Научная статья на тему 'Избыточная информация в курсе ОБЖ. Зло или благо?'

Избыточная информация в курсе ОБЖ. Зло или благо? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Школьные технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ЗНАНИЯ / УМЕНИЯ / НАВЫКИ / АЛГОРИТМ ПОВЕДЕНИЯ / СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ / ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБЖ / СОДЕРЖАНИЕ КУРСА / INFORMATION / KNOWLEDGE / SKILLS / BEHAVIOR ALGORITHM / VALUE SYSTEM / LIVELIHOODS / LIFE CYCLE / COURSE CONTENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Залесский Михаил Львович

В статье рассматриваются способы включения в курс ОБЖ дополнительной информации и возможные последствия такого включения, предлагается критерий разделения дополнительной информации на полезную и избыточную. В качестве примера проанализированы четыре включения в курс ОБЖ избыточной информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Залесский Михаил Львович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Excess Information In The Course Of Obj. Evil Or Good?

The article discusses ways to include additional information in the OBZh course, and possible consequences of such inclusion, suggests a criterion for dividing additional information into useful and redundant. As an example, four inclusions in the OBJ course of redundant information were analyzed.

Текст научной работы на тему «Избыточная информация в курсе ОБЖ. Зло или благо?»

ИЗБЫТОЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ В КУРСЕ ОБЖ. ЗЛО ИЛИ БЛАГО?

Залесский Михаил Львович,

кандидат педагогических наук, доцент Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород, e-mail: zalml@rambler.ru

В СТАТЬЕ РАССМАТРИВАЮТСЯ СПОСОБЫ ВКЛЮЧЕНИЯ В КУРС ОБЖ ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ИНФОРМАЦИИ И ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ТАКОГО ВКЛЮЧЕНИЯ, ПРЕДЛАГАЕТСЯ КРИТЕРИЙ РАЗДЕЛЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ПОЛЕЗНУЮ И ИЗБЫТОЧНУЮ. В КАЧЕСТВЕ ПРИМЕРА ПРОАНАЛИЗИРОВАНЫ ЧЕТЫРЕ ВКЛЮЧЕНИЯ В КУРС ОБЖ ИЗБЫТОЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ.

• информация • знания • умения • навыки • алгоритм поведения • система ценностей

• жизнедеятельность • ОБЖ • содержание курса

Предмет ОБЖ (Основы Безопасности Жизнедеятельности) введён в школьный курс в 1991 году. Перед курсом ставились, бесспорно, важные цели: «формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих... приобретение ими способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях, оказание помощи пострадавшим» [1]. Казалось бы, всё понятно, своевременно, выполнимо. Однако отношение к предмету и у учителей, и у школьников до сих пор достаточно неоднозначное. Мало кто считает его важным. Увлекательным, занятным — да, важным, нужным — нет. А если он не нужен и не важен, то сил, внимания, времени, особенно в старших классах, ему достаётся — по остаточному принципу.

Почему так происходит? Спрячемся за длинную цитату: «.единый подход к организации образовательного процесса по учебному предмету „Основы безопасности жизнедеятельности". на должном уровне не осуществляется. Причинами данного положения дел являются:

• отсутствие чёткой прогностической работы, опирающейся на анализ современного состояния и содержания безопасности жизнедеятельности как учебной и научной дисциплины;

• низкий уровень развития содержания и методологии учебного предмета в системе общего образования, недостаточность использования современных педагогических технологий как составной части обучения и воспитания обучающихся;

• фрагментарность подхода к преподаванию ОБЖ в общеобразовательных учреждениях на региональном уровне, отсутствие чёткого комплексного и тематического планирования образования обучающихся в области безопасности жизнедеятельности;

• отсутствие конкретных требований к уровню подготовки обучающихся на региональном уровне, детализирующих результаты освоения обязательного минимума образовательного стандарта по ОБЖ и свидетельствующих об их способностях обеспечить личную безопасность в повседневной жизни, в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, постоянном совершенствовании своих знаний и умений в этой области» [2].

