Научная статья на тему 'Избирательная комиссия муниципального образования: компетенция, полномочия, организация деятельности'

Избирательная комиссия муниципального образования: компетенция, полномочия, организация деятельности Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2935
296
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Добровольский П. Е.

Предметом исследования статьи являются компетенция, полномочия, организация деятельности избирательной комиссии муниципального образования.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article competence, powers and activity arrangement of the municipal election commission are analyzed.

Текст научной работы на тему «Избирательная комиссия муниципального образования: компетенция, полномочия, организация деятельности»

1. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО, МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО

ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: КОМПЕТЕНЦИЯ, ПОЛНОМОЧИЯ, ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Добровольский П.Е., начальник управления кадровой работы и муниципальной службы, соискатель Кафедры государственного и муниципального права.

Место работы: Сургутский Государственный Университет.

Контакты автора: [email protected]

Аннотация. Предметом исследования статьи являются компетенция, полномочия, организация деятельности избирательной комиссии муниципального образования.

Annotation. In the article competence, powers and activity arrangement of the municipal election commission are analyzed.

Выборы являются одним из важнейших институтов современной демократии. Они должны быть подлинными, свободными и справедливыми1. Механизм же реализации данного института - нейтральным и сбалансированным, обеспечивающим беспристрастное волеизъявление граждан. Для обеспечения функционирования такого механизма нужны соответствующие избирательные органы, в том числе и в системе местного самоуправления.

В истории избирательного права России органы, занимающиеся организацией и проведением выборов на местном уровне, впервые были введены реформами Временного правительства. Временным Положением

о волостном земском управлении было введено волостное земское управление, а Положением о поселковом управлении - поселковое управление2. Временным Положением о волостном земском управлении от 21 мая 1917 года3 производство выборов волостных земских гласных возлагалось на волостные и сельские избирательные комиссии. В соответствии с нормами, закрепленными в главе II «Об избрании поселковых гласных» Временного положения о поселковом управлении, составление избирательного списка возлагалось на поселковую избирательную комиссию, а производство выборов возлагалось на поселковую и, в указанных случаях, на участковые избирательные комиссии.

С отменой после Октябрьской революции системы местного самоуправления и переходом к системе местных советов как части единой общегосударственной

1 Декларация о критериях свободных и справедливых выборов. Принята единогласно на 154-й сессии Совета Межпарламенского Союза (Париж, 26 марта 1994 года) // Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. Учебник для вузов. Отв. ред. д.ю.н. А.В. Иванченко. - М.: Изд-во НОРМА, 1999.

2 Муниципальное право России: учеб. / С.А. Авакьян, В.Л. Лют-цер, Н.Л. Першин

и др.; отв. ред. С.А. Авакьян. -М. : Проспект, 2009. - 544 с.

3 Временное Положение о волостном земском управлении от 21 мая 1917 года. Местное самоуправление в России. Отечественный исторический опыт: сборник документов (1861 -1917гг.) / Под ред. А.Я. Сливы // http://emsu.rU/lm/monf/library/MUN4/8.htm.

власти были сохранены звенья системы комиссий на уровне уездов, городов и звено участковых комиссий.4 С 1925 по 1989 год в Советском Союзе действовала система избирательных комиссий, которые формировались незадолго до выборов и прекращали свое существование вскоре после объявления результатов голосования.5

Процесс реформирования местных органов власти и формирование системы местного самоуправления в Российской Федерации, начавшийся с принятием Закона РСФСР от 6 июля 1991 года № 1550-1 "О местном самоуправлении в РСФСР"6, соответствующим образом сказался на развитии законодательства, регулирующего создание и деятельность органов, организующих местные выборы. В соответствии с Федеральным законом от 06 декабря 1994 года № 56-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации"7 полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий, указанных в статье 11 (избирательных комиссий муниципальных образований там не было) по выборам в органы местного самоуправления устанавливались законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации. С вступлением в силу Федерального закона от 19 сентября 1997 года № 124-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"8 в качестве избирательных комиссий муниципальных образований действовали территориальные избирательные комиссии (ст. 21). В современной истории России муниципальные органы, организующие и проводящие муниципальные выборы, были предусмотрены Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"9 (далее - Федеральный закон). В систему избирательных комиссий им была введена избирательная комиссия муниципального образования (пункт 1 статьи 20).

