Научная статья на тему 'ЛЕКАРСТВО ОТ ТЯЖЁЛЫХ ДУМ: КАК ДРУЖБА С. ДУРЫЛИНА И М. НЕСТЕРОВА ПОМОГАЛА СОЗДАНИЮ ШЕДЕВРОВ ЖИВОПИСИ И ЛИТЕРАТУРЫ'

ЛЕКАРСТВО ОТ ТЯЖЁЛЫХ ДУМ: КАК ДРУЖБА С. ДУРЫЛИНА И М. НЕСТЕРОВА ПОМОГАЛА СОЗДАНИЮ ШЕДЕВРОВ ЖИВОПИСИ И ЛИТЕРАТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
29
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
С. Н. ДУРЫЛИН / М. В. НЕСТЕРОВ / БОЛШЕВСКОЕ АБРАМЦЕВО / МУЗЕИ НАУКОГРАДА КОРОЛЁВ / ПЕРЕДВИЖНИКИ / "ТЯЖЁЛЫЕ ДУМЫ" / "СУДАРЬ-КОТ" / "КОЛОКОЛА" / МОСКОВСКОЕ РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКОЕ ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Калашников Александр Сергеевич

Статья рассказывает об обстоятельствах знакомства и дружбы С. Н. Дурылина и М. В. Нестерова, которые, без сомнения, привели к синергии талантов двух великих авторов от литературы и живописи. Являясь свидетелями и помощниками многолетнего творчества друг друга, они оставили ярчайший след в истории русской культуры, что является одним из примеров взаимодействия пассионариев культурного пространства нашей страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A CURE FOR HEAVY THOUGHTS: HOW THE FRIENDSHIP OF S. DURYLIN AND M. NESTEROV HELPED TO CREATE MASTERPIECES OF PAINTING AND LITERATURE

The article tells about the circumstances of the acquaintance and friendship of S. N. Durylin and M. V. Nesterov, which, without a doubt, led to the synergy of the talents of the two great authors from literature and painting. Being witnesses and assistants of each other's long-term creativity, they left the brightest mark in the history of Russian culture, which is one of the examples of the interaction of the passionaries of the cultural space of our country

Текст научной работы на тему «ЛЕКАРСТВО ОТ ТЯЖЁЛЫХ ДУМ: КАК ДРУЖБА С. ДУРЫЛИНА И М. НЕСТЕРОВА ПОМОГАЛА СОЗДАНИЮ ШЕДЕВРОВ ЖИВОПИСИ И ЛИТЕРАТУРЫ»

RAR УДК 7.0 ББК 71.1

DOI 10.34685/Ш.2022.37.2.004

ЛЕКАРСТВО ОТ ТЯЖЁЛЫХ ДУМ: КАК ДРУЖБА С. ДУРЫЛИНА И М. НЕСТЕРОВА ПОМОГАЛА СОЗДАНИЮ ШЕДЕВРОВ ЖИВОПИСИ И ЛИТЕРАТУРЫ

Калашников Александр Сергеевич,

Заведующий отделом «Мемориальный дом-музей С. Н. Дурылина», МБУК Музейное объединение «Музеи наукограда Королёв», ул. Ильича, д.1, г.о. Королёв, Московская область, Россия, 141080; старший преподаватель Кафедры театрального искусства

ФГБОУ ДПО «ИРДПО», ул. Люсиновская, д. 51, г. Москва, Россия, 117997;

alexandris777@gmail.com

Аннотация

Статья рассказывает об обстоятельствах знакомства и дружбы С. Н. Дурылина и М. В. Нестерова, которые, без сомнения, привели к синергии талантов двух великих авторов от литературы и живописи. Являясь свидетелями и помощниками многолетнего творчества друг друга, они оставили ярчайший след в истории русской культуры, что является одним из примеров взаимодействия пассионариев культурного пространства нашей страны.

