М.С. Саламатова*
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ СОБРАНИЯ В СОВЕТСКОЙ РОССИИ: ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ
(1918-1936 ГГ.)
Аннотация: Статья посвящена исследованию института избирательных собраний в контексте становления советской избирательной системы (1918 - 1936 гг.). Постреволюционное избирательное законодательство закрепило порядок проведения собраний избирателей, нехарактерный для мировой электоральной практики первой трети XX века. Введенный большевиками порядок проведения избирательных собраний основывался на сочетании архаичных принципов и процедур, свойственных для ранних периодов развития избирательного процесса, и революционно новых принципов. Избирательные собрания проводились на основе открытого голосования и производственно-территориального принципа, предоставлявшего преимущества избирателям, организованным по трудовым коллективам. Советское избирательное законодательство регулировало ограниченное число процедур, связанных с фиксацией явки населения, выдвижением кандидатов, порядком организации собрания и голосования. При этом советский законодатель игнорировал многие ключевые вопросы проведения выборов - составление списков избирателей, участие партий, ведение предвыборной агитации и отчетной кампании.
Ключевые слова: советские избирательные кампании, избирательные собрания, производственный принцип проведения выборов, открытый порядок голосования, фиксация явки, выдвижение кандидатов.
Ретроспективный анализ процесса становления и эволюции советского избирательного процесса в 1920-е гг. помимо научного, имеет важное политическое значение, способствуя пониманию электоральных традиций России, механизмов взаимодействия населения с властью. Значимым представляется и научное переосмысление советского электорального опыта как части истории советского государства.
В период становления советского избирательного права центральное место в нем занимал институт собраний избирателей. Несмотря на ведущее место института серьезных попыток его теоретического осмысления не осуществлялось. Наиболее значимые усилия по изучению принципов организации советских выборов предпринимались советскими правоведами, в работах которых утверждались превосходство советской избирательной системы и уникальность ее принципов 1. В работах советских правоведов 1920-х гг. акцент делался на производственном принципе организации выборов как революционно новом, основанном на «осознании общности интересов, трудового единения и рабочей спаянности», где «трудящееся
* Саламатова Марина Сергеевна, кандидат исторических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права Новосибирского государственного университета экономики и управления, [email protected]
1 Бродович С. М. Советское избирательное право. - Л., 1925; Лепешкин А. И. Советы -власть трудящихся (1917 - 1936 гг.). - М., 1966; Кукушкин Ю. С., Чистяков О. И. Очерк истории советской Конституции. - М., 1987.
население организуется по производственным клеточкам: фабрикам, заводам, предприятиям, учреждениям, рудникам» \ Ему противопоставлялся принцип «искусственного территориального деления» в буржуазных государствах, «где толпа избирателей остается только толпой, в которой беспорядочно перемешаны люди разных общественных положений, групп и профессий» 2. Введение остальных принципов и процедур организации собраний обосновывалось «исторически сложившимися традициями образования
-5
Советов в 1905 и 1917 гг.» . С. М. Бродович, подчеркивая «некабинетный характер теоретических изысканий» отмечала, что «практика классовой борьбы пролетариата сама выдвинула организационные схемы, впоследствии закрепленные советским правом и практикой выборов» 4.
Современных правовых и исторических исследований, направленных на изучение эволюции становления принципов и процедур проведения избирательных собраний не проводилось. Отчасти восполняя данный историографический пробел, в настоящей статье предпринимается попытка анализа особенностей правового регулирования ключевой процедуры советского избирательного процесса - организации избирательных собраний в Советской России в 1920-е - 1930-е гг. При проведении исследования представляется целесообразным разделить принципы организации и порядок (процедуры) проведения избирательных собраний.
Принципы организации избирательных собраний
(1918 - 1936 гг.)
Пришедшие к власти большевики, заявили о разрыве традиций с предыдущим опытом, отказе от достижений «буржуазной демократии» -всеобщего, прямого и равного избирательного права. Пролетарская демократия предполагала проведение выборов на основе цензового права, неравного представительства городских и сельских жителей в Советах и многостепенности выборов. Основной формой производства выборов являлось проведение общих открытых собраний избирателей, организованных по месту работу или жительства, с выдвижением и обсуждением кандидатов, отчетов и наказов. Подобный порядок производства выборов был несвойственным как для дореволюционной России, так и для общемировой практики первой трети XX века. Законодательство, регулировавшее организацию выборов в Государственную Думу в 1905 - 1917 гг. и положение о выборах в Учредительное собрание 1917 г., вводило тайное голосование и территориальные избирательные единицы 5. При этом нельзя признать уникальными процедуры проведения
1 Гурвич Г. С. Основы советской Конституции. М. - Л., 1929. - С. 141
2 Там же.
Стучка П. Учение о государстве пролетариата и крестьянства и его Конституции. М. - Л., 1926. - С.156.
4 Бродович С. М. Советское избирательное право. - Л., 1925. - С. 62-63.
5 Положение о выборах в Государственную Думу от 6 августа 1905 г. // ПСЗ Российской империи. Собр. III. Т. XXV. Отделение II-е. Приложения. - Спб., 1908; Положение о
советских выборов, поскольку российский электоральный опыт предыдущих периодов имел схожие формы. Как отмечает И. В. Минникес, избирательные сходы и собрания, с открытым выдвижением кандидатов и устным голосованием проводились вплоть до конца XVIII в., уже к концу XVIII в. нередко использовалось письменное, тайное голосование 1. По сути, советские избирательные собрания воспроизводили более архаичные формы организации выборов, соответствовавшие электоральным традициям России ранних эпох развития государственности (IX - XVIII вв.).
Становление основ советского избирательного процесса началось в первой советской Конституции 1918 г., при этом, Основной закон не регулировал принципы проведения избирательных собраний, и относил установление «подробного порядка производства выборов» к компетенции местных советов и ВЦИК . Первоначально в советском законодательстве отсутствовал унифицированный порядок организации выборов, допускалась вариативность принципов, производственно-территориальный принцип и открытое голосование не закреплялись.
Первые советские инструкции о выборах в минимальной степени конкретизировали порядок проведения выборов, оставляя множество пробелов в правовом регулировании. Так, инструкция о порядке перевыборов волостных и сельских Советов от 2 декабря 1918 г. не устанавливала избирательные единицы, принципы и порядок проведения избирательных собраний, лишь кратко регламентируя действия избирательных комиссий на собрании 3. Поскольку инструкция регулировала проведение выборов в сельские и волостные Советы, логично предположить, что территориальный принцип организации избирательных собраний для сельских жителей являлся единственно возможным. Порядок голосования не устанавливался вовсе.
