Научная статья на тему 'Соревнования по ОБЖ. Побеждают все! двадцать лет спустя'

Соревнования по ОБЖ. Побеждают все! двадцать лет спустя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
169
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Школьные технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЗНАНИЯ / УМЕНИЯ / НАВЫКИ / СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ / ОБЖ / БЕЗОПАСНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / НЕСТАНДАРТНАЯ СИТУАЦИЯ / KNOWLEDGE / SKILLS / SYSTEM OF VALUES / LIFE SAFETY / SAFE BEHAVIOR / NON-STANDARD SITUATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Залесский Михаил Львович

В статье обсуждается возможность использования внеклассных мероприятий по ОБЖ для формирования навыков безопасного поведения в нестандартных ситуациях. В качестве примера рассматриваются общешкольные соревнования по ОБЖ, проводимые в течение 20 лет в школе № 126 г. Нижнего Новгорода, система мероприятий, обеспечивающая их подготовку и проведение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Залесский Михаил Львович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Competition In Life Safety. Everybody Wins! Twenty Years Later

The article discusses the possibility of using extra-curricular activities for the formation of safe behavior skills in non-standard situations. As an example, we consider the school-wide competitions in life safety, held for 20 years at school № 126 in Nizhny Novgorod, the system of activities that provides their preparation and conduct.

Текст научной работы на тему «Соревнования по ОБЖ. Побеждают все! двадцать лет спустя»

\

СОРЕВНОВАНИЯ ПО ОБЖ. ПОБЕЖДАЮТ ВСЕ!

Двадцать лет спустя

Залесский Михаил Львович,

кандидат педагогических наук, доцент Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского, г. Нижний Новгород, e-mail: zalml@rambler.ru

В СТАТЬЕ ОБСУЖДАЕТСЯ ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВНЕКЛАССНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО ОБЖ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В НЕСТАНДАРТНЫХ СИТУАЦИЯХ. В КАЧЕСТВЕ ПРИМЕРА РАССМАТРИВАЮТСЯ ОБЩЕШКОЛЬНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ ПО ОБЖ, ПРОВОДИМЫЕ В ТЕЧЕНИЕ 20 ЛЕТ В ШКОЛЕ № 126 Г. НИЖНЕГО НОВГОРОДА, СИСТЕМА МЕРОПРИЯТИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩАЯ ИХ ПОДГОТОВКУ И ПРОВЕДЕНИЕ.

• знания • умения • навыки • система ценностей • ОБЖ • безопасное поведение

• нестандартная ситуация

Основы Безопасности Жизнедеятельности (далее ОБЖ) — достаточно молодой предмет. Как учебная дисциплина предмет ОБЖ впервые введён в программы государственных общеобразовательных учреждений приказом Министерства образования РСФСР от 27 мая 1991 года № 169 на основании постановления Совета Министров РСФСР от 14 мая 1991 года № 253 «О допризывной подготовке молодёжи в государственных общеобразовательных учебных заведениях РСФСР». Изначально задача курса была нацелена на «...формирование у учащихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, на приобретение ими способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях, оказание помощи пострадавшим» [1].

Позже задачи курса были расширены. На сегодняшний день общие задачи курса ОБЖ формулируются следующим образом:

«— вооружение будущих граждан психологическими и педагогическими знаниями в объёме, обеспечивающем понимание ими проблем личной, общественной и государственной безопасности в жизни и способов личной подготовки к их решению;

— развитие бдительности, осмотрительности, разумной осторожности и педагогической ориентированности (установки) на вы-

явление и принятие во внимание различных негативных факторов при оценке угроз и опасностей и преодолении их трудностей;

— повышение уровня своих знаний и навыков в обеспечении безопасности жизнедеятельности, уверенности в успешном преодолении трудностей, веры в успех при столкновении с опасными и неадекватными ситуациями;

— формирование привычек, навыков, умений, обеспечивающих успешные действия при решении вопросов личной и общественной безопасности, умение систематизировать знания по вопросам безопасности жизнедеятельности и эффективно применять их в повседневной жизни;

— формирование установок на совместные, согласованные действия при попадании в опасные ситуации в составе группы, а также навыков и умений совместных действий и оказания само- и взаимопомощи;

— совершенствование правового, нравственного, эстетического, экономического и экологического понимания задач безопасности жизнедеятельности; формирование взглядов, убеждений, идеалов жизненной позиции, согласующихся с Декларацией прав человека и Концепцией национальной безопасности Российской Федерации» [2].

