Научная статья на тему 'ФИНЛЯНДСКИЕ ВЕРФИ - РОССИЙСКОМУ ФЛОТУ'

ФИНЛЯНДСКИЕ ВЕРФИ - РОССИЙСКОМУ ФЛОТУ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
269
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАВОДЫ И ВЕРФИ В. КРЕЙТОНА / РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА / РОССИЙСКИЙ ВОЕННЫЙ ФЛОТ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОРСКОГО МИНИСТЕРСТВА / WM. CRICHTON ENGINEERING AND SHIPBUILDING COMPANY / RUSSO-JAPANESE WAR / RUSSIAN NAVY / ACTIVITY OF THE NAVAL MINISTRY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Грибовский Владимир Юльевич

В статье рассмотрена одна из значительных страниц в развитии и возрождении российского военного флота в период с середины XIX века до начала Русско-японской войны. Именно тогда на западных верфях, и в особенности на заводах В. Крейтона в Великом княжестве Финляндском - генерал-губернаторстве в составе Российской империи, были построены и введены в эксплуатацию множество больших и малых военных кораблей, заметно повысивших морское могущество России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FINNISH SHIPYARDS TO THE RUSSIAN FLEET

The paper examines a significant period in the development and recovery of the Russian Navy from the mid-1800s to the start of the Russo-Japanese War. Then it was that Western shipyards, and especially the Wm. Crichton yard in the Great Duchy of Finland, a governorship-general within the Russian Empire, built and put into operation numerous bigger and smaller vessels, which noticeably increased Russia’s maritime power.

Текст научной работы на тему «ФИНЛЯНДСКИЕ ВЕРФИ - РОССИЙСКОМУ ФЛОТУ»

ИЗ ИСТОРИИ ВООРУЖЕНИЯ И ТЕХНИКИ •

В.Ю. ГРИБОВСКИЙ

V.Yu. GRIBOVSKY

ФИНЛЯНДСКИЕ ВЕРФИ — РОССИЙСКОМУ ФЛОТУ

THE FINNISH SHIPYARDS ТО THE RUSSIAN FLEET

Сведения об авторе. Грибовский Владимир Юльевич — научный сотрудник научно-исследовательского отдела (военной истории Северо-Западного региона РФ) Научно-исследовательского института (военной истории) Военной академии Генерального штаба ВС РФ, капитан 1 ранга в отставке, кандидат исторических наук, профессор (Санкт-Петербург. E-mail: gribovskaya_vikt@mail. ru).

Аннотация. В статье рассмотрена одна из значительных страниц в развитии и возрождении российского военного флота в период с середины XIX века до начала Русско-японской войны. Именно тогда на западных верфях, и в особенности на заводах В. Крейтона в Великом княжестве Финляндском — генерал-губернаторстве в составе Российской империи, были построены и введены в эксплуатацию множество больших и малых военных кораблей, заметно повысивших морское могущество России.

Ключевые слова: заводы и верфи В. Крейтона; Русско-японская война; российский военный флот; деятельность Морского министерства.

Information about author. Vladimir Gribovsky — researcher at the research section (of military history of the RF North-West Region), Research Institute (of Military History), RFAF General Staff Military Academy, Captain 1st Rank (ret.), Cand. Sc. (Hist.), Professor (St. Petersburg. E-mail: gribovskaya_vikt@mail.ru).

Summary. The paper examines a significant period in the development and recovery of the Russian Navy from the mid- 1800s to the start of the Russo-Japanese War. Then it was that Western shipyards, and especially the Wm. Crichton yard in the Great Duchy of Finland, a governorship-general within the Russian Empire, built and put into operation numerous bigger and smaller vessels, which noticeably increased Russia's maritime power.

Keywords: Wm. Crichton engineering and shipbuilding company; Russo-Japanese War; Russian Navy; activity of the Naval Ministry.

ФИНЛЯНДСКИЕ верфи издревле занимались судостроением. Этому способствовало множество факторов, и в частности наличие больших запасов подходящего леса и растущий спрос со стороны рыбаков и каботажных мореходов. В XVIII веке именно на финляндских верфях строились гребные военные корабли для шведского флота. В XIX веке на них строились гребные канонерские лодки для российского военного флота. Крупнейшими верфями тогда были Улеаборг-ская и Бьёрнеборгская и верфи в Або и Гельсингфорсе. В Або в 1854 году была построена и первая винтовая канонерская лодка по чертежам контр-адмирала И.И. фон Шанца. Правда, паровую машину на неё установили в Кронштадте.

Высокой производительностью отличалась и частная верфь в Гельсингфорсе. В 1854 году на ней построили 20 гребных канонерских лодок. Не случайно именно там в 1854 году капитан-лейтенант И.А. Ше-стаков1 по поручению генерал-адмирала великого князя Константина Николаевича заказал

винтовой фрегат «Громобой». Это был крупный корабль водоизмещением 3199 т (длина — 64,6 м, ширина — 15,2 м, осадка — 6,55 м). Он строился по чертежам фрегата «Илья Муромец» (53-пушечный) архангельской постройки.

«Громобой» был спущен на воду в 1857 году, в том же году в Кронштадте на него была установлена паровая машина мощностью около 360 л.с.2 Машину изготовили в Санкт-Петербурге, в Гальванопластическом заведении.

«Громобой» отличался от прежних фрегатов не только паровой машиной, но и сильным вооружением — 53 орудия калибром 36 фунтов (173 мм) и 60 фунтов (196 мм). Он служил на Балтике и в заграничных водах до 1872 года, когда был исключён из списков флота и вскоре разобран.

В 1860 году на финляндских верфях были заказаны два крупных 17-пушечных винтовых корвета. Это был новый класс кораблей, появившийся в переходный период развития флота. Корветы имели паровую машину, но сохраняли полное «корветское» парусное воооружение и были хорошими мореходными судами

океанского плавания. Они предназначались для крейсерства на морских коммуникациях противника. Оба корабля строились по чертежам капитана К.Н. Ар-цеулова, построившего в 1859— 1860 гг. в Санкт-Петербурге винтовой корвет «Богатырь».