Не добавили ясности в принципы и порядок проведения собраний циркулярное постановление Президиума ВЦИК от 08 февраля 1921 г. «О регулярных перевыборах советов и о созыве в установленные сроки съездов советов» и циркулярное постановление Президиума ВЦИК от 08 февраля 1921 г. «Об организации городских советов рабочих и красноармейских депутатов»4. Последний циркуляр возлагал разработку порядка производства
выборах в Учредительное собрание от 20.06.1917 г. // Российское законодательство X-XX вв. Т. 9: Законодательство эпохи буржуазно-демократической революции. - М., 1994. - С. 136-184.
1 Минникес И. В. Выборы в истории Российского государства в IX - начале XIX века. -Спб, 2010. С. 387-389, 354-355.
Конституция (Основной Закон) РСФСР. Принята V Всероссийским съездом Советов в заседании от 10 июля 1918 г. // Собрание узаконений и распоряжений Рабочего и крестьянского правительства (далее - СУ РСФСР). 1918. №51. Ст.582.
3 Постановление ВЦИК Советов от 2 декабря 1918 г. «О порядке выборов волостных и сельских Советов (Инструкция)» // СУ РСФСР. 1918. №86. Ст. 901.
4 Циркулярное постановление Президиума ВЦИК от 8 февраля 1921 г. «Об организации городских Советов Рабочих и красноармейских Депутатов» // СУ РСФСР. 1921. №11. Ст.71. Циркулярное постановление Президиума ВЦИК от 8 февраля 1921 г. «О
выборов и нормы представительства на губернские исполкомы «сообразно всей совокупности местных условий» 1.
В большинстве инструкций, изданных губернскими исполкомами в первой половине 1920-х гг., принципы проведения избирательных собраний в городах урегулированы не были. Исключением стала инструкция Ленинградского губернского исполкома 1924 г., в которой устанавливался производственный принцип проведения собраний в городах и фабрично-заводских поселках 2.
Принципы проведения избирательных собраний в сельской местности в местных инструкциях также устанавливались в предельно обобщенном виде. В инструкции Ленинградского губернского исполкома указывалось, что «выборы в сельсоветы производятся в одном или нескольких селениях» 3, при этом размеры избирательных единиц не определялись. В инструкциях Пермского и Смоленского губернских исполкомов 1920 г. закреплялся минимальный размер избирательной единицы, собрания проводились в селениях с численностью не менее 300 жителей, в случае малонаселенности, селения объединялись 4. Нижегородская инструкция 1920 г. устанавливала самый высокий порог численности избирательной единицы в сельской местности - две тысячи человек. При этом, для небольших селений, входивших в состав избирательных собраний определялась желательная удаленность места его проведения - «не более трех верст» 5.
Несмотря на то, что установление порядка голосования относилось к компетенции губисполкомов, прояснить этот вопрос в местных инструкциях удается лишь в редких случаях. Исключением являлась инструкция Пермской губернии 1920 г., закреплявшая открытый порядок голосования, при этом, особо оговаривалась и возможность тайного голосования, в случае участия в выборах нескольких партий 6. В инструкции Ленинградского губернского исполкома 1924 г. упоминается возможность установления
п
«закрытого» порядка голосования губернской избирательной комиссией . В остальных местных инструкциях принятых в 1922 - 1925 гг., порядок голосования не регулировался, очевидно, он определялся отдельными
о
постановлениями губисполкомов или в рамках сложившейся практики .
регулярных перевыборах Советов и о созыве в установленные сроки Съездов Советов» // СУ РСФСР. 1921. №11. Ст.72.
1 Циркулярное постановление Президиума ВЦИК от 8 февраля 1921 г. «Об организации городских Советов Рабочих и красноармейских Депутатов» // СУ РСФСР. 1921. №11. Ст. 71.
Государственный архив Российской Федерации (далее - ГА РФ). Ф.Р.-393. Оп.1а. Д. 94. Л. 252(об).
3 ГАРФ. Ф.Р.-393. Оп.1а. Д. 94. Л. 253.
4 ГАРФ. Ф. Р.-393. Оп.22. Д. 7. Л. 21-22.
5 ГАРФ. Ф.Р.-393. Оп.22. Д. 7. Л. 1 (об).
6 ГАРФ. Ф.Р.-393. Оп.22. Д.7. Л. 21 (об).
7 ГАРФ. Ф.Р.-393. Оп.1а. Д. 94. Л. 252.
8 ГАРФ. Ф.Р.-393. Оп.54. Д.102. Л.9-14, 80-87, 117-124, 152-158.
Унифицированные принципы проведения избирательных собраний не сразу установились и в общероссийском законодательстве. В первой половине 1920-х гг., в избирательном законодательстве в городах преобладал производственный порядок проведения выборов. Так, в общероссийских инструкциях о выборах от 31 августа 1922 и 11 августа 1924 г. впервые закреплялся производственный принцип организации избирательных собраний в городах как единственно возможный. Избирательными единицами могли выступать «предприятия, учреждения и профессиональные союзы» 1. Организация выборов в городах по территориальному принципу в инструкциях не предусматривалась.
Установление принципа голосования, общероссийское избирательное законодательство, по-прежнему относило к компетенции губернских избиркомов, предусматривая варианты открытого и тайного голосования «по спискам или отдельным кандидатурам» 2. Однако как отмечалось выше, в губернских инструкциях преимущественно игнорировалось установление принципа голосования, на местах проводилось открытое голосование в рамках сложившейся практики.
