Научная статья на тему 'ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ЛИШНИХ ПОДРАМНИКОВ'

ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ЛИШНИХ ПОДРАМНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
21
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ф. С. БУЛГАКОВ / ЖИВОПИСЬ / ПЕЙЗАЖ / ХРАНЕНИЕ / РЕСТАВРАЦИЯ / ЭКСПОНИРОВАНИЕ / КОНСЕРВАЦИЯ / С. Н. ДУРЫЛИН / ПОДРАМНИК / КАРТИНА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Киракосов Артём Вильевич

В статье рассматриваются особенности создания, консервации, монтирования, оформления, экспонирования и хранения четырёх пейзажей Фёдора Сергеевича Булгакова из собрания Мемориального Дома-музея С.Н. Дурылина в Болшево.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GET RID OF EXTRA STRETCHERS

The article discusses the features of the creation, conservation, mounting, design, display and storage of four landscapes by Fyodor Sergeyevich Bulgakov (1902, Koreiz - 1991, Moscow) from the collection of the S.N. Durylin Memorial House-Museum in Bolshevo

Текст научной работы на тему «ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ЛИШНИХ ПОДРАМНИКОВ»

RAR УДК 069 ББК 79

DOI 10.34685/Ш.2022.37.2.005

ИЗБАВИТЬСЯ ОТ ЛИШНИХ ПОДРАМНИКОВ

Киракосов Артём Вильевич,

Научный сотрудник, хранитель коллекции, художник-реставратор МБУК МОК отдел «Мемориальный дом-музей С. Н. Дурылина» ул. Ильича, д.1, г.Королёв, Московская область, 141080,

artemkirakosov58@mail.ru

Аннотация

В статье рассматриваются особенности создания, консервации, монтирования, оформления, экспонирования и хранения четырёх пейзажей Фёдора Сергеевича Булгакова из собрания Мемориального Дома-музея С.Н. Дурылина в Болшево.

Ключевые слова

Ф. С. Булгаков, живопись, пейзаж, хранение, реставрация, экспонирование, консервация, С. Н. Дурылин, подрамник, картина.

В данной статье излагаются идеи, подкреплённые опытом, как один из возможных подходов, опершись на который, можно двигаться в сохранении живописи Советского периода.

В коллекции Дома-музея Дурылина представлены картины Фёдора Сергеевича Булгакова, старшего сына известного русского религиозного философа и богослова Сергея Николаевича Булгакова. Художник часто бывал у Сергея Николаевича Дурылина в Болшево, где, жил и много писал, близко общаясь и с хозяином дома, и с его ближайшим другом, единомышленником и задушевным собеседником, а своим учителем и тестем, художником Михаилом Васильевичем Нестеровым.

Корпус работ Ф.С. Булгакова из собрания Мемориального Дома-музея С.Н. Дурылина в Болшево, наверное крупнейшее и включает в себя графический альбом с зарисовками 56-ти листов (КП — 3597), датированный 1962-ым годом и 10 живописных произведений, из которых 8 нами отреставрированы, приведены в экспозиционное состояние, обрамлены и экспонируются. Живопись Ф.С. Булгакова — яркий и характерный не только биографический, стилистический, но, в первую очередь, технико-технологический пример достоинств и характерных болезней жи-

вописи, с которыми нам, реставраторам, приходится бороться.

По аналогии с тем, как разумно, к примеру, в Голландии на будущее и будущим поколениям на освоение оставляются не тронутыми примерно 10% территории, так и нам необходимо не реставрировать всё, а часть оставить в стадии «консервации», поскольку, из практики знаем, что переделывать куда сложнее и тяжелее, — если вообще возможно, — чем реставрировать вещи нетронутые. Этот аргумент профессионально понятен: уровень качества проведения работ, соответствия материалов нормам, квалификация специалистов, добросовестность и всевозможные условия остаются зачатую вопросом. К тому же, никто не может гарантировать никакими опытами должную результативность и даже безвредность проводимых реставрационных мероприятий на длительный срок.

