Научная статья на тему 'Конституционно-правовой статус комитетов и комиссий Парламента Республики Южная Осетия'

Конституционно-правовой статус комитетов и комиссий Парламента Республики Южная Осетия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
88
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юридическая наука
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПАРЛАМЕНТ РЮО / КОМИТЕТЫ И КОМИССИИ / ДЕПУТАТ / ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ОРГАН / ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЙ ОРГАН / ЗАКОНОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кочиева О.А.

В данной статье рассматриваются правовые положения постоянных комитетов и комиссий Парламента Республики Южная Осетия, как основных рабочих структурных образований законодательного органа Республики Южная Осетия. Особое внимание обращено раскрытию статуса комитетов и комиссий через их предметно-определенную компетенцию, деятельность, порядок организации и формирование. Приведены последние изменения, связанные с избранием нового созыва Парламента РЮО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Конституционно-правовой статус комитетов и комиссий Парламента Республики Южная Осетия»

Конституционно-правовой статус комитетов и комиссий Парламента Республики Южная Осетия

Кочиева Олеся Ахсаровна

аспирант кафедры конституционного и муниципального права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), kochieva@yandex.ru

В данной статье рассматриваются правовые положения постоянных комитетов и комиссий Парламента Республики Южная Осетия, как основных рабочих структурных образований законодательного органа Республики Южная Осетия. Особое внимание обращено раскрытию статуса комитетов и комиссий через их предметно-определенную компетенцию, деятельность, порядок организации и формирование. Приведены последние изменения, связанные с избранием нового созыва Парламента РЮО.

Ключевые слова: Парламент РЮО, комитеты и комиссии, депутат, законодательный орган, представительный орган, законотворческая деятельность.

Парламент Республики Южная Осетия является высшим представительным и единственным законодательным органом Республики Южная Осетия и состоит из одной палаты. Парламент Республики Южная Осетия избирается сроком на пять лет в составе 34 депутатов, 17 из которых избираются по одномандатным избирательным округам, 17 - по пропорциональной избирательной системе по единому республиканскому избирательному округу [1].

Депутатом Парламента Республики Южная Осетия может быть избран гражданин РЮО, достигший на день голосования возраста в 21 год и постоянно проживающий последние пять лет на территории Республики.

30 декабря 2015 года были внесены поправки в Основной Закон государства, в силу которых, депутат работает в Парламенте на профессиональной постоянной основе и не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности [2]. До этого периода работа Парламента носила полупрофессиональный характер.

В соответствии со статьей 65 Конституции (Основного Закона) Республики Южная Осетия Парламент Республики Южная Осетия избирает из числа депутатов комитеты и комиссии, как основные рабочие структурные образования для ведения законотворческой работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, вносимых на рассмотрение Парламента Республики Южная Осетия, контроля за исполнением законов и иных правовых актов Парламента Республики Южная Осетия, проведения парламентских слушаний.

Парламентские комитеты и постоянные комиссии образуются на первой сессии на весь срок полномочий Парламента данного созыва. Кандидатуры для избрания председателей комитетов и комиссий представляет непосредственно Председатель Парламента Республики Южная Осетия.

Порядок организации и деятельность комитетов и комиссий Парламента РЮО регулируются Конституцией РЮО, Регламентом Парламента РЮО, а также положениями о комитетах и комиссиях законодательного органа РЮО.

Полномочия председателей комитетов и комиссий могут быть прекращены решением Парламента досрочно по их просьбе, а также в связи с обстоятельствами, исключающими возможность выполнения ими своих обязанностей, либо по мотивированному требованию не менее половины членов соответствующего комитета, комиссии.

5'

гп

о

а

Н А

У А

Однако, так же как и Председатель Парламента и его заместители, председатели комитетов и комиссий могут быть еще и досрочно освобождены от занимаемых должностей в случае выражения им недоверия или нарушения Конституции (Основного Закона) и законов Республики Южная Осетия. Решение Парламента Республики Южная Осетия принимается тайным голосованием большинством голосов от общего числа избранных депутатов.

Структура, численный и персональный состав комитетов и постоянных комиссий Парламента Республики Южная Осетия утверждаются постановлением Парламента Республики Южная Осетия, принимаемым большинством голосов от общего числа избранных депутатов Парламента Республики Южная Осетия. Численный состав комитета и комиссии имеет только нижний количественный предел и не может быть менее трех депутатов. Персональный состав комитета, комиссии утверждается большинством голосов от числа избранных депутатов Парламента в соответствии со списком, предварительно согласованным в депутатских объединениях. В свою очередь заместители председателей комитетов и комиссий Парламента избираются уже непосредственно на заседании комитета или комиссии.

