Научная статья на тему 'Избирательное внимания для получения хорошего результата в многоголосия'

Избирательное внимания для получения хорошего результата в многоголосия Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and Education
Область наук
Ключевые слова
внимание / задача / эволюционный характер / жанр многоголосной музыки / многоголосие / переживание / сознания / метод

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нурали Неъмат Угли Исламов

В статье фокусируется методика преподавания направлена на освоение жанров многоголосной музыки с позиции их внутренней организации, принципов строения. Решение этой задачи представляется возможным при условии объединения теоретической части курса и практической деятельности студента, предусматривающей обязательное выполнение творческих письменных работ. Целесообразно выстраивать по хронологическому принципу, показывая преемственность исторического процесса и его эволюционный характер. Таким образом, в процессе изучения западноевропейского многоголосия с момента возникновения его ранних форм до второй половины XV века у студентов формируется представление о его эволюции и особенностях претворения в тех или иных жанрах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Избирательное внимания для получения хорошего результата в многоголосия»

Избирательное внимания для получения хорошего результата в многоголосия

Нурали Неъмат угли Исламов Туркистанский инновационный университет

Аннотация: В статье фокусируется методика преподавания направлена на освоение жанров многоголосной музыки с позиции их внутренней организации, принципов строения. Решение этой задачи представляется возможным при условии объединения теоретической части курса и практической деятельности студента, предусматривающей обязательное выполнение творческих письменных работ. Целесообразно выстраивать по хронологическому принципу, показывая преемственность исторического процесса и его эволюционный характер. Таким образом, в процессе изучения западноевропейского многоголосия с момента возникновения его ранних форм до второй половины XV века у студентов формируется представление о его эволюции и особенностях претворения в тех или иных жанрах.

Ключевые слова: внимание, задача, эволюционный характер, жанр многоголосной музыки, многоголосие, переживание, сознания, метод

Selective attention to receive good results in polyphony

Nurali Nemat ugli Islamov Turkistan Innovation University

Abstract: The article focuses on teaching methods aimed at mastering the genres of polyphonic music from the perspective of their internal organization and structural principles. The solution to this problem seems possible provided that the theoretical part of the course is combined with the student's practical activity, which requires the mandatory completion of creative written works. It is advisable to build according to a chronological principle, showing the continuity of the historical process and its evolutionary nature. Thus, in the process of studying Western European polyphony from the moment of the emergence of its early forms until the second half of the 15th century, students form an idea of its evolution and the features of its implementation in certain genres.

Keywords: attention, task, evolutionary nature, genre of polyphonic music, polyphony, experience, consciousness, method

Внимание - избирательная направленность восприятия на тот или иной объект, повышенный интерес к объекту с целью получения каких-либо данных. Изменение внимания выражается в изменении переживания степени ясности и отчётливости содержания, являющегося предметом деятельности человека. Внимание простимы словами - это направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо реальном или идеальном объекте, предполагающие повышение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности индивида.

Виды внимания таковы - природное и/или социально обусловленное внимание, непосредственное и опосредствованное внимание, непроизвольное и произвольное внимание, чувственное и интеллектуальное внимание. Психологами выделяются следующие основные виды внимания: -непроизвольное внимание;

произвольное внимание;

после произвольное внимание.

Непроизвольное внимание не связано с участием воли, а произвольное обязательно включает волевую регуляцию. Непроизвольное внимание не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание, а произвольное требует этого.

Наконец, произвольное внимание в отличие от непроизвольного обычно связано с борьбой мотивов или побуждений, наличием сильных противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов, каждый из которых сам по себе способен привлечь и удерживать внимание. Человек же в этом случае осуществляет сознательный выбор цели и усилием воли подавляет один из интересов, направляя все свое внимание на удовлетворение другого.

Природное внимание дано человеку со дня его рождения как врожденная способность избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Основной механизм, обеспечивающий работу такого внимания, называется ориентировочным рефлексом.

Социально обусловленное внимание складывается в результате жизненного опыта, обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с сознательным избирательным реагированием на объекты.

Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.

Опосредствованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов.

