Научная статья на тему 'ЛИЧНОСТЬ И ТВОРЧЕСТВО ФЁДОРА СЕРГЕЕВИЧА БУЛГАКОВА'

ЛИЧНОСТЬ И ТВОРЧЕСТВО ФЁДОРА СЕРГЕЕВИЧА БУЛГАКОВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
121
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Ф. С. БУЛГАКОВ / ЖИВОПИСЬ / ПЕЙЗАЖ / С. БУЛГАКОВ / М. НЕСТЕРОВ / С. ДУРЫЛИН

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Киракосов Артём Вильевич

Рассматривается творчество Фёдора Сергеевича Булгакова, представлена живопись из собрания Мемориального Дома-музея С.Н. Дурылина в Болшево.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSONALITY AND CREATIVITY OF FYODOR SERGEEVICH BULGAKOV

The work of Fyodor Sergeevich Bulgakov is considered, paintings from the collection of the Memorial House-Museum of S.N. Durylin in Bolshevo are presented

Текст научной работы на тему «ЛИЧНОСТЬ И ТВОРЧЕСТВО ФЁДОРА СЕРГЕЕВИЧА БУЛГАКОВА»

RAR УДК 7 ББК 79

DOI 10.34685/HI.2022.38.3.013

ЛИЧНОСТЬ И ТВОРЧЕСТВО ФЁДОРА СЕРГЕЕВИЧА

БУЛГАКОВА

Киракосов Артём Вильевич,

научный сотрудник, хранитель коллекции, художник-реставратор МБУК МОК отдел «Мемориальный дом-музей С. Н. Дурылина» ул. Ильича, д.1, г. Королёв, Московская область, 141080,

artemkirakosov58@mail.ru

Аннотация

Рассматривается творчество Фёдора Сергеевича Булгакова, представлена живопись из собрания Мемориального Дома-музея С.Н. Дурылина в Болшево. Ключевые слова

Ф. С. Булгаков, живопись, пейзаж, С. Булгаков, М. Нестеров, С. Дурылин.

Творчество и уникальная личность Фёдора Сергеевича Булгакова, старшего сына известного русского религиозного философа и богослова Сергия Булгакова составляют одну из примечательных, но малоизвестных страниц отечественной культуры.

В коллекции Дома-музея Дурылина представлены все периоды живописи Ф.С. Булгакова за все шестьдесят лет творчества художника.

Фёдор Сергеевич родился в 1902-ом в красивейшем месте Крыма, Кореизе (деревня) на даче Булгаковых-Токмаковых, который впоследствии потом мы увидим на его живописных произведениях; учился в 5-ой московской мужской, но, поскольку в 1918-ом семья покидает Москву, то дальше Фёдор учится в ялтинской гимназии; в 18, в 1920-ом он воюет с «красными» в составе «Добровольческой армии» «белых»; 1921-ый — ранен, попадает в плен, освобождён и остаётся жить в Ялте; и после насильственной высылки отца, в 1922-ом, оставляется Советской властью, „опасавшейся политической активности его отца в эмиграции"1, в заложниках; „Отец Сергий

1 Пресс-релиз выставки «Сыновья. Георгий Эфрон, Фё-

дор Булгаков» в Мемориальном Доме-музее Марины

Булгаков в дневнике «Из памяти сердца» писал об этом так: «Сегодня я проснулся рано утром в волнении, ужасе и тоске: перед пробуждением со мной прощался Федя и как-то навсегда уносил ту часть души, которую я в него вложил. И этот разрыв был так страшен и смертелен, что я в томлении проснулся и со слезами молился о нем Бо-жией Матери и так больше не мог уснуть... И вот опять теряем мы — второй раз — Федичку и опять не знаем, увидимся ли когда в жизни. Но надеюсь, прошу у Бога этой милости, буду стремиться всем человеческим усилием. Не знаю, нужно ли это для него (хотя всё-таки нужно быть с нами и около нас), но хочу. Но да будет воля Твоя! Ты ведёшь. Тебе ведомы пути наши.»"2, в квартире Булгаковых на Сергиевском подворье в Париже его отец и мать готовят «Федину комнату» (так и пустовавшую) и вечно ждёт его; ,Через некоторое время, это было уже в 1923-ем году, стало известно,

Ивановны Цветаевой в Болшево / Сайт «Музейного объединения «Музеи наукограда Королёв», публикация от 31 03 2021 // URL : http://museumkorolev.ru/ synovya-georgij-eforon-fedor-bulgakov/ (дата обращения 25.06.2021).