Иными словами, «старый подход „спасать и исправлять" уступает место новому, базирующемуся на принципе „предвидеть и предупреждать"» [3, с. 3]. Нам предлагается за один час в неделю сформировать у учеников новое мировоззрение, позволяющее «обеспечить переход цивилизации к устойчивому развитию, оставляющему право на жизнь будущими поколениям» [4, с. 35]. Вот так!

Цель, бесспорно, благая. Вместе с тем, пожалуй, нет в школьном курсе другого предмета, отношение к которому у учеников было бы столь же несерьёзным. Причина этого несоответствия, на наш взгляд, достаточно проста — мы собираемся дать ученику базовый объём знаний, переформировать его систему ценностей, создав ориентированность «на выявление и принятие во внимание различных негативных факторов при оценке угроз и опасностей», сформировать установку «на совместные, согласованные действия при попадании в опасные ситуации в составе группы», а также навыков и умений совместных действий и оказания само- и взаимопомощи (см. выше), развить у ученика навыки распознавания опасностей и безопасного поведения в экстремальных и чрезвычайных ситуациях.

«что такое хорошо и что такое плохо» (да простится мне столь ненаучная цитата) и создаём некий ограничитель, который постоянно будет напоминать, что «надо делать хорошо и не надо плохо». Иными словами, мы формируем сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих.

На основе этих задач мы сформулировали концепцию соревнований по ОБЖ, которая используется нами с 1998 года [5, с. 34]. Изменялись места проведения, изменялась команда учителей, организующих соревнования, менялись форма, список заданий, список этапов, но концепцию это существенно не затрагивало. Мероприятие перестало быть эпизодическим, разовым, стало системообразующим: каждый год в середине февраля в 126-й школе Нижнего Новгорода проходят соревнования по ОБЖ [6].

Опишем наиболее удачный (исходя из двадцатилетнего опыта и наших возможностей) вариант организации соревнований. Будем считать, что соревнования мы готовим с нуля. Разделим подготовку соревнований на три этапа.

Первый этап

Возможно ли всё это в рамках классно-урочной системы?

Очевидно, что дать ученику знания на уроке вполне возможно, переформировать систему ценностей — довольно сложно, сформировать навыки поведения в чрезвычайных ситуациях — невозможно. Для решения этой проблемы могут быть использованы внеклассные мероприятия. Попробуем разобраться, как это можно сделать. Но вначале немного переформулируем задачи, которые мы собираемся решить в ходе мероприятия.

Во-первых (далее задача 1), мы собираемся сформировать у учащихся навыки анализа ситуации, распознавания и оценки опасностей, а также безопасного поведения (индивидуально и в составе группы) в нестандартных ситуациях.

Во-вторых (далее задача 2), мы формируем систему ценностей ученика: объясняем,

Итак, соревнования проводятся между классами одной параллели. Утром классы выходят на полигон. У нас долгое время как полигон использовался пустырь, где уже были карьер, замороженная стройка, десятиметровая земляная гора и прочая «пересечённая местность».

На горе — построение и последний инструктаж участников. После инструктажа каждая команда (класс) получает карту полигона, на которой указан порядок прохождения этапов, их расположение, там же выставляются отметки судей, штрафы и поощрения. У команд маршруты разные. Старт! Время пошло!

От команды отделяются три человека. Их этап — «кухня». Задача — за время, пока одноклассники проходят трассу, разжечь костёр (дрова свои) и приготовить на нём два блюда — гречневую кашу и чай. К возвращению команды с трассы обед должен быть готов. И дело не только в том, что

Внедрение и пршшш

участники придут голодными — дело в том, что финиш команде засчитают только тогда, когда команда вернётся и будет готов обед (что наступит позднее). Для участников «кухни» ситуация совершенно нестандартная — пусть даже и из подготовленных дров (наличие топора и использование горючих жидкостей запрещено) разжечь зимой в снегу костёр сложно, приготовить пищу не на плите, а на костре, в ведре, на весь класс — сложно тем более.