Итак, содержание курса чётко не оговорено, входной и итоговый контроль — поверхностен, но задачи, ставящиеся перед курсом, благие. Похоже, методика решения этих задач и круг обсуждаемых вопросов отдаётся на усмотрение преподавателя.

нонет тодш, прошы

Но и здесь не всё просто. Согласно Приказу Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н «преподаватель — организатор основ безопасности жизнедеятельности должен иметь высшее профессиональное образование и профессиональную подготовку по направлению подготовки «Образование и педагогика» или ГО без предъявления требований к стажу работы либо среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или ГО и стаж работы по специальности не менее 3 лет, либо среднее профессиональное (военное) образование и дополнительное профессиональное образование в области образования и педагогики и стаж работы по специальности не менее 3 лет» [3].

Конечно, офицеры-отставники обладают очень интересным опытом, которым с радостью делятся с учениками. Они способны сделать курс увлекательным, используя дополнительную информацию, которой у них с их профессиональным опытом — в избытке. Вопрос — вся ли эта информация нужна ученикам общеобразовательной школы? Предмет называется «Основы безопасности жизнедеятельности». Если понимать под жизнедеятельностью повседневную деятельность человека в привычных для него условиях, становится понятным, что жизнедеятельность военнослужащего отличается от жизнедеятельности школьника. Достаточно часто информация, которой владеют вчерашние военные, для школьника будет явно избыточной. Однако даже систематический рассказ о своём опыте при определённых условиях может сформировать у ученика алгоритм поведения в определённой ситуации [4]. Значит, информация, включаемая в курс для привлечения внима-

ния, поддержания интереса, может быть как полезной, так и вредной.

Справедливости ради заметим, что отставные военные являются не единственным источником избыточной информации. С учётом проблем, выявленных выше [2], введения в курс элементов допризывной подготовки и благих задач, поставленных перед курсом [1], ученики иногда получают совершенно неожиданную информацию.

Автору посчастливилось вести курс «Безопасность жизнедеятельности» — вузовское продолжение ОБЖ — в Нижегородском государственном университете (Институт Экономики и Предпринимательства). Соответственно приходится работать со знаниями, умениями и навыками, заложенными в школе. Мы провели экспресс-опрос ста студентов первого курса. Целью опроса было узнать, какую «дополнительную информацию» получали вчерашние школьники в курсе ОБЖ. Сразу оговоримся, мы разговаривали не с выпускниками кадетских классов, мы не обсуждали знания, полученные во время сборов в 10-м классе. Нас интересовало лишь изучаемое в курсе общеобразовательной школы. Результаты опроса сведены в таблицу (см. таблицу 1).

Проанализируем таблицу. Первый вопрос, который приходит в голову: «Зачем?». Зачем, например, знать текст Присяги наизусть, если ты не присягал? Зачем систематически заниматься строевой подготовкой, если твоя жизнедеятельность не включает хождения строем? Мы постоянно говорим о том, что на курс отведено недостаточно времени. Времени не хватает на изучение бесспорно важных тем. Когда в такой ситуации видишь вчерашнюю

Таблица 1

Изучаемые темы Доля участвовавших (%)

Строевая подготовка 30

Устройство автомата (пистолета, гранаты) на макете 25

Текст Присяги (наизусть) 20

Стрельба из пневматического (лазерного) симулятора боевого огнестрельного оружия 8

Навыки рукопашного боя (в том числе с применением холодного оружия и средств самообороны) 7

Стрельба из боевого огнестрельного оружия 0

школьницу-отличницу, которая на память цитирует «порядок действия ударно-спускового механизма автомата Калашникова», становится как-то не по себе. Ей нужна была пятёрка — она выучила. Зачем?

Не будем настаивать на репрезентативности выборки испытуемых и достоверности результатов. Наша задача — лишь доказать наличие проблемы. Возможно, нам достались нетипичные школьники и в остальных школах ситуация другая. Проверим. Поищем доказательства ещё одним способом — зададим в Интернете поисковый запрос «ОБЖ, АК, фото» и получим бесконечный список ссылок. Становится понятно, что наши школьники — не исключение. Приглядимся к некоторым из найденных ссылок.