что в Крыму живёт и лечится Борис Кустодиев. Художника возили везде в коляске, он не мог ходить, работал только сидя. Но много. Эта встреча, напротив, оставила у Фёдора Сергеевича на всю жизнь впечатление теплоты и внимания. Кустодиев, не торопясь, одну за другой просмотрел все работы, для каждой нашёл слова одобрения и в конце сказал: — Вас, видимо, больше тянет к рисунку, чем к живописи? Художник ошибался, Фёдор Сергеевич принёс только рисунки потому, что у него просто не было красок, шли годы революции, а хотелось показать последние работы. Но объяснить всё постеснялся... А Кустодиев, уверенный в правильности своего вывода, посоветовал Фёдору Сергеевичу ехать в Москву учиться у Д.Н. Кардовского в его студии, и дал Фёдору Сергеевичу рекомендательное письмо"3; в 1923-ем Фёдор переехал в Москву (Илл. 1.2).

Илл.1. Фотопортрет художника Фёдора Сергеевича Булгакова в молодые годы.

Федор Булгаков самостоятельно является к Михаилу Васильевичу Нестерову с вопросами о советах в живописи, памятуя и ссылаясь на то, что Нестеров писал портрет его отца; а по ходатайствам и рекомендациям великого русского и советского художника Бориса Михайловича Кустодиева (1878, Астрахань, Российская империя — 1927, Ленинград, СССР) Фёдор в 21-ин поступает и учится в частной рисовальной студии известного и прекрасного педагога Дмитрия Николаевича Кардовского (1866, Осурово, Российская импе-

Илл. 2. Фотопортрет художника Фёдора Сергеевича Булгакова в пожилом возрасте.

рия —1943, Переславль-Залесский, РСФСР, СССР), профессора и действительного члена Российской Академии художеств, руководителя творческой мастерской, ученика и помощника в преподавательской работе Ильи Ефимовича Репина, преподавателя ВХУТЕМАС-а — ВХУТЕИН-а, что позволяет, думается, юноше-Булгакову в 1925-ом быть принятым сразу на 3-ий курс ВХУТЕИН-а Факультета живописи, где деканом был один из создателей «Бубнового валета» Роберт Рафаил ович Фальк (1886, Москва, Российская империя — 1958, Москва, РСФСР, СССР), друживший с С.Н. Дурылиным, гостивший и писавший в его саду и доме, как и Фёдор Булгаков (а как, всё же, дивно закручиваются и смыкаются в конечном своём итоге все биографические линии жизни помянутых этих всех в истории Фёдора Сергеевича личностей, людей и персонажей!); 5 лет до 1930-го Булгаков учится (дипломная работа «Кузнечный цех завода им. В.И. Ленина») живописи у одного из основателей и ярких представителей художественного объединения «Бубновый валет» Ильи Ивановича Машкова (1881, Михайловская, Российская империя — 1944, Москва, СССР), а рисунку — у Павла Дмитриевича Корина (1892, Палех, Российская империя — 1967, Москва, СССР), монументалиста, реставратора, воспитанника, ученика, копииста и сподвижника по храмовым

