Научная статья на тему '"ИЗБАВИТЬ МОРСКИХ АГЕНТОВ ОТ ВСЯКОГО ДЕЛА, НЕ ИМЕЮЩЕГО НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ СВЯЗИ С ИХ ПРЯМЫМИ ОБЯЗАННОСТЯМИ". РОЛЬ И МЕСТО ВОЕННО-МОРСКИХ АГЕНТОВ В СИСТЕМЕ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ С МИРОВЫМИ МОРСКИМИ ДЕРЖАВАМИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА'

"ИЗБАВИТЬ МОРСКИХ АГЕНТОВ ОТ ВСЯКОГО ДЕЛА, НЕ ИМЕЮЩЕГО НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ СВЯЗИ С ИХ ПРЯМЫМИ ОБЯЗАННОСТЯМИ". РОЛЬ И МЕСТО ВОЕННО-МОРСКИХ АГЕНТОВ В СИСТЕМЕ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ С МИРОВЫМИ МОРСКИМИ ДЕРЖАВАМИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
270
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРСКОЕ МИНИСТЕРСТВО / ГЛАВНЫЙ МОРСКОЙ ШТАБ / ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ КОРАБЛЕСТРОЕНИЯ И СНАБЖЕНИЯ / ВОЕННО-МОРСКОЙ АГЕНТ / СУДОСТРОЕНИЕ / ВОЕННО-МОРСКАЯ ТЕХНИКА И ВООРУЖЕНИЕ / SEA MINISTRY / MAIN NAVAL STAFF / MAIN ADMINISTRATION FOR SHIPBUILDING AND SUPPLIES / MARINE AGENT / SHIPBUILDING / NAVAL EQUIPMENT AND ARMAMENTS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Федулов Сергей Валентинович Алексей Николаевич, Конеев Алексей Николаевич, Барбанель Борис Аронович

В статье на примере деятельности морских агентов в США, Великобритании и Франции показаны их роль и место в системе военно-технического сотрудничества Российской империи с ведущими экономически развитыми странами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Федулов Сергей Валентинович Алексей Николаевич, Конеев Алексей Николаевич, Барбанель Борис Аронович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"RELIEVE MARINE AGENTS FROM ANY BUSINESS UNRELATED TO THEIR IMMEDIATE DUTIES". THE ROLE AND PLACE OF MARINE AGENTS WITHIN THE SYSTEM OF MILITARY TECHNOLOGICAL COOPERATION BETWEEN THE RUSSIAN EMPIRE AND WORLD SEA POWERS IN THE LATE 19TH AND EARLY 20TH CENTURIES

The paper cites the instance of marine agents' activity in the United States, Great Britain and France to show their role and place in the system of military-technological cooperation between the Russian Empire and leading economically advanced countries.

Текст научной работы на тему «"ИЗБАВИТЬ МОРСКИХ АГЕНТОВ ОТ ВСЯКОГО ДЕЛА, НЕ ИМЕЮЩЕГО НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ СВЯЗИ С ИХ ПРЯМЫМИ ОБЯЗАННОСТЯМИ". РОЛЬ И МЕСТО ВОЕННО-МОРСКИХ АГЕНТОВ В СИСТЕМЕ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ С МИРОВЫМИ МОРСКИМИ ДЕРЖАВАМИ В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX ВЕКА»

ИЗ ИСТОРИИ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ •

С.В. ФЕДУЛОВ, S.V. FEDULOV,

А.Н. КОНЕЕВ, A.N. KONEYEV,

Б.А. БАРБАНЕПЬ В.А. BARBANEL

«ИЗБАВИТЬ МОРСКИХ АГЕНТОВ ОТ ВСЯКОГО ДЕЛА, НЕ ИМЕЮЩЕГО НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ СВЯЗИ С ИХ ПРЯМЫМИ ОБЯЗАННОСТЯМИ»

Роль и место военно-морских агентов в системе военно-технического сотрудничества Российской империи с мировыми морскими державами в конце XIX — начале XX века

«RELIEVE MARINE AGENTS FROM ANY BUSINESS UNRELATED TO THEIR IMMEDIATE DUTIES»

The role and place of marine agents within the system of military technological cooperation between the Russian Empire and world sea powers in the late 19th and early 20th centuries

Сведения об авторе. Федулов Сергей Валентинович — доцент кафедры социально-экономических дисциплин Военно-космической академии имени А. Ф. Можайского, полковник запаса, доктор исторических наук, доцент (г. Санкт-Петербург. E-mail: serg.val.fed.661000@yandex.ru);

Конеев Алексей Николаевич — заведующий кафедрой истории войн и военного искусства Военного учебно-научного центра ВМФ «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова», контр-адмирал запаса, кандидат военных наук, доцент (Санкт-Петербург. E-mail: coneev2012@yandex.ru);

Барбанель Борис Аронович — академик Российской академии естественных наук (РАЕН), заслуженный изобретатель РФ, вице-президент Российского научно-технического общества судостроителей имени академика А.Н. Крылова, член редакционного совета журнала «Изобретательство», кандидат технических наук (г. Санкт-Петербург. E-mail: cpntokrylov@ mail.ru).