В caмoм ge.e, TpygHo 3acTaBHTb ce6a 6MTb BHHMaTe.bHMM k HeMy-To, c HeM HHHero He.b3a cge.aTb, hto He BM3MBaeT Hamei BHemHefi h.h BHyTpeHHefi aKTHBHocTH. Ho ecTb npegMeTM h aB.eHHa, KoTopMe KaK 6m npHKoBMBaroT k ce6e BHHMaHHe, HHorga ga^e BonpeKH HameMy ^e.aHHro. B ogHoM c.yHae Hago 3acTaBHTb ce6a 6mtb BHHMaTe.bHMM, a b gpyroM - npegMeT KaK 6m caM o6ecnenHBaeT BHHMaHHe, 3acTaB.aeT Ha ce6a cMoTpeTb, c.ymaTb h T.g.

3gecb mo^ho cKa3aTb o gByx pa3.HHarorn,Hxca BHgax BHHMaHHa -HenpoH3Bo^bHoM h npoH3Bo.bHoM BHHMaHHH. HenpoH3Bo.bHoe (naccHBHoe) BHHMaHHe, b Bo3HHKHoBeHHH KoToporo Hame HaMepeHHe He npHHHMaeT yHacTHa, h npoH3Bo.bHoe (aKTHBHoe), Bo3HHKarorn.ee 6.arogapa HameMy HaMepeHHro, Bc.egcTBHe npH.o^eHHa HaMH ycH.Ha bo.h. TaKHM o6pa3oM, caMo 3anoMHHaeTca to, Ha hto HanpaB.eHo HenpoH3Bo.bHoe BHHMaHHe; to, hto Hago 3anoMHHTb, Hy^gaeTca b npoH3Bo.bHoM BHHMaHHH.

HenpoH3Bo.bHoe BHHMaHHe - 6o.ee HH3Kaa $opMa BHHMaHHH, KoTopoe Bo3HHKaeT b pe3y.bTaTe Bo3geficTBHa pa3gpa^HTe.a Ha KaKofi-.H6o H3 aHa^H3aTopoB. Oho o6pa3yeTca no 3aKoHy opHeHTHpoBoHHoro pe^.eKca h o6rn.ee g.a He.oBeKa h ^hbothmx.

Bo3HHKHoBeHHe HenpoH3Bo.bHoro BHHMaHHa Mo^eT 6mtb BM3BaHo oco6eHHocTtro Bo3geöcTByrom,ero pa3gpa^HTe.a, a TaK^e o6yc.oB.HBaTbca cooTBeTcTBHeM этнx pa3gpa^HTe.efi npom.oMy onMTy h.h ncHxHHecKoMy cocToaHHro He.oBeKa.

HHorga HenpoH3Bo.bHoe BHHMaHHe Mo^eT 6mtb no.e3HMM, KaK b pa6oTe, TaK h b 6MTy, oho gaeT HaM bo3mo^hoctb cBoeBpeMeHHo BMaBHTb noaB.eHHe pa3gpa^HTe.a h npHHaTb Heo6xogHMMe MepM, h o6.erHaeT BK.roHeHHe b npHBMHHyro geaTe.bHocTb.

Ho b to ^e BpeMa HenpoH3Bo.bHoe BHHMaHHe Mo^eT HMeTb oTpH^Te.bHoe 3HaHeHHe g.a ycnexa Bbmo.HaeMofi geaTe.bHocTH, oTB.eKaa Hac ot r.aBHoro b pemaeMofi 3agaHe, cHH^aa npogyKTHBHocTb pa6oTM b ^.om. HanpHMep, Heo6MHHMH myM, bmkphkh h BcnMmKH cBeTa bo BpeMa pa6oTM oTB.eKaroT Hame BHHMaHHe H MemaroT cocpegoToHHTbca.

npHHHHaMH Bo3HHKHoBeHHa HenpoH3Bo.bHoro BHHMaHHa MoryT 6MTb:

1. Heo^HgaHHocTb pa3gpa^HTe.a.

2. OTHocHTe.bHaa cH.a pa3gpa^HTe.a.

3. HoBH3Ha pa3gpa^HTe.a.

4. ^BH^y^Heca npegMeTM. T.Ph6o BMge.H. HMeHHo этoт ^aKTop, cHHTaa, hto b pe3y.bTaTe ^.eHanpaB.eHHofi aктнвнзaцнн gBH^eHHH npoHcxogHT кoнцeнтpaцнa h ycH.eHHe BHHMaHHa Ha npegMeTe.

