Научная статья на тему 'Организация преподавания предмета основы безопасности жизнедеятельности в образовательных учреждениях города Майкопа'

Организация преподавания предмета основы безопасности жизнедеятельности в образовательных учреждениях города Майкопа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
526
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПРЕПОДАВАНИЕ / ОРГАНИЗАЦИЯ / BASICS OF LIFE SAFETY / TEACHING / ORGANIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шатохина Татьяна Андреевна, Корохова Нафисет Асхадовна

В статье освещаются вопросы, связанные с организацией преподавания предмета основы безопасности жизнедеятельности, в конкретном регионе Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шатохина Татьяна Андреевна, Корохова Нафисет Асхадовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Organization of teaching the basics of life safety in educational institutions of Maikop

The article highlights the issues related to the organization of teaching the basics of life safety in a particular region of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Организация преподавания предмета основы безопасности жизнедеятельности в образовательных учреждениях города Майкопа»

УДК 372.8 ББК 74.266.89 Ш-28

Шатохина Татьяна Андреевна, кандидат биологических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности Адыгейского государственного университета, е-

mail:shatohinata@yandex. ru;

Корохова Нафисет Асхадовна, кандидат социологических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности Адыгейского государственного университета, т.:

8(988)0809947.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ПРЕДМЕТА ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ГОРОДА МАЙКОПА

(рецензирование)

Текст аннотации: в статье освещаются вопросы, связанные с организацией

преподавания предмета основы безопасности жизнедеятельности, в конкретном регионе Российской Федерации.

Ключевые слова: основы безопасности жизнедеятельности, преподавание, организация.

Shatokhina Tatiana Andreevna, Candidate of Biology, assistant professor of the Department of Life Safety of Adygh State University, e-mail.: Shatohinata@yandex.ru;

Korokhova Nafiset Askhadovna, Candidate of Sociology, assistant professor of the Department of Life Safety of Adyghe State University, tel.: 8 (988) 0809947.

ORGANIZATION OF TEACHING THE BASICS OF LIFE SAFETY IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF MAIKOP

(reviewed)

The article highlights the issues related to the organization of teaching the basics of life safety in a particular region of the Russian Federation.

Keywords: basics of life safety, teaching, organization.

Курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) преподается в образовательных учреждениях уже 23 года. Хотя курс ОБЖ утвердился в составе обязательного минимума содержания среднего общего образования, однако остается много проблем связанных как с кадровым составом преподавателей, так и с отношением администрации образовательных учреждений к данному предмету.

Основные задачи обновления содержания ОБЖ определяются, исходя из условий обеспечения индивидуальной безопасности каждого жителя России, национальной безопасности страны, безопасности мирового сообщества в XXI веке, из оценки имеющегося содержания общего образования, а также в соответствии с направлениями модернизации общего образования России.

Актуальность работы заключается в том, что бы показать развитие образовательной области безопасности жизнедеятельности в конкретном регионе Российской Федерации. Предмет ОБЖ нужно рассматривать, как базовый, систематизирующий элемент в деле воспитания, обучения и развития учащихся и защиты их прав.

Произошла определенная коррекция содержания общего образования в сторону более основательного и последовательного изучения вопросов, связанных с обеспечением безопасности личности, общества и государства в повседневных условиях, в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. Разработаны учебно-методическая литература и учебно-методические комплекты. Во многих общеобразовательных учреждениях страны учебный предмет основы безопасности жизнедеятельности преподается за счет времени вариативной части базисного учебного плана с 5-го по 11-й классы как региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения. Фактически закладывается фундаментальность содержания и психолого-педагогических технологий основ безопасности жизнедеятельности, формирующих личность гражданина, ответственно относящегося к личной безопасности, безопасности

общества, государства и окружающей среде. По данным МЧС в 79 субъектах Российской Федерации ведется преподавание предмета основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ).

Во многих школах РФ преподается курс ОБЖ, но обучение идет чаще по старинке, директора образовательных учреждений при малейшей возможности уменьшают учебные часы, отводимые на предмет ОБЖ, считая по-прежнему его второстепенным предметом.

