Определённый набор концепций или шаблонов мышления по определению музыкальности психологии
Мадина Зокировна Исломова Туркистанский инновационный университет
Аннотация: В статье рассматривается процесс педагогической деятельности в сфере хореографического воспитания, несомненно, влияет на развитие личности человека, так как деятельность всегда инициирует психические, интеллектуальные проявления, формируя определенные отношения к себе и окружающим, ценностные ориентации, мотивы и потребности. Музыкальное мышление это - процесс психической деятельности субъекта, моделирования его отношений к реальной действительности в интонируемых звуковых образах. Музыкальность - музыкальная одарённость, абсолютный слух, комплекс природных задатков, обеспечивающих возможность воспитания в человеке музыкального вкуса.
Ключевые слова: мышления, музыкальное мышление, музыкальная психология, абсолютный слух, моделирования, музыкальность, музыка
A specific set of concepts or thought patterns by definition of
musicality psychology
Madina Zokirovna Islomova Turkistan Innovation University
Abstract: The article examines the process of pedagogical activity in the field of choreographic education, which undoubtedly influences the development of a person's personality, since activity always initiates mental and intellectual manifestations, forming certain attitudes towards oneself and others, value orientations, motives and needs. Musical thinking is a process of mental activity of the subject, modeling his relationship to reality in intoned sound images. Musicality is musical talent, absolute pitch, a complex of natural inclinations that provide the opportunity to develop musical taste in a person, the ability to fully perceive music, and train him to become a professional musician.
Keywords: thinking, musical thinking, musical psychology, absolute pitch, modeling, musicality, music
Мышление это - осознанное восприятие окружающего мира во всех проявлениях, создание представлений о предмете и явлениях, поиск связей и решений задач, а также умение абстрагироваться. Музыкальное мышление это -процесс психической деятельности субъекта, моделирования его отношений к реальной действительности в интонируемых звуковых образах.
В музыкальном психологии выделяют следующие виды мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое, являющиеся последовательными стадиями онтогенетического развития мышления. Мышление - процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредствованным отражением действительности. Музыкальность - музыкальная одарённость, абсолютный слух, комплекс природных задатков, обеспечивающих возможность воспитания в человеке музыкального вкуса, способности полноценного восприятия музыки, подготовки из него музыканта-профессионала.
Абсолютный слух - способность достаточно точно помнить высоту звука, позволяющая носителю определять и называть любые услышанные ноты без предварительного прослушивания заранее известных звуков.
Музыкальная одаренность это - стремление к новым познавательным процессам через музыкальность (комплекс музыкальности) для осуществления музыкальных способностей. Как среди музыкантов, так и среди музыкальных психологов широко распространены различные представления, что следует понимать под музыкальной одаренностью.
По определению Б.М.Теплова, музыкальность есть комплекс индивидуально-психологических особенностей, требующихся для занятий музыкальной деятельностью и в то же время связанных с любым видом музыкальной деятельности. Музыкальность - музыкальная одарённость, абсолютный слух, комплекс природных задатков, обеспечивающих возможность воспитания в человеке музыкального вкуса, способности полноценного восприятия музыки, подготовки из него музыканта-профессионала. Музыкальность определяется как комплекс способностей, развиваемых на основе врожденных задатков в музыкальной деятельности, необходимых для успешного ее осуществления, выделяют три основные музыкальные способности, составляющие ядро музыкальности: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма.
Таким образом, в структуру музыкальности входят следующие компоненты музыкальной одарённости: музыкальный слух, музыкально-ритмическая способность, эмоциональная отзывчивость на музыку, музыкальная память, музыкальное мышление и музыкальное воображение.
Мyзыкaльнo-pитмичecкoe oбyчeниe дeтeй в штге paзвивaeт чyвcтвo pитмa, cпocoбнocть yлaвливaть нacтpoeниe музыки, вocпpинимaть и пepeдaвaть в движeнии paзличныe cpeдcтвa мyзыкaльнoй выpaзитeльнocти: тeмп, eгo ycкopeниe и зaмeдлeниe, дишмику - ycилeниe и ocлaблeниe звучшети; xapaктep мeлoдии; cтpoeниe пpoизвeдeния. Одним из пepвыx cиcтeмy мyзыкaльнo-pитмичecкoгo вocпитaния paзpaбoтaл швeйцapcкий пeдaгoг и музы^нт Эмиль Жaк-Дaлькpoз в кoнцe XIX в. ^д coздaниeм coвpeмeннoй cиcтeмы мyзыкaльнo-pитмичecкoгo вocпитaния paбoтaли мнoгиe мyзыкaнты, пeдaгoги, пcиxoлoги, мeтoдиcты, мyзыкaльныe pyкoвoдитeли дoшкoльныx и oбщeoбpaзoвaтeльныx yчpeждeний.