Итак, сайт школы № 43 города Калининграда [5] (фото 1). Цитируем по сайту: «Занятие по огневой подготовке. На уроке ОБЖ осваивали практические навыки стрельбы из лазерного пистолета. Учитель ОБЖ, Николай Петрович Чернега, полковник ВВС в отставке, проводил занятие по огневой подготовке» (http://maou43.ru/2015-05-18-1 8-45-14/1 0-11 -к!авву/11 -а/^етЛ 147-zanyatie-po-ognevoj-podgotovke.html).

Можно спорить с автором заметки относительно терминологии, но на фотографии школьник стреляет в школьном кабинете в сторону доски из предмета, похожего на пистолет (лазерного его симулятора). Какие навыки формируются в результате? В любом случае формируется интерес к оружию, желание его иметь. Зачем, если мы не говорим о кадетском классе и подго-

товке будущих офицеров? Даже разговор о допризывной подготовке здесь не совсем уместен: призывник — это будущий солдат, пистолет — оружие офицера.

Дальше — интереснее (фото 2). Город Барыш Ульяновской области, школа № 1 [6]. Снова цитируем по сайту: «5 марта 2018 года преподаватель-организатор ОБЖ Чижов Николай Александрович провёл среди девушек 9-11 классов общешкольные соревнования по стрельбе из лазерного оружия, посвящённые Международному празднику 8 Марта. Самые меткие получили школьные грамоты» (http://barschool.ucoz.net/ news/obshheshkolnye sorevnovanija_po_ stre!be_iz_!azernogo_oruzhija_sredi_ devushek/2018-03-05-822).

Что мы видим на фотографии? В школьном кабинете школьница, в окружении подруг, сосредоточенно целится из автомата в место, где обычно находится учитель. Грустная шутка, конечно, но, судя по тому, как она держит автомат, навык прицеливания, по крайней мере, у неё сформирован. Чем пример отличается от предыдущего? Добавлен элемент совместной деятельности, соревновательности, а это уже условие для формирования личной системы ценностей [7, с. 233-234]. Ученик усваивает, что стрелять — хорошо, хорошо стрелять — престижно.

Дальше — веселее. МКОУ «Медвежьегорс-кая СОШ № 1» Республики Карелия. Игра по ОБЖ для восьмого класса. Этап называется «разборка АК-74». Цитируем описание этапа: «Участвуют по 3 человека от каждой команды. Разобравший автомат за 15 секунд

Фото 1

Фото 2

Ноши, тодш, ппвеиты

получает 5 баллов. Плюс 0,5 балла за каждую секунду опережения. Разобравший автомат за 15-17 секунд получает 4 балла. Разобравший за 17-19 секунд — 3 балла, за 19 и более — 1 балл. Штрафные баллы: участник не отсоединил магазин и взвёл затвор — 3 штрафных балла; нажал на спусковой крючок, не направив ствол вверх, — 3 штрафных балла» [8]. Интересно, что ставится задача только разобрать автомат (уничтожить оружие). А если серьёзно, восьмиклассникам предлагается играть с макетом автомата, выполнять действия, характерные для подготовки автомата к стрельбе и самой стрельбы. Статус мероприятия (игра) формирует отношение к оружию не как к источнику опасности, а как к игрушке.

Предвидим характерное для этого момента замечание: «навык обращения с оружием пригодится при службе в армии». Коллеги, давайте надеяться, что девушкам с двух последних фотографий никогда не понадобится служить в армии — это не их жизнедеятельность! Кроме того, возьму на себя смелость утверждать, что полученные таким образом

навыки при обращении с боевым оружием будут не только вредны, но и опасны.

Чтобы убедиться в этом, посмотрим на рекламу интерактивного лазерного тира, в том числе предназначенного и для уроков ОБЖ [9]. Опять — девушки с автоматами! Обратите внимание на большой палец правой руки на фото 4 (http://bazis-ufa.ru/catalog/10564. html). Очевидно, что навык стрельбы сформирован на симуляторе. Девушка не боится, она уверена, что пользоваться автоматом умеет. Если в руки этой амазонке попадёт реальное оружие (отдача, шум, дым, отлетающие гильзы), она его просто уронит. Похожее и на фото 5. Обратите внимание, как держит приклад автомата девушка, стоящая посередине. Она упирается в приклад губами. При выстреле из реального автомата последствия тоже будут плачевными.

