Догузова Алина Тимуровна
соискатель кафедры конституционного права Института им. К.В. Россинского (г. Краснодар) (тел.: 88612336448)
Парламент Республики Южная Осетия
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы конституционного статуса Парламента Республики Южная Осетия как законодательного органа государственной власти в сравнении с российским парламентским опытом.
Annotation
In article questions of the constitutional status of Parliament of Republic South Ossetia as government legislature in comparison with the Russian parliamentary experience are considered.
Ключевые слова: парламент, парламентаризм, парламентский контроль, правительственные отчеты. Key words: Parliament, parliamentarism, parliamentary control, the governmental reports.
З
аконодательная власть в Республике Южная Осетия принадлежит Парламенту республики. Согласно Конституции Парламент Республики Южная Осетия является высшим представительным законодательным органом Республики Южная Осетия (ч. 1 ст. 56).
Конституционный закон республики "О Парламенте Республики Южная Осетия" уточняет, что Парламент Республики Южная Осетия является постоянно действующим, высшим представительным и единственным законодательным органом государственной власти Республики Южная Осетия (ст. 1).
Количественный состав Парламента республики вполне коррелирует ограниченной численности населения и насчитывает 34 депутата (ч. 1 ст. 57 Конституции РЮО).
Порядок выборов депутатов Парламента Республики Южная Осетия, их статус и полномочия устанавливаются конституционными законами (ч. 2 ст. 57 Конституции РЮО).
Как и другие отрасли, избирательное законодательство Южной Осетии испытало на себе явное влияние российского законодательства, что проявилось в переходе от смешанных (мажоритарно-пропорциональных) выборов к сугубо пропорциональным.
Последние парламентские выборы в Южной Осетии проводились исключительно на пропорциональных началах, все 34 депутата избирались по единому республиканскому избирательному округу пропорционально числу
голосов, поданных за республиканские списки кандидатов в депутаты парламента.
Конституционные полномочия Парламента Республики Южная Осетия соответствуют величине и значению парламентского представительства. Согласно Конституции республики Парламент Республики Южная Осетия:
1) вносит изменения и дополнения в Конституцию Республики Южная Осетия;
2) принимает конституционные законы, законы Республики Южная Осетия и осуществляет контроль за их исполнением; осуществляет толкование конституционных законов и законов Республики Южная Осетия;
3) рассматривает и утверждает Государственный бюджет Республики Южная Осетия и контролирует ход его исполнения;
4) устанавливает, отменяет республиканские налоги и другие обязательные платежи и сборы;
5) принимает решение об административно-территориальном устройстве Республики Южная Осетия;
6) утверждает изменение границ между административно-территориальными единицами Республики Южная Осетия;
7) образует Центральную Избирательную комиссию Республики Южная Осетия;
8) назначает половину членов Центральной избирательной комиссии Республики Южная Осетия;
9) назначает Председателя Центральной Избирательной комиссии Республики Южная Осетия по представлению Президента Республики Южная Осетия;
10) назначает выборы Президента Республики
Южная Осетия;
11) дает согласие Президенту Республики Южная Осетия на назначение Председателя Правительства Республики Южная Осетия;
12) назначает на должность и освобождает от должности по представлению Президента Республики Южная Осетия Генерального Прокурора Республики Южная Осетия;
13) назначает на должность и освобождает от должности по представлению Президента Республики Южная Осетия Председателя Национального банка Республики Южная Осетия;
14) назначает и освобождает от должности по представлению Президента Республики Южная Осетия Председателя, заместителей Председателя судей Верховного Суда Республики Южная Осетия; Председателя, заместителей Председателя, судей Высшего Арбитражного Суда Республики Южная Осетия в порядке, установленном законом;
15) ставит вопрос перед Президентом Республики Южная Осетия о доверии Правительству Республики Южная Осетия;
16) рассматривает и утверждает государственные программы экономического, социального и культурного развития, заслушивает отчеты об их выполнении;
17) рассматривает указы Президента Республики Южная Осетия о введении военного либо чрезвычайного положения и принимает соответствующие решения;
18) ратифицирует и денонсирует международные договоры Республики Южная Осетия;
19) дает согласие на дислокацию в Республике Южная Осетия воинских формирований иных государств;
20) устанавливает государственные награды, почетные, специальные и воинские звания, дипломатические ранги и классные чины;
21) объявляет амнистию;
22) отменяет решения местных представительных органов, имеющие нормативный характер в случаях их несоответствия законам Республики Южная Осетия;
23) отрешает Президента Республики Южная Осетия от должности в случаях и в порядке, установленных Конституцией Республики Южная Осетия;
24) назначает двух судей Конституционного Суда Республики Южная Осетия;
25) дает согласие Президенту Республики южная Осетия на назначение третьего судьи Конституционного Суда Республики Южная Осетия;
26) осуществляет иные полномочия,
предусмотренные Конституцией и законами Республики Южная Осетия (ст. 61).