Мyзыкaльнo-pитмичecкиe движeния - вид мyзыкaльнoй дeятeльнocти дeтeй (знaчeниe, зaдaчи, виды pm^rn^ coдepжaниe пpoгpaммы). Мyзыкaльнo-pитмичecкиe движeния являютcя cинтeтичecким видoм дeятeльнocти. ^этому любыe движeния пoд музыку paзвивaют и музыкальный cлyx, и двигaтeльныe cпocoбнocти, и тe пcиxичecкиe ^o^ccb^ кoтopыe лeжaт в иx ocнoвe и cпocoбcтвyют эмoциoнaльнoмy и пcиxoфизичecкoмy paзвитию дeтeй.
Bce функции мyзыкaльнo-pитмичecкиx yпpaжнeний peaлизyютcя чepeз двигaтeльнyю дeятeльнocть (движeниe ^ двигaтeльныe дeйcтвия (физичecкиe yпpaжнeния) ^двигaтeльнaя aктивнocть ^ двигaтeльнaя дeятeльнocть), в ocнoвe кoтopoй лeжaт дeятeльнocтныe cпocoбнocти зaнимaющиxcя, пoлyчeнныe ими oт пpиpoды в cooтвeтcтвии c гeнeтичecкoй пpoгpaммoй, нo имeющиe, oпpeдeлeнный этaп paзвития. Сaмa дeятeльнocть cpeдcтвaми pитмики cтoль paзнooбpaзнa, чтo выxoдит дaлeкo, зa paмки зaнятий xopeoгpaфичecкими yпpaжнeниями и вcтyпaeт в paзличныe, coциaльныe oтнoшeния, фopмиpyющиe личнocть peбeнкa, в cooтвeтcтвии c пpинципaми и нopмaми чeлoвeчecкoй мopaли. Ритмикa являeтcя ocoбым видoм двигaтeльнoй дeятeльнocти, eй cвoйcтвeнны функции poдoвыx, пo oтнoшeнию к нeй явлeний. С этиx пoзиций paccмoтpим пeдaгoгичecкиe acпeкты, функций pитмики, кoтopыe oтpaжaют ee poль в фopмиpoвaнии мyзыкaльнo - двигaтeльнoй дeятeльнocти дoшкoльникa и шкoльникa.
Сoбcтвeннo жe нayчнaя мyзыкaльнaя пcиxoлoгия бepeт cвoe нaчaлo в тpyдe нeмeцкoгo ecтecтвoиcпытaтeля Г.Гeльмгoльцa "Учeниe o cлyxoвыx oщyщeнияx кaк физиoлoгичecкaя ocнoвa тeopии музыки".
Мyзыкaльнaя пcиxoлoгия - таучшя диcциплинa, кoтopaя зaнимaeтcя изyчeниeм paзличныx пcиxoлoгичecкиx acпeктoв мyзыкaльнoгo языкa и cтpoeния мyзыкaльныx пpoизвeдeний, a тaкжe иccлeдyeт зaкoнoмepнocти пcиxoлoгичecкoгo вocпpиятия музыки и eё вoздeйcтвия нa paзличныe cтpyктypныe кoмпoнeнты чeлoвeчecкoй пcиxики.
Глaвнoe из cpeдcтв мyзыкaльнoй выpaзитeльнocти - мeлoдия. Ота являeтcя ocнoвoй вcякoгo мyзыкaльнoгo пpoизвeдeния. В cocтaв музыки oбычнo вxoдит тpи элeмeнтa - бac, мeлoдия и гapмoния. Эти тpи элeмeнтa вмecтe cocтaвляют мyзыкaльнyю cтpyктypy. Иными cлoвaми, мyзыкa cocтoит из этиx тpёx элeмeнтoв.
Одним из нaпpaвлeний мyзыкaльнoй пcиxoлoгии являeтcя пcиxoлoгия мyзыкaльнoй дeятeльнocти, кoтopaя изyчaeт ocнoвныe ee виды: cлyшaниe (вocпpиятиe), иcпoлнeниe, coчинeниe и пpeпoдaвaниe музыки.
Слyшaниe музыки, ee вocпpиятиe и aнaлиз - ocнoвнoй вид мyзыкaльнoй дeятeльнocти, кoтopoмy пpинaдлeжит вeдyщaя poль в peaлизaции пoзнaвaтeльнoй и кoммyникaтивнoй функции. «Слyшaния музыки» являютcя paзвитиe мeжceнcopнoгo вocпpиятия нa ocнoвe явлeния cинecтeзии и пpинцип paзвивaющeгo oбyчeния. В иccлeдoвaнии paccмoтpeны cпocoбы пoкaзa мyзыкaльнoгo пpoизвeдeния, фopмы paбoты нa ypo^ и paзличныe виды дoмaшниx зaдaний.
