Научная статья на тему 'Из истории общества археологии, истории и этнографии при Казанском Императорском университете'

Из истории общества археологии, истории и этнографии при Казанском Императорском университете Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
365
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХЕОЛОГИЯ / ЭТНОГРАФИЯ / ТУРКЕСТАНОВЕД / Н.Ф. КАТАНОВ / А.А. ДИВАЕВ / ОБРЯД / КОСМОГОНИЯ / ОБЫЧАЙ / ПАМЯТНИКИ / ВЕРОВАНИЯ / БАКСЫ / ARCHAEOLOGY / ETHNOGRAPHY / TURKESTAN RESEARCHER / N.F. KATANOV / A.A DIVAYEV / CEREMONY / COSMOGONY / MONUMENTS / RELIGIOUS FAITHS / BAKSY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Байтанаев Бауыржан Абишевич

Статья посвящена некоторым страницам истории Общества археологии, истории и этнографии при Казанском императорском университете и ее отдельным представителям, внесшим неоценимый вклад в развитие дореволюционной науки России и Казахстана. На основе библиографических материалов и архивных данных рассматривается творческое содружество Н.Ф. Катанова и А.А. Диваева, где особая роль отводится анализу эпистолярного наследия этих ученых. Анализ публикаций и рукописей как Диваева, так и Катанова, позволяет сделать вывод о том, что деятельность Диваева в данном обществе охватывает основной период его творческой жизни и является наиболее успешной в становлении научных взглядов, выработке принципов сбора, методов исследования и изложения фактологического материала. Работы Диваева в целом отвечали требованиям дореволюционной науки. Утвердившееся в конце XIX века в исторической школе России стремление к определению общественных основ народного творчества, несомненно, оказывало свое влияние на собирательское творчество таких ученых-краеведов, каким являлся Диваев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Байтанаев Бауыржан Абишевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

From the history of SOCIETY for archeology, history and ethnography AFFILIATED WITH KAZAN IMPERIAL UNIVERSITY

The paper is devoted to some pages of history of Society for archeology, history and ethnography affiliated with Kazan Imperial University and its individual representatives who made invaluable contribution to the development of pre-revolutionary science of Russia and Kazakhstan. Based on bibliographic materials and archival data, creative fellowship of N.F. Katanov and A.A. Divayev is considered, where a special role is given to the analysis of epistolary heritage of these scientists. The analysis of publications and manuscripts by A.A Divayev and N.F. Katanov allows conclude that Divayev’s activity in this society covers the main period of his creative life and is the most successful in formation of scientific views, in development of principles of collection, research methods and presentation factual material. Divayev’s works as a whole met the requirements of pre-revolutionary science. Established at the end of the XIX century in the historical school of Russia desire to determine social foundations of folk art undoubtedly exerted its influence on the gathering creativity of such scholars local historians as Divayev.

Текст научной работы на тему «Из истории общества археологии, истории и этнографии при Казанском Императорском университете»

УДК94(574)

https://doi.org/10.24852/2018A26.284.294

ИЗ ИСТОРИИ ОБЩЕСТВА АРХЕОЛОГИИ, ИСТОРИИ И ЭТНОГРАФИИ ПРИ КАЗАНСКОМ ИМПЕРАТОРСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

© 2018 г. Б.А. Байтанаев

Статья посвящена некоторым страницам истории Общества археологии, истории и этнографии при Казанском императорском университете и ее отдельным представителям, внесшим неоценимый вклад в развитие дореволюционной науки России и Казахстана. На основе библиографических материалов и архивных данных рассматривается творческое содружество Н.Ф. Катанова и А.А. Диваева, где особая роль отводится анализу эпистолярного наследия этих ученых. Анализ публикаций и рукописей как Диваева, так и Катанова, позволяет сделать вывод о том, что деятельность Диваева в данном обществе охватывает основной период его творческой жизни и является наиболее успешной в становлении научных взглядов, выработке принципов сбора, методов исследования и изложения фактологического материала. Работы Диваева в целом отвечали требованиям дореволюционной науки. Утвердившееся в конце XIX века в исторической школе России стремление к определению общественных основ народного творчества, несомненно, оказывало свое влияние на собирательское творчество таких ученых-краеведов, каким являлся Диваев.

Ключевые слова: археология, этнография, туркестановед, Н.Ф. Катанов, А.А. Ди-ваев, обряд, космогония, обычай, памятники, верования, баксы.

Основанное в 1877 г. IV археологическим съездом Общество археологии, истории и этнографии при Казанском университете (далее - ОАИЭ), согласно своему уставу, имело целью изучение прошлого и настоящего русского населения в пределах русского государства и инородческого на территории бывших Болгаро-Хазарского и Казанско-Астраханского царств с прилегающими к ним местностями Сибири и Средней Азии (Катанов, 1908).