«Витязь» был заложен в Бьёр-неборге 23 августа 1861 года, спущен на воду 24 июля 1862 года и в том же году вступил в строй. «Варяг» был построен в Улеаборге, спущен на воду и вступил в строй в 1862 году. Корветы были однотипными. Их корпуса были построены из дерева — с дубовым набором и обшивкой из сосны. Стоимость корпуса «Варяга» составила 400 166 рублей, «Витязя» — 399 091 рубль3. В подводной части они были обшиты медными листами. При водоизмещении 2156 т (длина 66,3 м, ширина 12 м) они имели среднюю осадку 5,6 м4.

Машины корветов работали на винт, обе имели расчётную мощность 360 номинальных л .с.5 Оба корвета развили скорость около 12 узлов. На «Варяге» была установлена машина с четырьмя котлами, снятая со списанного фрегата «Полкан». Её первона-

Канонерская лодка «Буря»

чальная стоимость составляла 165 120 рублей, стоимость исправления — 127 706 рублей. На «Витязь» установили новую паровую машину с четырьмя котлами, изготовленную на заводе «Кокериль» в Бельгии за 161 768 рублей. В 1870 году на заводе Берда в Санкт-Петербурге для «Витязя» были изготовлены новые котлы.

Вооружение корветов первоначально состояло из семнадцати 24-фунтовых (152 мм) и 60-фунтовых (196 мм) орудий. Они были гладкоствольными и устанавливались на верхней палубе. В ходе службы орудия заменялись на более современные — стальные нарезные образца 1867 года. Так, на «Витязе» были установлены четыре 152-мм и четыре 107-мм, а позднее к ним добавили две скорострельные пушки. На «Варяг» поставили пять 152-мм и четыре 87-мм нарезных орудия. Экипаж составил 15 офицеров и 340 нижних чинов.

Срок службы деревянных кораблей редко превышал десять лет. Корветы же финляндской постройки отличались завидным долголетием — «Варяг» прослужил до конца 70-х годов XIX века, совершив несколько дальних походов, в т.ч. в Северный Ледовитый океан. «Витязь» вообще оказался «долгожителем». В 1881 году он был тимберован6 в Кронштадте. 27 июня 1882 года корабль был переименован в «Скобелев». За 20 лет службы корвет совершил несколько дальних походов, в т.ч. два к бе-

регам Новой Гвинеи для обеспечения экспедиции H.H. Миклухо-Маклая. В 1892 году «Скобелев» был причислен к учебным судам (исключён из списков 30 января 1895 г.), но ещё до 1900 года служил в качестве блокшива7.

Вслед за корветом финские корабельные мастера Бьёрнеборга получили заказ на две винтовые канонерские лодки «Соболь» и «Горностай», которые были заложены одновременно — 6 октября 1862 года. Они строились из дерева по чертежам кан-лодки «Морж», построенной в 1859—1860 гг. в Гавре (Франция) известным судостроителем Норманом. «Соболь» и «Горностай» были спущены на воду 27 апреля 1863 года и сданы заказчику (без машин) 3 августа 1863 года.

Паровые машины с двумя котлами каждая были установлены на лодки в 1864 году уже в Кронштадте. Машины были изготовлены на Кронштадтском пароходном заводе по чертежам машин лодки «Морж», изготовленных в Англии на заводе Модзлея. При номинальной мощности 80 л.с. машины развили на испытаниях около 150 индикаторных л.с. и сообщили лодкам скорость до 8 узлов. Стоимость машин составила 37 458 рублей каждая. Стоимость постройки «Горностая» составила 82 333 рубля, «Соболя» — 82 577 рублей8.

Водоизмещение лодок по чертежу составило 456,7 т, длина — 47,2 м, ширина — 7 м, средняя осадка — 2,4 м. Также, как и вин-

товые корветы, они представляли новый класс кораблей, зародившийся в переходный период. Лодки типа «Морж» предназначались для охраны рыбных и звериных промыслов на Дальнем Востоке, демонстрации флага в иностранных портах и вообще для действий вблизи берегов. Тем не менее они являлись кораблями океанского плавания и поэтому иногда именовались морскими КЛ. Сравнительно небольшой экипаж — 7 офицеров и 83 нижних чина — позволял избежать чрезмерных расходов на дальние походы и заходы в иностранные порты. Вооружение их в ходе службы менялось. В 70-е годы XIX века на лодках были установлены по два 196-мм и по четыре 87-мм стальных нарезных орудия. В 1880-е годы — по два 152-мм и по четыре 87-мм стальных нарезных орудия9. Свою долгую службу «Соболь» и «Горностай» (также, как и «Морж») провели в составе Сибирской флотилии. «Соболь» был исключён из списков 3 мая 1892 года, «Горностай» — 19 декабря 1893 года.

В 70-х годах XIX века верфь в Або построила два корабля архаичного типа — парохода-фрегата. Это были корабли с паровыми машинами и не винтовыми, а колёсными движителями. Причина этого заключалась в желании руководителей морского ведомства использовать паровые механизмы, снятые со списанных одноимённых пароходо-фрега-тов «Рюрик» и «Олаф». «Рюрик» водоизмещением 1662 т (длина — 56,5 м, ширина — 10,3 м, осадка — 4,75 м) был спущен на воду в 1870 году, «Олаф» — 1796 т (длина — 60,4 м, ширина —10,9 м, осадка —4,7 м) — в 1873 году. Экипажи составили 13 и 14 офицеров, 154 и 202 нижних чина соответственно.

Строго говоря, из них только «Рюрик» был построен заново из сосны и частично дуба за 130 200 рублей. Наблюдал за постройкой инженер Епифанов. Машина «Рюрика» стоимостью 101 500 рублей была построена в Финляндии в 1852 году и исправлена на заводе фирмы В. Крейто-на с установкой новых котлов за 74 700 рублей10.

«Олаф» был спущен на воду в Гельсингфорсе в 1852 году. Он был построен из дерева под наблюдением инженера Фоми-

В.Ю. ГРИБОВСКИЙ. Финляндские верфи — российскому флоту •

на за 158 724 рубля с паровой машиной английской фирмы Нейпира, изготовленной также в 1852 году за 118 062 рубля. В 1868 году на фрегат поставили четыре новых паровых котла Кронштадтского завода (62 278 рублей 50 копеек)11. В 1873 году под наблюдением инженера Алексеева на верфи в Або он был полностью перестроен. В отличие от тимберовки это означало, что корпус был полностью разобран и собран заново с использованием части пригодных деталей набора.