росписям замечательного русского и советского художника Михаила Васильевича Нестерова (1862, Уфа, Российская империя — 1942, Москва, РСФСР, СССР), на дочери которого, Наталье, в 1945-ом женится Фёдор Булгаков, считающийся по часто приводимым биографическим данным учеником Нестерова: „Его жена, Н.М. Нестерова рассказывает: „<...> Фёдор Сергеевич Булгаков, сын протоиерея Сергия Булгакова, тоже знал эту семью раньше ещё, старые знакомые были. С будущим мужем познакомилась в 1923 году, когда семью о. Сергия Булгакова выслали из СССР. Фёдор Сергеевич был военнообязанный, и он уже побывал на фронте, и его не выпустили. Он приехал из Крыма, он хотел учиться, он хотел быть художником. Он приехал в Москву, вспомнил, что М.В. Нестеров живёт в Москве, что он писал портрет его отца, и решил, что, может, он даст ему какой-нибудь совет. А у нас уже в то время была большая компания, веселая. <...>"4, „<...> Судьба художника Ф.С.Булгакова оказывалась в довольно сложных обстоятельствах. Дом Нестерова стал и его сразу после войны. Природная скромность, врождённый такт, почитание художника Нестерова долгое время не позволяли ему повесить свои работы рядом с Нестеровскими. Но когда на стенах дома в Сивцевом Вражке всё же появились работы Федора Сергеевича — пейзаж «Абрамцево», натюрморт «Сирень», «Уголок Парижа», они спокойно выдерживали высокое соседство, составляя честь художнику Федору Сергеевичу Булгакову. <...>"5; с 1930-ого, по окончанию учёбы, Булгаков состоит художником в газете «Рабочая Москва»6; в 1931 -ом арестован на 2 месяца, 03 09 1931-ого Фёдор Булгаков арестован Коллегией ОГПУ СССР, сидит на Лубянке в Москве во внутренней тюрьме ОГПУ, затем его переводят в Бутырскую тюрьму, он обвиняется, как „участник ячейки всесоюзной контрреволюционной монархической организации церковников "Истинно-Православная Церковьхх"и осуждён по групповому делу «Дело

4 Киселёва Е. «Дом в Сивцевом Вражке» / «Рассказы о художественной Москве» // URL : http://www.mecenat-and-world.ru/17-20/kiseleva.htm (дата обращения 15.07.2021).

5 Там же.

6 Краткая сводка о биографии Ф. С. Булгакова / Интернет-

ресурс «КупитьКартину» // URL : https://kupitkartinu.ru/ painters/bulgakov-fyodor-sergeevich/ (дата обращения 10.08.2021).

Всесоюзного центра Истинного Православия, 1931 г.» по статье 58-11 УК РСФСР: „Как сын известного эмигранта Булгакова, имел связь с белоэмигрантами, которых ложно информировал о положении церкви в СССР, выполняя указания к/р активиста, попа Владимира Воробьева", — и приговорён к 3-ём годам ссылки в Казахстан (Алма-Ата — ? — требует уточнения) через ПП ОГПУ, считая срок с 13 02 1931г., документ: ЦА ФСБ РФ. Д.П-7377. Т.2.7, досрочно освобождается, в 1933-ем возвращается в Москву; и с 1934-го начинает, наконец, с выставки «Молодые художники Москвы» активную творческую и выставочную жизнь; „Писал портреты, пейзажи, натюрморты, жанровые и тематические картины. Автор живописных произведений: «Казах - ударник Туркси-ба» (1932), «Улица в Местии. Сванетия» (1937), «Селение Казбек» (1938), «Колхозное стадо. Абрамцево» (1946), «Урок музыки» (1948), «Бештау» (1957), «За книгой» (1958), «Дельфиниумы» (1965), «Портрет жены» (1959), «Портрет Народной артистки Е.Д. Турчаниновой» (1961), «Портрет художницы Н. А. Ушаковой» (1962) и других"; впоследствии он участник по-началу многих молодёжных, а следом и других, „взрослых", регулярных и тематических, юбилейных московских, зональных, областных, краевых, республиканских и всесоюзных художественных выставок; в 1938-ом (по некоторым данным — в 1937-ом, по другим — в 1939-ом) Булгаков становится членом Союза художников СССР; в 1939-ом Булгаков участвует в Всесоюзной молодёжной выставке в Третьяковской галерее, посвящённой 20-летию ВЛКСМ, в 1941-ом призван на воинскую службу в ряды РККА, воюет, в 1942-ом заканчивает Школу комсостава, а в 1945-ом, по окончанию Великой Отечественной войны, демобилизуется из рядов РККА; в 1947-ом он участник знаковой Всесоюзной художественной выставки; основные известные выставки, в которых участвовал Фёдор Булгаков: «Выставка произведений живописи и графики в городах РСФСР» (1948), «Выставка живописи московских художников» (1954), «Москва социалистическая в произведениях московских художников» (1957), «Художники Москвы -50-летию Октября» (1967), прошедшая в Москве