На протяжении ряда лет председателем общества был профессор Н.Ф. Катанов. Зная бедственное положение населения национальных окраин России, он проявлял всяческую заботу о развитии краеведения и провинциальной ориенталистики. При его непосредственном содей-

ствии проводились работы А.Д. Нестерова, Н.Я. Саркина, Н. Пантусо-ва, М.Н. Бекимова, А.И. Алекторова, С. Матвеева, С.Е. Малова, Я.Д. Кобло-ва и других. По словам самого Катанова, он стремился привлечь к работе общества «инородцев», для которых двери его дома всегда были открыты (Иванов, 1962, с. 47-49). Поэтому неслучайно научная деятельность А.А. Диваева - яркого представителя интеллигенции Туркестанского края, этнографа-краеведа - в Казанском обществе проходила в тесном творческом содружестве с Н.Ф. Катановым.

А.А. Диваев не сразу становится членом-сотрудником общества, этому предшествуют его исследования в Туркестанском крае и, главным образом, сбор материалов об архитектурном памятнике Ходжи Ахмеда Ясави,

расположенном в городе Туркестане. Знакомство же с этим памятником истории и культуры, возможно, произошло еще ранее, в молодости, в 1878 г., когда Диваев проводил свой отпуск в городе Туркестане, а впоследствии служил переводчиком в уездном управлении (Дело об отчислении..., л. 1-5). В те годы помощником начальника Туркестанского, а некоторое время и Чимкентского уезда, был его дядя - капитан Диваев (Дело о назначении., л. 1-2).

Надписи мавзолея Ахмеда Ясави, списанные казием города Туркестана Лютфулла-ходжой Атаходжаевым в

1894 г. в присутствии Диваева, в распоряжение общества были присланы письмом из города Ташкента в ноябре

1895 г. Автор письма сообщил: «В мечети погребены, кроме святого Ходжи Ахмеда Ясави, и мусульманские царственные особы. При входе в мечеть, или скорее в усыпальницу великих людей Востока, бросается в глаза огромный котел, весь испещренный надписями и покоящийся посередине зала на колоссальном треножнике. Надписи начинаются с этого котла» (Диваев, Ахмеров, Катанов, 1896, с. 11-12.).

В декабре 1895 г. Диваев из Ташкента направляет в общество другое письмо, где содержится оттиск печати мавзолея Ахмеда Ясави. О существовании печати автор письма знал ранее, но не надеялся ее получить. Однако, пользуясь тем, что его покойный дядя был начальником уезда, человеком, уважаемым у сограждан и некоторое время имевшим административный контроль за доходами памятника, Ди-ваев посылает накибу этого заведения письмо с просьбой прислать оттиск печати и через определенное время

неожиданно получает его из города Туркестана с рекомендацией носить как амулет. Общество, обрадованное столь щедрым подарком, на страницах своего издания выразило ученому сердечную благодарность (Ахме-ров, 1896, с. 530). Позже, резюмируя 30-летнюю деятельность ОАИЭ, профессор Н.Ф. Катанов писал: «...из восточных предметов членов общества интересовало: ...древние здания, например, в г. Туркестане мечеть Яса-ви...» (Катанов, 1908, с. 241).

Следует подчеркнуть, что материалы, собранные в то время, послужили источником многим архитектурове-дам при изучении этого грандиозного сооружения, а оттиск, ввиду пропажи самой печати, остается единственным памятником такого рода.

11 января 1896 г. совет Общества археологии, истории и этнографии, нуждаясь в просвещенном содействии Диваева в научных изысканиях, единогласно избирает его своим членом-сотрудником (Материалы А.А. Диваева, л. 1). С этого времени начинается плодотворное сотрудничество Диваева с обществом, его редакцией и профессором Н.Ф. Катановым. Диваев налаживает переписку, любезно присылает ему и в редакцию опубликованные работы в других изданиях. В свою очередь общество, имея целью просвещение своих сотрудников, регулярно отправляет Диваеву научные издания: труды, программы, уставы, проекты, атласы (Материалы А.А. Диваева, л. 23). Безусловно, все эти работы оказались необходимы Диваеву для самообразования и были впоследствии использованы им в других изысканиях.

С 1896 г. А.А. Диваев ведет переписку непосредственно с Н.Ф. Ка-

Н.Ф. Катанов (1862-1922). Фото из личного архивного фонда Н.П. Остроумова, датированное 9 сентября 1898 г. На оборотной стороне подпись: "Глубокоуважаемому Н.П. Остроумову, талантливому ориенталисту и энергичному исследователю Сред. Азии, на добрую память от сибиряка- сагайца Н. Катанова". N.F. Katanov (1862-1922). Photo from the personal archive fund of N.P. Ostroumov, dated 9 September 1898. There is subscription overleaf "To the deeply respected N.P. Ostroumov, talented orientalist and energetic researcher of the Central Asia, for a good memory from Siberian-Sagayan N. Katanov".

тановым. Взаимодействие с ученым накладывает определенный отпечаток на его дальнейшую деятельность, отдельные советы и рецензии профессора дают новое направление в творчестве.