Демократизация избирательного процесса, обусловленная как
-5
политическими факторами, так и результатами выборов 1924 г. , незамедлительно отразилась на правовом регулировании. В избирательных инструкциях, принятых Президиумом ЦИК СССР и ВЦИК в 1925 г., внесены существенные изменения в принципы и порядок проведения избирательных собраний. При разработке и обсуждении избирательных инструкций 1925 г. доминирующим был курс, направленный на «оживление» Советов. Заместитель наркома внутренних дел В. Болдырев на заседании комиссии оргбюро ЦК РКП(б) по перевыборам советов 18 августа 1925 г. отмечал, что «в основу нового избирательного закона положены: гарантия вовлечения максимального количества рабочих и крестьян на выборах в советы; гарантия полного осуществления избирательных прав и устранение административного давления; расширение круга избирателей за счет полутрудовых групп населения, которые до сих пор прав не имели; приближение советов и исполкомов к населению; организация более
1 Положение о Советах губернских, уездных и заштатных городов и поселков городского типа от 26 января 1922 г.// СУ РСФСР. 1922. №10. Ст. 90.; Декрет ВЦИК от 31 августа 1922 г. «Инструкция о перевыборах городских и сельских советов и о созыве волостных, уездных и губернских съездов советов» // СУ РСФСР. 1922. №56. Ст. 706; Декрет ВЦИК от 11 августа 1924 г. «Инструкция о перевыборах городских и сельских Советов и о созыве волостных (районных), уездных (окружных) и губернских (областных) съездов Советов»// СУ РСФСР. 1924. №71. Ст. 695.
2 Там же.
"3
Постановление Президиума ЦИК СССР от 29 декабря 1924 г. «О перевыборах в Советы в тех районах, где имели место неправильности в работе избирательных комиссий» // Собрание законов и распоряжений рабоче-крестьянского правительства СССР (далее - СЗ СССР). 1925. №1. Ст.3; Совещание по вопросам советского строительства (апрель 1925 г.). - М., 1925.
тщательного учета активности населения» 1. В нормативных актах были реализованы как демократические тенденции этого периода, так и попытки технического совершенствования избирательных процедур, также был устранен ряд пробелов в правовом регулировании производства выборов.
Впервые в избирательных инструкциях ЦИК СССР от 16 января 1925 г. и ВЦИК от 13 октября 1925 г. вводился производственно-территориальный принцип проведения избирательных собраний в городах. Инструкции не только предусматривали проведение избирательных собраний по производственным и территориальным единицам, но и конкретизировали круг участников выборов и территориальные избирательные единицы. В качестве последних назывались районы и участки. Круг избирателей, для которых организовывались выборы по территориальному принципу, включал «граждан, не входящих в предприятия или неорганизованных в профсоюзы, как-то: кустарей, домашних хозяек, извозчиков и т.д.» 2. Таким образом, с 1925 года можно говорить о ликвидации дискриминации избирательных прав значительной части городского населения.
Конкретизация и совершенствование избирательных процедур в законодательстве 1925 г. поставили вопрос об определении принципов голосования. Казалось бы, демократизация избирательного процесса 1925 г. должна была привести к установлению тайного голосования. Однако этого не произошло, и в инструкции ВЦИК от 13 октября 1925 г. впервые было закреплено принципиальное положение о введении открытого голосования на избирательных собраниях, как единственно возможного. Причин, по которым в 1925 г. большевики закрепили открытый порядок голосования как безальтернативный, было несколько.
Во-первых, проведенные опросы НКВД губернских, краевых и областных исполкомов о порядке голосования, а также обследования, проведенные инструкторами орготдела ВЦИК, свидетельствовали о крайней непопулярности тайного голосования. Население лишь в редких случаях на повторных выборах весной 1925 г. ставило вопрос о необходимости тайного голосования. Обследование выборов, проведенное инструкторами ВЦИК в 1924 г., выявило, что из 46 обследуемых волостей, только в одной из них в Тамбовской губернии использовалось тайное голосование, во всех остальных случаях на собраниях использовалось открытое голосование 3.
Другой причиной установления безальтернативного открытого порядка голосования - опасения за исход выборов в случае тайного голосования. В ходе упомянутых выше обследований и опросов, было установлено, что в случае проведения тайного голосования, не избрали кандидатов, предварительно утвержденных партийной ячейкой, и итоги выборов
1 ГАРФ. Ф.Р.-393. Оп.1а. Д.153. Л.47.
Постановление Президиума ЦИК от 16 января 1925 г. «О перевыборах в Советы» // СЗ СССР. 1925. №6. Ст. 54; Постановление Президиума ЦИК от 16 января 1925 г. «Об Инструкции о перевыборах в Советы» // СЗ СССР. 1925. №6. Ст. 55.
3 ГАРФ. Ф.Р- 1235, Оп.101. Д.151. Л.310.
оказались неожиданными для вышестоящих органов власти 1. По сообщениям региональных исполкомов, на проведении тайного голосования настаивали на тех собраниях, где доминировали «антисоветские, оппозиционные настроения» 2.
В советской историографии преобладание открытого порядка голосования оправдывалось демократичностью процедуры, а также «неграмотностью подавляющего большинства населения страны и отсутствием элементарных технических средств для организации выборов (бумаги, типографских материалов)» 3. Однако в условиях альтернативной избирательной системы, открытое голосование на избирательных собраниях использовался как один из важных способов обеспечения лояльных правящей партии составов советов. Как справедливо отмечает А. Чистиков «не каждый осмелится открыто, публично выступать против намеченных властью кандидатов» 4. Открытый принцип голосования на избирательных собраниях, установленный в инструкции 1925 г., оставался неизменным в законодательстве вплоть до принятия Конституции 1936 г.
При обсуждении инструкции 1926 г., советское руководство учитывало неоднозначный опыт проведения относительно свободных выборов в городах по производственно-территориальному принципу в кампанию 1925 года. Власть, в одних случаях, столкнулась с высоким уровнем абсентеизма и безразличия к выборам со стороны неорганизованных по производственным единицам избирателей, в других - с высоким уровнем протестных настроений. Для активизации избирателей при одновременной нейтрализации оппозиционных настроений многие советские работники наиболее эффективным способом считали возможность организации смешанных избирательных собраний, включавших представителей организованных и неорганизованных в профсоюзы слоев населения 5. Однако практические работники, напротив, полагали, что организация смешанных собраний приведет «к абсолютному хаосу на выборах в городах» 6. Так, представитель орготдела ВЦИК С. И. Чугунов полагал, что «усиление пролетарских позиций путем механической приписки неорганизованных к собраниям организованных избирателей, приведет лишь к дискредитации политики оживления советов и вызовет абсентеизм неорганизованных избирателей» .
1 ГАРФ. Ф. Р.-1235, Оп.101. Д.151. Л.311.
2 ГАРФ. Ф.Р. 393. Оп.54. Д.102. Л. 7-244.
Стучка П. Учение о государстве пролетариата и крестьянства и его Конституции. - МЛ., 1926. - С. 158; Кукушкин Ю. С., Чистяков О. И. Очерк истории советской Конституции. - М., 1987. С. 163.