«Рюрик» и «Олаф» были первыми крупными заказами механическому заводу В. Крампа, основанному в Або в 1842 году. Они, несмотря на архаичность типа, сослужили хорошую службу на Балтике. Вооружённые двумя 152-мм стальными нарезными орудиями (на «Рюрике»

ещё четыре 87-мм, на «Олафе» шесть 107-мм, два 87-мм) паро-ходо-фрегаты были сданы (приписаны) к порту соответственно в 1885 и 1889 гг., исключены из списков в 1890 и 1892 гг.12

В Русско-турецкую войну 1877—1878 гг. Россия, не имевшая на Чёрном море полноценного военного флота, использовала для наступательных действий малые быстроходные носители минного оружия — минные катера. В 1878 году из-за угрозы вмешательства в конфликт Англии русское Морское министерство заказало сразу 100 увеличенных минных катеров, получивших название миноносок.

Шесть таких миноносок заказали заводу В. Крейтона в Або, имевшему опыт постройки главных механизмов, малых каботажных судов и катеров.

Миноноски строили по готовому проекту английской фирмы Ярроу. При водоизмещении 23 т (длина — 21,8 м, ширина — 2,7 м, осадка — 1,7 м) и мощности машины 220 л.е., они развивали скорость до 13 узлов. Вооружались двумя метательными минами (дальность до 30—40 м) или одним поворотным пороховым аппаратом для мин Уайтхеда (торпед)13.

Названные «птицами» и «рыбами» («Петух», «Сельдь», «Сардинка» и т.п.), миноноски были построены примерно в течение шести месяцев — к осени 1878 года. К этому времени угроза большой морской войны миновала, и они не прошли проверки в боевых действиях. Наибольшей эффективности от миноносок следовало ожидать в массированных ночных минных атаках. Главным их недостатком была

Таблица 1

Постройка миноносцев на заводе В. Крейтона в Або

п/п Название Подписание контракта Зачисление в списки Закладка Спуск на воду Вступление в строй

1 «Нарген» 18 октября 1888 19 августа 1889 1889 3 ноября 1889 1890

2 «Гогланд» 18 октября 1888 19 августа 1889 1889 5 декабря 1889 1890

3 «Бор го» 28 июня 1889 19 февраля 1890 1890 1890 1891

4 «Экенес» 28 июня 1889 19 февраля 1890 1890 1890 1892

5 «Даго» август 1890 18 мая 1891 1891 1891 1892

6 «Котка» август 1890 18 мая 1891 1891 1891 1892

7 «Пакерорт» 15 июня 1893 5 февраля 1894 1894 21 июня 1894 сентябрь 1895

8 «Паланген» 15 июня 1893 5 февраля 1894 1894 7 июня 1894 сентябрь 1895

9 «Коршун», с 22 марта 1902 «Послушный» 3 мая 1897 24 мая 1898 1898 16 мая 1898 июнь 1900

10 «Кречет», с 22 марта 1902 «Пылкий» 3 мая 1897 24 мая 1898 1898 16 мая 1898 июнь 1900

11 «№ 221» 30 октября 1900 12 апреля 1902 1900 17 сентября 1901 1902

12 «№ 222» 30 октября 1900 12 апреля 1902 1900 2 октября 1901 1902

13 «№ 223» 30 октября 1900 12 апреля 1902 1900 20 ноября 1901 1902

Составлена по: История отечественного судостроения. Т. 2. СПб.: Судостроение, 1996. С. 247—250; Моисеев С.П. Список судов русского парового и броненосного флота 1861—1917 гг. М.; Л.: Военмориздат, 1948. С. 94, 95, 140, 141, 370, 371.

ограниченная мореходность (до 2—3 баллов волнения моря).

Миноноски до середины 80-х годов XIX века интенсивно использовались в боевой подготовке Балтийского и Черноморского флотов, девять из них, в т.ч. «Рябчик» завода В. Крейтона в Або, в 1880 году были перевезены (морем) в состав Сибирской флотилии. С 1885 года все они носили номера, а в 1890-х годах переведены в резерв (сданы в порт на хранение). Некоторые из них использовались в Русско-японской войну, а к 1908 году все были исключены из списков.

Ещё в 1870 году в Морском министерстве озаботились созданием мелкосидящих канонерских лодок для замены многочисленных лодок времён Крымской войны. По мнению управляющего министерством адмирала Н.К. Краббе, эти корабли должны были удовлетворять «обыкновенным потребностям портов и гидрографии в мирное время и вместе с тем быть способными принести действительную пользу в военное время»14.

В феврале 1873 года комиссия под председательством товарища (заместителя) министра вице-адмирала С.С. Лесовско-го сформулировала задание на проектирование. Оно ориентировалось на тип канонерских лодок инженера английской фирмы «Армстронг» Ренделя, создавшего своеобразный «плавучий пушечный станок» — мелкосидящее небольшое судно, вооружённое одним орудием крупного (254 мм) калибра.

Задание предусматривало осадку 1,83 м при мощности машины 240 л.е., скорости 8 узлов и при вооружении одним 280-мм

Таблица 2

орудием. В целях экономии железа корпус лодки было предложено делать с деревянной обшивкой и железным набором, по так называемой композитной смешанной системе. Впоследствии и шпангоуты были сделаны дубовыми, а железными оставлены поперечные и продольные связи и переборки.

По этим заданиям была спроектирована и в 1873—1874 гг. построена в Новом Адмиралтействе канонерская лодка «Ёрш». Испытания выявили не только удовлетворительные мореходные качества, но и многочисленные недостатки, часть которых была устранена в 1874—1876 гг.

