Научная статья на тему 'Издательская деятельность Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете'

Издательская деятельность Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
152
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Казанский университет / Общество истории / археологии и этнографии / история науки / Казань / этнография / археология / история. / Kazan University / Society for archaeology / history and ethnography / history of science / Kazan / ethnography / archaeology / history.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Габдельганеева Гузэль Габдрауфовна

Рассматривается издательская деятельность Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете во второй половине XIX – начале XX в. Особое внимание уделено «Известиям Общества»: характеризуется тематика издания, состав авторов, работа редакторов, распространение издания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Габдельганеева Гузэль Габдрауфовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Publishing activities of the society for archaeology, history and ethnography by the Kazan university

The publishing activities of the Society for archaeology, history and ethnography by the Kazan university in the second half of 19th – beginning of 20th cc. is considered. Special consideration is given to the Proceedings of the Society: its subject area, authors and editors, the ways of distribution of the publications.

Текст научной работы на тему «Издательская деятельность Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете»

Издательская деятельность Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете

© 2017 г. Г. Г. Габдельганеева

Рассматривается издательская деятельность Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете во второй половине XIX - начале XX в. Особое внимание уделено «Известиям Общества»: характеризуется тематика издания, состав авторов, работа редакторов, распространение издания.

Ключевые слова: Казанский университет, Общество истории, археологии и этнографии, история науки, Казань, этнография, археология, история.

Интерес к истории страны и населяющим ее народам, характерный для российского общества пореформенной эпохи, вызвал исследовательскую активность на местах. Не случайно в конце 60-х - в 70-е гг. в провинции наблюдалось создание научных обществ, краеведческих кружков, музеев с целью изучения родного края: его истории и культуры. Одним из таких провинциальных научных объединений явилось Общество археологии, истории и этнографии (далее - ОАИЭ), созданное при Казанском университете в 1877 г. постановлением IV Археологического съезда. На съезде, в частности, одновременно несколькими участниками было выдвинуто предложение о создании в Казани научного общества, которое явилось бы связующим звеном между университетом и местной интеллигенцией и позволило выпускникам Казанского университета поддерживать с ним связь, занимаясь научными изыска-

ниями. Подробную программу общества разработал профессор русской истории Казанского университета Д. А. Корсаков. Эта программа, как и устав, утвержденные Министерством народного просвещения, явились документами, регламентирующими деятельность ОАИЭ, призванного содействовать развитию исторических наук (изучать прошлое и настоящее народов Восточной России) образованию и просвещению местного общества, активному его привлечению к историческим исследованиям.

Для реализации в полной мере задач, поставленных перед объединением, в 1878 г. в соответствии с уставом оно приступило к изданию своих трудов под названием «Известия Общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете» (далее - «ИО-АИЭ»). До 1892 г. издание выходило нерегулярно, по мере накопления материала, отдельными томами, которые включали разное число выпусков (или без них), с 10-го тома стало издаваться регулярно, шесть раз в год, через каждые два месяца, книжками, объемом каждая в 7 - 8 п. л.

Публикации «ИОАИЭ» распределялись по отделам: «Материалы» («археологические», «исторические», «этнографические»), «Музеогра-фия», «Корреспонденции». В конце столетия отдел «Музеография» был заменен отделом «Хроника».

В «ИОАИЭ» публиковались оригинальные и переводные статьи по общим вопросам археологии, истории и этнографии, исследования по археологии, истории и этнографии Поволжья, Сибири, Средней Азии, произведения народного творчества, словари «инородческих» языков и местных говоров, мелкие оригинальные сообщения, заметки, библиографические материалы и пр. Данные публикации свидетельствовали об оживленных научных связях казанского ОАИЭ с окраинными местностями России - краеведческими музеями и научными обществами Иркутска, Красноярска, Минусинска, Омска, Томска, Тобольска, Якутска и др. «Казанское Общество, - как отмечал исследователь русской этнографии дооктябрьского периода А. С. Токарев, - оказалось очень деятельным научным учреждением и выполнило за время своего существования большое количество интересных материалов и исследований» (Токарев, 1960, с. 453). Приведем некоторые примеры, обратившись к содержанию «Известий...», к участию в которых привлекался широкий круг авторов.