Ключевые слова

С. Н. Дурылин, М. В. Нестеров, Болшевское Абрамцево, Музеи наукограда Королёв, передвижники, «Тяжёлые думы», «Сударь-кот», «Колокола», Московское религиозно-философское общество.

«Сегодня иду на именины Серг. Николаевича, который, (или, вернее, Ирина1) построил себе «хижину» верстах в тридцати пяти от Москвы, там будет комната, которая в любое время будет ожидать моего посещения»2 — эти слова Михаил Нестеров напишет в одном из писем в октябре 1937 года. Посещение «Болшевского Абрамцево» (так называли дом С. Н. Дурылина в Болшево «за

1 Ирина Алексеевна Комиссарова (1899-1976), супруга С. Н. Дурылина (с 1933 г.) - примечание автора.

2 Нестеров, М. В. Письма / М. В. Нестеров. Ленинград : Ис-

кусство, 1998. С. 412.

глаза»)3, было неизменной радостью для художника. Здесь он находил отдохновение от столичной жизни, творческие беседы и споры преобразовывались в произведения литературы и живописи, воспоминания с родственными по духу собеседниками «о былом», о том, о чём вынуждены были молчать, и что давно ушло из жизни страны, но до сих пор было дорого и тревожило душу, перерастали в энергию, которая подпитывала творческий потенциал деятелей искусства и культуры.

3 Калашников, А. С. Благотворительность «Болшевского Абрамцево» в истории русской культуры ХХ века / А. С. Калашников, И. С. Казакова. // Культурное наследие России. № 1 (28). 2020 г. с. 39-46.

Каждый раз, покидая дом, Нестеров всегда оставлял на столе карандашный рисунок, в качестве подарка жене Дурылина — Ирине Алексеевне. Так же не редко и сам Сергей Николаевич получал в подарок от художника зарисовку или этюд. И по ныне дом-музей С. Н. Дурылина в Болшево хранит в своих коллекциях 7 экспонатов, относящихся к изобразительному искусству за авторством М. В. Нестерова.

Михаил Нестеров (Илл. 1.) родился в 1862 году в Уфе в интеллигентной купеческой семье с религиозно-патриархальным укладом4.

рых, например, несколько вариантов «Царевны» (Илл. 2.) и «Христова невеста» (Илл. 3.).

Илл. 1. Михаил Нестеров. Автопортрет. 1950.

Илл. 2. М. Нестеров. «Царевна». 1887. Государственный музей искусств им. Кастеева Республики Казахстан.

После гимназии учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества и Петербургской Академии художеств. Учился у таких мастеров как Перов, Саврасов, Прянишников, Маковский — все они, безусловно, оказали огромное творческое влияние на Михаила Васильевича. Ранние работы художника созданы в лучших традициях русского передвижничества5. Началом серьёзного творчества художника можно считать 1886-1887 годы, годы рождения дочери Ольги и утраты супруги. На основе образа любимой жены Нестеров создал множество работ, среди кото-

Никонова, И. И. Михаил Васильевич Нестеров / И.И. Ни-конова. - 2-е изд., испр. - Москва : Искусство, 1984. - 222 с.

Товарищество передвижных художественных выставок // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. Москва : Большая российская энциклопедия, 2004-2017.

Илл. 3. М. Нестеров. «Христова невеста». 1913. Приморская государственная картинная галерея.

4

Позднее, С. Н. Дурылин напишет: «Как Тургенев, написав Асю, Лизу и других их сестёр и подруг, создал свой женский образ, и достаточно сказать: «тургеневская девушка», чтобы младшая сестра пушкинской Татьяны предстала пред нами, так достаточно произнести «нестеровская девушка», чтобы появился перед нами живой облик девушки из народа, поэтический образ, неразрывный с безмолвной печалью»6. В те же годы художником вырабатывается своеобразный стиль написания пейзажа — лирический, без ярких красок и излишнего блеска образ красоты среднерусской природы. Позднее этот стиль так же получит название «нестеровский пейзаж»7.