4 Петроград на переломе эпох. Город и его жители в годы революции и Гражданской войны. - М., 2013. - С. 26.
5 ГАРФ. Ф.Р.-1235. Оп.103. Д.634. Л. 12-17.
6 ГАРФ. Ф.Р.-1235. Оп.104. Д.1050. Л. 37
7 Там же.
Вопреки возражениям, высказанным рядом советских работников, в инструкцию 1926 г. была введена норма об организации смешанных собраний в городах, предполагавших совместное участие в собраниях организованных и неорганизованных в профсоюзы избирателей 1. Однако смешанный принцип проведения собраний закреплялся в инструкции о выборах ВЦИК от 4 ноября 1926 г. как дополнительный, в качестве основного сохранялся производственно-территориальный, с раздельной организацией собраний для различных категорий горожан. Новеллой инструкции стало дробление избирателей по производственным участкам (допускалось проведение собраний по отдельным частям предприятия и сменам), для более полного учета мнения работников крупных промышленных предприятий 2.
В сельской местности основным способом оставался территориальный принцип проведения избирательных собраний, соответственно обсуждаемым оставался только размер административной единицы и численность избирателей, входящих в ее состав. Если в первой половине 1920-х гг. законодатель устанавливал крупную избирательную единицу (в положении о сельских Советах 1922 г. - поселение с численностью не менее 400 жителей 3), то в рамках реализации политики «оживления Советов», в инструкциях ВЦИК 1925 г. и 1926 г. существенно уменьшались избирательные единицы, сельские советы максимально приближались к населению. В соответствии с актами, выборы в сельские советы «производились по отдельным селениям при наличии в них не менее ста жителей». Помимо этого, предполагалось разукрупнить избирательные единицы, в селах, «имевших более пятисот жителей», выборы производились по отдельным избирательным участкам 4. В рамках активизации национальных меньшинств на выборах, особый акцент делался на возможности выделения «особых участков по национальному признаку», для компактно проживавших национальных меньшинств 5.
Правовое регулирование порядка проведения избирательных собраний (1918 - 1936 гг.)
Избирательные процедуры, как и принципы проведения собраний, имели схожие этапы становления. Первоначально в советском избирательном законодательстве в минимальной степени конкретизирован порядок проведения выборов. Конституция РСФСР 1918 г. в самом обобщенном виде
1 Декрет ВЦИК от 4 ноября 1926 г. «Об утверждении Инструкции о выборах городских и сельских Советов и о созыве съездов Советов» // СУ РСФСР. 1926. №75. Ст. 577.
2 Там же.
3 Положение о сельских Советах от 26 января 1922 г. // СУ РСФСР. 1922. №10. Ст. 93.
4 Декрет ВЦИК «Об утверждении Инструкции о выборах городских и сельских Советов и о созыве съездов Советов»; Инструкция о выборах городских и сельских Советов и о созыве съездов Советов от 13 октября 1925 г.// СУ РСФСР. 1925. №79. Ст. 603.
5 Декрет ВЦИК от 4 ноября 1926 г. «Об утверждении Инструкции о выборах городских и сельских Советов и о созыве съездов Советов»// СУ РСФСР. 1926. №75. Ст.577.
устанавливала основы организации избирательного процесса, обязательным считалось проведение выборов в Советы в присутствии избирательной комиссии и представителя местного совета, а также фиксация результатов выборов в протоколе. Предполагалось, что регламентация производства выборов осуществлялась в избирательных инструкциях, принимаемых ВЦИК или местными исполкомами Советов.
Первые советские инструкции о выборах в регулировании избирательных собраний содержали множество пробелов. Так, инструкция о выборах от 2 декабря 1918 г. не устанавливала даже общий порядок производства выборов на избирательных собраниях, лишь кратко регламентируя действия избирательных комиссий на собрании. Обязательными процедурами было ведение протокола собрания с фиксацией основных сведений о результатах выборов (числе участников выборов, избранных депутатах и жалобах, поступивших на проведение выборов) 1. Не урегулированными в инструкции 1918 г. остались порядок оповещения, голосования, способы выдвижения кандидатов или списков, участия партий, проведения агитации, место проведения выборов.
Губернские исполкомы, к компетенции которых Конституция 1918 г. и циркулярные постановления Президиума ВЦИК 1921 г. , отнесли определение порядка выборов на местах, как и в случае с принципами, в минимальной степени конкретизировали порядок проведения выборов. Избирательные инструкции губернских исполкомов регулировали незначительное число избирательных процедур, чаще всего повторяя основные положения общероссийских инструкций, в редких случаях включая оригинальные нормы.
При всем разнообразии, местные инструкции устанавливали общий порядок производства выборов - на открытом собрании избирателей, организованном по территориальному или производственному принципу. К числу обязательных процедур относились: оглашение списка лиц, лишенных избирательных прав, проведение голосования и составление протокола результатов выборов. Фиксация явки избирателей не предполагалась, при этом, часть губернских исполкомов устанавливала порог обязательной явки избирателей на выборы. Очевиден заведомо нереализуемый характер таких норм, поскольку без составления списков избирателей и фиксации явившихся, невозможно было определить явку. Ряд губисполкомов устанавливали завышенный процент явки избирателей на собрания,
1 Постановление ВЦИК Советов от 2 декабря 1918 г. «О порядке выборов волостных и сельских Советов (Инструкция)» // СУ РСФСР. 1918. №86. Ст. 901.
2 Конституция (Основной Закон) РСФСР. Принята V Всероссийским съездом Советов в заседании от 10 июля 1918 г. // СУ РСФСР. 1918. №51. Ст.582; Циркулярное постановление Президиума ВЦИК от 8 февраля 1921 г. «Об организации городских Советов Рабочих и красноармейских Депутатов» // СУ РСФСР. 1921. №11. Ст.71; Циркулярное постановление Президиума ВЦИК от 8 февраля 1921 г. «О регулярных перевыборах Советов и о созыве в установленные сроки Съездов Советов» // СУ РСФСР. 1921. №11. Ст.72.
существенно превосходивший установленный впоследствии в общероссийской инструкции 1925 г. (35%). Так, в инструкциях Пермского и Петроградского губисполкомов выборы считали состоявшимися при явке не менее 50%, а в Смоленской губернии - даже 2/3 избирателей 1. Другие губернские исполкомы отказывались от регламентации минимального порога явки (Нижегородский губернский исполком, Сибревком, Ленинградский и Тамбовский губисполкомы и т.д.) 2.
