Научная статья на тему 'Роль научных организаций в истории собирания и исследования татарского народного музыкального творчества (вторая половина XIX - начало XX века)'

Роль научных организаций в истории собирания и исследования татарского народного музыкального творчества (вторая половина XIX - начало XX века) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
116
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / ЭТНОГРАФИЯ / НАРОДНАЯ МУЗЫКА / SCIENTIFIC ORGANIZATIONS / ETHNOGRAPHY / FOLK MUSIC

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сафиуллина Э. И.

Идет речь о различных научных организациях, внесших значительный вклад в историю собирания и изучения татарского народного музыкального творчества: Русское географическое общество при Российской Академии наук, Общество археологии, истории и этнографии при Казанском университете, Кабинет экспериментальной фонетики при Казанском университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers various scientific organizations which have made significant contributions to the history of the collection and study of tatar folk music: Russian Geographical Society at the Russian Academy of Sciences, Society of Archaeology, History and Ethnography at the University of Kazan, Laboratory of Experimental Phonetics at the University of Kazan.

Текст научной работы на тему «Роль научных организаций в истории собирания и исследования татарского народного музыкального творчества (вторая половина XIX - начало XX века)»

Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 34 (288). История. Вып. 53. С. 145-148.

НАУЧНАЯ РЕФЛЕКСИЯ

Э. И. Сафиуллина

РОЛЬ НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ИСТОРИИ СОБИРАНИЯ

И ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ТАТАРСКОГО НАРОДНОГО МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА (ВТОРАЯПОЛОВИНА XIX- НАЧАЛОХХВЕКА)

Идет речь о различных научных организациях, внесших значительный вклад в историю собирания и изучения татарского народного музыкального творчества: Русское географическое общество при Российской Академии наук, Общество археологии, истории и этнографии при Казанском университете, Кабинет экспериментальной фонетики при Казанском университете.

Ключевые слова: научные организации, этнография, народная музыка.

На сегодняшний день в условиях социально-экономических, политических преобразований, модернизации российского общества без осмысления исторического прошлого невозможно дальнейшее изучение музыкально-поэтического наследия многих народов, в том числе и татар. Благодаря деятельности музыкантов-этнографов, а также многих научных организаций, образцы татарского народного музыкального творчества тщательно фиксировались и изучались на протяжении нескольких десятилетий.

В формировании и развитии научной мысли в области собирания и исследования музыкального фольклора татар значительная роль принадлежала Русскому географическому обществу (РГО), которое было создано в 1845 г. в Петербурге при Российской Академии наук. Общество внесло крупный вклад в изучение территории России и других стран. В нем было создано четыре отделения: общей географии, географии России, статистики, этнографии. Согласно постоянному Уставу 1849 г. перечень отделений стал иным: отделения географии физической, географии математической, статистики и этнографии. В течение долгого времени этнографическое отделение Общества продолжало оставаться единственным научным центром по изучению культуры многих народов.

Русское географическое общество имело развитую печатную базу. Этнографическое отделение издавало «Записки», «Этнографические сборники», журнал «Живая старина» и др. В «Живой старине» публиковались исследования, посвященные культуре наро-

дов России и зарубежья, фольклорно-этно-графические материалы С. Рыбакова о поэтическом творчестве уральских мусульман (1894), Е. А. Бектеевой о крещеных татарах Оренбургской губернии (1882) и др. В «Записках» печатались труды этнографа Ивана Покровского «Сборник башкирских и татарских песен» (1870), ученого-просветителя, писателя Каюма Насыри «Поверья и обряды казанских татар» (1880), этнографа Р. Г. Игнатьева «Сказания, сказки и песни, сохранившиеся в рукописях татарской письменности и в устных пересказах у инородцев-магометан Оренбургского края» (1875 г.) и др.

Русский писатель, лексикограф, этнограф, член-корреспондент Петербургской Академии наук В. И. Даль (1801-1872) в своей «докладной записке» о создании Географического общества подчеркивал важность этнографического изучения России: «...познание разных племен, обитающих в нынешних пределах государства, со стороны физической, нравственной, общественной и языковедения, как в нынешним, так и в прежнем состоянии народов необходимо обратить <...> внимание общества по следующим причинам: по быстроте, с которой изглаживаются отличительные черты народности; это порождает опасение, что важные для отечественной истории сведения и события, кои теперь могли бы еще быть сохранены, через немногие десятилетия погибнут невозвратно; <.> в России, представляющей богатейшее поле для исследований сего рода, ими мало занимались»1.

