Издательская деятельность Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете
© 2017 г. Г. Г. Габдельганеева
Рассматривается издательская деятельность Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете во второй половине XIX - начале XX в. Особое внимание уделено «Известиям Общества»: характеризуется тематика издания, состав авторов, работа редакторов, распространение издания.
Ключевые слова: Казанский университет, Общество истории, археологии и этнографии, история науки, Казань, этнография, археология, история.
Интерес к истории страны и населяющим ее народам, характерный для российского общества пореформенной эпохи, вызвал исследовательскую активность на местах. Не случайно в конце 60-х - в 70-е гг. в провинции наблюдалось создание научных обществ, краеведческих кружков, музеев с целью изучения родного края: его истории и культуры. Одним из таких провинциальных научных объединений явилось Общество археологии, истории и этнографии (далее - ОАИЭ), созданное при Казанском университете в 1877 г. постановлением IV Археологического съезда. На съезде, в частности, одновременно несколькими участниками было выдвинуто предложение о создании в Казани научного общества, которое явилось бы связующим звеном между университетом и местной интеллигенцией и позволило выпускникам Казанского университета поддерживать с ним связь, занимаясь научными изыска-
ниями. Подробную программу общества разработал профессор русской истории Казанского университета Д. А. Корсаков. Эта программа, как и устав, утвержденные Министерством народного просвещения, явились документами, регламентирующими деятельность ОАИЭ, призванного содействовать развитию исторических наук (изучать прошлое и настоящее народов Восточной России) образованию и просвещению местного общества, активному его привлечению к историческим исследованиям.
Для реализации в полной мере задач, поставленных перед объединением, в 1878 г. в соответствии с уставом оно приступило к изданию своих трудов под названием «Известия Общества археологии, истории и этнографии при Императорском Казанском университете» (далее - «ИО-АИЭ»). До 1892 г. издание выходило нерегулярно, по мере накопления материала, отдельными томами, которые включали разное число выпусков (или без них), с 10-го тома стало издаваться регулярно, шесть раз в год, через каждые два месяца, книжками, объемом каждая в 7 - 8 п. л.
Публикации «ИОАИЭ» распределялись по отделам: «Материалы» («археологические», «исторические», «этнографические»), «Музеогра-фия», «Корреспонденции». В конце столетия отдел «Музеография» был заменен отделом «Хроника».
В «ИОАИЭ» публиковались оригинальные и переводные статьи по общим вопросам археологии, истории и этнографии, исследования по археологии, истории и этнографии Поволжья, Сибири, Средней Азии, произведения народного творчества, словари «инородческих» языков и местных говоров, мелкие оригинальные сообщения, заметки, библиографические материалы и пр. Данные публикации свидетельствовали об оживленных научных связях казанского ОАИЭ с окраинными местностями России - краеведческими музеями и научными обществами Иркутска, Красноярска, Минусинска, Омска, Томска, Тобольска, Якутска и др. «Казанское Общество, - как отмечал исследователь русской этнографии дооктябрьского периода А. С. Токарев, - оказалось очень деятельным научным учреждением и выполнило за время своего существования большое количество интересных материалов и исследований» (Токарев, 1960, с. 453). Приведем некоторые примеры, обратившись к содержанию «Известий...», к участию в которых привлекался широкий круг авторов.
Исторические и археологические материалы представлены в издании публикациями С. П. Шпилевского, Н. П. Загоскина, Г. С. Саблуко-ва и других представителей Казанской научной школы. Так, в «Очерке внутреннего состояния Кипчакского царства» профессора татарского языка Казанской духовной академии Г. С. Саблукова предлагалась собранная и систематизированная информация о монголах. Как отмечал Н. Ф. Катанов, автор «сказал об этом народе все, что мог, ясно и отчетливо, и тем самым заслуживает полное право на уважение любителей истории» (Катанов, 1895, с. II). Впервые исследование Г. С. Саблукова было напечатано в «Саратовских губернских ведомостях» в 1844 г. Отдельный его оттиск, случайно обнаруженный внуком покойного ученого, был передан им в редакцию ОАИЭ. Таким образом, не замеченный ранее труд, стал достоянием широкой научной общественности, как и «Кучумов Искер на Иртыше» профессионального исследователя Урала (выпускника Казанского университета) А. А. Дмитриева. Несмотря на многочисленные публикации о покорении Ермаком Сибири, какие-либо сведения о данной местности в литературе отсутствовали. Автор дал подробное описание города, познакомил с преданиями об Иске-ре, его легендарном правителе и многочисленных предках из династии Шейбанидов.
