенциала в области авиационных перевозок. Молдова могла бы усилить свои конкурентные преимущества в секторах, чувствительных к конкуренции по ценовым параметрам, поскольку в новых странах ЕС будет возрастать стоимость производства из-за введения общих социальных стандартов и норм защиты окружающей среды.
Возможные отрицательные последствия на пути интеграции Молдовы в ЕС:
• Может произойти дальнейшее углубление диспропорции в структуре национальной экономики из-за свободного передвижение товаров, услуг, рабочей силы и капитала.
• Возникнут реальные проблемы в аграрной политике в связи с присоединением к Единой аграрной политике ЕС: Сельское хозяйство может не выдержать жесткой конкуренции со стороны импортируемой продукции. Агропромышленный комплекс Молдовы сейчас не соответствует требованиям, которые выдвигает ЕС для стран, участвующих в процессе интеграции. При этом возможно или массовое банкротство сельскохозяйственных предприятий, или существенное повышение цен на отечественную продукцию, которая станет недоступной среднестатистическому потребителю.
со
о
СП
сп
<
со О
со
о
СП
сл
<
со
• Повысятся затраты на производство продукции в результате приведения стандартов РМ в соответствие с европейскими и гармонизация технических требований с применяемыми в странах ЕС.
• Затруднится молдавский экспорт из-за сложных и дорогих процедур контроля над импортом агро-продукции. После расширения ЕС квотирование импорта распространяется на новых членов, которое может иметь негативные последствия для молдавских экспортеров.
• Ухудшатся конкурентные позиции по экспорту некоторых товаров средней технологичности вследствие распространения на новых членов ЕС европейских соглашений по либерализации торговли и торговых преференций со стороны ЕС для развивающихся стран. К данной группе товаров относятся электрооборудование, одежда, металлы и изделия из них. Внедрение в новых странах ЕС нетарифных ограничений, технического, санитарного, фитосанитарного, ветеринарного контроля для молдавской сельскохозяйственной продукции может повлечь полное закрытие этих рынков. Станут более серьезными и транспортные проблемы:
• снизятся объемы пассажирских перевозок из-за введения визового режима с новыми членами ЕС;
• повысятся требования к техническому состоянию транспортных средств, въезжающих на территории новых стран ЕС, которые приведут к устранению отдельных перевозчиков с их рынка;
• уменьшатся объемы экспортных и транзитных грузов из-за неконкурентоспособности товаров соседствующих с Молдовой стран СНГ. Может ограничиться доступ рабочей силы на
рынки труда новых стран ЕС, а также возникнуть проблемы с трудоустройством граждан и депортацией нелегально работающих в этих государствах. Как следствием это приведет к уменьшению объемов валютных поступлений в республику.
Республика Молдова вынуждена будет осуществить и дополнительные (второстепенные затраты), которые потребуются в соответствии с уже действующими требованиями в Европе таких как:
• увеличение акциза на табак и бензин, установление стандартов для продаваемых овощей и фруктов, создание гуманных условий жизни для животных, скота и птицы в хозяйствах;
• внедрение в новых странах ЕС нетарифных ограничений, технического, санитарного, фитосанитар-ного, ветеринарного контроля, что для молдавской сельскохозяйственной продукции может повлечь полное закрытие этих рынков.
В настоящее время в структуре молдавского западного экспорта значительную часть составляет продукция с низкой добавленной стоимостью или из давальческого сырья: швейная продукция, трикотаж, обувь, кожгалантерея. Поэтому для вступления в ЕС следовало бы форсировать безвизовый режим, гармонизировать законодательные и другие нормативные документы. А в части торговли пока идеальным инструментом для Молдовы является соглашение
об ассиметричной торговле (Молдова поставляет товары в ЕС без пошлин, а они нам с пошлинами). Соглашение действует до 2014 г., и выходить из него, форсируя согласованные с ЕС сроки, пока является нецелесообразным [5].
Когда же может наступить реальный процесс евроинтеграции?