Аннотация. В статье на примере деятельности морских агентов в США, Великобритании и Франции показаны их роль и место в системе военно-технического сотрудничества Российской империи с ведущими экономически развитыми странами.

Ключевые слова: Морское министерство; Главный морской штаб; Главное управление кораблестроения и снабжения; военно-морской агент; судостроение; военно-морская техника и вооружение.

Information about author. Sergey Fedulov - Associate Professor of the Department of Social and Economic Sciences of the Military Space Academy named after A. F. Mozhaysky, Colonel (res.), D. Sc. (Hist.), Associate Professor (St. Petersburg. E-mail: serg. val. fed.661000@yandex. ru);

Aleksey Koneyev — Head of the Subdepartment of History of Wars and Military Art of the Navy's MESC «Naval Academy named after Admiral of the Fleet of the Soviet Union N.G. Kuznetsov», Rear-Admiral (res.), Cand. Sc. (Mil.), Associate Professor (St. Petersburg. E-mail: coneev2012@yandex.ru);

Boris Barbanel — Member of the Russian Academy of Natural Sciences (RANS), Honored Inventor of the RF, Vice-President of the Russian Scientific and Technical Community of Shipbuilders named after the Academician A.N. Krylov, Cand. Sc. (Tech.) (St. Petersburg. E-mail: cpntokrylov@mail.ru).

Summary. The paper cites the instance of marine agents' activity in the United States, Great Britain and France to show their role and place in the system of military-technological cooperation between the Russian Empire and leading economically advanced countries.

Keywords: Sea Ministry; Main Naval Staff; Main Administration for Shipbuilding and Supplies; marine agent; shipbuilding; naval equipment and armaments.

В системе военно-технического сотрудничества Российской империи с зарубежными странами в конце XIX — начале XX века важная роль отводилась военно-морским агентам. Круг решавшихся ими задач был огромный. На них возлагались не только вопросы изучения постановки морского дела в зарубежных странах, но и получение сведений о новинках во всех областях морской отрасли. Морские агенты размещали на предприятиях иностранных фирм заказы Морского министерства России и вели расчёты за их выполнение. Осуществляли военно-морскую дипломатическую деятельность. Однако они были вынуждены выполнять и специфические задачи.

• ИЗ ИСТОРИИ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИИ

НЕОБХОДИМОСТИ введения должности военно-морского агента в Соединённых Штатах Северной Америки (СШСА) посол России в СШСА К.В. Струве докладывал товарищу (помощнику. — Прим. авт.) министра иностранных дел Российской империи Н.М. Чихачёву 21 марта 1892 года1. Вместе с тем 10 июня 1892 года капитан 1 ранга Ф.В. Дубасов докладывал временно управляющему Морским министерством великому князю Алексею Александровичу Романову о результатах посещения в 1891 году СШСА. Он настоятельно предлагал направить в эту страну, по аналогии с другими государствами, военно-морского агента Российского императорского флота2.

Опираясь на доклады посла Российской империи в СШСА К.В. Струве и капитана 1 ранга Ф.В. Дубасова, 30 ноября 1892 года управляющий Морским министерством генерал-адмирал великий князь Алексей Александрович испросил Высочайшее императорское соизволение на учреждение должности военно-морского агента в СШСА3.21 декабря 1892 года приказом № 345 Его Императорского Величества Александра III командир Свеаборгского порта капитан 1 ранга Д.Ф. Мертваго был назначен военно-морским агентом в СШСА4.