Предлагая школьнику поиграть с предметом, похожим на оружие, мы будим в нём интерес к оружию, убеждаем его, что он умеет оружием пользоваться, а это отключает естественную защиту ребёнка — страх. То же

Фото 5

самое происходит и с приёмами рукопашного боя. Единожды показанный на уроке приём не сформирует у ребёнка навык без постоянной тренировки, но может создать ощущение защищённости, которое, в свою очередь, заставит ребёнка забыть об осторожности, усилив тем самым опасность.

К сожалению, избыточную информацию ребёнок может получить и из вполне доступных учебных пособий. Пример? Пожалуйста! Хороший справочник «Энциклопедия безопасности» В.И. Громова и Г.А. Васильева при переиздании был дополнен. Цитируем по аннотации к третьему изданию: «В новой (заключительной) версии авторы значительно расширили и дополнили существующий материал. Авторы раскрывают практические сведения по безопасности в самом широком смысле этого слова — информационная и компьютерная безопасность, упреждающая разведывательная деятельность, партизанская борьба как средство защиты своего Отечества, следопытство и маскировка, специальные навыки, навыки обращения с оружием, рукопашный бой, выживание в экстремальных природных условиях, а также многое другое» [10]. Чтобы раскрыть выражение «многое другое», приведём название некоторых тем, появившихся в справочнике (с номерами параграфов). Итак, в третьем издании рассматриваются темы: «2.1.2.1. Коктейль Молотова», «2.1.2.2. Бомба из хозмага», «2.1.3.7. Уничтожение и обезвреживание отдельных мин», «2.1.4.2. Обращение с гранатами, уход и сбережение», «2.13.13. Минирование дорог и уязвимых мест», «2.13.14. Вывод из строя транспортных средств», «2.13.17. Организация внезапных нападений», «2.14.4. Приёмы эффективной стрельбы», «2.15.1. Снятие часового», «2.15.2. Захват в плен», «2.15.3. Связывание пленного», «2.15.5. Удары ножом», «2.15.11. Удары сапёрной лопаткой», «2.15.14. Метание ножа». Хорошо написанный справочник, практически — самоучитель. Самоучитель для кого? Поскольку информация аккумулирована в одном сборнике и общедоступна, школьник, ищущий, например, материал для доклада по ОБЖ, может случайно найти информацию, явно избыточную для условий его жизнедеятельности. Такая информация формирует интерес, многократное обращение к подобным темам, при определённых условиях [4] формирует алгоритм поведения, а потом и навык.

Подведём итог. Мы привели несколько достаточно типичных примеров включения в курс ОБЖ избыточной информации. Нашей задачей ни в коей мере не являлось оценить уровень подготовленности, профессионализм упоминаемых в тексте людей. Нас интересовали лишь способы включения информации в курс. Мы сознательно рассмотрели общедоступные (взятые из Интернета) примеры, чтобы не предлагать уважаемому читателю поверить нам на слово. Примеры, на наш взгляд, достаточно наглядно показывают, что информация, полезная в одном случае (например, подготовка будущего офицера, спортивные секции), может быть явно избыточной в другом (например, массовая общеобразовательная школа). Избыточная информация, в лучшем случае, неэффективно расходует время урока, в худшем — создаёт у школьника ошибочную уверенность в защищённости (например, несформированные навыки рукопашного боя, работы с оружием, разминирования), отключает страх как естественную защиту. Наконец, самый неприятный вариант воздействия избыточной информации на школьника — самостоятельное (не под нашим контролем) формирование у него навыков поведения в определённых ситуациях. Фактически мы даём ребёнку оружие и не контролируем его дальнейшее применение.

