Научная статья на тему 'Избирательное законодательство как основа парламентаризма в республике Южная Осетия'

Избирательное законодательство как основа парламентаризма в республике Южная Осетия Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
128
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Ключевые слова
ПАРЛАМЕНТ РЮО / ПАРЛАМЕНТАРИЗМ / ДЕПУТАТ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ОРГАН / ДЕПУТАТСКИЙ СОЗЫВ / КОНСТИТУЦИЯ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ АКТ / PARLIAMENT OF SOUTH OSSETIA / PARLIAMENTARISM / DEPUTY / LEGISLATIVE BODY / DEPUTY CONVOCATION / CONSTITUTION / LEGISLATIVE ACT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кочиева Олеся Ахсаровна

В данной статье рассматривается становление и развитие югоосетинского парламентаризма с момента принятия Декларации о государственном суверенитете Республики Южная Осетия в 1990 году и по настоящее время. Приведены правовые основания проведения первых выборов в Парламент Южной Осетии, а также раскрыты некоторые особенности избирательного законодательства в различные периоды, отраженные в компетенции, деятельности, порядке организации и формировании всех депутатских созывов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTION LEGISLATION AS THE BASIS OF PARLIAMENTARISM IN THE REPUBLIC OF SOUTH OSSETIA

This article deals with the formation and development of South Ossetian parliamentarism from the moment of the adoption of the Declaration on the State Sovereignty of the Republic of South Ossetia in 1990 up to the present. Here are given the legal bases for holding the first parliamentary elections in South Ossetia and also some features of the electoral legislation in various periods reflected in the competence, activities, organization and formation of all parliamentary convocations are discribed.

Текст научной работы на тему «Избирательное законодательство как основа парламентаризма в республике Южная Осетия»

избирательное законодательство как основа парламентаризма в республике южная осетия

Кочиева Олеся Ахсаровна,

аспирант кафедры конституционного и муниципального права, ФГБОУВО «Московский государственный университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)», старший преподаватель кафедры гражданского права, Югоосетинский государственный университет имени А.А. Тибилова E-mail: kochieva@yandex.ru

В данной статье рассматривается становление и развитие югоосетинского парламентаризма с момента принятия Декларации о государственном суверенитете Республики Южная Осетия в 1990 году и по настоящее время. Приведены правовые основания проведения первых выборов в Парламент Южной Осетии, а также раскрыты некоторые особенности избирательного законодательства в различные периоды, отраженные в компетенции, деятельности, порядке организации и формировании всех депутатских созывов.

Ключевые слова: Парламент РЮО, парламентаризм, депутат, законодательный орган, депутатский созыв, конституция, законодательный акт.

S2

сэ см о см

20 сентября 1990 года состоялась 14-я сессия Юго-Осетинского областного Совета народных депутатов двадцатого созыва, которая, путем принятия Декларации о государственном суверенитете, преобразовала Юго-Осетинскую Автономную область в Юго-Осетинскую Советскую Демократическую Республику. Именно с этого момента начинается новейшая история Республики Южная Осетия. 9 декабря 1990 года состоялись выборы депутатов в Верховный Совет Республики 1-го созыва. Перед первыми парламентариями стояла сложнейшая задача: заложить законодательную основу существования Республики Южная Осетия и Декларация о государственном суверенитете легла в основу первой Конституции Республики Южная Осетия, принятой 2 ноября 1993 года. Основной Закон определял главное политической направление Южной Осетии в новом статусе. Тогда же и был переименован Верховный Совет в Государственный Ныхас, хотя первоначальное наименование законодательному органу вскоре было возвращено, поскольку «Государственный Ныхас» или «Государственный Совет» - высший орган власти, объединяющий в себе законодательную и исполнительную власти и присуща президентской республике [1]. Южная Осетия на тот период была парламентской республикой.

Легитимность первых выборов в Верховный Совет Юго-Осетинской Советской Демократической Республики 9 декабря 1990 года не вызывает сомнений, поскольку данное решение вместе с утверждением Положения о выборах депутатов Верховного Совета Юго-Осетинской Советской Демократической Республики принято Временным исполнительным комитетом Юго-Осетинской Советской Демократической Республики 16 октября 1990 года.

Этому Решению, в свою очередь, предшествовало принятие в тот же день еще одного, не менее важного документа «Об отношении к выборам депутатов в Верховный Совет Грузинской ССР», в котором речь шла о признании неправомочным функционирование избирательных округов, участков и участие местного населения в выборах депутатов в Верховный Совет Грузинской ССР на территории Юго-Осетии.

Положение о выборах депутатов Верховного Совета Юго-Осетинской Советской Демократической Республики включало в себя общие начала, принципы, порядок назначения выборов, образование избирательных округов и иные аспекты, связанные с проведением первых и крайне важных выборов.

К особенностям первого законодательного акта о выборах следует отнести трехлетний срок

полномочий и отсутствие ценза оседлости при реализации как активного, так и пассивного избирательного права. К слову, на сегодняшний день срок полномочий депутатского корпуса составляет пять лет, а наличие пятилетнего срока проживания на территории Республики Южная Осетия для кандидата в депутаты является действующей нормой югоосетинского законодательства и ее актуальность не вызывает сомнений в обществе.