Рецензируя труды Диваева, увидевшие свет в «Сборниках материалов по статистике за 1891, 1892, 1894 и 1895 г.», Катанов отмечает и объясняет их ценность тем, что они написаны очевидцем. Вместе с тем он замечает: «Если можно в чем-нибудь винить автора, так это в неправильной транскрипции киргизских [казахских]

и сартовских [узбекских] слов русскими буквами». Далее Катанов указывает еще на одну слабую сторону работ -отсутствие самих текстов, поэтому он ставит под сомнение казахские и узбекские выражения, схожие с выражениями народов Западной Европы, встречаемые в переводе автора.

Характеризуя публикуемые сказки, Катанов указывает на их полезность для этнографов. Однако тут же оговаривается, что среди них мало таких, которые пригодились бы для сравнительного изучения верований тюркских народов: о злых духах, богатырях и борьбе их со злыми духами, проказах и т.д.

Лестно отзываясь о приметах, публикуемых впервые, но и указывая на некоторые недостатки (текст, системность и т.д.), Катанов рекомендует автору заняться составлением сборника примет.

Рецензент обращает особое внимание на научную сторону опубликованных обычаев. По этому поводу в рецензии читаем: «Было бы желательно знать: 1) как справляются свадьбы, похороны, наречение имени у богатых и бедных; 2) как справляются свадьбы у вдовых и т.д. Описание проводов невесты сделано А.А. Диваевым по рассказам одного человека, чего нельзя делать в науке» (Катанов, 1895).

Отзыв Катанова датирован 27 июня 1895 г. Диваев сразу же реагирует на эти критические замечания, и уже 12 апреля 1896 г. на экстренном публичном собрании общества им было сделано обстоятельное сообщение: «Времена года по киргизскому стилю с обозначением народных примет» (Материалы А.А. Диваева, л. 2). В работе, опубликованной в ИОАИЭ, названия месяцев были даны на ка-

захском языке и содержали этнографические сведения в отношении смены времени года, записанные со слов казаха Чимкентского уезда Иркембека Ахимбекова. Наиболее интересной была информация о Наурызе и времени его празднования, из которой мы узнаем, что казахи Чимкентского уезда отмечали три наурыза: 1 марта -общеказахский, 9 марта - персидский, называемый «Коктас», и Казыбек-наурыз (по имени одного казахского астронома) (Диваев, 1896, с. 283-286).

В августе 1896 г. Диваев закончил перевод и обработку казахской поэмы о Бикет-батыре, которая была прочитана на общем собрании общества 27 октября 1896 г. (Материалы А.А. Диваева, л. 5). Незадолго до этого, в апреле того же года, в ученых записках Казанского университета увидела свет работа И.В. Аничкова «Памятники киргизского творчества. Киргизская былина о героях Ир-Назаре и Бикете», записанная в Казалинске. Редакция издательства, проанализировав обе работы и убедившись, что материал Диваева более обширен и представляет собой совершенно новый вариант былины, записанный в другой местности - в Чимкентском уезде, решает незамедлительно издать труд. До печатания работы правку казахского текста осуществил Мухамеджан Сыз-дыков, а точную русскую транскрипцию былины сделал Н.Ф. Катанов. Он же составил перечень иностранных слов, встречаемых в публикации (Ди-ваев, 1897, с. 1-72).

31 января 1897 г. на собрании общества были зачитаны научные сообщения Диваева «О происхождении злых духов по верованиям киргизов Сырдарьинской области», «Древ-

некиргизские похоронные обычаи» (Материалы А.А. Диваева, л. 9). Обе работы впоследствии будут опубликованы в ИОАИЭ. Примечательно, что эти статьи и многие последующие Диваев написал по рукописи своего информатора Муллакубея Токпулато-ва. Вероятно, Токпулатов по просьбе автора статей специально наблюдал различные обряды и впоследствии передавал их в рукописях.

«Древнекиргизские похоронные обычаи» Диваев закончил писать 1 декабря 1896 г. В работе собраны подробные сведения о погребальном обряде, и, хотя автор говорит о существовании трех различных погребальных и поминальных обычаев двести с лишним лет назад, речь в статье идет об одном, имеющем лишь некоторые особенности, связанные с возрастом покойного. В статье описаны приметы, восклицания, молитвы, сопутствующие погребальному обряду. Причем автор, давая буквальный перевод слов, например, «Баурым-ай», «О, ты печень моя», тут же поясняет: «Так приговаривает только сестра брату и брат по брату». «Баурым-ай» - значит близкий, единоутробный, родной» (Диваев, 1897, с. 181-187).

В условиях массового оседания в начале двадцатого века кочевников обряд, описанный Диваевым, получил существенные изменения. Этнографическая экспедиция Чимкентского облмузея, производившая сборы весной 1990 г. в районе поселков Чарбулак, Турбат, убедилась в этом. В современном похоронном обычае уже отсутствуют элементы, описанные Диваевым: водружение пики с черным, белым или красным платком, скачки после погребения и т.д.