Последующие поездки в Европу на деньги, вырученные от продажи П. М. Третьякову одного из значимых шедевров автора — «Пустынника», (Илл. 4.) — лишь не на долго прививают художнику любовь к заграничным пейзажам — он вновь и вновь возвращается к теме русской природы.

Илл. 4. М. Нестеров. «Пустынник». 1888. Государственная Третьяковская галерея.

В том же году, что и дочь художника Ольга (1886), в Москве родился будущий искусствовед и педагог С. Н. Дурылин. (Илл. 5.)

Илл. 5. Сергей Николаевич Дурылин. Фото из открытых источников.

Со школьных лет сын московского купца первой гильдии, воспитанный в обстановке духовности при глубоко верующих родителях, интересовался искусством, религией, гуманитарными науками и культурой.

Религиозная тематика творческой направленности Нестерова произвела на Сергея Николаевича неизгладимое впечатление, когда он посетил первую персональную выставку художника в 1907 году в Петербурге8. Именно это событие можно считать точкой отсчёта дружеских отношений и сотрудничества двух деятелей культуры и искусства. В письме Дурылин выразил Михаилу Васильевичу своё глубочайшее почтение и восхищение его творчеством. У них завязалась переписка, которую, впрочем, очень интенсивной назвать нельзя, а встретиться им довелось только

Дурылин, С. Н. Нестеров - портретист / С. Н. Дурылин. - Москва ; Ленинград : Искусство, 1949 (тип. № 2 Упр. изд-в и полиграфии Исполкома Ленгорсовета). 272 с.

7 Там же.

Нестеров, М. В. О пережитом. 1862 - 1917 гг. : вос-

поминания / М. В. Нестеров. [подгот. текста

М. И. и Т. И. Титовых и др.]. - Москва : Молодая гвардия, 2006. - 587, [2] с.

6

8

в 1913 году, когда Дурылин, тогда уже секретарь Московского религиозно-философского общества памяти Вл. Соловьёва (кружок, созданный М.К. Морозовой)9 читал на заседании этого кружка лекцию о русском писателе Лескове — именно её посетил Михаил Васильевич и они уже познакомились лично. Происхождение из религиозных купеческих семей, общее стремление к духовности в жизни и творчестве — предполагало т. н. родство душ этих двух деятелей культуры, не смотря на разницу в их возрасте. Дурылину была близка религиозная направленность творчества Нестерова, и наоборот, художник очень интересовался духовными произведениями Ду-рылина-писателя, у которого в художественном творчестве поднимаются преимущественно религиозные темы, да и действия происходят либо в церквях, скитах и монастырях, либо вокруг них. С 1910 года Сергей Николаевич собирает материал о Михаиле Васильевиче — просто так, для себя, из интереса, но именно эти материалы лягут потом в основу масштабного биографического труда о художнике, написанного Дурылиным для серии изданий «Жизнь замечательных людей», которое сейчас, к счастью, издаётся уже без купюр, сделанных в угоду советской власти. В 1912 году писатель посещает первую же службу в Марфо-Ма-риинской обители милосердия (Илл. 6.), роспись которой принадлежит кисти Нестерова10, а уже по факту знакомства, художник с удовольствием посещает лекции Дурылина в МРФО и кружке, организованном религиозным философом М. А. Новосёловым11.

Всё больше укрепляется Нестеров в мысли, что как религиозный философ с одной стороны и искусствовед с другой — Сергей Николаевич может быть грамотным советчиком в плане творческой направленности и религиозной тематики

Илл. 6. Марфо-Мариинская обитель милосердия - московский ставропигиальный женский монастырь. Фото из открытых источников.

живописи, от которой Михаил Васильевич и не думал отходить в годы Советской Власти, когда подобное уже и не приветствовалось.