5. KoHTpacTHocTb npegMeToB h.h aB.eHHfi.

6. BHyTpeHHee cocToaHHe He.oBeKa.

Французский психолог Т.Рибо писал, что характер непроизвольного внимания коренится в глубоких тайниках нашего существа. Направление непроизвольного внимания данного лица обличает его характер или, по меньшей мере, его стремления.

Основываясь на этом признаке, мы можем вывести заключение относительно данного лица, что это человек легкомысленный, банальный, ограниченный, или чистосердечный и глубокий. Красивый пейзаж привлекает внимание художника, действуя на его эстетическое чувство, тогда как местный житель в этом же пейзаже видит лишь что-то обыденное.

Произвольное внимание - если вы скажете мне, на что вы обращаете внимание, то я смогу определить кто вы: прагматик или высоко духовная личность. Здесь речь идет уже о другом виде внимания - произвольном, преднамеренном, активном.

Если внимание непроизвольное есть и у животных, то произвольное внимание возможно только у человека, и возникло оно благодаря сознательной трудовой деятельности. Для достижения определенной цели человеку приходится заниматься не только тем, что само по себе интересно, приятно, занимательно, делать не только то, что хочется, но и то, что необходимо.

Произвольное внимание более сложное и свойственное только человеку формируется в процессе обучения: в быту, в школе, в труде. Оно характерно тем, что направляется на объект под влиянием нашего намерения и поставленной цели. Здесь все просто, нужно поставить цель: "Мне надо быть внимательным, и я заставлю себя быть внимательным, несмотря ни на что", и упорно идти к этой цели.

Физиологическим механизмом произвольного внимания служит очаг оптимального возбуждения в коре мозга, поддерживаемый сигналами, идущими от второй сигнальной системы. Отсюда очевидна роль слова родителей или преподавателя для формирования у ребенка произвольного внимания.

Возникновение произвольного внимания у человека исторически связано с процессом труда, т.к. без управления своим вниманием невозможно осуществлять сознательную и планомерную деятельность.

Психологической особенностью произвольного внимания является сопровождение его переживанием большего или меньшего волевого усилия, напряжения, причем длительное поддерживание произвольного внимания вызывает утомление, зачастую даже большее, чем физическое напряжение.

Полезно чередовать сильную концентрацию внимания с менее напряженной работой, путем переключения на более легкие или интересные

виды действия или же вызвать у человека сильный интерес к делу, требующему напряженного внимания.

Человек прилагает значительное усилие воли, концентрирует свое внимание, понимает содержание необходимое для себя и уже дальше без волевого напряжения внимательно следит за изучаемым материалом.

Его внимание становится теперь вторично непроизвольным, или после-произвольным. Оно будет значительно облегчать процесс усвоения знаний, и предупреждать развитие утомления.

Внешне- и внутренне-направленное внимание - внимание может быть обращено либо на объекты внешнего мира, либо на мысли, чувства, воспоминания. По этому признаку различают внешне- и внутренне-направленное внимание.

Если у человека во время выполнения какого-либо задания всплывают в памяти воспоминания, отвлекающие его от основного занятия, - это будет непроизвольное внутренне-направленное внимание. Иногда непроизвольное, но интенсивное внутренне-направленное внимание может обусловливать невнимательность человека.

Произвольное внимание выделяет из всей массы явлений, действующих на анализаторы, только ту ее часть, которая должна занять центральное место в деятельности человека. Однако эта часть не всегда одинакова по объему. Она различна в одних и тех же обстоятельствах у разных людей и у одного и того же человека в различных условиях.

Волевая регуляция внимания - непроизвольное внимание не связано с участием воли, а произвольное обязательно включает волевую регуляцию. Непроизвольное внимание не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание, а произвольное требует этого. Наконец, произвольное внимание в отличие от непроизвольного обычно связано с борьбой мотивов или побуждений, наличием сильных противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов, каждый из которых сам по себе способен привлечь и удерживать внимание. Человек же в этом случае осуществляет сознательный выбор цели и усилием воли подавляет один из интересов, направляя все свое внимание на удовлетворение другого.