У всех четырёх пейзажей Булгакова, готовившихся к выставке сентября 2019, в отличии от других его живописных произведений из собрания нашего Музея, отсутствовали подрамники. Фабричные, хоть и изготовляются по требованиям: с подвижными соединениями планок, клиньями, скосами по внутренним рёбрам подрамника, фасками по внешней кромке реек с оборотной

стороны, с перекладинами и крестовинами, — да негодного качества в практике, исключение составляет лишь мастерская при специализированном художественном лицее при Академии Художеств РФ, реставрационные мастерские держат своих „деревянщиков", — так их зовут, а чтобы получить добротный материал, известны лишь два частных мастера, работающие в московском Ивановском монастыре, что же делается в других городах, помимо, естественно, ещё и Санкт-Петербурга, неизвестно?..

Реставратор сталкивается с ещё одной очень курьёзной ситуаций, также нигде пока не описанной, снимая старые холсты с подрамников, чего там только он не обнаружит под ними: всех мастей тараканов, пауков, мух, ос, жуков, личинок, бабочек, моль и клопов чуть не мышей (если картина большая), своды пылевых залежей десятилетий или дольше, паутины, записки и письма, газеты, афиши и счета, рисунки и другую графику, личные, давно пропавшие у хозяев вещи, штукатурку, побелку, краску, всякую всячину, но иногда и тайники, вещи редкие, ценности. Специалисты утверждают, что «по отношению к музейным предметам насекомые действительно представляют собой всего лишь один из агрессивных факторов внешней среды наряду с ультрафиолетом, загрязняющими примесями в атмосфере или неоптимальной относительной влажностью воздуха. А поскольку первоочередной задачей музейного хранения считается сохранение предметов, т. е. хранение их в условиях минимального риска любого дополнительного разрушения, то защита от насекомых очень удачно укладывается в общую систему превентивной консервации. Это понятие подразумевает весь комплекс мер по созданию наилучших для музейных предметов условий хранения и экспонирования»1. Поэтому, чтобы избежать загрязнений, поначалу просто пылевых, как с лицевой, так и с оборотной сторон, не только остекление с лицевой, но и «конвертирование» произведения с оборотной стороны, закрытие оборота картины (тоже) бескислотным картоном необходимо, на который переносится вся информация с оборота картины и подрамника: подписи, надписи, клейма, печати, тексты наклеек и так далее (Илл. № 1 (18), № 2 (19), № 3 (20).

Илл. 1 (18). Ф. С. Булгаков. Этюд «Крым». 1928-1929. Съёмка лицевой стороны картины после реставрации в оттонированной раме в прямых лучах. Мемориальный Дом-музей С.Н. Дурылина

1 Тоскина И.Н., Проворова И.Н. "Насекомые в музеях. Биология. Профилактика заражения. Меры борьбы", ГосНИИР. М. : "Товарищество изданий КМК", 2007. С. 3.

Илл. 2 (19). Ф. С. Булгаков. Этюд «Крым». 1928-1929. Съёмка оборотной стороны картины до реставрации с надписями на подрамнике в прямых лучах. Мемориальный Дом-музей С.Н. Дурылина.

В «Музейном объединении " Музеи наукограда Королёв"» сложилась практика не только ограничивать реставрационные вмешательства до «приведения памятника в экспозиционный вид», но и сохранять, восстанавливать к новой жизни, приспосабливать, использовать, переустанавливать, ремонтировать, перерабатывая и преображая в нужный тон, цвет, блеск бытовавшие много лет, казалось бы, не имеющие никакой исторической ценности авторские и не- оформительские материалы к живописи: не только подрамники, но обкладки и рамы всех типов, подвесные кольца, элементы фурнитуры

с условиями, удобством и практичностью этого решения, будущего хранения и экспонирования, и, следовательно, в связи с оформительскими и багетными работами по изготовлению и креплению паспарту, экспликации и этикетажа, обрамлению и остеклению, а также, изготовленные этикеткок („шильдиков") единого стиля и формы состаренного золота с согласованными с хранителем и руководством текстами. (Илл. 4 (21).

Илл. 3 (20). Ф. С. Булгаков. Этюд «Крым». 1928-1929. Съёмка в прямых лучах «законвертированной» оборотной стороны картины после реставрации с перенесёнными с подрамника надписями. Мемориальный Дом-музей С.Н. Дурылина.

и прочее, а «Экспертная фондово-закупочная комиссия» музеев рассматривает весь комплекс вопросов, связанных с памятником в комплексе, не отрывая один от другого. Поэтому важно, чтобы реставратор был знаком, имел опыт и выполнял и оформительские, и багетные, и экспозиционные, и дизайнерские, и искусствоведческие, и рабочие, и упаковочные, и популяризаторские, и лекционные, и научные, и другие функции при отсутствии специалистов перечисленных профилей, что делается и в музеях наукограда Королёв.