Перед убытием в Америку Д.Ф. Мертваго получил от начальника Главного морского штаба (ГМШ) генерал-адъютанта Креме-ра подробнейшую инструкцию о своей будущей деятельности5. В инструкции указывалось, что военно-морской агент назначается для предоставления Морскому ми-

нистерству Российской империи полных, точных и своевременных сведений о морских силах СШСА. В военно-морском учёном отделе ГМШ он должен был ознакомиться со всеми сведениями, касавшимися его работы, с характером донесений агентов в других странах, чтобы по прибытии на место знать сферу своей деятельности. В СШСА военно-морскому агенту предписывалось ознакомиться с предстоявшей работой, имевшимися средствами и только после этого приступить к сбору сведений и изучению их. ГМШ в первую очередь интересовали следующие данные:

«а) Организация, комплектование и мобилизация личного состава флота (новые постановления, правила, распоряжения);

б) Состав и обучение офицеров и нижних чинов по специальностям, организация и учебные программы морских школ и училищ;

в) Судовой состав флота, его боевые силы, программа постройки судов и система их дефектования. Мобилизация торговых судов;

г) Снабжение судов флота материалами, провизией,боезапасом, стоимость их содержания во время боевых действий (плавания). Назначение кораблей в боевом походе;

д) Портовая организация, устройство Адмиралтейства и средства, выделяемые для них;

е) Судостроительные заводы как государственные, так и частные;

ж) Оборона портов крепостями и минными заграждениями, наблюдательными пунктами и сигнальными станциями на берегу»6.

Вместе с тем военно-морской агент должен был следить за раз-

витием военно-морской техники и сообщать обо всех заслуживающих внимания усовершенствованиях и нововведениях на флоте. Иметь подробные сведения о строившихся военных кораблях как на казённых (государственных), так и на частных верфях и по возможности лично осматривать суда во время постройки. Инструкцией начальника ГМШ также указывались конкретные необходимые данные по различным направлениям военно-морского дела. А именно: по кораблестроению, артиллерии, минному вооружению, механической части, гидрографии7.

Определяя перечень задач, начальник ГМШ давал военно-морскому агенту конкретные рекомендации по сбору сведений, их обработке, анализу и оформлению к отправке. А именно:

«1. При сообщении сведений, по возможности, указывать, откуда берутся эти материалы, так как это может облегчить их проверку и уточнение.

2. При осмотре таких предметов или сооружений в технических особенностях, в которых военно-морской агент не вполне разбирается, необходимо, по возможности, представлять полное описание всех деталей, даже тех, которые с первого взгляда кажутся незначительными.

3. Всегда следует иметь в виду, что наиболее важные и полные сведения, скорее всего, могут быть получены собственным наблюдением, пользуясь благоприятными обстоятельствами, и очень редко можно достигнуть тех же результатов официальными связями и разъяснениями.

4. Лучшие сведения о результатах проведения испытаний новых образцов техники и вооружений получаются при помощи слухов в обществе и общения с не высокопоставленными офицерами в частных беседах. Мнения авторитетных лиц могут представлять интерес только при получении данных по отдельным вопросам.

5. Сведения о кораблях, укреплениях, артиллерийскому и минному вооружению и т.п. следует дополнять чертежами, фотографическими снимками, рисунками или набросками.

6. При анализе изобретений и усовершенствований военно-морской техники следует избегать поверхностных бесплодных сообщений, которыми переполнены

C.B. ФЕДУЛОВ, A. H. KOHEEB, Б .A. БАРБАНЕЛЬ. «Избавить морских агентов...» •

fj

иностранные журналы и с которыми разные лица обращаются к военно-морскому агенту. Донесения по этим вопросам должны делаться со строгой разборчивостью и с разъяснением всех подробностей. Лиц, обращающихся к военно-морскому агенту с различными изобретениями, он может, если признает нужным, направить в Морской технический комитет. При этом военно-морской агент должен предупредить, а в случае необходимости брать расписку от изобретателя, что с его стороны не будет требования о возмещении каких-либо убытков за непринятие данного предложения.

7. При сборе всех сведений военно-морской агент должен поступать с крайней осторожностью, избегая всего того, что могло бы вызвать малейшие подозрения американского правительства. Приобретение сведений, сопряжённых со значительными материальными расходами, может быть сделано только с разрешения управляющего Морским министерством, относительно чего военно-морской агент должен предварительно связаться с министерством по секретной почте»8.

В инструкции начальника ГМШ военно-морскому агенту предписывались порядок и особенности его деятельности. В частности, «прибыв в страну назначения, военно-морской агент должен представиться дипломатическому представителю Российской империи в СШСА. В официальных отношениях военно-морской агент должен строго следовать указаниям посла, к которому должен обращаться по всем недоразумениям и до сведения которого должен доводить общие результаты своей деятельности, в особенности данные политического характера. Присутствовать при всех закладках, спусках кораблей, морских манёврах и вообще на всех имеющих отношение к флоту парадах и церемониях, на которые получит приглашения (эти приглашения следует добиваться неофициальным путём). Местом пребывания военно-морского агента должен быть г. Вашингтон. Для осмотра кораблей, портов и побережья ему разрешено совершать кратковременные поездки.