Абубекр Ахмеджанович Диваев

(1855-1933) АЬиЬекг Akhmedzhanovich Divayev (1855-1933)

Многие ученые-тюркологи Европы обращались с просьбой к профессору Катанову в город Казань доставить произведения Диваева. По этому поводу в одном из своих писем Катанов пишет: «Из Германии один мой знакомый, интересуясь турецко-татарским языком, обращается ко мне с просьбой о высылке ему для него и его учеников Вашего прекрасного издания в 2-х экземплярах: «Этнографические материалы», содержащие в себе киргизские причитания и сказку о Жезтырнаке. Не будете ли добры выслать мне ввиду вышеизложенного непременно наложенным платежом три экземпляра названного сочинения» (Материалы А.А. Диваева, л. 55).

Этнографическими очерками Диваева (благодаря Катанову) интересуются ученые Бельгии, Венгрии, Италии, Германии. В сентябре 1913 г. книготорговец из города Лейпцига просил профессора Катанова о скорейшей высылке трудов Диваева «Киргизские баксы», «Демонологические рассказы». На эти работы в

Германии был большой спрос. Но не только в вышесказанном была главная заслуга Катанова. Ученый мир Европы знал о Диваеве по публикациям в журнале «Библиография ориенталистики», издаваемом в Мюнхене, где Катанов сообщал о каждом произведении ученого из Туркестанского генерал-губернаторства (Доклад Киргизской научной комиссии, л. 27об). В свою очередь многие туркестановеды знакомятся с произведениями Катано-ва через Диваева. В одном из писем Катанов, посылая несколько экземпляров своей статьи, просит Диваева: «Будьте добры, раздайте их по принадлежности, если это не затруднит Вас» (Материалы А.А. Диваева, л. 28).

В письмах, помимо научных работ, в просьбах о почтовом отправлении того или иного ташкентского издания (Материалы А.А. Диваева, л. 29, 47, 55, 64), Катанов делится как своими обычными будничными делами, так и впечатлениями от различных поездок. В 1900 г. Диваев сопровождал Хивинского наследника в Петербург, гостил у академика В.В. Бартольда, а по возвращении в Ташкент нашел у себя на столе два письма от Катано-ва. В короткий промежуток времени профессор побывал с супругой в Австрии, Германии, Франции, Швейцарии, Италии. Похоже, он вывез оттуда много интересного и ценного, о чем с чисто дружеской откровенностью делился с Диваевым (Личный архивный фонд академика В.В. Бартольда, л. 29-30).

В июне 1913 г. Диваев гостил у Н.Ф. Катанова. Возможно, в жизни туркестанского ученого общение с профессором из Казани было одним из самых незабываемых. Во всяком случае, по приезде в Ташкент в одном

До конца XIX в. в Казани вышли работы Диваева «Киргизский рассказ о звездах» (Диваев, 1897, с. 366-369), «Киргизское описание солнца, находившегося на небесах» (Диваев,

1897, с. 370-377), «Из области киргизских верований. Баксы как лекарь и колдун» (Диваев, 1899, с. 307-344), «Несколько слов о свадебном ритуале киргизов Сырдарьинской области» (Диваев, 1900, с. 1-27), «Киргизское причитание по покойнику» (Диваев,

1898, с. 558-571). Две первые заинтересуют исследователя казахской космогонии и космонимии. По поводу же статьи «Из области киргизских верований» редакция общества писала, что о баксы сообщали в общих чертах К.В. Миллер, П.С. Паллас,

A. Левшин и многие другие исследователи, но подлинных слов призывания духов (на казахском языке) до сих пор, кроме В.В. Радлова (и Диваева), никто не передавал. Статья Диваева -ценный вклад в науку» (Диваев, 1899, с. 36). Опубликованная статья заслушивалась на заседании Туркестанского кружка любителей археологии. Работа заинтересовала его членов, а председательствующим было обращено внимание на то, что в призыве баксы упоминалось имя Сунак-ата, о котором говорится в сообщении

B.А. Каллаура (Туркестанские ведомости, 1900).

Последние две работы интересны не только этнографам, но и в большей степени фольклористам. Следует особо отметить статью «Несколько слов о свадебном ритуале киргизов Сырдарьинской области». Вопросы семьи и брака народов Средней Азии и Казахстана стали привлекать внимание исследователей уже в давние времена. Рассказы путешественников,

дипломатов, купцов и других лиц, посещавших юг Казахстана и соседние территории, чрезвычайно важны для изучения семейно-брачных отношений. Но эти материалы настолько эпизодичны, даны без какой-либо определенной локализации, что, естественно, не позволяют сделать глубоких выводов. Исключением является статья Диваева. Она написана по информации казаха Чимкентского уезда Иркимбека Ахимбекова и специально посвящена этому вопросу. Быть может, столь подробному описанию свадебного обряда способствовала не только известная рецензия Н.Ф. Катанова, но и то, что ранние записи по этому вопросу мы находим в книге Н.И. Гродекова «Киргизы и каракиргизы Сырдарьинской области». Вероятно, поэтому автор статьи, неоднократно ссылаясь на книгу Гродекова, обращает особое внимание на юридическую сторону вопроса. В частности, на уплату калыма, ответственность сторон в выполнении своих обязательств и т.д. Не случайно позже, в 1922 г., описывая этнографические материалы Сырдарьинской и Семи-реченской экспедиции, Диваев писал: «До сего времени юридическая сторона быта киргизов исследована, можно сказать, очень мало, если не считать попыток Н.И. Гродекова. ...Книга эта не может исчерпывающе ответить на все юридические вопросы по обычному праву» (Диваев, 1964, с. 157-159).