Примечательно, что в региональном законодательстве не регламентировалась центральная процедура выборов - выдвижения кандидатов, списков кандидатов. Лишь в Пермской инструкции упоминается, что избирательные комиссии объявляют заранее подготовленные списки кандидатов. Из инструкций даже не ясно, выдвижение происходило преимущественно по спискам, либо по отдельным кандидатурам и предполагалось ли их предварительное обсуждение. В местных инструкциях не регулировался и другой ключевой вопрос для любых выборов - способ определения результата голосования (абсолютным или относительным большинством, кандидатские списки или отдельные кандидатуры).
В региональных инструкциях, принятых в 1920 - 1923 гг. не урегулирована процедура оповещения избирателей. В инструкциях, принятых в 1924/25 гг., вслед за общероссийскими инструкциями, устанавливалась процедура обязательного оповещения избирателей о дне и месте проведения собрания 3.
В общероссийских инструкциях о перевыборах городских и сельских советов, утвержденных декретами ВЦИК 31 августа 1922 г. и 11 августа 1924 г., очевиден некоторый прогресс правового регулирования организации избирательных собраний, охватывавшего большее число избирательных процедур. Впервые в избирательной инструкции от 31 августа 1922 г. вводится процедура предварительного и обязательного оповещения населения о дне и месте выборов 4. Инструкция 1922 г. предполагала оповещение за 48 часов до дня выборов, инструкция 1924 г. установила еще более короткий промежуток - «не позднее, чем за 13 часов до дня выборов» 5. Сроки оповещения о дне выборов широко обсуждались низовыми местными работниками как в советской прессе, так и переписке с центральными органами. Объясняя желание сократить сроки оповещения, советские работники констатировали, что «если предупреждать за 2 - 3
1 ГАРФ. Ф.Р.-393.Оп.22. Д.7. Л.21, 21 (об), 22, 27.
2 ГАРФ. Ф.Р.-393. Оп.1а. Д.95. Л.44 (об); Оп.22. Д.7. Л. 1- 1 (об); Оп.1а. Д.94. Л. 250-253.
3 ГАРФ. Ф.Р.-393. Оп.1а. Д.95. Л.44 - 47; Оп.1а. Д.94. Л. 250-253.
4 Декрет ВЦИК от 31 августа 1922 г. «Инструкция о перевыборах городских и сельских советов и о созыве волостных, уездных и губернских съездов советов» // СУ РСФСР. 1922. №56. Ст. 706.
5 Декрет ВЦИК от 11 августа 1924 г. «Инструкция о перевыборах городских и сельских Советов и о созыве волостных (районных), уездных (окружных) и губернских (областных) съездов Советов» // СУ РСФСР. 1924. №71. Ст. 695.
недели о сроке выборов, то избиратели забывают о дне проведения» 1. Возможно, в начале 1920-х гг. при установлении коротких сроков оповещения населения о выборах, преследовались и политические цели - в сжатые сроки было сложно организовать предварительное обсуждение кандидатур, развернуть оппозиционную политическую агитацию и т.д.
Инструкции ВЦИК 1922 и 1924 гг. вводили процедуры ознакомления избирателей с порядком выборов, оглашения списка лиц, отстраненных от выборов и оглашение списка кандидатов или отдельных кандидатов. По-прежнему отсутствовала процедура фиксации числа явившихся на выборы, тем более не предполагалось выяснения их поименного состава. Хотя на практике выяснение явки на избирательном собрании, конечно, происходило. Вместе с тем, существование такого пробела свидетельствовало об отсутствии изначально интереса власти к достоверности результатов выборов.
Впервые избирательное законодательство 1922, 1924 гг. регулировало процедуру определения результатов выборов, избранными в совет считались депутаты, выставлявшиеся индивидуально, либо включенные в списки, набравшие простое большинство голосов. Кроме депутатов, каждое избирательное собрание выбирало кандидатов к ним в количестве одной трети, на случай отзыва депутата, или выбытия из совета по иным причинам.
Завершающей процедурой проведения избирательного собрания являлось составление и подписание протокола, также допускалось обжалование результатов выборов в случае допущенных нарушений в течение трех дней с момента окончания выборов 2.
Политические перемены, связанные с реализацией политики «оживления» Советов 1925 г. отразились на правовом регулировании порядка выборов. Основные изменения, внесенные в избирательные инструкции, принятые Президиумом ЦИК СССР 16 января 1925 г. и ВЦИК от 13 октября 1925 г., были направлены на ограничение административного давления на избирателей. В актах вводился запрет выдвижения списков или отдельных кандидатов административными органами (избирательными комиссиями или уполномоченными), что должно было предотвратить навязывание утвержденных партийными ячейками списков кандидатов избирательному собранию.
Желанием повысить уровень доверия населения к выборам, было обусловлено расширение степени открытости и публичности избирательных процедур. Так, в инструкциях 1925 г. для повышения достоверности фиксации результатов выборов, вводилась процедура совместного
1 ГАРФ. Ф.Р.393. Оп.1а. Д.94. Л. 148.
Декрет ВЦИК от 31 августа 1922 г. «Инструкция о перевыборах городских и сельских советов и о созыве волостных, уездных и губернских съездов советов» // СУ РСФСР. 1922. №56. Ст. 706; Декрет ВЦИК от 11 августа 1924 г. «Инструкция о перевыборах городских и сельских Советов и о созыве волостных (районных), уездных (окружных) и губернских (областных) съездов Советов»// СУ РСФСР. 1924. №71. Ст. 695.
подписания протокола об итогах выборов «президиумом избирательного собрания и уполномоченным от крестьян» 1.
В русле демократических изменений, в инструкциях 1925 г. урегулирован процесс выдвижения кандидатов и утверждения повестки избирательного собрания. Избиратели самостоятельно определяли способ выдвижения кандидатов, списки кандидатов и отдельные кандидатуры могли предлагаться как на самом собрании избирателями, так и через «опубликование (через печать или путем вывешивания) до избирательного собрания». Участники собрания также самостоятельно определяли способ голосования за кандидатов в депутаты (по спискам или за отдельных кандидатов), а также вопросы для обсуждения (повестку) на собрании.