Военно-морской агент обязан: оказывать содействие морским офицерам России, командированным за границу по служебным

вопросам; следить за печатью и немедленно доставлять в ГМШ книги, брошюры, журналы, статьи и др.

Опыт показывает, что во многих случаях сбор важных сведений достигается легче вдали от того государства, к которому они относятся, и при помощи военно-морских агентов других стран. Поэтому деятельность военно-морских агентов должна быть солидарна в служении общему делу, и каждый из них должен стараться приобретать возможные сведения по военно-морским вопросам не только того государства, в котором он находится, но и относительно других стран»9. Подобные инструкции получали российские военно-морские агенты и в других странах.

Прибыв 17 февраля 1893 года в СШСА, Д.Ф. Мертваго, разобравшись в обстановке, активно включился в работу. В ходе своей деятельности военно-морской агент выполнял все поставленные задачи, собирал и направлял морскому министру сведения: по судостроению; военно-морской технике и вооружению; броневой защите кораблей; строительству и испытаниям кораблей, заказанных в СШСА правительством Российской империи, и многое другое. Все необходимые сведения он получал как личными наблюдениями, так и агентурным путём. Например, от активно сотрудничавшего с ним капитана американского морского адмиралтейства Джекса10.

Деятельность Д.Ф. Мертваго на посту морского агента в СШСА была по достоинству оценена. В 1902 году, уже будучи начальником отдела сооружений Главного управления кораблестроения и

снабжений (ГУК), генерал-майор Д.Ф. Мертваго представлял отчёты и доклады о поступивших в распоряжение морского ведомства предметах заграничного снабжения Особой комиссии при Министерстве финансов11.

Помимо своих непосредственных обязанностей военно-морские агенты выполняли задачи морского ведомства Российской империи по договорной работе с иностранными фирмами. Так, 21 апреля 1889 года морской агент в Великобритании капитан 1 ранга H.A. Зелёный заключил контракт с английской фирмой «Джозеп и К°» на изготовление двух кронштейнов поддержания внешних концов гребных валов, форштевня и ахтерштевня для строившегося в России броненосца «Двенадцать апостолов»12. В ходе реализации данного заказа H.A. Зелёный оказывал большую помощь наблюдавшему за ходом выполнения контракта и лично отслеживал ход работ.

Накануне Русско-японской войны (1904—1905 гг.) перед правительством Российской империи остро встала проблема пополнения судового состава. Вместе с тем производственные мощности отечественных судостроительных предприятий оказались перегружены. Поэтому было принято решение строить корабли в Англии, Германии, Франции. Например, российское правительство в 1898 году заказало во Франции постройку: в Тулоне заводу фирмы «Forgeset Chantiesdela Mediterranee» — эскадренного броненосца «Цесаревич» и крейсера «Баян»; в Гавре заводу той же фирмы — трёх миноносцев в 312 т водоизмещения «Осётр», «Ке-

• ИЗ ИСТОРИИ ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ

фаль», «Лосось»; заводу фирмы «Норман» — двух миноносцев в 312 т водоизмещения «Форель», «Стерлядь». Оказание помощи и содействие российской наблюдающей комиссии, отслеживание хода работ на предприятиях, все расчёты с фирмами за выполнение заказов, вся переписка возлагались на морского агента во Франции капитана 2 ранга Г.А. Епанчина13.

Вопросы, связанные со строительством на французских верфях кораблей для Российского императорского флота, были наиболее трудоёмкими. Объём документов и материалов, требовавших немедленного согласования с начальником ГУКа и руководством фирм, был колоссальным. В аналогичной ситуации находились и морские агенты России в Германии и Англии, странах, выполнявших заказы по реализации программы усиленного военного судостроения для Тихого океана 1897 года. В непосредственном подчинении у них были только офицеры-шифровальщики. Поэтому 4 марта 1899 года начальник ГМШ вице-адмирал Ф.К. Авелан уведомил начальника ГУКа вице-адмирала В.П. Верховского, что «считает необходимым избавить морских агентов от всякого дела, не имеющего непосредственной связи с их прямыми обязанностями — изучением за границей морского дела. Вследствие чего всю переписку, имеющуюся поза-граничным заказам или к командировке офицеров, находящихся при постройке кораблей, надлежало бы адресовать командирам этих судов, как наблюдающих за постройкой этих судов и являющихся прямыми начальниками тех лиц, которые туда командируются. И к ним же обращаться за получением сведений и наведением справок по разным техническим усовершенствованиям, применение которых на вверенных их наблюдению строящихся кораблях могло бы быть полезным. А морские агенты могли бы заниматься своим делом»14. Однако взаимопонимания поданному вопросу между данными должностными лицами достигнуто не было.