К лодкам аналогичного типа вернулись только в 1878 году под угрозой войны с Англией. Всего построили восемь канонерских лодок по улучшенным проектам — четыре типа «Бурун» и четыре типа «Дождь». Две из последних были заказаны фирме Крейтона в Або. Они получили названия «Град» и «Снег». Проект лодок типа «Дождь» составлялся под руководством корабельного инженера Э.Е. Гуляева, паровую машину мощностью 300 л.с. проектировали на германском заводе Ф.А. Эгельса. «Град» и «Снег» были заложены в Або в мае 1879 года и спущены на воду 30 августа 1880 года. Они строились под наблюдением корабельного инженера Н.Е. Титова по смешанной системе с железными шпангоутами и толстой деревянной обшивкой. Паровые машины для них также были изготовлены на заводе Крейтона по чертежам завода Ф.А. Эгельса. Из-за ледовой обстановки в Кронштадте лодки зимовали в Або и перешли в Кронштадт для испытаний только весной 1881 года.

Проектное водоизмещение лодок составляло 402 т (длина — 33,1 м, ширина — 10,5 м, осадка — 2,1 м). На шестичасовом испытании на мерной миле у Толбухина маяка 17 июня 1881 года лодка «Град» при водоизмещении 405 т и мощности машины 472,5 л.с. показала среднюю скорость (в четырёх пробегах) 9,56 узла. Давление пара в котлах составило 2,45 атмосферы, частота вращения винта — 162,5 об/мин15. В целом испытания подтвердили вполне успешное выполнение В. Крейтоном государственного заказа. Это выявили и всесторонние испытания лодок в 1881 году в отряде капитана 1 ранга М.П. Новосильского, где они проявили хорошие мореходные качества и показали возможность достижения 1000-мильной дальности плавания.

Вооружение лодок 280-мм орудием позволяло использовать их как для поражения броненосцев, так и для нанесения урона команде миноносца в случае стрельбы картечью. Впоследствии на лодках были установлены также по две скорострельные пушки системы Энгстрема16. Экипаж составляли четыре офицера и 50 (по другим сведениям, 37) нижних чинов.

«Град» и «Снег» ежегодно находились в плавании до 1904— 1907 гг., когда были приписаны для стоянки в резерве к порту. Смешанная (композитная) конструкция их корпусов вполне соответствовала требованиям переходного периода в судостроении и показала завидную долговечность.

В 80-х годахXIX века в военном кораблестроении совершился переход от железа для корпусов к судостроительной стали. Одно-

Минные крейсера завода В. Крейтона в Або

п/п Название Подписание контракта Зачисление в списки Закладка Спуск на воду Вступление в строй

1 «Всадник» 1 апреля 1892 24 октября 1892 10 февраля 1892 1893 1894

2 «Гайдамак» 1 апреля 1892 24 октября 1892 10 февраля 1892 1893 1894

3 «Абрек» 1 февраля 1896 7 марта 1896 1895 1896 сентябрь 1897

4 «Охотник» 1905 26 октября 1905 март 1905 1905 14 февраля 1906

5 «Пограничник» 1905 26 октября 1905 март 1905 1905 19 июля 1906

Составлена по: История отечественного судостроения. Т. 2. СПб.: Судостроение, 1996. С. 247—250; Моисеев С.П. Список судов русского парового и броненосного флота 1861—1917 гг. М.; Л.: Военмориздат, 1948. С. 94, 95, 140, 141, 370, 371.

В.Ю. ГРИБОВСКИЙ. Финляндские верфи — российскому флоту

¡л

временно в составе флотов появились миноносцы — малые (около 100 м) быстроходные (около 20 узлов) носители минного (торпедного) оружия, более крупные, чем миноноски. Применение новой стали позволило облегчить их корпуса и увеличить полезную нагрузку.

Фирма В. Крейтона оказалась на острие технического прогресса. На заводе в Або освоили современные технологии обработки металла и изготовление новых паровых машин, что обеспечило получение заказов на малые быстроходные суда.

Первый контракт Морского министерства с заводом В. Крейтона на постройку двух миноносцев «из самой мягкой» судостроительной стали с машинами тройного расширения мощностью 1800 л.с. был подписан 18 октября 1888 года. Корабли следовало подготовить к сдаче через 10 месяцев, ещё месяц отводился на заводские испытания.

Контракт заключили по итогам конкурса (негласного), в котором участвовали Невский завод (Санкт-Петербург), французская фирма О. Нормана и английская фирма Ярроу. Лучшим проектом Морской технический комитет (МТК) в мае 1888 года признал проект В. Крейтона17, который перед этим успешно построил для морского ведомства несколько стальных паровых катеров, а ранее — шесть миноносцев и две лодки. В этот раз проектирование кораблей задержалось из-за отсутствия должного опыта и необходимости предварительной технологической подготовки (пришлось спешно оборудовать специальный участок для оцинковки листов обшивки подводной части). В результате миноносцы, названные «Нарген» и «Гогланд», были спущены на воду только в ноябре—декабре 1889 года. На испытаниях, состоявшихся с началом навигации 1890 года, их скорости составили 20,15 и 20,38 узла (по контракту 22 узла в течение трёх часов). Важным достоинством кораблей было вооружение их двумя поворотными минными аппаратами в дополнение к носовому. Добротно выполненные, хотя и не добившиеся контрактных скоростей, корабли были признаны наиболее отвечавшими условиям службы

на Дальнем Востоке, куда они направились 22 августа 1892 года.

Миноносцы в океанском плавании проявили хорошие мореходные качества. Переход осуществлялся в сопровождении портового судна «Силач» с заходом в Ярмут и Шербур для ремонта и завершился 23 июня 1893 года во Владивостоке. Состояние корпусов и машин было признано «удов л етворител ьн ы м »18.

Таким образом, финский заводчик внёс свой вклад в строительство российского флота на Дальнем Востоке. «Нарген» и «Гогланд» служили в составе Сибирской флотилии под названиями «Уссури» и «Сунгари» (с 1893 г.), в составе Тихоокеанского флота в войне с Японией под номерами 203 и 204 (с 1898 г.). В боевом походе 17 июля 1904 года на миноносце № 204 от удара о камень заклинило руль. Находясь вблизи враждебных берегов, русские моряки проявили непохвальную поспешность: вместо того чтобы подорвать руль и продолжать путь, они после безуспешных попыток буксировки затопили корабль на месте аварии. Миноносец № 203 пережил войну и был исключён из списков в 1907 году.