Помимо демократических нововведений, в инструкциях происходило и техническое совершенствование процедуры производства выборов. Увеличились сроки оповещения избирателей (до 5 дней) и подачи жалоб на допущенные нарушения (7 дней), становясь, как отмечали местные
Л
работники, более реальными . В инструкциях 1925 г. исправили очевидный пробел, к обязанностям организаторов выборов отнесли фиксацию явки избирателей. Инструкция ВЦИК устанавливала норму об организации «обязательного учета всех явившихся на выборы» 3.
Кроме того, в инструкции ВЦИК 1925 г. закреплялось положение о праве однократного голосования избирателей. Это положение было введено в связи с запросами губернских исполкомов, о праве участия избирателя в выборах несколько раз по месту постоянного проживания и работы. Речь шла в первую очередь о рабочих, которые работали в городах или поселках, но постоянно проживали в деревне, и было неясно, где они должны были участвовать в выборах и по каким нормам.
В целом, акты 1925 г. представляли значительный шаг в совершенствовании правового регулирования производства выборов. Впервые в них определялись стадии организации и проведения избирательного собрания, сохранившие актуальность вплоть до введения Конституции 1936 г. Проведение избирательных собраний предполагало реализацию следующих последовательных процедур: оповещение избирателей о времени и месте проведения собрания, фиксацию явки избирателей, обсуждение отчетов депутатов о проделанной работе Советом, выдвижение и обсуждение кандидатов (списков), голосование за кандидатов
1 Постановление Президиума ЦИК от 16 января 1925 г. «Об Инструкции о перевыборах в Советы» // СЗ СССР. 1925. №6. Ст. 55; Декрет ВЦИК «Об утверждении Инструкции о выборах городских и сельских Советов и о созыве съездов Советов»; Инструкция о выборах городских и сельских Советов и о созыве съездов Советов от 13 октября 1925 г.// СУ РСФСР. 1925. №79. Ст. 603
СЗ СССР. 1925. №6. Ст. 54. СУ РСФСР. 1925. №79. Ст. 603.
2 ГАРФ. Ф.Р.-393. Оп. 1а. Д.95. Л.47.
3 Декрет ВЦИК «Об утверждении Инструкции о выборах городских и сельских Советов и о созыве съездов Советов»; Инструкция о выборах городских и сельских Советов и о созыве съездов Советов от 13 октября 1925 г.// СУ РСФСР. 1925. №79. Ст. 603.
в депутаты, обсуждение и утверждение наказа депутатам, составление итогового протокола.
Наряду со сказанным отметим, что либерализация избирательных процедур имела четко очерченные границы, большевики не собирались отказываться от политической монополии. Недопустимость участия других партий в избирательном процессе обосновывалась тезисом «подрыва основ пролетарской демократии» 1. При подведении итогов выборов 1925 г., высшее партийное руководство страны не выступало за ревизию политики «оживления Советов», но настаивало на расстановке иных акцентов в ее реализации. По мысли партийного руководства под «оживлением» советов следовало понимать расширение участия в выборах рабочих, беднейшего крестьянства, женского населения, молодежи. Для реализации этих решений, нужно было улучшить условия участия классово близких слоев населения, не допустив при этом участия непролетарских слоев населения, тем более оппозиционных партий в выборах. В проекте резолюции «об итогах перевыборов Советов» комиссии оргбюро и Политбюро ЦК ВКП(б), работавшей под руководством В. М. Молотова отмечалось: «важно оживлять советы, укреплять союз рабочих с беднейшим крестьянством и середняцким активом. При этом политика оживления советов не должна привести к росту буржуазных элементов и партий, их представляющих (меньшевиков, эсеров)» 2.
В избирательной инструкции, утвержденной Президиумом ВЦИК 4 ноября 1926 г., большинство норм, регулировавших избирательный процесс, введенных предыдущей инструкцией, остались неизменными. Некоторые изменения затронули организационно-технические аспекты избирательного процесса, обсуждавшиеся региональными и центральными советскими органами. Так, в инструкции ВЦИК 1926 г. были уточнены и детализированы нормы, регламентировавшие выдвижение кандидатов и процедуру голосования. Конкретизирован перечень организаций и граждан, имевших право выдвигать кандидатуры, к ним относились общественные, партийные и профессиональные организации, на собрании могли выдвинуть кандидатов присутствовавшие избиратели 3. Уточнялась процедура определения результата выборов «относительным большинством голосов», под которым понималось «такое количество голосов, которое составляет большее по сравнению с количеством голосов, полученных другим кандидатом», при этом голоса «против» и «воздержались» не подсчитывались 4. Также была закреплена норма, вызвавшая широкое обсуждение - о возможности многократного голосования (по месту жительства и работы).
1 Российский государственный архив социально-политической истории (далее -РГАСПИ). Ф.17. Оп.164. Д.56. Л.123.
2 Там же.
Декрет ВЦИК от 4 ноября 1926 г. «Об утверждении Инструкции о выборах городских и сельских Советов и о созыве съездов Советов»// СУ РСФСР. 1926. №75. Ст.577.
4 Там же.
Реализация инструкции 1926 г. в части организации избирательных собраний, не вызвала шквала запросов региональных исполкомов, в отличие от процедуры лишения и восстановления в избирательных правах. Анализ предложений губернских исполкомов показывает, что в основном они затрагивали вопросы конкретизации избирательных норм, касавшиеся технических и организационных нюансов организации избирательных собраний. Региональные исполкомы просили прояснить вопросы о возможности многократного использования голоса на выборах и организации собраний для «промежуточных» групп населения, отнесение которых к организованным или неорганизованным по профсоюзам избирателям, вызывало затруднения у местных работников 1. Политических вопросов в ходе обсуждения инструкции региональными исполкомами не поднималось, попыток урегулирования вопросов участия политических партий, их агитации также не звучало.
Отметим непоследовательность позиции высших и центральных советских органов по ряду вопросов. Всероссийский Центризбирком и ВЦИК в 1928 г. сочли ошибочным решение о возможности многократности использования голоса рабочими, проживавшими в сельской местности, принятое в 1926 г. Главным аргументом за однократность использования голоса на выборах, стала отнюдь недемократичность неравного представительства рабочих, а сложность их учета и оповещения местными избиркомами (последние жаловались, что не знают как учитывать эти
Л
двойные голосования) . В комментированной инструкции 1928 г. закрепили положение «об одном голосе у каждого избирателя» 3.