Оставшаяся часть команды должна по карте понять, на какой именно этап нужно идти и где этот этап находится. Задача довольно непростая, т.к. навыка работы с картой у школьников нет, бежать приходится по снегу и, главное, нет классного руководителя. Вообще ни один учитель в проведении соревнований не участвует, но об этом — позднее. Команде приходится самоорганизовываться (задача 1). И ещё несколько ограничений — на каждом этапе команда начинает работать после прибытия последнего участника, если кто-то из участников одет не по погоде (читай — небезопасно), он не выпускается на трассу и команде приходиться его заменять, если кто-то из участников получает травму, вся команда снимается с соревнований. То есть успех всей команды зависит от действий каждого конкретного участника (задача 2).

Вернёмся к команде. Команда прибегает на этап. Название этапа есть на карте, возможные задания приблизительно известны, известно количество участников, работающих на этапе, т.е. подготовиться можно. Но, как мы договорились, ситуация не может быть отрепетированной, она должна быть нестандартной.

Рассмотрим порядок прохождения этапа. Например, этап «прорубь» — траншея глубиной 1,5 метра с бетонными стенками. На этапе работают четыре человека. Задачу ставят судьи (наиболее подготовленные старшеклассники), они же оценивают правильность выполнения. Итак, судьи указывают «пострадавшего» и предлагают ему спрыгнуть в «прорубь». Задача остальных участников — вытащить его с помощью подручных средств. Кстати, о подручных средствах. Сразу договариваемся, что «подручные средства» — это то, что может оказать-

ся под рукой, например при прогулке в парке. Почти в любой памятке по спасению провалившегося под лёд предлагается бросить ему доску, длинную ветку, верёвку и т.д. Откуда у человека, гуляющего зимой в парке, с собой доска, верёвка, длинная ветка? Так и с нашими соревнующимися — они могут использовать только то, что у них может быть с собой. Спорные ситуации можно обсудить либо с судьями на этапе, либо с главным судьёй. Была у нас барышня, которая спросила, может ли она использовать поводок. Может же она «гулять в парке» с собакой? Ей предложили бежать всю трассу с собакой. Пробежала, поводок пригодился. Была команда, которая заявила, что в полном составе занимается дзюдо и идёт на тренировку. Могут ли они использовать пояса от кимоно? Им предложили нести с собой всю форму. Бежать с сумками ребята не рискнули. Иногда находятся желающие добежать до ближайшего парка (100 метров) и найти там ветку. Заметим, что все эти примеры — анализ ситуации, организация и самоорганизация в нестандартной ситуации (задача 1).

Итак, «пострадавший» уже в «проруби», остальные — «на льду». Их задача — «извлечь пострадавшего из проруби» (см. фото 1). Физически это довольно тяжело. Спасатели непроизвольно либо подходят вплотную к «краю полыньи», либо опираются на левый локоть, а то вообще пытаются сесть «на тонком льду рядом с полыньёй».

Работают на этапе четыре человека. Остальная команда болеет. Команда не может заходить на территорию этапа, не может помогать, но фотографировать, обсуждать и подсказывать может!

Если во время выполнения задания кто-то из «спасателей» нарушает правила техники безопасности, судья, не объясняя ошибки, «топит» и его. Теперь команда спасает уже двоих. Если «в проруби» оказались все «спасатели», команда получает 5 штрафных минут, ей разъясняется смысл ошибок, заменяется «пострадавший», и «спасательные работы» начинаются снова. Никаких устных вопросов-ответов, никаких оценок. Только задания и действия. Мы формируем навыки.

3 3

3

Фото 1

Ещё один этап — «первая помощь». Участвуют три человека. Порядок действий тот же, что и в рассмотренном ранее случае. Команда приходит на этап, судьи выбирают «пострадавшего», описывают его состояние. Это важно — не диагноз (например, «перелом ноги»), а именно состояние (например, «болит вот здесь»). Судьям можно задавать вопросы о состоянии «пострадавшего» (имитация осмотра). После этого «спасатели» с помощью подручных средств должны оказать помощь. А вот дальше — интересно. «Спасатели» должны транспортировать «пострадавшего» около двухсот метров — внести его на гору, с которой стартовали. Штрафы — такие же, как и на предыдущем этапе: при любой ошибке задание без объяснения переделывается, если команда ошибку исправить не может, она получает 5 минут штрафа, объяснения, нового «пострадавшего» и новую задачу. Здесь так же, как и на предыдущем этапе, не допускается использование готовых средств первой помощи и транспортировки, но совершенно не ограничивается обсуждение ситуации с командой.