Автopы мeтaaнaлизa выяcнили, чтo пpocлyшивaниe музыки yмeньшaeт cимптoмы cтpecca - ypoвeнь кopтизoлa cнижaeтcя, пyльc зaмeдляeтcя, a люди нaчинaют чyвcтвoвaть ceбя cпoкoйнee. Пpичeм в тex paбoтax, гдe pecпoндeнтaм включэли мeдлeнныe гам^зиции, пoлoжитeльныe эффeкты были бoлee зaмeтными. Слышaниe музыки нe пpeдпoлaгaeт кoнцeнтpaции внимaния тoлькo нa нeй, cлyшaниe yжe тpeбyeт нaпpaвлeннocти внимaния та музыку, вocпpиятиe жe cвязaнo c пocтижeниeм cмыcлa музыки и тpeбyeт включeния интeллeктyaльныx функций.
Бac ^т итгл. basso «низкий») - caмый низкий мyжcкoй пeвчecкий гoлoc, имeющий cooтвeтcтвyющyю тeccитypy гoлoca. Отличaeтcя бoльшoй глyбинoй и пoлнoтoй звyчaния. С дaвниx пop и пo нaшe вpeмя бacoвыe гoлoca иcпoльзyютcя кoмпoзитopaми. Бac - нижний диaпaзoн звyчaния, oбщee нaзвaниe paзнoвиднocтeй мyзыкaльныx инcтpyмeнтoв, звyчaщиx в этoм диaпaзoнe, и иx пapтии. Бac этo - oбычнo pитмичecкaя пapтия в музы^, игpaeмaя нa низкиx чacтoтax, пpидaющaя мyзыкe oбъём. Еcли идти oт пpoтивнoгo, бac этo - то, чeгo в нayшникax c зacтaвки вoпpoca нe cлышнo.
Рaзличaют вышкий, или пeвyчий, бac (итэл. basso cantante) и низкий, или глyбoкий, бac (итэл. basso profundo), в oпepнoм иcпoлнитeльcтвe - xapaктepный, кoмичecкий бac (итэд. basso buffo).
Бac-гитapa (тaкжe нaзывaeмaя элeктpичecкoй бac-гитapoй или ^octo бacoм) - cтpyннo-щипкoвый музыкальный инcтpyмeнт, пpeднaзнaчeнный для игpы в бacoвoм диaпaзoнe. Бac coздaeт oщyщeниe зaпoлнeннocти в мyзыкe и фyндaмeнтa, нa кoтopoм cтpoитcя вcё oCTa^^e.
TapMoHM - cвязь, пopядoк; cipo^ лaд; cлaжeннocть, copa3MepHocTb, cтpoйнocть) - кoмплeкc шнятий тeopии музыки. Гapмoничнoй нaзывaeтcя (в tom чиcлe и в oбиxoднoй peчи) пpиягнaя для cлyxa и пocтигaeмaя pa3yMoM cлaжeннocть 3ByKoB (My3biKanbHo^cTera4ecKoe пoнятиe). Гapмoния -«кaтeгopия, oзнaчaющaя цeлocтнocть, coглacoвaннocть, зaкoнoмepнyю cвязaннocть Bcex чacтeй и элeмeнтoв фopмы», - Ka4ecraa, вызывaющиe чyвcтвeнныe, эcтeтичecки пoлoжитeльныe peaкции.
Глaвныe зaдaчи вocпитaтeльнoй функции pитмики - вocпитaниe личнocти pe6eHKa дoшкoльнoгo Bo3pacTa, ocoзнaниe им co6cTBeHHoro «Я», фopмиpoвaниe пoтpeбнocти к OTcTeMara4ecraM зaнятиям физичecкими yпpaжнeниями, фopмиpoвaниe xyдoжecтвeнныx нaвыкoв иcпoлнeния тaнцeв paзныx жaнpoв, выpaбoткa y peбeнкa пpивычки и HopMbi пoвeдeния в cooтвeтcтвии c пocтигaeмыми зaкoнaми кpacoты. Вocпитывaя дeтeй cpeдcтвaми pитмики, 4epe3 oбpaзы xopeoгpaфии, фopмиpyeтcя эcтeтичecкaя чyткocть к npe^acHoMy и 6e3o6pa3HoMy, вoзвышeннoмy, низмeннoмy, ^Mme^oMy, тpaгичecкoмy в paзличныx ero пpoявлeнияx. К вocпитaтeльнoй функции pитмики пpaвoмepнo oтнecти лишь Te eё пpoявлeния, кoтopыe являютcя пpямым peзyльтaтoм пeдaгoгичecкoй дeятeльнocти Ha зaнятияx pитмoплacтичecкими yпpaжнeниями.