7 Выписка из документа ЦА ФСБ РФ. Д.П-7377. Т.2. // URL : http://www.pstbi.ccas.ru/bin/db.exe/no_dbpath/ans/ nm/?HYZ9EJxGHoxITYZCF2JMTdG6Xbu-suiXc8eicW0I d0Gis00FdS0Xd0KWeCQ* (дата обращения 03.08.2021).

и в других городах"; вершина успеха карьеры Булгакова, как художника: в 1963-ем (по некоторым данным — в 1964-ом) в Москве состоялась его первая и единственная персональная выставка; к родителям в Париж, в «творческую командировку» во Францию его выпускают лишь в 1966-ом, но он поспевает и припадает лишь к могилам своих матери и отца, всегда так любивших его, пусть и в разлуке, всю жизнь, тоскуя, ждавших его к себе и не увидевших сына до кончины; завершается жизнь художника Фёдора Сергеевича Булгакова в 1991-ом, в Москве8.

Творчество Булгакова пока почти не привлекло ни специалистов, ни любителей; нет ни монографии, ни выставок, ни статей, ни коллекций. Неожиданной находкой можно счесть опубликованные музеем-заповедником «Абрамцево» жемчужины творчества Булгакова, его акварели военной тематики 40-ых годов (все опубликованные музеем акварели датированы 1943-им годом и посвящены вроде бы Великой Отечественной, но хотя не видятся ли в них отчётливо отголоски и Гражданской войны 1918-1921, коей Булгаков тоже был участник?), пожалуй, никогда не был художник так самостоятелен, экспрессивен, искренен, динамичен, заинтересован тематически, профессионален в сложнейшей акварельной технике и абсолютно свободен в самовыражении духом и руками, мастерством и приёмами, владением и настроением — видно: вещи не заказные, хотя явно заказанные по выдающим темам: «оформление помещения роты», «форсирование Днепра» и так далее... (Илл. 3, 4, 5).

Да и сама вода, на которой разводится акварельная краска, — текучая и неуправляемая, не то, что масло, — символ и физиология счастья воли! А беличьи кисти — мягки, как не произнесённое слово. Да и бумага бела, словно суть начала! Не зря многие фронтовики вспоминают Великую Отечественную войну, как не только горе, величайшее на земле, но и время удивительных отношений людей, свободы по сути; вероятно, не оружие ли, в том числе, личное, даёт человеку эти силы и ощущения? — Точно совершенно, несомненно, что духоподъёмная атмосфера в Войну 1941-1945 дала особый толчок и Булгакову.

Страница, посвященная художнику Ф. С. Булгакову на ресурсе «ARTinvestment.RU» // URL : https://

artinvestment.ru/auctions/37580/#more (дата обращения 03.08.2021).

Илл. 3. Фёдор Сергеевич Булгаков «Рукопашный бой», эскиз оформления помещения роты, 1943, музей-заповедник «Абрамцево».

Илл. 4. Фёдор Сергеевич Булгаков «Пулемётный огонь», 1943, музей-заповедник «Абрамцево»..

Илл. 5. Фёдор Сергеевич Булгаков «Привал», 1943, музей-заповедник «Абрамцево».

Ну а шедеврами Булгакова, ясно и наконец объясняющим нам факт выделения в 1923-ем году великим Борисом Михайловичем Кустодиевым 21-летнего Фёдора с рекомендацией Фёдору поступить учится рисунку у Кардовского, являются опубликованные «Абрамцево» два акварельных портрета 1943-го года: «Командир роты Шевелёв» (Илл. 6) и «Связной Алексеев» (Илл. 7),—явно свидетельствующие линию кровно-национального и душевного родства — именно утончённой, но здоровьем и поразительным, песенным, мощным началом и лирически разбитным характером, пышущей русскостью — с Кустодиевым скорее и глубже, чем с Нестеровым, „бубнововалетовцами"или же другими9.