Этап «пожарная подготовка». Участвуют шесть человек. Задача — пробежать по за-

дымлённому коридору и спуститься из окна (высота около трёх метров) (фото 2).

Этап «спуск-подъём пострадавшего». Участвуют шесть человек. Задача — с помощью верёвки и блока (снаряжение судейское) поднять «пострадавшего» на второй этаж и опустить обратно (см. фото 3).

Перечисленные этапы, кроме всего прочего, позволяют подросткам попробовать свои силы, чтобы потом, в реальной ситуации, точно оценивать свои возможности. Действительно, во время урока невозможно почувствовать, сколько весит реальный пострадавший, понять, что такое ограниченная видимость.

Возможны этапы, которые тренируют конкретные навыки. Например, «ориентирование». Участники получают карточку, где написаны пары цифр, первая из которых — азимут, вторая — количество шагов. Например: 0-100, 90-50, 180-100, 270-100. Задача — пройти по маршруту (компас судейский). Оценивается точность. Каждые 10 шагов ошибки — минута штрафа. Заметим, что в предложенном примере участники должны финишировать на 50 шагов западнее точки старта.

Внедрение и нрпмш

Этап «костёр». Задача — из подручных материалов (см. выше) развести костёр, пережечь нитку.

Этап «установка палатки». Задача — поставить палатку (палатка судейская). Этот этап не только технический, но и тактический. Время и качество установки палатки напрямую зависит от того, как команда сумеет организоваться.

Этап «полоса препятствий». Задача — пройти полосу. Обычно вяжем простейший «верёвочный городок» — верёвочная лестница, параллельные верёвки, «бабочка», «тарзанка». Невысоко, а значит неопасно и нестрашно, но при срыве участник возвращается к началу этапа, т.е. теряется время. Опять задача на тактику — нужно помогать друг другу, нужно страховать друг друга.

Этапов может быть сколько угодно. Лишь бы выполнялись требования, следующие из поставленных задач, — нестандартность («нерепетируемость») ситуации, необходимость анализа ситуации для её разрешения и главное — никаких теоретических ответов (формируем навыки). Мы считаем, набор этапов зависит от возможностей поли-

гона и желания участников. Например, у нас участники достаточно давно попросили включить стрельбу из пневматической винтовки, учителя физкультуры попросили включить спортивный этап, появилась традиция петь всей командой песню [6].

Нужно ли всё это на соревнованиях по ОБЖ? Нужно! Согласитесь, не часто у нас десятиклассники классом поют песни. Нестандартная ситуация? Да! (Задача 1.) И ещё — здесь, как и на всех остальных этапах, результат команды зависит от результата каждого. Если он хорошо ориентируется, хорошо подготовлен физически, усвоил материал, данный на уроке, помог, подстраховал товарища на трассе, сам не сделал ошибок, он заслужит уважение (задача 2).

Здесь мы подходим к достаточно важному моменту — мотивации участников. Чтобы мероприятие имело смысл, оно должно заинтересовать участников, а это, в свою очередь, повысит мотивацию к изучению предмета, систематизации полученных знаний, их применению в повседневной жизни [2]. Как заинтересовать ученика? По мнению классиков, «только успех поддерживает интерес ученика к учению» [7, с. 142]. Значит,

Фото 2

создаём ситуацию успеха. Процитируем В.А. Сухомлинского: «...главный смысл деятельности учителя: создать каждому ученику ситуацию успеха» [8, с. 23]. С точки зрения решения наших задач ключевым словом является «каждому». Поскольку нас интересует ситуация успеха, с самого начала договариваемся, что перед нашими со-

ревнованиями не ставится цель проконтролировать, оценить, а лишь применить на практике знания, полученные в классе, совершенствовать умения и формировать навыки, необходимые для обеспечения безопасности. Соответственно, задача судей на этапах — сделать так, чтобы их задание было выполнимо. Кстати, на финише мы

Внедрение и пршшш

сначала поздравляем всех участников с успешным прохождением трассы и лишь потом называем лучшую команду. У нас не объявляются второе, третье и т.д. места. Если команда трассу прошла, она уже победила. Побеждают все! Интересно, что в положении о соревнованиях прописаны ситуации, при которых команда (класс) снимается с соревнований: например, за невыполнение требований судьи (ровесника), за неспособность команды на этапе выполнить задание (команде даются три попытки), неэтичное поведение, но за двадцать лет ни одна команда снята с соревнований не была.