Исторические и археологические материалы представлены в издании публикациями С. П. Шпилевского, Н. П. Загоскина, Г. С. Саблуко-ва и других представителей Казанской научной школы. Так, в «Очерке внутреннего состояния Кипчакского царства» профессора татарского языка Казанской духовной академии Г. С. Саблукова предлагалась собранная и систематизированная информация о монголах. Как отмечал Н. Ф. Катанов, автор «сказал об этом народе все, что мог, ясно и отчетливо, и тем самым заслуживает полное право на уважение любителей истории» (Катанов, 1895, с. II). Впервые исследование Г. С. Саблукова было напечатано в «Саратовских губернских ведомостях» в 1844 г. Отдельный его оттиск, случайно обнаруженный внуком покойного ученого, был передан им в редакцию ОАИЭ. Таким образом, не замеченный ранее труд, стал достоянием широкой научной общественности, как и «Кучумов Искер на Иртыше» профессионального исследователя Урала (выпускника Казанского университета) А. А. Дмитриева. Несмотря на многочисленные публикации о покорении Ермаком Сибири, какие-либо сведения о данной местности в литературе отсутствовали. Автор дал подробное описание города, познакомил с преданиями об Иске-ре, его легендарном правителе и многочисленных предках из династии Шейбанидов.

Статья знатока древнерусской письменности, археологии и этнографии Р. Г. Игнатьева под названием «Башкир Салават Юлаев, пугачевский бригадир, певец и импровизатор» привлекала наше внимание нетрадиционным для того времени подходом автора к личности одного из руководителей пугачевского восстания. Повествуя о рождении Юла-ева, его воспитании, участии в бунте, Р.Г. Игнатьев подчеркивал его к выдающимся историческим личностям: «О Юлаеве помнят башкиры, о нем, его силе и храбрости, подвигах до сих пор ходит много рассказов, песен... Выдающаяся историческая роль выдвинула его из рядов народа, сохранила за ним память песен» (Игнатьев, 1893, с. 161).

Сообщения о местных археологических исследованиях, предпринимавшихся членами объединения, публиковались под заглавием «Материалы для археологии Казанской губернии; сообщения об археологических исследованиях за границей помещались в рубрике «Из прошлого и настоящего доисторической археологии в Европе».

Среди публикаций «ИОАИЭ» выделяются материалы по тюркской филологии, в частности по фольклору. Собранные исследователями - этнографами, в большинстве своем они были опубликованы в конце 80-х - 90-е гг. Значительная часть таких исследований относится к фольклору народов Средней Азии. Как и в «Ученых записках» Казанского университета, они публиковались зачастую под заглавием «Памятники киргизского народного творчества». Среди них, например, «Киргизский герой Джанходжи Нурмухамедов» (1894) - песня о национальном герое казахского народа, записанная И. В. Аничков в г. Казалинске Сыр-Дарьинской области со слов неграмотного певца Мусабая, и посвященная современнику султана Кенисары Касимова, восставшего против русских завоевателей. Как отмечал Н. Ф. Катанов, «О Джанходже в печати до сих пор не было ничего: статья, появившаяся о нем теперь впервые, записана на месте, где подвизался этот герой, и где память о нем как о человеке, стоявшем всегда за правду, до сих пор сохраняется» (Катанов, 1894, с. 1].

В 1898 г. была опубликована «Песня Алашинца Байтоки на смерть хана Джангера», записанная и переведенная активным распространителем аульных школ в Тургайской области, инспектором училищ во Внутренней (Букеевской) орде (затем - в Астраханской губернии), знатоком казахского языка, нравов, быта, культуры казахского народа А. Е. Алек-торовым. В ней воспет последний хан Внутренней Орды Джангер Буке-ев, имевший чин генерал-майора, и звание почетного члена Казанского университета.