В соответствии с Регламентом законодательного органа РЮО, существуют ограничения для Председателя и первого заместителя Председателя Парламента, поскольку они не могут быть избраны в состав комитетов и комиссий. Однако, следует отметить, что непосредственно в Положениях о Комитетах эти ограничения распространяются и на всех заместителей Председателя Парламента РЮО [3].

Депутат югоосетинского законодательного органа может быть членом не более двух комитетов или комиссий Парламента РЮО. Однако это не мешает ему участвовать в работе комитета или комиссии с правом совещательного голоса. При этом членство хотя бы в одном комитете или комиссии является обязательным.

Депутат Парламента РЮО - член комитета с правом решающего голоса, обязан присутствовать на заседании соответствующего комитета или о невозможности своего присутствия по уважительной причине должен заблаговременно проинформировать руководство комитета. В противном случае за систематическое неучастие в работе комитета (пропуск трех подряд заседаний комитета без уважительных причин) депутат может быть исключен из состава комитета или комиссии. Рекомендация об исключении депутата из состава комитета принимается большинством голосов от числа депутатов - членов комитета и вносится на рассмотрение Парламента. Заседания комитетов х проводятся по мере необходимости. Заседание [Ю Комитета правомочно, если на нем присутствует оч более половины от общего числа членов комите-© та. Все решения комитета принимаются большин-^ ством голосов от общего числа присутствовавших 2 на заседании членов комитета.

Парламент РЮО шестого созыва состоял из девяти постоянных комитетов. Вновь избранный 9.06.2019 года Парламент Республики Южная Осетия, действующего, седьмого созыва, увеличил число комитетов до десяти. Количество постоянных парламентских комиссий осталось неизменным - их пять. Комитеты имеют предметно-определенную компетенцию и в определенной мере соответствуют системе министерств и ведомств, деятельность которых отчасти подконтрольна им. В частности речь идет о следующих комитетах:

Комитет Парламента Республики Южная Осетия по законодательству, законности и местному самоуправлению. Вопросы, связанные с Верховным Судом, Судебным департаментом при Верховном Суде, Генеральной прокуратурой, Министерством юстиции, Министерством внутренних дел, Центральной избирательной комиссией, с администрациями административно-территориальных единиц, которых в республике пять (город Цхинвал, а также Цхин-вальский, Джавский, Знаурский и Ленингорский районы), рассматриваются в данном комитете. В соответствии с Основным Законом РЮО и в отличие от законодательства ряда стран, в том числе и Российской Федерации, Генеральная прокуратура Южной Осетии и Центральная избирательная комиссия РЮО также обладают правом законодательной инициативы по вопросам их ведения, которую они реализуют непосредственно через вышеупомянутый комитет Парламента РЮО;

Комитет Парламента Республики Южная Осетия по внешней политике и межпарламентским связям призван сотрудничать с Министерством иностранных дел РЮО, Комитетом по миграционной политике РЮО и вести активную работу по взаимодействию в сфере межпарламентского сотрудничества. В частности, постоянно действующая Комиссия по межпарламентскому сотрудничеству Республики Южная Осетия и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации зарекомендовала себя в качестве рабочего органа рассматривающего социально важные и наиболее актуальные вопросы и принимаемого определенные решения по ним;

Комитет Парламента Республики Южная Осетия по обороне и безопасности. Предметно-определенная компетенция данного комитета соответствует органам государственной власти, в которых осуществляется прохождение военной службы, а именно: Министерству обороны РЮО, Комитету государственной охраны РЮО, Комитету государственной безопасности, Службе внешней разведки, Министерству РЮО по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Начиная с 90-х годов, с образованием нашей государственности, вопросы обороны и безопасности в силу наличия внешнего врага являются для югоосетин-ского народа архиважными и им (вопросам) всегда уделяется особое внимание;

В компетенцию Комитета Парламента Республики Южная Осетия по бюджету и налогам

входит предварительное рассмотрение и подготовка к рассмотрению Парламентом законопроектов о Государственном бюджете и бюджетах внебюджетных фондов РЮО на очередной финансовый год и плановый период. Работа комитета тесно связана с Министерством финансов РЮО, а также Комитетом по налогам и сборам РЮО, Государственным таможенным комитетом РЮО и Контрольно-счетной палатой РЮО;