Так, будучи одним из гостей из МРФО, приглашённым М. В. Нестеровым в 1916 году в свою мастерскую, Дурылин, одним из первых увидел шедевр живописи «На Руси» (Илл. 7.) или, как её ещё по-другому называют «Душа народа».

Илл. 7. М. Нестеров. «На Руси» или «Душа народа». 1914-1916 гг. Государственная Третьяковская галерея.

9 Набокина, М. Е. Структурные и организационные особенности Московского религиозно-философского общества памяти Владимира Соловьёва // Вестник Московского городского педагогического университета. Исторические науки. - 2013. - № 1. - С. 50-56.

10 Дурылин, С. Н. Нестеров в жизни и творчестве / С.Н. Ду-рылин. - 3-е издание, переработанное и дополненное. Москва : Молодая гвардия, 2004. 540 с., (Жизнь замечательных людей. Серия биографий; Вып. 1080 (880)).

11 Половинкин, С. М. Кружок ищущих христианского про-

свещения // Русская философия : Малый энциклопеди-

ческий словарь. Москва, 1995. С. 287-289.

Сергей Николаевич высоко оценил картину и позже, в своих лекциях, неоднократно обращался к её описанию как искусствовед, хотя, увидеть её довелось писателю ещё всего один раз — в начале 20-х годов, когда был произведён закрытый показ для фотосъёмки картины в музее Александра III12.

12 Демская А. А. И. В. Цветаев создаёт музей / А. А. Демская, Л. М. Смирнова. Москва : Галарт, 1995. 448 с.

Именно с Дурылиным художник советуется по поводу планов создания в 1916 году третьей масштабной работы на тему русского Православия (после «Отрока» и «Души»), но планам этим сбыться уже не суждено — наступает 1917 год.

Революцию оба деятеля восприняли достаточно тяжело — оба считали её гибелью России. По крайней мере, той любимой страны, в которой они родились, и, любовью к которой пронизано всё их творчество. Но оба они понимали, что жить дальше необходимо и Россия никуда не делась — она просто изменилась.

Как Дурылин является свидетелем 30-и летнего периода творчества Михаила Васильевича, так и наоборот. Нестеров является, как правило, одним из первых читателей и даёт на произведения писателя свои честные рецензии. Общение друзей и коллег не прекращается и во время двух ссылок Сергея Николаевича в Челябинске и Томске (1921 г. и 1927 г. соответственно) — они переписываются и обсуждают вопросы творчества.

Вот, например, что пишет Михаил Васильевич в отзыве на произведение «Сударь кот», которое Дурылин посвятил именно ему: «Дорогой, старый Друг мой Сергей Николаевич! Прочитанная мною повесть-хроника Ваша о людях, Вам близких, дорогих, о радостных и тяжелых переживаниях, о победном конце, о торжестве их прекрасной жизни над «скверной» житейской, так ярко, талантливо, художественно обобщенной в цельное художественное произведение, не раз восхитило меня, взволновало до слез, и слезы эти были благодатными слезами. За это сердечно благодарю Вас. Эта повесть Ваша, по моему разумению, лучшее Ваше художественное произведение. И лишь наименование ее, б[ыть] м[ожет], не соответствует тому значению, кое Вы уделили в нем Человеку, тем прекрасным людям, возвышенным характерам, украшающим собой Ваше произведение. Благодарю Вас за радость, испытанную мною при чтении этой рогательной, волнительной повести. Обнимаю Вас, нежно целую, любящий Вас Михаил Нестеров Болшево 1939 18 августа»13.

Эту повесть можно считать кульминацией творческой дружбы двух выдающихся деятелей культуры, хотя, конечно, это не самое масштабное произведение Дурылина — таким явился

роман-хроника «Колокола», который состоит из трёх частей: «Колокола. Звоны. Звонари». Их история в городе Темьяне отражает историю нашей страны с XIX века до революционных лет XX века. Нестеров оценил «Колокола» не так высоко, как «Сударя кота». Он считал, что здесь есть прекрасные места, но у Дурылина «под ногами путается то Пушкин, то Лесков, то ещё кто», и хроника слишком изобилует «особенными, изысканными» словами14.