Статья знатока древнерусской письменности, археологии и этнографии Р. Г. Игнатьева под названием «Башкир Салават Юлаев, пугачевский бригадир, певец и импровизатор» привлекала наше внимание нетрадиционным для того времени подходом автора к личности одного из руководителей пугачевского восстания. Повествуя о рождении Юла-ева, его воспитании, участии в бунте, Р.Г. Игнатьев подчеркивал его к выдающимся историческим личностям: «О Юлаеве помнят башкиры, о нем, его силе и храбрости, подвигах до сих пор ходит много рассказов, песен... Выдающаяся историческая роль выдвинула его из рядов народа, сохранила за ним память песен» (Игнатьев, 1893, с. 161).
Сообщения о местных археологических исследованиях, предпринимавшихся членами объединения, публиковались под заглавием «Материалы для археологии Казанской губернии; сообщения об археологических исследованиях за границей помещались в рубрике «Из прошлого и настоящего доисторической археологии в Европе».
Среди публикаций «ИОАИЭ» выделяются материалы по тюркской филологии, в частности по фольклору. Собранные исследователями - этнографами, в большинстве своем они были опубликованы в конце 80-х - 90-е гг. Значительная часть таких исследований относится к фольклору народов Средней Азии. Как и в «Ученых записках» Казанского университета, они публиковались зачастую под заглавием «Памятники киргизского народного творчества». Среди них, например, «Киргизский герой Джанходжи Нурмухамедов» (1894) - песня о национальном герое казахского народа, записанная И. В. Аничков в г. Казалинске Сыр-Дарьинской области со слов неграмотного певца Мусабая, и посвященная современнику султана Кенисары Касимова, восставшего против русских завоевателей. Как отмечал Н. Ф. Катанов, «О Джанходже в печати до сих пор не было ничего: статья, появившаяся о нем теперь впервые, записана на месте, где подвизался этот герой, и где память о нем как о человеке, стоявшем всегда за правду, до сих пор сохраняется» (Катанов, 1894, с. 1].
В 1898 г. была опубликована «Песня Алашинца Байтоки на смерть хана Джангера», записанная и переведенная активным распространителем аульных школ в Тургайской области, инспектором училищ во Внутренней (Букеевской) орде (затем - в Астраханской губернии), знатоком казахского языка, нравов, быта, культуры казахского народа А. Е. Алек-торовым. В ней воспет последний хан Внутренней Орды Джангер Буке-ев, имевший чин генерал-майора, и звание почетного члена Казанского университета.
«Таранчинские песни» (1896), записанные ориенталистом Н. Н. Пантусовым в 1881-1882 гг. в г. Кульдже (Синцзянь) на наречии племен «таранчи», т.е. уйгуров, в 1890 г. в оригинале (без перевода) печатались в «Записках Императорского географического общества». Публикация, вошедшая в «ИОАИЭ», помимо оригинального текста восьми лирических песен и нот, включает их перевод и примечания переводчика и редактора.
«Материалы для характеристики музыкального творчества инородцев Волжско-Камского края» (1893-1901) ученого-этнографа, координатора ОАИЭ В. А. Мошкова представляют песенные собрания чувашей, татар, ногайцев, киргизов, записанные в войсках Варшавского военного округа. Первый выпуск («Мелодии чувашских песен»), содержал, на-
ряду с чувашскими напевами-нотами и текстом песен в русской транскрипции, подробный анализ музыкального творчества чувашей. Данная работа стала первым серьезным исследованием чувашской народной музыки. Второй выпуск - «Мелодии ногайских и оренбургских татар» - в дополнение к характеристике музыкального творчества, предлагает подробные этнографические сведения о народе, записанные со слов солдат. Одновременно автором поднимался вопрос о притеснении местных нерусских народов властями, нередко пренебрежительном отношении русских поселенцев к коренным народам края. Третий выпуск - «Мелодии астраханских и оренбургских ногайцев и киргизов» - ограничился публикацией нот и текста песен.
Собиранием народных песен занимались также Н. И. Ашмарин, опубликовавший «Сборник чувашских песен, записанных в губерниях Казанской, Симбирской, Уфимской», М. Е. Евсеев, изучавший напевы мордовского народа, и др.
Значительная часть материалов была посвящена этнографии татарского и других народов, населявших край и близлежащие регионы: «Свадебные обычаи казанских татар» М. П. Пинегина, «Заметки о некоторых особенностях быта калмыков Астраханской губернии» П. Смирнова и др., знакомившие с этнографией, историей, фольклором и культурой многих нерусских народов Восточной России.