Итак, соревнования прошли, результаты объявлены, задачи решены. А решены ли? Соревнования длятся около четырёх часов, собственно прохождение трассы — около трёх. Часть из того, что сделано за это время, не запомнится, часть сделана интуитивно (повезло). В такой ситуации можно говорить о накоплении опыта, но о его осмыслении, о формировании навыков говорить можно лишь с очень большой натяжкой. Вот если бы можно было поместить ученика в атмосферу соревнований на месяц-полтора, если бы была возможность всё ещё раз посмотреть, обсудить, осмыслить, сделать выводы. Такая возможность есть, и это второй этап организации нашего мероприятия.

Второй этап

Соревнования — это очень яркое для школьников событие. Воспоминания, эмоции... Давайте повернём эти эмоции в нужное нам русло, используем их для решения наших задач. Итак, через неделю после соревнований проведём два отдельных конкурса — конкурс на лучшую фотографию, конкурс на лучшее видео; будем накапливать материалы на школьном компьютере, показывать их на переменах в школе, позволять копировать. Пообещаем часть материалов разместить на сайте школы [6], на выставке в самой школе. Поверьте, материалов будет очень много.

Что получают школьники? — Возможность получить свою ситуацию успеха, ещё раз увидеть (и показать другим) то, что в горячке соревнований могли не заметить, посмотреть на себя со стороны, вспомнить, осмыслить, систематизировать.

Что получаем мы? — Богатейший материал для дальнейшего анализа на уроках. Мы сможем на уроке анализировать уже не действия абстрактного человека, а вполне конкретного одноклассника, нашего ученика. Причём эти материалы могут использоваться не только учителем ОБЖ, они могут быть интересны и для психолога, и для учителя физкультуры, и для биолога, и для классного руководителя [9].

Многократное возвращение к этим материалам позволит сформировать у ученика осмысленный, эмоционально окрашенный опыт.

Как учитель может использовать опыт ученика? Как сделать процесс осмысления опыта более эффективным? Как дополнительно поощрить ученика, проявившего себя на соревнованиях? На эти три вопроса можно дать один ответ: давайте в следующем году сделаем нашего победителя судьёй на этапе, а лучшего судью на этапе этого года — главным судьёй или секретарём соревнований. Судить они, естественно, станут ту параллель, которая придёт им на смену. Соответственно у нас будет почти пять месяцев на то, чтобы подготовить судей (благо материала предостаточно), у судей — будет достаточно времени на то, чтобы подготовить свои предложения по организации этапа, согласовать их с нами, подготовить презентацию этапа (фото и видео).

За всеми этими делами мы подойдём к началу нового календарного года, т.е. подойдём к моменту, когда надо начинать очередные соревнования. Чем они отличаются от предыдущих? У нас есть наглядные материалы, наши будущие соревнующиеся уже немного представляют, что их ждёт, и, главное, — у нас есть судьи, обладающие необходимым опытом.

С самого начала третьей четверти в школе появляется стенд с положением о соревнованиях, списком возможных этапов и именами судей на этапах. Судьи знакомятся с классами, рассказывают об этапах, демонстрируют презентацию этапа. Далее начинается сама подготовка к соревнованиям — команды бегают за судьями, спрашивают, судьи объясняют.

Что получают школьники? — Судьи получают свою ситуацию успеха. Повышение социального статуса настолько повышает их самооценку, что иногда их приходится даже страховать. Зазнаются ребятки иногда! Именно ради страховки на этапах работают не менее двух судей (чаще 3-4). Среди них не назначается старший, все решения при подготовке к соревнованиям и на трассе они принимают согласованно либо согласуют с главным судьёй.

Будущие участники соревнований получают возможность задавать вопросы, обсуждать — делать то, на что на уроке у них не хватает либо времени, либо смелости.

Что получаем мы? — Многократное повторение, объяснение материала вынуждает наших судей осмыслить и лучше запомнить его, у участников же формируется интерес, они систематизируют полученный ранее материал, у них повышается мотивация к изучению предмета (возникает новый мотив, поскольку от подготовленности каждого участника будет зависеть успех выступления команды). Кроме того, само обсуждение с судьёй сути возможного задания — уже аналог анализа ситуации (задача 1). Только поняв, что именно судья сможет предложить сделать на этапе, можно подготовиться к прохождению этапа.