Хотя курс «ОБЖ» утвердился в составе обязательного минимума содержания среднего общего образования, однако остается много проблем связанных как с кадровым составом преподавателей, так и с отношением администрации образовательных учреждений к данному предмету.

Мы исследовали организацию преподавания дисциплины «ОБЖ» в образовательных учреждениях города Майкопа. Нас интересовали следующие вопросы: плотность

образовательной области по предмету «ОБЖ» в школах города Майкопа и методическое обеспечение дисциплины.

Нами было проанализирован процесс организации преподавания предмета «ОБЖ» в 22 школах г. Майкопа: №№ 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 13, 17, 22 и др.

Плотность образовательной области ОБЖ по школам г. Майкопа составила 46 % в 20052008 учебных годах. Не преподавали предмет «ОБЖ» в большинстве школ города, что составило 54%. С 2009 года учебный предмет ОБЖ стал преподаваться в большем количестве классов и плотность образовательной области ОБЖ возросла до 69,7%. Однако, 30,3% школьников не обучались предмету ОБЖ в городе Майкопе, и это немалое количество учащихся, которые не получали жизненно важные знания, умения и навыки, необходимые в экстремальных или опасных ситуациях. Безусловно, увеличение преподавания предмета «ОБЖ» в школах города это хорошая тенденция, благодаря которой большее количество школьников учатся культуре безопасности жизнедеятельности, безопасному мышлению.

Однако, хотя и было принято решение Комитета по образованию города Майкопа о проведении предмета «ОБЖ» с пятого по одиннадцатый классы, но фактически только в учебном году (2009 г.) произошел сдвиг в сторону преподавания данного предмета на среднем уровне (5-8 классы) школы. До этого времени предмет «ОБЖ» преподавался в основном только в старшем звене школы. В старшей школе (10-11 классы) преподавание велось и ведется во всех школах. Структурно программа курса состоит из трех содержательных линий: 1 - безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях; 2 - основы медицинских знаний и здорового образа жизни; 3 - основы военной службы. Преподавание предмета «ОБЖ» в 10-11 классах должно быть логическим продолжением программы всего курса ОБЖ, который начинается с первых классов. Хотя учебники и программы обучения для первых классов разработаны по предмету «ОБЖ», но предмет не проводится, он интегрирован в предмет «Окружающий мир». Для учащихся средней и старшей школы также составлены программы обучения предмету «ОБЖ» и выпущены учебники. Однако, в конкретных ситуациях в школах мы видим, что при планировке учебного процесса этот предмет преподается в основном только в старшем звене школы (10-11 классы). В результате такого подхода к преподаванию предмета «ОБЖ» сложно сформировать у учащихся стереотип безопасного поведения, безопасный тип мышления. Среднее звено школы (7, 8, 9 классы) имеет слабую плотность образовательной области ОБЖ, так в седьмых классах ОБЖ преподается только в трети школ, что составляет 31,8%, в восьмых классах - 36,4%; в девятых классах - 63,6%. С 9 по 11 класс ведется преподавание предмета в 63,6% СОУ города Майкопа; с 8 по 11 класс - 36,4% и с 7 по 11 класс - в 18,1% школ; с 5 по 11 класс - в 18,1% школ, то есть в четырех школах из 22 школ. Только пятая часть учащихся образовательных учреждений в течение пяти лет обучаются безопасному поведению в различных жизненных ситуациях по программе ОБЖ (рис. 1).

Обращает на себя внимание тот факт, что в старших классах во всех школах есть предмет ОБЖ. В этих классах по программе ОБЖ школьники изучают раздел «Основы военной службы». Образовательные учреждения работают в тесном взаимодействии с военкоматами. Раньше этот раздел составлял основу курса «Начальной военной подготовки» (НВП) на смену которой пришла дисциплина «ОБЖ». Контроль за подготовкой юношей к службе в вооруженных силах проводят военкоматы, и убрать часы, отведенные на предмет «ОБЖ» в старших классах по этой причине директора не могут. В других классах они могут отдать часы предмета «ОБЖ» на другие более важные, по их мнению, дисциплины.