Закрепленные в Федеральном законе положения получили дальнейшее развитие в Федеральном законе от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с послед. изм.)10.

4 Миронов Н. Институт избирательных комиссий в России: тенденции развития и роль в избирательном процессе // Сравнительное конституционное обозрение. 2007. №2 (59). С. 48-63.

5 Автономов А.С. Избирательная власть. М.: Права человека, 2002.

6 Закон РСФСР от 6 июля 1991 года № 1550-1 "О местном самоуправлении в РСФСР" // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 29. Ст. 1010.

7 Федеральный закон от 06 декабря 1994 года № 56-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав граждан Российской Федерации" // СЗ РФ. 1994.№ 33. Ст. 3406.

Федеральный закон от 19 сентября 1997 года № 124-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" // СЗ РФ. 1997. № 38. Ст. 4339.

9 Федеральный закон от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (с послед. изм.) // СЗ РФ. 2002. № 24. Ст. 2253.

10 Федеральный закон от 06.1.3003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с послед. изм.) // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

Согласно Федеральному закону компетенция, полномочия и порядок деятельности избирательной комиссии муниципального образования устанавливаются самим Федеральным законом, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований (пункт 8 статьи 20).

Компетенция избирательной комиссии

муниципального образования

Согласно Федеральному закону избирательная комиссия муниципального образования - это комиссия, организующая в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования подготовку и проведение выборов в органы местного самоуправления, местного референдума (пункт

1 статьи 24).

Однако компетенция комиссий не исчерпывается решением указанных вопросов. В соответствии со статьей 39 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с послед. изм.)11, помещенными в главе, которая посвящена органам местного самоуправления, избирательная комиссия муниципального образования организует подготовку и проведение муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования.

Кроме того, избирательная комиссия муниципального образования, не смотря на законодательно установленную компетенцию, фактически участвует в выборах органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов12.

Таким образом, мы видим, что компетенция комиссии муниципального образования предполагает решение достаточно широкого круга общественного значимых вопросов.

Полномочия избирательной комиссии муниципального образования

В Федеральном законе используется набор однотипных полномочий, осуществляемых в той или иной мере всеми избирательными комиссиями, а также специальных полномочий, характерных для данного вида комиссий13. Полномочия избирательной комиссии муниципального образования определяются только относительно подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, в том числе и полномочия назначать выборы в органы местного самоуправления в случае, указанном в пункте 8 статьи 10.

Рассмотрим «общие» нормы Федерального закона, устанавливающие функции и полномочия избирательных комиссий муниципальных образований.

Комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в период избира-

11 Федеральный закон от 06.1.3003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с послед. изм.) // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

2 Авакьян С.А. Конституционное право России: Учебный курс. В

2 т. Т. 2. : Юристъ, 2005.

13 Научно-практический комментарий к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (постатейный). Под ред. А.А. Вешнякова, В.И. Лысенко. Изд-во НОРМА, 2003.

тельной кампании, кампании референдума обращения о нарушении закона, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в установленные Федеральным законом сроки.

Комиссии вправе, в том числе в связи с обращениями, указанными выше, обращаться с представлениями о проведении соответствующих проверок и пресечении нарушений закона в правоохранительные органы, органы исполнительной власти.

В случае нарушения кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума Федерального закона комиссия вправе вынести этим кандидату, избирательному объединению, инициативной группе по проведению референдума предупреждение, которое доводится до сведения избирателей, участников референдума через средства массовой информации либо иным способом.

Комиссии обеспечивают информирование избирателей, участников референдума о сроках и порядке осуществления избирательных действий, действий, связанных с подготовкой и проведением референдума, о ходе избирательной кампании, кампании референдума, а также о кандидатах, об избирательных объединениях, выдвинувших кандидатов, списки кандидатов.