В сентябре 1889 года по заданию МТК завод В. Крейтона разработал эскизный проект миноносца меньшего размера. Французский прототип предопределил применение эллипсовидных шпангоутов, образовывавших характерные заваленные внутрь борта. Заказ на постройку четырёх миноносцев по этому проекту был рапределён между

1

Канонерская лодка «Горностай»

двумя заводами. Заводу В. Крейтона в Або были заказаны «Даго» и «Котка», ещё два миноносца заказали Ижорскому заводу в Кол-пино.

Корабли завода В. Крейтона оказались более удачными, чем ижорские. Миноносец «Даго», развив мощность машины 1030 л.е., достиг скорости 18,37 узла, а «Котка» при водоизмещении 99,7 т и мощности 1004 л.с. показал в среднем около 19 узлов. Ижорские миноносцы развили 16,2 и 15,6 узла19. В августе 1894 года «Котка» отправился на Дальний Восток, но из-за неисправностей туда не дошёл, а был включён сначала в состав российской Средиземноморской эскадры, а потом переведён на Черноморский флот. Остальные миноносцы служили на Балтике и в 1909 году были приписаны к порту, а в 1910 году исключены из списков.

Следующий проект, по которому были построены очередные миноносцы, был основан на испытаниях четырёх миноносцев, но в целом соответствовал конструктивному типу германского завода Шихау, признанного авторитета в строительстве такого типа судов.

Интересно, что В. Крейтон пытался улучшить проект, увеличив мощность машин до 1200 л.с. Однако МТК это предложение отклонил. Срок сдачи при этом остался прежний — 15 июня 1890 года (контракт был подписан 28 июня 1889 г.), осталась прежней и стоимость (два по 212,5 тыс. рублей). По этому проекту

в Або были построены «Борго» и «Экенес».

Оба миноносца начали службу на Балтике. «Борго» в 1894— 1895 гг. перешёл на Дальний Восток. 18 сентября 1900 года он погиб при столкновении с миноносцем № 204. «Экенес» исключили из списков 6 января 1910 года20.

К середине 90-х годов XIX века в российском Морском министерстве пришли к выводу о необходимости крупносерийной постройки миноносцев на отечественных верфях. В качестве прототипа был избран миноносец французской постройки «Пернов». При относительно небольших размерах (42 м, 120 т) и мощности машин около 2000 л.с. корабль развил скорость 26 узлов. Хотя эти результаты и вызвали сомнения, в МТК ухватились за возможность получить готовый образец с хорошим вооружением и высокой скоростью. Вместе с проектом завод В. Крейтона получил и готовые котлы Дю Тампля. По контракту от 15 июня 1893 года завод должен был поставить миноносцы именно с этими котлами, хотя уже мог изготовить котлы раз-

Таблица 3

ных систем. В результате котлы опоздали, что вызвало задержку готовности миноносцев. Скорость кораблей на испытаниях составила 21,24 узла («Полан-ген») и 21 узел («Пакерорт»). Под номерами 119 и 120 они служили на Балтике, а в 1918 году были захвачены белофиннами в Або-Аландских шхерах.

По типу «Пернова» были построены 22 миноносца, из них четыре на Николаевском и два на Ижорском заводе (со сборкой во Владивостоке), все с машинами и котлами завода В. Крейтона.

В 1895 году в развитии типа миноносцев российского флота произошла своеобразная революция. В состав флота вступил миноносец «Сокол», построенный фирмой Ярроу в Англии. Он имел корпус из никелевой стали водоизмещением 220 т, мощностью машин 3800 л.с. «Сокол» развил на испытаниях небывалую скорость — 29,77 узла. Усиленное вооружение — одно 75-мм орудие при двух минных аппаратах — позволяло англичанам называть миноносцы такого типа «истребителями» (миноносцев)21. Тактико-технические элементы «Сокола» впечатлили

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

управляющего Морским министерством вице-адмирала П.П. Тыртова, и он решился на заказ большой серии по чертежам прототипа. В. Крейтон уже в январе 1896 года начал переговоры и 19 марта получил предварительный наряд на постройку двух истребителей. Они получили название «Коршун» и «Кречет». Надо отметить, что в этот раз проверенному судостроителю Морское министерство «подсунуло свинью»: возложило на него решение сложнейшей технической задачи — обеспечение эффективной работы котлов при сгорании нефти на обоих заказанных кораблях. Решение этой задачи требовало сложных и дорогостоящих опытно-конструкторских работ. Министерство искало дешёвые пути решения задачи, возлагая это на частные заводы, а тем не хватало свободных средств. Поэтому «нефтяное отопление» было заведомо недостижимым. Тем не менее фирма, боясь потерять заказ, взялась за доработку проекта.

Как и следовало ожидать, очередное «самопальное» устройство для нефтяного отопления оказалось неэффективным. Испытания его заняли целый год — с августа 1897 по сентябрь 1898 года. Тогда фирма, воспользовавшись оговоркой в контракте, подписанном 5 мая 1897 года, допускавшей сдачу кораблей с угольным отоплением, выполнила необходимые переделки. В результате на испытаниях в 1900 году «Коршун» и «Кречет» достигли контрактных 27,5 узла22. «Кречет» (с 1902 г. «Пылкий») служил на Балтике до 1907 года, когда был переведён в состав Каспийской флотилии, где в 1911 году был переделан в нефтеналивную баржу. «Коршун» (с 1902 г. «Послушный») в Первую мировую войну был оборудован в качестве тральщика, в 1918 году захвачен белофиннами.

Всего по типу «Сокола» (с 1902 г. — «Прыткий») в России было построено 26 миноносцев — 10 для Балтийского флота, 4 для Черноморского и 12 для Сибирской флотилии, примерно по 320 тыс. рублей каждый.