Низкий уровень в знаниях учащихся по основам безопасности жизнедеятельности, делает современное образование не соответствующим потребности общества в становлении человека безопасного типа. У школьников складывается однобокое представление о характере основных угроз и методах защиты от них. К одной из главных проблем курса «ОБЖ» можно отнести слабость научного, а также методического обеспечения дисциплины.

Нами были проанализированы дневники студентов института физической культуры и дзюдо, получающих педагогическое образование по профилю «Безопасность жизнедеятельности» и проходивших педагогическую практику в школах города Майкопа. В дневниках студенты-практиканты характеризовали кабинеты ОБЖ, их оснащение учебнометодическими пособиями, таблицами и другими наглядными пособиями. Было выяснено, что в ряде образовательных учреждений (№№ 2, 8, 10, 11, 13, 15, 16, 24, 28, 19, 34, 35) отсутствуют предметные кабинеты по предмету «ОБЖ», что является несоответствием требованиям Инструкции к приказу Минобороны РФ и Министерства образования и науки РФ от 24 февраля 2010 г. №96/134. В наличии имеются старые таблицы и плакаты, по которым преподавали предмет начальную военную подготовку.

В основном для лучшего запоминания материала преподаватели рисуют схемы на доске, а некоторые примеры рассматривают по учебникам, что отрицательно отражается на усвоении материала учащимися. В шести школах имеются в наличии стенды согласно тематике программы по предмету «ОБЖ». В классах много плакатов: гражданская оборона, единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, правила дорожного движения, есть новые учебники по предмету «ОБЖ». Только в трех школах (№№ 3, 7, 10) есть стрелковый тир, где можно упражняться в стрельбе. В СОШ №5, 7 имеется телевизор и видеомагнитофон для просмотра фильмов по тематике предмета «ОБЖ», что благотворно влияет на запоминание материала. Ни в одной школе нет спортивного городка для занятий прикладной физической подготовкой.

Таким образом, материальное и методическое оснащение предмета «ОБЖ» в школах города Майкопа недостаточное для проведения интересных и запоминающихся уроков. Отсутствие тренажерных устройств и другого оснащения кабинетов ОБЖ не позволяет выработать у учащихся навыков оказания первой медицинской помощи, правильных действий в

чрезвычайных ситуациях.

Литература:

1. О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и

техногенного характера: федер. закон от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ (с изменениями от 28 октября 2002 г., 22 августа 2004 г., 4, 18 декабря 2006 г., 30 октября 2007 г., 30 декабря 2008 г., 7 мая, 25 ноября 2009 г., 19 мая 2010 г.) [Электронный ресурс]. Режим доступа:

http://files.stroyinf.ru/Data1/1/1461/index.htm.

2. Об утверждении Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений: пост. Правительства РФ от 5 августа 2013 г. №661 [Электронный ресурс]. Режим доступа: Система ГАРАНТ: http://www.irbis-group.ru/content/blogsection/6/600/.

3. Об утверждении Инструкции об организации обучения граждан Российской Федерации

начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах: приказ Минобороны РФ и Министерства образования и науки РФ от 24 февраля 2010 г. №96/134 [Электронный ресурс]. Режим доступа: Система ГАРАНТ: http://www.irbis-

group.ru/content/blogsection/6/600/.

References:

1. On the protection ofpopulation and territories from emergency situations of natural and man-

made disasters: federal. law of 21 December 1994. Number 68-FL (amended on October 28, 2002, August 22, 2004, 4, December 18, 2006, October 30, 2007, December 30, 2008, May 7, November 25, 2009, 19 May 2010). [electronic resource]. Mode of access:

http://files.stroyinf.ru/Data1/l/1461/index.htm.

2. On approval of the rules for developing, approving federal state educational standards and their amendments: the Russian Government resolution dated August 5, 2013 №661 [electronic resource]. Access: System GARANT: http://www.irbis-group.ru/content/blogsection/6/600/.

3. On Approval of Regulations on organization of training Russian citizens the basic knowledge in the ^ field of defense and their training in the basics of military service in the educational institutions of secondary (complete) general education, educational institutions of primary and secondary vocational education and training places: order of the Defense Ministry and the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated 24 February, 2010. №96/134 [electronic resource]. Access: System GARANT: htty://www.irbis-grouy.ru/content/blogsection/6/600/.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.