Современные реалии общественной жизни обусловлены существенными переменами, происходящими в социальной сфере. Данная тенденция привела к необходимости реорганизации системы образования, которая неразрывно связана с внутренней перестройкой, обновлением устоявшихся традиций и поиском новых путей. Такая перестройка наблюдается и в содержании вузовской музыкально-теоретической подготовки. Традиционно в неё входят

тaкиe вaжныe cocтaвляющиe, гак тeopия музыки, гapмoния, пoлифoния и aнaлиз мyзыкaльныx пpoизвeдeний. В кaждoм из этиx paздeлoв пpeдcтaвлeны oбшиpныe oблacти знaний co cвoим cпeцифичecким нaпoлнeниeм. Пpи этом ^a^mec^ вecь yчeбный мaтepиaл paccмaтpивaeтcя нa мyзыкaльныx пpимepax тaк нaзывaeмoгo «зoлoтoгo вera» гapмoнии, тo ecra нa пpoизвeдeнияx зaпaднoeвpoпeйcкиx и oтeчecтвeнныx кoмпoзитopoв клaccикo-poмaнтичecкoй эпoxи, чacтичнo музыки XX вeкa. В нeкoтopыx ac^^ax зaтpaгивaютcя тaкжe cтpoгий cтиль и бapoккo. Однaкo в этoм pядy пpaктичecки oтcyтcтвyeт знaкoмcтвo cтyдeнтoв - будущ^ yчитeлeй музыки - c иcтopиeй paзвития зaпaднoeвpoпeйcкoгo cpeднeвeкoвoгo мнoгoгoлocия кaк oбязaтeльнoгo и caмocтoятeльнoгo кoмпoнeнтa. Мeждy тeм, кaк извecтнo, имeннo в этoт пepиoд зaклaдывaлиcь pocra^ из кoтopыx в дaльнeйшeм cлoжилacь и cфopмиpoвaлacь пocлeдyющaя мyзыкa c paзвитoй гapмoниeй и paзличными музыкальными фopмaми. Вoт пoчeмy для фopмиpoвaния y oбyчaющиxcя пpeдcтaвлeний o бoлee цeлocтнoй кapтинe paзвития мyзыкaльнoгo ^^ccraa cтoль нeoбxoдимым видитcя изyчeниe ими ^инцигов пocтpoeния cpeднeвeкoвыx пpoизвeдeний.

Учиться ocoбeннocти кoнтингeнтa cтyдeнтoв и pasmra ypoвeнь иx пoдгoтoвлeннocти (имeютcя в виду cтyдeнты, зaкoнчившиe мyзыкaльныe или пeдaгoгичecкиe кoллeджи, и cтyдeнты, ^ступивш^ в вуз пocлe oкoнчaния ДМШ), дaнный кypc цeлecooбpaзнo ввecти в coдepжaниe вyзoвcкoй пoдгoтoвки тoлькo TO^e изyчeния ocнoвныx пpeдмeтoв мyзыкaльнo-тeopeтичecкoгo цикга. С тoчки зpeния xpoнoлoгии мы дoпycкaeм здecь coзнaтeльнoe нapyшeниe иcтopичecкoй пocлeдoвaтeльнocти, пocкoлькy cpeднeвeкoвый пepиoд музыки гак нaибoлee дaлёкaя кyльтypa c coвepшeннo иными кpитepиями кpacoты и гapмoнии дoвoльнo тpyднo вocпpинимaeтcя cтyдeнтaми в нaчaлe вyзoвcкoгo oбyчeния.