Комитет Парламента Республики Южная Осетия по социальной политике и здравоохранению обеспечивает функционирование с ведомствами, в сферу деятельности которых относятся вопросы, связанные с основами социального обслуживания граждан, минимальных социальных гарантий, государственной социальной помощи, социальной защиты отдельных категорий граждан, в том числе инвалидов и ветеранов;

Комитет Парламента Республики Южная Осетия по промышленности, строительству, транспорту, связи и природным ресурсам в силу своей многоаспектности соответствует также достаточно большому количеству министерств и ведомств и обеспечивает законодательное регулирование указанных сфер;

Комитет Парламента Республики Южная Осетия по делам молодежи, спорту и туризму. Республиканская молодежная политика осуществляется в форме исполнения комплексных, целевых республиканских молодежных программ и планов социально-экономического развития Республики Южная Осетия. Государственная политика нацелена на содействие экономической самостоятельности молодых граждан и реализация их права на труд. На территории Республики Южная Осетия поощряется труд и инициатива молодых граждан в различных областях промышленного и сельскохозяйственного производства, науки и техники, культуры и искусства, в сфере предоставления социальных услуг и в других областях деятельности, способствующих развитию Республики Южная Осетия и обеспечению законных интересов молодых граждан [4].

Комитет Парламента Республики Южная Осетия по экономике, малому предпринимательству и сельскому хозяйству нацелен на законодательное обеспечение прогнозирования экономического развития РЮО, развития предпринимательской деятельности, в том числе, малого и среднего предпринимательства, а также в определенной мере способствует законодательному обеспечению прав потребителей при осуществлении государственного контроля и надзора.

Комитет Парламента Республики Южная Осетия по национальной политике, культуре, образованию, науке, религии и СМИ справедливо считался самым большим и, как следствие, сложным комитетом, в силу многообразия направлений и поэтому югоосетинские парламентарии седьмого созыва, принимая постановление Парламента «Об утверждении структуры Парламента Республики Южная Осетия» от 26.06.2019 года [5], разделили вышеупомянутый комитета на

Комитет Парламента РЮО по образованию и науке;

Комитет Парламента РЮО по национальной политике, культуре, религии и средствам массовой информации.

Правовой статус комитетов и комиссий Парламента РЮО раскрывается непосредственно через деятельность, поскольку диапазон полномочий комитетов и комиссий достаточно широк, что дает большие возможности законодательному органу в реализации всех своих функций.

Так, деятельность комитетов основана на принципах коллегиальности, свободы обсуждения и гласности. Они организуют свою деятельность на основе планов работы на текущий год, которые утверждаются непосредственно на заседаниях комитетов. Планы работ комитетов на год должны содержать перечень подлежащих рассмотрению вопросов, законопроектов, проектов постановлений Парламента, иных материалов, сроки их рассмотрения, сроки проведения парламентских слушаний, иных мероприятий, а также списки членов комитетов и работников Парламента, ответственных за их подготовку.

Формирование планов работы комитетов осуществляется с учетом плана законопроектной деятельности Правительства Республики Южная Осетия, предложений депутатов Парламента, местных органов государственной власти, граждан, организаций. И уже на основании плана работы комитетов формируется план законотворческой деятельности Парламента в целом на текущий год.

Рассматривая вопросы, отнесенные к ведению каждого комитета, все они также дает заключения по соответствующим разделам проекта бюджета Республики Южная Осетия, рассматривает отчет об его исполнении, о даче согласия Президенту Республики Южная Осетия на назначение Председателя Правительства Южная Осетия, Генерального прокурора РЮО, о назначении судей Конституционного и Верховного Судов Республики Южная Осетия.

Также для выяснения фактического положения дел и общественного мнения по вопросам законопроектной деятельности и по другим вопросам, находящимся в ведении Парламента, комитетами могут проводиться парламентские слушания, совещания, «круглые столы», семинары. Они (комитеты) вправе самостоятельно или совместно создавать рабочие группы по подготовке отдельных вопросов к парламентским слушаниям и иным мероприятиям Парламента Республики Южная Осетия с возможностью привлечения работников Аппарата Парламента, представителей министерств и ведомства, государственных органов, органов местного самоуправления и иных организаций, включая экспертов.