Таким образом, первые выборы в Верховный Совет Юго-Осетинской Советской Республики, прошедшие 9 декабря 1990 года, состоялись в полном соответствии с Конституционными нормами, имеющими законную силу на тот период времени на территории СССР. Этому также свидетельствует и Акт наблюдателей от Всесоюзной Ассоциации национально-государственных, национально-территориальных образований и народов, не имеющих своей государственности и общественных движений страны. В выборах приняло участие 72% избирателей, что явилось своеобразным референдумом, подтверждающим волеизъявление народа на суверенитет и стремление к единой судьбе с народами большой страны. В результате проведенных выборов избрано 64 депутата.

Первые два состава Парламента рЮо, в то время Верховного совета Республики Южная Осетия, были сформированы исключительно по мажоритарному принципу. 2 ноября 1993 года, в день принятия первой Конституции (Основного Закона), парламентарии первого созыва принимают еще и Закон Республики Южная Осетия «О выборах депутатов Государственного Ныхаса Республики Южная Осетия». В свою очередь депутатским корпусом второго созыва было принято решение о переходе с парламентской формы правления на президентскую. 14 ноября 1996 года законом рЮо «О полномочиях органов государственной власти и управления в связи с внесением изменений и дополнений в Конституцию (Основной Закон) Республики Южная Осетия» Верховный совет был переименован в Парламент. Функции высшего органа представительной власти были фактически сведены к функциям законодательного собрания. И 10 ноября 1996 года был избран первый президент Республики Южная Осетия.

Следующие два созывы Парламента РЮО формировались уже по мажоритарно-пропорциональной избирательной системе. Постепенно в борьбу вступают политические партии, представительство которых в третьем и четвертом созывах Парламента составляло 30% и 50% соответственно. Таким образом, начинается развитие политической системы республики.

Между тем, пятый и шестой созывы Парламента РЮО состояли лишь из представителей политических партий, и рядовые избиратели Южной Осетии были лишены права выдвижения «своего» кандидата и вынуждены голосовать за лиц, представленных в списках политических партий. Данное решение было объявлено справедливым: ведь чем больше людей доверяют той или иной коман-

де, тем большее количество мест, а стало быть, и больший вес эта команда будет иметь в парламенте. То есть парламент будет принимать именно те решения, которых от него ждет большинство избирателей [2, с. 233]. Однако, желание граждан принимать участие в политической жизни государства и возможность реализации своего пассивного избирательного права только в составе партийных списков, привели к увеличению числа политических партий, программы которых, зачастую, как братья-близнецы бывали схожи. К слову, на выборах депутатов Парламента Республики Южная Осетия VI созыва в 2014 году ЦИКом Республики Южная Осетия были зарегистрированы 9 политических партий из 14 подавших документы.

Не лишним будет отметить, что законодательная инициатива принадлежала самим депутатам четвертого созыва, то есть тем, кто лучше всех знает, как целесообразнее формировать органы законодательной власти. По мнению ряда наблюдателей, и в первую очередь российских, подобное поведение вполне вписывается в «российскую избирательную традицию». Однако, то, что хорошо для России, может стать неприемлемым для Южной Осетии не только в силу масштабов, но в силу ментальности [3, с. 234]. И, тем не менее, в недрах шестого созыва вызрела инициатива не только о переходе обратно к смешанной избирательной системе, но и о деятельности депутатского корпуса на профессиональной постоянной основе, что также свидетельствует о стремлении к единому правовому пространству с Российской Федерацией.

В соответствии с действующей Конституцией РЮО от 8 апреля 2001 года (новая редакция Конституции была необходима в связи с ведением институтом президентства) и поправками от 30 декабря 2015 года Парламент Республики Южная Осетия является высшим представительным и единственным законодательным органом Республики Южная Осетия и состоит из одной палаты. Парламент Республики Южная Осетия избирается сроком на пять лет в составе 34 депутатов, 17 из которых избираются по одномандатным избирательным округам, 17 - по пропорциональной избирательной системе по единому республиканскому избирательному округу [4]. Как мы видим, существенно (практически вдвое) снизилось и количество депутатских мандатов по сравнению с первыми созывами.

В силу вышеупомянутых поправок к Конституции РЮО, приняты в новой редакции Конституционный закон РЮО «Об основных гарантиях избирательный прав и права на участие в референдуме граждан Республики Южная Осетия» от 27 декабря 2018 года и Закон РЮО «О выборах депутатов Пар- р ламента Республики Южная Осетия» от 30 марта ИД 2018 года, что позволило наблюдателям, в том чис- Е ле и международным, признать выборы депутатов К Парламента Республики Южная Осетия седьмого ё созыва (9 июня 2019 года), состоявшимися в пол- у ном соответствии с нормами закона. А

Исходя из изложенного, можно констатировать достаточно сложный путь развития югоосетинско-го парламентаризма и в первую очередь, основу и вектор развития закладывали сами парламентарии принятием соответствующих законодательных актов. Избирательное законодательство постоянно претерпевало изменения с целью отражения общественного запроса, отвечающего тому или иному отрезку времени. Политические процессы в целом, и в частности, связанные с избранием очередных созывов, всегда проходили в строгом соответствии с действующим на территории Республики Южная Осетия законодательством.