„В 1960-е годы художник жил и работал на своей абрамцевской даче. В собрании Музея-заповедника «Абрамцево» хранится коллекция

Илл. 7. Фёдор Сергеевич Булгаков «Связной Алексеев», 1943, музей-заповедник «Абрамцево».

произведений Ф.С. Булгакова, в основном — военной тематики 40-ых годов"10.

„В квартире Натальи Михайловны и Фёдора Сергеевича на Кутузовском (куда их выгнали в „Перестройку"с Сивцева вражка) было много его (Фёдора Сергеевича Булгакова, — примечание автора) картин с полевыми и садовыми цветами, а также — копии с картин М.В. Нестерова, которые сделал Фёдор Сергеевич, они теперь в запасниках Третьяковки", — ценное свидетельство, данное (11 03 2017, 16:32) Ириной Каховской-Ка-литиной, супругой духовного наставника Натальи Михайловной Нестеровой („В последние годы ее жизни моему мужу посчастливилось быть ее духовным наставником <...>")11,в ответе философу Андрею Щабельникову, как комментарий к её стихотворению «К 100-летию Н.М. Нестеровой», 16.09.2003 г.12.

Илл. 6. Фёдор Сергеевич Булгаков «Командир роты Шевелёв», 1943, музей-заповедник «Абрамцево».

9 Официальная интернет-страница Музея-заповедника «Абрамцево» в социальной сети «Вконтакте» / Репортаж о художнике Ф. С. Булгакове // URL : https://vk.com/ abramtsevomuseum?w=wall-179233426_808 (дата обращения 07.08.2021).

10 Официальная интернет-страница Музея-заповедника «Абрамцево» в социальной сети «Вконтакте» / Репортаж о художнике Ф. С. Булгакове // URL : https://vk.com/ abramtsevomuseum?w=wall-179233426_808 (дата обращения 07.08.2021).

11 Ирина Каховская-Калитина «К 100-летию Н.М. Не-

стеровой» / Ресурс «Стихи.Ру» // URL : https://stihi. ru/2010/11/15/8189 (дата обращения 07.08.2021).

Булгаков, как и многие советские художники, сейчас — часто продаётся на аукционах, таких, как «СОВКОМ», «ARTinvestment.RU», «Галерея Леонида Шишкина» и других, ставших для нас и изучения истории искусств её бурлящими источниками, и, как и другие, Булгаков преподносит нам сюрпризы своими произведениями, говорящими о том, как мало и плохо мы знаем культуру, жизнь и живопись СССР, где родились и трудились, — вот, как к примеру, замечательный, мощный и очень благородный по колористическому звуку натурный, свежий по экспрессии и мазку живописный этюд «Коровы» (19,0 х29,0 см — другие каталожные данные не приводятся), помещённый в раздел «анималистики» Советских художников одесской «Галереи Ника» (Илл. 8. )13!

Илл. 8. Фёдор Сергеевич Булгаков «Коровы», опубликовано галереей «НИКА».

Произведения Фёдора Сергеевича Булгакова хранятся в многих музейных, корпоративных и частных собраниях, из которых корпус работ Булгакова из собрания Мемориального Дома-музея С.Н. Дурылина в Болшево, наверное, — крупнейшее и включает в себя по ""Инвентарной книге Коллекция «ИЗО» и «графика»"": графический альбом с зарисовками 56-ти листов (КП — 3597), датированный (по каталогу музея) 1962-ым годом и 10 живописных произведений (работа по учёту и описанию их продолжается), 8 нами отреставри-

Страница, посвященная художнику Ф. С. Булгакову на ресурсе Галерея "НИКА" (Одесса), советские художни-кики, Булгаков, Фёдор Сергеевич // URL : https://www. gallerynika.com/artists/buIgakov-iyodor/ (дата обращения 08.08.2021).