Известно о трех ключевых параметрах деятельности парламентов: представительство, законодательство и контроль. Контрольные функции законодательного органа РЮО проявляются в том числе и через определенные контрольные функции парламентских комитетов, заключающиеся в

5'

-о Й -С

гп

о

а

Н А

У А

праве заслушивать представителей органов исполнительной власти, руководящих работников учреждений, предприятий, организаций, общественных организаций и объединений, включая требование представления документов, письменных заключений, отчетных данных и иных материалов по вопросам, относящимся к ведению соответствующего комитета.

Комитетам принадлежит право законодательной инициативы по любым вопросам, вносимым на обсуждение Парламента Республики Южная Осетия, чего нельзя сказать о комиссиях, поскольку их деятельность носит больше организационный характер. Комиссии призваны следить за успешным и легитимным функционированием деятельности депутатского корпуса.

На первой сессии Парламента РЮО седьмого созыва 20.06.2019 года были также созданы постоянно действующие комиссии. Эти комиссии, как уже было отмечено выше, не претерпели изменений с началом работы нового созыва. К ним относятся:

Комиссия по депутатской этике - призвана следить за соблюдением депутатами норм депутатской этики при осуществлении своих полномочий;

Комиссия по соблюдению Регламента -необходима в целях осуществления контроля за соблюдением Регламента, а также при необходимости дачи разъяснений в спорных ситуациях по вопросам применения Регламента;

Мандатная комиссия - осуществляет контроль за обеспечением гарантий статуса депутата;

Счетная комиссия - по поручению депутатского корпуса и в соответствии с Регламентом Парламента РЮО обеспечивает легитимность открытого голосования и осуществляет подсчет результатов при тайном голосовании;

Секретариат Парламента - регистрирует депутатские объединения, организует ведение стенограмм и протоколов заседаний сессий, ведет запись желающих выступить, регистрирует депутатские запросы, справки, сообщения, заявления, предложения, другие материалы, поступающие от депутатов, организует работу с обращениями граждан.

Как уже было отмечено в начале данной статьи, парламентарии шестого созыва в декабре 2015 года внесли поправки в Конституцию РЮО, вступившие в силу с 1 января 2018 года, в соответствии с которыми законодательный орган Южной Осетии от полупрофессиональной основы перешел на профессиональную постоянную основу, и здесь, не лишним будет отметить, что до указанного периода на постоянной основе работали Председатель Парламента, его заместители, а также председатели постоянных комитетов. Пред-Н] седатели же постоянных парламентских комиссий [Ю осуществляли свою деятельность лишь на полу-оч профессиональной основе, что определяет ее 01 вторичную природу по отношению к постоянным ^ комитетам югоосетинского представительного органа.

Парламент Южной Осетии также может образовать временные депутатские комиссии и другие рабочие органы по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией и законами Республики Южная Осетия. Временная комиссия полностью подотчетна Парламенту и создается непосредственно с какой-то определенной целью. О результатах своей деятельности временная комиссия представляет Парламенту или его Президиуму доклад по существу вопроса, в связи с которым она была создана, а члены комиссии, имеющие особое мнение, вправе огласить его на заседании Парламента или его Президиума. По докладу временной комиссии Парламент может принять соответствующее постановление.

Временная комиссия прекращает свою деятельность после выполнения возложенных на нее задач или досрочно по решению Парламента или его Президиума.

В целом роль законодательного органа в обществе в большей степени зависит от того, насколько справедливо представлены общественные интересы. Идеальный вариант, когда в парламенте представлены все значимые силы, однако, как отмечает Ж.И. Овсепян, «такая идеальная конструкция состава парламента возможна только при эффективном законодательстве о выборах и партиях и его продуктивной практике» [6, с.10]. Так, при существующем 7% барьере на выборах депутатов Парламента РЮО, из восьми зарегистрированных в Министерстве юстиции политических партий, в Парламенте представлены пятеро, что подтверждает широкое представительство более или менее значимых политических сил и социальных общностей, и, представители всех пяти парламентских партий руководят теми или иными постоянными парламентскими комитетами и комиссиями, что подтверждает подлинно представительский характер югоосетинского Парламента.