Казалось бы, выбран рациональный тип миноносца с хорошей скоростью хода и достаточным вооружением. Тем более что

Основные тактико-технические элементы минных крейсеров завода В. Крейтона

Элементы «Всадник» «Абрек» «Охотник»

Водоизмещение, т 432 650 740

Длина, м 60,4 65,7 75,2

Ширина, м 7,4 7,7 8,2

Осадка, м 2,1 3,2 2,6

Мощность машин 3500 4532 7300

Скорость хода, узлов 21 21 25

Дальность плавания, мили 1600 2400 2300

Экипаж, человек 7/57 7/72 7/93

Вооружение 6-47 3-37 2 ТА 2-75 4-47 2 ТА 2-120 6-57 4 пул. 3 ТА, 42 мины

Составлена по: История отечественного судостроения. Т. 2. С. 248; Моисеев СЛ. Указ. соч. С. 140, 141, 370, 371.

В.Ю. ГРИБОВСКИЙ. Финляндские верфи — российскому флоту

fj

Л

уже в 1898 году были заключены контракты на более крупные — 350-тонные миноносцы с 27-уз-ловой скоростью и шестью орудиями.

В июле 1896 года Охтинское адмиралтейство в Санкт-Петербурге было арендовано В. Крейтоном сроком на 35 лет23. Подобно многим современным владельцам Крейтон не озаботился переоснащением предприятия, ограничившись использованием прежних стапелей и корпусных цехов. Машины и котлы по-прежнему изготовлялись на заводе в Або.

Но мысль об экономии не оставляла руководителей морского ведомства. Стимулировал эту мысль, как ни странно, сам В. Крейтон, который предложил построить «улучшенные» миноносцы типа «Нарген» («Сунгари»). Заказ разместили в 1897—1898 гг. на Охтинской верфи, арендованной В. Крейтоном. В результате в Санкт-Петербурге были построены миноносцы двух разных проектов: четыре типа «Сокол» (для Чёрного моря), два — по новому проекту меньшего размера (186 т). Паровые машины для всех кораблей изготовили в Або.

Не дожидаясь испытаний, морское ведомство в 1900 году разместило заказ ещё на десять «малых» миноносцев по французскому типу «Циклон», первый из них получил В. Крейтон (предварительный наряд выдан 1 февраля 1900 г.). Согласно контракту от 30 октября 1900 г. два миноносца следовало сдать не позднее 21 сентября 1901 года, ещё два — через 21 месяц и последний — через 24 месяца после получения стали от Невского завода.

Чертежи поступали от фирмы «Норман» (Франция). Сам по себе проект выглядел привлекательно: при водоизмещении 152,4 т две паровые машины по 2100 л.с. со стальными (а не чугунными) вращающимися частями с надёжными водотрубными котлами Нормана, двухтрубный минный аппарат, две 47-мм пушки.

На практике всё оказалось несколько иначе, даже имевший опыт завод в Або, строивший три корабля, не уложился в контракт. Миноносцы № 221, № 222 и № 223 были спущены на воду в сентябре—ноябре 1901 года, а

закончили испытания в августе 1902-го. Они развили скорости 26,76—26,87 узла при 26 узлах по контракту. Главным недостатком проекта оказались слабые корпуса, которые потребовали переделок в процессе постройки. Особенно это коснулось верфей на Охте, где строили два миноносца (№ 219 и № 220). На них пришлось переклёпывать обшивку.

Недостатки проявились в дальнем походе 1903 года. Миноносцы № 221 и № 222 вошли в состав отряда контр-адмирала A.A. Вирениуса, сформированного в Средиземном море. Корпуса их текли, не выдерживая штормовую погоду, а № 221 26 февраля 1904 года затонул на переходе в Пирей24. Экипаж удалось спасти.

Дальние вояжи всех миноносцев этого типа не состоялись, и они вернулись на Балтику. Миноносцы № 222 и № 223, построенные в Або в 1914—1917 гг., служили в качестве тральщиков, а в 1918 году были оставлены в Финляндии за невозможностью их вывода в Кронштадт. Этому помешало не желание остаться на «исторической родине», а отсутствие экипажей. Данные о постройке и тактико-технических элементах миноносцев фирмы В. Крейтона приведены в таблицах.

Минные крейсера появились во флотах во второй половине XIX века, они должны были бороться с миноносцами противника. В каждом флоте они развивались по-своему. В российском флоте предпочтение отдавалось многочисленным орудиям мало-

го калибра — 37 и 47-мм. Предусматривались также минные (торпедные — ТА) аппараты. Скорость требовалась 21—22 узла.

Надо отметить, что этот класс кораблей с самого начала не получил «чёткого определения задач, для решения которых он предназначался»25. В результате два первых минных крейсера российского флота — «Лейтенант Ильин» и «Капитан Сакен»

— были признаны неудачными. Вместо ожидаемых 22 узлов они развили всего 19,3 и 18,3 узла соответственно.

В Морском министерстве решили обратиться к иностранному опыту. 8 октября 1888 года контракт на постройку минного крейсера был заключён с германской фирмой Ф. Шихау. Корабль, получивший название «Казарский», имел водоизмещение 400 т (длина — 60,4 м, ширина — 7,4 м, осадка средняя

— 2,1 м), скорость по контракту 21 узел при мощности машин 3000—3500 л .с. По форме корпуса крейсер представлял собой большой миноносец с острыми обводами.

На испытаниях он показал хорошие ходовые качества, однако по обоюдному согласию фирмы и заказчика получил слабое артиллерийское вооружение — два 47-мм и семь 37-мм орудий. Неважными были и мореходные качества: крейсер зарывался в волну и испытывал сильную бортовую качку. Тем не менее руководство Морского министерства, в т.ч. управляющий

Миноносец «Даго»

адмирал Н.М. Чихачёв, выбрало именно «Казарский» в качестве прототипа четырёх балтийских и одного черноморского кораблей. Два из балтийских были заказаны заводу В. Крейтона в Або. Условия контракта, подписанного 1 апреля 1892 года, были жёсткими, в них оговаривалась ответственность фирмы за все изменения характеристик по сравнению с немецким образцом.

Но завод пошёл на необходимые усовершенствования, предложенные наблюдавшим за постройкой корабельным инженером H.H. Пущиным. Так, в носу был устроен полуразмерный полубак, увеличен развал носовой части, выполнены подкрепления корпуса для устранения вибрации26.