«Таранчинские песни» (1896), записанные ориенталистом Н. Н. Пантусовым в 1881-1882 гг. в г. Кульдже (Синцзянь) на наречии племен «таранчи», т.е. уйгуров, в 1890 г. в оригинале (без перевода) печатались в «Записках Императорского географического общества». Публикация, вошедшая в «ИОАИЭ», помимо оригинального текста восьми лирических песен и нот, включает их перевод и примечания переводчика и редактора.

«Материалы для характеристики музыкального творчества инородцев Волжско-Камского края» (1893-1901) ученого-этнографа, координатора ОАИЭ В. А. Мошкова представляют песенные собрания чувашей, татар, ногайцев, киргизов, записанные в войсках Варшавского военного округа. Первый выпуск («Мелодии чувашских песен»), содержал, на-

ряду с чувашскими напевами-нотами и текстом песен в русской транскрипции, подробный анализ музыкального творчества чувашей. Данная работа стала первым серьезным исследованием чувашской народной музыки. Второй выпуск - «Мелодии ногайских и оренбургских татар» - в дополнение к характеристике музыкального творчества, предлагает подробные этнографические сведения о народе, записанные со слов солдат. Одновременно автором поднимался вопрос о притеснении местных нерусских народов властями, нередко пренебрежительном отношении русских поселенцев к коренным народам края. Третий выпуск - «Мелодии астраханских и оренбургских ногайцев и киргизов» - ограничился публикацией нот и текста песен.

Собиранием народных песен занимались также Н. И. Ашмарин, опубликовавший «Сборник чувашских песен, записанных в губерниях Казанской, Симбирской, Уфимской», М. Е. Евсеев, изучавший напевы мордовского народа, и др.

Значительная часть материалов была посвящена этнографии татарского и других народов, населявших край и близлежащие регионы: «Свадебные обычаи казанских татар» М. П. Пинегина, «Заметки о некоторых особенностях быта калмыков Астраханской губернии» П. Смирнова и др., знакомившие с этнографией, историей, фольклором и культурой многих нерусских народов Восточной России.

Отдельные этнографические исследования членов ОАИЭ, опубликованные в его издании, получили высокую оценку специалистов. В дореволюционной литературе нередки ссылки на труды профессора всеобщей истории И. Н. Смирнова «Вотяки», «Черемисы», «Пермяки», «Мордва». Последнее исследование в энциклопедии Брокгауза и Ефрона было названо «лучшей новейшей монографией» (Брокгауз, Ефрон, 1896, с. 839]. Для данного издания казанским ученым были подготовлены обзорные статьи «Черемисы» и «Чуваши».

Среди лингвистических исследований, вошедших в «ИОАИЭ», выделяется монография преподавателя финских наречий Казанского университета М. П. Веске «Славяно-финские культурные отношения по данным языка» (1890). Исследование получило высокую оценку специалистов, о чем свидетельствовали многочисленные отзывы как в российской, так и зарубежной печати (в Англии, Франции, Германии и др.).

Общество объединяло не только русских исследователей, но и представителей других народов России, прежде всего Волжско-Камского региона. В нем состояли К. Насыри, Ш. Марджани, Ш. Ахмеров, Г. Илья-си, которым принадлежали первые суждения по истории и этнографии, литературе и культуре татарского и некоторых других народов Поволжья. В 1900 г. в «ИОАИЭ» было опубликовано обширное исследование А. К. Насыри и П. А. Полякова «Сказки казанских татар в сопоставлении их со сказками других народов», в 1893 г. - «Образцы народной литературы казанских татар» К. Насыри. Данные исследования, наряду с «Очерками литературной деятельности казанских татар-мохамедан в 1880-1895 гг.» Н. Ашмарина (опубл. в 1901 г. Лазаревским институтом восточных языков) и «Материалами к изучению казанско-татарского наречия» Н. Ф. Катанова (опубл. в «Ученых записках» Казанского университета в 1897-1899 гг.), заложили основы для развития татарской литературной критики.