Статья о свадебном ритуале, опубликованная в «Ученых записках Казанского университета», а также выпущенная отдельным оттиском, была два раза перепечатана в советское время. Академическую транскрипцию казахского текста осуществил Н.Ф. Катанов. Он же в завершение

Оттиск печати мавзолея Ахмеда Ясави, добытый А.А. Диваевым в 1895 году. Во внутреннем круге написаны слова: "Хаз-рет-Султан Ходжа Ахмед Ясави". Вокруг внутреннего круга имена десяти мусульманских шейхов, начиная с Мухаммеда.

Impression of the seal of Akhmed Yasawi mausoleum found by A.A. Divayev in 1895. There are words in the inner circle: "Khazret-Sultan Khoja Akhmed Yasawi". Names of ten Muslim sheikhs beginning with Mukhammed are written around the inner circle.

статьи говорил, что варианты казахской свадебной песни имеются только у В.В. Радлова и никем более не опубликованы (Диваев, 1900, с. 27).

Как видно, если в последнем пятилетии XIX в. в обществе Казанского университета деятельность Диваева была наиболее активной, то далее наблюдается спад, который не касается в целом творчества и отношений с Н.Ф. Катановым. Более того, Ката-нов постоянно просит от уже пожизненного члена общества прислать хоть какую-нибудь работу. В письме, адресованном Катановым 27 января 1904 г. Диваеву, говорится: «Если бы Вы прислали для «Известий» нашего общества какой-нибудь этнографический очерк, объемом не более 10-12

страниц, то я напечатал бы его сейчас же, так как у общества я выторговал навсегда по одному печатному листу на выпуск» (Материалы А.А. Дивае-ва, л. 55).

Только в 1908 г. в «Известиях» общества выйдет работа Диваева в соавторстве с В.Н. Андерсеном «Киргизская легенда о Ветхозаветном Великане Адже (оге)». Предисловие написал сам Н.Ф. Катанов. Ввиду того, что легенда эта благодаря Ветхому завету распространена почти по всему разноязычному Востоку, профессор западноевропейской литературы Вальтер Николаевич Андерсен снабдил статью ценными замечаниями по поводу происхождения и вариантов легенды (Диваев, Андерсон, 1908).

В период с 1901 по 1906 г. общество неоднократно письменно выражало благодарность Диваеву за присланные работы: «Библиографическая заметка», «Киргизские болезни и способы их лечения», «Как Алдар-Косе надул черта», «Алача-хан», «Сказки киргизов Сырдарьинской области» и др. (Материалы А.А. Диваева, л. 44, 48, 52, 54).

Но не только публикациями радовал Диваев Казанское общество. В 1897 г. в дар ОАИЭ им были отправлены фотографические снимки с китайских идолов (8 фигурок на 2-х таблицах), на что специальным письмом от 8 октября 1897 г. № 167 совет общества выразил ученому благодарность (Материалы А.А. Диваева, л. 13).

Благодаря Катанову Диваева стали знать как ученого в России и Европе. В 1898 г. Платон Михайлович Мелио-ранский просил Катанова переадресовать Диваеву его работы (Материалы А.А. Диваева, л. 29).

из писем Диваев передает лучшие впечатления, оставленные сердечным приемом семьи Катанова: «Дети шлют глубокий привет... Они никак не могут забыть Чудного озера и соснового леса» (Личный архивный фонд профессора Н.Ф. Катанова, л. 8).

По официальным документам 1906-1907 гг., Диваев был женат на дочери потомственного почетного гражданина Ташкента Алиль-ходжи Юнусова - на девице Бибихамиде Джелялитдиновне Яхеиной, детей не имел (Дело об увольнении от службы..., л. 15 об.). Однако в 1916 г. В. Гордлевский в своей статье, посвященной 25-летию научной деятельности Диваева, упоминал: «Теперь он отдался просвещению татар и состоит директором татарской школы в Ташкенте» (Гордлевский, 1916). Это обстоятельство дает нам основание предположить, что Диваев, будучи в то время педагогом, гостил в Казани вместе со своими учениками.

Быть может, поэтому в его творчестве именно тогда наблюдалось относительное «затишье». Согласно же письмам, Диваев по-прежнему информирует Катанова о новых изданиях в Ташкенте. Он высылает различные рукописи, хлопочет в канцелярии генерал-губернатора по поводу приобретения «Кауфманского сборника». Помимо всего этого отправляет в Казань казахские пословицы, перевод которых должен был осуществить Ка-танов (Личный архивный фонд профессора Н.Ф. Катанова, л. 8 об., 9, 36, 36 об.).