рованы, приведены в экспозиционное состояние, обрамлены и экспонируются; поэтому не сложно предположить, что, если и будет делаться следующая, 2-ая с 1963-го года, но первая посмертная, персональная выставка произведений Фёдора Сергеевича Булгакова, то она законно, естественно, может появиться, в первую очередь, на площадке Мемориального Дома-музея Сергея Николаевича Дурылина в Болшево, где художник часто бывал, жил и много писал, близко общаясь и с хозяином дома, и с его ближайшим другом, единомышленником и задушевным собеседником, а своим учителем и тестем, художником Михаилом Васильевичем Нестеровым, хотя стилистически, пластически, технически и технологически живопись Булгакова заметно и бесспорно восходит к и продолжает традиции не Нестерова, а художественного объединения «Бубновый валет» и других учителей Булгакова по ВХУТЕИНУ-у: Фалька, Машкова и Корина.

„Немногие люди знали художника Федора Сергеевича Булгакова. Выставок у него было очень мало, а работ, между прочим, много и — прекрасных. Ф.С.Булгакову пришлось пережить судьбу большинства наших художников, когда они трудятся, работают и как будто только для себя. Для того, чтобы на художника обратили внимание, надо обладать не талантом, а быть машиной с пробивной силой какого-нибудь очень мощного мотора, который бы всё шумел, шумел, — в конце-концов, может быть, и услышат.

Красивы, просты и сердечны были работы Фёдора Сергеевича Булгакова. Он любил писать пейзаж, цветы. Какой замечательный был у него портрет любимого кота Нестеровых, какая сирень, дельфиниумы, кусочки весенней земли... Настал такой момент в жизни Натальи Михайловны, когда в её доме, уже не в Сивцевом Вражке, висели только работы Федора Сергеевича, его пейзажи и цветы.

— Чьи это? — спрашивала не только я.

Чудесные светлые, чистые работы замечательного человека и художника, как радостно было на них смотреть, невольно тянулся к ним взгляд снова и снова и возникало сожаление, что и этот замечательный художник фактически известен только очень узкому, очень узкому кругу людей...

Самым главным впечатлением от личного общения с Фёдором Сергеевичем у меня осталось чувство какого-то мгновенно возникавшего

при встрече с ним успокоения. Бессмысленной становилась всякая спешка, уходила досада на то, что где-то не успел, возникало желание забыть многое и просто спокойно поговорить, рассказать, послушать, осмотреться. Общество Фёдора Сергеевича создавало свой мир, достойный, спокойный, лишённый отупляющей суеты»14.

Список использованной литературы

3. Пресс-релиз выставки «Сыновья. Георгий Эфрон, Фёдор Булгаков» в Мемориальном Доме-музее Марины Ивановны Цветаевой в Болшево / Сайт «Музейного объединения «Музеи науко-

града Королёв», публикация от 31 03 2021 // URL : http://museumkorolev.ru/synovya-georgij-eforon-fedor-bulgakov/ (дата обращения 25.06.2021).

4. Киселёва Е. «Дом в Сивцевом Вражке» / «Рассказы о художественной Москве» // URL : http://www.mecenat-and-world.ru/17-20/kiseleva. htm (дата обращения 15.07.2021).

6. Киракосов А. В. Лекция «Консервация и экспонирование пейзажей Ф.С. Булгакова» // URL : https://www.culture.ru/events/819294/lekciya-peizazhi-fyodora-sergeevicha-bulgakova (дата обращения 08.08.2021).

PERSONALITY AND CREATIVITY OF FYODOR SERGEEVICH BULGAKOV

Kirakosov Artem Vilevich,

Researcher, curator of the collection, artist-restorer MBUK Korolev Museum Association, department "Memorial House-Museum of S. N. Durylin", Ilyich str., Korolev city, Moscow region, 1 141080, artemkirakosov58@mail.ru

Abstract

The work of Fyodor Sergeevich Bulgakov is considered, paintings from the collection of the Memorial House-Museum of S.N. Durylin in Bolshevo are presented.. Keywords

Bulgakov, painting, landscape, S. Bulgakov, M. Nesterov, S. Durylin

14 Киселёва Е. «Дом в Сивцевом Вражке» / «Рассказы о художественной Москве» // URL : http://www.mecenat-and-world.ru/17-20/kiseleva.htm (дата обращения 15.07.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.