Научная статья на тему 'Особенности преподавания основ безопасности жизнедеятельности в условиях гуманизации образовательного процесса'

Особенности преподавания основ безопасности жизнедеятельности в условиях гуманизации образовательного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
910
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / ДИАЛОГ / ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / ГРУППОВАЯ РАБОТА / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / HUMANIZATION OF EDUCATION / DIALOGUE / DIFFERENTIATION OF LEARNING / GROUP WORK / EDUCATIONAL TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шатохина Татьяна Андреевна, Корохова Нафисет Асхадовна

В статье освещаются вопросы гуманизации образовательного процесса на примере отдельного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». Рассматривается вопрос важности преподавания предмета основы безопасности жизнедеятельности на протяжении всего периода обучения учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шатохина Татьяна Андреевна, Корохова Нафисет Асхадовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of teaching the basics of life safety in the conditions of humanization of the educational process

The article highlights the issues of the humanization of the educational process on the example of the subject “Basics of life safety”. The importance of teaching the subject basics of life safety throughout the training period of training of students has been discussed.

Текст научной работы на тему «Особенности преподавания основ безопасности жизнедеятельности в условиях гуманизации образовательного процесса»

УДК 372.8 ББК 743.266.8 Ш-28

Шатохина Татьяна Андреевна, кандидат биологических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности Адыгейского государственного университета, e-mail:shatohinata@yandex.ru;

Корохова Нафисет Асхадовна, кандидат социологических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности, т.:8(988)0809947.

ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

(рецензирована)

В статье освещаются вопросы гуманизации образовательного процесса на примере отдельного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». Рассматривается вопрос важности преподавания предмета основы безопасности жизнедеятельности на протяжении всего периода обучения учащихся.

Ключевые слова: гуманизация обучения, диалог, дифференциация обучения, групповая работа, педагогические технологии.

Shatokhina Tatiana Andreevna, Candidate of Biology, assistant professor of the Department of Life Safety of Adygh State University, e-mail.: Shatohinata@yandex.ru;

Korokhova Nafiset Askhadovna, Candidate of Sociology, assistant professor of the Department of Life Safety of Adyghe State University, tel.: 8(988)0809947.

FEATURES OF TEACHING THE BASICS OF LIFE SAFETY IN THE CONDITIONS OF HUMANIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS

(reviewed)

The article highlights the issues of the humanization of the educational process on the example of the subject “Basics of life safety ”. The importance of teaching the subject basics of life safety throughout the training period of training of students has been discussed.

Keywords: humanization of education, dialogue, differentiation of learning, group work, educational technologies.

Образование связано со всеми сферами общественной жизни. Реализуется эта связь непосредственно через личность, включенную в экономические, политические, духовные, и другие социальные связи. Образование является единственной специализированной подсистемой общества, целевая функция которой совпадает с целью общества. Если различные сферы и отрасли хозяйства производят определенную материальную и духовную продукцию, а также услуги для человека, то система образования «производит» самого человека, воздействуя на его интеллектуальное, нравственное, эстетическое и физическое развитие. Это определяет ведущую социальную функцию образования, то есть гуманистическую.

За 23-летний период существования учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» накоплен немалый опыт преподавания данного учебного предмета. Произошла определенная коррекция содержания общего образования в сторону более основательного и последовательного изучения вопросов, связанных с обеспечением безопасности личности, общества и государства в повседневных условиях, в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера. Разработаны учебно-методическая литература и учебнометодические комплекты. Во многих общеобразовательных учреждениях страны учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» преподается за счет времени вариативной части базисного учебного плана с 1 по 11 класс как региональный (национально-региональный) компонент и компонент образовательного учреждения. Фактически закладывается фундаментальность содержания и психолого-педагогических технологий ОБЖ, формирующих личность гражданина, ответственно относящегося к личной безопасности, безопасности общества, государства и окружающей среде.

Основной целью нашей работы является рассмотрение проблемы школьного образования в области конкретного предмета - основ безопасности жизнедеятельности как эффективного средства формирования ценностного отношения учащихся к окружающему миру и безопасности жизнедеятельности.