Со стороны же Михаила Васильевича кульминационным произведением из их сотрудничества мы бы выделили «Портрет неизвестного священника» (Илл. 8.) или «Тяжёлые думы» — портрет С. Н. Дурылина, написанный в 1926 году между ссылками.

Илл. 8. М. Нестеров. «Тяжёлые думы» или «Портрет неизвестного священника». 1926 г. Церковно-археологический кабинет Московской православной духовной академии.

Именно это название вынесено в заголовок данной статьи. Нужно отметить, что Нестеров не сразу проявился как портретист и не малую роль в этом становлении сыграл именно Сергей Николаевич, всячески поощряя портретные работы художника и даже написавший книгу, кото-

13 РГАЛИ. Ф. 2980. Оп.2. Ед. хр.276. Стр.265

14 Приведены цитаты из произведения С. Н. Дурылина «В своём углу», Москва : Моск. рабочий, 1991 г.

рая так и называется «Нестеров-портретист»15. Т.к. Михаил Васильевич был знаком со многими представителями русской интеллигенции и написал множество портретов — он не мог не понимать сложность написания портрета Ду-рылина — уж очень у них было сильное внешнее сходство с о. Павлом Флоренским. Именно эта сложность обусловила достаточно тяжёлую и напряжённую работу над портретом — тем он ценнее. Оригинал портрета находится в ЦАК, а в музее Дурылина в Болшево хранится копия, созданная учеником и зятем Михаила Васильевича — Ф. С. Булгаковым16, сыном религиозного философа о. Сергия Булгакова17 — как раз одного из персонажей, помимо Флоренского, картины «Философы», (Илл. 9.) так же созданной М. В. Нестеровым.

Сотрудничество и дружба двух великих авторов, зародившаяся в самом начале ХХ века продолжалась до самой смерти художника в 1942 году и подразумевала не только творческие отношения, а ещё и масштабную интеграцию социально-культурных и семейных отношений этих людей. Так, обретя, наконец, своё собственное жильё — дом в посёлке Болшево (Илл. 10.) (в настоящее время это микрорайон г. Королёва Московской области) в 1936 году, Сергей Николаевич часто приглашает в гости Михаила Васильевича и тот с удовольствием принимает приглашения18.

На полукруглой веранде дома, расположенной точно с восточной стороны, подобно апсиде алтаря, деятели искусства обсуждают за самоваром творческие вопросы, жизненные перипетии, поддерживают друг друга в начинаниях

Илл. 9. М. Нестеров. «Философы». 1917 г. Государственная Третьяковская галерея.

15 Дурылин, С. Н. Нестеров - портретист / С. Н. Дуры-лин. - Москва ; Ленинград : Искусство, 1949 (тип. № 2 Упр. изд-в и полиграфии Исполкома Ленгорсовета). 272 с.

16 Страница, посвященная художнику Ф. С. Булгакову на ресурсе «ARTinvestment.RU» // URL : https://artinvestment. ru/auctions/37580/#more (дата обращения 03.08.2021).

17 С. Н. Булгаков - русский философ, богослов, православный священник, экономист. Один из основателей и профессор Свято-Сергиевского богословского института в Париже - примечание автора.

18 Официальный интернет-ресурс МБУК «Музейное объединение «Музеи наукограда Королёв», отдел «Мемориальный дом-музей С. Н. Дурылина» // URL : http:// museumkorolev.ru/o-muzee/muzey-durilina/ (дата обращения 03.09.2021).

Илл. 10. Мемориальный дом-музей С. Н. Дурылина в Болшево (г. Королёв). Музейное объединение «Музеи наукограда Королёв».