Стоимость обоих крейсеров по контракту составила

946 тыс. рублей. На испытаниях они показали скорость около 20 узлов. При этом их вооружение было усилено до шести 47-мм и двух 37-мм пушек. Вскоре после испытаний в Кронштадте «Всадник» и «Гайдамак» отправили на Дальний Восток, где они служили в составе Сибирской флотилии до Русско-японской войны 1904— 1905 гг. Накануне сдачи Порт-Артура они были затоплены на внутреннем рейде. После войны подняты японцами и введены в строй под названиями «Макигумо» и «Сикинами»27. Впрочем, в строю они были недолго: спустя некоторое время после войны оба минных крейсера были списаны.

В апреле 1893 года фирма В. Крейтона получила заказ на

проектирование последнего минного крейсера этой серии по усовершенствованному проекту крейсера «Казарский». И на сей раз задание требовало сохранить в проекте основные характеристики — 21-узловую скорость при 400-тонном водоизмещении.

Но в данном случае фирма проявила похвальную инициативу, а МТК покладистость. В результате почти трёхлетней совместной работы появился проект практически нового корабля, который выгодно отличался от прототипа. Развитый полубак обеспечивал хорошую мореходность, вооружение усилили вначале носовой, а потом и кормовой 75-мм пушками. От неэффективных 37-мм орудий вовсе отказались. По требованиям МТК проект неоднократно изменялся, в частности котлы системы Дю Тампа заменили на котлы Нормана. По контракту, заключённому 1 февраля 1896 года, корабль, получивший название «Абрек», следовало подготовить к испытаниям в Або 1 сентября и не позже 1 октября начать сдачу в Кронштадте.

Испытания состоялись только в июне—июле 1897 года и были прерваны аварией и пожаром, вызванным разрывом семи трубок в котлах. Завод заменил все трубки, и в сентябре 1897 года «Абрек» на испытаниях при водоизмещении 534 т и средней мощности машин 4500 л.с. развил скорость на трёх пробегах 21,2 узла при полной загрузке угля. Предварительный наряд на постройку фирма получила ещё в феврале 1895 года, что позволило начать постройку в том же 1897 году. Стоимость заказа составила 495 800 рублей. Длина корпуса была увеличена до 65,7 м, мощность машин — до 5250 л.с. при четырёх котлах28.

Большие потери флота в Русско-японской войне с первых её дней обеспокоили не только руководство морского ведомства, но и широкую общественность. Хоть и с большим опозданием, решение по формированию 2-й, а потом и 3-й эскадр Тихоокеанского флота было принято в срочном порядке. Участие общественности выразилось в создании Особого комитета по усилению военного флота

Минный крейсер «Абрек»

В.Ю. ГРИБОВСКИЙ. Финляндские верфи — российскому флоту

fj

Л

на добровольные пожертвования. Председателем комитета император утвердил своего родственника контр-адмирала великого князя Александра Михайловича, известного критическим отношением к деятельности «августейшего дяди» императора генерал-адмирала великого князя Алексея Александровича. Комитет развернул бурную деятельность по сбору пожертвований и в считанные месяцы собрал от представителей всех слоёв общества более 10 млн рублей. Комитету предстояло решить вопросы о выборе типа судов, которые следовало построить на собранные деньги, и о заводах — исполнителях заказов.

Большинство членов комитета склонялись к типу торпедного и лёгкого артиллерийского вооружения. Благодаря своим небольшим размерам такое судно могло быть сравнительно быстро построено и успевало на театр военных действий до окончания войны.

Морское министерство избрало самый лёгкий путь: после длительного обсуждения в МТК оно обратило отпущенные казённые средства на постройку миноносцев улучшенных довоенных проектов. Так, в составе флота уже после войны появились две большие серии миноносцев французского («Искусный») и германского («Бдительный») типов, а также большая серия миноносцев Невского завода («улучшенный» Ярроу).

К чести Комитета по усилению военного флота на добровольные пожертвования надо отметить, что он подошёл к решению проблемы творчески и избрал наиболее перспективный тип минных судов увеличенного размера. Уже в сентябре 1904 года были заказаны первые восемь минных крейсеров водоизмещением 500 и 670 т и скоростью хода 25 узлов. Исполнителями заказов были избраны завод фирмы Ланге в Риге, Санкт-Петербургский Пу-тиловский завод и Сандвикский завод в Гельсингфорсе. Последнему были заказаны два минных крейсера — «Финн» и «Эмир Бухарский». Эти названия имели смысл: «Финн» был в основном построен на средства, собран-

Миноносец «Пакерорт»

ные жителями Великого княжества Финляндского, а второй крейсер — на деньги бухарского эмира, подданного Российской империи.

Сандвикский завод в Гельсингфорсе к этому времени имел опыт постройки малых судов каботажного плавания и судоремонта. Оборудование котельного, машиностроительного и корпусного цехов позволяло строить более крупные военные суда. Благодаря этому завод успешно справился с заказом комитета. «Финн» был заложен в 1904 году, спущен на воду 4 апреля 1905 года и вступил в строй 14 июля. Заложенный одновременно «Эмир Бухарский» был спущен на воду 12 января 1905 года и вступил в строй 28 мая того же года. Они стали одними из первых по готовности «добровольцев» (изготовленных на пожертвования).

По своим тактико-техническим элементам минные крейсера были шагом вперёд по сравнению с «истребителями» 1898—1904 гг. и построенными в 1905—1907 гг. их аналогами. При нормальном водоизмещении 570 т (фактическое — 620 т, длина — 72,5 м, ширина — 8,2 м, осадка кормой — 2,9 м) они имели по две машины суммарной мощностью 6200 л.с. и развивали скорость до 25 узлов. Полный запас угля 150 т обеспечивал дальность плавания свыше 1000 миль. Вооружение составляли три поворотных минных (торпедных) аппарата, два 75-мм, шесть 57-мм орудий и четыре

пулемёта. В перегрузку они могли принимать до 20 мин заграждения, для которых на верхней палубе были проложены минные рельсы29.

Экипаж составляли семь офицеров и 92 нижних чина. Оба минных крейсера 10 октября 1907 года были переклассифицированы в эскадренные миноносцы и несли службу в составе Минной дивизии Балтийского флота, участвовали в Первой мировой войне. В октябре 1918 года они были переведены в Каспийское море.