Полагаю, что пройдет не одно десятилетие, пока Молдова приблизится к европейским стандартам и наступит реальный процесс евроинтеграции. К тому же, рассматривать перспективу вхождения Молдовы в ЕС Европа готова лишь в 2030 г. Для активного осуществления процесса интеграции в ЕС в ближайшее время, Молдове необходимо провести ряд структурных преобразовании как в области внешней политики, так и экономики в целом, которые бы способствовали переходу на новый качественный рост и развитие республики.
В области внешней политики к таким мероприятиям относятся как:
• преодоление неразвитости демократии;
• достижение международных и европейских стандартов во внешней политике, юстиции, экономической политики и права;
• решение вопросов по либерализация торгового режима с ЕС. Это подписание Соглашения о свободной, углубленной и всеобъемлющей торговле с Евросоюзом, либерализация воздушного пространства;
• усовершенствование рынка услуг, включая, прежде всего, финансовых;
• реструктуризация таможенной системы;
• создание нового международного имиджа нашей страны как производителя высококачественных товаров и разнообразных услуг на уровне мировых стандартов: высокосортных вин и коньяков; информационных технологий; экологически чистых продуктов; туристических услуг («винный» и «сельскохозяйственный» туризм); международных перевозок и др.
Структурные преобразования как в области экономики предполагают:
• совершенствование нормативной базы, регулирующей предпринимательскую деятельность посредством реформы, известной под названием «Гильотина 2+»; дальнейшее упрощении таможенных и налоговых процедур и совершенствовании процесса государственных закупок;
• совершенствование инфраструктуры качества посредством внедрения международных и европейских стандартов и норм, создание современных лабораторий и систем контроля качества продукции в рамках переговоров по углубленному и всеобъемлющему соглашению о свободной торговле с Евросоюзом. Что будет способствовать признанию отечественных товаров на огромном рынке ЕС; соответствию экологическим нормам ЕС;
• развитие и всесторонняя поддержка малого, среднего и инновационного бизнеса через внедрения разных программ, предусматривающих мобили-
зацию человеческих и финансовых ресурсов, и их привлечении к развитию экономики страны. Это Фонд гарантирования депозитов, Национальная программа экономической поддержки молодежи, Программа привлечения денежных переводов в экономику и др.; • разработка и внедрение эффективных инструментов для привлечения инвестиций в промышленный сектор республики, в особенности, в регионы страны. Это — создание новых индустриальных, научно-технологических парков, бизнес-инкубаторов.
Для выполнения вышеперечисленных требований необходимо наличие совокупности объективных и субъективных факторов: политическая и экономическая стабильность; значительные финансовые средства, которые позволили бы внедрять все предвиденные меры; высококвалифицированный и профессиональный публичный и частный сектор.
Какие отрасли экономики необходимо в перспективе развивать в Молдове для ускорения процесса вхождения в ЕС?
решений принятых данной организацией. Молдова имеет право присутствовать на открытых заседаниях органов ЕврАзЭС, знакомиться с документами и решениями, принимаемыми органами ЕврАзЭС, но не имеет права голоса при принятии решений и права подписи документов органов ЕврАзЭС.
С учетом исторических, культурных, экономических связей Молдова может двигаться в сторону создаваемого Евразийского Союза. Для участия в Евразийском Союзе первой ступенью является вступление в Таможенный союз.
Результаты соцопросов свидетельствуют, что «восточный курс» поддерживает все большее число простых граждан. Так, согласно данных последнего социального опроса «Барометра общественного мнения»1 проведенного в Молдове, 46% респондентов высказались за присоединение к Таможенному союзу и лишь 34% поддержали вступление республики в Евросоюз. При этом 83,5% населения считает, что Республика Молдова движется в неверном направлении.
Какие выгоды же может получить Молдова от вступления в ЕврАзЭС?