Деятельность Русского географического общества проходило не только в Петербурге,

со второй половины XIX в. функционировали его отделы, которые вели фундаментальные исследования не только в области географии, но и этнографии, фольклористики народов, населявших Российское государство: Западно-Сибирский отдел (Омск); Восточно-Сибирский отдел (Иркутск); Кавказский отдел (Тифлис); Оренбургский отдел (Оренбург); Приамурский отдел (Хабаровск); Северо-Западный отдел (Вильна), Туркестанский отдел (Ташкент); Юго-западный отдел (Киев); Якутский отдел (Якутск). Особо необходимо отметить Оренбургский отдел Русского географического общества, активно занимавшийся исследованиями в различных областях научных знаний, в частности этнографии и фольклора.

В 1893-1896 гг. одним из сотрудников-фольклористов Русского географического общества С. Г. Рыбаковым по заданию этнографической комиссии РГО была осуществлена экспедиция на Южный Урал. Основываясь на экспедиционных записях Уфимской, Оренбургской губерний, Рыбаков в 1897 г. издал фундаментальный труд «Музыка и песни уральских мусульман с очерком их быта», который был первым основательным исследованием, посвященным музыке татар башкир, тептярей. Именно Рыбаков явился первым музыкантом-этнографом, который поставил перед собой задачу не только собирания и фиксации, но и исследования народной музыки.

Во второй половине XIX в. в истории собирания и изучения татарского народного музыкального творчества значимое место принадлежит научным организациям, функционировавшим при Казанском университете. В 1878 г. было создано Общество археологии, истории и этнографии (ОАИЭ). Это было огромным событием в научной жизни университета и Поволжья, которое привлекло внимание ученых из Российской Академии наук, Москвы, Петербурга, Императорского Московского общества истории и древностей, Русского географического общества, Московского археологического общества. Членами Общества были люди различных служебных и сословных уровней: профессора Казанского университета, преподаватели, инспекторы гимназий, народных училищ, духовных семинарий, сельские учителя, студенты, священники, муллы, банковские чиновники, члены окружного суда и судебной

палаты, состоятельные горожане. Общество археологии, истории и этнографии уже в первые годы своего существования приобрело широкую известность. Об этом свидетельствуют письма, прошения о принятии людей в качестве сотрудников в данное Общество. Например, письмо штатного смотрителя Мамадышского уезда Е. П. Соловьева: «... считаю долгом изъявить со своей стороны полную готовность доставлять постоянно в Общество нужные ему сведения, в особенности по этнографии русского и инородческого населения бывшего Булгарско-Хазарского и Казанско-Астраханского царств.»2. Люди проявляли огромную заинтересованность в изучении быта, культуры, местных традиций народов, населявших Россию.

Необходимо отметить, что Общество в Казани было единственным научным учреждением в конце XIX в., которое занималось собиранием, изучением археологических, этнографических, исторических материалов; организацией экспедиций и различных выставок. Кроме того, Общество имело при себе хранилище материалов и учебных пособий, библиотеку печатных книг, архивы рукописей и актов, археологический и этнографический музеи.

Роль Общества археологии, истории и этнографии в истории собирания и изучения народного наследия была значимой в истории татарской этнографии, об этом писал еще Н. Катанов в своем отчете: «.особенно усердно члены Общества занимались этнографией, как коренного русского населения, так и населяющих Россию разных инородцев. Эти исследования касались то описаний внешнего быта, то их языка, верований или словесности»3. Действительные члены Общества занимались этнографическим изучением следующих народностей и племен: башкиры, татары, бесермяне, буряты, вотяки, калмыки, киргизы, мещеряки, мордва, ногайцы, остяки, пермяки, сарты, тунгусы, черемисы, якуты. Многие ученые, этнографы ОАИЭ в экспедициях собирали не только этнографический, но и музыкальный материал от татар, проживавших как на территории Поволжья, так и в других регионах России.

Обществом был создан печатный орган -«Известия» (ИОАИЭ), где публиковались протоколы заседаний, отчеты археологических, антропологических, этнографических экспедиций, программы для собирания све-

Роль научных организаций в истории собирания и исследования.

147

дений об «инородцах», историко-этнографи-ческие очерки, произведения народного творчества, словари, научные исследования по вопросам археологии, истории и этнографии восточной части России, сведения о музеях, программы по специальным вопросам археологии, истории и этнографии, библиографические списки, переводные работы.

Общество археологии, истории и этнографии оказалось очень деятельным научным учреждением и выпустило огромное количество интересных материалов и исследований таких ученых, как И. Н. Смирнов, В. К. Магницкий, М. Веске, Е. А. Малов, Г. Ахмаров, И. В. Яковлев, В. М. Мошков, К. Насыри, С. М. Матвеев и др. Большое количество публикаций, касающихся татарского народного творчества, принадлежит профессору Казанского университета, тюркологу, доктору сравнительного языкознания, председателю совета ОАИЭ Н. Ф. Катанову. В 1888-1899 гг. ученый организует несколько научных экспедиций в Сибирь, Китай, Монголию, Туркестан, а также в Уфимскую, Оренбургскую губернии. Результаты своих поездок он публикует в «Известиях Общества археологии, истории и этнографии» в виде статей, заметок, отчетов. По инициативе Катанова в «Известиях» был опубликован исследовательский труд по музыкальному фольклору «инородцев» офицера русской армии В. А. Мошкова, который собирал этнографический, а также нотный материал от татар, ногайцев, чувашей, киргизов, служивших в Варшавском военном округе. В. А. Мошков являлся сотрудником Петербургского Русского географического общества и Общества археологии истории и этнографии при Казанском университете. Его труды представляют собой этнографические наблюдения, содержащие описания музыкального быта татар конца XIX - начала XX в. В «Материалах для характеристики музыкального творчества инородцев Волжско-Камского края» (вып. II, т. XIV, 1897; вып. I, т. XVII, 1901) Мошков представил свыше 50 нотных образцов песен.