Сандвикский завод, естественно, в 1904 году составил конкуренцию фирме Крейтона в Або. Последняя не могла остаться в стороне при получении заказов от комитета. Тем более что её отделение на Охте (Санкт-Петербург) в 1899—1902 гг. успешно выполнило заказ на постройку четырёх миноносцев типа «Сокол» для Черноморского флота, весной 1904 года получило заказ на три однотипных миноносца для Сибирской флотилии, а весной 1905 года — заказ Морского министерства на ещё два однотипных корабля (все пять — со сборкой во Владивостоке).

И комитет не обошёл вниманием завод Крейтона в Або. Весной 1905 года при заказе второй очереди минных крейсеров завод Крейтона получил заказ на два корабля, позднее названных «Охотник» и «Пограничник». Это были более крупные, чем «Финн», корабли водоизмещением 615 т по проекту. Они имели и более сильное ар-

тиллерийское вооружение — 120-мм орудия вместо 75-мм и могли принимать 42 мины заграждения. При полном запасе угля 220 т дальность плавания достигала 2300 миль. Мощность машин составила 7300 л.е., скорость хода — 25 узлов30.

Заложенные в марте 1905 года, «Охотник» и «Пограничник» были спущены на воду в 1905 году и вступили в строй соответственно 14 февраля и 19 июля 1906 года. Несмотря на быстрое выполнение заказа заводом Крейтона, минные крейсера заведомо не успевали на театр военных действий. Они остались на Балтике в составе Минной дивизии. С 10 октября 1907 года они значились как эскадренные миноносцы. «Пограничник» был известен тем, что до Первой мировой войны ходил под флагом начальника Морских сил Балтийского моря адмирала Н.О. Эссена, а в 1915 году доставил гроб с телом покойного адмирала из Ревеля в Санкт-Петербург.

В Первую мировую войну оба эсминца в составе полудивизиона особого назначения отличились в активных минных постановках. «Охотник» 13 сентября 1917 года погиб, подорвавшись на мине в районе м. Церель (Ир-бенский пролив). Судьбу корабля разделила большая часть экипажа, в т.ч. все офицеры.

Одновременно с Крейтоном заказы комитета выполняли и его финляндские конкуренты. Санд-викский завод в 1905—1906 гг. построил минные крейсера «Гене-

рал Кондратенко» и «Сибирский Стрелок» (однотипные «Охотнику»), а Мостостроительный завод в Гельсингфорсе в 1905—1907 гг. — минные крейсера «Амурец» и «Уссури» (типа «Финн»). Главные механизмы для них поставил завод Крейтона в Або.

Все четыре минных крейсера, перечисленные в эскадренные миноносцы, в составе Минной дивизии Балтийского флота приняли активное участие в Первой мировой войне. В 1918 году они вместе с 16 уцелевшими в войне «добровольцами» участвовали в Ледовом походе Балтийского флота из Гельсингфорса в Кронштадт, и это стало окончанием пребывания Российского флота (РККФ) в водах Финляндии.

В XIX веке благодаря заказам Морского министерства значительное развитие получила судостроительная промышленность Великого княжества Финляндского. На финляндских верфях были построены винтовой фрегат, два винтовых корвета, четыре канлодки, 19 миноносцев и миноносок и девять минных крейсеров. Ведущую роль в этом сыграл завод фирмы Крей-тон и К0 в Або, который построил около 15 проц. российского минного флота на Балтике. Развитие получили также Сандвикский завод и Мостостроительный завод в Гельсингфорсе.

Таким образом, с одной стороны, казённые заказы Морского министерства способствовали развитию современной судостроительной промышленности

в Великом княжестве Финляндском — генерал-губернаторстве в составе Российской империи, с другой стороны, эта промышленность стала важной составляющей военно-промышленного комплекса России, обеспечивавшей её полноценными боевыми единицами.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Шестаков И. А. Полвека обыкновенной жизни. СПб.: Судостроение, 2002. С. 251.

2 История отечественного судостроения. Т. 1 СПб.: Судостроение, 1996. С. 14, 15.

3 Памятная книжка Морского ведомства на 1875 год. СПб., 1875. С. 24, 25.

4 Моисеев СЛ. Список судов русского парового и броненосного флота 1861—1917 гг. М.; Л.: Военмориздат, 1948. С. 68.

5 Мощность, рассчитанная по устаревшей формуле Д. Уатта в зависимости от объёма цилиндров и постоянного давления пара.

6 Тимберовка — капитальный ремонт деревянного судна с заменой части набора и обшивки.

7 Блокшив — старое судно, служившее плавучей батареей, складом, казармой или тюрьмой.

8 Памятная книжка по Морскому ведомству на 1875 год. С. 121.

9 Моисеев СЛ. Указ. соч. С. 392, 393.

10 Памятная книжка Морского ведомства на 1875 год. С. 33.

11 Там же. С. 32, 33.

12 Моисеев СЛ. Указ. соч. С. 68, 69.

13 Там же. С. 167-175.

14 История отечественного судостроения. Т. 2. С. 117.

15 Там же. С. 124, 125.

16 Моисеев СЛ. Указ. соч. С. 206-209.

17 История отечественного судостроения. Т. 2. С. 255.

18 Российский государственный архив Военно-морского флота. Ф. 421. Оп. 4. Д. 294. Л. 113-149.

19 История отечественного судостроения. Т. 2. С. 260.

20 Моисеев СЛ. Указ. соч. С. 101.

21 Destroyer (англ.) — термин, который соответствует нашему «эсминцу» и сохранился до сих пор.

22 История отечественного судостроения. Т. 2. С. 414.

23 Отчёт по Морскому ведомству за 1894-1896 гг. СПб., 1898. С. 163.

24 Моисеев СЛ. Указ. соч. С. 125.

25 История отечественного судостроения. Т. 2. С. 240.

26 Там же. С. 253.

27 Нихон но гукан (Японский военный флот). Tokyo, 1906. Р. 235, 236.

28 История отечественного судостроения. Т. 2. С. 234.

29 Моисеев С.П. Указ. соч. С. 128, 129.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30 Там же. С. 140, 141. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.