В соответствии с принятой Стратегией развития промышленности на период до 2015 г. в Молдове приоритетные отраслями экономики, оказывающими положительное влияние на рост ВВП являются: пищевая промышленность и производство напитков, промышленность по производству неметаллической продукции, легкая промышленность, 1Т-индустрия, машиностроение, химическая промышленность. Критериями отбора этих отраслей должны стать:
• спрос на внутреннем рынке и экспортный потенциал отрасли;
• способность производить товары с большой добавленной стоимостью;
• наличие местных сырьевых ресурсов;
• кадровый потенциал и возможность его пополнения;
• экология (степень влияния производства на состояние окружающей среды).
Базисом развития данных отраслей станет улучшение бизнес-климата в стране и доступа к внешним рынкам, увеличение потока прямых иностранных инвестиций, модернизация промышленного сектора, привлечение новых технологий и внедрение их в производство.
Все вышеперечисленные предложения по улучшению структурных преобразований будут способствовать развитие республики и переходу ее на новый качественный уровень для интеграции в ЕС.
Молдова и ЕврАзЭс
Возможные отрицательные и положительные последствия вступления Молдовы в ЕврАзЭс.
С мая 2002 г. Республика Молдова имеет статус наблюдателя при ЕврАзЭС. Это означает, что страна не обладает правом голоса по повесткам дня заседаний рабочих органов данных заседаний, и соответственно не берет на себя никаких обязательств по выполнению
К преимуществам для вступления Молдовы в
ЕврАзЭС можно отнести следующие:
• создание необходимых условий для стабильного экономического развития государств (поддержка приоритетных отраслей и производств);
• усиление безопасности границ. Более глубоким станет приграничное сотрудничество со странами ЕврАзЭС, которое будет способствовать увеличению объемов приграничной торговли Для создания экономически мощный, стабильный и выгодный всем Евразийский Союз необходимо решить немало масштабных задач первую очередь, совершенствование законодательства ТС и формирования эффективной и благоприятной деловой среды на пространстве ЕЭП и ЕврАзЭС;
• предоставление на взаимной основе национального режима доступа на рынок услуг (будет обеспечена свобода движения услуг, упрощен доступ на рынки сбыта стран -участниц ЕврАзЭс), беспрепятственный выход к огромному рынку и возможность привлечения инвестиций в Молдову;
• обеспечение свободы передвижения рабочей силы: свободное передвижение физических лиц и осуществление ими трудовой деятельности внутри ЕврАзЭС, отмена любой дискриминации в отношении граждан и создание унифицированного правового режима в части трудоустройства эффективная защита молдавских трудовых мигрантов;
• создание системы экономической коллективной защиты отечественного бизнеса, которая будет преграждать путь товарам из дальнего зарубежья
1 Барометр общественного мнения подготовлен Центром социологических и маркетинговых исследований «СВБ-АХА» по заказу Института публичных политик. Опрос проведет в период с 22 октября по 6 ноября 2011 г. среди 1113 человек в 99 населенных пунктах Молдовы. Максимальная погрешность опроса составляет 3% [10].
со
о
СП
сп
<
со
и одновременно готовить будущую конкуренцию с ними;
• обеспечение согласованных механизмов перемещения капитала в отношениях с третьими странами: последовательная либерализация валютной политики в отношении отмены ограничений на использование национальной валюты других государств-членов по текущим операциям; допуск банков-нерезидентов на внутренние валютные рынки;
• отмена ограничений на ввоз и вывоз национальной валюты уполномоченными банками;
• значительное снижение цены на поставляемый газ;
• новая образовательная перспектива для молодежи;
• незамедлительное решение приднестровского вопроса;
• участие научного сообщества в решении комплекса проблем ЕврАзЭС, путем формирования независимые международные группы исследователей для выработки рекомендаций по развитию сотрудничества и методов разрешения.
личные нормы минимальной добавленной стоимости; условия по таможенному кодированию первых четырех цифр группы товаров; специальные требования к технологическим процессам, которые позволяют менять происхождение товара.
Зона свободной торговли с ЕС предполагает для Молдовы не только беспошлинный товарооборот товаров, но и ряд льгот в преодолении действующих технических барьеров со стороны ЕС.