и делятся впечатлениями. Кроме самого Нестерова болшевскую усадьбу посещает и его ученик — Ф. С. Булгаков, с удовольствием оставляя в подарок хозяевам свои работы.

Даже тяжёлое военное время не воспрепятствовало общению и дружбе двух великих деятелей культуры. Гостеприимный дом С. Н. Дурылина по мере возможности и всегда с удовольствием принимал многочисленных

гостей, стремясь таким образом оградить и уберечь от тягот войны. Так, в августе 1941 года, после достаточно сложной работы над портретом академика Щусева, очередной раз в Болшево приезжает почти 80-летний Михаил Васильевич. С собой он привозит сына Алексея, больного туберкулёзом — Болшевский воздух мог благотворно повлиять на его самочувствие. Покинув усадьбу Дурылина, Нестеров продолжает переписку с ним до самого ухода из жизни19. Так, в одном из писем в осенью 1941 года прозвучат следующие слова, адресованные Сергею Николаевичу и его супруге Ирине Алексеевне: «...По «специальности» ровно ничего не делаю. В старую голову ничего не лезет и из нее не вылезает. Что поделаешь! Мысленно часто бываю в Болшеве, думаю о Вас обоих...»20.

Почти через год художника не стало, но и после этого связь с близкими Михаила Васильевича у Дурылина не прерывалась. В 1945 г. Сергея Николаевича навещает младшая дочь Нестерова — Наталья Михайловна вместе с только что вернувшимся с войны женихом Фёдором Сергеевичем Булгаковым. Молодые люди просили благословения хозяина дома и совершения венчального обряда, что Сергей Николаевич, как священник, бывший, однако, не снявший с себя сан, и сделал.

Свидетельством многочисленных визитов Нестерова и его родных в Болшево, является в настоящее время коллекция, хранящаяся в Мемориальном доме-музее С. Н. Дурылина (отдел МБУК МОК), и включающая в себя, помимо предметов живописи, личные вещи художника, среди которых предметы обихода, предметы одежды, посуда и даже рабочий мольберт и коробка с карандашами, а так же письма.

Искусствоведы и биографы сходятся во мнении, что именно встреча и последующая дружба и сотрудничество между выдающимися деятелями русской культуры, позволила нам, потомкам, восхищаться бессмертными произведениями живописи и литературы, которые относятся к наследию этих двух авторов. Безусловно, если бы они

19 Калашников, А. С. Благотворительность «Болшевского Абрамцево» в истории русской культуры ХХ века / А. С. Калашников, И. С. Казакова. // Культурное наследие России № 1 (28). 2020 г. с. 39-46.

20 Нестеров, М. В. Письма / М. В. Нестеров. Ленинград : Искусство, 1998. С. 438-449.

не встретились в своё время, никто из них не прекратил бы творить, но именно их единомыслие и родственные взгляды на историю, культуру, литературу и религию явили культурному пространству нашей страны и мира вот такую синергию талантов и творческих исканий.

Список литературы

1. Демская, А. А. И. В. Цветаев создаёт музей / А. А. Демская, Л. М. Смирнова. Москва : Галарт, 1995. 448 с.

2. Дурылин, С. Н. В своём углу / С. Н. Дуры-лин. Москва : Московский рабочий, 1991 г.

3. Дурылин, С. Н. Нестеров — портретист / С. Н. Дурылин. — Москва ; Ленинград : Искусство, 1949 (тип. № 2 Упр. изд-в и полиграфии Исполкома Ленгорсовета). 272 с.

4. Дурылин, С. Н. Нестеров в жизни и творчестве / С. Н. Дурылин. — 3-е издание, переработанное и дополненное. Москва : Молодая гвардия, 2004. — 540 с., (Жизнь замечательных людей. Серия биографий; Вып. 1080 (880)).