Закон о Парламенте выделяет контрольную функцию представительства, устанавливая, что Парламент Республики Южная Осетия осуществляет контроль за:
1) соблюдением и исполнением законов Республики Южная Осетия;
2) исполнением Государственного бюджета Республики Южная Осетия;
3) реализацией государственных программ и планов Республики Южная Осетия;
4) соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью Республики Южная Осетия.
Контрольная деятельность Парламента Республики Южная Осетия осуществляется в формах:
1) заслушивания отчетов;
2) направления депутатских запросов;
3) проведения депутатских проверок;
4) истребования информации (ст. 6).
Формами работы Парламента Республики
Южная Осетия являются:
1) заседания Парламента Республики Южная Осетия;
2) заседания Президиума Парламента Республики Южная Осетия;
3) заседания комитетов и комиссий Парламента Республики Южная Осетия;
4) парламентские слушания.
Содержание парламентской деятельности по
осуществлению контрольных полномочий раскрывается в Регламенте Парламента, в главе XXVIII - "Осуществление Парламентом Республики Южная Осетия контрольных полномочий".
Согласно парламентскому регламенту Парламент непосредственно или через создаваемые им органы осуществляет контроль за соблюдением и проведением в жизнь государственными и общественными органами, организациями, объединениями граждан положений и требований Конституции Республики Южная Осетия, законов и иных решений Парламента за деятельностью избираемых или назначаемых им должностных лиц.
По инициативе органов Парламента, а также по предложению группы депутатов численностью не менее 10 человек может назначаться депутатское расследование. Решение о назначении депутатского расследования принимается простым большинством голосов присутствующих на сессии депутатов.
Основанием для назначения депутатского расследования являются:
а) финансовые сообщения о нарушениях высшими должностными лицами, депутатами,
51
КОНСТИТУЦИОННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО
случае, если деятельность Правительства
государственными органами, а также лицами избираемыми, назначаемыми и утверждаемыми Парламентом Республики Южная Осетия;
б) сообщения об обстоятельствах, ставящих под угрозу суверенитет, территориальную целостность, экономические, национальные, политические и культурные интересы Республики Южная Осетия;
в) сообщения об иных обстоятельствах, угрожающих коренным интересам народа Республики Южная Осетия;
г) неправомерное поведение депутата Парламента в отношении другого депутата (угрозы, оскорбления, клевета, обвинения в правонарушениях).
Для проведения депутатского расследования назначается комиссия по расследованию из числа депутатов Парламента. Результатом расследования является мотивированное заключение комиссии, которое утверждается постановлением Парламента. В случае необходимости тем же постановлением материалы следствия с заключением направляются в органы прокуратуры, суд или другие компетентные органы (ст. 174-175 Регламента).
Законодательство Южной Осетии гораздо раньше российского закрепило институт отчета Правительства перед Парламентом, как значимую форму парламентского контроля за административной деятельностью. В соответствии с ч. 2 ст. 32 Конституционного закона Республики Южная Осетия "О Правительстве Республики Южная Осетия" Правительство не реже одного раза в год отчитывается о своей работе перед Парламентом, представляя, как правило, отчет в начале каждого календарного года.