Отдельные этнографические исследования членов ОАИЭ, опубликованные в его издании, получили высокую оценку специалистов. В дореволюционной литературе нередки ссылки на труды профессора всеобщей истории И. Н. Смирнова «Вотяки», «Черемисы», «Пермяки», «Мордва». Последнее исследование в энциклопедии Брокгауза и Ефрона было названо «лучшей новейшей монографией» (Брокгауз, Ефрон, 1896, с. 839]. Для данного издания казанским ученым были подготовлены обзорные статьи «Черемисы» и «Чуваши».
Среди лингвистических исследований, вошедших в «ИОАИЭ», выделяется монография преподавателя финских наречий Казанского университета М. П. Веске «Славяно-финские культурные отношения по данным языка» (1890). Исследование получило высокую оценку специалистов, о чем свидетельствовали многочисленные отзывы как в российской, так и зарубежной печати (в Англии, Франции, Германии и др.).
Общество объединяло не только русских исследователей, но и представителей других народов России, прежде всего Волжско-Камского региона. В нем состояли К. Насыри, Ш. Марджани, Ш. Ахмеров, Г. Илья-си, которым принадлежали первые суждения по истории и этнографии, литературе и культуре татарского и некоторых других народов Поволжья. В 1900 г. в «ИОАИЭ» было опубликовано обширное исследование А. К. Насыри и П. А. Полякова «Сказки казанских татар в сопоставлении их со сказками других народов», в 1893 г. - «Образцы народной литературы казанских татар» К. Насыри. Данные исследования, наряду с «Очерками литературной деятельности казанских татар-мохамедан в 1880-1895 гг.» Н. Ашмарина (опубл. в 1901 г. Лазаревским институтом восточных языков) и «Материалами к изучению казанско-татарского наречия» Н. Ф. Катанова (опубл. в «Ученых записках» Казанского университета в 1897-1899 гг.), заложили основы для развития татарской литературной критики.
В «ИОАИЭ» вошли оригинальные тексты литературных и исторических памятников татарского народа, произведения казанско-татарской литературы и их переводы, выполненные С. М. Матвеевым, Е. А. Мало-вым, А. К. Насыри, Н. Ф. Катановым и некоторыми другими членами объединения. Исторические, этнографические, археологические и прочие материалы (П. А. Ахмерова, А. А. Диваева, Н. Ф. Катанова и др.) нередко публиковались в рубрике «Восточные заметки».
Одним из активных авторов «ИОАИЭ» был известный тюрколог Н. Ф. Катанов. Со времени переезда ученого в Казань (1894) и по 1900 г. было опубликовано около 80 его статей, заметок, библиографических материалов. К работам автора по восточной и востоковедческой библиографии, опубликованным также в «Деятеле» (журнал казанского Общества трезвости») и «Инородческом обозрении» (приложение к журналу «Православный собеседник», издававшемуся Казанской духовной академией) и сегодня обращаются историки-востоковеды, знатоки татарской литературы, языка, фольклора, исследователи татарской и восточной книги. Н. Ф. Катанов привлек к участию в «ИОАИЭ» многих исследователей, представивших ценные материалы по истории и культуре восточных народов. Подавляющее большинство данных материалов было опубликовано под его редакцией и нередко - и с его примечаниями.
Помимо библиографии восточной книги, в «ИОАИЭ» периодически помещались обзоры новинок отечественной и зарубежной литературы, трудов различных научных обществ, в том числе провинциальных, занимавшихся краеведческими изысканиями. С целью оперативного информирования читателей о новинках литературы, освещавших вопросы, которые находились в центре внимания ОАИЭ, редакция заводила собственных корреспондентов в Финляндии, Швеции, Австро-Венгрии и др. Наряду с литературными и библиографическими обзорами в издании печатались также тематические указатели ретроспективной литературы, например, уникальный в своем роде «Указатель книг, газетных и журнальных заметок о киргизах» А. Е. Алекторова (1900).
Отличаются своеобразием хронологические указатели материалов по археологии, истории и этнографии, извлеченных из местных периодических изданий: составлены в виде перечня алфавитно-предметных рубрик, аналогично указателям содержания Х-Х^ томов «ИОАИЭ».
Итог издательской деятельности Общества за рассматриваемый период подведен в указателе, составленном его секретарем И. А. Альфон-совым (1906), в котором раскрывается содержание !-ХХ! томов издания, выпущенных в 1878-1905 гг. Его продолжением и одновременно завершением явился указатель к томам ХХИ-ХХШ (1928).
«ИОАИЭ» получили известность во многом благодаря подвижнической деятельности Н. Ф. Катанова. Будучи секретарем, а затем и председателем объединения, он долгое время редактировал «Известия.», писал предисловия к его материалам, привлекал к участию в издании ученых из Средней Азии, Сибири, Дальнего Востока.