Все остальные преимущества ТС (включая и возможность упрощенного доступа на этот рынок), Молдова сможет реализовать после ратификации договора о зоне свободной торговли со странами ЕврАзЭС.
Некоторыми отрицательными последствиями вступления Молдовы в ЕврАзЭС возможно станут:
• создание новых бюрократических структур, на содержание которых будут расходоваться значительные средства;
• утрата беспошлинного товарооборота товаров и ряд льгот в преодолении действующих технических барьеров со стороны ЕС.
Выводы
со
о
СП
со
<
со
Какие имеются на сегодняшний день главные препятствия для Молдовы при вступлении в Таможенный союз (ТС) и ЕврАзЭС?
Молдова является активным членом ВТО с 2001 г., поэтому республика предпринимает все необходимые усилия для того чтобы привести свою торговую политику в соответствии с нормами и стандартами этой организации. Молдова уже вовлечена в комплексную систему торгово-экономических структур как регионального, так и глобального характера.
На восточном направлении главным приоритетом внешнеэкономической политики Молдовы является завершение формирования зоны свободной торговли в рамках СНГ, в этой связи страна приветствует подписание 18 октября 2011 г. в Санкт-Петербурге нового Договора о зоне свободной торговли СНГ. В рамках ТС уже действуют единые для всех стран участников таможенные пошлины со своей средней величиной. В Молдове они другие, согласованные с ВТО.
Исходя из вышеизложенного, главными препятствиями для Молдовы при вступлении в Таможенный союз (ТС) и ЕврАзЭС можно считать следующие [5].
Ввоз беспошлинных товаров в Молдову из ЕС противоречит таможенной политике ТС. По правилам ТС Молдова должна будем установить пошлины на импорт из ЕС по действующим в ТС нормам.
Если Молдове (в рамках ТС) будут даны преференции на ввоз товаров из ЕС беспошлинно, то производство в Молдове товаров из сырья, импортированного из ЕС, предопределяет нелояльную конкуренцию с производителями государств ЕврАзЭС, выплачивающих пошлину при импорте, что неминуемо станет предметом для их последующего протеста.
Для признания товара, как произведенного в данной стране, в ЕврАзЭС и странах ЕС могут быть разные требования, позволяющие выдавать соответствующий сертификат о происхождении товара, например: раз-
1. Интеграция в европейское экономическое и правовое пространство для Молдовы означает движение к прогрессу и цивилизации, надежный способ успешно реализовать общенациональные задачи.
2. Для гармоничного вхождения Молдовы в мировое сообщество необходима последовательная и стабильная многовекторность, которая бы учитывала всю совокупность политических, экономических и культурных связей и отношений с другими государствами и народами.
3. Молдове нужна реалистичная Концепция внешней политики, отвечающая ее подлинным национальным интересам. Молдова имеет возможность балансировать между ЕС и СНГ, поддерживая в одинаковой степени отношения с одной и с другой стороной.
4. Внешняя политика Молдовы должна носить многовекторную направленость: на развитие партнерских и взаимовыгодных связей со всеми странами мира, интеграционными, политическими и экономическими объединениями, разделяющими эти устремления. Она должна быть, прежде всего, эффективной и исходить из ее собственных национальных интересов, содействовать процессам объединения страны, надежной защите ее суверенитета и территориальной целостности.
5. Необходима тесная увязка внешней политики и внутренней. Молдова располагает весьма ограниченными ресурсами, которые следует задействовать для решения ее внутренних проблем. Поэтому недопустимо распыление на решение внешних проблем дополнительных внутренних ресурсов (человеческие, политические, военные, финансовые).
6. С наличием исторических, культурных, экономических связей Молдова может двигаться в сторону создаваемого Евразийского Союза. Для участия
в Евразийском Союзе первой ступенью является вступление в Таможенный союз.
7. Чисто европейский вектор развития не гарантирует Молдове избавления от бедности, преодоления отсталости, упрочения государственности, если ее экономика останется такой же слабой.
8. Сотрудничество с ЕврАзЭС расширит экспортный потенциал Молдовы, откроет более широкие возможности для свободного продвижения молдавских товаров, услуг, капитала, труда и привлечение инвестиций в Молдову.