Далее проходят сами соревнования.

зировать непривычную для него ситуацию и быстро, в стрессовой ситуации, принимать решения. Конечно, судья на этапе может запросить помощи у главного судьи, но это значит признать, что он не справился с ситуацией. Главный судья и секретарь — тоже школьники. Находятся они на финише. В их обязанности входит проведение старта-финиша, подведение итогов и разрешение конфликтов, возникших в ходе соревнований. Понятно, что на соревнованиях находится учитель ОБЖ, врач, скорее всего, есть классные руководители, кто-нибудь из администрации школы, но они не командуют соревнованиями и при штатном их течении в ход соревнований не вмешиваются. Заметим, что это довольно сложная задача как для судей, так и для учителей.

Фактически наши ученики начинают активно готовиться к соревнованиям за месяц до старта, затем проходят сами соревнования, подведение итогов, анализ результатов с участниками, капитанами команд, судьями. Далее — ещё месяц воспоминаний, выставок, конкурсов.

Мы смогли наладить систему накопления и осмысления опыта, создали дополнительный мотив к усвоению данного на уроках материала, помогли ученикам этот материал осмыслить. Что можно сделать ещё?

Чуть подробнее остановимся на особенностях организации и судейства соревнований. Судей мы набрали, опираясь на опыт прошлогодних соревнований. Судьи обеспечивают подготовку этапа (документация, снаряжение, место) и отвечают за его функционирование. Ситуация для них достаточно нестандартная. Во-первых, судье придётся самому принимать решения, во-вторых, ему придётся командовать почти ровесниками, в-третьих, за любой командой следуют болельщики, а это и учителя, и родители. Возможна ситуация, когда на этапе одновременно находятся болельщики разных команд. Судьи втроём-вчетвером должны суметь в этой ситуации принять взвешенное решение, аргументировать его, добиться выполнения. Кстати, по любой конфликтной ситуации, по любому штрафу судья на этапе после соревнований отчитывается преподавателю. Как видим, судья вынужден постоянно анали-

Во-первых, наши соревнования являются для школьников всё ещё эпизодическими. Если сделать их регулярными, увеличится эффективность формирования навыков.

Во-вторых, формулируя задачи нашего мероприятия (задача 2), мы замахнулись на формирование системы ценностей ученика, которая позволила бы ему выстраивать безопасную линию поведения.

Учтём это при реализации третьего этапа организации мероприятия.

Третий этап

До этого мы рассматривали ситуацию, когда у нас соревнуется одна параллель. Можно ли вовлечь в мероприятие несколько параллелей? Что необходимо для этого изменить?

Внедрение

Пункт 2.1 методических рекомендаций по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» выделяет три уровня изучения курса ОБЖ:

а) первый уровень (1-4-е классы);

б) второй уровень (5-9-е классы);

в) третий уровень (10-11-е классы).

Там же отмечено, что «определение содержания и распределение тематики ОБЖ по ступеням и учебным годам. должно соответствовать возрастным особенностям и возможностям обучающихся» [2]. Выполняем. Делаем соревнования общешкольными. Естественно, кое-что придётся изменить с учётом возрастных особенностей участников.

Так, соревнования первого уровня у нас проводятся на пришкольной территории и территории школы. Они по типу ближе к викторине — достаточно много вопросов, предполагающих устный ответ. Однако возможны и практические задания. Например, действия по сигналу регулировщика, действия по сигналу пожарной тревоги. Возможны задания типа квеста. Например: «Следующий этап находится там, где мы должны собираться в случае пожарной эвакуации из школы». Возможны простейшие тактические задания: например полоса препятствий, включающая элементы, требующие взаимопомощи. Поскольку самоорганизоваться

ученики начальной школы ещё не способны, к соревнованиям их готовят и бегут с ними кураторы (ученики 10-11-х класса, которых отбирают, как и судей, по результатам прошлогодних соревнований).

Соревнования второго уровня проводятся уже на полигоне. Концепция та же, что у старших учеников, но задачи проще физически. Например, в 5-8-х классах нет «спуска-подъёма пострадавшего», пострадавший на «первой помощи» самоходен (к примеру, травма руки), на «кухне» помогают судьи на этапе. На соревнованиях присутствует (трассу не проходит, в судействе не участвует) классный руководитель (см. фото 4).