Анализируя Интернет-ресурсы по предмету ОБЖ мы обнаружили огромное число сайтов и публикаций по данной тематике. Так в поисковой системе «Яндекс» нашлось 459 тысяч ответов, в поисковой системе «Google» результатов примерно 23 900, в поисковой системе «Rambler» 16 тыс. сайтов. Это и учебно-методические разработки по тематике курса ОБЖ, книги, форумы, статьи, законодательные и нормативные документы, презентации по различным темам, таблицы, билеты и т.д. В сети Интернет можно найти информацию по заданной учителем теме; изучить конкретный Интернет-ресурс по методическим указаниям учителя; использовать Интернет-ресурс в качестве дидактического средства на уроке ОБЖ; создать специализированный сайт, презентацию и т.д.

В современных условиях задача педагога заключается в организации работы учащихся в свободном поиске Интернет-ресурса по заданной теме. И, например, в последующем создании электронной библиотеки по ОБЖ со справочными указаниям для учителя и учащихся, что облегчит работу учителя и мотивирует работу учащихся в заданном направлении. Таким образом, Всемирная компьютерная сеть Интернет имеет огромные информационные и дидактические возможности при подготовке и проведении уроков ОБЖ.

Каждому преподавателю интересно - насколько результативна его работа, насколько эффективно решается важнейшая задача школы - подготовка ребенка к действиям в чрезвычайных ситуациях, к сохранению своего здоровья и жизни. Это можно сделать с помощью несложного анкетирования, проводимого педагогом-организатором ОБЖ, преподавателями ОБЖ по всем параллелям школы в конце учебного года. Анкетирование проводилось в параллелях 1-11 классов с целью изучения эффективности курса ОБЖ: усвоения учащимися программного материала, полезности знаний, получаемых детьми, наличие интереса к курсу у учащихся, выбора оптимальных форм преподавания предмета, выявления недостатков в преподавании нового курса.

В начальных классах предмет ОБЖ интегрирован с предметом «Окружающий мир», вопросы, касающиеся безопасности учащихся в быту, на улице, в доме и др. рассматриваются подробно. Ответы на вопросы показали, что учащимся преподается программный материал курса, который ими в целом усвоен. Например, им пригодились знания: по правилам дорожного движения: «Я знал, что машину может занести, и не стал, выходить на дорогу. Ее занесло и ударило о бортик»; «Я перехожу дорогу по зебре и на зеленый сигнал светофора»; «Я видел, как человека чуть не сбила машина, он пошел на желтый свет светофора» и др. По безопасности в городе: «К нам подошел на базаре парень и приказал, чтобы мы пошли за ним. Мы закричали, и он убежал», «Хотел пойти гулять на стройку, но вспомнил, что нельзя», и т.д. По безопасности дома: «У нас перегорела лампочка, и я заменил лампочку», «Было короткое замыкание, и я выдернул вилку из розетки» и т.д. Кроме того, учащимся запомнился материал: оказание первой медицинской помощи при обморожениях, ожогах; правила поведения в лифте; правила электро-и пожарной безопасности; правила поведения на льду, на водоеме, в городе, на детской площадке; правила предотвращения травм, укусов собак, отравлений и т.д.

Анализируя ответы учащихся среднего звена, необходимо отметить, что:

1. Подавляющему большинству учащихся 5-6 классов понравились уроки-беседы, уроки-игры, практические занятия (одевание противогаза, составление безопасного маршрута движения от школы до дома), уроки-разборы практических ситуаций, кино-уроки, т.е. активные формы работы.

2. При указании причин необходимости изучения предмета, наряду с его информативной полезностью респонденты ответили: «Конечно да! Что мы будем делать в зараженной области, или если у друга солнечный удар?»; «Сейчас происходит много несчастных случаев, у нас есть возможность уменьшить количество погибающих людей, предотвратить гибель человека, друга, свою»; «Очень необходим для окружающего нас мира, это пригодится дома, на улице, везде»; «Поможет своими знаниями спасти жизнь ребят» и т.д.). Значительное количество ребят начинает демонстрировать понимание морально-психологической и волевой подготовки к действиям в чрезвычайных ситуациях: «В случае бедствия ребята могут растеряться и это приведет к серьезным последствиям»; «Делает детей более безопасными и сообразительными»; «На ОБЖ нас учат не паниковать и правильно себя вести. Так что ОБЖ нужен!»; «В наше

жесткое время нужен ОБЖ»; «Чтобы все ученики были аккуратными»; «Чтобы люди были осторожными, не нужно на перемене скакать, прыгать, делать подножки» и т.д.

3. Одному пятому классу был предложен вопрос «Что не понравилось в курсе ОБЖ?». При подавляющем большинстве ответов «Все понравилось» необходимо выделить ответы некоторых учеников, такие как: «ОБЖ - это «Уроки чистописания - запись материала под диктовку» или ОБЖ - «Не нравится, что ставят оценки, иногда оценка портит все остальные».