Список использованных источников
6. Расширение членства в ЕС: фактор времени, затраты и выгоды. http://vasilievaa.narod.ru/ptpu/22_3_00.htm.
7. Россия и Европейский союз: стратегические партнеры или добрые соседи?//Материалы мирового форума «Диалог цивилизаций», Родос, октябрь 2005, Москва, Центр национальной славы России, 2006.
8. Россия и Европейский Союз на пути к сотрудничеству в борьбе с нелегальной иммиграцией//Доклады института Европы, № 182, часть III, Москва, «Огни», 2006.
9. В. Тарасевич. Влияние расширения Европейского союза на неприсоединяющиеся страны, в частности на Республику Беларусь. Европейская экономическая комиссия, Координационная группа по оперативной деятельности, 27.04.2002.
10. Барометр общественного мнения. http://www.enews.md/news/ listnews/276/last/all.
Evaluarea costurilor beneficiilor aderärii Romäniei la UE, Studiul de impact (PAIS II) nr.12, Institutul European din Romania, Bucurejti, 2004
Ф. Бройсс. Макроэкономические последствия расширения ЕС для его старых и новых членов//Проблемы теории и практики управления, № 5, 2003.
В. Андриевский. Концептуальные вопросы внешней политики Республики Молдовы. http://ava.md/01-politika/0150-konceptualnie-voprosi-vneshnei-politiki-respubliki-moldova. html.
Н. Злоказова. Расширение ЕС: за и против с позиций его чле-нов//Мировая экономика и международные отношения, № 1, 2004.
М. Пойсик. ЕврАзЭС и ЕС — без мишуры партийного экс-тремизма.http://ava.md/economics/013813-evrazes-i-es-bez-mishuri-partiinogo-ekstremizma.html.
The costs and benefits of integration the Republic of Moldova into EU and EEC
N. P. Perchinskaya, PhD, Senior Research Fellow Institute of Economics, Finance and Statistics of the Republic of Moldova.
The theoretical aspects of the integration of Moldova into Europe with the short-term and long-term plans are describes in the article. The costs and benefits from entering the Republic of Moldova in the EU and the EurAsEC are also analzyed in the paper.
Keywords: integration of Moldova into the EU and the Eurasian Economic Community, the costs and benefits of integration, cooperation with Russia, Customs Union.
ТАЛОН ПОДПИСКИ ЖУРНАЛА
«ИННОВАЦИИ»
Подписка в редакции это получение журнала сразу после тиража. Подписка во втором полугодии (июль декабрь) 2013 года (12 номеров) 13560 руб. 00 коп. (Тринадцать тысяч пятьсот шестьдесят рублей 00 коп.), в том числе НДС — 1232 руб. 73 коп.
Название организации _
Фамилия, имя, отчество_
Должность_
Почтовый адрес (адрес доставки).
11росим высылать нам журнал «Инновации» и количестве
Нами уплачена сумма _
Платежное поручение №_ oí _
. экземпляров.
20.
Банковские реквизиты редакции: ОАО «TPА11СФЕР», ИНН 7813002328, КПП 781301001 р/с 40702810727000001308 is 11риморском филиале ОАО «Банк Санкт 11етербург», г. Санкт Петербург»,
к/с 30101810900000000790, БИК 044030790
Дата заполнения талона подписки .
Подпись.
Подписка на год, а также полугодие оформляется с любого месяца. Заполненный талон подписки мы принимаем по факсу: (S12) 234 09 18 Контактное лицо: А. Б. Каминская.
I lo каталогу «Агентство "POCI1ЕЧА7 Ь"» ГАЗЕ! Ы ЖУРНАЯЫ-2013 (Москва) подписка принимается на общих oci юва1 1иях.
I )одписноЙ ni щеке; 38498.
«ИННОВАЦИИ»
ТАЛОН ПОДПИСКИ ЖУРНАЛА
со
о
CN
СП h-
CD
J <
CQ О
1.
3.
5.