Выпускник восточного факультета Санкт-Петербургского университета Николай Федорович Катанов -ученик В.В. Радлова, Н.Н. Березина, В.Д. Смирнова, профессор, активный деятель Казанского университета в 1894-1922 гг., до конца своей жизни оставался неизменным почитателем, другом и научным наставником А.А. Диваева.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ахмеров П.Н. Описание печати Ахмеда Ясави // Известия Общества археологии, истории и этнографии при Казанском университете. Казань, 1896. Т. 13. Вып. 6. С. 530-537.

2. Гордлевский В. А.А. Диваев: (К 25-летию научной деятельности) // Живая старина. Вып. 1 / Отв. ред. В.И. Ламанский. СПб.: Отделение этнографии ИРГО, 1916. С. 37-38.

3. Дело о назначении штабс-капитана Арбузова начальником отделения областного правления, майора Усова старшим помощником уездного начальника и капитана Диваева в Чимкентский уезд старшим помощником уездного начальника / Центральный государственный архив Республики Узбекистан. (Далее:ЦГА Руз), Ф.И-1, ОП. 1, Д. 1317, Л.1-2.

4. Дело об отчислении переводчика Маргеланского уездного управления Дива-ева от настоящей должности с прикомандированием для письменных занятий в Туркестанское уездное управление и о назначении вместо него Али-Султана Ирзабекова / ЦГА Руз ,ф. И-1, оп. 1, д. 612, л. 1-5.

5. Дело об увольнении от службы переводчика канцелярии генерал-губернатора надворного советника Диваева и об удовлетворении его пособием и обратными прогонами / ЦГА Руз., ф. И-1, оп. 2, д. 870 (39), л. 15 об.

6. Диваев А.А. Из области киргизских верований. Баксы как лекарь и колдун: (Этнографический очерк) // ИОАИЭ. Т. XV. Вып. 3. Казань, 1899. С. 307-344.

7. Диваев А.А. Из области киргизских верований. Баксы как лекарь и колдун: (Этнографический очерк) / Отдельный оттиск. Казань, 1899. 38 с.

8. Диваев А.А. Киргизские причитания по покойнику // ИОАИЭ. Т. XIV. Казань, 1898. С. 558-571.

9. Диваев А.А. Киргизский рассказ о звёздах // ИОАИЭ. Т. XIV. Вып. 3. Казань, 1897. С. 366-369.

10. Диваев А.А. Киргизское описание солнца, находящегося на небесах. // ИОАИЭ. Т. XIV. Вып. 3. Казань, 1897. С. 370-377.

11. Диваев А.А. Несколько слов о свадебном ритуале киргизов Сырдарьинской области // Ученые записки Казанского ун-та. Кн. IV. Казань, 1900. С. 1-27.

12. ДиваевА.А. Древне-киргизские похоронные обычаи // ИОАИЭ. Т. XIV. Вып. 2. Казань, 1897. С. 181-187.

13. Диваев А.А. Месяцы по киргизскому стилю с обозначением народных примет // ИОАИЭ. Т. XIII. Вып. 4. Казань, 1896. С. 283-286.

14. Диваев А.А. Памятники киргизского народного творчества. Киргизская былина о Бикет-батыре // Ученые записки Казанского ун-та. Т. XI. Казань, 1897. С. 1-72.

15. Диваев А.А. Этнографические материалы по казах-киргизам Туркестана // Казахская народная поэзия. (Из образцов, собранных и записанных А.А. Диваевым). Алма-Ата, 1964. С. 157-159.

16. Диваев А.А., Андерсон В.Н. Киргизская легенда о ветхозаветном великане Адже (оге) // ИОАИЭ. Т. XXV. Вып. 5. Казань, 1908. С. 431-452.

17. Диваев А.А., Ахмеров П.Н., Катанов Н.Ф. Восточные заметки: Статьи и исследования / Отдельный оттиск. Казань, 1896. 42 с.

18. Доклад Киргизской научной комиссии / ЦГА РУЗ. Ф. Р-25, Оп. 1, Д. 1138.

19. Иванов С.Н. Николай Федорович Катанов (1862-1922): Очерк жизни и деятельности. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1962. 107 с.

20. Катанов Н. Общество археологии, истории и этнографии за тридцать лет: Доклад председателя оного в общем собрании 18 марта 1908 года // ИОАИЭ. Т. XXIV. Вып. 3. Казань, 1908. С. 238-246.

21. Катанов Н.Ф. [Рец.] А.А. Диваев. Этнографические материалы // ИОАИЭ. Т. XIII. Вып. 2. Казань, 1895. С. 84-87.

22. Личный архивный фонд академика В.В. Бартольда / С.-Петербургское отделение архива РАН , ф.68, оп. 2, ед. хр. № 85, л. 29-30.