Ещё два серьёзных аргумента в пользу «консервации», а не продолжения реставрационных процессов: отсутствие авторского подрамника, неравнозначное качество картин, что при остром дефиците экспозиционных площадей и хранения требует времени для принятия правильных, выверенных решений: что будет оставлено на подложке, а что натянутым на подрамник демонстрироваться на стене и храниться на нём.

«Экспертной фондово-закупочной комиссий» "Музейного объединения «Музеи наукограда Королёв» принятие заданий на реставрацию, «консервацию», и монтаж четырёх пейзажей Булгакова2 на «подложки» рассматривались вкупе

"ЦВЕТУЩАЯ ЯБЛОНЯ". 1967. Без авторского подрамника. Холст, масло, кисти. 59,7х79,1 см. МОК ДМД КП — 654, после консервации; "ВОДОЁМ". 1980. Без авторско-

Илл. 4 (21). Пример разработанной этикетки, крепящейся на паспарту под стекло.

Работы наклеились на накладываемые, но не закреплённые паспарту из такого же бескислотного картона тёплого белого цвета, что и «подложка». При этом, поднимая паспарту или выставляя холсты на подложках без паспарту или в паспарту, вырезанном так, что открываются распрямлённые кромки пейзажей, видна ещё одна очень интересная притча, устное, так сказать, предание живописцев советской эпохи — каким способом натягивать холст на подрамник, дырки и шрамы, оставленные от гвоздей, следы способов натяжки холста на подрамник, что, конечно, уходит с поля зрения и не видно на завёрнутых кромках, когда картина демонстрируется в натянутом на подрамнике виде, и кромки загнуты и закрыты рамой: художники натягивали холсты то, направляя гвозди по часовой стрелке, то против, то ёлочкой, парами друг ко другу, то все поперёк длины подрамника, то вдоль, то под каким-то определён-

го подрамника. Холст, масло, кисти. 49,0x69,2 см. МОК ДМД КП — 652, после консервации; "РАДОНЕЖ". Без авторского подрамника. Не датировано (автором). Холст, масло, кисти. 49,7 х74,0 см. МОК ДМД КП — 655, после консервации; "ДОЖДЛИВЫЙ ДЕНЬ". 1970. Без авторского подрамника. Холст, масло, кисти. 45,0 х59,0 см. МОК ДМД КП — 653, после консервации.

ным, но одним общим углом, то использовали длинные тонкие гвозди, откусывая шляпки, чтобы ими не уродовать насквозь основу, и загибая их почти на всю длину, якобы прижимая дополнительно и удерживая так холст на подрамнике, но встречаются и случаи со специально широкими шляпками гвоздей, часто видим и канцелярские кнопки и мебельную фурнитуру и гвозди для обивки мебели тканями с напаянными большими круглыми декоративными шляпками, а то и вовсе натягивали холст, как попало, и, чем придётся, безо всякой схемы, системы и понимания, „что творят", и это встречается, куда чаще, признаемся и мы публично, наконец, — на сегодняшний день этот „вопрос": чем и как натягивать холст на подрамник, — уже снят и остаётся легендой, которую необходимо сохранить, как устное сокровище и нематериальное наследие Советского прошлого по подготовке живописных материалов, поскольку, изобретён степлер и скобы для натягивания тканей, и этим практично и удобно пользоваться, а вот в реставрации, традиционно косной не только в хорошем смысле, до сих пор принято и продолжают натягивать картины через вырезанные картонные или пластиковые прокладки старинными башмачными коваными гвоздями (и их уже почти не достать), которые холст, хоть и крепко держат, но рвут, и запасы которых свято собирает каждый из нас, художников-реставраторов — „государственников" — станковой масляной живописи.