Комиссии в пределах своей компетенции независимы от органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Решения и иные акты комиссий, принятые в пределах их компетенции, обязательны для федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, государственных учреждений, органов местного самоуправления, кандидатов, избирательных объединений, общественных объединений, организаций, должностных лиц, избирателей и участников референдума. Решения и иные акты комиссий не подлежат государственной регистрации.

Специальные полномочиями избирательной комиссии муниципального образования следующие (п. 10 ст. 24). Комиссия:

- осуществляет на территории муниципального образования контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации;

- обеспечивает на территории муниципального образования реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов, изданием необходимой печатной продукции;

- осуществляет на территории муниципального образования меры по обеспечению при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума соблюдения единого порядка распределения эфирного времени и печатной площади между зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями для проведения предвыборной агитации, между инициативной группой по проведению референдума и иными группами участников референдума для проведения агитации по вопросам референдума;

- осуществляет на территории муниципального образования меры по обеспечению при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума соблюдения единого порядка установления итогов голосования, определения результатов выборов, референдумов;

- осуществляет на территории муниципального образования меры по обеспечению при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума соблюдения единого порядка опубликования итогов голосования и результатов выборов, референдумов;

- осуществляет на территории муниципального образования меры по организации финансирования подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления, местных референдумов, распределяет выделенные из местного бюджета и (или) бюджета субъекта Российской Федерации средства на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов в органы местного самоуправления, местного референдума, контролирует целевое использование указанных средств;

- оказывает правовую, методическую, организационно-техническую помощь нижестоящим комиссиям;

- заслушивает сообщения органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов в органы местного самоуправления, местного референдума;

- рассматривает жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) нижестоящих комиссий, а избирательная комиссия муниципального района - также жалобы (заявления) на решения и действия (бездействие) избирательной комиссии поселения и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;

- осуществляют иные полномочия в соответствии с Федеральным законом, конституцией (уставом), законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования.

Учитывая вышеизложенное, можно сказать, что законодатель предоставляет избирательной комиссии муниципального достаточно широкие полномочия, необходимые для решение вопросов, отнесенных к ее компетенции.

Организация деятельности

избирательной комиссии муниципального образования

Федеральный закон допускает возложение полномочий избирательной комиссии муниципального образования на территориальную избирательную комиссию (государственный орган) по решению соответствующей избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, принятому на основании обращения представительного органа муниципального образования.

В соответствии со статьями 34 и 39 Федеральном законе от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с послед. изм.)14, помещенными в главе, которая посвящена органам местного самоуправления, избирательная комиссия муниципального образования:

- является муниципальным органом, который не входит в структуру органов местного самоуправления;

- является факультативным органом (то есть создание его не обязательно).

Согласно п. 3 ст. 24 Федерального закона уставом муниципального образования, нормативным правовым актом органа местного самоуправления избирательной комиссии муниципального образования может

14 Федеральный закон от 06.1.3003 № 131-ФЗ "Об общих прин-

ципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (с послед. изм.) // СЗ РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

быть придан статус юридического лица. Соответственно избирательная комиссия муниципального образования может наделяться статусом юридического лица, либо действовать без такового статуса.

Наряду с общими условиями формирования избирательных комиссий (ст. 22), порядок формирования избирательных комиссий муниципальных образований определен в отдельной статье Федерального закона (ст. 24).

На основании ст. 22 Федерального закона избирательные комиссии муниципальных образований формируются на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, законодательном (представительном) органе государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, иных общественных объединений, а также предложений избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских мандатов в представительном органе муниципального образования.

Формирование избирательной комиссии муниципального образования осуществляется представительным органом муниципального образования в количестве пяти - одиннадцати членов с правом решающего голоса на основе предложений, указанных в статьи 22 Федерального закона, предложений собраний избирателей по месту жительства, работы, службы, учебы, а также предложений избирательной комиссии муниципального образования предыдущего состава, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, а формирование избирательной комиссии поселения - также на основе предложений избирательной комиссии муниципального района (п. 7 ст. 24).