Регламент Парламента республики конкретизирует, что Парламент по
предложению комитетов или постоянных комиссий, председателя Парламента или не менее одной пятой от числа избранных депутатов может в любое время заслушать отчет Правительства о его работе в целом или по отдельным направлениям деятельности.
Отчет Правительства вносится в Парламент его Председателем. Текст отчета не позднее чем за неделю до его рассмотрения на сессии рассылается депутатам.
От имени Правительства Республики Южная Осетия с отчетом на сессии выступает Председатель Правительства или один из его заместителей, если слушается отчет по отдельным вопросам деятельности.
По итогам обсуждения отчета Парламент принимает соответствующее постановление. В
признана неудовлетворительной, Парламент может поставить вопрос об изменении состава Правительства, а также выразить недоверие Правительству в целом. Постановление по этим вопросам принимаются большинством голосов от общего числа избранных депутатов (ст. 174-179 Регламента).
Механизм правительственных отчетов в Республике Южная Осетия в сравнении с российской моделью выглядит более последовательным. Отчет Правительства РФ Государственной Думе не порождает определенных юридических последствий, т. е. носит сугубо информационный характер, ни к чему Госдуму не обязывающий.
Отчет Правительства РФ перед Государственной Думой мог бы стать действенной формой парламентского контроля в России, если бы он был увязан с идеей парламентской ответственности Правительства, с правом Государственной Думы выражать недоверие Правительству.
Регламент Парламента Республики Южная Осетия предусматривает также индивидуальные отчеты членов Правительства, что, заметим, усиливает контрольную функцию парламента и не расходится с природой правительственных отчетов. Согласно Регламенту Парламент РЮО может в любое время заслушать отчет каждого члена Правительства. По отчету члена Правительства Парламент принимает соответствующее постановление (ст. 178).
Конституция Республики Южная Осетия наряду с коллективной выделяет индивидуальную министерскую ответственность перед Парламентом, устанавливая, что Парламент Республики Южная Осетия может выразить недоверие любому члену Правительства Республики Южная Осетия большинством от числа избранных депутатов Парламента Республики Южная Осетия. В этом случае Президент Республики Южная Осетия вправе освободить от должности указанного члена Правительства Республики Южная Осетия либо не согласиться с мнением Парламента Республики Южная Осетия. В случае, если Парламент Республики Южная Осетия в течение двух месяцев повторно выразит недоверие члену Правительства Республики Южная Осетия, то Президент Республики Южная Осетия издает указ об освобождении указанного члена Правительства Республики Южная Осетия от должности (ст. 65).
Приведенные нормы представляют значительный научно-практический интерес. Они формулируют институт персональной
52
парламентской ответственности правительства, который в мировой конституционной практике встречается крайне редко. Обычно правительство несет перед парламентом солидарную (коллективную) ответственность, при которой парламентский вотум недоверия выражается всему составу правительства, а не отдельным его членам, что вытекает из коллективной природы правительства. Солидарная министерская ответственность, однако, имеет тот недостаток, что обезличивает вину отдельных министров и порождает ситуацию круговой поруки. Не случайно, в российской конституционной практике Государственной Думой предпринимались попытки выразить вотум недоверия отдельным министрам, которые, однако, не имели определенных юридических последствий, поскольку в России парламентская ответственность Правительства носит только коллективный характер.
Закрепление в Конституции Республики Южной Осетии института персональной ответственности
ЮТИТУЦИОННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО членов правительства перед парламентом, наряду с ответственностью коллективной, значительно расширяет парламентский контроль за правительственной деятельностью, позволяет более гибко и избирательно применять меры конституционной ответственности,
персонифицируя вину министров. Однако параметры индивидуальной министерской ответственности при этом до конца не выдержаны. Персональный вотум недоверия со стороны парламента всегда предполагает безусловную отставку министра, которая при этом не уравновешивается правом главы государства на роспуск парламента. Между тем, согласно Конституции Республики Южная Осетия министерская отставка не является неизбежной, Президент может не согласиться с мнением Парламента. Отставка министра происходит лишь в случае повторного в течение трех месяцев вотума недоверия, что не соответствует масштабу конфликта, не затрагивающего правительство в целом.
53