23. Личный архивный фонд профессора Н.Ф. Катанова / Центральный Государственный архив Республики Татарстан, ф - 969, оп.1, д.24, л.8,8 об, 9, 36, 36 об.

24. Материалы А.А. Диваева / Центральная научная библиотека Национальной Академии наук Республики Казахстан. Рукописный фонд, п.1168, №1, л.1-55.

25. Туркестанские ведомости. 1900. № 17.

Информация об авторе:

Байтанаев Бауыржан Абишевич, Академик Национальной Академии наук РК, доктор исторических наук, Генеральный директор Института археологии им. А.Х. Маргулана КН МОН Республики Казахстан (г. Алматы, Казахстан); [email protected]

FROM THE HISTORY OF SOCIETY FOR ARCHEOLOGY, HISTORY AND

ETHNOGRAPHY AFFILIATED WITH KAZAN IMPERIAL UNIVERSITY

B.A. Baitanayev

The paper is devoted to some pages of history of Society for archeology, history and ethnography affiliated with Kazan Imperial University and its individual representatives who

made invaluable contribution to the development of pre-revolutionary science of Russia and Kazakhstan. Based on bibliographic materials and archival data, creative fellowship of N.F. Katanov and A.A. Divayev is considered, where a special role is given to the analysis of epistolary heritage of these scientists. The analysis of publications and manuscripts by A.A Divayev and N.F. Katanov allows conclude that Divayev's activity in this society covers the main period of his creative life and is the most successful in formation of scientific views, in development of principles of collection, research methods and presentation factual material. Divayev's works as a whole met the requirements of pre-revolutionary science. Established at the end of the XIX century in the historical school of Russia desire to determine social foundations of folk art undoubtedly exerted its influence on the gathering creativity of such scholars - local historians as Divayev.

Keywords: archaeology, ethnography, Turkestan researcher, N.F. Katanov, A.A Divayev, ceremony, cosmogony, monuments, religious faiths, baksy.

REFERENCES

1. Akhmerov, P. N. 1896. In Izvestiia obshchestva arkheologii, istorii i etnografiipri Kazanskom imperatorskom universitete (Reports of the Society of Archaeology, History and Ethnography Affiliated with Kazan Imperial University) 13 (6). Kazan, 530-537 (in Russian).

2. Gordlevsky, V. 1916. In Zhivaia starina (Living Antiquity) 1. Saint Petersburg: Department of Ethnography of the Imperial Russian Geographical Society, 31-33 (in Russian).

3. Delo o naznachenii shtabs-kapitana Arbuzova nachal'nikom otdeleniya oblastnogo pravleniya, mayora Usova starshim pomoshhnikom uezdnogo nachal'nika i kapitana Divaeva v Chimkentskiy uezd starshim pomoshhnikom uezdnogo nachal'nika (The Case of Appointment of Staff-Captain Arbuzov as Chief of Division of the Oblast Government, Major Ussov as First Officer of District Chief, and Captain Divayev in Chimkent District as First Officer of District Chief). Central state archive of the Republic of Uzbekistan. Fund I-1, Inv. 1, dossier 1317, sheet 1-2 (in Russian).

4. Delo ob otchislenii perevodchika Margelanskogo uezdnogo upravleniya Divaeva ot nastoyashhey dolzhnosti s prikomandirovaniem dlya pis'mennykh zanyatiy v Turkestanskoe uezdnoe upravlenie i o naznachenii vmesto nego Ali-Sultana Irzabekova (The Case of Dismissal of Translator of Margelan District Government Divayev from his Position with Appointment to Record Keeping in Turkestan District Government and of his Substitution by Ali-Sultan Irzabekov).

5. Central state archive of the Republic of Uzbekistan. Fund I-1, Inv. 1, dossier 612, sheet 1-5 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Delo ob uvol'nenii ot sluzhby perevodchika kantselyarii general-gubernatora nadvornogo sovetnika Divaeva i ob udovletvorenii ego posobiem i obratnymi progonami (The Case of Dismissal of the Translator from the Chancellery of Governor General, Court Counselor Divayev and on his Satisfaction with the Payment and Travelling Allowances). Central state archive of the Republic of Uzbekistan. Fund I-1, Inv. 2, dossier 870 (39), sheet 15 (in Russian).

7. Divaev, A. A. 1899. In Izvestiia obshchestva arkheologii, istorii i etnografii pri Kazanskom imperatorskom universitete (Reports of the Society of Archaeology, History and Ethnography Affiliated with Kazan Imperial University) XV (3). Kazan, 307-344 (in Russian).

8. Divaev,A.A. 1899. Izoblastikirgizskikhverovaniy. Baksykaklekar'ikoldun: (Etnograficheskiy ocherk) Otdel'niy ottisk. (Kirghiz Beliefs. Baksy as a Healer and Sorcerer: (Ethnographic Essay)) Offprint. Kazan (in Russian).