Другим вопросом, по которому была изменена позиция высших советских органов, стал способ определения результатов. В 1928 г. Президиум ЦИК СССР счел ранее действовавший способ определения победителей простым большинством голосов «не выявляющим мнение населения в полной мере» 4. Было дано указание изменить формулировку ст.30 инструкции ЦИК СССР и ст.45 инструкции ВЦИК, и результат голосования определять абсолютным большинством (кандидат или список кандидатов должен был набрать свыше 50% присутствующих на собрании). Обращение к этому вопросу было довольно неожиданным, региональные исполкомы устраивал ранее действовавший способ. Определение результатов абсолютным большинством вызвало возражения региональных исполкомов, поскольку «затягивало процедуру», так в сообщении Иваново-Вознесенского губисполкома говорилось, что «выборы одного из сельсоветов не были закончены в течение всей ночи из-за того, что ни один кандидат не мог получить абсолютного большинства» 5.
1 ГАРФ. Ф.Р.-1235. Оп.103. Д.84. Л. 153, 153 (об); Оп.105. Д.502. Л.15; Оп.104.Д.1055. Л.27, 28.
2 ГАРФ. Ф.Р.-1235. Оп.106. Д.534. Л.327 - 330.
3 ГАНО. Ф.Р.-47. Оп. 1. Д.408. Л.80 об.
4 ГАРФ. Ф.Р.-1235. Оп.106. Д.534. Л.335.
5 ГАРФ. Ф.Р. -1235. Оп.106. Д.534. Л.428 об.
Избирательные кампании 1930/31 и 1934/35 гг. проводились в значительно изменившихся политических, экономических и социальных условиях. В постановлении ВЦИК «О задачах предстоящей избирательной кампании 1930/1931 гг.» от 03 ноября 1930 г., а также в обращении ЦИК СССР о выборах в советы в 1934 - 1935 гг. выборы рассматривались как механизм мобилизации трудящихся масс для решения масштабных хозяйственных задач. Перевыборы проходили под лозунгом успешного выполнения плана пятилеток, закрепления успехов коллективизации и индустриализации. В 1930 г. ставилась задача в ходе избирательной кампании «развернуть борьбу против кулака и капиталистических элементов», в 1934 г. - «построить бесклассовое общество, ликвидировав капиталистические элементы и классов вообще» 1.
Вместе с тем, решение столь глобальных задач в незначительной степени отразились на правовом регулировании организации избирательных собраний. Основные процедуры, сложившиеся к концу 1920-х гг. и зафиксированные в комментированной инструкции ВЦИК от 4 ноября 1926 гг. (редакции 1928 г.), остались неизменными в 1930-е гг. Наряду со стабилизацией большинства избирательных процедур в законодательстве 1930-х гг., ряд аспектов организации избирательных собраний был переработан. В первую очередь, в связи с появлением новых категорий избирателей (колхозники, рабочие и служащие совхозов и машинно -тракторных станций), помимо терминологических изменений, были предусмотрены условия их участия в выборах. Так, в соответствии со ст.47 инструкции 1930 г. «колхозники, как правило, участвуют в выборах вместе с остальным населением села». Для рабочих совхозов и МТС, напротив,
Л
образовывали отдельные участки (ст.48) .
Из наиболее существенных изменений в избирательных инструкциях 1930-х гг. отметим увеличение процента минимальной обязательной явки на избирательные собрания, в 1930 г. - до 40%, в 1934 г. - до 50%. При этом инструкция 1934 г. позволяла региональным исполкомам (или ЦИК союзных республик в инструкции СССР) устанавливать и более высокий процент
-5
обязательной явки избирателей . Явка должна была продемонстрировать высокий уровень поддержки населения, его управляемость. Проявлением формализации выборов и управляемости населения стало введение
1 Постановление ВЦИК от 3 ноября 1930 г. «О задачах предстоящей избирательной кампании 1930/31 гг.» // СУ РСФСР. 1930. №56. Ст.671. Постановление цИк от 27 сентября 1934 г. «Обращение Центрального Исполнительного комитета Союза ССР о выборах в Советы в 1934-1935 г.» от 27 сентября 1934 г.// СЗ СССР. 1934. №50. Ст. 392.
Постановление ВЦИК от 20 октября 1930 г. «Об утверждении инструкции о выборах в советы и на съезды советов РСФСР» // СУ РСФСР. 1930. №54. Ст.654.
"3
Постановление ЦИК от 2 октября 1934 г. «Инструкция о выборах в Советы в 1934-1935 г.» // СЗ СССР. 1934. №50. Ст. 395. Постановление ВЦИК от 1 октября 1934 г. «Об утверждении инструкции о выборах в советы и на съезды советов РСФСР» // СУ РСФСР. 1934. №36. Ст.226.
возможности избрания кандидатов в их отсутствие на избирательном собрании в инструкции 1934 г. (ст.56 инструкции ВЦИК) 1.
В целом, постреволюционное избирательное законодательство закрепило порядок проведения избирательных собраний, нехарактерный для мировой электоральной практики первой трети XX века. По большей части советский законодатель воспроизводил архаичные принципы и процедуры, свойственные для ранних периодов развития избирательного процесса, отчасти вводились революционно новые принципы. По сравнению с предшествовавшим избирательным законодательством, советский порядок производства выборов, представлял очевидный регресс.
В правовой регламентации проведения избирательных собраний выделяются два основных периода: первый период охватывал 1917 - 1924 гг., когда установление принципов и процедур было возложено на региональные исполнительные комитеты, отсутствовал унифицированный порядок организации собраний. На выборах в городские Советы преобладал производственный принцип организации собраний, в сельские советы - при определении территориальных избирательных единиц варьировалась численность населения. Принцип голосования преимущественно не устанавливался. Регламентировалось ограниченное число избирательных процедур в самом обобщенном виде: предварительное оповещение избирателей о дне голосования, ознакомление избирателей с порядком выборов, оглашение списка лиц, отстраненных от выборов и списка кандидатов (отдельных кандидатов), проведение голосования и составление протокола результатов выборов.