Действительные члены Общества археологии, истории и этнографии активно развивали культурные связи не только с российскими научными организациями, занимавшимися сохранением древнейших народных традиций, но и поддерживали тесные контакты с зарубежными учреждениями. Так, в одном

из писем-обращений была указана просьба к Совету Общества о высылке крупнейшей библиотеке г. Ташкента несколько томов «Известий» в порядке обмена4. В докладе Н. Ф. Ка-танова о деятельности ОАИЭ за тридцать лет существования подчеркивается важность и необходимость сотрудничества не только с российскими, но и зарубежными научными организациями. Так, 144 экземпляров «Известий» рассылается по городам России, более 50 - за границу. В обмен Общество получало издания из Австралии, Венгрии, Англии, Бельгии, Болгарии, Боснии и Герцеговины, Германии, Италии, Нидерландов, Норвегии, Сербии, США, Турции, Франции, Швейцарии, Швеции. В результате такого сотрудничества Общество получило широкую популярность в различных странах Восточной, Западной Европы и Средней Азии.

Общество археологии, истории и этнографии активно сотрудничало и с российскими редакциями, в частности, Самарскими, Уфимскими губернскими ведомостями5.

В конце XIX - начале ХХ в. при Казанском университете крупнейшим ученым, лингвистом, педагогом, профессором В. А. Богородицким впервые в России был создан Кабинет экспериментальной фонетики, получивший широкое признание не только на родине, но и за рубежом. Ученые проводили эксперименты в области фонетики речи, речевого интонирования с применением образцов народного музыкально-поэтического творчества. Начиная с 1913 г., в данном Кабинете активно велась работа по записи на фоновалики татарских, башкирских, мордовских, марийских песен. Нотными транскрипциями образцов народного творчества занималась ассистентка В. А. Богородицкого - М. М. Берг. Ею ноти-ровано около 100 песен народов Поволжья и Приуралья. В эти же годы она подготовила к изданию сборник «Восемь татарско-башкирских песен». Профессор В. Богородицкий подчеркивал важность изучения народных мелодий не только для музыкальной этнографии, но и для лингвистической науки: «Особенно должны интересовать лингвиста чисто народные мелодии; здесь для него представляется высокой важности вопрос, решение которого - еще в будущем: нет ли связи между характером национальных мелодий и характером музыки речи данного на-рода»6. Таким образом, В. Богородицкий под-

черкивал неразрывную связь музыки и слова. В Кабинете экспериментальной фонетики работали многие видные ученые, среди них: Н. Ф. Катанов, Г. Шараф, М. Х. Курбангалиев, А. А. Эйхенвальд. Показательно, что данная научная лаборатория получила широкую известность и среди деятелей культуры, писателей, поэтов. Например, ее часто посещал татарский поэт Габдулла Тукай, которого интересовали татарские народные песни их строение, музыкальные особенности7. Таким образом, в Кабинете экспериментальной фонетики проводились как лингвистические, так и музыкальные исследования.

Научные организации во второй половине XIX - начале ХХ в. внесли значительный вклад в историю татарской музыкальной этнографии; способствовали активной деятельности ученых, музыкантов, фольклористов по сбору, изучению и сохранению интересных и редчайших образцов татарского народного музыкального творчества.

Примечания

1 Токарев, С. А. История русской этнографии. М., 1966. С. 215.

2 Научная библиотека им. Н. И. Лобачевского. Отдел редких книг и рукописей. № 7.585. Л. 1.

3 Катанов, Н. Ф. Общество археологии, истории и этнографии за тридцать лет // Изв. О-ва археологии, истории и этнографии. 1908. Т. ХХГУ, вып. 3. С. 238-246.

4 Научная библиотека им. Н. И. Лобачевского. Отдел редких книг и рукописей. № 2528. Л. 28.

5 Там же. № 7585. Л. 1.

6 Богородицкий, В. А. Очерки по языковедению и русскому языку. М., 2004. С. 136.

7 См.: Эйхенвальд, А. А. Страстный поклонник музыки // Крас. Башкирия. 1916. № 4. С.10-12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.