В «ИОАИЭ» вошли оригинальные тексты литературных и исторических памятников татарского народа, произведения казанско-татарской литературы и их переводы, выполненные С. М. Матвеевым, Е. А. Мало-вым, А. К. Насыри, Н. Ф. Катановым и некоторыми другими членами объединения. Исторические, этнографические, археологические и прочие материалы (П. А. Ахмерова, А. А. Диваева, Н. Ф. Катанова и др.) нередко публиковались в рубрике «Восточные заметки».

Одним из активных авторов «ИОАИЭ» был известный тюрколог Н. Ф. Катанов. Со времени переезда ученого в Казань (1894) и по 1900 г. было опубликовано около 80 его статей, заметок, библиографических материалов. К работам автора по восточной и востоковедческой библиографии, опубликованным также в «Деятеле» (журнал казанского Общества трезвости») и «Инородческом обозрении» (приложение к журналу «Православный собеседник», издававшемуся Казанской духовной академией) и сегодня обращаются историки-востоковеды, знатоки татарской литературы, языка, фольклора, исследователи татарской и восточной книги. Н. Ф. Катанов привлек к участию в «ИОАИЭ» многих исследователей, представивших ценные материалы по истории и культуре восточных народов. Подавляющее большинство данных материалов было опубликовано под его редакцией и нередко - и с его примечаниями.

Помимо библиографии восточной книги, в «ИОАИЭ» периодически помещались обзоры новинок отечественной и зарубежной литературы, трудов различных научных обществ, в том числе провинциальных, занимавшихся краеведческими изысканиями. С целью оперативного информирования читателей о новинках литературы, освещавших вопросы, которые находились в центре внимания ОАИЭ, редакция заводила собственных корреспондентов в Финляндии, Швеции, Австро-Венгрии и др. Наряду с литературными и библиографическими обзорами в издании печатались также тематические указатели ретроспективной литературы, например, уникальный в своем роде «Указатель книг, газетных и журнальных заметок о киргизах» А. Е. Алекторова (1900).

Отличаются своеобразием хронологические указатели материалов по археологии, истории и этнографии, извлеченных из местных периодических изданий: составлены в виде перечня алфавитно-предметных рубрик, аналогично указателям содержания Х-Х^ томов «ИОАИЭ».

Итог издательской деятельности Общества за рассматриваемый период подведен в указателе, составленном его секретарем И. А. Альфон-совым (1906), в котором раскрывается содержание !-ХХ! томов издания, выпущенных в 1878-1905 гг. Его продолжением и одновременно завершением явился указатель к томам ХХИ-ХХШ (1928).

«ИОАИЭ» получили известность во многом благодаря подвижнической деятельности Н. Ф. Катанова. Будучи секретарем, а затем и председателем объединения, он долгое время редактировал «Известия.», писал предисловия к его материалам, привлекал к участию в издании ученых из Средней Азии, Сибири, Дальнего Востока.

«ИОАИЭ» отличались четкостью структуры, оперативностью выхода в свет и значимостью публикаций. В соответствии с инструкцией, предназначенной членам редакционного комитета, статьи должны были занимать не более 4 п. л. крупного и 2 п. л. мелкого шрифта, дробление на два и более выпуска не допускалось. Поэтому нередко объемная публикация в основной части издания занимала всю книгу. В приложение, как правило, включались оригинальные материалы - образцы народного фольклора, исторические акты и др.

Издание печаталось в типографии Казанского университета тиражом 300 экз. и отличалось высоким качеством полиграфического и

художественного оформления. Причина тому - наличие необходимых шрифтом и материалов, позволяющих печатать оригинальные восточные тексты, а также мастерство татарских наборщиков и печатников, неоднократно поощрявшихся редакцией Общества.