Второй период - 1925 - 1934 гг. характеризовался унификацией принципов и процедур проведения собраний в общероссийском законодательстве. В 1925 г. закреплен производственно-территориальный принцип организации выборов, соответственно проведение собраний избирателей по месту жительства в городах стало обязательным. В сельской местности существенно уменьшены избирательные единицы, что делало выборы в сельские советы максимально доступными и приближенными к населению. Наряду с указанными позитивными изменениями, в 1925 г. впервые закреплен открытый принцип голосования в качестве единственно возможного, что демонстрировало крайнюю ограниченность демократизации избирательного процесса, проводимую в рамках реализации политики «оживления» Советов. В этот период существенно расширилось число процедур, регулируемых законодательством: оповещение населения с помощью избирательных повесток, обязательная фиксация явки, формирование повестки избирательного собрания, обсуждение отчетов депутатов о проделанной работе Советом, выдвижение и обсуждение кандидатов (списков), голосование за кандидатов в депутаты относительным
1 Постановление ВЦИК от 1 октября 1934 г. «Об утверждении инструкции о выборах в советы и на съезды советов РСФСР» // СУ РСФСР. 1934. №36. Ст.226.
(с 1928 г. - абсолютным большинством), обсуждение и утверждение наказа депутатам, обжалование нарушений.
Наряду с этим, советское избирательное законодательство, оставило без внимания многие ключевые вопросы проведения выборов, связанные с составлением списков избирателей, деятельностью партий на выборах, предвыборной агитацией, отчетной кампанией, составлением наказов. Подобные пробелы в правом регулировании избирательного процесса симптоматичны, и отражали формальный подход правящей партии к выборам. Фиксация явки избирателей без составления их списков представляется абсурдной, равно как и отсутствие участия партий в избирательном процессе. При наличии существенных пробелов в правовом регулировании, многие процедуры регулировались на основе сложившейся практики на местах.
Библиографический список:
1. Конституция (Основной Закон) РСФСР. Принята V Всероссийским съездом Советов в заседании от 10 июля 1918 г. // СУ РСФСР. - 1918. - №51. - Ст.582.
2. Постановление ВЦИК Советов от 2 декабря 1918 г. «О порядке выборов волостных и сельских Советов (Инструкция)» // СУ РСФСР. - 1918. - №86. - Ст. 901.
3. Циркулярное постановление Президиума ВЦИК от 8 февраля 1921 г. «Об организации городских Советов Рабочих и красноармейских Депутатов» // СУ РСФСР. - 1921. - №11. -Ст.71.
4. Циркулярное постановление Президиума ВЦИК от 8 февраля 1921 г. «О регулярных перевыборах Советов и о созыве в установленные сроки Съездов Советов» // СУ РСФСР. - 1921. - №11. - Ст.72.
5. Положение о Советах губернских, уездных и заштатных городов и поселков городского типа от 26 января 1922 г.// СУ РСФСР. - 1922. -№10. - Ст. 90.
6. Положение о сельских Советах от 26 января 1922 г. // СУ РСФСР. -1922. - №10. - Ст. 93.
7. Декрет ВЦИК от 31 августа 1922 г. «Инструкция о перевыборах городских и сельских советов и о созыве волостных, уездных и губернских съездов советов» // СУ РСФСР. -1922. - №56. - Ст. 706.
8. Декрет ВЦИК от 11 августа 1924 г. «Инструкция о перевыборах городских и сельских Советов и о созыве волостных (районных), уездных (окружных) и губернских (областных) съездов Советов»// СУ РСФСР. - 1924. - №71. - Ст. 695.
9. Постановление Президиума ЦИК от 29 декабря 1924 г. «О перевыборах в Советы в тех районах, где имели место неправильности в работе избирательных комиссий» от 29 декабря 1924 г.// СЗ СССР. - 1925. - №1. - Ст. 3.
10. Постановление Президиума ЦИК СССР от 16 января 1925 г. «О перевыборах в Советы» // СЗ СССР. - 1925. - №6. - Ст. 54.
11. Постановление Президиума ЦИК СССР от 16 января 1925 г. «Об Инструкции о перевыборах в Советы» // СЗ СССР. - 1925. - №6. - Ст. 55.
12. Декрет ВЦИК от 13 октября 1925 г. «Об утверждении Инструкции о выборах городских и сельских Советов и о созыве съездов Советов» // СУ РСФСР. - 1925. - №79. -Ст. 603.
13. Декрет ВЦИК от 4 ноября 1926 г. «Об утверждении Инструкции о выборах городских и сельских Советов и о созыве съездов Советов» // СУ РСФСР. - 1926. -№75. - Ст.577.
14. Постановление ВЦИК от 20 октября 1930 г. «Об утверждении инструкции о выборах в советы и на съезды советов РСФСР» // СУ РСФСР. - 1930. - №54. - Ст.654.
15. Постановление ВЦИК от 3 ноября 1930 г. «О задачах предстоящей избирательной кампании 1930/31 гг.» // СУ РСФСР. - 1930. - №56. -Ст.671.
16. Постановление ЦИК от 27 сентября 1934 г. «Обращение Центрального Исполнительного комитета Союза ССР о выборах в Советы в 1934-1935 г.» от 27 сентября 1934 г.// СЗ СССР. - 1934. - №50. - Ст. 392.
17. Постановление ВЦИК от 1 октября 1934 г. «Об утверждении инструкции о выборах в советы и на съезды советов РСФСР» // СУ РСФСР. - 1934. - №36. - Ст.226.
18. Положение о выборах в Государственную Думу от 6 августа 1905 г. // ПСЗ Российской империи. Собр. III. Т. XXV. Отд. 11-е. Приложения. - Спб., 1908.
19. Положение о выборах в Учредительное собрание от 23 сентября 1917 г. // Российское законодательство Х-ХХ вв. В 9-ти томах. Т. 9: Законодательство эпохи буржуазно-демократической революции. - М., 1994.
20. Бродович С. М. Советское избирательное право. - Л., 1925. - 131 с.
21. Гурвич Г. С. Основы советской Конституции. - М. - Л., 1929. - 261 с.
22. Кукушкин Ю. С., Чистяков О. И. Очерк истории советской Конституции. - М., 1987. -366 с.
23. Лепешкин А. И. Советы - власть трудящихся (1917 - 1936 гг.). - М., 1966. - 575 с.
24. Минникес И. В. Выборы в истории Российского государства в IX - начале XIX века. -Спб, 2010. - 538 с.
25. Петроград на переломе эпох. Город и его жители в годы революции и Гражданской войны. - М., 2013. - 543 с.
26. Совещание по вопросам советского строительства (апрель 1925 г.). -М., 1925. - 202 с.
27. Стучка П. Учение о государстве пролетариата и крестьянства и его Конституции. - МЛ., 1926. - 291 с.