Заметим, что присутствие классного руководителя на соревнованиях делает гораздо более интенсивным обсуждение и осмысление результатов соревнований. А с учётом того, что классный руководитель ещё и «предметник», в некоторой степени можно говорить об установлении межпредметных связей.

Соревнования третьего уровня (10, 11-е классы) проходят так, как описано выше, с той лишь разницей, что одиннадцатиклассников судят выпускники прошлого-позапрошлого года и с командами одиннадцатых классов соревнуется команда учителей, капитаном которой является директор школы.

Фото 4

Поверьте, посмотреть на это выступление приходят все свободные от уроков. Сразу отвечу — да, одиннадцатиклассники на этих соревнованиях достаточно часто выигрывают, причём их это смущает гораздо больше, чем учителей. С точки зрения решения наших задач ученики, победившие учителей, — это очень неплохо: повышается самооценка, появляется, говоря словами нормативного документа, уверенность в успешном преодолении трудностей, вера в успех при столкновении с опасными и неадекватными ситуациями [2] (см. выше «задачи курса ОБЖ»), опыт окрашивается эмоционально, результат лучше запоминается.

Спросите, зачем объединять мероприятие для начальной школы с мероприятием для старшеклассников, зачем всю неделю держать школу в состоянии вокзала — одни прибегают, другие убегают, мешки с дровами, вёдра, объявления, видео, фото?.. Спросите, причём здесь команда учителей, как она может соревноваться с одиннадцатиклассниками — при столь разных физических возможностях? Спросите, зачем из серьёзного мероприятия делать шоу? Дело в том, что мы поставили задачу сформировать систему ценностей ученика, которая позволила бы ему в дальнейшем правильно выбирать линию безопасного поведения, определяла бы «сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих» (задача 2). Иными словами, у ученика сформированы умения и навыки, обеспечивающие «успешные действия при решении вопросов личной и общественной безопасности, умение систематизировать знания по вопросам безопасности жизнедеятельности» [2], необходимо сделать так, чтобы он их эффективно применял в повседневной жизни [2].

Формирование системы ценностей ученика происходит — процитируем классиков — через его включение в совместную деятельность, в ходе которой «учащийся, внутренне сопоставляя свои действия и поступки с будущей деятельностью, прогнозирует её в соответствии с социальными требованиями и трансформирует их во внутренние состояния. Отобранный объект переходит в потребность, т.е. срабатывает механизм интериоризации» (присвоения ценности) [10, с. 233]. Соответственно для создания устойчивой системы ценностей у ученика

необходимо «актуализировать отдельные ситуативные побуждения (с помощью стихийно сложившихся и специально организованных условий); эти побуждения систематически активизировать. При этом стимулирование деятельности предполагает, в основном, изменение внешних условий воспитания» [10, с. 234]. Обратим внимание на последнее предложение цитаты — мы не навязываем ученику конкретные действия, мы создаём вокруг него ситуацию, в которой он сам инициирует эти действия. Причём чем больше будет группа, участвующая в совместной деятельности и чем более систематическим будет включение ученика в эту деятельность, тем эффективнее будет формироваться у ученика система ориентиров «хорошо-плохо».

Фактически неделю школа живёт соревнованиями. Видеотрансляции, сборы, сами соревнования, результаты, их обсуждения, эмоции. Околострессовое и стрессовое состояние участников и болельщиков в сочетании с позитивным психологическим посылом соревнований (у нас побеждают все!) увеличивают работоспособность, улучшают запоминание, осмысление [11]. Всё это вызывает интерес не только к самим соревнованиям, но и к предмету. Становится понятно: если учиться лучше, в следующем году лучше выступишь, значит, создашь свою ситуацию успеха. В результате повторяемость, периодичность соревнований даёт возможность решить задачи, сформулированные нами в начале статьи. Повторяемость цепочки «изучение материала — подготовка к соревнованиям — соревнования — обсуждение — анализ» позволяет говорить о создании системы мероприятий. Периодичность системы мероприятий формирует и совершенствует не только навыки действий в нестандартной ситуации, но и решает задачи, поставленные перед всем курсом ОБЖ [2]. □

Литература

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Приказ Министерства образования РСФСР от 27 мая 1991 г. № 169 «О введении в государственных общеобразовательных учебных заведениях РСФСР нового курса "Основы безопасности жизнедеятельности"» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/ document/901759604.