Исходя из вышеизложенного, следует констатировать, что постоянные парламентские комитеты и комиссии, бесспорно, не обладают правом принимать решения от имени всего законодательного органа РЮО, но деятельность комитетов и комиссий способствует успешной реализации полномочий Парламента Республики Южная Осетия как представительного и законодательного органа, так и органа, осуществляющего определенные контрольные функции. А ведь от того, насколько сильны позиции парламента в реализации названных функций, зависит его роль в обществе и место в системе органов государственной власти [7. с.207]

Литература

1. Конституция РЮО от 8.04.2001 года

2. Конституционный закон РЮО «О внесении изменений в Конституцию (Основной закон) от 30.12.2015 года

3. Регламент Парламента Республики Южная Осетия от 29.12.2004 года.

4. Закон Республики Южная Осетия «О государственной молодежной политике в Республике Южная Осетия» от 30.05.2001 года

5. Постановление Парламента Республики Южная Осетия «Об утверждении структуры Парламента Республики Южная Осетия» от 26.06.2019 года

6. Овсепян Ж.И. Парламент как основа демократического конституционного строя (проблемы и перспективы развития в Российской Федерации) // Сравнительное конституционное обозрение. 2007. N 2 (59). С. 10.

7. Васильева О.И. Роль парламента в современном российском обществе. Конституционализм и правовая система России: итоги и перспективы. Материалы секции конституционного и муниципального права V Международной научно-практической конференции «Кутафинские чтения». Москва 2015. С.207.

8. Политические учения ХХ-ХХ1 вв. / Егоров В.Г., Абрамов А.В., Алексеев Р.А., Алябьева Т.К., Березкина О.С., Вититнев С.Ф., Козьякова Н.С., Лавренов С.Я., Синчук Ю.В., Федорченко С.Н. Москва, 2015.

9. Егоров В.Г. Основания идентичности постсоветских политических режимов // Научно-аналитический журнал Обозреватель - Observer. 2013. № 11 (286). С. 014-037

10.Адыгезалова Г.Э. Развитие российской системы права: строительное право как отрасль права // Юридическая наука. 2019. № 4. С. 3-6.

11.Адыгезалова Г.Э. Эволюция права: от слова к цифре // Юридический вестник Кубанского государственного университета. 2019. № 1. С. 7-10.

The Constitutional Legal Status of the Committees and the Commission of the Parliament of the Republic of South Ossetia Kochieva O.A.

Kutafin Moscow State Law University (MSAL) This article is devoted to the consideration of the legal status of the Committees and the Commission of the Parliament of the Republic of South Ossetia as the main active structural entities of the legislative body of the RSO. Particular attention is paid to the Committees and the Commission status disclosure through their object competence, activities and organization. The latest changes related to the election of a new convocation of the RSO Parliament are presented Key words: the Parliament of South Ossetia, the Committees and the Commission, a Member of Parliament, a legislative body, a representative body, legislative activity. References

1. The Constitution of the RSO from 04.04.2001

2. Constitutional Law of the RSO "On Amendments to the Constitu-

tion (Fundamental Law) of December 30, 2015

3. Regulations of the Parliament of the Republic of South Ossetia of

December 29, 2004.

4. Law of the Republic of South Ossetia "On the State Youth Policy

in the Republic of South Ossetia" of 30.05.2001

5. Resolution of the Parliament of the Republic of South Ossetia

"On approval of the structure of the Parliament of the Republic of South Ossetia" of 06.26.2019

6. Z.I. Hovsepyan Parliament as the basis of the democratic consti-

tutional system (problems and development prospects in the Russian Federation) // Comparative constitutional review. 2007. N 2 (59). S. 10.

7. Vasilyeva O.I. The role of parliament in modern Russian society.

Constitutionalism and the legal system of Russia: results and prospects. Materials of the section of constitutional and municipal law of the V International Scientific and Practical Conference "Kutafinsky readings". Moscow 2015. P.207.

8. Political teachings of the XX-XXI centuries. / Egorov V.G., Abramov A.V., Alekseev R.A., Alyabyeva T.K., Berezkina O.S., Vititnev S.F., Kozyakova N.S., Lavrenov S.Ya., Sinchuk Yu.V., Fedorchenko S.N. Moscow, 2015.

9. Egorov V.G. The foundations of the identity of post-Soviet politi-

cal regimes // Scientific and analytical journal Observer - Observer. 2013. No. 11 (286). S. 014-037

10. Adygezalova G.E. The development of the Russian system of law: construction law as a branch of law // Legal Science. 2019.No 4.P. 3-6.

11. Adygezalova G.E. The evolution of law: from word to number // Legal Bulletin of the Kuban State University. 2019.No 1. S. 7-10.

5'

-C

m

о

a

А У

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

т; А

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.