Использованная литература

1. К.Б. Холиков. Педагогическое корректирование психологической готовности ребенка к обучению фортепиано в музыкальной школе. Science and Education 4 (7), 332-337

2. К.Б. Холиков. Характеристика психологического анализа музыкальной формы, измерение ракурса музыкального мозга. Science and Education 4 (7), 214-222

3. К.Б. Холиков. Защитный уровень мозга при загрузке тренировочных занятиях и музыкального моделирование реальных произведениях. Science and Education 4 (7), 269-276

4. К.Б. Холиков. Мозг и музыкальный разум, психологическая подготовка детей и взрослых к восприятию музыки. Science and Education 4 (7), 277-283

5. К.Б. Холиков. Внимание и его действие обученному музыканту и оценка воз производимости тренировок. Science and Education 4 (7), 168-176

6. К.Б. Холиков. Приёмы анализа и корректировки различных ситуаций, возникающих между преподавателем и учеником в ходе учебного процесса в вузе. Science and Education 4 (7), 350-356

7. К.Б. Холиков. Прослушка классической музыки и воздействия аксонов к нервной системе психологического и образовательного процесса. Science and Education 4 (7), 142-153

8. К.Б. Холиков. Модели информационного влияния на музыку управления и противоборства. Science and Education 4 (7), 396-401

9. К.Б. Холиков. Измерение эмоции при разучивании музыки, функция компонентного процессного подхода психологического музыкального развития. Science and Education 4 (7), 240-247

10. К.Б. Холиков. Внимания музыканта и узкое место захвата подавление повторения, сходство многовексельного паттерна. Science and Education 4 (7), 182-188

11. К.Б. Холиков. Сравнение систематического принципа музыкально психологического формообразования в сложении музыки. Science and Education 4 (7), 232-239

12. К.Б. Холиков. Психика музыкальной культуры и связь функции головного мозга в музыкальном искусстве. Science and Education 4 (7), 260-268

13. К.Б. Холиков. Ответ на систему восприятия музыки и психологическая состояния музыканта. Science and Education 4 (7), 289-295

14. К.Б. Холиков. Musical pedagogy and psychology. Bulletin of Science and Education 99 (21-2), 58-61

15. К.Б. Холиков. Аксоны и дендриты в развиваемшийся музыкально психологического мозга. Science and Education 4 (7), 159-167

16. К.Б. Холиков. Проект волевого контролья музыканта и воспроизводимость музыкального произведения. Science and Education 4 (7), 189-197

17. К.Б. Холиков. Абстракция в представлении музыкально психологического нейровизуализации человека. Science and Education 4 (7), 252-259

18. К.Б. Холиков. Измерения непрерывного занятия и музыкальная нейронная активность обучения музыкального произведения. Science and Education 4 (7), 312-319

19. К.Б. Холиков. Сложная система мозга: в гармонии, не в тональности и не введении. Science and Education 4 (7), 206-213

20. К.Б. Холиков. Фокус внимания и влияние коры височной доли в разучивании музыкального произведения. Science and Education 4 (7), 304-311

21. К.Б. Холиков. Музыкальность и музыкальная память, непроизвольная перенос энергии к эффективному получении знания на занятиях музыки. Science and Education 4 (7), 296-303

22. К.Б. Холиков. Рост аксонов в развиваемшийся музыкально психологического мозга в младшем школьном возрасте. Science and Education 4 (7), 223-231

23. К.Б. Холиков. Своеобразность психологического рекомендация в вузе по сфере музыкальной культуре. Science and Education 4 (4), 921-927

24. К.Б. Холиков. Неизбежность новой методологии музыкальной педагогике. Science and Education 4 (1), 529-535

25. К.Б. Холиков. Теоретические основы определения механических свойств музыкальных и шумовых звуков при динамических воздействиях. Science and Education 3 (4), 453-458

26. К.Б. Холиков. Математический подход к построению музыки разные условия модели построения. Science and Education 4 (2), 1063-1068

27. К.Б. Холиков. Психолого-социальная подготовка студентов. Социальный педагог в школе: методы работы. Science and Education 4 (3), 545551

28. К.Б. Холиков. Детальный анализ музыкального произведения. Science and Education 4 (2), 1069-1075

29. К.Б. Холиков. Музыка и психология человека. Вестник интегративной психологии, 440-443 2 (1), 440-443

30. К.Б. Холиков. Музыка как релаксатор в работе мозга и ракурс ресурсов для решения музыкальных задач. Science and Education 3 (3), 1026-1031

31. Baumann, S., Meyer, M., & Jancke, L. (2008). Enhancement of auditory -evoked potentials in musicians reflects an influence of expertise but not selective attention. Journal of cognitive neuroscience, 20(12), 2238-2249.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.