«ИОАИЭ» отличались четкостью структуры, оперативностью выхода в свет и значимостью публикаций. В соответствии с инструкцией, предназначенной членам редакционного комитета, статьи должны были занимать не более 4 п. л. крупного и 2 п. л. мелкого шрифта, дробление на два и более выпуска не допускалось. Поэтому нередко объемная публикация в основной части издания занимала всю книгу. В приложение, как правило, включались оригинальные материалы - образцы народного фольклора, исторические акты и др.
Издание печаталось в типографии Казанского университета тиражом 300 экз. и отличалось высоким качеством полиграфического и
художественного оформления. Причина тому - наличие необходимых шрифтом и материалов, позволяющих печатать оригинальные восточные тексты, а также мастерство татарских наборщиков и печатников, неоднократно поощрявшихся редакцией Общества.
«ИОАИЭ» распространялись путем продажи и обмена на издания других научных и краеведческих обществ. Журнал продавался в Петербурге (у К. Л. Риккера), в Москве и в Харькове (у А. С. Суворина), в Томске (у П. И. Макушина), в Ташкенте (фирмой «Букинист» В. И. Клочко-ва), в Казани (у А. А. Дубровина и братьев Башмаковых), в Праге (через А. А. Дубровина, но со скидкой 30% от стоимости журнала, что было убыточным). Не случайно в 1898 г. ОАИЭ ходатайствовало перед Советом университета о получении субсидии в размере 600 руб., позволившей ему расплатиться с типографскими долгами и несколько увеличить объем издания.
Недостаток средств ограничивал издательскую практику объединения. Однако в некоторых исключительных случаях ему удавалось реализовать дополнительные проекты, связанные с публикацией книг. Среди них - «Дипломатическое собрание дел между Российским и Китайским государствами с 1649 по 1792-й год» известного русского археографа Н. Н. Бантыш-Каменского. Неоднократно, начиная с 1792 г., автор пытался получить разрешение на публикацию труда, составленного на основе многолетних архивных разысканий. В 1821 г. вопрос об издании был, казалось бы, решен положительно (разрешение дал лично император). Однако при жизни автора сочинение так и не увидело свет. Прошло много лет. В 1874 г. при распродаже библиотеки одного знатного вельможи рукопись приобрел профессор акушерства Казанского университета В. М. Флоринский и передал ее в редакцию ОАИЭ, членом которого являлся. Лишь в 1882 г. появилась возможность публикации труда в виде книги, а средства от ее реализации предполагалось передать нуждающимся студентам первого в Сибири университета - Томского, ректором которого был назначен В. М. Флоринский.
Издательская деятельность ОАИЭ развивалась по мере роста его научного потенциала. Вместе с тем, она оказывала на него прямое воздействие по принципу обратной связи. Возможность публикации материалов и доведения их до широкой научной общественности стимулировали исследовательскую активность на местах, способствовали росту и
популяризации научного знания. «Известия.» данного научного объединения отражают историю его создания и функционирования, развития гуманитарных научных школ Казанского университета и гуманитарного знания во второй половине Х!Х - начале ХХ вв.
ЛИТЕРАТУРА
1. Брокгауз Ф. А., Ефрон Г. А. Энциклопедический словарь. Т. Х1ХА. СПб., 1896.
2. Игнатьев Р. Г. Башкир Салават Юлаев, пугачевский бригадир, певец и импровизатор // Известия Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. 1893. Т. XI. Вып. 1. С. 147-166; Вып. 2. С. 227 - 240.
3. Катанов Н. Ф. Предисловие // Аничков И.В. Киргизский герой Джанходжи Нурмухамедов. Казань, 1894. - С. I—II.
4. Катанов Н. Ф. От редакции // Саблуков Г.С. Очерк внешнего состояния Кипчакского царства. 2-е изд., испр. и доп. Казань, 1895. С. I—II.
5. Токарев С.А. История русской этнографии: (дооктябрьский период). М.: Наука, 1960.
Информация об авторе: Габдельганеева Гузэль Габдрауфовна — д. пед. н., проф. каф. документоведения и издательского дела Казанского государственного института культуры; E-mail: [email protected]
Publishing activities of the society for archaeology, history and ethnography by the Kazan university
G. G. Gabdelganeyeva Summary:
The publishing activities of the Society for archaeology, history and ethnography by the Kazan university in the second half of 19th - beginning of 20th
cc. is considered. Special consideration is given to the Proceedings of the Society: its subject area, authors and editors, the ways of distribution of the publications.
Keywords: Kazan University, Society for archaeology, history and ethnography; history of science, Kazan, ethnography, archaeology, history.
Information about the author:
Gabdelganeeva Guzel Gabdraufovna - Doctor of pedagogics, Prof. of the Chair for documention and publishing of the Kazan state institute of culture; [email protected]