Вместе с тем стремление пополнить эскадру Тихого океана кораблями в ходе Русско-японской войны вынудило руководство страны вести тайные переговоры о приобретении южноамериканских крейсеров английской и итальянской постройки. Ввиду

строгой секретности этой сделки круг российских должностных лиц, посвящённых в эти вопросы, был очень ограничен: управляющий Морским министерством генерал-адмирал великий князь Алексей Александрович, морской министр вице-адмирал Ф.К. Авелан, начальники ГМШ контр-адмиралы З.П. Рожественский и A.A. Вирениус, флаг-адъютант императора Николая II контр-адмирал A.M. Абаза. Непосредственными исполнителями являлись морские агенты России: во Франции капитан 2 ранга Г.А. Епанчин, в Италии лейтенант А.П. Капнист. А также капитан 1 ранга Л.А. Брусилов. Предстоявший заказ был на контроле у императора Николая II15. Однако сделка сорвалась не по вине исполнителей, а из-за авантюризма руководителей. Сама попытка тайной сделки нанесла большой финансовый ущерб и навредила международному авторитету Российской империи.

Революционные события в России ставили перед морскими агентами, в том числе и во Франции, новые специфические задачи. Так, 8 апреля 1906 года начальник ГМШ приказал: «В целях обнаружения ввоза в Финляндию и русские порты Балтийского моря оружия и боеприпасов для антиправительственных партий желательно получить следующие сведения:

— установить тайным путём в портах Франции, Голландии, Бельгии наличие, наименование, размер судов, имеющих вышеуказанные грузы;

— определить время выхода и пункт назначения судна, подозреваемого в доставке оружия в порты России, включая Финляндию».

Данный приказ был вызван тем, что в начале августа 1905 года Центральный комитет партии социалистов-революционеров организовал отправку в Россию парохода «Джон Крафтон» с большим количеством оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ. 26 августа 1905 года этот пароход сел на мель севернее Якобштад-та в шхерах Ларсмо. После этого часть оружия была закопана на островах, а пароход с остатком груза взорван. Обнаруженное полицией количество оружия было впечатляющим, им можно было вооружить полк по штату военного времени16.

Таким образом, в конце XIX — начале XX века, осуществляя

военно-морское техническое сотрудничество с мировыми морскими державами, российское правительство и Морское министерство решали три проблемы. Во-первых, пополнение судового состава для усиления флота. Во-вторых, разработка и освоение производства новых видов военно-морской техники и вооружения. В-третьих, ознакомление российских специалистов с зарубежными техническими новинками и передовыми технологическими процессами. Важную роль как в решении этих проблем, так и в военно-техническом сотрудничестве играли морские агенты России. Помимо своих функциональных обязанностей им приходилось выполнять отдельные поручения начальников всех учреждений Морского министерства. Вместе с тем внешнеполитические события и внутриполитическая обстановка в России в исследуемый период расширяли круг задач, решавшихся морскими агентами.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Российский государственный архив Военно-морского флота. Ф. 417. On. 1. Д. 985. Л. 2.

2 Там же. JI. 5, 6.

3 Там же. Л. 7,8.

4 Там же. Л. 10.

5 Там же. Л. 14—16.

6 Там же. Л. 14.

7 Там же. Л. 15.

8 Там же. Л. 15,16.

9 Там же.

10 Там же. Л. 16.

11 Там же. Л. 209.

12 Лабазанов С.Г., ФедуловС.В. Приобретение морским ведомством России секрета изготовления броневых плит у фирмы «Ф. Крупп» в 1898 году // Воен.-истор. журнал. 2015. № 7. С. 39.

13 Они же. Иностранная техническая помощь при постройке броненосца «Двенадцать апостолов» в 1888—1892 году // Воен.-истор. журнал. 2015. № 8. С. 44.

14 Федулов C.B. Деятельность морского агента России во Франции в интересах отечественного флота и военно-технического сотрудничества в конце XIX — начале XX века // Исторические, философские, политические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2015. № 3 (53). Ч. 2. С. 204.

15 Он же. Тайна приобретения Россией южноамериканских крейсеров в начале XX века//КЛИО. 2015. № 4(100). С. 153.

16 Он же. Деятельность морского агента России во Франции в интересах отечественного флота и военно-технического сотрудничества в конце XIX — начале XX века. С. 207. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.