Внедрение у прпмш

2. Письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Ми-нобрнауки РФ от 27 апреля 2007 г. № 03-898 «О методических рекомендациях по курсу "Основы безопасности жизнедеятельности"». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://docs.cntd. ru/document/902051121.

3. Гафнер В.В. Как достигнуть состояния безопасности // ОБЖ. Основы безопасности жизни. — 2005. — № 8. — С. 31-33.

4. Сапронов В.В., Шершнев Л.А. О концептуальных основах образовательной области «Безопасность жизнедеятельности» // ОБЖ. Основы безопасности жизни. — 2006. — № 4. — С. 35-39.

5. Залесский М.Л. Соревнования по ОБЖ: побеждают все! // ОБЖ: Основы безопасности жизни. — 2001. — № 2. — С. 34-36.

6. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа № 126 с углублённым изучением английского языка» г. Н. Новгорода. Официальный сайт [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://school126.ru/index.php/ 2010-02-17-16-01-03.

7. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. — М.: Педагогика, 1974. — 1024 с.

8. Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. — Киев: Радянська школа, 1974. — 288 с.

9. Залесский М.Л. Формирование навыков правильного поведения на уроках ОБЖ средствами сторителлинга // Школьные технологии. — 2017. — № 6. — С. 25-29.

10. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н. Шиянов.- М.: Школа-Пресс, 2000. — 512 с.

11. Залесский М.Л., Гоигорян М.Э. Стресс ученика. Хорошо это или плохо? // Школьные технологии. — 2017. — № 3. — С. 62-68.

References

1. Prikaz Ministerstva obrazovaniya RSFSR ot 27 maya 1991 g. № 169 «O vvedenii v gosudarstvennyh obshcheobrazovatel'nyh uchebnyh zavedeniyah RSFSR novogo kursa "Osnovy bezopasnosti zhiznedeya-

tel'nosti"» [Ehlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://docs.cntd.ru/document/ 901759604.

2. Pis'mo Departamenta gosudarstvennoj po-litiki i normativno-pravovogo regulirovaniya v sfere obrazovaniya Minobrnauki RF ot 27 aprelya 2007 g. № 03-898 «O metodi-cheskih rekomendaciyah po kursu "Osno-vy bezopasnosti zhiznedeyatel'nosti"». [Ehlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: http://docs.cntd.ru/document/902051121.

3. Gafner V.V. Kak dostignut' sostoyaniya bezopasnosti // OBZH. Osnovy bezopasnosti zhizni. — 2005. — № 8. — S. 31-33.

4. Sapronov V.V., SHershnev L.A. O koncep-

tual'nyh osnovah obrazovatel'noj oblasti «Bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti» // OBZH. Osnovy bezopasnosti zhizni. — 2006. — № 4. — S. 35-39.

5. Zalesskij M.L. Sorevnovaniya po OBZH: po-

bezhdayut vse! // OBZH: Osnovy bezopasnosti zhizni. — 2001. — № 2. — S. 34-36.

6. Municipal'noe byudzhetnoe obshcheobra-zovatel'noe uchrezhdenie «SHkola № 126 s uglublyonnym izucheniem anglijskogo yazyka» g. N. Novgoroda. Oficial'nyj sajt [Ehlektronnyj resurs]. Rezhim dostupa: https://school126.ru/index.php/2010-02-17-16-01-03.

7. Ushinskij K.D. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya. — M.: Pedagogika, 1974. — 1024 s.

8. Suhomlinskij V.A. Serdce otdayu detyam. — Kiev: Radyans'ka shkola, 1974. — 288 s.

9. Zalesskij M.L. Formirovanie navykov pra-vil'nogo povedeniya na urokah OBZH sredstvami storitellinga // Shkol'nye tekh-nologii. — 2017. — № 6. — S. 25-29.

10. Pedagogika: Uchebnoe posobie dlya stu-dentov pedagogicheskih uchebnyh zavede-nij / V.A. Slastyonin, I.F. Isaev, A.I. Mish-chenko, E.N. SHiyanov.- M.: Shkola-Press, 2000. — 512 s.

11. Zalesskij M.L., Grigoryan M.Eh. Stress uche-nika. Horosho ehto ili ploho? // Shkol'nye tekhnologii. — 2017. — № 3. — S. 62-68.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.