Представительный орган обязан назначить не менее двух членов избирательной комиссии муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения по предложению избирательной комиссии субъекта Федерации (п. 9 ст. 24 Федерального закона).

В соответствии со ст. 28 Федерального закона председатели избирательных комиссий муниципальных образований избираются из числа членов этой комиссии с правом решающего голоса на ее первом заседании из числа членов избирательной комиссии с правом решающего голоса в следующем порядке (п. 5 ст. 28 Федерального закона):

а) при наличии предложения избирательной комиссии субъекта Российской Федерации - по предложению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации;

б) в случае отсутствия предложения избирательной комиссии субъекта Российской Федерации - по предложениям, внесенным членами избирательной комиссии муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения с правом решающего голоса.

Таким образом, кандидатура председателя избирательной комиссии муниципального образования определяется в результате совместного (компромиссного) решения, как самой комиссии, так и государственного органа - избирательной комиссии субъекта Российской Федерации.

В Федеральном законе заложена норма, согласно которой председатель и секретарь избирательной комиссии муниципального образования, действующей на

постоянной основе и являющейся юридическим лицом, работают в этой комиссии на постоянной (штатной) основе. Возможность работы на постоянной (штатной) основе иных членов избирательной комиссии муниципального образования, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, с правом решающего голоса, а также размер и виды денежного содержания членов комиссии с правом решающего голоса, работающих на постоянной (штатной) основе, иных выплат этим членам комиссии определяются законами, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно ст. 20 Федерального закона финансовое обеспечение деятельности избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическим лицом, осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета в пределах ассигнований, предусмотренных на эти цели законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и (или) нормативным правовым актом органа местного самоуправления о местном бюджете на очередной финансовый год. Каким образом осуществляется финансирование избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе, но не являющихся юридическими лицами, а также финансирование избирательных комиссий муниципальных образований, действующих не на постоянной основе? Очевидно, в данном случае финансирование сводится к содержанию руководства избирательной комиссии (членов комиссии), работающих на постоянной основе, и финансированию избирательных комиссий в рамках обеспечения подготовки и проведения выборов и референдума согласно ст. 57 рамочного Федерального закона.

На основе вышеизложенного можно сделать следующие выводы.

1. Избирательная комиссия муниципального образования - это коллегиальный муниципальный орган, формируемый в соответствии с законодательством Российской Федерации и ее субъектов, муниципальными правовыми актами, обеспечивающий организацию и проведение выборов, проведение местного референдума, организацию голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, организацию голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования.

2. Законодатель в полном объеме наделил избирательную комиссию муниципального образования необходимыми полномочиями для решения вопросов, входящих в ее компетенцию, однако организация ее деятельности такова, что не всегда позволяет ей эффективно решать эти вопросы и реализовывать свои полномочия. Комиссия должна быть постоянно действующим, и более самостоятельным органом, обеспечивающим проведение свободных и справедливых выборов, решение других вопросов15, что подтверждается практикой работы комиссий.

15 Муниципальное право России: учеб. / С. А. Авакьян, В. Л. Лютцер, Н. Л. Пешин и др.; отв. ред. С. А. Авакьян. - М. : Проспект, 2009. - 544 с.

В частности, до недавнего времени только в трех муниципальных образованиях Ханты-Мансийского автономного округа - Югры были созданы свои избирательные комиссии (Нефтеюганске, Пыть-Яхе, Урае). В большинстве муниципальных образований при проведении муниципальных выборов осуществление полномочий избирательной комиссии муниципального образования, в соответствии со ст. 6 Закона Ханты-Мансийского автономного округа от 18.06.2003 года № 36-оз "О системе избирательных комиссий в Ханты-Мансийском автономном округе"16, возлагалось на территориальную избирательную комиссию17.