5. Зауст, С. К. Старообрядческий молитвенный костюм в «Романе в картинах» М. В. Нестерова / С. К. Закст // Культурное наследие России № 3 (34). 2021 г. с 43-51.

6. Калашников, А. С. Благотворительность «Болшевского Абрамцево» в истории русской культуры ХХ века / А. С. Калашников, И. С. Казакова. // Культурное наследие России № 1 (28). 2020 г. с. 39-46.

7. Набокина, М. Е. Структурные и организационные особенности Московского религиозно-философского общества памяти Владимира Соловьёва // Вестник Московского городского педагогического университета. Исторические науки.2013. №1.С. 50-56.

8. Нестеров, М. В. О пережитом. 1862-1917 гг. : воспоминания / М. В. Нестеров. [подгот. текста М. И. и Т. И. Титовых и др.]. — Москва : Молодая гвардия, 2006. — 587, [2] с. Нестеров, М. В. О пережитом. 1862-1917 гг. : воспоминания / М. В. Нестеров. [подгот. текста М. И. и Т. И. Титовых и др.]. — Москва : Молодая гвардия, 2006. — 587, [2] с.

9. Нестеров, М. В. Письма / М. В. Нестеров. Ленинград : Искусство, 1998. С. 412.

10. Никонова, И. И. Михаил Васильевич Нестеров / И. И. Никонова. 2-е изд., испр. Москва : Искусство, 1984. 222 с.

11. Официальный интернет-ресурс МБУК «Музейное объединение «Музеи наукограда Коро-

лёв», отдел «Мемориальный дом-музей С. Н. Дурылина» // URL : http://museumkorolev.ru/o-muzee/ muzey-durilina/ (дата обращения 03.09.2021).

12. Половинкин, С. М. Кружок ищущих христианского просвещения // Русская философия : Малый энциклопедический словарь. Москва, 1995. С. 287-289.

13. РГАЛИ. Ф. 2980. Оп.2. Ед. хр.276. Стр.265.

14. С. Н. Дурылин и его время: Исследования. Тексты. Библиография / Составление и редактура Анны Резниченко. Книга I: Исследования. Москва : Модест Колеров, 2010.

15. Страница, посвящённая художнику Ф. С. Булгакову на ресурсе «ARTinvestment. RU» // URL : https://artinvestment.ru/auctions/ 37580/#more (дата обращения 03.08.2021).

16. Товарищество передвижных художественных выставок // Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов. Москва : Большая российская энциклопедия, 2004-2017.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Торопова, В. Н. Сергей Дурылин: Самостояние. М. : Молодая гвардия, 2014. 349 с. : ил. (ЖЗЛ: Малая серия: сер. биогр.; вып.73).

A CURE FOR HEAVY THOUGHTS: HOW THE FRIENDSHIP OF S. DURYLIN AND M. NESTEROV HELPED TO CREATE MASTERPIECES OF PAINTING AND LITERATURE

Kalashnikov Alexander Sergeevich,

Head of the Department "S. N. Durylin Memorial House-Museum", Museum Association "Museums of the Korolev Science City", Ilyicha str., 1, Korolev, Moscow region, Russia, 141080;

Senior lecturer of the Department of Theater Arts

FGBOU DPO "IRDPO", str., Lyusinovskaya, 51, Moscow, Russia, 117997, alexandris777@gmail.com

Abstract

The article tells about the circumstances of the acquaintance and friendship of S. N. Durylin and M. V. Nesterov, which, without a doubt, led to the synergy of the talents of the two great authors from literature and painting. Being witnesses and assistants of each other's long-term creativity, they left the brightest mark in the history of Russian culture, which is one of the examples of the interaction of the passionaries of the cultural space of our country.

Keywords

S. N. Durylin, M. V. Nesterov, Bolshevskoe Abramtsevo, Museums of the Korolev Science City, Peredvizhniki, "Heavy Thoughts", "Sir-cat", "Bells", Moscow Religious and Philosophical Society.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.