К сожалению, ответы учащихся 7-8 классов на вопросы анкеты отличаются односложностью «да» или «нет», что ограничивало возможности анализа эффективности изучаемого курса. Тем не менее, анализируя ответы на вопросы можно отметить, что: учащиеся называют материал, изученный строго в соответствии с программой седьмых и восьмых классов; учащиеся восьмых классов единодушно отмечают как самый запомнившийся раздел (лучший раздел курса) «Правила оказания медицинской помощи», в котором даются определенные навыки первой помощи. Среди понравившихся форм уроков учащиеся называют: кино-уроки, практические занятия («Предмет учит тому, что наше поколение не знает» и т.д.). При общем положительном ответе на вопрос о необходимости предмета почти все ответы информационно и морально - психологически не мотивированы, так как ответы были односложными: да или нет.

Анализ ответов на вопросы в старших классах показывает, что:

1. Учащиеся усвоили материал основных разделов курса: «Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях», «Основы медицинских знаний», «Основы подготовки к военной службе», хотя отношения к данным разделам у них не одинаково. Больше всего понравились и запомнились разделы, связанные с поведением в чрезвычайных ситуациях (подавляющее большинство) и, оказание медицинской помощи (60%).

2. Противоречивую оценку вызывает раздел «Основы подготовки к военной службе», что объективно вызвано, по-видимому, процессами в обществе (например, негативное отношение к службе в армии у значительной части матерей), отсутствием методического обеспечения раздела (учебники, пособия, наглядность и т.д.), а также в соответствии с изменениями, происходящими в армии и в сфере законодательства.

3. С большой мотивированностью и интересом курс ОБЖ изучается в 9-х классах.

4. Десятиклассники (мальчики) отмечают необходимость строевой подготовки («Необходима для армии», «Пригодится для поступления в военное учебное заведение» и т.д.).

5. Отдавая предпочтение активным формам урока, таким как: практические занятия, игры, разбор ситуаций, значительное количество старшеклассников, высказывают негативное отношение к лекционной форме занятий, что говорит об общем уровне их учебной подготовки и отсутствии учебников по ОБЖ.

6. Респонденты дают в подавляющем большинстве, положительный ответ на необходимость изучения курса ОБЖ: «Чтобы остаться в живых», «При любых опасных ситуациях, знать, как действовать», «С помощью предмета люди становятся самостоятельнее и осторожнее», «Такие сведения должны преподаваться с раннего возраста» и т.д. Среди десятиклассников 3 человека дали отрицательный ответ: «Считаюсь с ОБЖ как с вынужденной необходимостью», «Пустая трата времени», 2 человека предложили ограничить предмет 1 часом. Ответы старшеклассников также страдают слабой морально-психологической мотивированностью необходимости изучения курса, что очевидно связано с проблемами введения курса (отсутствие переходного периода, рекомендаций по его введению, возрастные особенности подростков, изменения мотивов в сфере образования, малым сроком обучению курса и т.д.).

На наш взгляд, проведение анкетирования среди школьников позволяет школьникам обратить внимание на предмет и проанализировать свое поведение и знания на предмет безопасности. Кроме того, подобная работа педагогов-организаторов ОБЖ в школе позволит не только грамотно анализировать результаты своей работы, но и будет способствовать поднятию авторитета данного предмета своевременной корректировкой своей работы по совершенствованию содержания обучения, методов и форм своей работы.

Литература:

1. Газиева О.В. Проблемы и пути современного образования, или что такое модернизация

образования... Электронный ресурс: http://nsportal.ru/shkola/mezhdistsiplinamoe-

obobshchenie/library/gumanizatsiya-obrazovaniya-plany-20-letney.

2. Тинякова С. Делай как я! Курс ОБЖ преподает директор / С. Тинякова // ОБЖ. Основы

безопасности жизни. 2008. №1. С. 20-21.

References:

1. Gazieva O.V. Problems and ways of modern education, or what is the modernization of

education ... Electronic resource: http://nsportal.ru/shkola/mezhdistsiplinarnoe-

obobshchenie/library/gumanizatsiya-obrazovaniya-plany-20-letney.

2. Tinyakova C. Do as I do! The course of BLS is taught by the Director / S. Tinyakova // Life safety. Essentials of life security. 2008. №1. P. 20-21.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.