В настоящее время в Уставах десяти муниципальных образований округа18 предусмотрено формирование избирательных комиссий муниципальных образований (город Ханты-Мансийск, город Нефтеюганск, город Нижневартовск, город Нягань, город Пыть-Ях, город Урай, Берозовский район, Кондинский район, Октябрьский район, Советский район). Из них в Уставах пяти муниципальных образований (город Нефтеюганск, город Ханты-Мансийск, город Пыть-Ях, Октябрьский район, Советский район) предусмотрено что:

- избирательная комиссия действует на постоянной основе;

- комиссия обладает правами юридического лица;

- председатель и секретарь работают в комиссии на постоянной основе и замещают муниципальную должность (в городе Ханты-Мансийске только председатель).

В Уставах четырех муниципальных образований (город Нижневартовск, город Урай, Березовский район, Кондинский район) предусмотрено, что избирательные комиссии действуют на непостоянной основе, а в Уставе муниципального образования город Нягань отражено, что:

- «Порядок формирования, и утверждение избирательной комиссии города осуществляется в соответствии с федеральным законом и законом автономного округа.»19;

- «Полномочия и организация деятельности избирательной комиссии города определяются федеральным законом, законами автономного округа.»20.

При этом в Уставы семи муниципальных образований (город Нижневартовск, город Пыть-Ях, город Урай, Березовский район, Кондинский район, Октябрьский район, Советский район) допускают возможность возложения полномочий муниципальной комиссии на тер-

16 Закон Ханты-Мансийского автономного округа от 18.06.2003 года № 36-оз "О системе избирательных комиссий в Ханты-Мансийском автономном округе" // СЗ Ханты-Мансийского автономного округа. - 2003. - № 5 (Ч. I). - Ст. 626.

17 Процедура возложения полномочий определена законом субъекта Федерации в соответствии с нормами федерального закона: на основании обращения представительного органа местного самоуправления муниципального образования, решением Избирательной комиссии Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

8 С 01.01.2006 в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре образовано 106 муниципальных образований: 13 городских округов, 9 муниципальных районов, 84 городских, сельских поселений в границах этих районов. См.: Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25.11.2004 № 63-оз «О статусе и границах муниципальных образований Ханты-мансийского автономного округа - Югра». СЗ Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. - 2004. - № 11. - Ст. 1610.

19 Устав города Нягани. Официальный веб-сайт органов государственной власти Ханты-Мансийского автономного округа -

Югры. [Электронный ресурс] admhmao.ru / Режим доступа: http://www.hmao.wsnet.ru/common/cnyag/ustav.htm - Загл. с экрана.

риториальную, а в Уставах муниципальных образований город Когалым, город Мегион, город Радужный, город Югорск, город Белоярский, Нижневартовский район, Ханты-Мансийский район эта же норма сформулирована иначе - полномочия избирательной комиссии муниципального образования могут быть возложены на территориальную избирательную комиссию по решению Избирательной комиссии Ханты- Мансийского автономного округа - Югры, принятому на основании обращения представительного органа муниципального образования.

Согласно Устава города Тюмени21 Избирательная комиссия города Тюмени:

- компетенция, полномочия и порядок деятельности Избирательной комиссии города Тюмени определяются федеральным законом, принимаемым в соответствии с ним законом Тюменской области, а также Положением об Избирательной комиссии города Тюмени22, утвержденным решением Тюменской городской Думы;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- избирательная комиссия города обладает правами юридического лица.

В соответствии с устава муниципальных образований города Ялуторовска23, города Ишима24:

- муниципальная избирательная комиссия не обладает правами юридического лица;

- полномочия муниципальной избирательной комиссии по решению Избирательной комиссии Тюменской области, принятому на основании обращения представительного органа, могут возлагаться на территориальную комиссию.

Муниципальная избирательная комиссии города Тобольска не обладает правами юридического лица, а ее полномочия по решению избирательной комиссии Тюменской области, принятому на основании обращения Тобольской городской Думы могут возлагаться на территориальную избирательную комиссию города То-больска25.