«ИОАИЭ» распространялись путем продажи и обмена на издания других научных и краеведческих обществ. Журнал продавался в Петербурге (у К. Л. Риккера), в Москве и в Харькове (у А. С. Суворина), в Томске (у П. И. Макушина), в Ташкенте (фирмой «Букинист» В. И. Клочко-ва), в Казани (у А. А. Дубровина и братьев Башмаковых), в Праге (через А. А. Дубровина, но со скидкой 30% от стоимости журнала, что было убыточным). Не случайно в 1898 г. ОАИЭ ходатайствовало перед Советом университета о получении субсидии в размере 600 руб., позволившей ему расплатиться с типографскими долгами и несколько увеличить объем издания.

Недостаток средств ограничивал издательскую практику объединения. Однако в некоторых исключительных случаях ему удавалось реализовать дополнительные проекты, связанные с публикацией книг. Среди них - «Дипломатическое собрание дел между Российским и Китайским государствами с 1649 по 1792-й год» известного русского археографа Н. Н. Бантыш-Каменского. Неоднократно, начиная с 1792 г., автор пытался получить разрешение на публикацию труда, составленного на основе многолетних архивных разысканий. В 1821 г. вопрос об издании был, казалось бы, решен положительно (разрешение дал лично император). Однако при жизни автора сочинение так и не увидело свет. Прошло много лет. В 1874 г. при распродаже библиотеки одного знатного вельможи рукопись приобрел профессор акушерства Казанского университета В. М. Флоринский и передал ее в редакцию ОАИЭ, членом которого являлся. Лишь в 1882 г. появилась возможность публикации труда в виде книги, а средства от ее реализации предполагалось передать нуждающимся студентам первого в Сибири университета - Томского, ректором которого был назначен В. М. Флоринский.

Издательская деятельность ОАИЭ развивалась по мере роста его научного потенциала. Вместе с тем, она оказывала на него прямое воздействие по принципу обратной связи. Возможность публикации материалов и доведения их до широкой научной общественности стимулировали исследовательскую активность на местах, способствовали росту и

популяризации научного знания. «Известия.» данного научного объединения отражают историю его создания и функционирования, развития гуманитарных научных школ Казанского университета и гуманитарного знания во второй половине Х!Х - начале ХХ вв.

ЛИТЕРАТУРА

1. Брокгауз Ф. А., Ефрон Г. А. Энциклопедический словарь. Т. Х1ХА. СПб., 1896.

2. Игнатьев Р. Г. Башкир Салават Юлаев, пугачевский бригадир, певец и импровизатор // Известия Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. 1893. Т. XI. Вып. 1. С. 147-166; Вып. 2. С. 227 - 240.

3. Катанов Н. Ф. Предисловие // Аничков И.В. Киргизский герой Джанходжи Нурмухамедов. Казань, 1894. - С. I—II.

4. Катанов Н. Ф. От редакции // Саблуков Г.С. Очерк внешнего состояния Кипчакского царства. 2-е изд., испр. и доп. Казань, 1895. С. I—II.

5. Токарев С.А. История русской этнографии: (дооктябрьский период). М.: Наука, 1960.

Информация об авторе: Габдельганеева Гузэль Габдрауфовна — д. пед. н., проф. каф. документоведения и издательского дела Казанского государственного института культуры; E-mail: [email protected]

Publishing activities of the society for archaeology, history and ethnography by the Kazan university

G. G. Gabdelganeyeva Summary:

The publishing activities of the Society for archaeology, history and ethnography by the Kazan university in the second half of 19th - beginning of 20th

cc. is considered. Special consideration is given to the Proceedings of the Society: its subject area, authors and editors, the ways of distribution of the publications.

Keywords: Kazan University, Society for archaeology, history and ethnography; history of science, Kazan, ethnography, archaeology, history.

Information about the author:

Gabdelganeeva Guzel Gabdraufovna - Doctor of pedagogics, Prof. of the Chair for documention and publishing of the Kazan state institute of culture; [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.