В связи с высказанным только выше, хочется отметить и следующий, авангардный и смелый, но исключительно логичный, шаг в показе четырёх пейзажей Булгакова, растянутыми на бескислотном картоне — с развёрнутыми и распрямлёнными, не закрытыми ничем кромками, — по аналогии с демонстрацией графики, где очень давно уже сложилась практика демонстрации не только изображения лишь «в свету», но открывая весь цельный лист, избранный художником или печатником, издателем, на котором произведение было создано, с любыми его краями и полями и по размерам и по форме и по состоянию. Развёрнутые кромки зрителю дают представление, не только о способах — предсказуемых, но ушедших уже в глубокое прошлое, как уже отмечалось, с повсеместным внедрением степлера и скоб, но и о непредсказуемых: чем попало, и, как, — натягивания в прошлом картины гвоздями и иным материалом, как писалось, а и о том, как выбирал, вырезал худож-

ник себе холст для картины, где явно читается, что главное для живописца, готовящегося писать — лишь укрыть им, обтянуть, — желательно закрыв все дыры и щели, — всю площадь над подрамником, так и вовсе не соблюдались нормы, при которых авторские кромки по своей ширине должны быть достаточными, чтобы загибаться на торцы подрамника, следом — заходить на оборот его и ещё подгибаться внутрь под себя, к подрамнику, не меньше, чем на четверть ширины планки подрамника, собственно, за такой длины кромки и тянет художник специальными деревянными инструментами (сейчас — тоже не пригодными, рвущими холст — металлическими) холст. И ещё видим, что художник — в том числе, Булгаков — не только не соблюдает эти нормы, что зачастую и не грунтованная часть фабричного холста, расположенная по его краям попадает на лицевое живописное поле... И тем не менее, всякий штрих времени — нам в прок; и, думается, и времена были не легки, и художники просто да не обращали на то внимания своего, угорая в экстазе созидания!

Все четыре пейзажа, чётным числом, несмотря на разные форматы были расположены на подложках одинакового, стандартного размера, 070,0 х 100,0 см, и для выпускаемых рам, и для выпускаемого картона, и для производимых под хранение полок драйверов, и для папок под графику, что делает удобным экспонирование, переноску, перевозку, упаковку, хранение, показ с рук при распространяемом всё больше, так называемом, «открытом хранении», рассматривании, копировании, исследовании произведений в оборудованных специализированных помещениях, возможно, — с улучшенным светом, увеличением, в ультрафиолетовых, инфракрасных лучах и так далее.

Все пейзажи в паспарту, — как графические листы, — обрамлены стандартной и принятой сейчас плоской обкладкой чистого дерева, покрытого устойчивым матовым лаком, к оборотным сторонам рам навинчена подвеска с подвижным кольцом и регулируемый по длине трос, что удобно, как в эксплуатации, и с любой повесочной системой и с повеской на картины стену на специальные крюки.

Несмотря на то, что данная работа и с «консервацией» и монтажом 4-х пейзажей Булгакова в середине 2019 была проделана, как обычно, к выставке и рассчитана всего лишь на время её проведения, но не на длительный срок до настоящего времени, опыт осторожного, поступатель-

но-взвешенного, разумного и рационального отношения к принятию решения по реставрации, чтобы избавить музей от производства и хранения лишних подрамников, и, соответственно, от затрат средств, сил и пространства, показывает её преимущества, и картины экспонируются в таком виде и сейчас, как в постоянной экспозиции, так и на временной, готовые оставаться на стенах и далее или переместиться в металлические, выдвижные полки ящики «драйверов» помещений хранения или лечь на мраморные, операционные столы реставраторов с дальнейшими заданиями по заделке сквозных прорывов, проколов и прорезов с восполнением утрат основы, подведению реставрационных кромок, натягиванию на новый, изготовленный реставрационный подрамник, подведению реставрационного грунта, тонированию, покрытию картины защитной плёнкой и обивки её реставрационной обкладкой.

Если очень кратко подытожить, что рационального и нового в предлагаемом, описанном и осуществлённом методе «консервации», монтажа и экспонирования 4-х пейзажей Ф.С. Булгакова к выставке осени 2019 «Станция Болшево: перекрёсток судеб 1939» из собрания Мемориального Дома-музея С.Н. Дурылина в Болшево, то можно выделить следующее:

1). Решение по минимизации реставрационного вмешательства, которое достаточно лишь для сохранности картины и приведения её в экспозиционный вид.

2). Закрепление, не маленькой, а именно средней по площади картины на холсте, как графического листа, не как живописи, на холстяных лапках или без них на реставрационных клеях по всему периметру, а на скотче с липучками «Commond 3M» (USA) растянутой от центра к углам лишь по краям верхней кромки, тогда, как остальная вся часть картины остаётся не закреплённой, что предотвратит неизбежную при длительном экспонировании и провисании её деформацию.