Согласно уставам остальных муниципальных образований Тюменской области:

- избирательная комиссия муниципального района может не формироваться, в случае если решением Избирательной комиссии Тюменской области полномочия избирательной комиссии муниципального района были возложены на территориальную избирательную комиссию;

- избирательная комиссия муниципального района не обладает правами юридического лица26.

Полагаем, что для решения обозначенных проблем и усиления нейтральности и сбалансированности механизма, обеспечивающего беспристрастное волеизъяв-

21 Устав муниципального образования городской округ город Тюмень (Устав города Тюмени) (принят решением Тюменской городской Думы от 16.03.2005 N 162) (ред. от 26.06.2008) // "Тюменский курьер", N 112, спецвыпуск, 08.08.2007.

22 Решение Тюменской городской Думы от 11.09.2003 N 419 (ред. от 05.07.2007) "О Положении об Избирательной комиссии города Тюмени" // В данном виде документ опубликован не был.

3 Устав города Ялуторовска (принят решением Ялуторовской городской Думы от 10.04.1996 N 144-1 ГД) (ред. от 24.04.2008) // "Ялуторовская жизнь", N 46-47, 18.04.1996.

24 Устав города Ишима (принят решением Ишимской городской Думы от 16.06.2005 N 16) (ред. от 27.12.2007) // "Ишимская правда", N 75, 30.06.2005.

25 Устав города Тобольска (принят решением Тобольской городской Думы от 17.06.2005 N 61) (ред. от 23.12.2008) // Тобольская правда. N 117, 30.07.2005.

26 См., например: Устав Абатского муниципального района Тюменской области (принят решением Думы ОМО Абатский район от 09.06.2005 N 35) (ред. от 04.03.2008) // Сельская новь, N 53, 02.07.2005.

ление граждан избирательными комиссиями муниципальных образований необходимо:

- в Федеральный закон и Федеральный закон от 06.1.3003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" внести изменения, исключающие организацию и проведение муниципальных выборов и референдумов государственными органами и придающие обязательный характер создания избирательных комиссий муниципальных образований органами местного самоуправления;

- исключить из Федерального закона нормы, обязывающие представительный орган местного самоуправления в обязательном порядке назначать двух членов избирательной комиссии муниципального образования по предложению избирательной комиссии субъекта Федерации и нормы, обязывающие членов избирательной комиссии муниципального образования избирать председателя в обязательном порядке, при наличии предложения избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, по предложению избирательной комиссии субъекта Российской Федерации;

- конкретизировать, в каких случаях, осуществляется финансовое обеспечение избирательной комиссии муниципального образования из соответствующего бюджета путем внесения изменений в ст. 20 Федерального закона;

- дополнить ст. 20 Федерального закона положениями о порядке финансировании избирательной комиссии муниципального образования не являющейся юридическим лицом.

Внесение в законодательные акты вышеуказанных изменений позволит оптимизировать организацию деятельности избирательных комиссии муниципальных образований представительными органами местного самоуправления.

РЕЦЕНЗИЯ

В представленной статье автор одним из первых в нашей стране анализирует правовое регулирование деятельности избирательных комиссий муниципального образования. В центре внимания автора вопросы правового статуса, компетенции, организации деятельности указанных комиссий. Данные вопросы рассматриваются автором системно и взаимосвязано, что обусловило логику изложения материала.

На основании анализа действующего законодательства Российской Федерации и практики организации деятельности комиссий в Ханты-Мансийском автономном округе автор приходит к выводу о том, что полном объеме наделил избирательные комиссии муниципальных образований необходимыми полномочиями для решения вопросов, отнесенных к их компетенции. Однако существующая организация деятельности комиссий не позволяет этим органам эффективно решать стоящие перед ними задачи. В связи с этим автор формулирует предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации в соответствующей сфере.

Считаю, что статья Добровольского П.Е. может быть рекомендована для опубликования в рецензируемом научном журнале.

Научный руководитель, Директор Института философии И права Уральского отделения РАН,

д.ю.н.

Руденко В.Н.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.