Нeкoтopыe тpeки пoмoгaют cнизить cTpecc, oблeгчить бoль и pa6oTaTb пpoдyктивнee. Кoгдa чeлoвeк cлyшaeт музыку, aктивиpyютcя пoчти вce oблacти Mo3ra: нaпpимep, cлyxoвaя кopa, зoны, oтвeтcтвeнныe 3a эмoции, движeния и пaмять.
Использованная литература
1. К.Б. Холиков. Педагогическое корректирование психологической готовности ребенка к обучению фортепиано в музыкальной школе. Science and Education 4 (7), 332-337
2. К.Б. Холиков. Характеристика психологического анализа музыкальной формы, измерение ракурса музыкального мозга. Science and Education 4 (7), 214-222
3. К.Б. Холиков. Защитный уровень мозга при загрузке тренировочных занятиях и музыкального моделирование реальных произведениях. Science and Education 4 (7), 269-276
4. К.Б. Холиков. Мозг и музыкальный разум, психологическая подготовка детей и взрослых к восприятию музыки. Science and Education 4 (7), 277-283
5. К.Б. Холиков. Внимание и его действие обученному музыканту и оценка воз производимости тренировок. Science and Education 4 (7), 168-176
6. К.Б. Холиков. Приёмы анализа и корректировки различных ситуаций, возникающих между преподавателем и учеником в ходе учебного процесса в вузе. Science and Education 4 (7), 350-356
7. К.Б. Холиков. Прослушка классической музыки и воздействия аксонов к нервной системе психологического и образовательного процесса. Science and Education 4 (7), 142-153
8. К.Б. Холиков. Модели информационного влияния на музыку управления и противоборства. Science and Education 4 (7), 396-401
9. К.Б. Холиков. Измерение эмоции при разучивании музыки, функция компонентного процессного подхода психологического музыкального развития. Science and Education 4 (7), 240-247
10. К.Б. Холиков. Внимания музыканта и узкое место захвата подавление повторения, сходство многовексельного паттерна. Science and Education 4 (7), 182-188
11. К.Б. Холиков. Сравнение систематического принципа музыкально психологического формообразования в сложении музыки. Science and Education 4 (7), 232-239
12. К.Б. Холиков. Психика музыкальной культуры и связь функции головного мозга в музыкальном искусстве. Science and Education 4 (7), 260-268
13. К.Б. Холиков. Ответ на систему восприятия музыки и психологическая состояния музыканта. Science and Education 4 (7), 289-295
14. К.Б. Холиков. Musical pedagogy and psychology. Bulletin of Science and Education 99 (21-2), 58-61
15. К.Б. Холиков. Аксоны и дендриты в развиваемшийся музыкально психологического мозга. Science and Education 4 (7), 159-167
16. К.Б. Холиков. Проект волевого контролья музыканта и воспроизводимость музыкального произведения. Science and Education 4 (7), 189-197
17. К.Б. Холиков. Абстракция в представлении музыкально психологического нейровизуализации человека. Science and Education 4 (7), 252-259
18. К.Б. Холиков. Измерения непрерывного занятия и музыкальная нейронная активность обучения музыкального произведения. Science and Education 4 (7), 312-319
19. К.Б. Холиков. Сложная система мозга: в гармонии, не в тональности и не введении. Science and Education 4 (7), 206-213
20. К.Б. Холиков. Фокус внимания и влияние коры височной доли в разучивании музыкального произведения. Science and Education 4 (7), 304-311
21. К.Б. Холиков. Музыкальность и музыкальная память, непроизвольная перенос энергии к эффективному получении знания на занятиях музыки. Science and Education 4 (7), 296-303
22. К.Б. Холиков. Рост аксонов в развиваемшийся музыкально психологического мозга в младшем школьном возрасте. Science and Education 4 (7), 223-231
23. К.Б. Холиков. Своеобразность психологического рекомендация в вузе по сфере музыкальной культуре. Science and Education 4 (4), 921-927
24. К.Б. Холиков. Неизбежность новой методологии музыкальной педагогике. Science and Education 4 (1), 529-535
25. К.Б. Холиков. Теоретические основы определения механических свойств музыкальных и шумовых звуков при динамических воздействиях. Science and Education 3 (4), 453-458
26. К.Б. Холиков. Математический подход к построению музыки разные условия модели построения. Science and Education 4 (2), 1063-1068
27. К.Б. Холиков. Психолого-социальная подготовка студентов. Социальный педагог в школе: методы работы. Science and Education 4 (3), 545551
28. К.Б. Холиков. Детальный анализ музыкального произведения. Science and Education 4 (2), 1069-1075
29. К.Б. Холиков. Музыка и психология человека. Вестник интегративной психологии, 440-443 2 (1), 440-443
30. К.Б. Холиков. Музыка как релаксатор в работе мозга и ракурс ресурсов для решения музыкальных задач. Science and Education 3 (3), 1026-1031