Как уже было отмечено, Южная Осетия в этот исторический период времени определяла основное политическое направление и перспективное развитие своей республики в новом статусе самопровозглашенного государства и формирование своего законодательства являлось вопросом архиважным, как с точки зрения функционирования правового государства, так и являлось ярким показателем всему мировому сообществу правовой зрелости и несгибаемой решительности в выбранном курсе политического развития.

Формирование законодательства происходит под воздействием многих факторов: это и экономическое устройство, поскольку благодаря этому определяется социальная структура общества; это и моральные ценности, доминирующие в то или иное время, на той или иной территории; религия, как квинтэссенция морали, определяла и зачастую определяет основные подходы к построению законодательства [5, с. 4]. Но, основным фактором, влияющим на формирование законодательства, как для большинства государств, так и для Южной Осетии, стал фактор геополитический.

И именно поэтому, а также в связи с возникшим дефицитом законодательных актов, регулировавших отношения в сфере различных норм права, до введения в действие законов Республики Южная Осетия, Верховным Советом Республики Южная Осетия 29.01.1992 было принято Постановление «О применении аналогии законов России на территории Республики Южная Осетия», согласно которому правоохранительным органам, предприятиям, организациям, учреждениям и гражданам Республики Южная Осетия необходимо применять на практике нормы права России [6].

Следует отметить, что, во-первых, принятие данного Постановления носило не только правовой, но и политический характер; и, во-вторых, оно по сей день не утратило своей актуальности и действует до сих пор. Многие сферы жизнедеятельности и сейчас регулируются нормами российского права в силу применения Постановления Парламента об аналогии законодательства.

Однако вопросы избирательного законода-^ тельства не могли применяться по аналогии в силу 2 особенностей и менталитета осетинского народа.

Как видно из вышеизложенного, институт парла-еЗ ментаризма в Южной Осетии за период ее незави-Ц симости прошел сложную историю становления,

но все эти изменения происходили в строгом соответствии с законами. Фактически избирательное законодательство сформировалось в самом начале становления государства и менялось с каждым новым депутатским созывом, что свидетельствует об активной позиции народных избранников и попытке выработки оптимальной модели, которая, на наш взгляд, еще не сформирована.

литература

1. Постановление Государственной Ныхаса Республики Южная Осетия от 11 февраля 1995 г.

2. Джуссоев Р.И., Дзайнукова М.И. Вопросы становления и развития института парламентаризма в Республике Южная Осетия (Социологический анализ). - Научные проблемы гуманитарных исследований.- 2010.- № 7. - С. 233.

3. Джуссоев Р.И., Дзайнукова М.И. Вопросы становления и развития института парламентаризма в Республике Южная Осетия (Социологический анализ). - Научные проблемы гуманитарных исследований.- 2010.- № 7. - С. 234.

4. Конституция (Основной закон) Республики Южная Осетия от 8 апреля 2001 года.

5. Крашенинников П.В. Закон и законотворческий процесс. - М.: Статут, 2017. - С. 4.

6. Постановление Верховного Совета Республики Южная Осетия 29.01.1992 «О применении аналогии законов России на территории Республики Южная Осетия».

election legislation as the basis

of parliamentarism in the republic of south

ossetia

Kochieva O.A.

Kutafin Moscow State Law University (MSAL), South Ossetia State University named after A.A. Tibilov

This article deals with the formation and development of South Os-setian parliamentarism from the moment of the adoption of the Declaration on the State Sovereignty of the Republic of South Ossetia in 1990 up to the present. Here are given the legal bases for holding the first parliamentary elections in South Ossetia and also some features of the electoral legislation in various periods reflected in the competence, activities, organization and formation of all parliamentary convocations are discribed.

Keywords: Parliament of South Ossetia, parliamentarism, deputy, legislative body, deputy convocation, constitution, legislative act.

References

1. Resolution of State Nykhas of the Republic of South Ossetia of February 11, 1995.

2. Dzhussoev R.I., Dzaynukova M.I. Issues of formation and development of the institution of parliamentarism in the Republic of South Ossetia (Sociological analysis). - Scientific problems of humanitarian research.- 2010. - No. 7. - P. 233.

3. Dzhussoev R.I., Dzaynukova M.I. Issues of formation and development of the institution of parliamentarism in the Republic of South Ossetia (Sociological analysis). - Scientific problems of humanitarian research.- 2010. - No. 7. - P. 234.

4. The Constitution (Basic Law) of the Republic of South Ossetia of April 8, 2001.

5. Krasheninnikov P.V. Law and legislative process. - M.: Statute, 2017. - P. 4.

6. Resolution of the Supreme Council of the Republic of South Ossetia 01.29.1992 "On the application of the analogy of the laws of Russia on the territory of the Republic of South Ossetia".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.