Чтобы определить, какая информация окажется для ученика полезной, а какая избыточной, достаточно проанализировать условия жизнедеятельности, к которым мы его готовим. Действие простое, но с учётом сказанного явно необходимое! □

Литература

1. Приказ Министерства образования РСФСР от 27 мая 1991 г. № 169 «О введении в государственных общеобразовательных учебных заведениях РСФСР нового курса „Основы безопасности жизнедеятельности"». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/ document/901759604.

2. Письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрна-уки РФ от 27 апреля 2007 г. № 03-898 «О методических рекомендациях по курсу „Основы безопасности жизнедеятельности"». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/902051121.

HO 11 il[ Hilli и, твдили, просит

3. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26 августа 2010 г. № 761 н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел „Квалификационные характеристики должностей работников образования"». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base. garant.ru/199499/#ixzz5QKVVUkFt.

4. Залесский М.Л. Формирование навыков правильного поведения на уроках ОБЖ средствами сторителлинга // Школьные технологии. — 2017. — № 6. — С. 25-29.

5. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Школа № 43 г. Калининграда». Официальный сайт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://maou43.ru.

6. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 1 МО «Барышс-кий район» Официальный сайт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// barschool.ucoz.net.

7. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. — М.: Школа-Пресс, 2000. — 512 с.

8. Андрианов А.А. Основы безопасности жизнедеятельности через внеурочную деятельность. Сценарий игры по станциям для 8 класса. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ped-kopilka.ru/blogs/ andrei-aleksandrovich-andrianov/scenarii-igry-po-stancijam-dlja-8-klasa.html.

9. Компания БАЗИС. Официальный сайт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http ://bazis-uf a. ru/com pa ny/.

10. Громов В.И., Васильев Г.А. Энциклопедия безопасности-3. — 2000. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https:// nashol.com/201009013432/enciklopediya-bezopasnosti-3-gromov-v-i-vasilev-g-a-2000.html.

References

1. Order of the Ministry of education of the RSFSR of may 27, 1991. № 169 «on the introduction of the new course «Fundamentals of life safety» in the state educational institutions of the RSFSR. [Electronic

resource.] Access mode: http://docs.cntd. ru/document/901759604

2. Letter of the Department of state policy and legal regulation in the field of education of the Ministry of education of the Russian Federation dated April 27, 2007 № 03-898 «On guidelines for the course «Fundamentals of life safety». [Electronic resource.] Access mode: http://docs.cntd. ru/document/902051121

3. Order of the Ministry of health and social development of the Russian Federation of August 26, 2010 N 761 n «about the approval of the Uniform qualification directory of positions of heads, experts and employees, the section «Qualification characteristics of positions of employees of education». [Electronic resource.] Access mode: http:// base.garant.ru/199499/#ixzz5QKVVUkFt

4. Zalessky M.L. Formation of skills of correct behavior in the lessons of life by storytelling / / School technology. — 2017. — № 6. — P. 25-29.

5. Municipal Autonomous educational institution «school № 43 of Kaliningrad». Official site. [Electronic resource.] Access mode: http://maou43.ru

6. Municipal budget educational institution secondary school № 1 MO «Baryshsky district» Official website. [Electronic resource.] Access mode: http://barschool. ucoz.net

7. Pedagogy: textbook for students of pedagogical educational institutions / V.A. Slas-tenin, I.F. Isaev, A.I. Mishchenko, E.N. Shi-yanov. — M.: School Press, 2000. — 512 p.

8. Andrianov, A.A. The Basics of life safety through extracurricular activities. The scenario of the game stations for the 8th grade. [Electronic resource.] Mode of access: http://ped-kopilka.ru/blogs/andrei-aleksandrovich-andrianov/scenarii-igry-po-stancijam-dlja-8-klasa.html

9. The company BASIS. Official site. [Electronic resource.] Mode of access: http:// bazis-ufa.ru/company/.

10. Gromov V.I., Vasil'ev G.A. Encyclopedia of security-3. — 2000. [Electronic resource.] Access mode: https://nashol.com/ 201009013432/enciklopediya-bezopasnos-ti-3-gromov-v-i-vasilev-g-a-2000.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.