9. Divaev, A. A. 1898. In Izvestiia obshchestva arkheologii, istorii i etnografii pri Kazanskom imperatorskom universitete (Reports of the Society of Archaeology, History and Ethnography Affiliated with Kazan Imperial University) XIV. Kazan, 558-571 (in Russian).

10. Divaev, A. A. 1897. In Izvestiia obshchestva arkheologii, istorii i etnografii pri Kazanskom imperatorskom universitete (Reports of the Society of Archaeology, History and Ethnography Affiliated with Kazan Imperial University) XIV (3). Kazan, 366-369 (in Russian).

11. Divaev, A. A. 1897. In Izvestiia obshchestva arkheologii, istorii i etnografii pri Kazanskom imperatorskom universitete (Reports of the Society of Archaeology, History and Ethnography Affiliated with Kazan Imperial University) XIV (3). Kazan, 370-377 (in Russian).

12. Divaev, A. A. 1900. In Uchenye zapiski Kazanskogo universiteta (Scientific Bulletin of the Kazan University) 4. 1-27 (in Russian).

13. Divaev, A. A. 1897. In Izvestiia obshchestva arkheologii, istorii i etnografii pri Kazanskom imperatorskom universitete (Reports of the Society of Archaeology, History and Ethnography Affiliated with Kazan Imperial University) XIV (2). Kazan, 181-187 (in Russian).

14. Divaev, A. A. 1896. In Izvestiia obshchestva arkheologii, istorii i etnografii pri Kazanskom imperatorskom universitete (Reports of the Society of Archaeology, History and Ethnography Affiliated with Kazan Imperial University) XIII (4). Kazan, 283-286 (in Russian).

15. Divaev A.A. 1897. In Uchenye zapiski Kazanskogo universiteta (Scientific Bulletin of the Kazan University) 11. 1-72 (in Russian).

16. Divaev A.A. Etnograficheskie materialy po kazakh-kirgizam Turkestana // Kazakhskaya narodnaya poeziya. (Iz obraztsov, sobrannykh i zapisannykh A.A. Divaevym). Alma-Ata, 1964. S. 157-159.

17. Divaev, A. A. 1908. In Izvestiia obshchestva arkheologii, istorii i etnografii pri Kazanskom imperatorskom universitete (Reports of the Society of Archaeology, History and Ethnography Affiliated with Kazan Imperial University) XXV (5). Kazan, 431-452 (in Russian).

18. Divaev, A. A., Akhmerov, P. N., Katanov, N. F. 1896. Vostochnye zametki: Stat'i i issledovaniya. Otdel'niy ottisk (Oriental Notes: Articles and Studies) Offprint. Kazan (in Russian).

19. Doklad Kirgizskoy nauchnoy komissii (Report of the Kirghiz Scientific Commission) Central state archive of the Republic of Uzbekistan. Fund R-25, Inv. 1, dossier 1138 (in Russian).

20. Ivanov, S. N. 1962. Nikolay Fedorovich Katanov (1862-1922): Ocherkzhizni i deyatel'nosti (Nikolay Fedorovich Katanov (1862-1922): Essay on life and work). Moscow; Leningrad: Academy of Sciences of the USSR (in Russian).

21. Katanov, N. 1908. 1908. InIzvestiia obshchestva arkheologii, istorii i etnografiipri Kazanskom imperatorskom universitete (Reports of the Society of Archaeology, History and Ethnography Affiliated with Kazan Imperial University) XXIV (3). Kazan, 238-246 (in Russian).

22. Katanov, N. F. 1895. In Izvestiia obshchestva arkheologii, istorii i etnografii pri Kazanskom imperatorskom universitete (Reports of the Society of Archaeology, History and Ethnography Affiliated with Kazan Imperial University) XIII (2). Kazan, 84-87 (in Russian).

23. Lichniy arkhivniy fond akademika V. V. Bartol'da (Personal Archive of Academician V. V. Barthold). Saint Petersburg branch of archive of the Russian Academy of Sciences, f. 68, inv. 2, dossier 85, sheet 29-30 (in Russian).

24. Lichniy arkhivniy fond professora N. F. Katanova (Personal archive fund of Professor N. F. Katanov). Central state archive of the Republic of Tatarstan, f. 969, inv. 1, dossier 24, sheet 8,8, ob. 9, 36, 36 ob (in Russian).

25. Materialy A.A. Divaeva (Materials by A.A. Divayev). Central research library of the National Academy of Sciences of the Republic of Kazakhstan. Handwritten fund, p. 1168, no. 1, sheet 1-55 (in Russian).

26. 1900. In Turkestanskie vedomosti (Turkestan Journal). 17 (in Russian).

About the Author:

Baytanayev Bauyrzhan A. Academician of the Nacional Academy of the RK General Director of the Institute of Archeology after A. H. Margulan. Doctor of Historical Sciences. Dostyk Ave., 44, Shevchenko Str., 28, Almaty, 050010, the Republic of Kazakhstan; [email protected]

Статья поступила в номер 01.10.2018 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.