3). Использование и в подложке, и в паспарту плотного бескислотного картона.

4). Показ всей основы картины, словно единого целого, с развёрнутыми и выпрямленными кромками, без паспарту или с паспарту, открывающем развёрнутые и распрямлённые авторские кромки со следами от гвоздей после натягивания.

5). Монтаж этикетки на паспарту, которая становится постоянным элементом экспоната, памятника.

6). Использование стандартных, одинаковых для любых и разных средних размеров картин максимальных для хранения в металлических «драйверах» (шкафы) размеров для подложек, рам и паспарту при в оформлении и хранении картин.

7). Использование тонкого, прозрачного «багетного» стекла (до 0,2 см), органического стекла (производства Германии, Израиля) и пластика соответствующей толщины, не «безбликового», а непременно «музейного» стекла, которое, почти не видно глазами, и которое предотвращает воздействие вредных химических и атмосферных проявлений и до 85% нейтрализует разрушающее действие ультрафиолетового, солнечного света.

8). Использование для удобства обращения и экспонирования живописи средней площади принятых, распространённых, в основном, для показа графики, нескольких (4-х) эстетичных и аскетичных рам одинакового стандартного размера 070,0 х 100,0 см с обкладкой профиля простого уголка (буква «Г») чистого светлого, тёплого цвета, дерева под матовым лаком.

9). Развёрнутые и открытые авторские кромки живописи, с аналогией с давно сложившейся практикой показа полного листа графических произведений, дают представление и о том, как, и какой цельный кусок холста выбирал и выре-

Илл. 5 (22). Фёдор Сергеевич Булгаков "Цветущаяяблоня". 1967. Без авторского подрамника. Холст, масло, кисти. 59,7 х 79,1 см. МОК ДМД КП — 654. Съёмка картины после «консервации» в прямых лучах с развёрнутыми кромками, растянутой на бескислотном картоне. Мемориальный Дом-музей С.Н. Дурылина, лето 2019.

зал себе художник под своё будущее на нём произведение. (Илл. 5 (22).

Список литературы

1. «Техника живописи. Практические советы» // Москва : Академия художеств СССР, 1960, с. 3.

2. «Техника живописи. Практические советы» // Москва : Академия художеств СССР, 1960, с. 13.

3. Пресс-релиз выставки «Сыновья. Георгий Эфрон, Фёдор Булгаков» в Мемориальном Доме-музее Марины Ивановны Цветаевой в Болшево / Сайт «Музейного объединения «Музеи наукограда Королёв», публикация от 31 03 2021 // URL : http://museumkorolev.ru/synovya-georgij-eforon-fedor-bulgakov/ (дата обращения 25.06.2021).

4. Киселёва Е. «Дом в Сивцевом Вражке» / «Рассказы о художественной Москве» // URL : http://www.mecenat-and-world.ru/17-20/kiseleva. htm (дата обращения 15.07.2021).

5. Тоскина И. Н., Проворова И. Н. "НАСЕКОМЫЕ В МУЗЕЯХ. Биология. Профилактика заражения. Меры борьбы", ГосНИИР, "Товарищество изданий КМК", Москва, 2007, Сстра-ница 3.

6. Киракосов А. В. Лекция «Консервация и экспонирование пейзажей Ф.С. Булгакова» //URL :https://www.culture.ru/events/819294/ lekciya-peizazhi-fyodora-sergeevicha-bulgakova (дата обращения 08.08.2021).

GET RID OF EXTRA STRETCHERS

Kirakosov Artem Vilevich,

Researcher, curator of the collection, artist-restorer MBUK Korolev Museum Association, department "Memorial House-Museum of S. N. Durylin", Ilyich str., Korolev city, Moscow region, 1 141080, artemkirakosov58@mail.ru

Abstract

The article discusses the features of the creation, conservation, mounting, design, display and storage of four landscapes by Fyodor Sergeyevich Bulgakov (1902, Koreiz - 1991, Moscow) from the collection of the S.N. Durylin Memorial House-Museum in Bolshevo.

Keywords

F. S. Bulgakov, painting, landscape, storage, restoration, exposure, conservation, S. N. Durylin, stretcher, painting.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.